Развитие памяти у взрослых: от весёлых игр до медикаментозных препаратов


Все началось восемь лет назад. Однажды я проснулся от пульсирующей и колющей боли в глазу, такой сильной, что я не мог его открыть. Попробовал разжать веки пальцами — стало хуже: боль в долю секунды резко усилилась, глаз наполнился слезами, и держать его открытым стало невозможно. Я тогда кое-как смог набрать телефон своего начальника, рассказал, что со мной происходит, и предупредил, что задержусь. После чего лег, попытался уснуть, и через пару часов все прошло. Но это был всего лишь первый приступ, вскоре боль стала регулярной.

Приступы случались и ночью, и днем. Иногда по несколько раз подряд. А когда все заканчивалось, я боялся ложиться спать: вдруг все начнется по новой? На самом глазу будто было мутное стекло.

Я вернулся в родной город Неман к маме, и мы стали обращаться к всевозможным врачам. Мне ставили разные жуткие диагнозы (например, глазной клещ), но анализы их не подтверждали, а лечение не давало результата. Я жил на сильных обезболивающих, которые принимал в дозах, превышающих допустимые — боль они в какой-то степени снимали, но глобально проблему не решали.

Параллельно мы начали искать другие способы помочь мне — в интернете, в книгах. В какой-то момент я наткнулся на методику Хосе Сильва, американского психолога и гуру саморазвития. Это такая серия упражнений для медитации и дыхания, направленных на расслабление: физическое и эмоциональное. Я купил онлайн-курс по методике Сильва, начал практиковаться, и мне понемногу стало лучше — частота приступов уменьшилась. Это очень вдохновило. Я подумал, что наверняка есть другие способы облегчить мое состояние. Но искать приходилось урывками, в те моменты, когда боль отступала и я мог читать хотя бы одним глазом. Поэтому я решил записаться на онлайн-курс по скорочтению. Казалось, что это то, что нужно: выучившись, я смогу осилить больше книг и статей, мой мозг будет быстрее воспринимать информацию, и я скорее найду то, что поможет справиться с болезнью. Но тогда я хорошо видел всего пару дней в неделю и, естественно, курс по скорочтению не закончил.

Как я начал тренировать память

На сайте, где я занимался скорочтением, обнаружился другой курс — для тренировки памяти. Я загорелся: «Вот оно! Если я пройду его, то стану как Шерлок Холмс! Или как суперагент!» Поначалу вся эта затея была для меня способом отвлечься от своей болезни.

Я купил самый дешевый пакет и результаты увидел уже после первого занятия. До занятия нас всех протестировали: перечислили 20 слов и попросили повторить в том же порядке. У меня получилось назвать, кажется, слова три. Потом нам рассказали про одну из простых техник для запоминания — все они называются «мнемотехниками» — «цепочка», или «история». Суть в том, что вы представляете слова в виде зрительных образов и связываете их. Например, нужно запомнить список покупок: бананы, зонтик, игрушечного слона в подарок, огурцы, молоко. Вы представляете, как берете тележку и загружаете в нее бананы. Из бананов вылезает слон, он хоботом берет с полки зонтик. Тот раскрывается и на него падают огурцы, из огурцов начинает литься молоко. Да, история странная, но с ее помощью вы отлично запомнили все нужные вам предметы в нужной последовательности. Уже через пару часов я снова прошел стартовый тест, смог назвать все 20 слов в правильном порядке и почувствовал себя немножко гением, что было очень приятно.

На курсе нам давали и другие базовые мнемотехники. С их помощью мы тренировались запоминать фамилии и имена людей, иностранные слова, последовательность картинок. В этот раз я доучился до конца: помогло и то, что большую часть упражнений можно было сделать с закрытыми глазами.

Но у меня оставалось еще много вопросов: я хотел углубить свои знания о мнемотехниках. Записался на другой курс, потом на следующий, консультировался с тренерами по развитию памяти, задавал им кучу вопросов, перечитал все, что смог найти про память. Ни одна книга и ни один преподаватель не давали мне всех ответов, но благодаря тому, что все объясняли чуть-чуть по-своему, мои представления о том, как тренировать память, становились глубже.

Изучать скорочтение – абсолютно не мучение

Обучение техники скорочтения базируется на серьезной научной основе. Ее разработали с участием психолингвиста В. Леонтьева и психолога Л. Гримаки.

Эта действительно эффективная техника, где участвует наука и методология, существенно повышает принцип скорочтения и развития памяти.

Специалисты утверждают, что в традиционном методе чтения есть пять недостатков, которые мешают людям освоить скорочтение, и развитие памяти при этом значительно снижается:

  • Как развить память и внимание, если пользователи традиционного способа чтения часто используют возвратное движение глаз (регрессию), для повторного прочтения не совсем понятного текста? Какое может быть развитие памяти и внимания в таком ритме?
  • Отсутствие гибкой программы чтения, когда тексты читаются одинаково медленно, даже если некоторые из них требуют быстрого прочтения.
  • Главная преграда быстрого чтения − артикуляция, то есть звучание текста в то время, когда человек его читает про себя. Многие мысленно проговаривают текст в то время, когда читают. Этот дефект слишком много времени забирает у читателя. Это самый трудно исправимый недостаток, но благодаря программе скорочтения он со временем исправляется.
  • К четвертому недостатку относится то, что люди при чтении захватывают малое поле зрения. Это тот участок, который воспринимается глазами на этапе фиксации (остановки).
  • Отсутствие внимания, которое является катализатором процесса чтения. Без внимания нет быстрого чтения. Поэтому развитие памяти и скорочтение так взаимосвязаны. Ведь память без внимания тоже не может существовать.

Как моя жизнь начала меняться

Эту странную закономерность я заметил почти сразу: тренировки памяти действовали на меня так же, как упражнения Сильва. Чем больше я занимался, тем лучше мне становилось. Я отвлекался от своей непонятной болезни: рисовал в голове какие-то картинки, выполнял какие-то странные упражнения — и приступы боли случались чуть реже. Это, конечно, сильно мотивировало (думаю, что мотивирует до сих пор) тренироваться регулярно и усиленно. Мысль, что навыки быстрого запоминания могут как-то помогать в жизни, пришла мне в голову далеко не сразу.

Сначала — примерно через год регулярных тренировок — мне захотелось своими знаниями делиться. Тогда я пошел в школу, которую закончил, и предложил организовать во время зимних каникул занятия по тренировке памяти. И мне каким-то чудесным образом это разрешили. Тот курс я называл амбициозно — «Я гений». Студентами стали ученики 10–11 классов. Занятия я проводил совсем неумело — у меня не было опыта выступлений даже перед небольшой аудиторией. Все пошло в итоге не по плану. Но ощущения от самого процесса были потрясающими. Как я выяснил уже потом, моим студентам тоже понравилось. Одна девочка в интервью для местной газеты рассказала, что применяет техники запоминания в учебе, и ее оценки стали лучше. Другой мальчик написал мне сообщение, в котором сказал спасибо за курс — он теперь быстрее запоминает сложные термины. Так я понял, что мне нужно продолжать этим заниматься.

То, что я начал обучать других техникам запоминания, кстати, оказалось очень полезным: готовясь рассказывать, как работает та или иная мнемотехника, я и сам начинал лучше в ней разбираться. Буквально как в том анекдоте: «Пока объяснял, сам все понял». Но полноценный онлайн-курс, которым я доволен, запустил только год назад.

Практически сразу после того, как я организовал курс для школьников, меня внезапно пригласили на телевидение — продемонстрировать свои навыки запоминания в программе «Удивительные люди» на канале «Россия». К выступлению я готовился несколько месяцев, думаю, поэтому оно и прошло с большим успехом: мне нужно было запомнить, на каких местах сидели 24 пары близнецов, и потом называть их. Я не ошибся ни разу и, кажется, стал немного знаменит.

Но неожиданно начался самосаботаж. Я начал бояться браться на публике за сложные задания по запоминанию, ведь если ошибусь, люди скажут: «О, ну не такой уж ты профессионал». Преодолеть страхи мне помогли соревнования: есть такие специальные турниры по запоминанию, даже чемпионат мира ежегодно проходит. Я, конечно, знал про них и раньше, но всегда избегал. Думал: зачем я поеду туда позориться, ведь ребята, которые там участвуют, за полминуты запоминают 80 цифр из 80, а я только 65. Решиться помогла книга «Гибкое сознание» психолога Кэрол Дуэк. В ней говорится, что у человека может быть установка на данность или установка на рост. Установка на данность — это когда вы считаете, что у вас к чему-то талант, что ваши способности даны от рождения. Установка на рост — когда вы считаете, что все тренируемо, что любые умения можно наработать и развить. Люди, у которых начинает преобладать установка на данность, избегают всего нового. Но я решил, что нужно возвращать себе установку на рост: буду больше тренироваться — будут и хорошие результаты. На первых соревнованиях дошел до полуфинала и вылетел: участники должны были запомнить последовательность нескольких десятков слов и потом по очереди их называть. Первым словом было «утешитель», я сказал «утешатель». Было очень обидно. Но этот прилюдный провал, думаю, и был мне в тот момент нужен. Он показал мне, что делать ошибки — не страшно. Да, я проиграл, но никто не стал думать обо мне хуже. И если я буду работать над собой, то в следующий раз выступлю лучше. Так я стал участвовать в соревнованиях регулярно — и делаю это до сих пор, чтобы быть в форме. В 2021 году даже выиграл международный турнир InChamp2019 в категории «Память».

Игры

Есть много игр для детей, подростков, взрослых и даже пожилых людей, которые помогают тренировать этот познавательный процесс.

Игра для развития слуховой памяти. Партнер должен прочитать пары слов, а вы должны их запомнить:

  • булка – мука;
  • сестра – брат;
  • свитер – нитка;
  • папа – сын;
  • вагон – рельсы.

Потом партнер по игре говорит первое слово, а вы второе.

Игра на развитие зрительной памяти. Человеку дается задание посмотреть на ряд чисел и запомнить их в правильном порядке за 30 секунд. Например: 3, 5, 4, 7, 8 (ряд по желанию можно продолжить).

Потом числа закрываются и следуют такие вопросы:

  • Какое число стоит справа от 4?
  • Какое число между 3 и 5?
  • Какие два числа слева от 7?
  • Какое число получится при сложении первых трех цифр?

Игра на развитие ассоциативной памяти. Очень полезная игра. Ассоциации – это один из самых эффективных способов запоминания информации и приемов тренировки памяти. Подходит для детей, которые умеют писать, и взрослых.

Нужно придумать к словам определения, подробно описывая прилагательными указанные существительные. Исходные слова не записываются, а диктуются. Определения не должны повторяться:

  • кукла – …;
  • шуруповерт – …;
  • река – …;
  • мама – …;
  • дерево – …;
  • небо – …;
  • письмо – …;
  • суп – …;
  • конверт – …;
  • игрушка – …;
  • компьютер – …;
  • инстаграм – …;
  • дом – … и другие.

А после списка определений человеку нужно сказать исходные слова к каждому из них.

Игра на скорость запоминания и развитие умственных способностей. Кому-то в компании предлагается назвать 5 предметов или названий за отведенное время. Например, имена девочек: Яна, Оля, Юля, Света, Лена. Это первый этап. Потом усложняем. Нужно назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, круглые предметы: солнце, шар, летающая тарелка, просто тарелка, новогодняя игрушка.

Вам нужно повторить первую цепочку (с именами) и назвать свою, например, предметы квадратной формы. Следующему игроку нужно повторить цепочку с круглыми предметами и придумать свою. И так далее.

Как именно нужно тренировать память

Чтобы лучше запоминать, нужно тренировать механизмы кодирования информации, ее хранения и вспоминания. Что для этого нужно сделать? Запомнить информацию осознанно. На это и работают все мнемотехники. Все они cначала помогают представить информацию в виде каких-то понятных образов — закодировать ее. А потом — соединить эти образы между собой или мысленно привязать к какому-то предмету или пространству, чтобы быстро вспомнить.

Кодировать информацию можно через ассоциации. Например, если вы хотите запомнить, что ответ на какой-то вопрос «нет» — можете закодировать его в виде образа знака «Стоп». Если никаких ассоциаций нет, то можно использовать слоговое кодирование. Оно лучше всего подходит для заучивания иностранных слов. Возьмем итальянское слово macchina [макина] — машина. Я начинаю с конца закрывать по букве, до тех пор, пока оставшиеся слоги не начнут мне напоминать какое-то слово на русском языке. Например, macchina — ничего не напоминает, macchin — тоже нет. macchi — а, это цветы, маки! Тогда я формирую в голове образ — картинку, что из машины торчат цветы маки. И так запоминаю это слово.

Моя любимая техника запоминания — «дворец памяти». Нужно воспроизвести в голове какое-то хорошо знакомое вам помещение (это и есть «дворец памяти»), а информацию, которую хотите запомнить, — представить в виде картинок, которые с ней у вас ассоциируются. И потом эти картинки мысленно разместить в помещении. Объясню на примере. Скажем, вы хотите запомнить первый из семи навыков высокоэффективных людей по Стивену Кови: «Будь проактивным». То есть — не реагируй на внешние стимулы автоматически, а делай это осознанно. Представьте, вы читаете книгу, и в этот момент вам приходит сообщение в мессенджере. Вместо того чтобы автоматически хвататься за телефон, вы говорите себе: «Стоп! Я сейчас сам решу, как поступлю: буду продолжать читать книгу или отвлекусь на сообщение». Так вот, у меня этот навык ассоциируется со знаком «Стоп». Я представляю его себе и мысленно устанавливаю на каком-то предмете в своей комнате. Например, на кровати — ее я первой вижу, когда вхожу. Все. Так формируется связь: когда мне нужно будет вспомнить первый навык из книжки Кови, я буду мысленно заходить в свою комнату, смотреть на кровать, и мозг сам напомнит мне о том, что на ней стоит знак «Стоп», который обозначает «Будь проактивным».

Есть и другие мнемотехники, вы про них, наверняка, слышали. Например, мнемофразы, всем известные с детства стихи или выражения для запоминания. «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» или «биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». Это бытовые варианты мнемотехник, на соревнованиях они, конечно, не применяются. А вот «дворец памяти» и «цепочку», о которой я рассказывал раньше, спортсмены используют постоянно. Но и в повседневной жизни они пригодятся.

Определение памяти и ее свойства

Начнем с главного: чтобы знать, КАК развивать, нужно знать, ЧТО будем развивать.

Итак, память – это очень важный процесс в нашей жизни, в психической деятельности человека, который помогает запоминать поступающую информацию, сохранять ее, потом вспоминать и воспроизводить.

Подробнее об этом когнитивном процессе читайте в статье о видах памяти человека. Там вы найдете много полезного и интересного.

Свойства памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение информации.

Само запоминание – это нейронные связи в коре головного мозга, которые могут создаваться, распадаться, угасать и снова формироваться. Оно помогает человеку ориентироваться в пространстве, осознавать себя, работать и общаться с людьми.

Зачем осваивать мнемотехники

В бизнесе, особенно если вы занимаетесь продажами, полезно запомнить имена, фамилии, дни рождения действующих или потенциальных клиентов и партнеров. В быту тренированная память будет оберегать от стрессов. Вот вы пошли в магазин, вернулись, и оказалось, что яйца-то купить забыли. Этого можно было бы избежать, выучи с помощью «цепочки» весь список покупок. Но и не только это: прокачав память, можно быстрее учиться новому.

В моем случае мнемотехники оказались еще и мощным инструментом для саморазвития. Раньше я терпеть не мог учиться: закончил школу, еле высидел год в вузе — и пошел работать. Теперь все иначе. Мне очень нравится узнавать что-то новое, в чем-то разбираться. Думаю, это потому, что с помощью мнемотехник я узнал, что делать это можно не только с помощью утомительной зубрежки, но и гораздо более веселым способом. Мне даже кажется, что и мозг у меня по-другому начал работать. Теперь он получает кайф от того, что его как следует используют.

Я вообще думаю, что тренировки памяти очень полезны для мозга — они поддерживают его в хорошем функциональном состоянии. Мою гипотезу подтверждает исследование мнемотехника и нейропсихолога Бориса Николая Конрада, которое он описывает в своей книге «Как запомнить все». Взяли две группы: мнемо-спортсменов (это те, кто регулярно участвует в соревнованиях по запоминанию) и контрольную группу — людей, никогда не тренировавших память. И тем и другим просканировали мозг. Обнаружилось, что у спортсменов нейронная сеть лучше развита, в частности, связи между лобными долями и гиппокампом. Это была первая часть эксперимента. Во второй уже контрольная группа в течение шести недель обучалась мнемотехникам и тренировала память. После чего их мозг снова просканировали — оказалось, что даже за такой короткий промежуток нейронная сеть у них стала более плотной.

Что касается болезни, то постепенно я начал чувствовать себя лучше, потому что научился контролировать свое состояние. Боли стали более редкими — примерно раза два в месяц — и случаются только по ночам. Но я уже привык к этому. Окончательный диагноз мне не поставили, хотя в прошлом году наметился прогресс. Я разговаривал со стажером, который, в отличие от опытных врачей, действительно выслушал все мои жалобы, и он дал совет: «Проверь-ка нос. Может быть, и не в глазах дело». Обследования показали, что, по всей видимости, причина болей в том, что забиваются носослезные каналы, из-за чего происходит эрозия роговицы. Теперь я буду копать в этом направлении.

На ранней стадии деменции важными являются следующие факторы

Для больного деменцией важно создать тихую домашнюю, привычную для него атмосферу. Причем круг лиц, с которыми он общается, должен быть постоянным. Это устранит чувство тревоги, нервозности, смятения и возбуждения. Не лишним будет составить распорядок дня и строго его придерживаться.

Людмила Жилевич: «Незнакомые лица, новые ситуации, которые человек уже не в состоянии запомнить, могут спровоцировать ускорение развития заболевания, а также негативно сказываться на его состоянии».

Первые симптомы деменции – не повод отказываться от физических упражнений. Это могут быть пешие прогулки по любимым местам, простая работа на приусадебном участке, упражнения лечебной физкультуры (не менее 150 минут анаэробной нагрузки еженедельно).

Жизнь должна быть насыщена разнообразными событиями и видами интеллектуальной деятельности. Можно читать, разгадывать кроссворды и сканворды, играть в шахматы или шашки, обсуждать прошедшие культурные или политические события.

Больному важно иметь хобби, но оно должно не только быть источником положительных эмоций и приносить удовольствие, а еще и стимулировать когнитивные и умственные способности.

В рационе больного человека должны присутствовать продукты, которые снижают уровень холестерина. Например, ячмень, бобовые, черника. Вместо сливочного масла лучше отдавать предпочтение растительному. В меню можно включить кисломолочные продукты, постные сорта мяса и птицы, нежирную рыбу, морепродукты, квашеную капусту. Для улучшения вкуса блюд разрешено использование приправ (шалфей, корица, куркума, шафран). А вот употребление соли лучше снизить до минимума. Обязательно следует выпивать суточную норму чистой воды (из расчета 30 мл на 1 кг веса). Готовить лучше на пару, можно запекать или варить.

При соблюдении всех рекомендаций доктора можно замедлить прогрессирование заболевания, а значит, существенно улучшить качество жизни больного, отсрочить тяжелые проявления деменции. При этом людям, которые имеют наследственную предрасположенность к развитию заболевания, следует обращать особое внимание на профилактику: вести здоровый образ жизни, ежедневно выполнять упражнения для умственной зарядки, контролировать уровень холестерина в крови.

Важный момент – создание комфортных условий, чтобы человек, страдающий деменцией, как можно дольше оставался независимым. Лучшая терапия – это проводить больше времени вместе с пожилыми родственниками, окружить их любовью, заботой, помочь им почувствовать себя полезными и нужными, добавила специалист.

Как освоить мнемотехники

  1. Не начинайте осваивать мнемотехники в одиночку — по статьям в интернете.
    Не все упражнения, которые приводятся там, полезны и эффективны. Лучше купите хорошую книжку, а в идеале — выберите специалиста по тренировке памяти, который покажется вам адекватным, и запишитесь к нему на курс. Так, скорее всего, вы будете двигаться быстрее: будет возможность задать преподавателю любые вопросы, он проконтролирует, правильно ли вы понимаете механику мнемотехник и в нужном ли направлении вообще движетесь.
  2. Сфокусируйтесь.
    Развивать память — не самоцель, мы всегда учимся запоминать для чего-то. Поймите, зачем вам это нужно. Есть специализированные курсы по развитию памяти для решения узких задач, скажем, чтобы выучить иностранный язык. С их помощью вы быстрее научитесь тому, что нужно, так как вам не будут давать лишней информации.
  3. Не отчаивайтесь, когда после первых успехов обучение пойдет медленнее.
    Это обязательно произойдет. Все курсы построены так, что сначала вы будете осваивать самые легкие инструменты — и у вас сразу все будет получаться. Но потом неминуемо доберетесь и до сложных. Этот момент нужно перетерпеть — и потом вы точно будете кайфовать от того, как быстро и точно все получается.
  4. Хотите чем-то научиться — учитесь регулярно.
    Для этого выработайте привычку: тренировать память ежедневно, для начала хотя бы по пять минут в день (лучше, конечно, больше). Так вы привыкнете регулярно высвобождать под занятия время — и если в жизни что-то изменится, например, вы начнете больше работать, это не станет причиной, из-за которой вы прекратите занятия и бросите уже оплаченный курс на середине.

Средства

Если интеллектуальные головоломки и логические задачки не помогают, значит, с этим должен разбираться специалист.

Медикаментозные препараты

Если с памятью есть серьёзные проблемы и врач это диагностировал, он может предложить решить их таблетками. Существует целый ряд препаратов, улучшающих мозговое кровообращение и способствующих развитию мышления и памяти. Самые известные: Ноопепт, Ноотропил, Глицин, Фенибут, Пирацетам, Тенотен и другие ноотропы, адаптогены, антиоксиданты, антидепрессанты.

Иногда могут прописать отдельные витамины, которые способствуют улучшению и развитию памяти: C, D, E, практически вся группа B. Они собраны и в поливитаминных комплексах, разработанных специально для мозга.

Взрослым можно пропить курс биодобавок, но насчёт их эффективности вам никто не даст гарантию. Хотя неплохие препараты для развития познавательных процессов выпускают Doppelherz (Германия), Эвалар (Россия), Solgar (США).

Народные средства

То же самое касается народных средств. Они не развивают память. Но, активируя мозговое кровообращение, нормализуя давление и улучшая в целом самочувствие, способствуют тому, что взрослые начинают быстрее и качественнее (без ошибок) запоминать и воспроизводить гораздо большие объёмы информации. Такими свойствами обладают настои и отвары из цветков клевера лугового, листьев пустырника сердечного и полыни горькой, корней девясила высокого, коры рябины красной, плодов шиповника.

Однако с народными средствами следует быть предельно осторожными, так как при наличии хронических заболеваний они могут вызвать их обострение или побочные эффекты.

Как улучшить память без мнемотехник

  1. Учитесь управлять вниманием.
    Многие часто не могут вспомнить, выключили ли утюг или газ, когда уходили из дома. И сомнения по этому поводу мучают их весь рабочий день. Но проблема в этом случае не в памяти, а во внимании. Есть простой способ сконцентрироваться даже во время таких привычных действий: считайте про себя до пяти, когда вы делаете что-то, что хотите запомнить. Счет позволит вам сконцентрироваться на текущем моменте, заметить то, что с вами сейчас происходит. Когда вам нужно будет вспомнить этот момент, он мгновенно всплывет.
  2. Беритесь за любое дело с мыслью, что в конце дня вам нужно будет рассказать об этом кому-нибудь.
    Как это делать? Так же, как когда вы читаете книгу, готовясь ее пересказать. Вы в таких случаях подходите к процессу иначе, чем обычно: отмечаете для себя какие-то основные моменты, останавливаетесь на деталях, стараетесь запомнить имена. То же самое можно проделывать и с тем, что происходит с вами в жизни: в течение дня вы чуть больше концентрируетесь на том, что с вами происходит и что вы делаете, стараясь выделить и запомнить ключевые события. А потом вечером — кратко рассказываете о них (не нужно вспоминать все 24 часа), например, маме, жене, мужу или кошке. Выдержите хотя бы неделю, мозг привыкнет, и вы заметите, что стали запоминать больше деталей.
  3. Высыпайтесь.
    Закономерность проста: если вы не высыпаетесь систематически, ваши интеллектуальные способности, в том числе память, резко снижаются. Дело в том, что во сне происходит консолидация памяти. Мозг разгребает все то, что за день увидел, услышал и узнал. Что-то он удаляет, а что-то переводит в долговременную память. Так формируется наша база данных, на основе которой мы потом будем принимать решения. Чем она качественней и обширней — тем лучше. Поэтому сном пренебрегать нельзя.

Методики

Взрослым важно, чтобы была правильно подобрана методика развития памяти. Если для детей есть конкретные программы (чаще всего игровые), то после школьной скамьи человек остаётся наедине со своими проблемами. Кто-то предпочитает их игнорировать: забыл про назначенную встречу — с кем не бывает! Кто-то не решается идти на приём к психотерапевту или нейробиологу: стыдно сознаваться, что никак не можешь запомнить собственный номер телефона. Другие пытаются идти по стопам детских воспоминаний и играют в онлайн-тренажёры для дошкольников и подростков, так как ничего более путного сами найти не умеют.

Провальными оказываются все три ситуации. В итоге память будет неизменно ухудшаться и с каждым годом всё больше и больше. Поэтому всем взрослым нужно знать, какие методики по её развитию созданы для людей, которым уже за… А их на самом деле не так уж и мало:

  • мнемотехника;
  • нейробика;
  • пальчиковая гимнастика;
  • речевые зарядки;
  • скорочтение;
  • онлайн-тренажёры;
  • тестовые и игровые задания;
  • обычные упражнения на развитие памяти;
  • мобильные приложения.

Помимо этих эффективных методик можно использовать чудо-средства народной медицины и инновационные технологии современной. БАДы, витаминные комплексы, таблетки, улучшающие работу мозга и укрепляющие познавательные психические процессы, вкупе с вышеперечисленными способами позволят запоминать и воспроизводить гигабайты полезной информации. Ну и, конечно, не забывайте, что всё это не будет иметь эффекта, если не нормализовать образ жизни и не следить за своим здоровьем.

Особенности памяти человека

Все мы обладаем разной способностью запоминать. Кому-то это дается проще, кому-то сложнее. Кроме того, разные вещи запоминаются нами по-разному. Например, один человек может хорошо запоминать имена людей и черты их лиц, но плохо помнить, куда положил какую-то вещь в доме. А другой, наоборот, прекрасно помнит, где что лежит, но не помнит, как зовут его соседа. Одни предпочитают использовать слуховую и музыкальную память, другие – зрительную, а кто-то лучше запоминает тактильные ощущения.

Память – это способность, обладающая индивидуальными для каждого человека характеристиками. Но существуют закономерности памяти, универсальные для всех людей. И именно об этих закономерностях памяти и методах ее развития, а также о техниках и приемах запоминания и пойдет речь в данном курсе.

Тренажеры

В наш замечательный XXI век существует масса способов самосовершенствоваться. Например, тренажеры помогают быстро, планомерно и эффективно развивать разные виды памяти в домашних условиях всего за 10–15 мин в день.

Найти монетку – увеличивает объем зрительной и пространственной памяти, тренирует концентрацию внимания.

В этом игровом тренажере вам нужно посетить множество домов в густонаселенном микрорайоне. Задача – собрать все монетки. При этом нельзя попадать в те места, где вы уже были.

Бриллианты – развивает объем, улучшает точность и скорость запоминания. Также развивает внимание и улучшает ее свойства.

Вам нужно запомнить последовательность возникновения закрашенных ячеек и после сигнала заполнить свои ячейки так же, как было в примере.

Буквенный охват – развивает объем, совершенствует точность и семантическую память.

На экране появляется набор случайных букв. Ваша задача – запомнить их в той последовательности, в которой они появлялись.

Простое сравнение – тренирует вербально-логическую, рабочую память и внимание.

Нужно сравнивать утверждения. Здесь может встречаться подвох, поэтому будьте внимательны.

Похожие картины – тренирует память на лица, эйдетическую и невербальную, образное мышление. Прокачивает способность к быстрому запоминанию и воспроизведению на слух, придумыванию новых идей.

Нужно запоминать расположение объектов, потом указывать, что изменилось на картинке. С каждым уровнем задания усложняются.

Отдельные рекомендации

Чтобы повысить эффективность тренировок, придерживайтесь следующих рекомендаций от нейробиологов:

  1. Осваивайте новые горизонты.
  2. Посещайте как можно больше новых мест: выставки, музеи, квесты, панорамы.
  3. Изучите и регулярно выполняйте одну из дыхательных гимнастик.
  4. Ежедневно давайте своему мозгу полноценный отдых на 15 мин. Приглушите свет, включите релакс-музыку и постарайтесь ни о чём не думать.
  5. Больше двигайтесь. Занимайтесь спортом. Гуляйте.
  6. Старайтесь чаще находиться на свежем воздухе. Проветривайте помещения, в которых находитесь.
  7. Важную информацию, которая вам пригодится завтра, повторяйте перед сном.
  8. Отказывайтесь от списков (заучивайте информацию) и калькулятора (считайте в уме).
  9. Читайте книги, изучайте языки, учите наизусть стихи.
  10. Используйте онлайн-тренажёры: Wikium, Zanimatika, B-trainika, Supermozg, BrainApps.

Можно ли развить память

Мнемотехника для развития памяти для взрослых и детей — методы и приемы

Память – это способность копить, сохранять и применять знания, умения. Она есть у каждого человека, является необходимым условием качественной жизни. Чтобы улучшить процесс запоминания и сохранения информации, можно развивать мозговую активность. Она поддается тренировке, при которой используются различные упражнения для развития памяти.

Обратите внимание! Определенные условия жизни способствуют улучшению процесса запоминания. Главное – стимулировать активность мозга, использовать методики по усвоению информации.

Как развить память без упражнений:

  1. Человеку необходим полноценный сон, не менее 8 часов за сутки;
  2. Отказаться от вредных привычек и придерживаться принципов правильного питания. Прием здоровой пищи, богатой витаминами и полезными веществами, способствует развитию внимания, памяти;
  3. Физические нагрузки благотворно влияют на активность мозга. Достаточно небольшой разминки, но ежедневно. Можно качать пресс, простоять минуту в планке, покататься на велосипеде.

При желании и некотором упорстве создаются комфортные условия для развития памяти.

Профилактика ухудшения памяти

Я напишу очень простые шаги к сохранению вашего психического здоровья. Но решение за вами, выполнять их или нет.

Вот короткая памятка по развитию, профилактике и восстановлению памяти:

  1. Держи мозг в тонусе. Участвуй в программах, курсах, делай упражнения и все, что тонизирует главный человеческий компьютер. Закрывай глаза и делай некоторые движения по памяти, ходи на ощупь.
  2. Концентрируй внимание. Старайся обращать внимание на мелочи: вывески, обувь прохожих, прически и т. п.
  3. Повторяй вслух. Это тренирует сразу несколько когнитивных процессов.
  4. Расслабляйся. Найди и используй методы для расслабления мозга.
  5. Правильно питайся. Никакой жирной еды, ведь жир делает мозг ленивым. Используй ненасыщенные жиры, кислоты.
  6. Ходи на прогулки. Так происходит обогащение клеток мозга кислородом, мозг начинает лучше работать.
  7. Обеспечь нормальный сон. На правильной подушке, достаточное количество времени. А если несколько раз не получается выспаться, сделай отсыпной день. И помни: недосып накапливается!

Причины снижения памяти

На одно и то же время пообещали двум сотрудникам встречу? Или уже забыли, что кушали утром? А может, совсем не помните, выключили ли тот злосчастный утюг?! Дела ваши ухудшаются…

Действительно, у каждого человека бывают моменты ухудшения памяти, а у многих это уже тенденция.

Причины ухудшения этого когнитивного процесса:

  1. Нервное истощение, стрессы. Мозг направлен на защиту, а не на питание психических функций.
  2. Постоянная нехватка сна. Во сне мозг восстанавливает весь организм. Если мало сна, он не успевает это делать, да и сам теряет свою мощность.
  3. Злоупотребление алкогольными, наркотическими веществами. Запоминание – первое, что страдает из всех психических функций. Химические вещества оказывают негативное влияние.
  4. Перенесенный наркоз, лекарства.
  5. Нехватка витаминов группы B. Это важные вещества для нервной системы. При их недостатке будет страдать и память.
  6. Разные болезни.

Если ухудшается запоминание, нельзя пускать это на самотек. С этим срочно надо работать!

Принципы запоминания информации

При запоминании важно понимать, о чем идет речь. Провести аналогию с уже известной информацией, тогда новая станет ясной и легко усвоится.

Повторение услышанного материала полезно, считается одним из принципов овладения новой информацией. Нужно передавать сведения своими словами, не пытаться точно воспроизвести услышанное или прочитанное. Главное – фиксировать суть и прослеживать логику. Можно проговаривать вслух или рассказывать знакомым. Эти действия способствуют укоренению фактов в памяти.


Запоминание, мыслительный процесс в действии

Новые знания пытаются вытеснить старые. Чтобы не лишиться их, нужно периодически возвращаться к ним для повторения. Лучше запоминать информацию частями, разделив ее на логические блоки, составить план. Можно придумать ассоциации для каждой части, они могут быть связаны с объектом или эмоцией. Главное, чтобы они были яркими и хорошо знакомыми. Такая связь поможет легко воспроизвести новую информацию.

Хорошо применять полученные знания на практике. Использование информации в жизни поможет надолго запомнить, снабдив жизненным опытом.

Книги

Не зря в советах я писала о стихах. Они тренируют и увеличивают объем памяти. Так же действуют и книги.

Чтение развивает память, ведь когда мы читаем, возникают образы, мы запоминаем сюжет, переживаем его. Читать очень полезно. А читать о развитии наших психических процессов – это еще полезнее.

Поэтому предлагаю вам выделить время на изучение суперских книг:

  • Денис Букин “Развитие памяти по методикам спецслужб”
  • Рюта Кавашима “Тренируй свою память. Японская система сохранения здоровья мозга”
  • Джонатан Хэнкок “Как тренировать память. Не думайте о памяти – лучше используйте ее на все сто!”
  • Станислав Матвеев “Феноменальная память. Методы запоминания информации”
  • Кевин Хорсли “Безграничная память. Запоминай быстро, помни долго”

Классификация видов памяти

Память классифицируют по разным признакам. Рассмотрим основные из них.

По продолжительности

Это критерий, определяющий, как надолго информация задерживается в мозге. Выделяют следующие виды памяти:

  1. Оперативная. Это поверхностная и непродолжительная память. Ее еще называют рабочей. На этом уровне запоминания срок хранения информации ограничивается периодом ее использования. Например, чтобы понять, о чем это предложение, вы запоминаете значения слов, написанных в нем. Дочитав предложение до конца, вы уже не сможете воспроизвести его дословно, а передадите своими словами. Так, как поняли сами. Самое интересное, что мозг даже не стремится запоминать эту информацию. Однако объем оперативной памяти можно увеличить с помощью тренировок.
  2. Сенсорная. Первая ступень в процессе запоминания информации. Она относится к физиологическому уровню, поскольку запоминает сигналы, поступающие от органов чувств. Информация хранится не дольше 4 секунд. Самыми известными видами сенсорной памяти являются слуховая и зрительная. Лишь незначительная часть информации, принимаемой с помощью слуха или зрения, привлекает наше внимание. Но когда это происходит, то она уже переходит со стадии сенсорной памяти на уровень кратковременной.
  3. Кратковременная. Этап запоминания, на котором начинается сознательный процесс обработки информации. На этом уровне информация, которая нас заинтересовала, хранится не дольше 30 секунд. За это время мозг обрабатывает полученные данные и определяет степень их важности. Важная информация дублируется, а ненужная – удаляется. В кратковременной памяти вмещается не более семи не связанных между собой элементов. Чтобы запомнить такую информацию на длительный срок, необходимо сосредоточиться на ней и несколько раз повторить. Иначе она будет замещена другими данными.
  4. Долговременная. Этот вид памяти характеризуется огромным объемом и практически неограниченным сроком хранения. Чтобы информация дошла до этого этапа, ее необходимо осмыслить, детально проанализировать и провести ассоциации с уже имеющимися сведениями. Простое заучивание здесь не поможет. Но даже если вы запомнили информацию правильно, ее может быть непросто извлечь из долговременной памяти, потому что она редко используется.

По психическим процессам

В мозг информация поступает через различные каналы. В зависимости от этого выделяют следующие виды памяти:

  1. Образная. Наибольший объем информации хранится у нас в виде образов, полученных посредством органов чувств. Здесь различают зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную и вкусовую память. Этот вид памяти первый, который начинает работать еще у новорожденных. А еще встречаются случаи запоминания информации с феноменальной точностью, вплоть до малейших деталей. Такую особенность запоминания называют фотографической памятью.
  2. Двигательная. Она относится к одним из самых древних способов запоминания информации, возникших в процессе эволюции. Моторная память играет очень важную роль, причем не только в спорте. Без нее ребенок не сможет научиться ходить, бегать, прыгать, рисовать, а взрослый человек даже чаю себе не нальет.
  3. Эмоциональная. Этот вид памяти активизируется, когда мы испытываем сильные чувства, яркие эмоции. Первая любовь, рождение ребенка, горечь обиды, радость от встречи после долгой разлуки с близкими и т.д. Такая информация всегда носит ассоциативный характер. Поэтому достаточно появиться какой-то маленькой детали, чтобы мы снова окунулись в этот водопад давно пережитых эмоций. Правда, они уже никогда не достигнут той первоначальной силы.
  4. Словесно-логическая. Это самый молодой вид памяти. Он присущ исключительно человеку, поскольку носит осознанный характер. Мы запоминаем информацию не как набор звуков или символов, а как осмысленный фрагмент. Именно этот вид памяти требует для своего улучшения целенаправленной тренировки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]