Социальная психология является необходимым научным направлением в психологии. Государство с любой общественно-экономической формацией заинтересовано в поддержании и развитии подобной науки. Полученные с её помощью сведения дают общую картину не только о расстановке политических сил в обществе, но и о социальной позиции сообществ и отдельных граждан.
Социальная психология
Что такое социальная психология (СП)
Определение этого термина – раздел психологии, исследующий психологическую атмосферу в различных социальных группах. Также при помощи СП выявляются закономерности в человеческом поведении, действиях индивида, когда он входит в состав каких-либо групп или сообществ.
Определения СП с точки зрения разных социологов
Важно! Объектом, который изучает социальная психология, является человек.
Межличностные отношения индивидов внутри общности
Внутри общности между индивидами устанавливаются разные типы отношений:
- официальные – основаны на структуре, прописанных правилах;
- неофициальные – возникают в результате личных симпатий;
- деловые – возникают при выполнении должностных обязанностей;
- рациональные – строятся на объективной оценке других участников;
- эмоциональные – субъективная оценка решает все.
Управление общностью регулируют отношения руководителя и подчиненных. При положительной динамике подчиненные признают авторитет руководителя. При отрицательной — склонны к протесту, созданию условий для появления неформального лидера.
Специфика предмета
Социальная тревожность — что это такое
СП, как самостоятельная дисциплина, обозначилась в 1908 году. В одно и то же время два учёных издали свои труды: социолог Э.А. Росс выпустил в Америке книгу «Социальная психология», а в Европе ознакомились с трудом психолога У. Мак-Дугалла «Введение в социальную психологию».
Кстати! Доктор философских наук, российский психолог Г.М. Андреева, отмечала, что выделению СП в отдельную отрасль психологии послужили причины теоретического и социального характера.
Две книги, стоящие у зарождения СП
Г.М. Андреева в своём учебнике «Социальная психология» (2001 г.) отмечает специфику при исследованиях в СП. Получение данных для изучения в других сферах выстроено на логических законах физики и других точных наук, в СП это не работает. Исследователи сталкиваются со следующими препонами:
- проблема эмпирических данных (тип и объём);
- объединение полученных данных в единую систему с принципами и выдвигаемыми теориями или гипотезами.
До сих пор среди специалистов-социологов не прекращаются споры, какие виды данных и в каком объёме допускать в процесс исследования.
Если рассматривать данные для изучения в области СП, то они могут иметь следующий вид:
- сведения о поведении отдельных людей в группах;
- информация, характеризующая параметры сознания этих людей;
- данные о психологических оценках групп, куда помещаются индивиды.
Что касается объёма информации для обработки, то неоднозначны мнения учёных, какому его виду следовать. Работы в социально-психологическом изучении можно вести, используя два типа объёма:
- корреляционный – используется большой массив информации, где установлены всякого рода корреляции;
- экспериментальный – объём данных ограничен, но в него добавляют новые переменные и ведут за ними наблюдение.
К сведению! Корреляция – это зависимость (взаимоотношение) между двумя или несколькими случайными величинами. При этом за изменениями, происходящими с одной (несколькими), следуют изменения другой с определённой систематичностью.
Интеграция полученных данных в СП представляется в специфической форме. Выдвигать теорию и работать с ней в СП не представляется возможным. Теории социально-психологического плана совсем иные, нежели в точных науках. В них отсутствует дедукция. Поэтому изначально выдвигается гипотеза, как теоретический вид знаний, по ней ведутся исследования. Далее в результате обработанных гипотез делаются теоретические обобщения.
В СП разрабатываются теории, охватывающие лишь узкие сферы, – отдельные стороны жизни людей.
Отличительной специфической особенностью можно выделить обязательную проверку сформулированных гипотез и, как результа, – построение предсказаний.
Мы нередко игнорируем людей, которым нужна наша помощь
Влияние общества может проявляться и в неочевидных вещах. Например, чем больше людей видят, что кому-то необходимо помочь, тем меньше B. Latane, J. M. Darley. Group inhibition of bystander intervention in emergencies. Journal of Personality and Social Psychology каждый из них будет чувствовать свою личную ответственность за оказание помощи. Это называется эффектом свидетеля. Чаще всего в качестве примера приводят случаи, когда многие люди стали очевидцами преступления, но никто из них не обратился в полицию и не попытался помочь жертве.
Что с этим делать
Знание о существовании эффекта уже само по себе в значительной степени помогает его преодолеть. Также важно понимать M. K. Schweinfurth, J. Call. Reciprocity: Different behavioural strategies, cognitive mechanisms and psychological processes / Learning & Behavior , что вы действительно способны кому-то помочь. И для этого вовсе не обязательно уметь спасать утопающих или делать массаж сердца.
Чем занимается СП и что изучает
Социальная перцепция — что это такое в психологии
Задачей, которую ставит перед собой социальный психолог, является изучение деятельности индивида в различных обстоятельствах и его поведенческих реакцией, в зависимости от нахождения в различных группах. Если обратиться к Г.М. Андреевой, то, по её мнению, этот подраздел науки изучает следующие объекты:
- группы людей;
- отдельные личности;
- общение между индивидами.
Если обратиться к другим советским и российским исследователям в социальной психологии, это может быть другой список.
Социальная психология
На момент рождения психика человека представляет собой «тесто», из которого в процессе онтогенеза формируется личность. С личностным формированием происходят отождествление себя с окружающим миром и понимание своего места в нём. Наблюдая за поведением окружающих его родных, ребёнок может изучить правила поведения в группе. Так начинаются этапы социальной адаптации человека.
Однако не секрет, что разные люди по-разному оценивают одну и ту же ситуацию. Мало того, общаясь, люди оказывают взаимное влияние друг на друга. Почему это происходит? Как разобраться и предсказать влияние отдельных личностей на людские массы и влияние группы людей на отдельных её членов? Как правильно общаться, чтобы не попасть под чужое влияние? Как уметь отделять свои интересы от интересов общества? Как научиться избегать ссор и конфликтов?
В своём учебнике «Социальная психология» А.Л. Свенцицкий, профессор кафедры социальной психологии СПбГУ, утверждает, что все эти вопросы возникают из-за разнообразия форм людского общения. Изучением и поиском ответов на подобное занимается СП.
Кстати! СП специализируется на исследовании людских взаимовлияний и взаимоотношений. В центре её внимания находятся последствия межличностного общения: мысли, действия и чувства отдельного человека.
Основные задачи социальной психологии
Исследователи в этой области занимаются созданием методов определения того, каким образом формируются личностные мотивы, установки, и насколько это формирование зависит от условий, в которых личность находится, какое влияние на всё это оказывает социальная группа, к которой относится индивид, и каким образом изменяется его психическое состояние.
Важно! Главная задача СП заключается в построении прогнозов социального поведения отдельных личностей и социальных групп.
Например, предметом работы соц. психолога на предприятии или фирме может являться изучение человеческих отношений на рабочем месте. С помощью научного подхода может быть определён тип организации коллективных отношений, который позволит работать эффективнее. Повысятся слаженность, взаимопонимание между работниками, как по вертикали управления, так и по горизонтали. Это поспособствует развитию здорового рабочего климата и повышению производительности труда.
Если поставить задачи перед российскими исследователями в области социальной психологии, то допустимо изучать следующие вопросы:
- анализировать зарубежную СП по содержанию её методов, теоретических идей и результатов, с дальнейшим рассмотрением их практического применения в отечественном социуме;
- отрабатывать прикладную составляющую исследований к проблемам общества и находить способы их решения при помощи СП;
- разрабатывать теорию политических, этнических, межгосударственных и других конфликтов социального плана;
- вести подготовку теорий диагностики социально-психологических прогнозов, оказывать помощь населению в виде консультаций для решения социальных проблем и адаптации в новой общественной реальности.
Переход от гипотез к социально-психологическим теориям в современном обществе в связи с большими переменами очень востребован.
Задачи СП
Основные формы и признаки сообществ
Разновидностей социальных формирований много. Для правильной классификации групп в психологии нужно выделить точные критерии, по которым оценивают формирования.
По характеру взаимодействия выделяют 2 группы:
- первичную — относительно устойчивую, с постоянным тесным взаимодействием между членами, направленную на социализацию индивида;
- вторичную — многочисленную, с преимущественно формальным типом взаимодействия, направленную на достижение определенной цели.
По типу взаимодействия общности бывают:
- формальными — есть юридический статус с четко прописанными нормативами взаимоотношений, целью деятельности и закрепленной иерархией;
- неформальными — появляются стихийно, не имеют официального регламента, быстро распадаются.
Общности, в которые индивид входит, называют ингруппами (семья, учебный или рабочий коллектив, этническое меньшинство). Общности, в которые индивид не может или не хочет быть включенным (другая религиозная община, чужая семья, другая возрастная категория) называют аутгруппами.
По количеству людей и форме межличностных связей выделяют малые и большие группы. Малая всегда немногочисленна (двое людей, объединенные общей целью, уже считаются группой) и имеет ряд неизменных характеристик:
- высокая устойчивость состава (новые члены вступают редко, часто на замену выбывшим);
- участники имеют похожие ценности и моральные нормы;
- межличностные отношения интенсивные, устойчивые;
- чувство принадлежности к общности развито, вызывает у участников одобрение, гордость;
- четкое разделение ролей, лидер является безусловным авторитетом.
Большая группа отличается многочисленным составом и целью. Ее создают для достижения определенного результата, но между участниками нет взаимодействия, которое может обеспечить быстрое достижение цели.
Высшей формой группы, обеспечивающей оптимальные условия для развития и работы индивидов, является коллектив. Признаки, отличающие коллектив от других формирований: совпадение целей индивида и общества, единство принципов и ценностных ориентаций.
Разделение по значимым признакам выделяет реальные и номинальные группы. К реальным относятся формирования, у которых есть социально значимые особенности:
- гендер — мужчина или женщина;
- этнос — европеец, азиат, латиноамериканец;
- возраст — ребенок, подросток, взрослый, пожилой;
- профессия — учитель, врач, бизнесмен;
- семейное положение — замужем, разведен, холостяк;
- место жительства — город, поселок, деревня;
- уровень дохода — обеспеченный, бедный, богатый.
К номинальным относятся формирования, которые специально выделяют для проведения исследований (пассажиры, имеющие право на льготный проезд, студенты-стипендиаты, многодетные матери). Человек имеет право присоединиться к такому формированию и покинуть его в любой момент. Например, льготы по инвалидности можно снять, безработный может устроиться на работу.
Все группы, независимо от типа, имеют обязательные качества:
- референтность — принятие или отторжение ценностей;
- лидерство — степень влияния одного человека на другого в рамках формирования;
- интегративность — степень слияния участников, единство или разобщенность;
- микроклимат — удовлетворенность и комфортность;
- направленность — ценность установок для социума.
Наличие этих качеств отличает группу от толпы — стихийного формирования, в котором у людей нет устойчивых связей и потребности в коммуникации.
Методы социальной психологии
Социальная адаптация — что это такое в психологии
Если углубиться в соц. психологию, то можно узнать, что ее методология тесно связана с общими методами, применимыми к психологии. Однако у способов исследования в СП есть свои особенности, они имеют следующий краткий перечень:
- эмпирические исследования;
- моделирование;
- социально-психологическое влияние;
- управленческо-воспитательное воздействие.
К сведению! Г.М. Андреева так разделяет способы: сбор информации, её обработка и методы воздействия.
Эмпирические исследования включают в себя следующие методы:
- наблюдение – регистрация событий социально-психологического характера в естественных и лабораторных условиях;
- анализ документов – изучение любых данных, заключённых на бумажных, электронных, плёночных и иных носителях;
- опрос – интервьюирование, анкетирование и электронное голосование по поставленным темам;
- тестирование – ограниченные временным интервалом испытания в виде выбора правильного ответа на заданные вопросы;
- социометрия – социограммы или социометрические матрицы, несущие результат исследования структурного состава маленьких групп и отдельных лиц, туда входящих;
- ГОЛ (групповая оценка личности) – составление характеристики индивида из группы по сведениям, представленным членами этой группы о качествах характеризуемого.
К сведению. Сюда же относится и эксперимент – выявление закономерностей и взаимосвязей между определённой ситуацией и субъектом воздействия. При этом искусственно создаются определённые условия. Метод эксперимента хорош тем, что можно моделировать обстановку, воздействовать на неё в процессе, исследовать реакции и снимать результаты.
Что касается моделирования, то можно отметить, что его допустимо воспроизводить по двум направлениям:
- моделирование психики – копирование процессов психических функций;
- создание психологической модели – воспроизведение деятельности путём воссоздания условий подобной деятельности.
Интересно! Смоделировав ситуацию возникновения пожара или любого другого опасного события, включив кнопку «Тревога», можно, наблюдая за действиями сотрудников, определить «слабые места» в характере коллег.
В процессе реализации моделей получают достоверные сведения о коллективе в целом и его отдельных представителях.
К методу социально-психологического воздействия относятся способы психического воздействия на людей и их поступки в социуме. Они реализуются посредством следующих технологий:
- информация в СМИ;
- публичные выступления;
- реклама;
- агитация;
- сеансы терапии.
Используя подобные способы, изменяют социальные установки граждан в нужную сторону.
Важно! С помощью данного способа можно не только влиять на людские нужды и мотивацию человека, но и настроение и жизненные ориентиры.
Это психологическая манипуляция членами социума, она может быть как созидающей, так и разрушающей. Например, в настоящее время посредством подобного влияния в мире происходит феномен подмены моральных ценностей и понятий. Разрушается институт семьи и брака путём навязывания терпимости к однополым бракам и секс меньшинствам. Умаляется важность победы в войне с фашизмом, и в Европе повсеместно пропагандируется «героизм» нацистов и их пособников.
Примером управленческо-воспитательского воздействия может служить воспитание ребёнка в семье, где родители путём личного примера, доверительных бесед и обучения формируют сознание чада, при этом не забывая учить, хвалить за успехи и объяснять неудачи.
Воздействия на индивида при таком способе включают в себя:
- убеждения;
- угрозы или поощрения;
- наказания;
- личный пример.
Кроме того, можно влиять через мнение общества, образование, воспитание и общую деятельность.
Методы, применяемые в СП
Функции и условия для нормального развития
Общность имеет ряд функции, которые влияют на каждого члена:
- социализирующую — усвоение норм поведения, воспитание;
- инструментальную — осуществление необходимой деятельности;
- экспрессивную — удовлетворение потребности в принятии, эмоциональных контактах;
- поддерживающую — моральная поддержка.
Если функции не выполняются, сообщество не может функционировать, быстро распадается. В норме она должна развиваться как общность, предоставлять условия для развития личностей.
Структура современной социальной психологии
Социально-психологическая структура зависит от сфер деятельности человека, объектов и методов исследований. Один из видов структуры СП выглядит следующим образом:
- СП индивида;
- психология общения и отношений (межличностных взаимодействий);
- психология маленьких групп;
- СП между группами (межгрупповое взаимодействие);
- психология общественных явлений и крупных публичных групп.
Кстати! От особенностей деятельности человека зависят протекание и характер любого из перечисленных видов взаимодействия.
Структура СП
Изменение государственного строя, внутренней политики и сложности на рынке труда заставили многих граждан испытывать чувство собственной ненужности и невостребованности. Консультация у социального психолога – это один из шагов для решения индивидуальной проблемы с социальной адаптацией.
Обязательные этапы развития и роли индивидов внутри формирований
Группа не формируется сразу после объединения людей. Этапы социально-психологической зрелости:
- Конгломерат — незнакомые люди впервые оказываются на одной территории.
- Номинальная группа — общность получает название и статус.
- Ассоциация — формируется структура, появляются общие интересы.
- Кооперация — активное совместное взаимодействие, четкое обозначение ролей и структуры, формирование внутригрупповой морали.
- Автономия — в процессе совместной деятельности удовлетворяются желания индивидов.
- Корпорация — замкнутая общность, которая противопоставляется другим.
- Коллектив — совместная деятельность предполагает интегративность (коллективное принятие решений).
У каждого человека есть своя роль в формировании, которую он выполняет сознательно или просто подчиняются навязанной модели поведения. Выделяют 3 типа ролей:
- Социальные роли. Необходимы для поддержания динамики. Повышают сплоченность, эмоциональные связи между людьми. К ним относятся: посредник, миротворец, наблюдатель.
- Роли, направленные на выполнение общих задач. Помогают достичь цели, поставленной перед формированием. Предполагают рациональное использование ресурсов, минимизируют усилия. К ним относятся: инициатор, информатор, координатор, наставник.
- Роли, направленные на достижение личных интересов. Дезорганизуют участников, используя ресурсы общности ради достижения собственной выгоды. К ним относятся: одиночка, скептик, агрессор, циник.
Задача руководителя — следить за выполнением ролей, поощрять полезное для общности взаимоотношения и вовремя купировать деятельность дезорганизаторов.
Сегодняшний взгляд
Современный социум имеет сложную и многовариантную структуру. Сейчас это взаимодействие различных групп людей, различающихся по морально-интеллектуальному развитию, стилю и образу жизни, родственно-семейным связям, социальному происхождению.
Вот чем характерен социум в современности:
- В нём происходит распределение благ, но не всегда честное и справедливое для каждого человека, входящего в данную группу
- Подвижность иерархической системы, частая смена лидера
- Члены одного общества могут иметь общую территорию, но способны на частые смены своей локализации, что значительно влияет на структуру всей группы и её деятельности
- Взаимоотношения между людьми постоянно меняются, перестраиваются
- Членов одного общества объединяет страх перед системой правосудия
- Все члены группы имеют одну цель – улучшение качества жизни социума, при этом заниматься для её достижения они могут совершенно разной деятельностью, в различных сферах
- Сложно устроенная система распределения труда и обязанностей, влияющих на общие показатели развития социума
Как видим, термин «социум» имеет несколько трактовок, но у всех исследований есть и общие моменты, характеристики современного социального общества.
Семья как главный источник социума
Появление родовых общин со своими внутренними правилами функционирования обеспечивало её членов безопасностью, единством ценностей. Люди создают семьи – «маленькие ячейки», в рамках которых они формируются, определяются с жизненными взглядами и устоями, чтобы затем иметь возможность выхода в большой социум.
Что такое “социальный институт” — примеры и структура в статье по ссылке.