21.05.20215 минут чтения 478
Совсем недавно общество приравнивало развитие человека, его личности к степени образования, уровню дохода, жизни. Считалось, что чем больше богатств, тем выше развитие. Теперь это можно оспорить, так как совсем нет связи между развитием личности и материальным благом. Уровень развития личности определяется через понимание своего бытия, предназначения, осознание себя и своей жизни, формирование сознания и самосознания.
Каждый человек приходит в этот мир «чистым листом» и на протяжении всей жизни учится, развивается и совершенствуется. Развитие происходит в обществе, на это сильно повлияла социализация. Личность развивается только при взаимодействии, контакте с другими людьми.
Наедине с самим собой, без обмена информацией, впечатлениями, эмоциями и чувствами процесс развития попросту невозможен. Вне общества человек живёт в среде «животного мира» и совершенствовать своё сознание, личность, духовные качества, развивать свои таланты попросту незачем, это неинтересно, такой потребности и желания не возникает.
Что такое личность?
Нет единственного устоявшегося общепринятого определения личности — это сложное многогранное понятие. Большое количество различных описаний присваивалось этому словосочетанию в разные времена.
- Личность — это часть общественной и культурной жизни, которая наделена разумом, этическими принципами, моральными качествами, духовностью.
- Человек, обладающий определённым набором психологических свойств, которые определяют его поведение, взаимоотношения с обществом, его отличие от других людей.
- Человек, который самостоятельно выстраивает свою жизнь, по своим правилам и понятиям, несёт полную ответственность за неё.
- Система индивидуальных, социальных и психологических характеристик, а также типологических свойств.
- Состоявшийся человек, со своей индивидуальной системой ценностей, манерой поведения, привычками.
Циата Главная жизненная задача человека — дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий — его собственная личность.
Эрих Фромм
Структура личности
Структура личности это сочетание между собой различных качеств характера, талантов, способностей, степени эмоциональности, реакций на внешние события, темперамента, силы воли, ощущений и восприятий, интересов и убеждений. Этих свойств и различий множество, поэтому есть некая структура, чтобы разделить их.
- Первый уровень. Здесь находятся все врождённые свойства психики, а также половые и возрастные, то есть качества данные природой.
- Второй — это способности, таланты, сознание, память, то есть те качества, которые зависят от врождённых факторов и их развития.
- Третий — это индивидуальный опыт, в который входят знания, сформированные в процессе жизни.
- Четвёртый и самый высокий формируется на протяжении всей жизни, это направленность личности, накопленный опыт и знания, интересы, взгляды, убеждения и мировоззрения, сформировавшийся характер. Этот уровень максимально связан с воспитанием, уставом и традициями семьи, обществом и его идеологией, в котором вырос и находится человек.
Необходимо различать эти уровни, чтобы охарактеризовать личность. Отличия между людьми огромны и разносторонни, так как на каждом уровне есть большие различия интересов, умений, взглядов, ценностей, характера, поэтому порой сложно понять поступки и слова другого человека. Для этого необходимо обладать достаточными знаниями и хорошей наблюдательностью, опытом. Рассмотрим теперь свойства личности и их особенности.
Личностный рост: постановка целей
Цели личного развития — это цели, которые вы ставите для улучшения своего характера, навыков и способностей. Постановка этих целей включает в себя оценку себя и определение областей, в которых вы можете улучшить, чтобы максимизировать свой потенциал.
Чтобы приступить к личному развитию, вы должны составить план с практическими действиями. Эти шаги помогут вам измерить свои улучшения и сосредоточить внимание на своей цели.
Используйте эти шаги, чтобы начать создавать и достигать целей личного развития в своей карьере:
- Создайте видение.
- Разработайте план.
- Следите за своим прогрессом.
- Регулярно пересматривайте свой план.
Ключевые свойства личности
Свойства личности — это набор определённых, устоявшихся и индивидуальных качеств человека, определяющих его взаимодействие с социумом, то есть его деятельность и отношения с окружающими. Главными свойствами личности являются характер, темперамент, воля, способности, мотивация и эмоции.
- Характер
— это приобретённый в определённых условиях способ взаимоотношений с окружающим обществом и миром. Это стиль поведения, реакция на происходящие события. Манера поведения бывает мягкой и деликатной, а может быть бесцеремонной, грубой. Всё это относится к характеру. Когда мы обсуждаем человека, часто употребляются такие слова, как сильная личность, лидер или слабый руководитель, уверенный в себе персонаж или тихоня.
Люди с сильным характером отличаются уверенностью в себе, спокойствием, целенаправленностью и последовательностью, упорством. Слабые, наоборот, славятся хаотичностью поступков, слабоволием, истеричностью, замкнутостью и тревожностью.
Специалисты разделяют черты характера на несколько групп:
- Деловые черты.
К ним относятся все, что связано с трудовой деятельностью, с работой. Это ответственность, упорство, аккуратность, невнимательность, лень и другие.
- Коммуникативные черты
— это взаимодействие человека с обществом: общительность или замкнутость, доброжелательность, недоверие, скрытность.
- Волевые черты.
Стойкость, упорство, сила воли, или её отсутствие.
- Мотивационные черты
— это целеустремлённость, черты, которые поддерживают активность человека.
- Инструментальные
– черты, придающие определённый стиль манере поведения.
- Воля
это способность человека воздействовать и управлять психикой и своими действиями. Благодаря воле возможно контролировать своё поведение, определённые события, человек влияет на процессы в окружающем его мире и вносит важные для него изменения. Чаще всего сила воли связана с принятием важных, правильных и осознанных решений, но для этого необходимо преодолеть определённые трудности и препятствия, приложить много усилий для осуществления задуманного.
Воля всегда подразумевает самоограничение, самоконтроль, то есть человеку необходимо отказаться от чего-то, в пользу более важного и правильного, лишить себя привлекательного ради осознанного, верного и важного.
Главной особенностью воли, является наличие морального удовлетворения в результате осуществления задуманного. Интересен тот факт, что эмоциональной радости в процессе осуществления это не приносит. Весь спектр внутренней силы направлен на то, чтобы победить себя. Чем сильнее воля у человека, тем легче он справляется с трудностями и стремительнее развивается.
- Темперамент
— это совокупность особенностей, психических свойств, которые определяют состояния человека, его поведение и настроение, скорость изменения этих состояний, эмоциональная устойчивость.
- Следующее свойство – эмоции.
Это индивидуальные переживания, они бывают положительными и отрицательными, приятными и неприятными. Есть несколько видов эмоций:
- Настроение — это состояние психики, общий настрой человека в разные моменты жизни.
- Простые эмоции, переживания, связанные с удовлетворением потребностей.
- Чувства — это комплекс переживаний, связанных с определённым объектом или объектами.
- Аффекты — это острые, яркие эмоции, отличающиеся кратковременностью и высокой интенсивностью, реакция на определённый раздражитель.
- Страсть — это яркие эмоции, которые не поддаются управлению.
- Стресс — это комплекс негативных эмоций и физического состояния организма, психологическая, эмоциональная перегрузка.
- Мотивация
— это совокупность причин, определяющих поведение личности. Мотив — это основа, психологический позыв или порыв, отвечающий за целенаправленное активное поведение. Бывает осознанный и неосознанный. Мотивация зависит от потребности человека, желания, нужды в чем-то, намерения и побуждения. Мотивация – это главное и основное «топливо» для человека, благодаря ей, он ставит цели, добивается их, развивается.
- Способности
— высокий уровень умений, навыков, которые необходимы для выполнения каких-то задач, решения дел. Это не относится к знаниям приобретённым, напротив, благодаря способностям были получены и использованы определённые знания и умения.
Пройдите тест на силу воли: Исследование волевой регуляции
Эмоции оказывают огромное влияние на жизнь и её качество. Эмоциональное состояние людей сильно разнится. В особенности скорости реакции на определённые события, эмоциональная возбудимость, длительность переживаний, преобладание положительных или отрицательных эмоций, частота этих переживаний и их направление. Под воздействием своих эмоций человек совершает определённые действия, поступки, принимает решения.
Циата Самое безнадежное дело на свете — пытаться точно определить характер человека. Каждая личность — это клубок противоречий, а тем более личность одаренная.
Теодор Драйзер
С чего начать свой личностный рост и саморазвитие
Чтобы расти как личность, вам нужно смотреть на цель, разработать лучшую стратегию для ее достижения и сосредоточиться на ней. Это первый шаг в любом действии, и вы должны потратить на него столько времени, сколько вам нужно.
После того как вы наметили свою цель и выяснили, как ее достичь, пора действовать и выйти из зоны комфорта. Личностное развитие включает в себя основные психологические инструменты, которыми вы должны овладеть, чтобы добиться успеха:
- Изучите методы визуализации.
Визуализируйте, как вы предпринимаете шаги, необходимые для достижения своей цели, и достижение этого успеха поможет вам избавиться от токсичных стереотипов мышления, сохранить мотивацию и стать более естественным на этом пути.
- Избегайте негативных мыслей.
Очень важно сохранять позитивный настрой. Наблюдайте за своими мыслями и избавьтесь от негативных мыслей.
- Медитация.
Когда вам приходится справляться со стрессовыми ситуациями за пределами зоны комфорта, очень полезно потратить несколько минут в день на контроль своего дыхания и сосредоточение внимания.
- Быть стойким.
Дорога к успеху вымощена ошибками и неожиданными неудачами. Есть несколько вещей, которые вы сделаете правильно с первого раза. Неважно, упадешь ли ты. Важно подняться и идти дальше.
- Соревнуйтесь только с самим собой.
Ядовитая конкуренция с другими людьми только утомит вас. Сосредоточьтесь на своей цели и на том, как вы собираетесь ее достичь.
- Ставьте небольшие задачи.
Преодоление небольших проблем оставляет положительный отпечаток, который поможет вам двигаться вперед с большей решимостью.
- Будьте настойчивы.
Не поддавайтесь лени или разочарованию. Продолжайте двигаться к своей цели как можно более последовательно. Если вы будете ежедневно стремиться к достижению своих целей, такое отношение станет частью вашей личности.
- Празднуйте победы.
За маленькие триумфы себя хорошо вознаграждать. Это будет мотивировать вас продолжать двигаться вперед.
Типы личности
Ещё в Древней Греции философом Гиппократом, было определено несколько темпераментов людей, по которым и по сей день их разделяют.
- Меланхолики.
Ранимые, унылые и мрачные личности с плохим настроением и отношением к жизни, с небольшим запасом энергии, ленью, апатией и тревожностью.
- Холерики.
Вспыльчивые, неуравновешенные, горячие, импульсивные, взбалмошные и несдержанные люди.
- Сангвиники
— жизнерадостные оптимисты с прекрасным чувством юмора, любящие жизнь во всех её проявлениях. Лёгкие на подъём активисты.
- Флегматики.
Люди пассивные, безынициативные, склонные к бездействию больше чем к активности, но при этом отличаются усидчивостью и упорством, ненаходчивые консерваторы, которым сложно приспосабливаться к изменениям в жизни и в мире.
Обратите внимание Стоит отметить, что ни один тип темперамента не встречается в чистом виде. Каждый человек обладает основным, преобладающим видом темперамента, в определённых жизненных сценариях он его развивает или подавляет, а также проявляет и сочетает в себе другие типы.
Типов личности по теории Юнга всего два: экстраверты и интроверты, а различия между ними в особенностях восприятия мира и всего происходящего вокруг. Экстраверты любят окружающий мир и максимально взаимодействуют с ним, они коммуникабельны, дружелюбны и открыты, тем временем интроверты стараются отгородиться от всех, они замкнуты и стремятся к уединению.
Каждый из типов соответствует конкретному темпераменту. Так экстраверты – это холерики и сангвиники, тогда как к флегматикам и меланхоликам относятся больше интроверты. Это самые основные характеристики типов темперамента, но далеко не единственные в своей классификации, благодаря им становится проще определить человека, его манеру поведения и общения, предположить его реакцию в определённых ситуациях, темп деятельности.
Зная свой преобладающий тип темперамента и типы окружающих людей, можно намного проще выстраивать отношения и понимать с кем их стоит заводить, а с кем нет, кому довериться, а кому не стоит. Эти знания пригодятся в бизнесе, в любовной сфере, в дружбе, в любом взаимодействии с обществом.
Пройдите тест и узнайте кто вы: Экстраверт или интроверт
Стоит отметить, что не бывает плохих или хороших типов, у каждого темперамента есть свои положительные и отрицательные черты.
Младенчество
Этот период выделяют Эриксон и Фрейд («Оральная стадия»). На данном этапе закладываются основы личности и отношение к окружающему миру — доверие или недоверие, уверенность или её отсутствие.
Конечно, важную роль в жизни ребёнка играет его мама, которая представляет для младенца целый мир. Ему необходима материнская забота, которая позволяет чувствовать последовательность, узнаваемость в переживаниях. Дальнейшее развитие личности во многом зависит от первых дней жизни.
При наличии доверия ребёнок воспринимает мир в позитивном ключе, как надёжный, предсказуемый, спокойно переносит трудности, даже временное отсутствие матери рядом. При отсутствии материнской заботы в должной мере возникает чувство недоверия, страха и подозрительности. Таким образом, в основе первого периода лежит соотношение: «доверие-недоверие».
Уровни развития личности
Каждый человек уникален, у каждого свой характер, личностные качества, темперамент, свои привычки и мечты, стремления, понимание счастья и горя. Рассмотрим теперь непосредственно уровни развития личности и их характеристики. По факту это то, что человек может и не может, это степень силы его личности, стремлений.
Совершенствование не прекращается на протяжении всей жизни, от рождения до самой смерти. В идеале каждый человек должен пройти все уровни развития личности, но на деле это не всегда так. Большое количество жителей планеты проживают всю жизнь, находясь в одном состоянии, не задумываясь о совершенствовании, также часто переход может осуществляться не только вперёд к новому этапу, но и назад к предыдущему.
Циата Я похож на человека, который проспал полжизни, а теперь пытается узнать, кем он был, пока спал.
Дэниел Киз
Раннее детство
Период от 1-го до 3-х лет, соответствует «Анальной стадии» по Фрейду, ребёнок овладевает способностью контролировать свои выделительные функции. Кроме того, малыш становится более крепким физически и может выполнять более сложные действия — ходить, карабкаться, умываться.
Очень часто проявляются призывы к самостоятельности «Я сам», важным моментом является помощь родителей в самостоятельных действиях. Необходимо предоставить возможность для развития личности, становления автономии ребёнка. Если его постоянно опекают и всё за него делают, то это идёт во вред развитию, наравне с необоснованной требовательностью.
Подобные вещи вызывают в дальнейшем неуверенность, слабоволие. При положительном развитии развивается воля и самоконтроль.
Фаза 2: от 1 года до 3 лет
В тесном симбиозе с развитием нашего сознания, мы приобретаем первые моторные и социальные навыки. Мы стараемся изучить окружающий нас мир с помощью зрения, слуха, обоняния, тактильных ощущений. Базовый фундамент нашей личности и характера закладывается именно на этом промежутке времени
Поэтому родителям очень важно обеспечить комфорт ребенку в этом возрасте
Это интересно: Госпошлина на развод если есть дети — изучаем по порядку
Какая личность на каком уровне?
- Первый
— это удовлетворение своих базовых потребностей, обеспечение своей безопасности: еда, сон, жильё, одежда. Отсутствует страх о потерянных возможностях. Моральные, этические принципы, духовность, цели — всё это не присуще личности, находящейся на данном этапе. Одним словом – выживание. Удивителен тот факт, что именно на этом уровне человек чувствует себя максимально счастливым и беззаботным. Ему не приходится беспокоиться о самосовершенствовании, нет завышенных ожиданий, его абсолютно устраивает порядок: «работа-дом-отдых».
- Второй.
Здесь находится наибольшее количество людей. Человека, у которого закрыты базовые потребности в виде еды, сна, безопасности, начинают интересовать развлечения, получение удовольствия. Сюда входит секс, еда подороже и повкуснее, обустройство своего жилья, комфорт, а также развлечения. На первое место выходят средства связи, гаджеты, телевизоры, а с ними социальные сети, ток-шоу, сплетни, скандалы, концерты.
На этом уровне часто начинаются проблемы с алкоголем, наркотиками, азартными играми , так как потребность в удовольствии может быть удовлетворена самым простым, доступным и лёгким способом. На этом этапе ощущение счастья ниже, чем на первом уровне, потому как человек, уже не полностью доволен своей жизнью, и не все свои желания может удовлетворить. Интересен тот факт, что чем выше уровень, тем ощущение счастья снижается.
- Третий уровень
организации личности. На этом этапе уже не хватает удовольствий и их удовлетворения. Хочется уже чего-то большего, больше денег, больше пространства для жизни, больше успехов и достижений. Человеку хочется призвания, создать что-то своё, привнести свою лепту в жизнь других людей, повысить свою значимость, менять мир вокруг себя. Он осознаёт свой огромный внутренний потенциал, свои безграничные возможности и начинает стремиться к улучшению своей жизни, записывается на всевозможные тренинги, курсы по самосовершенствованию. Осознание того, что обычные удовольствия уже не приносят радости, приводит к отказу от вредных привычек, зависимостей. На этом этапе люди не чувствуют себя счастливыми в жизни, которую имеют.
- Четвёртый
– переломный, переход с социального уровня на духовный. Главная разница этих периодов в том, что теперь личность больше не зацикливается на себе и своей семье, а задумывается об окружающих людях, мире и осознаёт огромное желание позаботиться, помочь, научить, облегчить чью-то жизнь. Идея собственной важности уходит на второй план, а на первый выходит удовлетворение нужд других людей. Это совсем не значит, что собственный успех и достижения больше неинтересны, но снижается важность этого. Исчезает потребность доказывать свою состоятельность обществу.
Проходит глобальная переоценка ценностей, на пьедестал выходит семья, дети, родители. Человек наконец принимает себя таким, какой он есть и больше не пытается ничего в себе изменить через силу, перестаёт осуждать и обсуждать других людей, становится чутким, внимательным. Больше не хочется всё контролировать, а хочется уделять своё время тому, что нравится и приносит радость. Переход на этот уровень занимает очень много времени, сил, стараний, но меняет жизнь в корне, она замедляется, больше не нужно спешить, больше спешить и не хочется.
- Пятый
— уровень мудреца. На данном уровне сознание человека максимально чистое, его интересуют глубинные события и процессы бытия, открываются глаза на окружающий мир, сущность происходящего весьма отличается оттого, что видит 1-3 уровень. Происходит полная переоценка и переосмысление ценностей, жизни, развенчивание мифов, стереотипов, мирских идеалов, духовных аспектов. Такой человек способен влиять на тысячи людей, вести их за собой, менять реальный мир под своё видение. Баланс во всех аспектах жизни уже ничего не нарушает.
- Шестой уровень
развития личности. На этом этапе человек становится лидером огромного количества людей, за ним идут, его слушают, ему доверяют, подражают, копируют. Эти люди способны изменить мир, они обладают неограниченным источником энергии, осознают жизнь, их мышление настолько масштабно, что позволяет менять устои, идеологии, системы. Такая личность может принести миру как колоссальную пользу, так и разрушить всё до основания. Если энергия будет направлена на созидание, то прогресс для всего человечества будет обеспечен. У человека прекращаются всевозможные страдания, переживания, наступает полное принятие и понимание своей жизни.
Очень много ошибок, неудач подстерегает на этом уровне. Этот этап может затянуться на долгие годы: поиск себя, своего признания, истинных целей. На данном уровне человек получает огромное количество опыта, знаний и умений, начинает также следить и за своим телом, внедряя здоровый образ жизни. А вот ощущение радости, счастья в жизни, почти на нуле. Случаются даже и возвращения в прошлый период. Без этих трансформаций личность не перейдёт на следующий этап. Но как только будет пройдена эта сложная часть, жизнь кардинально и в корне изменится.
Зрелость
Зрелость (26-64 лет), развитие личности проявляется в заботе о подрастающем поколении
Причём, даже при отсутствии детей, при нормальном стечении обстоятельств, больше концентрируют внимание на внешнем мире и помощи другим. В обратном случае возникает «кризис среднего возраста», появляется чувство бессмысленности жизни
Как правило, к этому времени человек уже достиг определённых результатов в жизни и имеет потребность передавать знания и умения другим, помогать своим детям, внукам. Наблюдается и в достаточной степени.
Фаза 6: от 16 до 22 лет
Зигмунд Фрейд и Эрик Эриксон описывают этот период как прыжок во взрослую жизнь. Юношеский максимализм просто зашкаливает и нам кажется, что мы центр Вселенной. То как мы успешно прошли предыдущие периоды формирования личности, обуславливает нам успех или полный провал во взрослой жизни. Как показывает практика, некоторые люди в этот период могут изменить свой характер, чтобы подстроиться к окружающему миру
В этот момент очень важно не попасть под чье-то дурное влияние
Могут ли меняться уровни и как?
Есть много классификаций развития личности, это самая основная и часто используемая. Есть ещё один уровень – просветление, но далеко не каждый подходит к этому уровню. Все процессы развития тесно привязаны к жизненным урокам, событиям, не всегда, кстати, положительным. Невозможно пропустить один этап и сразу перейти к другому, придётся всё равно наверстать упущенное, вернувшись к предыдущей стадии.
Если человек застрял на каком-либо уровне, то значит он ещё не получил необходимый урок жизни, либо получил, но не осознал его, всё придёт в своё время. Основной смысл развития от самоутверждения до заботы о близких. Возможно, из-за неусвоенного урока он вернётся на предыдущий уровень, и, возможно, на нём и останется до конца жизни.
Циата Будь таким, каким хочешь казаться.
Сократ
Дошкольный возраст
Дошкольный возраст, 3-6 лет, ещё называют «Возраст игры», по Фрейду — «Фаллическая стадия», период осознания различия полов. Этот период характерен увеличением социальных взаимодействий — игры, общение со сверстниками и взрослыми, интерес к трудовым делам.
Саморазвитие проявляется в умении брать ответственность за тех, кто меньше или слабее, забота о животных. Основной лозунг: «Я то, что я буду. Сейчас формируется Супер — Эго, в результате понимания социальных ограничений. Возможно обучение и воспитание ребёнка, есть все предпосылки для этого.
Дети испытывают радость от самостоятельных действий, начинают ассоциировать себя с особыми, важными людьми, начинают ставить перед собой цели. К тому же, проявляют фантазию в выборе игр и создании собственных развлечений. Стоит поощрять самостоятельные действия ребёнка, что будет основой для развития инициативности, независимости и помогать в развитии творческих способностей.
Помощь психолога
На каком уровне сейчас находитесь вы, куда необходимо стремиться, какие уроки и какую мысль хочет до вас донести определённая ситуация, все эти моменты поможет разобрать психолог, с ним вы намного быстрее осознаёте свои ошибки или своё предназначение, не стоит пренебрегать помощью специалиста, если вы решили совершенствоваться. Если ваш запрос самоактуализация — как вершина развития собственной личности, обращайтесь за помощью психолога. Это длительная и иногда болезненная работа, но достижение своего максимума, раскрытие потенциала на 100% стоит того.
Информация, представленная в данном материале, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию врача. Если вы испытываете беспокойство от непреодолимого желания отомстить, проконсультируйтесь со специалистом!
Автор: Анна Забровская
Начните работу с психологом прямо сейчас
Начать консультацию
Теги: этика и мораль психолог онлайн консультация психолога что такое мораль
Поделиться
Комментарии
- Комментарии
Загрузка комментариев…
Предыдущая статья
Психолог онлайн без регистрации
Следующая статья
Полезные книги по личностному росту
Новый год не за горами, и сейчас самое время заполнить полки вдохновляющими книгами, которые помогут вам стать лучшей версией себя.
Эти книги дадут вам эффективные стратегии и полезные советы, которые помогут вам расти и процветать. Откройте для себя техники осознанности, инструкции по устранению беспорядка в своей жизни, рекомендации по постановке значимых целей и многое другое!
- Брайан Трейси «Выйди из зоны комфорта»;
- Джим Лоэр и Тони Шварц «Жизнь на полной мощности»;
- Дмитрий Чернышёв «Как люди думают»;
- Джош Кауфман «Сам себе МВА»;
- Келли Макгонигал «Сила воли. Как развить и укрепить»;
- Джон Эйкафф «Начни»;
- Ли ЛеФевер «Искусство объяснять»;
- Ричард Брэнсон «К чёрту всё! Берись и делай!».
Ваша жизнь сейчас — состоит из серии моментов. Живите намеренно в настоящем, и вы начнете испытывать радость и счастье, которых ищете.
Помните главное — для личностного роста никогда не поздно, даже если это впервые. Сейчас определенно хорошее время для этого!
Наталья Шахова