Как сделать так, чтобы ребёнок не плакал в садике. Девять простых приёмов и советы детского психолога


Осень – время стресса для многих детей. С началом учебного года одни впервые отправляются в школу, другие – в детский сад. И у последних начинаются… громкие истерики в раздевалке. Ведь так не хочется, чтобы мама или папа уходили на работу!

В этой статье психолог Анастасия Ковалёва

дает десять ценных советов, как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду. Они будут полезны даже тем родителям, которые не первый год сражаются с утренними слезами.

Как говорить с ребенком о детском саде

В детский сад хотят почти все дети до тех пор, пока несколько раз там не побывают. Дело в том, что у большинства малышей формируются совершенно нереалистичные ожидания от сада. Им представляется, что это сказочный домик, населенный симпатичными детишками, которые целыми днями играют и едят всякие вкусности.
Тот факт, что мамы там нет, заранее как-то не воспринимается отчасти потому, что у многих не было такого опыта — долго находиться без мамы. Поэтому, заговаривая о садике, говорите ребенку правду и только правду — может быть, не всю, но без искажений.

Ребенок заранее должен знать, что в сад ходят большие дети. Он вырос, он большой, поэтому пойдет в детский сад. Ни в коем случае нельзя пугать детским садом как местом, куда ссылают нехороших малышей. Наоборот, говорите, что те дети, которые плачут, когда их приводят в детский сад, просто еще маленькие.

Вы можете спросить у ребенка, большой он или маленький. Он наверняка ответит, что большой. А большие и ведут себя как большие. По крайней мере стараются. Только не надо брать с него обещаний, что он будет паинькой. Помните: дети часто не хозяева своего поведения, они находятся во власти сильных чувств и эмоций.

Что делать, чтобы ребенок не плакал в садике?

Что могут сделать родители, чтобы ребенок не плакал в детском садике:

  • провести психологическую подготовку малыша за 3-4 месяца до начала посещения сада;
  • чаще рассказывать малышу о преимуществах сада, например многим малышам нравится слышать, что они стали взрослыми;
  • в первый день в садике не оставлять его более чем на 2 часа;
  • разрешать брать с собой игрушку из дома (только не слишком дорогую);
  • четко оговаривать временные рамки, когда мама его заберет, например после завтрака, после обеда или после прогулки;
  • общайтесь с ребенком и расспрашивайте его о прошедшем дне каждый раз;
  • не нервничайте и не показывайте это ребенку, как бы тяжело вам ни было.

Когда лучше всего идти в садик

Идеальным возрастом для адаптации малыша к садику, по мнению психологов и воспитателей, является 1 год 8 месяцев. В этот период ребенок уже освоил основные навыки самообслуживания, в его развитии отмечается значительный прогресс, а у мамы еще не кончился декретный отпуск и есть время на завершение адаптационного периода у крохи.

Не рекомендуется начинать посещение малышом садика в период с октября по апрель, когда наиболее часто наблюдаются вспышки респираторных заболеваний, что увеличит длительность адаптационного периода ребенка. Наилучшее время для поступления в дошкольное учреждение – май-сентябрь.

Причины возникновения

Психологи не могут точно и однозначно назвать конкретные причины возникновения возрастных кризисов. Выделяются определенные влияющие причины кризиса 3-х лет и факторы, которые прослеживаются в тех или иных ситуациях.

  • Особенности темперамента ребенка. Дети, обладающие слабым или неустойчивым типом нервной деятельности, чаще переживают кризис с максимально острыми проявлениями. Особенно тяжело приходится детям с холерическим темпераментом или малышам-меланхоликам. Сангвиники и флегматики менее подвержены кризисным изменениям.
  • Авторитарное воспитание – еще одна из причин серьезного кризиса дошкольного возраста. Постоянная диктатура родителей, подавление инициативы и игнорирование желаний ребенка приводит к бурным протестам.
  • Повышенная тревожность родителей и избыточная забота о малыше (гиперопека). Стремления и желания ребенка подавляют из-за чрезмерного волнения за его здоровье. Родители не считают ребенка самостоятельным, делают за него все.
  • Проблемы со здоровьем. Психические отклонения, неврологические заболевания и тяжелая хроническая патология влияют на реакции детей.
  • Конфликты внутри семьи. В этом случае психологи дают рекомендации для родителей – не вмешивать ребенка во взрослые проблемы оградить его от выяснения родительских отношений и негатива.

Как справляться: советы родителям от психологов

Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя. Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.

Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:

  • разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;
  • критиковать не личность, а действия;
  • аргументировать отказы и замечания;
  • учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;
  • разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;
  • оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;
  • составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;
  • поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.

Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:

  • повышать голос;
  • наказывать физически;
  • сравнивать с другими;
  • критиковать в присутствии других;
  • относится к ребенку как к собственности;
  • критиковать действия учителя;
  • нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;
  • переживать из-за незначительных замечаний учителя или плохих отметок;
  • игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.

Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.

Наша Таня громко плачет. Что такое детская манипуляция и как с этим бороться

Бывают ситуации, когда ребенок настаивает на своем, используя все доступные ему методы и способы. В дело идут уговоры, истерики, угрозы, ультиматумы, обман. Если малыш в итоге получает желаемое, он понимает, что его тактика работает. После он начинает постоянно манипулировать родителями, играть на их чувствах. Как в такой ситуации вести себя взрослым, рассказывает психолог московской службы психологической помощи Ольга Федорова.

Не все желания
должны исполняться
Ребенок начинает манипулировать, когда чувствует гиперопеку. Родители покупают малышу все, что он хочет, исполняют любые его капризы. Не получая желаемого, он начинает плакать, злиться, угрожать.

«Такие дети измеряют свою значимость количеством полученных ими вещей. Когда родитель покупает ему игрушку, вытребованную концертом на весь магазин, ребенок подтверждает свою ценность и своевластие»

, — отмечает психолог.

Есть родители, которые позволяют ребенку абсолютно все. Так они пытаются дать малышу возможность «самовыражаться» и «расти свободной личностью».

Дети могут раскидывать свои вещи, портить мебель, рисовать на обоях, в обуви прыгать на диване, игнорировать распорядок дня и приемы пищи.

«У таких детей складывается иллюзия, что они могут получать
все,что захочется.Впоследствии им придется трудно в саду и школе — там, где нужно следовать определенным правилам. Они не умеют воспринимать адекватно критику. Часто считают,что замечание — это демонстрация нелюбви. В будущем им будет трудно брать ответственность за свои действия»
, — рассказывает специалист.

Часто родители, не умеющие справляться со своими эмоциями, пытаются оградить ребенка от неприятных переживаний. Они расстраиваются, если ребенок грустит, злится, раздражается. Хотят быть самыми лучшими родителями, чтобы ребенок любил их и полностью от них зависел. И боятся того, что он может посчитать их плохими, разозлиться или обидеться.

«В итоге дети растут, но не учатся справляться со своими эмоциями. Также родители часто своим поведением показывают ребенку, как можно добиваться желаемого. Фразы и уговоры:
любишь маму—скушайкашку,хочешь конфету — пойдиуберись,не плачь, я куплю тебе сладость. Со стороны взрослых это тоже является манипуляцией по отношению к ребенку»,
— отметила Ольга Федорова.

Это манипуляция!

У манипуляции множество лиц:

Беспомощность

Вроде бы умеющий одеваться и держать ложку малыш каждое утро отказывается одеваться сам, просит маму покормить его, говорит, что устал, что не может. Он-то знает, что мама его пожалеет и сама все сделает за него.

Истерики

Увидев однажды растерянность и беспомощность родителей, малыш хорошо понимает, когда можно добиться своего: нужно упасть на пол, громко кричать или топать ногами, лучше всего в многолюдном месте. Тогда мама, чтобы избежать косых взглядов других покупателей, купит очередную игрушку или запрещенную сладость.

Притворство

Часто беспокойные родители готовы выполнить все пожелания малыша, если он неважно себя чувствует. Они могут дать больше времени на просмотр мультиков, больше вкусностей, разрешат нарушить режим дня. Малыш начинает этим пользоваться, чаще говорит, что у него слабость, что он устал, хочет полежать, нет сил идти в садик, болит голова или животик.

Подлизывание

Получив однажды материальное поощрение после проявления ласки и симпатии, малыш начинает специально показывать любовь.

Соперничество между членами семьи

Один родитель разрешает то, что запрещает другой. Ребенок начинает хорошо понимать, к кому с чем можно обратиться.

Слезы

Младенец может только плачем сообщить о своих потребностях, и это нормально. Манипуляция — когда этим пользуется ребенок, который может говорить. Он понимает, что родителям трудно выносить его плач и они готовы сделать все, чтобы он не расстраивался.

Обидчивость

Ребенок не идет на контакт, всячески игнорируя обращения родителей. Он отворачивается, показывая свою обиду. А сам ждет, что родители разжалобятся и исполнят все капризы.

Агрессия

Не получая желаемого, ребенок начинает крушить все вокруг или драться с окружающими. Он ожидает, что, испугавшись его реакции и последствий, родители пойдут на уступки.

Упрямство

Ребенок настаивает на своем и ни в какую не хочет уступать. Спорит с родителями и во всем видит несправедливость, отказывается соблюдать правила и распорядок дня, устраивая родителям практически бойкот.

Ищите причины

Чтобы не идти на поводу у ребенка, необходимо разобраться в причине его поступков.

Если малыш избегает каких-то навыков самообслуживания, важно разобраться, что у него не получается. Дать больше времени на отработку навыка, заложить это время в сборы. Часто родителям проще сделать самим, чем ждать, пока это сделает ребенок. Важно подбадривать его: «как быстро/хорошо/аккуратно у тебя получилось!», будь то одевание на прогулку или кормление.

«Важно, чтобы родитель был сам спокоен и мог выдержать накал страстей ребенка. Необходимо назвать чувство, которое испытывает малыш,
и ситуацию, которая привела к такой реакции: „я вижу, ты расстроен, ты злишься, тебя разозлило, ты огорчен, ты обижен,тебе очень хотелось бы эту игрушку, сладость и прочее“. Важно дать ребенку понять, что вы разделяете его чувства, слышите его, но есть правила и договоренности. Малыш должен четко понять, что его действия не работают. Если он проявлял агрессию,пытался ударить родителя, то необходимо проговорить, чтоменя бить нельзя, но ты можешь побить подушку“»,
— рассказывает психолог.

Если ребенок подлизывается, также проявите ласку и любовь. А в ответ на просьбу спокойно объясните причину отказа.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Стоит ли водить в садик, если ребенок плачет?

С точки зрения социологии, психологии и педагогики детский сад рассматривается как положительный фактор, способствующий полноценному развитию ребенка и его правильному воспитанию. Коллективная жизнь учит ребенка общению со сверстниками и со взрослыми, благодаря чему со временем ему проще будет учиться в школе и строить отношения с руководством и коллегами по работе.

Своевременная подготовка ребенка к детскому саду начинается за несколько месяцев до планируемого события, но даже в этом случае возможны проблемы с адаптацией. Легче всего к новому коллективу привыкают дети с высокой степенью адаптации, которым смена обстановки не доставляет особого дискомфорта. Сложнее приходится малышам с низкой степенью адаптации. К ним нередко применяют такой термин как «несадиковский ребенок». Сто делать родителям таких детей? Стоит ли водить ребенка в садик, если он плачет?

Ответ на последний вопрос родители должны дать сами себе. Важную роль при этом играет также то, как часто малыш болеет. Обычно у детей с низкой адаптацией резко снижается иммунитет, поэтому они больше подвержены различным заболеваниям. Если мама может позволить себе сидеть с ребенком дома, то она вполне может принять для себя такое решение. Но стоит учитывать, что, как правило, такие дети сложно привыкают не только к садику, но и к коллективу в школе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]