Востребована ли профессия детского нейропсихолога в России?

  • Особенности профессии нейропсихолога
  • Какие задачи решает детский нейропсихолог?
  • Плюсы и минусы профессии
  • Навыки, необходимые в работе детского нейропсихолога
  • Где учиться на нейропсихолога?
  • Место работы детского нейропсихолога
  • Зарплата детского нейропсихолога в России

Нейропсихология – это эффективное терапевтическое направление психологии, которое стремительно приобретает популярность в нашей стране.

В последнее десятилетие коррекционные специалисты сталкиваются с резким увеличением числа детей, у которых родители и педагоги обнаруживают трудности в обучении и общении. В работе с такими детками нейропсихологи используют схожие методы диагностики и коррекции, что и со взрослыми. Детская нейропсихология – более молодое направление, нежели взрослая, но развивается удивительно быстро.

В статье расскажем, какие задачи решает в своей практике детский нейропсихолог, как им стать и где можно работать после обучения.

Особенности профессии нейропсихолога

Нейропсихолог изучает, какое влияние оказывает состояние головного мозга на поведение, психику человека и его возможности.

Детский нейропсихолог использует знания анатомического строения и функций каждого отдела головного мозга ребенка, чтобы:

  • исследовать нарушения психики,
  • корректировать психические процессы и поведенческие особенности,
  • работать с восприятием окружающего мира, развитием внимания, памяти, мышления и речи в детском возрасте.

К примеру, если чадо постоянно отвлекается на школьных занятиях, а во время перемены подобно Бэтмену летает по школе, проблема не всегда кроется в издержках воспитания. Бывает, что малыш просто не может вести себя по-другому из-за недоразвитых участков и других патологий своего мозга. Детский нейропсихолог при помощи специальных упражнений и коррекционных игр влияет на развитие мозговых отделов ребенка, помогая маленькому пациенту обрести усидчивость, старательность, внимательность и память, соответствующие его возрасту. Обычно клиенты детского нейропсихолога – это детки в возрасте от четырех до тринадцати лет.

Чем нейропсихолог отличается от психолога, дефектолога, психиатра и психотерапевта

Многие люди путают между собой все эти специальности. Чтобы разобраться в них, давайте сначала разгруппируем их на две категории: врачи и не врачи. К врачам относятся психиатры и психотерапевты. Не врачи: психологи, клинические психологи, дефектологи и нейропсихологи.

Психиатры имеют дело с психически тяжелобольными людьми. Для лечения психики своих пациентов они используют в основном только медицинские препараты. Для работы психиатром обязательно нужно иметь высшее медицинское образование.

Психотерапевты работают над исцелением психически больных преимущественно с помощью бесед, построенных определенным образом. Для ускорения выздоровления эти врачи могут выписывать лекарства. Для работы нужно медицинское образование.

Психологи работают с психически здоровыми людьми. Основные запросы клиентов на приеме у психолога связаны с конфликтами, ссорами, проблемами самореализации. Психологи не работают с расстройствами психики, потому что это уже компетенция психотерапевта или психиатра, в зависимости от сложности случая. Для работы психологом медобразование не нужно.

Клинические психологи – тоже не врачи, хотя они могут работать в медучреждениях. Они не имеют право выписывать пациентам лекарства или ставить диагнозы. В их компетенции работа с чуть более сложными случаями, чем за которые берется обычный психолог. Специалист лечит пациентов, просто беседуя с ними определенным образом про их чувства и эмоции.

Дефектолог работает над исправлением некорректно работающих психических функций человека. Этот специалист помогает пациентам с помощью развивающих игр, специальных упражнений и творчества. И он не врач.

Нейропсихологи работают практически с теми же дефектами психики, что и дефектологи и клинические психологи, только причину появления патологии они ищут в самом мозге пациента, а не только в психике и сознании. Несмотря на то что нейропсихология граничит с медициной, эта область все-таки не является медицинской.

Какие задачи решает детский нейропсихолог?

Специалисты нейропсихологии курируют детей:

  • страдающих детским церебральным параличом;
  • перенесших на ранних стадиях поражение отделов головного мозга;
  • имеющих трудности с контролем поведения (гиперактивность, или синдром дефицита внимания) и адаптации к социуму;
  • при низкой успеваемости и замедленном усвоении школьной программы;
  • при явной повышенной утомляемости;
  • со слабым уровнем моторики (ребенку не по плечу лепка, письмо, работа с мелким материалом);
  • с плохой координацией движений;
  • с речевыми расстройствами;
  • с нарушениями сна;
  • с низким уровнем развития памяти, мышления и воображения;
  • страдающих нарушением тонуса мышц (ребенок может ощущать непреодолимую слабость и вялость или, наоборот, быть излишне возбужденным);
  • имеющих трудности в общении с педагогами и сверстниками.

Дети с врожденными нарушениями умственных способностей, перенесшие серьезные травмы головы или с диагностированной дисфункцией подкорковых и стволовых образований, также нуждаются в консультации и помощи нейропсихолога.

Задача нейропсихолога в работе с детьми – найти причину трудностей обучения, развития, поведения ребенка, выявить его сильные и слабые психические функции, провести коррекционно-развивающую работу, а также профилактику нарушений, дабы не допустить в будущем рецидива проблемы.

Когда нужно обращаться к нейропсихологу

Консультация нейропсихолога необходима лицам, у которых присутствуют:

  • нарушения речи и слухового, зрительного или тактильного восприятия;
  • проблемы с мышлением, памятью, вниманием или произвольной регуляцией движений;
  • проблемы с контролированием эмоций.

Показать ребенка нейропсихологу рекомендуется, если ребенок:

  • испытывает затруднения при чтении, письме или счете;
  • плохо запоминает информацию, не может сосредоточиться;
  • страдает нарушениями речи;
  • импульсивен, плохо себя контролирует, очень медлителен или гиперактивен;
  • не ориентируется, где правая и левая рука после 6 лет;
  • отличается «зеркальностью» при письме;
  • быстро утомляется;
  • отстает в развитии;
  • не реагирует сразу на обращение к нему взрослых;
  • не может выделить существенные признаки предметов (величина и т.д.);
  • плохо выполняет домашние задания, если работает самостоятельно.

Особенно актуально обращение к врачу, если ребенок имел травму головного мозга, родовую травму, перенес операцию под общим наркозом или тяжелые инфекционные заболевания в раннем возрасте.

Плюсы и минусы профессии

Как и любая другая профессия, нейропсихология имеет как свои преимущества, так и сложности.

Явными плюсами будут:

  • способность оказывать помощь маленьким пациентам;
  • безусловная востребованность, благодаря узкой специфике знаний (разумеется, при условии, что у специалиста достаточно точечных навыков и имеется соответствующее образование);
  • интересные кейсы в практике;
  • возможность собрать необходимую информацию для собственных исследований (научной работы).

К минусам относят:

  • высокую степень ответственности перед собой, обществом и родителями за здоровье и жизнь маленьких пациентов;
  • тяжелые последствия совершенных ошибок: необходим высокий профессионализм и предельная внимательность, ведь от выбранных методов лечения и рекомендаций нейропсихолога напрямую зависит дальнейшее психологическое состояние ребенка;
  • невысокая заработная плата при трудоустройстве в госструктуры;
  • неизменные трудности в процессе работы с детками, которые противятся выполнять корректирующие упражнения.

Диагностика

Для диагностики в нейропсихологии обычно используется система, разработанная А.Р. Лурией. В процессе диагностики нейропсихолог:

  • описывает историю болезни и результаты проведенных ранее обследований (клинический случай);
  • описывает психическое состояние пациента с учетом особенностей его сознания (эмоциональный статус, способность к ориентации во времени и пространстве, критичность);
  • исследует внимание (пассивное и произвольное) и память;
  • исследует визуальное восприятие с помощью реальных предметов, тактильное и слуховое восприятие, двигательную активность;
  • изучает речевые навыки;
  • анализирует особенности письма;
  • исследует интеллектуальные процессы, систему счета, чтение.

При диагностике могут также использоваться инновационные разработки (метод Вассермана и др.).

Из инструментальных методов могут использоваться ЭЭГ, КТ, МРТ, ПЭТ и др.

Навыки, необходимые в работе детского нейропсихолога

Понятно, что, помимо научных знаний и умений, детский нейропсихолог должен обладать и личностными качествами, без которых в этой профессии не обойтись.

Вот 6 основных особенностей характера и навыков, которые вам потребуются.

  1. Главным тут будет, безусловно, умение расположить к себе и вызвать безоговорочное доверие юного пациента. Ведь без доверия не получится взаимоотношений и взаимопонимания, а, значит, и само лечение становится невозможным.
  2. Терпение и железная выдержка также будут способствовать результату работы. Ведь разговаривать придется с маленькими детьми, а ребенок не всегда способен внятно объяснить свое состояние или понять, зачем ему выполнять все наставления врача.
  3. Способность к эмпатии и сочувствию не исключают обязательной способности вовремя абстрагироваться от рабочих моментов, чтобы не заполучить проблемы самому. Ведь именно профессия психолога находится в группе риска по эмоциональному выгоранию.
  4. Устойчивая нервная система поможет справиться с высокой долей ответственности за здоровье детей.
  5. Знание английского языка способствует ведению нейропсихологических исследований, поскольку большая часть научных работ публикуется на английском, а на международных семинарах будет возможность обмена опытом со специалистами из других стран.
  6. Желание постоянно совершенствоваться и учиться, в том числе самостоятельно.

Карьера

Одним из путей роста карьеры нейропсихолога является возможность стать главой отделения. Многие специалисты открывают частные кабинеты, а также занимаются научной деятельностью, которая нередко выходит за пределы страны. Это открывает большие перспективы в международной практике.

Профессиональные знания

Для клинического психолога в области нейропсихологии необходимо обладать знаниями в таких областях, как:

  • психофизиология;
  • клиническая и возрастная анатомия;
  • гигиена и физиология;
  • психотерапия;
  • неврология;
  • физиология сенсорных систем, а также высшей нервной деятельности;
  • психиатрия;
  • физиология ЦНС.

Особенное внимание стоит уделить разделам этих областей, которые ориентированы на детей.

Специалист по нейропсихологии должен ориентироваться как в клинической психологии, так и в неврологии, что позволяет ему составлять эффективные программы лечения для пациентов. В это же время он должен следить за тем, насколько действенным оказывается способ улучшения функций психики, а также своевременно корректировать его. Это возможно при помощи знания современных методов диагностики, а также умения их использовать.

Где учиться на нейропсихолога?

В нашей системе высшего образования пока нет специальности «Нейропсихология», поэтому для начала вам необходимо получить диплом по психологии или клинической психологии, а далее заниматься повышением квалификации в желаемом направлении.

Например, наша академия предлагает к освоению курс по повышению квалификации «Нейропсихология детского возраста». Обучение проходит в онлайн-формате, длится всего 200 часов и стоит сейчас 5800 рублей. В процессе обучения вы получите обширные знания в сфере особенностей мозговой деятельности у детей и всевозможных клинических проявлений психики в детском возрасте, научитесь диагностировать отклонения, вызванные повреждениями головного мозга, и результативно корректировать их последствия.

Разумеется, наивно рассчитывать, что обучение в профессии ограничится парой недель или месяцев. Хороший практик учится постоянно, регулярно повышает квалификацию, уделяя много времени самообразованию.

Как получить образование нейропсихолога

Чтобы стать нейропсихологом, нужно получить высшее образование по специальности «Нейропсихология». Специалистов этого профиля готовят:

  • в Московском государственном университете М. В. Ломоносова;
  • Уральском федеральном университете первого Президента России Б. Н. Ельцина;
  • Челябинском государственном университете;
  • Российском государственном гуманитарном университете;
  • Первом Московском государственном медицинском университете И. М. Сеченова.

Нейропсихология не является медицинской специальностью. Для прохождения этого курса в «Академии профессиональных стандартов» обязательно наличие образования по специальности «Психология». Обучение проводится в очно-заочной дистанционной форме и включает в себя лекционные и практические занятия общим количеством в 506 академических часов. По окончании программы выдается диплом установленного образца, который позволяет сразу же приступить к работе по новой специальности.

Место работы детского нейропсихолога

После обучения специалисты, освоившие профессию детского нейропсихолога, могут устроиться в государственные или частные учреждения, нейрохирургические клиники, медицинские и/или психологические центры.

Статистика утверждает, что детский нейропсихолог требуется трем из четырех первоклассников, поэтому опасность остаться без работы мала. Квалифицированные специалисты высоко востребованы в образовательных учреждениях в качестве педагога-психолога, в детских развивающих центрах и в научно-исследовательских компаниях.

Основные обязанности

Нейропсихолог занимается изучением индивидуальной особенности психики пациента и оказывает эффективное лечение. Это позволяет улучшить социальную адаптацию пациента к определенным условиям жизни. В медицине принято выделять две отрасли – взрослую и детскую нейропсихологию. Вторая отрасль только развивается. Для определения характера нарушения используется одна и та же специфика.

Основные методы нейропсихологии направлены на изучение:

  • личностной характеристики;
  • поведенческих особенностей;
  • произвольных действий и движений;
  • процессов познания (память, речь, мышление, восприятие).

К научным методам относятся:

  • Сравнительно-анатомический метод. В его основу положен принцип установления зависимости между способом жизни, поведением и индивидуальной особенностью структуры нервной системы. С его помощью определяется принцип работы головного мозга.
  • Метод раздражения. Заключается в анализе психического функционирования при воздействии на мозг. Принцип воздействия может быть прямым, непрямым или посредством раздражения отдельных нейронов в коре головного мозга.

Нейропсихология еще только развивается, а мозг человека изучен недостаточно.

Зарплата детского нейропсихолога в России

Зарплата будет зависеть от региона деятельности. Согласно опубликованным вакансиям на сайтах бирж труда, на старте карьеры москвич-нейропсихолог может рассчитывать на заработную плату в 20 тысяч рублей, а опытный специалист в столице зарабатывает от 50 до 120 тысяч рублей. В российских регионах ситуация скромнее: здесь начинающий нейропсихолог получает около 16-20 тысяч рублей, но с опытом его зарплата возрастает до 45 тысяч.

Ведя частную практику и обладая фундаментальными знаниями в сфере нейропсихологии, уровень заработной платы можно поднять значительно выше озвученных цифр.

Подводя итог под всем вышесказанным, можно смело утверждать, что профессия детского нейропсихолога уже сейчас востребована в нашей стране, и популярность ее продолжает набирать обороты. Путь к профессиональному успеху будет, несомненно, не так-то прост, и потребует от вас затрат сил, энергии и времени. Но тем желаннее конечная цель – эффективно помогать детишкам в их нелегких проблемах, менять их мир в лучшую сторону и дарить им беззаботное детство и счастливое будущее. Разве может быть у взрослых задача важнее этой?

Фото: canva.com

Известные люди этой профессии

Лурия Александр Романович — основатель отечественной нейропсихологии. Направление было открыто после исследований механизмов мозга у тех пациентов, которые страдали локальными поражениями этого органа, нередко в результате травм. Лурия выдвинул гипотезу о том, что нельзя корректировать только один участок мозга: необходимо осуществлять комплексную работу всех его узлов. Утвердил классификацию афазических расстройств, открыл несколько форм нарушений речи.

Величковский Борис Митрофанович — российский психолог, профессор нейропсихологии, начальник отдела нейрокогнитивных наук. Создал более 10 трудов, посвященных исследованиям в сфере психологии и нейропсихологии.

Дэвид Майерс. Американский социальный психолог. Автор известных трудов в области психологии, в том числе книги «Социальная психология», которая дает возможность понять основные принципы этой науки на очень простых примерах.

Зачем ребенку нужен нейропсихолог?

Чего больше всего хотят родители? Чтобы их ребенок был здоровым, умным и успешным. Кто наверняка знает, как этого добиться? Никто. Мир так стремительно меняется, что хочется побыстрее научить свое чадо в нем жить. Но в результате – капризы, рассеянность и двойки в дневнике. Что делали не так – непонятно. Разобраться в этом вопросе поможет нейропсихолог.

Далеко не все представляют, что это за специалист. Предлагаем разобраться. Когда к нему стоит обращаться, а когда уже не имеет смысла? Как на домашнем уровне помочь своему ребенку развиваться равномерно? И каких ошибок в воспитании можно избежать?

Кто это такой?

В отличие от психологов, которые занимаются эмоциональной сферой, нейропсихологи работают над развитием функций психики – памяти, внимания, мышления, речи.

Сама наука начала развиваться с 30-х годов XX века. Череда войн оставила много раненных в голову солдат — появилась большая база для изучения мозга человека.

С 70-х годов обороты стала набирать детская нейропсихология. Росло количество исследований, и сейчас это очень востребованное направление, так как у детей наблюдается дисфазия развития, они развиваются неравномерно. Влияют на это и методы родительского воспитания, и плохая экология, и особенности родовспоможения, ЭКО-подходы к планированию беременности. Факторов много.

С 2014 года в Чебоксарах работает Центр детской нейропсихологии Елены Сусловой. Елена отмечает, что с каждым годом всё больше людей обращаются к ним за помощью, причем по собственной инициативе, а не по направлению от невропатолога.

Как понять, что вашему ребенку нужна помощь нейропсихолога?

Неаккуратно ест.
В возрасте 5-6 лет не может насыпать себе сахар в стакан, рассыпает его вокруг кружки.

Моторно неловкий: врезается в других детей, не чувствует своих габаритов, не может поймать мяч, плохо завязывает шнурки, с трудом расстегивает пуговицы.

Не может сидеть на месте, постоянно задевает кого-то под столом.

Были сложности при рождении (асфиксия в родах, запутался в пуповине, не успел перевернуться до родов), при температуре возникают судороги.

В нейропсихологии именно тело является ответом на вопросы. Идет перекос – ум опережает физическое развитие. Позже это отразится на письме пропуском букв. Ребенок подумал, но рука не успела зафиксировать, поэтому гласные начинают выпадать, слова не дописываются, точки не ставятся. Это первые сигналы. Но сначала лучше проконсультироваться с неврологом. Возможно, что повреждения нервной системы были тяжелее, чем вы представляете.

– Елена, выходит, то, что мы воспринимаем как каприз, может иметь более глубокие корни и отразиться на развитии?

– Нужна диагностика, чтобы определить, обусловлены ли капризы педагогическими несостыковками, непоследовательностью воспитания или же связаны с физиологическим состоянием ребенка. Например, он застрял на одной эмоции и никак не может выплакаться. Или сходил в гости к бабушке, а потом до трех часов ночи скачет и не может уснуть. Тогда его плохая переключаемость – предмет изучения нейропсихолога.

Но чем больше смотришь на детей, тем чаще приходишь к выводу, что все-таки в основе всего лежит физиология. Младенец на 100 % физиологичен. С возрастом соотношение физиологии и психологии начинает меняться. Предположим, у ребенка слабая нервная система, он быстро возбуждается. Плюс попадает в непоследовательную педагогическую среду, где ему не ставят границ, не говорят «нельзя». И тогда все эти физиологические моменты начинают обживаться и становиться чертами характера.

Четырехлетнего ребенка еще нельзя определить как стеснительного. На этом этапе он плохо адаптируется – так работает его физиология. А в 12 лет, если психика уже не справилась и не выработала какие-то адаптационные ресурсы, его уже можно назвать стеснительным или замкнутым. Но изначально это всегда лишь физиология.

– То есть со взрослыми нейропсихологи не работают?

– Работают, например после инсультов, но другими методами. Мы же специализируемся на детях и применяем метод замещающего онтогенеза. То есть мы с ребенком заново возвращаемся на все моторные этапы, которые он проходит от рождения до одного года. Заново их проползаем в прямом смысле этого слова, смотрим, какие функции у ребенка лучше развиты, какие хуже. Допустим, хорошо организовано зрительное восприятие. Тогда оно ложится в основу, как костыль, и через него мы начинаем тащить те функции, с которыми возникли проблемы. И вот это воспроизведение моторного периода является как бы перезапуском системы.

Хотя по своему опыту могу сказать, что при определенном упорстве дети более старшего возраста тоже могут показывать неплохие результаты. Я даже на себе это чувствую. Например, задачки типа «Если брат мамы Маши — отец сестры Димы, то кто тогда Маша для Димы?» – раньше пока не запишу, тридцать раз не прочитаю, не могу понять. А сейчас, к своему удивлению, раз – и я поняла.

– То есть это не просто невнимательность?

– Это вопрос пространственных представлений. В нейрокоррекции мы строим пространство тела и осваиваем его: спереди, сзади, сверху, снизу, координация правой руки, левой ноги, глаз, рук и так далее. За счет этого крепче база тех формирований, которые нужно представлять в уме. Если я с телом разобралась плохо, на уровне мысли уже не смогу эти вещи хорошо чувствовать.

Нервные клетки не восстанавливаются

Очень долго считалось, что нервные клетки не восстанавливаются. Сейчас всё больше ученых говорят о том, что нейрогенез имеет место. Но чтобы эти новые клетки образовались у ребенка, ему нужно сталкиваться с разным двигательным опытом. Не просто смотреть познавательную передачу, сидя перед телевизором, а именно сделать что-то своими руками. Двигательные задачи – это не только писать или конструировать, это и перепрыгнуть через забор, перелезть, втиснуться. Чем более пластичное тело на уровне крупной моторики, тем больше создается базы для того, чтобы сложилась мелкая моторика.

Про мелкую мы слышим сейчас повсюду, но, оказывается, тысячи детей, которые справляются с мелкой моторикой, продолжают испытывать трудности с крупной. А в результате может пострадать речь.

Нервная система как слоеный пирог. Сначала человек учится чувствовать равновесие, потом ощущать, трогать, нюхать. Затем приходит координация «глаз-рука» – когда я вижу, какой предмет хочу взять, и целенаправленно беру именно его. Далее развивается речь, регуляция и только потом обучение. То есть речь не может прийти до того, как пришло равновесие и все ощущения чувствительности.

Пример

Включаешь кран с водой – слышишь звук «щщщщ», не «сссс», а именно «щщщщ». Эти чувственные вещи создают базу для понимания речевых звуков – когда завязываешь шнурки, поднимаешься по ступеньками, скатываешься с горки, учишься понимать напряжение, необходимое во рту для произношения разных звуков. Дети, которые плохо прыгают, имеют сложности и с языком. А если речь становится нечеткой — страдает письмо.

Советы нейропсихолога родителям

  • Больше беседуйте с ребенком. Коммуникация внутри семьи страдает, а общение полезно тем, что учит ребенка выражать свои мысли адекватно. В этот момент структуризируется его мозг. В будущем, когда он столкнется с какими-то трудностями, он сможет себе объяснить, почему так произошло и что теперь делать.
  • Вместе готовьте. Это самое лучшее средство, чтобы «прокачать» ребенка по всем фронтам. Здесь присутствуют фактура, запах, вкус, цвет и консистенция. Задействованы все чувства. А еще можно попробовать результаты своего труда, оценить и постараться найти способ решить проблему – если, например, недосолил или пересолил блюдо.

Психика развивается от простого к сложному, и нейрокоррекция помогает заложить фундамент. Однако она не восполняет пробелы в знаниях, поэтому чем раньше начать, тем больше шансов, что пробелы у ребенка не образуются.

Елена Суслова: К нам приходят пятиклассники, и у многих из них пробелы именно на уровне 5-6 лет, когда формируются предматематические понятия: «в-на», «за-под», «старше чем», «младше чем», «магазин дальше, чем школа», «Миша сильнее Пети». Если я это понимаю плохо, то переходить на абстрактные понятия, как X и Y в математике, я не могу. Когда педагог общается с учеником, он дает ему информацию в левое полушарие, где распознается речь. А правое полушарие в этот момент должно создавать образы. С чтением то же самое. Я читаю, а правое полушарие создает образы. Мне становится интересно. Те, у кого правое полушарие не включено в этот процесс, читают, соединяют слова в предложения, но воспринимают это как пытку.

– С чем связано то, что у детей мало накопленного опыта?

– Сейчас как будто гонка идет. Сразу с рождения детей пытаются научить читать, чтобы они пришли в школу и уже всё знали. Ребенок получает нагрузку не в свое время и не ту, в которой нуждается. Если у него хорошая генетика или высокий познавательный интерес, он всё поймет, схватит. Но если при этом уровень правого полушария, где «я щупаю, трогаю, нюхаю, соприкасаюсь и чувствую», остается сырым, то приходится устраивать танцы с бубнами, чтобы достать из ребенка знания. Нагрузку дают сразу на логику, а в области чувств недополучено. И ребенок, не понимающий своего тела, остается не чувствующим эмоции других людей. Перед каждым возрастом стоят свои задачи. У дошкольников это уметь качественно играть. Не собирать лего, а играть понарошку из серии «Тук-тук! Кто там?». Именно социальное взаимодействие дает сильную базу, благодаря которой ребенок может прийти в школу в сентябре менее подготовленным, а в ноябре уже всех догнать. В голове у него будет такое количество нейронных связей, что мозг будет молниеносно решать любые задачи.

Чем больше нейронных связей, тем больше обходных путей образуется. А когда нет практического опыта, ребенок теряется.

– То, что сейчас дети уже до школы умеют читать и писать, – это не биологическая тенденция, обусловленная эволюцией?

– Это перекос. Приходят к нам дети на диагностику, потом двадцать минут мы беседуем с родителями. В это время ребенок в коридоре должен сам себя чем-то занять. Они не могут, не умеют играть.

– Из условных 100 процентов детей скольким требуется нейрокоррекция?

– Фактически все 100 процентов нуждаются хотя бы в единичном посещении нейропсихолога для консультации, для того чтобы определить, есть ли сложности и насколько ребенок способен их решать. Перед первым классом хорошо бы посмотреться всем.

Когда нейропсихолог не помощник?

Детям до 3 и старше 12 лет (у девочек – до первой менструации). С наступлением подросткового возраста на первый план для мозга выходит задача гормональной перестройки, он становится менее пластичным для коррекции.
При аутизме. Здесь необходим поведенческий терапевт.

При диагнозе «умственная отсталость» нужен специальный педагог.

В случае если педагогическая среда не готова к изменениям, родители не прислушиваются к рекомендациям специалиста, когда проблема в первую очередь во внутрисемейной системе.

В Центре Елены Сусловой работают пятеро специалистов: три нейропсихолога, логопед-дефектолог и психолог. Сначала они проводят диагностику. При необходимости назначают курс коррекции.

Один курс нейрокоррекции длится два месяца, занятия проходят два раза в неделю. Затем равная по продолжительности пауза, когда рекомендуется дополнительно позаниматься либо с дефектологом, либо с логопедом, психологом или добавить спортивные нагрузки. Всё вместе совмещать нельзя, так как специалисты стимулируют разные участки мозга, у ребенка может наступить перегруз. Занятия индивидуальные.

Если вы прочитали этот материал и поняли, что вашему ребенку необходима помощь или консультация, вы можете обратиться в Центр детской нейропсихологии по адресам: Чебоксары, Приволжский бульвар, 4/1 (СЗР) и Эгерский бульвар, 48 (НЮР).

Телефоны для подробностей и предварительной записи: +7 (8352) 655-325, +7 905 198-33-25.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]