ЛИ́ЧНОСТЬ, одно из центр. понятий философии и психологии, человек, рассматриваемый преим. как автономный носитель и субъект культуры, исторически сложившихся форм мироотношения, которые он реализует в своей деятельности. Наряду с этим в психологии распространено также понимание Л. как индивидуальности, прижизненно складывающейся устойчивой структуры специфич. психологич. особенностей индивида, лежащей в основе характерных для него форм поведения.
Определение личности в разных науках
В социологии понятие личности изучается в процессе взаимоотношения людей между собой, а также как отдельный элемент социальной системы. Помимо этого, социология проводит изучение личности, когда она еще формируется, в процессе ее становления и получения отдельным индивидом характерных только ему определенных качеств. В отличие от юридической науки, которая смотрит на это как на полностью готовое и сформировавшееся понятие.
В юриспруденции под личностью понимают индивидуума, который имеет определенные права, свободу своих действий и обязательства как обычного человека, так и гражданина в целом. Под этим понятием подразумевается личность конкретного человека, который обладает рядом общественно важных качеств, проявляющихся при взаимоотношениях с другими людьми.
Понятие личности в социологии и философии
В социологии личность рассматривается как часть социальных связей:
- Личность – социальный статус, который занимает человек, что определяет его обязанности и права. Таких статусов у человека может быть много, в зависимости от наличия родственников, друзей, работы, деятельности и пр.
- Личность – это структура:
- Иррациональное (Оно) – инстинкты, желания, страсти.
- Рациональное (Я) – сознание.
- Супер-Эго – чувство вины, совесть, нравственный контроль.
В личности должно гармонично сочетаться все три компонента: Оно должно контролироваться, как и Я. Все контролируется Супер-Эго.
В философии под личностью понимается индивид, который осознает собственную сущность, смысл жизни и предназначение. Личностью человек становится, когда осознает свой приход в жизнь, предназначение, конечную цель. Личность способна свободно самовыражаться и контролировать собственные мотивы.
Основные подходы изучения личности
В общественных науках есть много различных теорий изучения личности. Среди них можно выделить следующие основные подходы:
- Диалектико-материалистический подход, в соответствии с которым, личность развивается по диалектическому процессу, обусловленному следующими факторами: происхождением личности, окружающее ее общество, воспитанием и навыками самовоспитания. С самого начала человек считается существом социальным, его личность формируется в процессе взаимодействия с социумом, то есть когда человек взаимодействует с окружающим миром в процессе его становления и самосознания.
- Антропологический подход. В этом подходе понятие личности воспринимается как носитель характерных свойств всего человечества. Личность приравнивается к индивидууму. Такой подход уподобляет понимания личность, человек и индивид. Он игнорирует то, что социальная среда играет важную роль в формировании личности.
- Нормативный подход. Согласно этому подходу понятие личности связано с получением хороших качеств, которые относятся к сознанию и действиям человека.
- Социологический подход. Его сущность заключается в том, что каждый человек является личностью независимо от его социально значимых особенностей. Понятие личности в этом подходе рассматривают в качестве объекта и продуктов отношений с обществом.
- Персональный подход. В отличие от антропологического и социологического подхода, эта концепция дает возможность понять личность как независимый от каких-либо факторов индивидуальный и уникальный организм.
- Биолого-генетический подход. По данному подходу считается, что такое поведение у людей заложено в их генах. Что можно считать примитивным детерминизмом. В таком подходе пренебрегают значимостью социальных условий и культурного наследства при становлении индивида в обществе.
Статья «Понятие определения «личность» зарубежных и отечественных психологов»
Определения понятия «личность» разных авторов, с указанием их фамилий и синтез общего определения на основе проанализированных данных.
1. З. Фрейд. Личность как триединство: психика состоит из трех слоев — сознательного («Сверх-Я»), предсознательного («Я») и бессознательного («Оно»), в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий. В бессознательном слое располагается одна из структур личности — «Оно», которая фактически является энергетической основой личности.
2. А. Адлер. Личность человека это единое, самосогласующее и целостное. Основной детерминантой развития личности является «воля к власти», которая с рождения присутствует в человеке.
3. К. Роджерс. Личность — это уникальная целостная система, открытая к самоактуализации, присущая только человеку. Каждый человек наделен способностью к личностному самосовершенствованию. При этом важным компонентом структуры личности является «Я-концепция».
4. К. Юнг. Личность (психика) состоит из 3 основных уровней: Эго (Я), личное бессознательное и коллективное бессознательное (Супер-Эго).
5. Э.Фромм. Личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний.
6. П.А. Флоренский. Личность человека сокровенное внутреннее ядро, которое познается человеком только изнутри, в его свободном самооткровении перед лицом Бога, в его диалоге с Богом, возникающем через вопрошание Бога как своего Создателя и молитвенные усилия. Личность человека не факт, а лишь идеал, некий «предел стремлений и самопостроения».
7. В.С. Соловьев. Личность – ключевой элемент, определяющий прогресс общества от «низших форм общественности к высшим в силу присущего ей неограниченного стремления к большему и лучшему».
8. Г.И.Челпанов. Личность это расширенный образ Я, в котором объединяются представления человека о своем внутреннем мире с представлением о своем теле.
9. Г.Г.Шпет. Личность должна стать сплошь ответственной: все ее моменты должны не только укладываться рядом во временном ряду ее жизни, но проникать друг в друга в единстве вины и ответственности. Человек, в соответствии со своим выбором и усилиями по его реализации в поступках, может стать уникальным Я, личностью, а может и не стать, создает для каждого живущего экзистенциальную по существу проблему ответственности за свой выбор.
10. Л. С.Выготский, А. Н. Леонтьев. Личность — это человек, как представитель человеческого общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.
Вывод: Личность – это человек, развивающийся в обществе, со своими взглядами, убеждениями, ценностями и мировоззрением, наделённый как врожденными, так и приобретёнными качествами, а так же возможностью совершенствоваться.
Структура личности
Проводя изучение и анализируя личность как сложное социальное явление общества, важно выделить ее структуру, которая основана на следующих элементах:
- биологический уровень: в него входит природные качества, присущие всему человечеству (анатомическое строение тела, гендерная принадлежность, характер и т.п.);
- психологический уровень: включает в себя психологическое состояние личности такие как проявление чувств, свобода выбора, воспоминания, образ мышления. Такие особенности тесно взаимосвязаны с наследственными чертами личности;
- социальный уровень принято разделять на следующие подуровни:
- Собственно-социологический определяет поведение человека в социуме, а также его личные интересы и преследуемые цели.
- Специфически-культурный показывает личностные ценности, а также поведенческий фактор соответствующим нормам общества.
- Нравственный подуровень демонстрирует моральные качества человека, на которые он ориентируется при любом своем выборе.
Понятие личности преступника в криминологии
В криминологии также важно знать психологию личности. Чтобы вести следствие и находить преступников, следует понимать их сущность и внутренние побуждения. Наблюдая за поведением преступников, можно сделать следующее:
- Предупредить будущие преступления, выведя новые законы и правила.
- Найти преступника, зная его психологический портрет, особенности поведения и мотивы.
Одни полагают, что человек приобретает «личность преступника» с момента совершения преступления. Другие считают, что преступником человек становится еще до того, как совершит неподобающее действие. В любом случае человек теряет свою личность, как только совершает преступление, в то время как сохраняет ее, если раскаивается в содеянном.
Влияние социума на личность
Личность и социальная среда неразрывно связаны меду собой. От того в какой среде формируется личность, зависит ее будущее. Видя перед собой плохие примеры, безответственное поведение, ребенок воспринимает это как образец. Через некоторое время он может начать вести себя так же, как его друзья, близкие ему люди. Он может начать пить, курить, воровать, сам не зная, что такое поведение результат сформировавшихся взглядов на мир, плохого влияния ближнего окружения.
Иногда личность может попасть под дурное влияние социальной среды помимо своего желания. Школьник начинает курить, боясь насмешек его одноклассников, которые уже давно пристрастились к сигаретам. Подросток решается на воровство, из-за навязчивых уговоров друзей раздобыть легкие деньги. Работник обманывает начальство, после долгих уговоров своего коллеги.
Так же проявляется положительное влияние среды на развитие личности. Видя перед собой примеры успешных, счастливых и уважаемых людей ребенок стремится им подражать, копировать их поведение. Поэтому, в школе большое время отводиться изучению биографий народных героев, патриотов, выдающихся личностей. Хороший пример становится вдохновением к труду, творческой деятельности, проявлению активности в обществе.
()
Разные структуры общества обладают различной степенью влияния на личность.
- Родители и близкие родственники оказывают самое сильное воздействие, воспитывая ребенка с младенчества.
- Вторыми по степени влияния являются школьные учителя.
- За ними следуют друзья, знакомые, коллеги.
- Не малую роль играют СМИ (средства массовой информации: интернет, телевидение, печатные издания).
Кроме того, на личность воздействует социально-культурная среда, характерная для государства, местности в которой она проживает. Так в России, США, Индии, Израиле — условия для становления личности существенно отличаются. Благодаря этому, отдельным народам, населению разных стран присущи свои отличительные черты характера, индивидуальные особенности.
Методы социальной философии
Современные подходы в социальной философии помогли исследователям определиться не только со схемами возможного развития сложных политических ситуаций, но и выкристаллизовать типы личности. Этот подход очень помогает психологам и аналитикам в индивидуальной и коллективной работе с людьми. Сегодня сформулированы такие основные методы:
- Включенное наблюдение
. Исследователь внедряется в коллектив, как один из сотрудников или активистов движения, чтобы составить внутреннюю картину. Минус: невозможно повлиять на ход процесса. - Социальный эксперимент
. Изучение объекта в специально созданных условиях. Плюс: можно много раз повторять ситуацию для чистоты эксперимента. Минус: жесткое исключение методов проб и ошибок. Включает еще моделирование ситуации, когда объект недоступен или ситуация только прогнозируется.
Мотивационно-потребностная сфера как основа личности
Потребности – побудительная сила деятельности личности.
- Потребность – нужда организма в определенных условиях, без которых жизнь невозможна.
- Мотив – опредмеченная потребность.
- Совокупность мотивов, направленных на цель – мотивация.
Потребность в познании мира – самая важная для личности. Она высвобождает человека из плена страхов, непонимания и суеверий, позволяет быть творцом жизни.
Не менее значимы для личности и другие духовные потребности:
- в эстетическом наслаждении;
- в труде;
- в общественной деятельности;
- в общении.
Развитие потребностей (от низших к высшим) – условие развития личности.
Качества присущие личности
Личность – это совокупность качеств человека. У каждой личности свой неповторимый набор качеств, их очень много, иногда одно противоречит другому. Так, у добродушного человека в характере может присутствовать жадность. Он хорошо относится к окружающим людям, но никогда не дает в долг, не дарит дорогих подарков.
Отличительными признаками личности являются:
- Мировоззрение. Это целая система взглядов на мир, представлений о нем, ценностей, которые могут быть реалистичными или иллюзорными.
Например, семилетний мальчик Вася считает, что все врачи жестокие и злые. Такое мнение у него сложилось после того как Вася переболел гнойной ангиной. Ему целую неделю доктор делал уколы, сильная болезненная реакция надолго отложилась в памяти мальчика.
Но мировоззрение может меняться со временем, так, повзрослев, Вася поймет, что он ошибался на счет врачей в детском возрасте.
- Характер. У каждого человека существует набор личных особенностей, качеств, которые определяют его поведение. Характер тесно связан с эмоциональностью, так чрезмерная чувствительность может привести к обидчивости, вспыльчивость делает человека гневливым.
- Степень ответственности. Понять серьезный человек или нет можно по его поступкам. Личностей постоянно опаздывающих, не выполняющих свои обязательства, обещания, отказывающихся от обязанностей — называют безответственными. Ответственная личность наоборот, стремиться доводить все дела до конца, сдерживает свое слово, отвечает за собственные поступки. Таких людей всегда уважают и ценят в обществе, доверяют им ответственные задачи, назначают на более высокие должности.
- Самооценка. Личность может отличить себя от остального общества и оценить собственную деятельность, внешность, привычки и другие особенности. Самооценка складывается в процессе сравнения себя с другими.
От самооценки во многом зависит как общество примет человека, полюбят ли его окружающие. Можно заметить, как в школьном классе дразнят самовлюбленных детей, которые не уважают учителей и сверстников, считая себя выше и намного лучше других. Но ребят с заниженной самооценкой тоже сторонятся, часто у них мало друзей из-за стеснительности, нерешительности.
- Умственные способности. У каждого от рождения свой интеллектуальный потенциал, то есть возможности развивать разум. Но личность может превзойти природные данные, благодаря настойчивости, целеустремленности, своему труду.
()
Пример. Петя Иванов обладает врожденными математическими способностями. Но он получает 4-ки и 3-ки, из-за лени, нежелания выполнять домашние задания. Саша Сидорову плохо дается математика, но он много времени посвящает дополнительным занятиям, и уже начал зарабатывать первые 5-ки.
При желании, личность может развивать свою память, логическое мышление, силу воли и даже физические данные.
Качества личности человекапроявляются и вырабатываются в процессе общения, взаимодействия и трудовой деятельности.
Формирование личности
Факторы
На психологическое развитие человека влияют наследственные факторы, с одной стороны, и факторы физического и социального окружения — с другой. Умственное развитие, как и психологическое, продолжается в течение всей жизни человека. Предпосылкой индивидуальности, первопричиной формирования человеческой оригинальности является, прежде всего, среда, где растёт будущая личность. Немаловажную роль играют ассоциации, накопленные человеком в детстве, модель воспитания, прививающая нравственные ориентиры, особенности строения семьи и принципы обращения с ребёнком.
Гены контролируют развитие человека с рождения, так же, как образ жизни будущей матери влияет на плод. После рождения уход за ребёнком поддерживает его физическую жизнь, но одновременно напрямую влияет на психическое развитие будущей личности.
Различные этапы жизни человека учитывают те или иные задачи умственного развития. Разумеется, регулярно случаются успехи, но часто возникают и проблемы. Психологическая информация используется для поиска решений любых проблем развития ребёнка — например, в аспекте языковых навыков или обучения в школе.
Существует ряд мнений о том, какие возрастные периоды личности наиболее важны для всей жизни. Психология жизни — это подробное изучение человеческого развития на каждом этапе жизни. Индивидуальное развитие можно рассматривать с помощью разных методик и точек зрения.
Этапы психологического развития личности, их особенности и связи с изменением физиологии
Детство. Первая задача ребёнка состоит в том, чтобы узнать, что мир — это безопасное место, и людям можно доверять
Именно поэтому важно, чтобы то, что воспринимается и просматривается малышом в этот период жизни, соответствовало его возрасту
Детский сенсорный мир, в силу своей незрелости, ещё очень мал. Дети в возрасте до трёх лет наблюдают за всем на подсознательном уровне понимания. К школьному возрасту границы сказки и правды начинают восприниматься уже видимо и ощутимо.
Отрочество
Самое важное в подростковом возрасте — формирование личности: кто я, как я себя веду. Сегодня благодаря технологиям, таким, как социальные сети, даже можно получить реакцию на свои собственные комментарии и фотографии
В то же время всё это становится удивительно хрупким: обратная связь может стать проблемой, если она недостаточно устойчива, чтобы её принять.
Юность. Это период активного самоопределения и поиска самого себя. Часто наблюдается яркая тенденция создания кумиров и негативная самоидентификация с целью стремления к ощущению собственной неотразимости. По окончании данного этапа люди часто приходят к самостоятельности и чёткому определению дальнейшего жизненного пути.
Молодость, продолжающаяся ориентировочно от 20 до 25 лет, имеет такие характерные черты, как стремление к созданию семьи и личностных привязанностей, в том числе и интимной близости. На первое место по значимости выходит такое чувство, как любовь, ощущение привязанности к близкому человеку, забота о нём.
Зрелость — это один из самых продолжительных периодов личностного формирования
За это время человек, уже успевший достичь определённых жизненных успехов, концентрирует внимание уже не на своей личности, а на других. Он стремится делиться накопленным опытом, уникальными знаниями, умениями, наконец, просто жизненной мудростью
Старение. На протяжении этой фазы развития происходит активное переосмысление своих поступков
Поэтому очень важно для ощущения счастья — уметь находить радостные моменты в прошлом и, конечно, сохранять физическое здоровье, насколько это возможно
Сущность
Таким образом, личность — это сумма идей, установок и ценностей человека, которые определяют его роль в обществе и составляют неотъемлемую часть его характера. Она приобретается в результате его участия в групповой жизни. Как член группы, он изучает определенные системы поведения и символические навыки, которые определяют его идеи, установки и социальные ценности. Эти идеи, отношения и ценности являются составляющими элементами. Рассматривая основное определение, следует учитывать, что понятия «человек», «индивид», «индивидуальность» и «личность» в философии являются однопорядковыми, но не идентичными.
Границы
Понятие личности в философии определяет ее пределы намного шире, чем пределы человеческого тела и его внутреннего интеллектуального мира. Эти пределы можно сравнить с кругами, распространяющимися по воде: ближайшие — это плод творческой деятельности, затем идут круги семьи, личной собственности и дружбы. Дальние круги сливаются с морями и океанами всей общественной жизни, ее историей и перспективами. Здесь на первый план выходит то, как рассматривает философия понятия «индивид», «индивидуальность» и «личность».
Полнота последней выражается в ее уникальности, в ее неповторимости. Именно это называется индивидуальностью. Личность в целом — это абстракция, которая конкретизируется в реальных людях, в отдельных, рациональных существах со всеми неповторимыми свойствами их психики и телосложения, цветом кожи, волос, глаз и так далее. Она является уникальным представителем человеческой расы, всегда особенной и непохожей на любую другую личность во всей полноте духовной и материальной, физической жизни: каждое «эго» уникально.