Автор материала:
Инна Трофимова
писатель, психолог, гештальт-терапевт
По непонятным причинам общественное мнение рисует скептика как странное, вечно сомневающееся существо без устойчивой точки зрения. А скептицизм воспринимается как форма пессимизма или уныния. Но ведь страсть получить исчерпывающее доказательство может быть очень полезной. Без скептической оценки невозможно здраво рассуждать об информации из интернета, защититься от аферистов, фильтровать сплетни и противостоять уловкам маркетологов.
В статье расскажем о гранях скептицизма, пользе критического мышления и стратегиях для тех, кто хочет научиться доверять здравому смыслу.
Кто такой скептик простыми словами?
Скептик — это тип человека, который склонен подвергать сомнению как чужие, так и собственные выводы, умеет видеть слабые места в каждом аргументе и пытается проверить и подтвердить каждую деталь в картине мира. На мнение скептика трудно повлиять с помощью голословных утверждений без неопровержимых доказательств. Более того, они не склонны к неоправданному оптимизму и дают своим первичным чувствам взять вверх над здравым смыслом.
Мыслительный процесс в голове скептика не останавливается. Он или она постоянно размышляет над вопросами, которые считает важными, спорит и рассуждает сам с собой, пересматривает свое отношение к жизни. Он также регулярно переосмысливает свои собственные действия и прошлые ошибки. Возможно, это объясняет знаменитое высказывание Оноре де Бальзака о том, что «скептики — самые совестливые люди».
Интересно, что сами скептики не готовы утверждать, что обладают точной или достаточно полной информацией. Они все анализируют, ищут аргументы и доказательства и только после детального самоисследования высказывают собственное мнение. Конечно, одному человеку трудно изучить всю необходимую информацию. Скептик понимает это, поэтому он не видит проблемы в том, чтобы изменить свою точку зрения после получения новых значимых фактов.
Скептически настроенный человек очень трудно верит в окружающую его информацию
Скептически относиться, как это?
В обычном смысле слова, быть скептиком — значит сомневаться в чем-то. Философский вид скептицизма отличается тем, что допускает возможность достоверного знания. Научный скептицизм — это четкое и последовательное противостояние теориям, не получившим экспериментального подтверждения.
Любая новая информация может быть воспринята по-разному:
- с негативным недоверием (определенно негативным);
- с разумной долей скептицизма;
- с безусловным доверием (абсолютно положительным).
Однако рекомендуется не впадать в крайности и занять сбалансированную среднюю позицию (в этом и заключается скептицизм).
Портрет скептиков
Скептик всегда выделяется в компании или группе людей. Поэтому можно выделить те черты, которые соответствуют образу (портрету) скептика:
- Эта личность характеризуется слабой эмоциональностью. Скептик не поддается эмоциям, способен подавлять их, проводить холодный анализ;
- Скептически настроенного человека почти всегда можно увидеть с собранным и серьезным лицом, а улыбка встречается очень редко;
- Вне сферы понимания такого человека находятся внеземные силы и сверхъестественные события, представители других планет;
- Такой человек не может спокойно принимать религиозные убеждения;
- Оказавшись в экстремальной ситуации, такой человек будет в ступоре, ведь для того, чтобы принять решение, необходимо провести глубокий анализ, а на это нет времени;
- Черты скептика наложили непосредственный отпечаток на его отношения с людьми. На работе его считают ботаником. Его готовность критиковать всех вокруг и подвергать все сомнению вызывает негативную реакцию со стороны коллег. Это приводит к одиночеству скептика;
- Может развиться высокомерное, завышенное чувство собственного достоинства;
- Скептически настроенный человек не будет полагаться на мнение других людей и не пойдет на компромисс;
- Строить романтические отношения с ярко выраженным скептиком очень проблематично. Личность, которая во всем сомневается, будет многократно проверять каждый поступок потенциального партнера. Скептику будет крайне сложно довериться кому-то и открыться.
К положительным качествам такого персонажа относятся:
Неспособность манипулировать таким человеком, техники внушения против него неэффективны
Потребность в доказательствах позволяет им развивать природу открытия
Такие люди стремятся к точности и усердию
Скептик почти никогда не станет жертвой мошенников, он может легко разоблачить любой обман
Не совершают импульсивных поступков, избавлены от необдуманных решений
Такой человек никогда не пойдет за толпой, чтобы не отклониться от мейнстрима, он может пойти против устоявшегося мнения
Сильные стороны скептика
В критичном отношении ко всему есть и свои преимущества. Такой личностью сложно манипулировать, не эффективны приемы внушения.
Скептик редко становится жертвой мошенников, критически относится к рекламным трюкам, раскрывает обман. Он стремится докопаться до истины, как бы глубоко она не была зарыта.
Защищен от импульсивных действий, так как обязательно предварительно взвесит все за и против. Его конек – логическое мышление.
Скептик не следует за толпой только для того, чтобы быть как все. Он способен в одиночку пойти вопреки твердо устоявшемуся мнению или стереотипу, если не считает его доказанным. Тем самым открыть возможность нового взгляда, получения дополнительных важных сведений.
Потребность в исчерпывающих доказательствах приводит к развитию навыков исследовательской деятельности, побуждает к поиску новой информации, ее систематизации.
Суждения, выводы скептиков основаны на глубоком анализе. Ими движет стремление к точности, пониманию рисков. Эти качества весьма ценны для специалистов таких профессий, как ревизор, аудитор, контролер, инспектор.
Как появился термин?
Скептицизм первоначально появился как учение в древнегреческой философии. Ксенофан был одним из его основателей. Значительный вклад в доктрину внесли Пиррон, Энеазид, Агриппа, Аркселай и Секст Эмпирик. Философский скептицизм означает сомнение в возможности достоверного знания. Сторонники этой доктрины придерживались мнения, что следует руководствоваться «разумной вероятностью», а не стремлением к истине. В любой ситуации нужно полагаться на здравый смысл, который формируется в повседневной жизни.
В эпоху Возрождения возник новый интерес к древнегреческим философским учениям, и философы вновь заинтересовались античным скептицизмом. Это был период, когда знания умножались с беспрецедентной скоростью. Поэтому необходимо скептическое отношение к проверке знаний и взвешенный подход к их интерпретации и систематизации.
На рубеже 19 и 20 веков началась научно-техническая революция, которая способствовала возрождению интереса к философскому скептицизму. Если раньше это течение использовалось в основном в философии, то теперь оно распространилось на все научные исследования из-за острой необходимости в достоверном знании.
В 1970-х годах сформировался научный скептицизм, необходимость которого была вызвана растущим интересом к паранормальным явлениям. Примерно в это время понимание того, что такое скептик, приобрело современную форму. Это слово стало использоваться не только для обозначения философских скептиков, но и для всех, кто считал, что любая информация должна быть проверена и подтверждена, чтобы считаться достоверной.
В 1992 году было основано Международное общество скептиков, занимающееся опровержением различных антинаучных и псевдонаучных теорий. Они издают собственный журнал «Скептик», организуют конференции и активно работают в Интернете. Их главная задача — разоблачать астрологов, уфологов, гомеопатов и других сторонников нетрадиционных научных направлений.
Грани скептицизма.
Яркое, богатое явление скептицизма напрямую связано с человеческой природой. Это мощное древнее философское направление, метод научного познания и часть жизни человека. В XXI веке сложилось несколько подходов к классификации форм скептицизма. Вот одна из классификаций по характеристикам мыслительного процесса:
Философский скептицизм не подразумевает сомнения ради сомнения. Изначальной целью нового направления было воздержание от решительных и окончательных высказываний. Поэтому скептицизм – именно поиск истины, а не ее отрицание, как зачастую интерпретируется это философское направление.
Научный скептицизм нужен для того, чтобы проверять и критиковать удобные, но не обоснованные псевдонаучные теории. Сложный и многогранный феномен научного скептицизма содержит две составляющие научного исследования: с одной стороны стремление к доказательству, с другой – сомнение.
Хотите принимать лучшие решения, найти идеальную карьеру, реализовать потенциал по максимуму и получить инструкцию индивидуального развития
? Все это можно сделать при помощи системы
Дизайн Человека
. Постройте свою карту и получите базовые разшифровки бесплатно.
Религиозные скептицизм – сомнение в истинности религиозных учений или по отношению к религиозным деятелям, не связанное с отрицанием религии в целом. Религиозными скептиками становятся по разным причинам. Одни в прошлом переживали неприятный опыт, связанный с религиозными учениями. Вторые скептически относятся к бездоказательным духовным истинам. Третьи изучают все догмы и остаются в недоумении от противоречивых вероучений.
Нейтральный скептицизм ничего не утверждает и ничего не опровергает. Он просто высказывает свою точку зрения, не дожидаясь, пока другие согласятся или не согласятся с аргументами. Если сказать иначе – он предпочитает молчать, а не говорить.
Здоровый скепсис – это скорее стиль мышления или мировоззрение человека. Это вовлеченность и активность разума. Так что быть скептиком – мудрый выбор. Если хотите построить карьеру, заслужить уважение, сделать мир более безопасным и разумным – критическое мышление вам в помощь.
Как распознать скептика?
Люди со скептическим отношением не особенно эмоциональны. Они намеренно подавляют свои эмоции, чтобы они не мешали анализу информации. Лицо скептика обычно спокойно и серьезно. Они редко улыбаются, потому что склонны более тщательно обдумывать то, что слышат и видят. Скептик может быть весьма резок в общении. Он или она не боится обидеть, потому что считает, что честность и прямота важнее эмоций. Тип личности скептика в основном флегматик или меланхолик.
Некоторые исследователи говорят, что скептически настроенные люди имеют определенные черты лица: они худые, их лица заострены. Однако не стоит акцентировать свое внимание на этих приманках, так как скептик — это про характер и личность, а не про внешность.
Иногда скептику приписывают черты пессимиста. Это ошибочное суждение, потому что пессимист не доверяет хорошим новостям и охотно верит плохим. Скептик, с другой стороны, склонен сомневаться в любой информации, которая приходит извне. Он стремится установить истину, в то время как пессимист ищет негатив.
Скептики обычно отрицают религиозные верования, потому что никто не может предоставить им рациональные аргументы в поддержку догм, предлагаемых религией. Они также отрицают все сверхъестественные и внеземные явления, которые не могут быть подтверждены материальными доказательствами.
Существует также понятие «религиозный скептицизм». Она допускает сомнение в отдельных утверждениях, но не отрицает религию в целом.
Скептик принимает только те аргументы, истинность которых не вызывает сомнений. Он способен принять существование инопланетян или других сверхъестественных существ и явлений, но только после получения исчерпывающих доказательств. Он также никогда не руководствуется собственной интуицией и тщательно рассматривает все аргументы при принятии решения. Это приводит к некоторой медлительности в действиях, даже в чрезвычайных ситуациях.
Скептики не верят в необъяснимые вещи, они агностики и им требуются доказательства
Словарь Ушакова
скептический
скептический, скептическая, скептическое; в качестве кратк.употр.
скептичен, скептична, скептично.
1.только полн.прил.
к скептицизм в 1
знач.
(
филос.
). Скептическая философия.
2.прил.
к скептицизм во 2
знач.
, критически недоверчивый, сомневающийся.
«Он говорил всё это, скептически (нареч.
) усмехаясь.»
М.Горький
. Скептический взгляд. Скептическое отношение. Скептическая усмешка.
Модели взаимодействия скептика с окружающими
Характеристики скептика отражаются на характере его отношений с другими людьми. Его часто называют помехой в окружающей среде. Склонность к критике и сомнениям регулярно вызывает негативную реакцию окружающих и приводит к одиночеству. На этом фоне скептицизм сопровождается развитием высокомерия и повышенного самомнения.
Скептику трудно полагаться на мнение других людей. Он редко признает авторитеты без веской причины, которую он может проверить лично. Он не идет на компромисс. Однако если человек завоевывает уважение в его глазах по веским причинам, он проявляет верность и преданность. Построить прочные романтические отношения с истинным скептиком довольно проблематично. Такое явление, как любовь с первого взгляда, можно сразу же забыть. Сомневающийся будет многократно проверять и перепроверять каждый шаг и жест потенциального партнера. Маловероятно, что он сможет полностью открыться, довериться другому человеку.
Как общаться со скептиком?
Если мы понимаем, кто такой скептик, то установить с ним контакт несложно. Давайте вспомним, что скептик всегда заинтересован в собеседнике, который готов спорить и отстаивать свою точку зрения с помощью аргументов и фактов. Он любит четкие аргументы и обоснования, которые не вызывают сомнений. Прежде чем сделать ему предложение, хорошо подумайте о подводных камнях.
Наличие скептика в команде всегда полезно. Он просчитывает все возможные сценарии, поэтому с ним гораздо сложнее попасть в беду. Романтики и идеалисты в вашем коллективе могут почувствовать себя оскорбленными тем, как жестко он о них отзывается. Однако это рациональный подход, позволяющий избежать неблагоприятного развития событий.
Скептик: виды
Каждый скептик обладает набором схожих черт, у него также есть определенное мировоззрение, но, тем не менее, таких личностей можно разделить на три группы. Мы хотели бы разделить каждый тип отдельно и описать ключевые моменты их поведения и видения окружающего мира.
Циничные люди
Циничный человек относится к типу личности, называемому скептиком. Этот человек не верит, что люди совершают поступки из бескорыстных побуждений. Цинизм развивается в зрелом возрасте как реакция на ситуации, с которыми мы сталкивались. Скептик имеет другое мнение и характеризуется недоверием и поиском скрытых мотивов. Дети никогда не бывают циничными.
Нигилизм
Нигилизм — это еще одна крайняя форма скептицизма. Это подход к жизни, который отрицает все, что знает или узнает скептик. Приверженцы этого типа мышления отвергают все истины, даже доказанные. Они не формируют собственного мнения, потому что не доверяют всему. Нигилизм деструктивен, поскольку предполагает негативное отношение ко всем аспектам социальной жизни.
Научный скептицизм
Научный скептицизм — наиболее продуктивный тип. Это то, на чем основана вся наука. Для этого типа характерно отрицание всего, что не подтверждается опытом. Такой скептик — хороший ученый. Поверьте, обществу нужны такие люди, но общаться с ними очень сложно.
В зависимости от особенностей личности выделяются три основных вида скептиков
Виды суть и принципы скептицизма.
В данный момент можно четко выделить три основных направления в течении скептицизма, которые в свою очередь базируются на одном основном принципе: если чему-то нет достоверных доказательств, то это не может являться фактом. Из этого следует, что к любой информации следует относиться как к сомнительной, пока она не будет подтверждена или опровергнута.
Три вида скептицизма:
- Научный скептицизм;
- Философский скептицизм;
- Религиозный скептицизм.
Сферы действия скептиков
Как правило, скептицизм ярко выражен в следующих сферах общественной жизни.
Бытовой скепсис
Что касается скептицизма в повседневной жизни, то базовым можно считать чисто философский подход, который рекомендует сомневаться в достоверности знаний. Даже то, что признано авторитетными научными кругами! Однако речь не идет о полном отрицании или нежелании признавать достижения ученых.
Напротив, эта концепция позволяет проводить уникальные исследования и получать новые результаты в областях, которые когда-то казались «полностью изученными». Это очень ценное качество скептицизма — способность к самоанализу и самосовершенствованию, позволяющая избежать стагнации.
К сожалению, на уровне обывателя скептицизм часто перерастает в удовлетворенное неверие. Человек принимает позицию неверия и отказывается принимать любые аргументы, называя свое поведение «расширением когнитивного опыта». Но разве сомнение в истинности любого суждения не является самопротиворечивым?
Религиозный скептицизм
Когда речь идет о религиозном скептицизме, вопрос довольно прост. Религиозные скептики — это люди, которые сомневаются в определенных религиозных утверждениях или догмах. Например, они могут сомневаться в реальности существования определенных чудес или в достоверности «фактов», описанных в священных текстах. Стоит отметить, что религиозные скептики не всегда являются атеистами. Человек может быть вполне религиозным, но в то же время не соглашаться с некоторыми утверждениями из концепции своей веры.
Философский скептицизим
Философский скептицизм имеет более абстрактное значение, чем научный скептицизм. Философские скептики воздерживаются от утверждений об абсолютной истинности вещей, считая, что каждый может ошибаться. Иногда этот тип скептицизма принято называть пирронизмом, поскольку его родоначальником считается древнегреческий философ Пиррон Элидский.
Проще говоря, понятие философского скептицизма можно определить как сомнение в том, что достоверное знание вообще существует.
Научный скептицизм
Это направление скептицизма основано на сомнениях в различных научных или почти научных утверждениях. Так, например, научные скептики задаются вопросом:
- Эффективность гомеопатии и нетрадиционных методов лечения;
- Существование телекинеза, телепатии и так далее;
- Существование различных сверхъестественных сущностей (духов, спиритов, ангелов, божеств и т.д.);
- Полезность криптозоологии и уфологии;
- Утверждения популярной психологии;
- Реальность псевдонаучных мифов и многое другое.
Основная цель научного скептицизма — доказать или опровергнуть информацию, которая подается под «научным соусом».
Значение слова Скептицизм по словарю Брокгауза и Ефрона:
Скептицизм — I. С. называется одно из основных философских направлений, противоположное догматической философии и отрицающее возможность построения философской системы. Секст Эмпирик говорит: «скептическое направление по своему существу состоит в сравнении данных чувств и данных разума и в возможном их противоположении. С этой точки зрения мы, скептики, в силу логической равноценности противоположности в предметах и доводах разума сначала приходим к воздержанию от суждения, а потом к совершенному душевному спокойствию» («Пирроновы основоположения», I, § 4). В новейшее время Энезидем (Шульце) дает такое определение С.: «скептицизм есть не что иное, как утверждение, что философия не в состоянии дать твердых и общепризнанных положений ни относительно бытия или небытия предметов и их качеств, ни касательно границ человеческого познания». Сравнение этих двух определений, древнего и нового, показывает, что древний скептицизм имел практический характер, новый — теоретический. В различных исследованиях о скептицизме (Стейдлина, Дешана, Крейбига, Сэссэ, Оуэна), устанавливаются различные виды С., причем, однако, часто смешивают мотивы, из коих вытекает С., с самым скептицизмом. В сущности, следует различать лишь два вида С.: абсолютный и относительный. первый есть отрицание возможности всякого познания, второй — отрицание философского познания. Абсолютный скепсис исчез вместе с древней философией, относительный же развит в новой в весьма разнообразных формах. Различение скепсиса как настроения от С. как законченного философского направления имеет несомненную силу, но это различение не всегда легко провести. Скепсис заключает в себе элементы отрицания и сомнения и представляет вполне жизненное и законченное явление. Так, напр., скепсис Декарта есть методологический прием, приведший его к догматической философии. Во всяком исследовании научный скепсис есть живительный источник, из коего рождается истина. В этом смысле скепсис вполне противоположен мертвому и мертвящему С. Методологический скепсис есть не что иное, как критика. Такому скепсису, по замечанию Оуэна, в одинаковой мере противоречит как положительное утверждение, так и определенное отрицание. С. вырастает из скепсиса и проявляется не только в сфере философской, но и в сфере религиозной, этической и научной. Коренным вопросом для С. является гносеологический, но мотивы отрицания возможности философской истины могут быть почерпнуты из различных источников. С. может повести к отрицанию науки и религии, но, с другой стороны, убеждение в истинности науки или религии может повлечь за собой отрицание всякой философии. Позитивизм, напр., есть не что иное, как отрицание философии на почве уверенности в научном знании. Главнейшие основания, коими пользовались скептики различных времен для отрицания возможности познания, заключаются в следующем: а) различие во мнениях философов служило любимой темой для скептиков. с особенным усердием этот довод был развит Монтенем в его «Опытах» и у французских скептиков, подражавших Монтеню. Этот довод значения не имеет, ибо из того обстоятельства, что мнения философов различны, ничего не следует по отношению к истине и к возможности ее нахождения. Самый довод нуждается в доказательстве, ибо, может быть, мнения философов различны лишь по внешности, а по существу сходятся. Возможность примирения философских мнений не оказалась невозможною, напр., для Лейбница, утверждавшего, что все философы правы в том, что они утверждают, и расходятся лишь в том, что они отрицают. b) Ограниченность человеческого знания. Действительно, опыт человека чрезвычайно ограничен в пределах пространства и времени. поэтому заключения, делаемые на основании такого опыта, должны казаться плохо обоснованными. Этот довод при всей его видимой убедительности имеет, однако, не много больше значения, чем предшествующий. познание имеет дело с системою, в коей каждый отдельный случай является типичным представителем бесконечного множества других. В частных явлениях отражаются общие законы, и задача человеческого познания исчерпана, если ему удастся из частных случаев вывести систему общих мировых законов. с) Относительность человеческого познания. Этот довод имеет философское значение и является главным козырем скептиков. Довод этот может быть представлен в различных формах. Основной смысл его заключается в том, что познание есть деятельность субъекта и от печати субъективности никоим образом отделаться не может. Этот основной принцип распадается на два главных мотива: один, так сказать, сенсуалистический, другой — рационалистический. первый соответствует чувственному элементу познания, второй — интеллектуальному. Предмет познается чувствами, но качества предмета нисколько не похожи на содержание ощущения. Чувственное познание доставляет субъекту не предмет, а явление, субъективное состояние сознания. Попытка различить в предмете двоякого рода качества — первичные, принадлежащие самому предмету и повторяемые в чувственном познании, и вторичные (субъективные, вроде цвета) — ни к чему не ведет, ибо и так называемые первичные качества, т. е. определения пространства и времени, оказываются столь же субъективными, как и вторичные. Но так как, продолжает скептик-сенсуалист, все содержание разума дается ощущениями, разуму же принадлежит лишь формальная сторона, то познание человека никогда не может иметь дела с предметами, а всегда лишь с явлениями, т. е. с состояниями субъекта. Скептик-рационалист, склонный признать первичное значение разума и его независимость от чувств, направляет свои доводы против деятельности самого разума. Он утверждает, что разум в силу принципов, ему присущих, в своей деятельности впадает в коренные противоречия, из коих нет исхода. Кант постарался систематизировать эти противоречия и представил их в виде четырех антиномий разума. В самой деятельности разума, не только в результатах ее, скептик находит противоречие. Главная задача разума состоит в доказательстве, а всякое доказательство покоится в конце концов на очевидных истинах, истинность которых не может быть доказана и посему противоречит требованиям разума. — Таковы главные доводы скептиков против возможности философского знания, исходящие из относительности человеческого знания. Если признать их основательными, то нужно признать в то же время бесплодность всякой попытки философского искания в пределах сенсуалистической и рационалистической области. в таком случае остается только С. или же мистицизм, как утверждение возможности сверхчувственного и сверхразумного познания. Может быть, однако, сила доводов скептика не так велика, как кажется на первый взгляд. Субъективный характер ощущений не подлежит сомнению, но отсюда еще не следует, чтобы ощущениям не соответствовало ничего в реальном мире. Из того, что пространство и время суть формы нашего созерцания, не следует, чтобы они были только
субъективными формами. Что касается разума, то из неразрешенности антиномий не следует их неразрешимость. Недоказуемость аксиом нисколько не говорит против их истинности и возможности служить основою доказательств. Над опровержением С. с большим или меньшим успехом трудились многие авторы, напр. Crousaz в его «Examen du pyrrhonisme». II. История С. представляет постепенную убыль, истощение. С. зародился в Греции, играл малую роль в средние века, вновь возродился при восстановлении греческой философии в эпоху Реформации и переродился в более мягкие формы (позитивизма, субъективизма) в новой философии. В истории понятие С. часто слишком распространяется: напр. Сэссе в своей известной книге о С. относит Канта и Паскаля к скептикам. При таком расширении понятия С. вся история философии могла бы быть втиснута в его рамки, и оказались бы правыми те последователи Пиррона, которые, по словам Диогена Лаэртийского, относили к скептикам Гомера и семерых мудрецов. над таким распространением понятия С. смеется Цицерон в своем «Лукулле». С. появился в Греции. правда, Диоген Лаэртийский говорит, что Пиррон учился в Индии, а Секст Эмпирик упоминает о скептике Анахарзисе Скифе («Adversus logicos», VII, 55), но придавать этим сведениям значение нет основания. Неосновательно также причислять Гераклита и элеатов к скептикам по той причине, что младшие софисты связывали свою отрицательную диалектику с вышеозначенными философами. Софисты подготовили скепсис. Их субъективизм естественно должен был привести к утверждению относительности знания и невозможности объективной истины. В сфере этической и религиозной учение Протагора заключало в себе элементы С. Младшее поколение софистов — напр. Гордий из Леонтин и Гипний из Элиды — служат представителями чистейшего отрицания, хотя их отрицание имело догматический характер. То же следует сказать и о Тразимахе и Калликле, описанных Платоном. им недоставало лишь серьезности убеждения для того, чтобы быть скептиками. Основателем греческой школы скептиков был Пиррон, придавший С. практический характер. С. Пиррона старается доставить человеку полную независимость от знания. Не потому знанию приписывается малое значение, что оно бывает ошибочным, а потому, что польза его для счастья людей — этой цели жизни — сомнительна. Искусству жить, единственно ценному, научиться нельзя, и такого искусства в виде определенных правил, которые могли бы быть передаваемы, не существует. Самое целесообразное — это возможно большее ограничение знания и его роли в жизни. но очевидно, что вполне избавиться от знания нельзя. человек, пока живет, испытывает принуждение со стороны ощущений, со стороны внешней природы и общества. Все «тропы» скептиков имеют поэтому значение не сами по себе, а представляют лишь косвенные указания. — Практическое направление пирронизма указывает на малую связь софистики с С.. это подтверждается и историческими сведениями, которые ставят Пиррона в зависимость от Демокрита, Метродора и Анаксарха, а не от софистов. Секст Эмпирик (в «Пирроновых основоположениях», I кн., § 32) ясно указывает на различие учений Протагора и Пиррона. Пиррон не оставил после себя сочинений, но создал школу. Диоген Лаэртийский упоминает многих его учеников, как то: Тихона из Флиунта, Энезидема с о-ва Крита, систематизатора С. Наузифана, учителя Эпикура и др. Школа Пиррона вскоре прекратила свое существование, но С. был усвоен академией. Первым скептиком новой академии был
Аркезилай
(около половины третьего столетия до Р. Х.), развивший свое скептическое учение в борьбе с стоической философией. Наиболее блестящим представителем С. новой академии был
Карнеад
Киренский, основатель так называемой третьей академии. Его критика направлена против стоицизма. Он старается показать невозможность найти критерий истины ни в чувственном, ни в разумном познании, подорвать возможность доказательства бытия Бога и отыскать внутреннее противоречие в понятии Божества. В сфере этической он отрицает естественное право. Ради душевного спокойствия он создает своего рода теорию вероятностей, заменяющую истину. Вопрос о том, насколько Карнеад обогатил С. и насколько он является подражателем, недостаточно выяснен. Целлер полагает, что С. Энезидема многим обязан Карнеаду. но этому противоречат слова Секста Эмпирика, строго разграничивающего системы академиков от Энезидемова учения. Сочинения Энезидема до нас не дошли. С его именем связаны так называемые десять «троп», или 10 систематизированных доводов против возможности знания. Здесь с особенной подробностью анализировано понятие причинности. Смысл всех троп — доказательство относительности человеческого познания. Тропы перечислены в сочинении Секста Эмпирика «Пирроновы основоположения», книга I, § 14. Все они имеют в виду факты восприятия и привычку. мышлению посвящена только одна (8-я) тропа, где доказывается, что мы познаем не самые предметы, а лишь предметы в отношении к другим предметам и к познающему субъекту. Младшие скептики предлагают иную классификацию троп. Агриппа выставляет их пять, а именно: 1) бесконечное разнообразие мнений не дозволяет образоваться твердому убеждению. 2) всякое доказательство покоится на другом, также нуждающемся в доказательстве, и так далее до бесконечности. 3) все представления относительны в зависимости от природы субъекта и от объективных условий восприятия. 4-я тропа представляет лишь видоизменение второй. 5) Истинность мышления покоится на данных восприятия, но истинность восприятия покоится на данных мышления. Деление Агриппы сводит тропы Энезидема к более общим точкам зрения и не останавливается исключительно или почти исключительно на данных восприятия. Наиболее важный для нас писатель-скептик — это Секст Эмпирик, врач, живший во II в. по Р. Х. Он не отличается большой оригинальностью, но его сочинения для нас — незаменимый источник. В христианскую эпоху С. получил совершенно иной характер. Христианство, как религия, не ценило научного знания или, по крайней мере, не признавало в знании самостоятельного и руководящего начала. Такой С. на почве религиозной имеет и ныне своих защитников (напр. Брюнетьер, «La science et la Religion», Пар., 1895). Под влиянием религии явилось учение о двойной истине — теологической и философской, впервые провозглашенное Симоном из Турнэ в конце XII в. (см. Magw a ld. «Die Lehre von d. zweifachen Wahrheit», Берл., 1871). Философия не вполне свободна от него и до настоящего времени. В эпоху возрождения наряду с попытками самостоятельного мышления вновь появляются древнегреческие системы, а вместе с ними и С., но прежнего значения он уже не мог приобрести. Ранее всего С. появился во Франции. Мишель де Монтень (1533—92) своими «Опытами» вызвал целый ряд подражателей, как то: Шаррон, Санхец, Гирнгайм, Ла Мот Ле Вайе, Гюэ, Глэнвиль (англичанин), Бэкер (англичанин) и др. Все доводы Монтеня содержатся в его большом опыте о философии Раймунда Сабундского: чего-либо принципиально нового у Монтеня нет. Монтень — скорее скептик по настроению, чем скептик в смысле Эпезидема. «Книга моя, — говорит Монтень, — заключает в себе мое мнение и выражает мое настроение. я высказываю то, во что верю, а не то, во что все должны верить… Может быть, завтра я буду совершенно иным, если научусь чему-либо и изменюсь». Шаррон в существенном следует за Монтенем, но кое в чем старается распространить свое скептическое настроение еще далее. напр. он сомневается в бессмертии души. Ближе всех к древним скептикам Ла Мот Ле Вайе, писавший под псевдонимом Ораций Туберо. из двух его учеников один, Сорбьер, перевел часть Секста Эмпирика на франц. язык, а другой, Фуше, написал историю академии. Самый крупный из франц. скептиков — Пьер Даниил Гюэ (1630—1721). его посмертное сочинение «О слабости человеческого ума» повторяет доводы Секста, но он имеет в виду современную ему философию Декарта. Сочинение епископа Гюэ — самое крупное произведение скептической философии после Секста Эмпирика. Гленвиль был предшественником Юма в анализе понятия причинности. В истории С. обыкновенно отводят обширное место Петру Бейлю (1647—1706). Дешан посвятил ему даже особую монографию («Le scepticisme é. rudit chez Bayle»). но настоящее место Бейля — в истории религиозного просвещения, а не в истории С.. он в XVII в. был тем, чем Вольтер в XVIII-м. С. Бейля проявился в знаменитом его историческом словаре, вышедшем в свет в 1695 г. Главная проблема, приведшая его к С., была проблема об источнике зла, усиленно занимавшая XVII-й в.. его скептические принципы изложены в статье о Пирроне и пиррониках, из коей видно, что С. важен для него главным образом как орудие против теологии. Приблизительно к этому же времени относятся и опровержения С., написанные Мартином Шоком (Schoock, «De scepticisme», Гронинген, 1652), Сильоном («De la certitude des connaissances humaines», Пар., 1661) и де-Виллеманду («Scepticismus debellatus», Лейден, 1697). В новой философии, начиная с Декарта, нет места абсолютному С., но относительный С., т. е. отрицание возможности метафизического познания, чрезвычайно распространен. Исследования человеческого познания, начиная с Локка и Юма, как и развитие психологии должны были привести к усилению субъективизма. в этом смысле можно говорить о С. Юма и находить скептические элементы в философии Канта, поскольку последний отрицал возможность метафизики и познание предметов самих по себе. Совершенно иным путем к несколько сходному в этом пункте результату пришла и догматическая философия. Пoзитивизм в лице Конта и его последователей утверждает невозможность метафизики, подобно эволюционизму Спенсера, стоящему за непознаваемость бытия самого по себе и за относительность человеческого познания. но вряд ли справедливо ставить эти явления новой философии в связь с С. Упоминания заслуживает сочинение Е. Шульце, «Aenesidemus oder ü. ber die Fundamente der von H. Reinhold geliferten Elementarphilosophie» (1792), в котором автор защищает принципы С. путем критики Кантовой философии. Ср. St ä.udlin, «Geschichte und Geist des Scepticismus, vorzü.glich in Rü. cksicht auf Moral u. Religion» (Лпц., 1794). Deshamps, «Le scepticisme é. rudit chez Bayle» (Льеж, 1878). E. Saisset, «Le scepticisme» (П., 1865). Kreibig, «Der ethische Scepticismus» (Вена, 1896).
Э.Радлов
.
Скептицизм в философии
Скептицизм появился в философии примерно в 5 веке до нашей эры. Однако считается, что его создателем был древнегреческий философ Пиррон из Аэлиса (ок. 360 — ок. 270 гг. до н.э.).
С древних времен скептическая философия формировала аргументы против догматических утверждений философов, ученых и других людей. Таким образом, в ходе развития античной философии и науки возникли сомнения в истинности основных мировоззрений того периода.
Скептицизм считается одной из важнейших философских школ эллинистического периода. Эпикурейство и стоицизм также были очень важны.
Представители скептицизма
К известным философам-скептикам относятся такие имена, как:
- Пиррон из Аэлиды;
- Тимон из Флиунту;
- Рене Декарт;
- Марк Туллий Цицерон;
- Энесидемус;
- Карнеад;
- Секст Эмпирик;
- Аркесилай.
Скептицизм и агностицизм
Связь между скептицизмом и агностицизмом заключается в том, что агностицизм подобен скептицизму в отношении всего, что связано с религией.
Агностицизм — это мировоззрение, в котором знание о существовании или несуществовании Бога(ов) невозможно; его можно рассматривать как нечто среднее между теизмом и атеизмом.
Агностицизм отстаивает мировоззрение, согласно которому наши знания ограничены физическим миром и не способны познать ничего сверхъестественного.
Скептицизм Юма
Шотландский философ Дэвид Юм (1711 — 1776) оставил свой след в истории философии своим довольно смелым скептическим подходом ко многим философским темам. В эпистемологии, например, он бросил вызов принятым мировоззрениям о личности. Согласно Юму, постоянного «я», которое не меняется с течением времени, не существует.
Дэвид Юм не принимал традиционные объяснения причинности, он утверждал, что наши представления о причинности строятся не на простом восприятии причинно-следственных сил во внешнем мире, а на наших стандартах мышления.
Скептицизм Монтеня
В 16 веке французский писатель и философ Мишель де Монтень (1533 — 1592) способствовал возрождению скептицизма. Он оказал большое влияние на такие важные фигуры в философии, как Рене Декарт и Блез Паскаль.
В своих трудах о человеческом познании Монтень отмечает, что «разными способами человек достигает одной и той же цели:
- одно и то же поведение человека может привести к противоположным результатам;
- противоположные модели поведения могут привести к одному и тому же результату.
Он также считал, что человек всегда руководствуется эгоизмом в своих действиях и мыслях. Уже Монтень утверждал, что главные цели существования каждого человека — достижение гармонии и счастья.
Вопросы скептицизма в философии поднимаются достаточно часто
Что такое скептицизм?
Скептицизм — это склонность воздерживаться от категорических суждений, критически-недоверчивое отношение к любому общепринятому феномену или навязанной извне информации, которая не подтверждена и не доказана. Слово происходит от греческих слов «Scepsis» – «сомнение» и «Scepticos» – «разглядывающий, наблюдающий». То есть скептицизм побуждает не столько сомневаться, сколько изучать и расследовать. Быть скептиком – значит, иметь здоровую долю недоверия и здравого смысла, чтобы отличить истинное от поддельного.
Скептицизм начался с учение древнегреческого философа Пиррона, основанное в первом веке до нашей эры. Учение базируется на утверждении: «Думать – значит, сомневаться. Человеку несвойственно быть уверенным в чем-либо». Скептик как раз идет по пути сомнения: он осмысливает все варианты ответов, потом приходит к выводу, что все варианты являются равносильными. В итоге скептик воздерживается от суждения, ведь не знает, какое утверждение истинно. По словам современных ученых это самое терпимое учение, которое не отрицает правоты других идеологий.
Скептицизм имеет свои достоинства и недостатки. В нем одновременно уживаются консерватизм и жажда истины. С одной стороны это некое силовое поле, которое оберегает людей от псевдофактов, плохих идей, чрезмерной доверчивости, манипуляций. Но скептический взгляд может быть проявлением пассивности, цинизма, подозрительности, страха утратить свою точку зрения.
Так что главный минус в крайностях. Отсутствие критичности делает человека легкой мишенью для мошенников. Нездоровый скептицизм ничему не доверяет без доказательства. Поэтому он не верит в Бога, любовь, дружбу.
Пройти тест на тип личности
Хорошо или плохо быть скептиком?
Главный вопрос этой темы — хорошо ли быть скептиком? Определенно лучше, чем наивный простак. Возможно, постоянные сомнения периодически осложняют жизнь, но они предохраняют человека от необдуманных поступков.
Плюсы скептика
Критическое мышление скептика дает ему определенные преимущества. Практически невозможно манипулировать им, невозможно навязать ему неправильные взгляды. Скептики почти никогда не становятся жертвами мошенников, они не доверяют рекламе и быстро обнаруживают плохо замаскированные мошенничества и обманы. Они постоянно находятся в поисках истины и готовы потратить огромные усилия, чтобы ее найти. Эти качества часто помогают им добиться успеха в жизни.
Скептик мыслит логически, стараясь подчинить каждое действие здравому смыслу, поэтому ему не чужды импульсивные поступки и решения. Он не стремится «быть как все» и не следит за тенденциями. Он скептик, который обычно плывет один против течения, сопротивляясь устоявшимся стереотипам и пытаясь открыть глаза другим. Способность глубоко анализировать информацию делает скептиков отличными аудиторами, инспекторами, следователями, юристами и, конечно же, учеными.
Минусы скептика
Наиболее проблемной областью для скептиков являются человеческие отношения. Они подозрительны и недоверчивы и не стесняются открыто выражать свои сомнения. Их мелочность часто раздражает собеседников. Когда они сталкиваются с сомнительным утверждением, они спрашивают: «Где ты это прочитал? Такие вопросы вызывают негативную реакцию, поскольку люди не готовы на них отвечать и воспринимают их как признак недоверия.
Сам скептик прекрасно понимает, что его дотошность портит его отношения с людьми, но ничего не может с этим поделать. Он также осознает свою медлительность в принятии важных решений и иногда завидует импульсивным людям, у которых нет времени на раздумья. Скептицизм полезен при составлении долгосрочных планов на будущее, но мешает при принятии срочных решений.
Как стать скептиком
Чтобы стать скептиком, нужно научиться фильтровать всю информацию, которую вы слышите, перестать быть доверчивым, все проверять.
Для того чтобы развить в себе скептицизм, необходимо следовать определенным рекомендациям.
- Когда вам дают информацию, вы должны проверить ее, найти какие-то аргументы, проверить все.
- Стоит учитывать, что при общении с любым человеком можно наткнуться на сказки, люди могут что-то выдумывать, фантазировать. Поэтому вы должны научиться задавать последующие вопросы, которые позволят вам докопаться до истины. Например, если кто-то говорит вам, что где-то что-то слышал, он должен объяснить, где и когда он это услышал, кто именно был источником информации.
- Если подозрительный человек решил поделиться с вами информацией, не стоит доверять его словам. Обязательно перепроверьте все, спросите людей, которым вы доверяете, или можете проверить из дополнительных источников.
- Вас не должны обманывать никакие акции, скидки. Тогда вы поймете, что были неправы. Если вы хотите принять участие в какой-либо лотерее, получите полную информацию об организаторе, о результатах предыдущих акций, о том, какие были подарки.
- Чтобы стать скептиком, необходимо развить скептическое мышление. Вы должны понимать, что научные теории также могут оказаться ошибочными через некоторое время. Скептик постоянно анализирует, проверяет то, что слышит. Это помогает быть осторожным, выявлять дезинформацию. Вы должны думать обо всем, что слышите.
- Проверять правдивость утверждений других людей следует только в том случае, если это имеет смысл. Если кто-то утверждает, что невозможно выпрыгнуть из движущегося автомобиля, а затем запрыгнуть в него обратно, вам не следует проверять это утверждение, пытаясь выполнить эти действия. Существует множество идей, которые могут быть странными или опасными. Скептицизм помогает защититься от возможных негативных факторов.
Иногда скептицизм может быть полезен в определенной профессии или сфере деятельности человека
Как научиться критическому мышлению?
Критическое мышление означает анализ информации, умение отличать высшую правду от лжи, рассматривать все аргументы, рассуждать беспристрастно и выходить из ситуации в свою пользу. С чего начать?
Признать проблемы в своем мышлении
Отправной точкой для обучения является самоанализ. Вы должны научиться наблюдать за собой со стороны, анализировать свои решения. Вы можете начать с анализа неприятных ситуаций, которые случаются регулярно: не только описать свой мыслительный процесс, но и выявить логику и роль эмоций в принятии решений.
В то же время необходимо тренировать свою память. Плохая память может исказить события до неузнаваемости и заставить их казаться реальными. С другой стороны, тренированная память предоставляет весь необходимый материал для сравнения полученной информации со своим опытом.
Важно рассмотреть препятствия на пути к критическому мышлению. Это страх высказать свое суждение, нежелание обдумать информацию. Это недостаток уверенности в себе, слишком быстрая критика собственных идей или просто малодушие. Это также недостаток знаний, недостаток опыта.
Применить руководство по критическому мышлению для решения проблем
Возьмите за привычку думать об одной проблеме в неделю. Вы можете использовать образец формата:
- Проблема. Убедитесь, что она существует.
- Ситуация. Опишите проблему с разных точек зрения: хронологической, логической, эмоциональной.
- Анализ. Подумайте о том, что произошло на самом деле, докопайтесь до сути.
- Мозговой штурм. Составьте список возможных решений, какими бы рискованными и маловероятными они ни были.
- Решение. Примите взвешенное решение, выбирая то, что подходит вам в вашем конкретном случае.
- Действия. Действуйте четко по плану, хотя бы для того, чтобы проверить критическое мышление в действии.
- Оценка. Оцените результат, свои ошибки, полученный опыт.
Развивать качества, необходимые для критического мышления
- Наблюдение — это подмечание деталей, сбор информации;
- Скептицизм означает подвергать сомнению любую информацию, даже из самых надежных источников;
- Объективность означает ограничение влияния эмоций там, где необходим холодный ум;
- Любопытство — интересоваться миром, людьми;
- Точность — судить о том, насколько точен вывод или есть ли еще слабые места;
- Аналитическое мышление — принятие решений на основе наблюдения, сбора и оценки доказательств;
- Эмпатия — учет человеческого фактора;
- Открытость к новым решениям — сохраняйте непредвзятость к альтернативным интерпретациям;
- Беспристрастность — рассмотрение всех доказательств, точек зрения, информации;
- Общение — следите за ходом мыслей другого человека.
Как воспитывать скептика?
Для начала необходимо ответить на вопрос, зачем вообще воспитывать скептика? Или, точнее, зачем развивать в человеке скептицизм? Конечно, правильно учить детей не доверять незнакомцам. Но развитие цинизма и недоверия ко всем и всему — тоже не выход.
Социализация человека основана на взаимодействии с другими людьми. Доверие является важной частью этого процесса. Без этого невозможно построить нормальную семью, дружбу и сотрудничество. Конечно, некритично доверять всем подряд — это ошибка. Но отталкивать людей излишней подозрительностью тоже чревато плохими последствиями. Лучше всего воспитывать ребенка в духе гармонии с собой и окружающим миром, развивая в нем, помимо навыков критического мышления, умение доверять людям.
Не думайте, что скептик — это обязательно черствый и грубый человек. Все зависит от степени выраженности этого качества. Иногда способность сомневаться помогает избежать махинаций и обмана. Этот тип людей менее восприимчив к внешним влияниям и поэтому всегда имеет свое мнение. С другой стороны, чрезмерные сомнения мешают налаживать контакты и строить отношения, заставляя считать всех недоверчивыми людьми. Лучше доверять в меру и не угнетать других своей подозрительностью.
Патологическое состояние
Чрезмерный скептицизм может привести к патологическому состоянию. Такой человек часто страдает от постоянных сомнений и поиска аргументов. Со временем конфликт с ближайшим окружением может обостриться. Сильно выраженный скептицизм приводит к изоляции, чрезмерной подозрительности, жалобам, формируется шизоидная личность.
Глубокое проявление скептицизма может полностью поглотить человека. Все основания верить во что-либо исчезают, и человек даже не допускает возможности существования какой-либо истины. Мораль, закон и этические нормы больше не выполняют свою роль, они перестают быть сдерживающим фактором.
В реальной жизни полная капитуляция человека перед скептицизмом — редкое психическое явление. Как правило, людям свойственен здоровый скептицизм по отношению к непроверенной информации.
Чрезмерный скептицизм может быть опасен для чего, как и многие другие крайности человеческой личности
Определение слова «Скептицизм» по БСЭ:
Скептицизм (франц. scepticisme, от греч. skeptikos, буквально — рассматривающий, исследующий) философская позиция, в основе которой лежит сомнение в существовании какого-либо надёжного критерия истины. Крайняя форма С., основанная на утверждении, что в наших знаниях нет ничего соответствующего действительности и достоверное знание в принципе недостижимо, есть Агностицизм. Акцентируя относительность человеческого познания, С. сыграл положительную роль в борьбе с различными формами догматизма и постановке ряда проблем диалектики познания, хотя оказался не в состоянии разрешить их. Вскрывая неполноту и несовершенство наших знаний, их связь с историческими условиями процесса познания, С. абсолютизирует эту относительность и приходит в итоге к сомнению в возможности достоверного объективного знания вообще. В принципе провозглашая отказ от окончательных суждений, С. в то же время постоянно вынужден принимать определённые суждения фактически. Историческую роль С. в идейной борьбе и общественной жизни была различной в зависимости от того, что являлось предметом его критики и подвергалось сомнению. В древнегреческой философии С. был представлен особой школой, в развитии которой различают три периода: ранний С., основателем которого был Пиррон. С., развивавшийся в Академии платоновской при её руководителях Аркесилае и Карнеаде. поздний С., представленный Энесидемом, Агриппой, Секстом-Эмпириком (См. Секст Эмпирик) и др. Тщетность попыток найти критерий истинности как чувственного познания, так и мышления, подчёркивание различий моральных норм у разных народов, разнообразие религиозных верований, выяснение того, как различные теории опровергают друг друга, мысль о том, что всякая истина доказывается другой, а это ведёт либо к порочному кругу в доказательстве, либо к произвольному выбору аксиом, либо к бесконечному регрессу, доводы, свидетельствующие, что существование причинности недоказуемо, — таковы важнейшие аргументы («тропы»), которыми античные скептики обосновывают равносильность противоположных утверждений и принцип воздержания от суждения. Но необходимость действовать, принимая определённые решения, заставляет античных С. признать, что хотя, возможно, и нет критерия истины, но есть критерий практического поведения. Этот критерий должен основываться на «разумной вероятности» (Аркесилай). Античный С. призывает следовать тому, к чему нас влекут ощущения и чувства (есть, когда чувствуем голод, и т. п.), следовать законам и обычаям страны, заниматься определённой деятельностью (в т. ч. и научной) и т. д. Покидая позицию, равно не доверяющую ощущению и мышлению, античный С. отдаёт предпочтение чувств, знанию, вплотную подходя к эмпиризму и опытной науке. Опытной наукой — медициной — занимаются последние представители античного С.: Менодот, Феод, Секст и Сатурнин. В 16-18 вв. С. именовалась всякая критика религии и догматической метафизики вообще. С. становится синонимом свободомыслия. Его отправной пункт — восстание против власти авторитетов и догматизма общепринятых мнений, требование свободы мысли, призыв ничего не принимать на веру. Наиболее полно и ярко скептические идеи были выражены в сочинениях французских мыслителей М. Монтеня, П. Бейля и др. Эти идеи явились исходным пунктом философского развития П. Гассенди, Р. Декарта, Вольтера, Д. Дидро. Иную форму С. получил в субъективно-идеалистической философии Д. Юма, который поставил под вопрос само существование объективного мира. В дальнейшем развитии буржуазной философии большую роль играет агностицизм, а С. встречается лишь в виде тенденции («фикционализм» Х. Файхингера и др.). Лит.: Рихтер Р., Скептицизм в философии. пер. с нем., т. 1, СПБ, 1910. Шлет Г. Г., Скептик и его душа, М., 1919. Б огуславский В. М., У истоков французского атеизма и материализма, М., 1964. Coedeckemeyer A., Die Geschichte des Griechischen Skeptizismus, Lpz., 1905. Patrick М. М., The Greek sceptics, N. Y., 1929. Robin L., Pyrrhon et ie scepticisme grec. P., 1944. Bevan Е. R., Stoics and sceptics, N. Y., [1959]. Brochard V., Les sceptiques grecs, P., 1887. Stough С h. L., Greek skepticism, Berk., 1969. Rodhe S. E., Zweifelund Erkenntnis. &UUML.ber das Problem des Skeptizismus und den Begriff des Absoluten, Lund — Lpz., [1945]. Smith T. G., Moralische Skepsis, Freiburg, 1970. В. М. Богуславский.
Опасность скептицизма и цинизма
Поэтому пришло время подвести некоторые итоги, а также сказать, почему опасно быть скептиком и циником.
Из вышесказанного ясно, что скептицизм и цинизм не делают ничего особенного, они просто призывают относиться ко всему с точки зрения разума, а не веры. Поэтому если кто-то спросит нас, скептик — это человек каких убеждений, мы можем ответить, что это человек, который не верит никому на слово и проверяет все силой своего интеллекта.
Однако в таком мировоззрении есть определенная тонкость. Она заключается в том, что вы не можете поставить здание на что-либо. Другими словами, каким бы циничным и скептичным ни был человек, у него все равно есть какая-то тайная вера, которая питает его мужественный ум. Когда его нет, оно вскоре появится, и тогда нынешний скептик станет верующим. Можно сказать: а что, если убеждение в существовании чего-то высшего не приходит к человеку? Тогда верующий в цинизм попадет в лапы нигилизма. Последнее тоже не очень хорошо, вспомним хотя бы судьбу Базарова, и нам сразу все станет ясно.
Скептицизм плюсы и минусы
Рассмотрим, какие скептицизм плюсы и минусы заключает в себе. Критическое мышление является частью процесса научного познания, и до определённого предела в нём нет ничего плохого. В некоторых ситуациях он действительно способен спасти. Подобное качество удержит человека от вложения денежных средств в финансовую авантюру.
Однако излишняя подозрительность может помешать развитию новых отношений и пойти на выгодные риски. Во втором случае, речь идёт о нездоровом скептицизме, при котором уровень недоверия к людям неоправданно высок. Патологическая боязнь попасть в лапы мошенников заставляет человека отказываться от дельных предложений.