развитие бизнеса для руководителей
30.11.2021
Автор: Academy-of-capital.ru
Добавить комментарий
Рейтинг:
(Нет голосов) |
Из этого материала вы узнаете:
- Суть процесса управления конфликтами
- 5 основных причин возникновения конфликтов в организации
- 4 типа возможных конфликтов
- 5 стилей поведения сторон в конфликтной ситуации
- 5 групп методов управления конфликтами со стороны руководства
- 4 главных принципа благополучного разрешения конфликта
- 7 этапов управления конфликтом
- 5 советов по управления конфликтами
- Необходимые навыки для успешного решения проблемы
Умелое управление конфликтами в организации позволяет избежать многих проблем как личного, так и общего характера. Это умение не дает работе компании застопориться, а иногда даже значительно подстегивает энтузиазм сотрудников, то есть служит своеобразным двигателем прогресса.
Однако все это возможно, только если хорошо понимать, что именно следует предпринимать в конкретном случае. То есть руководители обязаны быть хорошо подкованными в теории: знать основные принципы благополучного урегулирования конфликтов, выбирать подходящие к ситуации методы, обладать определенными личными качествами.
Суть процесса управления конфликтами
Управление конфликтами – это деятельность, направленная на разрешение споров и устранение разногласий между сторонами, отстаивающими различные точки зрения. Конечной целью такой деятельности является полное урегулирование конфликта, то есть достижение взаимного согласия. Каждая сторона должна выйти из ситуации с чувством удовлетворенности и выгоды, которую она получила для себя.
Конфликты могут обладать разными типами функциональности. Это могут быть острые, но конструктивные диалоги между субъектами, способствующие решению важных социальных задач, или деструктивные споры, ведущие к разрушению социальной системы. Поэтому динамика конфликтов обычно регулируется субъектами социального управления, действия которых определяются исходя из их собственных интересов.
Основная цель управления конфликтами состоит в предупреждении деструктивных ситуаций.
Важно увидеть возможности управления конфликтом в организации с точки зрения внутренней и внешней позиции. Внутренняя позиция предполагает управление поведением участвующего в конфликте человека и строится на возможности использования психологических подходов. Внешняя позиция представляет собой организационно-технологический аспект данного процесса, в котором в качестве субъектов управления рассматривается и руководитель, отвечающий за реализацию поставленных целей, и сотрудник, выполняющий служебные обязанности.
Конфликт — это сигнал о сбое, который возник в процессе коммуникаций. Неумелое управление конфликтами может усугубить ситуацию. Поэтому разрядить ее нужно как можно быстрее, стараясь не допускать ошибок и просчетов, которые могут стать причиной роста напряженности.
Решаем и управляем
В том случае, когда управление возникшими конфликтами не осуществлялось или велось неэффективно, последствия будут дисфункциональными, мешающими достижению целей организации. К ним можно отнести рост кадровой текучести, снижение показателя производительности, смещение целей и акцентов – основной становится победа в противостоянии, а не решение производственных вопросов.
Все методы управления возникшими конфликтами можно сгруппировать в два блока: это структурные способы и межличностные методы разрешения.
Независимо от выбранного метода, возникший конфликт необходимо проанализировать для выявления настоящих причин, которые могут не иметь ничего общего с тем, что послужило поводом возникновения спорной ситуации, и лишь после этого принимать адекватные меры.
Почему мы конфликтуем? На каком этапе общения рождается открытая конфронтация?
Конфликт — это столкновение противоположно направленных интересов, ценностей, целей. Обычно он связан с отрицательными эмоциональными переживаниями, основан на эмоциях и личной неприязни. Рассмотрим стандартную цепочку:
1. Установление контакта → 2. Ориентация в ситуации → 3. Обсуждение проблемы → 4. Принятие решения → 5. Выход из контакта. Открытый спор возникает при переходе от пункта 3 к пункту 4 — как правило, из-за того, что стороны не владеют психологическими техниками: не слушают друг друга и не умеют убеждать.
Конфликт выстраивается по простой формуле:
КС + И = К
КС
— это конфликтная ситуация (накопившиеся противоречия),
И
— инцидент (обстоятельства, повод),
К
— сам конфликт (открытое противостояние как следствие).
«Чтобы выйти из контакта, необходимо разрешить проблему: устранить ситуацию и исчерпать инцидент. Иначе выход не произойдет. Важно понимать, что сам инцидент — это своеобразная верхушка сорняка. Если ее сорвать и не устранить корень, все только усугубится».
Конфликт возникает в разных ситуациях из-за столкновения интересов. Например, поссорились вы со своим сотрудником из-за премии, с коллегой из другой школы из-за расхождения взглядов на воспитание, с администрацией из-за бюджета и т.д. Это все самый распространенный, межличностный тип.
Бывают еще противостояния групп (руководство и подчиненные, «лентяи» и «трудяги», консерваторы и изобретатели и т.д.) — это межгрупповой тип, самый разрушительный и интенсивный. Случаются и внутриличностные разногласия — например, из-за того, что уже собраны чемоданы для долгожданного семейного отпуска, но дела вдруг требуют присутствия на работе.
В конфликтах есть объекты (причины), субъекты (активные стороны), участники, косвенные участники. Их роли могут меняться. В конце концов каждая конфронтация оказывается деструктивной или конструктивной. Первый вариант не сулит ничего хорошего, а для конструктивного исхода необходимы адекватность восприятия ситуации, открытое общение и, конечно, создание атмосферы доверия, сотрудничества.
У каждого человека формируются привычные стратегия и тактика поведения в конфликтах. Чтобы лучше управлять происходящим, нужно идентифицировать свою стратегию и установки окружающих людей, корректировать свою тактику.
Как же эффективно решать конфликт?
Простой способ – полностью игнорируя ситуацию, заниматься решением самого вопроса, породившего конфликт. При этом решение проводится по следующим параметрам:
- перевести спорный вопрос в категорию целей}
- определить решение, устраивающее все стороны}
- рассматривать проблему узко, личные качества сторон к делу отношения не имеют}
- обеспечить интенсивный обмен информацией и взаимное влияние конфликтующих сторон}
- создать положительные взаимоотношения и внимание к любому мнению.
Управление состоявшимися конфликтами осуществляется через различные методики, разработанные профессионалами в данном вопросе. И даже они подчеркивают, как много значимых факторов конфликта, на которые нельзя оказать влияние. Сюда можно отнести взгляды, мотивы и потребности как группы, так и индивида. Отягчающий эффект привносят наложенные стереотипы поведения, предубеждения или предрассудки – все это способно сильно затормозить работу или вовсе свести к нулю результаты деятельности опытных профессионалов по управлению конфликтами.
Альтернативные способы решения споров
Разрешение конфликтной ситуации посредством судебных разбирательств далеко от идеала – система судопроизводства тяжелая и громоздкая, дорогостоящая и требующая большого количества времени. Результат не приносит взаимного примирения и не учитывает интересы обеих сторон.
Именно поэтому все большую популярность приобретает альтернативное решение. Это методика разрешения возникшей ситуации через переговоры – к ней относятся товарищеские, третейские, арбитражные и другие суды, в основе которых лежит медиация (посредничество).
Медиация как способ разрешения конфликтов – это урегулирование возникших разногласий с помощью нейтрального посредника. Данная методика прекрасно зарекомендовала себя, так как независимый посредник работает над поиском решения, приемлемого для всех участников конфликта, а не выяснением вопроса, кто прав, а кто виноват.
Управление конфликтом подразумевает применение знаний, умений, методов и способов для удержания возникшей конфронтации интересов на уровне, безопасном для всех видов отношений, а также последующее разрешение проблемы с учетом интересов всех вовлеченных сторон.
Стратегии поведения в конфликте
Конкуренция: акула. Как хищник при нападении
Фотография: rohit: Pexels
«+» возможность абсолютной победы, эффективность в экстремальных условиях
«-» возможность жесткого проигрыша, недолговечность результатов
Когда стратегия оправдана:
- опасная обстановка;
- «нечего терять»;
- ресурсы (власть) гарантируют победу;
- ставки крайне высоки;
- нужно продвинуть непопулярное, но верное решение;
- необходимо произвести впечатление на сторонних наблюдателей.
Тактические действия:
контроль противника и его источников информации, постоянное давление всеми доступными средствами, обман, хитрость, провокации, нежелание вступать в диалог.
Каким личностям свойственна:
властным, нетерпимым к инакомыслию, ретроградным, боящимся критики, боящимся сбора информации о себе, игнорирующим коллективное мнение.
Уклонение: черепаха. Побег в уютный панцирь
Фотография: Ludvig Hedenborg: Pexels
«+» демонстрация запущенности проблемы, компенсаторные факторы (сочувствие, помощь со стороны), экономия сил.
«-» демонстрация своей пассивно-страдальческой установки, усугубление положения из-за неразрешенного противоречия, распространение влияния ссоры на разные области жизни (вплоть до появления психосоматических заболеваний).
Когда стратегия оправдана:
- победа не имеет принципиального значения;
- важнее спокойствие и стабильность;
- важнее сохранить хорошие отношения;
- есть угроза более серьезного разногласия;
- понимание своей неправоты;
- безнадежность проблемы;
- незначительность проблемы;
- победа требует слишком больших затрат.
Тактические действия:
демонстративный уход, отказ от силовых приемов, отказ от сбора фактов, отрицание остроты конфликта, медлительность в принятии решений.
Каким личностям свойственна:
застенчивым, слишком восприимчивым к критике, склонным к позиции «авось обойдется», не умеющим управлять беседой.
Сотрудничество: лиса. Осторожность — наше все
Фотография: Joseph Yu: Pexels
«+» возможность справедливого исхода и равнозначного разделения благ
«-» зависимость от чужих уступок, растрата сил на ведение переговоров, возможность стать жертвой обмана в процессе торга, недолговечность решения проблемы.
Когда стратегия оправдана:
- обе стороны убедительны;
- дефицит времени;
- сотрудничество и директивный подход неэффективны;
- ресурсы оппонентов равны;
- нужно временное решение;
- победа не имеет принципиального значения;
- лучше получить что-то, чем все потерять.
Тактические действия:
торг, обман, лесть, требование равного дележа.
Каким личностям свойственна:
осторожным, нетерпимым к резкости, не любящим углубляться в детали.
Улаживание: плюшевый мишка. Делайте, что хотите — только давайте жить дружно!
Фотография: Wilson Vitorino: Pexels
«+» в некоторых случаях проблема решается сама собой благодаря дружеским отношениям.
«-» жертвование личными целями, доведение до ситуации самосохранения, неразрешенность проблемы.
Когда стратегия оправдана:
- победа не имеет принципиального значения;
- важнее сохранить хорошие отношения;
- нужно выиграть время;
- уступить — значит одержать моральную победу.
Тактические действия:
соглашательство, демонстрация непритязательности, потакание, лесть.
Каким личностям свойственна:
бесхребетным, угодливым, «мечта манипулятора».
Компромисс: сова. Любовь к здравомыслию
Фотография: cottonbro: Pexels
«+» проработка проблемы, возможность конструктивного разрешения конфликта
«-» затрата сил и времени для волевых решений и мудрого управления ситуацией (не воспользоваться слабостями «Черепахи» и «Плюшевого мишки», противопоставить поведению «Акулы» мирные средства)
Когда стратегия оправдана:
- взаимовыгодное решение крайне важно;
- длительные близкие отношения с другой стороной;
- достаточно времени для проработки проблемы;
- ресурсы оппонентов равны.
Тактические действия:
сбор информации о проблеме и противнике, тщательный подсчет ресурсов, открытый диалог, критика «по делу», проявление своих талантов для оказания влияния, принятие разумных идей оппонента.
Каким личностям свойственна:
инноваторам, не терпящим оскорблений, умеющим отбросить эмоции.
Как руководителю препятствовать возникновению и развитию конфликтов?
- Подбирайте и расставляйте кадры в зависимости от профессиональных и психологических качеств людей.
- Не допускайте нарушения своего единоначалия.
- Защищайте свой коллектив перед лицом «внешней угрозы».
- Поддерживайте в коллективе атмосферу доверия.
- Регламентируйте взаимоотношения сотрудников.
- Транслируйте и поддерживайте корпоративный стандарт, корпоративные ценности.
- Объясняйте сотрудникам «правила игры», используйте поощрения и наказания в соответствии с выполнением и игнорированием этих правил.
- Выявите конфликтных людей по характерным качествам (неадекватная самооценка, стремление доминировать, нежелание преодолевать устаревшие традиции, излишняя прямолинейность и эмоциональность).
- Не переходите на личности и не используйте запрещенные приемы вроде «Я требую…», «Вы должны…», «Вам этого не понять…», «Я вас в последний раз предупреждаю…», «Чем вы сейчас так заняты?».
- Пользуйтесь методикой построения карты конфликта, предложенной исследователями X. Корнелиусом и Ш. Фэйром (общие черты проблемы, кто вовлечен, каковы их подлинные потребности).
- В любых обстоятельствах действуйте спокойно, опираясь на свой должностной статус.
- В споре между сотрудниками оставайтесь нейтральны, выясняйте факты, направляйте стороны на конструктивное разрешение разногласий.
- Признавайте свои ошибки и отменяйте неправильные решения.
Конфликт — это не хаос и не смерч, а структурированное явление. Выбирайте подходящие стратегии и не усложняйте проблемы необдуманными решениями. Как сказал французский писатель-философ Франсуа де Ларошфуко, людские ссоры не длились бы так долго, если бы вся вина была на одной стороне.