Психология выделилась как самостоятельная наука в середине XIX века. Но возникает вполне логичный вопрос: разве до этого не существовало психологических феноменов типа стресса и неврозов, разве люди не общались и не конфликтовали, разве не было личных проблем. Были. Но носило это характер народной мудрости, наблюдений. До научной психологии была житейская.
Что такое житейская психология
Житейская психология – факты, полученные путем личных наблюдений. Это субъективное понимание психологических закономерностей и особенностей мира. По-другому житейскую психологию называют мудростью.
Источники житейской психологии:
- повседневное общение и взаимодействие;
- совместная деятельность;
- люди, которые встречаются на жизненном пути.
Примеры житейское психологии: обряды, традиции, народные сказки, поговорки, пословицы, легенды, поверья и другое народное творчество. Многие паблики в соцсети ВКонтакте или сайты в интернете – результат житейской психологии. То есть это чей-то личный опыт, бытовые наблюдения, история жизни или успеха конкретно этого человека. Сейчас модно разбираться в психологии, говорить о самосовершенствовании.
Житейская психология имеет арсенал инструментов. Например, искусство. Через картины, музыку, книги мы узнаем внутренний мир других людей. У каждого зрителя формируется свое субъективное представление об авторе и его жизни. Никаких терминов и теорий – только житейская психология и личное восприятие. Но главный метод житейской психологии – «проб и ошибок».
Житейская психология – личный опыт и способы жизни, подошедшие одному человеку. Это как раз тот случай, когда мы говорим «я делаю так-то, но не факт, что тебе это подойдет».
Благодаря житейской психологии человек знает, как общаться с собственными родителями, друзьями, сестрами и братьями. Однако без определенных научных знаний человеку неизвестно, как вести себя с новым знакомым. Так, например, дети, привыкшие с помощью слез манипулировать родителями, оказываются в растерянности, когда этот прием не работает на другом взрослом.
Хорошие житейские психологи – водители, охранники, бармены. Они ежедневно общаются с большим количеством людей, выслушивают их проблемы и делают соответствующие выводы.
Методы получения информации
Существует суждения, которые звучат убедительно, но ставятся скептиками под сомнение. Окружающих привлекает яркость, убедительность, новизна выражений. Они не обращают внимания на опровергающие факты, которые предоставляют опытные исследователи.
Среди научных понятий больше обоснованной информации, чем среди житейских знаний. Распространенные домыслы:
- Проклятие, наложенное на род снимается вымаливанием прощения у мертвого.
- После потери близкого родственник обязательно получит сильную психологическую травму.
- Детские психотравмы могут мешать вести нормальную деятельность, развиваться.
- Не имея материнской любви, полноценная личность не будет сформирована.
Что такое научная психология
Научная психология – материал, полученный методом экспериментов и исследований. Психология в научных терминах и теориях.
Источники научной психологии:
- книги, научные статьи и другие публикации;
- эксперименты;
- учителя и наставники, передающие теоретический опыт (обучение в университете по направлению психологии).
Основа научной психологии – житейская психология. Только заметив что-то на практике, ученые решают найти научное объяснение и определить масштабность процесса.
Научная психология дает общие рекомендации по взаимодействию. Например, известно, что все люди заражаются эмоциями группы; мозг каждого человека реагирует повышением настроения на вынужденную улыбку. А яркие цвета возбуждают психику каждого индивида, холодные оттенки нагоняют тоску и т. д. Значит, можно смело использовать эти приемы в быту.
Различия житейской и научной психологии
Анализом сходства и отличий двух видов психологии занимается научный тип. Но среди исследований нельзя найти единый список отличий. Однако можно выделить общие пункты:
- Объект изучения. Научная психология изучает психически процессы, житейская – конкретного человека или условия. Например, житейская психология говорит, что все люди разные, а научная психология это же объясняет особенностями психической системы (темперамент).
- Обобщение. Житейская психология описывает конкретных людей и конкретные условия. Нередко это носит абстрактный и образный характер или представлено стереотипом. Научная психология обобщает, классифицирует, систематизирует.
- Способ получения знаний. Житейская психология пользуется только неорганизованным наблюдением и самонаблюдением. Научная психология использует массу инструментов: специально организованное наблюдение, эксперимент, тесты, опросы, диагностики и другое.
- Способ передачи знаний. Житейская психология передается в основном устно, например, от бабушек к внукам. Или через народное творчество. Научная психология передается с помощью специальной литературы, учебников, университетов.
- Факты, аргументы, осознание. Житейская психология не дает объяснений по пунктам. Человек просто говорит, что он резко что-то осознал или просто знает, что это работает. Научная психология объяснит, почему это работает: какие гормоны включаются, какие доли мозга задействованы, какое свойство психики используется.
- Язык. Научная психология оперирует терминами и понятиями. Житейская психология объясняет что-то «своими словами», по-простому.
4.Становление психологической науки. Основные этапы ее
развития.
Первое систематическое изложение психологических явлений было предпринято древнегреческим ученым Аристотелем в его трактате «О душе». Но собственно научное экспериментальное исследование психических явлений и их закономерностей началось по сути дела с середины XIX в., а подлинно научная психология начала складываться и того позднее — на рубеже XIX-XX вв. Условно выделяют четыре основных этапа становления психологии как науки.
I этап (IV в. до н.э. — середина XVII в. н.э.) психология как наука о душе. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека: сон, сновидения, состояния транса, овладение магическими умениями (например, удачей в охоте), смерть и т.п. На этом этапе психология была донаучной, так как она не имела своих собственных методов исследования, а пользовалась философским методом логических рассуждений.
II этап (середина XVII в., — середина XIX в.) — психология как наука о сознании. Возникает в связи с развитием естественных наук. Способность думать, ощущать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения психических явлений считается наблюдение человека за самим собой (метод интроспекции) и описание фактов. Философская дискуссия перестает быть единственным инструментом познания.
III этап (середина XIX в. — середина XX в.) — психология как наука о поведении.
С 60-х гг. XIX в. начался новый период развития психологической науки. В это время возникает много разных «психологий» со своими принципами и языком; первоначально они с трудом взаимодействовали, чаще всего существуя в противопоставлении друг другу (на современном этапе эти течения — в их нынешних вариантах — часто стремятся, если не к объединению, то к заимствованию методов, понятий и пр.). Этот период часто называют периодом открытого кризиса в психологии. Происходит трансформация предмета психологии, представления о «душе» и «сознании» оказываются недостаточными. В этот период зарождается психология не только теоретическая, но практическая.
IV этап (середина XX в. по настоящее время) психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики До середины XX века в психологии сформировалось большое количество конкурирующих несовместимых и даже несопоставимых парадигм, которые реализовали потенциально логически возможные версии понимания предмета и метода психологии. Это была уникальная ситуация в истории науки. Ни в одной дисциплине не происходило столкновения такого множества столь различных парадигм. Состояние психологии в этот период представляло стадию открытого кризиса, который продолжается до настоящего времени и характеризуется разнообразием и конкуренцией парадигм. Продуктивный выход из кризиса состоит не в доминировании какой-либо одной парадигмы, не в слиянии трудно совместимых логически парадигм, а в эволюционном процессе выработки психологическим сообществом согласованного мнения об основных научных ценностях, принципах, предмете и методе психологии.
Сходство научной и житейской психологии
Сходство научной и житейской психологии в том, что они помогают людям понимать друг друга. Результат объединения двух направлений психологии – практическая психология.
Как выглядит объединение научной и житейской психологии:
- Изучение влияния группы на человека и личности на группу (психология управления и лидерства).
- Определение особенностей взаимодействия двух групп или двух людей.
- Изучение уникальности человека, особенностей поведения (психология личности).
Практическая психология начинается с житейского наблюдения, а заканчивается научным изучением. И третьим этапом, наоборот, выдвинутая теоретическая гипотеза проверяется на частных случаях в быту, отмечается широта ее применения.
Житейская и научная психология важны друг для друга. Это взаимно дополняемые виды. Житейская психология – личный опыт каждого. Научная психология – обобщенный опыт всего социума. Но разве можно делать общие выводы о закономерностях общества, не зная психику каждого отдельного индивида. И так же нельзя понять систематические знания, не прочувствовав их лично на практике. Разве может учитель следовать только написанному в учебнике материалу, игнорируя условия среды и особенности именно тех детей, с которыми он взаимодействует. Так что, по сути, речь идет о теоретической и практической психологии.
Особенности
Ученье о внутренней составляющей человека в качестве некой формы житейского знания зародилась давно, практически одновременно с зарождением человеческого социума. Накопление жизненного багажа знаний и повседневного опыта в последующем стало фундаментом для зарождения науки психология, опирающейся на научные факты.
Таким образом, житейская психология являет собой знания, накапливаемые в процессах бытия и используемые в жизнедеятельности. Она включает досужие рассуждения, людские наблюдения, личные умозаключения касательно определённой ситуации. Например, малыши прекрасно умеют манипулировать близкими взрослыми, но подобные действия не срабатывают с чужими людьми.
Ниже приведены особенности житейской психологии:
– иррациональность выводов (практически всегда заключения совершаются людьми интуитивно);
– ограниченность и ошибочность обобщения (часто люди ошибочно все подобные обстоятельства сводят к одной типичной ситуации, например, если человек одевается неформально, то его автоматически бабушки, отдыхающие под подъездами, относят к преступным элементам);
– убеждения основываются на субъективных переживаниях, страхах;
– суждения обусловлены слухами, настроениями, модой;
– знания основываются на случайности обстоятельств, размышлениях;
– недостаточность культурного уровня рассматриваемого варианта психологии, приземлённость суждений нередко с примесями суеверий.
Ещё одна характеристика житейской психологии заключается в подаче людьми своих «открытий» в качестве истины. Люди обычно убеждены в собственной правоте, считая себя лучшими психологами, грамотными учителями, сведущими наставниками. Ярчайшим примером этому служат блогеры либо известные ведущие популярных «мыльных» телепередач. Они подают информацию не в качестве личных измышлений, а в качестве единого и непреложного факта. Они убеждены в собственной правоте, хотя их знания поверхностны, а умозаключения базируются исключительно на собственном опыте, который всегда субъективен, поэтому информация, которую они несут в массы, не может служить ориентиром либо поведенческим паттерном для всех людей.