Формы общественного сознания разделяются по ряду признаков: предмету отражения действительного мира, способу интерпретации и функциям в социуме. При этом каждая форма имеет свою степень соотношения теоретического и обыденно-практического уровня, аспекта идеологии и психологии.
Формы общественного сознания
Формы, в рамках которых человек чувствует себя личностью, социальным существом, посредством которых формируются его взгляды на общество и природу.
Они тесно связаны с уровнем жизни, институционализацией, процессом познания, общественными отношениями (экономическими, политическими научными)
Свойства сознания
В сознании человека выделяется несколько основных психологических свойств:
- Сознание отличается активностью. В процессе практической, преобразующей деятельности человек отражает внешний мир, поэтому сознание характеризуется еще и как духовная деятельность, направленная на активное, творческое преобразование действительности. Активность сознания будет свойственна и общественному сознанию, например, прогрессивным идеям, которые овладевая массами, становятся «материальной силой»;
- Интенциональность сознания субъекта. Другими словами – это направленность на какой-либо предмет, не обязательно на предмет материального мира или какой-либо конкретный предмет. Это может быть осознание какого-то факта, мысли в момент коммуникации с другим субъектом;
- Для сознания характерна постоянная рефлексия или процесс непрерывного самонаблюдения у субъекта;
- Мотивационно-ценностный характер сознания. Это значит, что реальный субъект всегда стремится к какой-либо цели, даже в том случае, если цель – это отсутствие цели;
- Целостность сознания. Общее целостное сознание включает бессознательное, подсознание, сознание, сверхсознание. Все эти компоненты неразрывно связаны между собой и одновременно проявляются в разной степени, что зависит от конкретной психической активности;
- Обобщенность и отвлеченность сознания проявляется, когда оно оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира;
- Избирательность сознания или его направленность только на определенный объект, а не на весь мир в целом;
- Динамичность сознания или его изменяемость и способность к непрерывному развитию;
- Искаженность сознания, которая проявляется в том, что сознание всегда отражает реальную действительность в искаженном виде;
- Уникальность и индивидуальность сознания, заключается в том, что сознание каждого отдельного человека отличается от сознания других людей.
Сознание возникает только у реальных живых мыслящих субъектов и относится к сфере идеального, потому что образы, ощущения, смыслы нельзя рассматривать как материальные объекты.
Особенности общественного и индивидуального сознания
Сущность общественного сознания формируется на основе сознания отдельных людей, и в то же время не является просто результатом их суммирования. Это связано с тем, что каждое индивидуальное сознание уникально и неповторимо, и может принципиально отличаться от творения другого человека.
Сущность индивидуального сознания человека заключается в его многообразии и индивидуальности. Индивидуальное сознание всегда ярче общественного, но в то же время оно более узко в своем мировоззрении и охватывает меньший масштаб рассматриваемых вопросов и проблем.
Индивидуальное сознание человека не способно достичь глубины и содержания, присущих общественному сознанию. Это связано с тем, что общественное сознание охватывает все аспекты духовной жизни общества. Следует, однако, отметить, что существует взаимная связь между общественным и индивидуальным сознанием, ибо общественное сознание черпает свою глубину и широту созерцания именно из опыта каждого человека в его индивидуальном сознании.
Общественное сознание всегда является продуктом индивидуального сознания. Но, с другой стороны, индивидуальное сознание всегда во многом является продуктом общественного сознания.
Ценности и их роль в жизни человека
Ценности представляют собой объект отдельной философской дисциплины под названием аксиологии. Она определяет культурную ценность отдельных вещей в зависимости от того, насколько они важны в образовании особых связей между людьми, как они выступают в качестве объединяющего фактора в процессе исторического развития общества. Ценности являются воплощением общественной солидарности людей, при их размывании или разрушении проявляется разрушение самого морально-политического ядра общества. Последствия этого самые негативные: рост преступности и беззакония, рост безнравственности и аморальное поведение.
Ценности есть только в человеческом обществе, это понятие невозможно употребить пот отношению к природному миру. Они появляются только под влиянием развития человеческой культуры и призваны наполнить жизнь человека определенным духовным смыслом, значением. Высшей ступенью этой осмысленности выступает формирование определенных идеалов. Самое простое деление ценностей подразумевает выделение таких ценностей, как духовные и материальные.
В духовных ценностях принято выделять:
- правовые;
- моральные;
- религиозные;
- политические;
- эстетические и др. ценности.
Согласно другому принципу деления все ценности можно разделить на:
- индивидуальные и общественные (социальные);
- реально существующие и декларируемые;
- абсолютные («ценности-цели») и инструментальные («ценности-средства»).
Ценности представляют собой систему ориентиров, на которой человек строит свою жизнь. Человек сам решает, что для него будет свято, а что его недостойно, хотя, конечно, во многом на его выбор оказывает влияние действующий культурные установки. Однако от того, насколько его внутренний мир будет ценностно наполнен, зависит только от конкретной личности. Совокупность таких высших ценностей в итоге определяет смысл всей человеческой жизни, открывают истинное предназначение человека.
Удел искать смысл своей жизни принадлежит только ценностному сознанию, способному на высокий духовный поиск и подвиг.
Проблемы и перспективы развития современной цивилизации. Глобализация и ее роль в жизни общества.
В развитии человеческой цивилизации принято выделять несколько этапов:
— доиндустриальное общество, в котором доминировало производство продуктов сельского хозяйства, основанного на использовании ручного труда, а также ремесленничество;
— индустриальное общество, главной экономической характеристикой которого является промышленное производство;
— постиндустриальное общество, главной характеристикой которого является приоритетное развитие сферы услуг, которые начинают превалировать над объемами промышленного производства (начало формирования этого типа общества относят к середине ХХ в.);
— информационно-техническое общество, в котором производство информации, его техническое обеспечение и оказание информационных услуг преобладают над всеми другими видами социально-экономической активности людей (переход к этому типу характерен для современной цивилизации).
Для современного общества характерны следующие особенности:
1) небывалый научно-технический прогресс и связанное с этим резкое ускорение темпов общественного развития;
2) масштабность и радикальность изменений, происходящих в мире и в жизни общества;
3) возрастание антропогенного влияния на природу: в современном мире возможности человека сопоставимы с силами природы;
4) неуклонный рост численности населения:
— к началу нашей эры на Земле было около 200 млн. человек,
— через 13 веков это число удвоилось (400 млн.),
— в начале XIX в. – 800 млн. (для удвоения понадобилось 6 веков),
— в начале ХХ в. – 1,7 млрд.,
— к началу ХХI в. – свыше 5,6 млрд.
5) глобализация процессов, происходящих в мире. Под глобализацией понимается процесс объединения всех сфер человеческой деятельности в масштабах всего человечества. Этот процесс охватывает экономику, технологию, торговлю, культуру, политические институты.
Процессы глобализации являются объективными, они вызваны особенностями современного этапа общественного развития. В то же время они несут в себе множество противоречий.
С одной стороны, глобализация привела к расширению связей между государствами и народами во всех сферах жизнедеятельности (яркий пример тому – международные экипажи космических кораблей); к формированию целого ряда международных организаций, деятельность которых направлена на совместное решение задач и проблем современного человечества (среди них ООН, целью которой является поддержание и укрепление мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами (в ее составе около 200 государств); ЕЭС, ее главная задача – экономическое развитие и укрепление сотрудничества между европейскими странами; Римский клуб – международная организация ученых и бизнесменов, созданная для изучения проблем и перспектив развития человечества в эпоху научно-технического прогресса и др.).
С другой стороны, в настоящее время процессы глобализации направляются мировыми банками и финансовыми корпорациями, что привело к поляризации общества: к углублению пропасти между богатством и бедностью, к доминированию отдельных стран в мировом сообществе (по данным ученых, в настоящее время 15% населения планеты диктуют свою волю остальным 85%). Это вызвало, с одной стороны, явление международного терроризма, а с другой – движение антиглобализма. Кроме того, установка на экономический прогресс, на повышение материального уровня привела к утрате гуманитарных ценностей, к духовному кризису современного общества.
Противоречия глобализации стали причиной возникновения ряда глобальных проблем – затрагивающих не отдельные страны и регионы, а человечество в целом и требующих для своего решения объединения усилий всего мирового сообщества.
Все глобальные проблемы можно разделить на три группы:
1) проблемы, порожденные взаимоотношениями общества и природы и связанные с ограниченностью возможностей природной среды выносить нагрузки антропогенного характера (экологическая проблема, проблема сырьевых и энергетических ресурсов и др.);
2) проблемы, связанные с отношениями между государствами и народами (проблема мировых войн и угрозы термоядерной катастрофы и др.);
3) проблемы, в основе которых взаимоотношения между индивидом и обществом (демографическая проблема, проблемы общественного здоровья и образования и др.).
Одной из самых острых глобальных проблем является экологическая, которая объединила в себе широкий круг вопросов, затрагивающих различные аспекты взаимоотношений общества и природной среды: охрану водного и воздушного бассейнов, охрану почв, сохранение растительного и животного мира, влияние загрязненной среды на здоровье человека и др. Особое место в этом ряду занимают проблемы социально-экологические, предполагающие выработку оптимальной стратегии во взаимоотношениях общества и природы, формирование экологического сознания.
В современной науке формируется новая дисциплина – глобалистика. Это наука, которая изучает наиболее общие закономерности развития человечества и конструирует модели управляемого жизнеспособного мира. Глобалистика диктует необходимость общечеловеческого, планетарного подхода к решению проблем современного общества. Основной вопрос глобалистики состоит в определении пределов возможности биосферы выносить нагрузки антропогенного воздействия.
Главную задачу современного общества глобалистика определяет как переход к ноосферной цивилизации, т.е. управляемого человеческим разумом научно и духовно организованного этапа развития человечества в условиях ограниченных возможностей природной среды. В качестве основы перехода к новому этапу развития предлагается модель устойчивого развития, которая призвана обеспечить баланс между удовлетворением экономических потребностей общества, повышением уровня его материального благосостояния и сохранением окружающей среды.
Философские теории
С философской точки зрения, сознание – это умение соотносить и осознавать объект (по Гегелю). Под этим словом подразумевается основательная способность человека соотноситься с миром в целом. Это форма или метод объекта, вид и способ представления мироздания. Понимание сознательной деятельности существует всегда, оно не имеет начала и конца, не может пропасть, также как и сам мир. Сознание и мироздание – две стороны единой соотнесенности. Поэтому в философском значении неправильно будет рассматривать его как отдельное понятие, оно неотделимо от сущности мира.
Сознательная сущность не есть способность соотноситься, это само отношение. Этот довод вытекает из того, что человек не способен находиться в отрешенности от него, выйти за его границы. Мы поглощены этой субстанцией. Без нее, для человека ничего не существует. С этой стороны, термин подразумевает двойственность и деление внутри. Это означает, что сознание интернационально (по Гуссерлю).
Философы стараются найти объяснение заключения о том, что сущность сознания провозглашает разделение субъекта и объекта, внутреннего и внешнего Я и мироздания. В относительном виде это некий опыт, который соотносит нас с миром. Этот опыт подразумевает и сам процесс соотношения в общем и в виде переживания человеком этого процесса. Поэтому в философии из понятия сознательной сущности выделяется субъект. Сам термин понимается, как соотношение субъективного и объективного. Объект осознается субъектом.
Сознательное бытие существует как потенциальное положение, в которое субъект может попасть в любое время в виде опыта, соотнесенного с мирозданием.
melhisedek
Постепенно мы начинаем понимать, что события происходят с нами для того, чтобы мы учились. Мы наконец осознаем, что то, как обращаются с нами, напрямую зависит от того, как мы обращаемся с собой. Жизнь помогает нам стать чище.
Иногда, человеку сильно отождествляющему себя с какой – либо определенной точкой зрения, потребен, очень потребен, серьезный жизненный кризис, дабы он осознал, что есть другой взгляд на мир, менее энергозатратный и более продуктивный.
При столкновении со своей уязвимостью, мы отказываемся от нее и пересматриваем свои воззрения, подсознательные страхи, кои успели заложить в себя ранее. Каждый из нас придерживается собственного взгляда на мир. На наше видение влияют страхи и ожидания, верования и убеждения, идеалы и отвратительности.
Это не то с чем следует жить, лучше всего выбирать положительный взгляд на мир, который позволяет нам доверять, любить и ощущать связь со всем сущим. Мы имеем власть над своим восприятием. Дар Божий научиться ловить себя на порождении негатива, и направить мысли или ситуацию в позитивную сторону, пока это состояние не создало проблем.
Нами оперируют три формы разума:
На уровне сверхсознание | На уровне подсознание | На уровне сознание |
1.Любовь | Страх | Точка выбора воли |
2.Единство, благодать | Разделение, защита \атака\ | Точка зрения\фокусировка |
3.Мудрость, истина | Невежество | Точка отождествления |
4.Полнота, полное восприятие | Частичное восприятие | Кто я? я- вот это \ярлыки\ |
5.Коллективное сознание | Изолированное сознание | Допущение существования личности |
6.Доверие поддержка | Сомнения, привязанность | Окно в мир |
7.Творчество | Выживание, твердые убеждения | Источник двойственности |
8.Свобода | Полярность, конфликт | Архитектор земного существования |
9.Память о любви | Память о страхе | Нет памяти |
10.Божественное | Материальное | Личностное |
Сверхсознание и подсознание — это тот опыт, с помощью которого мы смотрим на мир. Они, выполняют роль хранилищ, разных видов памяти.
Сознание — это то место, где происходит осознанный выбор, который и творит нашу реальность.
Наше общее сознание, является орудием свободной воли и точкой, в которой происходит выбор и управляет нашей повседневной действительностью. Отношения и идеи, которые мы воспринимаем, определяют, как люди и ситуации будут проявлены для нас.
Сверхсознание — есть любовь, божественность жизни.
Подсознательные же блоки в виде негативных информаций и есть наши учителя, судьба, карма, источник страданий, наши страхи и разделения.
Сознание – есть отображение происходящего и выбор. Даже если ничего нет, все равно присутствует выбор и он свят.
Во время оперирования сверхсознания мы чувствуем удовольствие. В период активности подсознания мы начинаем дергаться, беспокоиться, раздражаться.
Ощущения, которые определяются сознанием
1 | ПОДСОЗНАНИЕ=СТРАХ | СВЕРХСОЗНАНИЕ=ЛЮБОВЬ |
2 | РЕАКЦИЯ | ОТКЛИК |
3 | ЗАЩИТА | ИСЛЕДОВАНИЕ |
4 | АГРЕССИЯ,ИЗБЕЖАНИЕ | ОБЩЕНИЕ |
5 | УПРЯМСТВО | ОТКРЫТОСТЬ |
6 | ОТРИЦАНИЕ | ПРИНЯТИЕ |
7 | БЕСПОКОЙСТВО, СОМНЕНИЯ | УДАЧА, ОПТИМИЗМ |
8 | СТРЕСС, ДЕПРЕССИЯ | ВОСТОРГ, СПОКОЙСТВИЕ |
9 | БЕСПОКОЙНЫЙ, СКУЧАЮЩИЙ | ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЙ, ВДОХНОВЛЕН |
10 | ОГРАНИЧЕННЫЙ, СКАПЛИВАЮЩИЙ | ШИРОКИЙ, ЩЕДРЫЙ |
11 | ОТДЕЛЬНЫЙ | СВЯЗАННЫЙ |
12 | ЧАСТИЧНЫЙ, НЕПОЛНЫЙ | ЦЕЛЬНЫЙ, ПОЛНЫЙ |
13 | НЕОСОЗНАННЫЙ, БЛУЖДАЮЩИЙ | ВНИМАТЕЛЬНЫЙ, БОДРЫЙ |
14 | ПРИВЯЗАННОСТИ | СВОБОДА |
15 | НЕ МОЖЕТ НАЧАТЬ, ИЛИ ОСТАНОВИТЬСЯ | ГИБКИЙ, ТЕКУЧИЙ |
16 | ОБВИНЯЕТ, НАКАЗЫВАЕТ | ПОНИМАЕТ, ПРОЩАЕТ |
17 | МУЧЕННИК, ТИРАН | УМЕЕТ СЛУЖИТЬ, ПРИНИМАЕТ УСЛУГИ |
18 | В ПРОШЛОМ ИЛИ В БУДУЩЕМ | В НАСТОЯЩЕМ |
19 | ТАК ДОЛЖНО БЫТЬ, ТАКАЯ СУДЬБА | ТАК ПОТРЕБНО МНЕ, ЕСЛИ ИЗМЕНИТЬСЯ, БУДЕТ ЕЩЕ ЛУЧШЕ |
20 | У МЕНЯ НЕТ________ Я НЕ МОГУ__________ | У МЕНЯ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТИ |
21 | НЕТ ВРЕМЕНИ, СИЛ, МЕСТА | ЕСТЬ ВСЕ НЕОБХОДИМОЕ МЕСТО СИЛЫ И ВРЕМЯ |
СВЕРХСОЗНАНИЕ – это ясное, коллективное сознание всех живущих разумных существ. Совершенная синхронность, уместность, своевременность и достаточноть, скоординированность. Ему не знакомы препятствия, блоки, невежество, страхи.
Эта часть нас знает больше нашей личности дипломированной, видет всю картину происходящего в целом, верит, доверяет, любит. В сверхсознании содержиться информация о наших действиях во все времена, о всех наших способностях, талантах и направленности.
ПОДСОЗНАНИЕ – примитивно – тварное, в нем информация относящаяся к выживанию, мифотворчеству и архетипам. В нем заложена информация о тех моментах, когда мы реагировали, подчиняясь инстинкту выживания и принимая решения частично осознавая свое величие, не понимая ситуацию целиком, не обладая возможностью взглянуть с точки зрения высшего существа.
Страх, паника, самозащита, сомнения и недоверие – это характеристики подобных воспоминаний, из-за чего они становятся взрывоопасными и мы не хотим их касаться. Каждое подсознательное воспоминание – это не полное ощущение, которое наша душа не смогла целиком прочувствовать, испытать и извлечь урок.
Это черные пятнышки на энергетическом поле человека. Такие воспоминания на западе называют подсознательными блоками, на востоке их именуют кармой, у славянских народов их обзывают судьбой. Подсознание, есть сосредоточение нашей темной стороны и именно оттуда исходят негативные эмоции.
СОЗНАНИЕ – не обладает памятью и ничего не знает. Оно точка обзора, око души и ее органов чувств. Сознание проводник воли, точка выбора и определение личности, дает ощущение бытия и определяет их, отображает в памяти подсознания или сверхсознания. Оно архитектор нашего существования и стяжатель опыта. Сознание рационально, отделяет и разделяет, создает связку, ассоциацию, убеждение, дает ощущения личностного, навешивает логические ярлыки.
Все виды сознания важны для нашей эволюции и очень ценны и приятны, если они осознано управляются Духоконтролем человека. Любая избыточность приведет к дисквалификации энергетичности и разрушению обьекта, породившего разбалансировку.
Я ЕСМЬ Победа, пришедший к вам этим днем! Я ЕСМЬ Космическое существо Могущественный Победа! И поскольку Я ЕСМЬ Победа, Я победоносен!
Вся эволюция вселенной обречена на Победу. И качество победоносности или победы вам требуется развить в себе. Это качество вам просто необходимо. Потому что за весь период затхлой истории человечества именно качества победы, победоносности вам всегда не хватало.
Возможно, вы подразумеваете под Победой совсем не то качество, которое подразумеваю я. Поскольку в вашем дуальном мире каждому Божественному качеству соответствует свой антипод. И качеству Божественной победы соответствует небожественное качество победы над кем-то. Но я пришел научить вас утверждению победы.
Именно тогда, когда вы отказываетесь от любых человеческих недостатков и некачественных состояний, именно тогда вы одерживаете вашу победу над нереальным проявлением и утверждаете в себе Божественность.
И я пришел напомнить вам о вашем Божественном происхождении и необходимости одержать победу над вашей нереальной частью. Вы слишком свыклись за миллионы лет странствования по вашему миру с нереальной частью вас самих. Однако никто не может вас заставить отказаться от вашей нереальной части. Это решение вы должны принять сами в своем сердце.
Вы должны устремиться к Божественности, и вы должны расстаться с нереальностью. Потому что без этого невозможно ваше дальнейшее эволюционное развитие в этой вселенной. И если раньше мы приходили и просто рассказывали вам о ветхом человеке и другом, истинном человеке, сокрытом в вас, то сейчас время разговоров закончилось, и вы обязаны начать предпринимать конкретные действия, освобождающие вас от двойственности иллюзии и устремляющие вас к единству Божественного мира.
Поверьте мне, все иллюзорное проявление сосредоточено только в вашем сознании, и преодолеть это ваше иллюзорное сознание вы обязаны. Нет другого пути. И то, как это возможно сделать, путь преодоления вашего иллюзорного проявления составляет большую часть того Учения, которое дается вам через нашего посланника.
Вам необходимо взять за правило и начать каждый день анализировать те проявления нереальности внутри вас, которые мешают, препятствуют вашей победе. Постарайтесь абстрагироваться от того мира, который окружает вас, и представьте себе, что вы вдруг оказались в другом мире, Божественном.
В этом мире нет привычных вам форм, в этом мире нет ничего, что нужно делать руками. В этом мире не нужно заботиться о теле. Это Огненный Мир. Мир, где господствуют огненные мысли, мир, сотворенный силой мысли и существующий благодаря Божественной Любви, которая одна заполняет собой все свободное пространство Огненного Мира. Благодаря этой Любви и существует этот мир.
Теперь представьте себе, что из того, что вас окружает в вашем мире, может понадобиться вам в нашем Божественном мире?
Понадобятся ли вам окружающие вас вещи, деньги, предметы роскоши, еда, одежда? Нет, ничто из перечисленных мной вещей не понадобится вам в нашем мире. Тогда что же остается?
Что может продолжать оставаться с вами в нашем мире?
Я вам скажу. В нашем мире с вами могут продолжить оставаться только ваши Божественные качества. Бескорыстие, преданность, любовь, сострадание, божественное милосердие, чистота… Так много качеств в Божественном мире, которые вы можете оставить при себе, но для того, чтобы вам обладать этими качествами, вам следует наработать их в вашем физическом, проявленном мире.
Иначе тогда, когда наступит время возвращения в Отчий Дом, вы окажетесь в нем без ваших блистающих одежд в виде ваших добродетелей. Негоже ходить голым по Божественному миру. Вы будете постоянно испытывать на себе сочувствующие взгляды обитателей Божественного мира.
И вам станет неудобно за бесцельное проведение времени во время ваших земных воплощений. Поэтому, основываясь на том описании Божественного мира, которое вы получаете в наших посланиях, найдите в себе силы и мужество, и расстаньтесь с вашими чисто человеческими качествами, и постарайтесь приобрести Божественные качества и совершенства.
Все, что хорошо в вашем мире, не является таковым в мире Божественном. Но есть в вашем мире место для проявления Божественных качеств. И это те состояния, которые вы иногда испытываете в виде чувства самопожертвования, божественного сострадания, безусловной любви.
Каждый из вас хотя бы раз в жизни был способен на переживание подобных состояний сознания. Вам остается только вспомнить эти мгновения и постараться распространить их в вашей жизни на как можно большее время. Таким образом, чтобы вся ваша жизнь стала состоящей из высоких, возвышенных, Божественных состояний сознания.
Я прихожу, чтобы напомнить вам еще раз о вашей Божественности. Потому что в вашей суете и суматохе дня вы слишком оторвались от реальности. Пора вспомнить о вашем истинном Доме и о вашем Божественном предназначении. Не бойтесь выглядеть смешными в глазах окружающих вас людей.
Посмотрим, кто будет смеяться тогда, когда вы попадете в Божественную реальность. И если я вам говорю, что циклы сокращаются и время ускорилось, то это означает, что у вас осталось не так много времени для вашего экспериментирования в физическом мире. Торопитесь. Потому, что то что может быть легко вами достигнуто тогда, когда вы находитесь в воплощении в физическом мире, невозможно достигнуть во время вашего пребывания в Божественном мире.
В виду плотности проявленного мира любое действие в этом мире дает практически молниеносный результат. И для того, чтобы достичь того же самого эффекта тогда, когда вы находитесь в Огненном Мире, вам потребуются миллионы лет.
Наши миры взаимодополняют друг друга и то, что возможно в вашем мире, невозможно у нас. К сожалению, вам придется поверить мне на слово. Потому что для того, чтобы достичь того мира, в котором пребываю я, вам понадобятся миллионы миллионов земных лет.
Однако я не теряю надежды на то, что найдутся те человеческие индивидуумы, для которых каждое мое слово сегодняшнего послания будет нести столь важную энергетическую и информационную составляющую, что ваша жизнь изменится так быстро, как вы даже не могли предполагать в ваших самых смелых мечтаниях.
Я желаю вам выработать качество Победы и устремиться к вашей Божественной победе всем вашим существом!
Психология сознания
Элементы сознания – это ощущения, представления, чувствования.
Сознание — это результат творческого синтеза основных процессов психики:
- процесс непосредственного отражения объективной действительности органами чувств (перцепции)
- активного процесса, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации на качественно ином, чем простая сумма его элементов, уровне и приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов (апперцепции).
Структуралисты
В. Вундт и структуралисты искали природу сознания в самом сознании: они пытались разложить его на элементы и построить «химию души» — нечто вроде Периодической системы элементов для сознания. Однако выяснилось, что однозначное решение этой задачи невозможно — прежде всего потому, что выделение элементов сознания зависит от исходной позиции носителей сознания, пытающихся анализировать его содержание. Но даже если бы удалось преодолеть подобные методические трудности, все равно оставалось неясным: как же в сознании образуется новое знание — неужели просто новой комбинацией стандартных элементов?
Функционалисты
Сознание по Джеймсу – это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде. Джеймс ввел «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне». У. Джеймс и функционалисты выводили природу сознания из биологических потребностей организма: сознание нужно, потому что оно полезно, потому что оно решает биологически важные задачи. Им возражали, что без контроля сознания организм иногда действует быстрее и точнее и в целом лучше решает задачи адаптации. При этом У. Джеймс понимал ограниченность возможностей сознания: «Сознание — это маленький остров посреди великого океана возможностей человеческой психики». Он же в итоге пришел к выводу, что сознание — не существующая в реальности фикция.
Что говорят философы
Деятели философии считали, что сознание не существует в отрыве от реальности. Оно есть соотношение себя с реальностью.
Мы видим окружающий мир и что-то чувствуем, ощущаем, думаем, фантазируем в связи с этим.
Разные направления философии по-своему трактовали данное понятие:
- дуализму свойственно делить человека на сознание и материю, где первое есть дух, второе – тело. Сознание вечно, так как продолжает жить даже после физической смерти тела;
- согласно идеализму, сначала идет сознание, затем окружающий мир. Материи не существует, если она неосознанна;
- материалисты писали, что сознанием обладает только высокоорганизованная материя, которая способна созидать (я понимаю, что речь идет о человеке).
Формы общественного сознания
Различные способы интеллектуального и духовного овладения знаниями об окружающей действительности – это формы общественного сознания. Рассмотрим эти формы более подробно.
- Политическое сознание – включает в себя систему знаний и оценок, с помощью которых общество формирует политическую сферу. Оно является основой для всех остальных форм общественного сознания, в связи с тем, что отражает политические и экономические интересы различных классов и социальных групп.
- Правовое сознание включает в себя систему знаний и оценок, с помощью которых в обществе происходит осознание в сфере права. Данный вид общественного сознания тесно связан с политическим сознанием, в связи с тем в данной форме сознания находят свое проявление и политические, и экономические интересы различных классов и социальных групп.
- Нравственное сознание выражается в исторически складывающихся принципах морали в отношениях между людьми, между людьми и обществом, между людьми и законом.
- Эстетическое сознание является сознательным отражением человеком окружающего его мира, которое происходит в форме сложных переживаний. Данные переживания связаны с имеющимися у человека чувствами прекрасного, трагического, возвышенного и комического.
- Религиозное сознание выражается во внутреннем опыте человека, который связан с ощущением человеком существующей связи между собой и чем о высшим. Религиозное сознание находится во взаимодействии с другими формами общественного сознания, и, прежде всего, с такой, как нравственное.
- Экономическое сознание – является формой общественного сознания, отражающей экономические знания общества и его социально – экономические потребности.
- Моральное сознание, философское понятие которое является ядром человеческой личности, его духовности и всего что является сущностью человека и отличает его от животных. Особенность морального сознания состоит в том, что именно с помощью него происходит отражение и регуляция межличностных отношений, в которых каждая личность является зеркалом другой.
Сознание как функция человеческого мозга
Современная наука исходит из идей биологического единства животного и человека. Из этого иногда делаются выводы о полной аналогии психических процессов у человека и животных. Но человеческое сознание возникало и развивалось в тесной зависимости от формирования и развития человеческого мозга, на что указывает тот факт, что уровень сложности организации мозга зависит от уровня рефлексивной способности сознания.
Основной функцией мозга человека является хранение и обработка информации, которую человек получает в процессе познавательной деятельности. Мозг человека симметричен (полушария), но есть большая разница между полушариями с точки зрения функциональности.
Левое полушарие отвечает за все виды языковой деятельности (понимание, речь), обеспечивает процессы речи и письма, чтения, выполняет операции счета, присваивает объект определенным классам.
Правое полушарие контролирует ориентацию в собственном теле (восприятие пространственных отношений, правильную координацию).
Сознание не только отражает реальность, но и позволяет выразить определенные отношения с ней. Поэтому структура сознания включает в себя: память, эмоции, чувство, волю, мотивацию.
Идеальные свойстваСознания
- восприятие;
- осмысление;
- оценка;
- воспоминание;
- фантазирование;
- жизненный опыт
- противоположно материальному объекту, образом которого оно является (огонь – образ огня);
- независимо от материи (в сознании возможно то, что невозможно в реальном мире);
- в некоторых случаях первично по отношению к материи (при изготовлении любого предмета в сознании всегда имеется «образ» данного предмета);
- не воспринимается органами чувств (не имеет запаха, вкуса, цвета, не обладает протяжённостью и т.п.)
Сознание как таковое структурно организовано, представляет собой целостную органическую систему, состоящую из многих компонентов, которые находятся между собой в многообразных связях.
Цель самосознания личности человека
Обуздать ум нелегко. Вот почему многие духовные учения рекомендуют практики медитации для того, чтобы успокоить голоса в голове и привести психику в состояние полной концентрации. В индийской философии это состояние называется самадхи, «сконцентрированный ум».
Сказано, что когда ум сконцентрирован, тогда человек может осознать свое истинное “Я”. Природа этого “Я,” согласно древним ведическим учениям – сат-чит-ананда.
Сат – «истина, неизменность, вечность, бытие». Это то, что не зависит от нашего опыта, то, что всегда было есть и будет.
Чит – «знание». Это сама способность сознания. Это развитие, которое делает возможным получение опыта.
Ананда – «блаженство». Мир, который превосходит все понимания и лежит за пределами всех мыслей. Это состояние благодати от отношений с другими живыми существами, к которому мы стремимся вернуться.
Структура сознания
Замечание 1
Сознание представляет собой один из наиболее сложных объектов исследования, поскольку не обладает собственной качественной спецификой. Специфика сознания задается теми психическими процессами и явлениями, которые его наполняют, но сами сознанием не являются.
Так сознание наполнено:
- чувственным образами, как результатами процессов восприятия и ощущения;
- мыслительными цепочками, понятиями, представлениями, возникающими по ходу и в результате мышления;
- образами прошлого извлекаемыми из прошлого;
- аффектами, отражающими эмоциональную реакцию на реальные и мнимые стимулы;
- желаниями, отражающими потребности и мотивы;
- переживанием готовности/неготовности к деятельности, в зависимости от включенности процессов воли;
- субъективными оценками, отражающими когнитивные установки и систему мотивации и т.д.
В сознании все эти компоненты представлены как бы одновременно, при этом на передний план выдвигается как правило один из них, в зависимости от сосредоточения внимания личности на тех или иных процессах. И хотя представить себе сознание или психику без этих процессов невозможно, их исследование не позволяет ничего сказать о собственно самом сознании. Тем не менее попытки структуризации сознания все равно предпринимаются. Так В.П. Зинченко выделяет три слоя сознания:
- бытийное сознание,
- рефлективное сознание,
- самосознание.
Бытийное сознание представляет собой внешний слой, ориентированный в первую очередь на отражение окружающей реальности, его содержание составляют чувственные образы и биодинамический опыт индивида во взаимодействии со средой. Рефлективное сознание в свою очередь ориентировано на отражение собственно психических интеллектуально-аффективных процессов, его содержание включает в себя смыслы и значения.
Бытийное и рефлективное сознания поддерживают функционирования самосознания, как высшего уровня развития сознания как такового. Самосознания выполняет важнейшую функцию перманентной самоидентификации психики, позволяя связывает единицы опыта в стройную личную историю человека, формировать образ Я, представление о себе, своих свойствах и качествах, которое ложится в основу систем принятия решений, формирования целей и потребностей, прогнозирования будущего.
Обыденное и научное представление о сознании
Сознание представляет собой многозначное понятие, которое по-разному определяется и понимается в философии, психологии и обыденной жизни. И хотя содержание сознания в этих трех областях оказываются качественно различными по содержанию, на практике они достаточно часто перемешиваются, что влечет за собой различные казусы. Например, когда научные факты о сознании начинают интерпретироваться с точки зрения его философского или обыденного понимания.
С обыденной точки зрения под сознание понимается вся осознаваемая часть психики, т.е. весь тот пласт внутренней психической жизни, который доступен «Я» личности для непосредственного наблюдения и ассоциируется с ним. В действительности на обыденном уровне происходит смешение представлений о сознании и самосознании.
Самосознание, как наивысшая и специфически человеческая форма сознания, обладает таким специфическим свойством как самоидентификация, т.е. именно благодаря самосознанию человек осознает себя как личность, у него формируется образ Я, его прошлый опыт оформляется в качестве воспоминаний и формирует некую жизненную историю, что позволяет не только соотносить настоящие условия с прошлым, но и выстраивать прогнозы относительно настоящего, создавать идеалы и мечты.
Сознание как форма отражения внешнего и внутреннего мира, с точки зрения психологической науки непосредственно практически не переживается человеком, в процессе рефлексии оно плотно сливается с самосознание и практически не отделимо от него, хотя личность может фиксировать изменения своего сознания при наступлении его измененных состояний, таких как смутные состояния сознания (оглушение, помрачнение, потеря), алкогольное и наркотическое опьянение, аффект, расширение сознания при использовании медитативных и трансовых практик.
Кроме того, в онтогенезе появление сознания опережает появление самосознания. Самосознания складывается у ребенка к возрасту от 2 до 3,5 лет, что может быть отмечено по таким признакам как:
- узнавание себя в зеркале,
- узнавание себя на фотографиях,
- использование местоимения «Я», вместо обозначения себя в третьем лице («Петя хочет кушать»),
- складывание первых воспоминаний.
В тоже время, целостное сознание возникает уже в 7-8 месячном возрасте и окончательно складывается к первому году жизни. При этом несмотря на целостный характер отражения окружающего мира, ребенок еще не вычленяет себя из него как самостоятельную единицу – субъект деятельности и источник активности, а также не локализует свои аффективные переживания, ощущения и потребности внутри своего тела. Отсутствие самосознания является одной из причин того, что воспоминания о данном возрасте не складываются, а «ранние» воспоминания многих людей (о возрасте раньше двух лет) являются индуцированными, т.е. возникшими на основании родственников об их поведении в раннем детстве.
Следует отметить, что если самосознание рассматривается как специфически человеческая форма психической организации, то сознание свойственно также высшим животным, что позволяет им улавливать сложные взаимосвязи между объектами окружающего мира и решать составные задачи, требующие достижения промежуточного результата (например, соединить две трубки между собой, чтобы получить инструмент нужной длинны и дотянуться до лакомства).
Понятие сознания в философии
Развитие представлений о сознании можно косвенно рассматривать начиная с периода античности. Косвенно в силу того, что в данный период непосредственно о сознании философы не рассуждали используя для описания психики человека такие термины как душа, дух, идея.
Так Платон рассматривал человеческую душу как идею, которая по каким-то причинам была помещена в материальное тело. При этом представление о душе выходило далеко за пределы о нематериальной части человеческой сущности, идея понималась гораздо глобальней, как субстанция, т.е. истинная реальность и первооснова мира. Именно по этой причине душа рассматривалась как бессмертная, ведь субстанция вечна и неизменна, она не может исчезнуть.
Дальнейшее развитие представлений о душе и сознании в философии происходили в данном ключе, несмотря на все многообразие их форм. Так, например, Демокрит, придерживавшийся материалистических взглядов понимал человеческую душу как скопление особого рода атомов. Демокрит утверждал смертность души конкретного человека, как распад определенной структуры, сложившийся из ее атомов в теле конкретного человека, однако сами атомы духа не только обладали субстанциональными свойствами, но и пронизывали всю природу, придавая свойство жизни ее многочисленным проявлениям.
Аристотель занимал синтетическую позицию полагая, что душа имеет сложное строение и часть ее, та что привязана к воспоминаниям, чувствам и желаниям отдельного человека смертна, но высшая часть души – абстрактное мышление, является отражение вселенского разума, а потому субстанциональна и бессмертна.
Учение о бессмертии души продолжило развиваться и в средневековье. Высшая субстанция, определяющая облик и содержание реальности стала ассоциироваться с богом. Человеческая душа в свою очередь получила от него те же субстанциональные качества, более того сформировалось дуалистическое понимание человека, разделенного на низменное, материальное и временное, т.е. тело и высшее, идеальное и вечное – душу. Душа человека также продолжила рассматриваться во внеличностном контексте, как метафизическое, общефилософское понятие.
В Новое время на смену термину душа пришло собственно сознание. Сознание олицетворяло собой всю сферу психической жизни личности – ощущение, память и мышление, но не ограничивалось ими, а также имело субстанциональную основу. Для Декарта сознание – это проявление субстанции духа, в концепции Лейбница – сознание одна из субстанций-монад и т.д. Именно как субстанция сознание рассматривается и в современных философских учениях.
Диалектика сознания и бытия
В классической и постклассической философии дуализм души и тела перерос в проблему диалектики сознания и бытия, их соотношения, взаимного положения и причинно-следственных отношений. Было сформировано два основных подхода к решению этой проблемы:
- идеалистический,
- материалистический.
Представители идеалистического подхода отстаивают существование сознания как самостоятельной субстанции, а также его первичность, либо равноправность по отношению к материи. Так у Канта сознание и материя существуют параллельно и независимо друг от друга, из чего делает вывод о том, что мир вещей, в принципе не познаваем для сознания, и потому тот образ мира, который выстраивает человек, всецело зависит от его сознания в первую очередь. В рамках концепций субъективного идеализма постулируется иллюзорность материального мира как таковая, утверждается реальность лишь человеческого сознания.
Материалистические учения, в частности марксизм, исходят из положения о том, что реальность есть материя. Материя может принимать различные формы, ей присуще движение и развитие, в ходе которого может возникать нематериальный продукт, как результат материальных функций. С этой позиции рассматривается и сознание – как продукт функционирования высоко организованной материи, который эволюционировал вместе с материей в ходе общественно-исторического развития.
Происхождение и сущность сознания. Отражение и сознание
В истории развития философского знания есть 3 точки зрения о происхождении сознания:
- Религия предполагает, что сознание является проявлением нематериальной субстанции, душа не зависит от мозга и способна к самостоятельному существованию, она бессмертна и вечна;
- Идеалисты считают, что сознание первично по сравнению с материей, оно является самостоятельной сущностью исходной деятельности;
- Материалисты полагаются на идею, что сознание — это субъективный образ объективного мира.
Диалектический материализм подходит к вопросу о происхождении сознания исторически и утверждает, что вся материя обладает свойством рефлексии.
Отражение — это способность материальных систем воспроизводить в себе свойства других материальных объектов, которые с ними взаимодействуют. Это свойство как живой, так и неживой природы.
Элементарные формы рефлексии (не имеют активности):
- механический
- физический
- химическое вещество
Особым видом рефлексии является биологическая, которая включает в себя несколько этапов: 1) раздражительность; 2) чувствительность; 3) психическая рефлексия (ее наиболее сложной формой является сознание).
Раздражительность — это пре-психическая форма рефлексии, это реакция живых существ на благоприятные и неблагоприятные условия окружающей среды. Более высокой формой раздражительности является чувствительность, т.е. способность отражать определенные свойства вещей в виде чувств, и возникает потребность в самосохранении (начинается целенаправленная реакция — например, в растениях). Животные развивают свои способности, которые они уже активно используют в поисках пищи. Это является основой для дальнейшего развития биологической формы рефлексии, т.е. зарождения психической формы рефлексии.
Восприятия и представления возникают в результате усложнения реальных форм поведения, а также развития нервной системы и структур мозга.
Психическая рефлексия, зародившаяся у позвоночных, является свойством живых существ адекватно реагировать на овеществленную среду с целью адаптации поведения.
Психическая рефлексия — это систематизация ощущений, способность живых существ моделировать поведение с целью адаптации к окружающей среде. Это также способность многократно реагировать на стандартные и нестандартные ситуации, которые возникают, и находить правильный выход из них.
Высшей формой психической рефлексии (и рефлексии вообще) является сознание, а согласно материалистической концепции, сознание — это способность высокоорганизованной материи (мозга) отражать материю.
Литература
- Васильев В. В.
Трудная проблема сознания. — М.: Прогресс-Традиция, 2009. — 272 с. — ISBN 5-89826-316-0. - Прист С.
Теории сознания / пер. с англ. А. Ф. Грязнова. — М. : Идея-Пресс: Дом интеллектуал. кн., 2000. — 287 с. - Андреева Л.
Экстатические обряды в практиках некоторых российских конфессий или изменённые формы сознания // Общественные науки и современность. — 2005. — № 3. - Морозов Е. В.
Эволюция сознания. Современная наука и древние учения. — М.: Новый Акрополь, 2013. — 370 с. — ISBN 978-5-91896-048-6. - Налимов В. В.
Спонтанность сознания. — М., 1989. - Пенроуз Р.
Тени разума. В поисках науки о сознании. — М.: Ижевск, 2005. - Рубинштейн С. Л.
Бытие и сознание. — М., 1957 - Спиркин А. Г.
Сознание и самосознание. — М., 1972 - Шенцев М. В.
Информационная модель памяти. — СПб., 2005. - Tart Ch. T.
States of Consciousness. — New York, 1975.
Формы человеческого сознания
Сознание человека имеет несколько этапов развития и форм проявления. Давайте подробнее рассмотрим доступные формы сознания. Классическая психология различает две основные формы сознания — общественное сознание и индивидуальное человеческое сознание.
Общественное сознание — это совокупность всех идей, взглядов и оценок, присущих конкретному обществу на определенном этапе его развития.
Индивидуальное сознание — это совокупность всех идей, взглядов и чувств, присущих конкретному человеку.
Формы и виды
В психологии сознания есть разные виды восприятия действительности: адекватное и неадекватные. Адекватной формой называют объективное восприятие окружающего мира. Человек в адекватном состоянии обладает способностью к осмысленной речи, быстро реагирует на изменения, легко ориентируется в пространстве.
Неадекватные виды восприятия:
Неясное — индивид отрешен от окружающего мира, не реагирует на других людей. Не отвечает на вопросы, или делает это медленно, невпопад
Внимание притупляется, движения замедленные. Ступор — человек ведет себя так, словно его разбудили от глубокого сна. Он заторможенный, вялый, разговаривает неразборчиво, не заинтересован в общении, часто смотрит в одну точку. Отупление — человек полностью уходит в себя, проводя большую часть времени во сне
Просыпаясь, он не может понять, где находится, не может рассказать, что он делал, прежде чем уснул. Кома — состояние глубокого сна, из которого человека невозможно вывести. Он не реагирует на звуки, касания, не оценивает происходящее. Кома — медицинский феномен. Врачи не могут найти средство предотвращения коматозного состояния и способ выхода из него. Больной может проснуться только самостоятельно, контролировать это невозможно. Бред — искаженное восприятие действительности. Человек теряет способность мыслить адекватно, не может объяснить свое поведение и поступки. Галлюцинации — навязчивые зрительные и слуховые искажения. Человек видит и слышит то, чего нет на самом деле. Регулярные галлюцинации порождают недоверие к окружающим, тревожность, параноидальное состояние.
Формы сознания различаются по направленности:
- индивидуальная — в ней содержатся личные особенности, ценности, идеи.
- общественная — включает обычаи и традиции, характерные для конкретной культуры;
- теоретический уровень общественного сознания — соединяет общественные идеологии с реальностью;
- обыденная — отвечает за поведение человека в обычной жизни;
- массовая — объединяет познание человека как индивида и составляющую толпы.
Типы сознания в психологии:
- общественное — сформировано социумом;
- историческое — создается фоновым воздействием общего прошлого человечества;
- политическое — взгляд на мир, сформированный под влиянием политических настроений в стране и мире.
Развитие происходит линейно. Пропустить ступень развития нельзя.
Структура, свойства и функции сознания
Структура – это то, из чего собственно и состоит сознание:
- Познавательные процессы – восприятие окружающего мира через 5 органов чувств (глаза, уши, нос, язык, рот), память, мышление, речь.
- Спектр эмоциональных состояний.
- Воля как способность управлять своими действиями.
Свойства
Описать сознание можно двумя главными свойствами:
- Активность – подразумевает непрерывность процесса осознавания действительности (поток сознания). В каждый момент времени (и даже во сне) человек на чем-то сосредоточен. Мир огромен и разнообразен, поэтому предметы выбираются по степени личной значимости.
Например, если посадить рядом голодного и умирающего от жажды, поставить перед ними тарелки с едой и стаканы с напитками, то первый будет разглядывать еду, второй — питье. Мечтающий о детях будет везде замечать детей. Планирующий купить машину обращает свое внимание на авто желаемой марки.Каждый индивид улавливает в пространстве то, что для него актуально в данный момент времени. Именно поэтому внимание разных людей сосредотачивается на совершенно разных фигурах.
- Интенциональность – это направленность, стремление, влечение. Если понаблюдать за собой со стороны (заняться рефлексией), то вы увидите, что ваши мысли всегда куда-либо направленны: на цель, предмет, действие.
Например, в рассуждении о красной кружке выше мои мысли были направлены в сторону чаепития.
Функции сознания
Сознание имеет свои функции, основными из которых являются:
- Отражательная функция заключается в организации психических процессов (память, мышление, восприятие, представление), направленных на познавание окружающего мира.
- Креативная или творческая – создание чего-либо нового.
- Оценочная – мы даем оценку всему, что нами осознается, даем этому эмоциональную и чувственную оценку.
- Преобразующая функция заключается в построении определенных целей и воплощение их в реальность через действия. То есть мы преобразуем окружающий мир.
- Времяобразующая – формирование общей картины о мире, где есть прошлое, настоящее и будущее.
- Рефлексивная функция или самосознание – способность наблюдать за собой как бы со стороны, оценивать свои мысли и поведение.