Современное понимание зрительного восприятия как психического познавательного процесса

9 — 2011 Софья Скрылина, преподаватель информационных технологий, г.Санкт-Петербург

Зрительное восприятие — совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира, способность осмысливать то, что видишь. Эти процессы обеспечивают восприятие цвета, пространства, направления и формы объектов. Осматривая предмет, человек всегда пытается понять, что он видит. Но не всегда увиденное им соответствует действительности. Существуют объективные закономерности зрительного восприятия, которые дизайнер должен знать и использовать в своей работе. Ведь успех его конечного продукта прежде всего зависит от того, как его воспримет потребитель.

Особенности зрительного восприятия

Последовательность и избирательность

При рассматривании любых предметов глаза двигаются, причем одновременно и согласованно. Глаза устроены так, что за один раз позволяют распознать только один образ, затем переходят к следующему и т.д. Получается, что человек смотрит последовательно. Взгляд перемещается от одной части изображения к другой, несколько раз повторяя один и тот же путь. Фрагменты изображения, на которые человек смотрит чаще всего, являются смысловыми центрами. На рис. 1 приведен пример траектории движения глаз при рассматривании профиля Нефертити.

Как видно из траектории, главные элементы на лице, приковывающие внимание, — глаза, нос и губы. А из множества предметов в большинстве случаев выбор падет на изображение человека или животного.

Рис. 1. Пример траектории движения глаз при рассматривании профиля Нефертити

Точки, в которых при рассматривании изображения глаза останавливаются и меняют направление, называются точками максимальной кривизны данного участка контура. Такие точки наиболее важны для опознания фигуры. Резкие изломы линий применяются при вышивке крестом, в ковровых рисунках, часто используются художниками для достижения большей выразительности и стилизации изображений (рис. 2).

Рис. 2. «Крестьянка» Ивана Горюшкина-Сорокопудова как пример рисунка с резкими изломами линий

Реакция на движение

Зрительный аппарат устроен так, что при появлении в поле зрения движущегося объекта, взгляд почти мгновенно переводится на него, а затем отслеживает движение. Это свойство глаз широко используется профессиональными дизайнерами для привлечения внимания к рекламным роликам, анимационным презентациям, бегущей текстовой строке и т.п.

Целостность восприятия

Человек способен представить и увидеть изображение в целом, рассматривая отдельные его части. Несколько произвольных кривых линий, воспринимаемых как целое, могут создать новое неожиданное изображение. Человек подсознательно пытается объединить элементы изображения. Примеры подобных простых картинок приведены на рис. 3.

Рис. 3. Примеры целостного восприятия линий

Запоминаемость

Из множества элементов рассматриваемого изображения или объекта человек может за короткое время одновременно воспринять и запомнить не более 7-9. Посмотрите в течение нескольких секунд на картину (рис. 4), закройте глаза и попробуйте вспомнить увиденные фрагменты. Скорее всего, их будет не больше девяти. При создании сложных композиционных произведений, плакатов и экспозиций не забывайте это свойство восприятия, не перегружайте свою работу.

Рис. 4. Рембрандт. Музыкальная партия

Константность

Константность зрительного восприятия — относительное постоянство величины, формы, цвета предметов, которые воспринимаются при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Таким образом, константность — это способность узнавать предметы с разных точек зрения, в разных проекциях. Константность восприятия обеспечивается опытом, который приобретается в процессе индивидуального развития личности. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещенности мы не могли бы распознавать то, что было известно ранее. Благодаря константности мы можем приобщить к нужному классу увиденный предмет, например все мыслимые изображения кошек объединить в одно понятие «кошка» (рис. 5).

Рис. 5. Пример константности восприятия

Соотносительность

Соотносительность — способность восприятия, выражающаяся в том, что все свойства одних предметов воспринимаются в сравнении с теми же свойствами других предметов. Если на картинке изображен только один предмет, вы наверняка не сможете сказать, большой он или маленький. Следует поместить его в какую­то среду, окружить другими предметами, сопоставить его размеры с известными размерами других предметов (рис. 6).

Рис. 6. Пример восприятия объекта в зависимости от его окружения

Соотносительность позволяет усилить впечатление многоцветности изображения при использовании ограниченного числа красок: темное на светлом фоне кажется более темным, и наоборот (рис. 7).

Подсознательное стремление человека сравнивать объекты иногда приводит к глазомерным ошибкам и иллюзиям.

Рис. 7. Зависимость восприятия цвета от контраста: верхняя (нижняя) часть внутреннего прямоугольника, находящегося справа, кажется значительно светлее (темнее) такой же части прямоугольника, расположенного слева

Ребенок-визуал

Ребенок с визуальной доминантой мыслит образами. Этим объясняется их способность с первого раза запоминать сюжет сказки или мультфильма. Они легко переносят в свои рисунки то, что видели в книжке или по телевизору, так как запоминают мелкие детали костюмов сказочных героев, их прически и отличительные особенности.

Маленький визуалист быстро усваивает сенсорные эталоны, он с легкостью классифицирует предметы по цвету, форме, размеру. Таким детям присуща созерцательность.

Как правило, малыши с преобладанием визуального канала восприятия, рано интересуются буквами, быстро запоминают их. Слияние букв в слоги не представляет для них серьезного труда. Читать они начинают еще в дошкольном возрасте.

Особенности воспитания ребенка-визуала


Ребенок-визуал
В воспитании ребенка с визуальным типом восприятия родителям нужно придерживаться следующих правил:

  1. Транслировать малышу социально одобряемую модель поведения. Дети-визуалы наблюдательны от природы. Родители для них – образец для подражания. Чтобы научить ребенка правилам поведения в обществе, родители должны сами соблюдать эти правила.
  2. Визуалы много внимания уделяют собственному внешнему виду. Родителям не нужно заострять внимание ребенка на его внешности, чтобы не провоцировать развитие нарциссических наклонностей. Кроме того, важно научить ребенка тактичности, ведь, по их мнению, внешний вид окружающих тоже должен быть идеальным, они не постесняются сделать замечание кому-то.
  3. У детей с визуальным каналом восприятия ярко выражено пристрастие к компьютерным играм и современным гаджетам. Чтобы эта тяга не стала поводом для обращения к врачу, родителям необходимо следить за временем, которое ребенок проводит, играя в электронные игры. В качестве альтернативы можно предлагать таким детям кроссворды, головоломки и настольные игры.
  4. В период подросткового возраста дети-визуалы больше других подвержены развитию различных комплексов, связанных с собственной внешностью. В это время родители должны оказать подростку необходимую поддержку.

Особенности обучения ребенка-визуала

Дети с разными репрезентативными системами по-разному усваивают учебный материал. Так, для того, чтобы ребенок-визуал прочно усвоил учебный материал, нужно:

  • представить изучаемый материал в схематичной форме;
  • сопровождать объяснение иллюстрациями;
  • запланировать в учебном процессе частую смену видов деятельности, так как дети-визуалы часто отвлекаются на внешние раздражители;
  • задания для самостоятельной работы предлагать в письменном виде;
  • при изучении нового материала для визуалов предпочтительнее использовать опыты и эксперименты, чем рассказ об изучаемом явлении.

Иллюзорность

Иллюзорность — ошибки в зрительном восприятии, обман зрения. Существует несколько причин зрительных иллюзий:

  1. Иногда иллюзии появляются вследствие специально созданных, особых условий наблюдения, например наблюдение одним глазом, при неподвижных осях глаз, через щель и т.п. Такие иллюзии исчезают при устранении необычных условий наблюдения.
  2. Подавляющее большинство иллюзий зрения возникает не из­за оптического совершенства глаза, а из­за ложного суждения о видимом, поэтому можно считать, что обман здесь возникает при осмысливании зрительного образа. Такие иллюзии исчезают при изменении условий наблюдения, при выполнении простейших сравнительных измерений, при исключении некоторых факторов, мешающих правильному восприятию.
  3. Известен ряд иллюзий, обусловленных и оптическим несовершенством глаза, некоторыми особыми свойствами различных анализаторов, участвующих в зрительном процессе (сетчатка, рефлексы нервов).

Рассмотрим в качестве примеров графические иллюзии на изображениях.

Введение

Наше общее зрительное восприятие зависит от множества факторов. Измерение остроты зрения по таблице Снеллена с высокой контрастностью букв позволяет получить информацию всего лишь об одном показателе общего зрительного восприятия. Хотя острота зрения и является наи­более часто определяемым количественным параметром в клини­ческой практике, фактически она слабо соотносится с динамическим диапазоном задач, выполня­емых зрительной системой человека в реальных условиях [1]. Для более полного описания общего уровня удовлетворенности людей зрительным восприятием необходимо учитывать такие факторы, как ориентирование в пространстве, эффективность дискриминации и продолжительность зрительного восприятия без утомления [2]. Кроме того – и особенно это касается пользователей КЛ – следует учитывать, что общее ощущение зрительного комфорта включает в себя совокупность зрительных и физических ощущений [3]. В данной статье рассмотрены ключевые параметры оценки эффективности зрительного восприятия и их роль в общей удовлетворенности зрением в реальных ситуациях, а также возможное влияние на это восприятие дизайна и материала корригирующих линз.

Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза

Слепое пятно

Наличие слепого пятна на сетчатке глаза впервые открыл в 1668 году известный французский физик Э. Мариотт. Дело в том, что сетчатая оболочка глаза в том месте, где в глаз входит зрительный нерв, не имеет светочувствительных окончаний нервных волокон. Поэтому изображения предметов, приходящихся на это место сетчатки, не передаются в мозг, а следовательно, не воспринимаются. Слепое пятно, казалось бы, должно мешать нам видеть весь предмет, но в обычных условиях мы этого не замечаем. На рис. 8 исчезающая фигура заменяется белым фоном. Закройте левый глаз и посмотрите правым на крест, изображенный слева, держа рисунок на расстоянии 15­20 см от глаза. При некотором положении рисунка относительно глаза изображение овала перестает быть видимым.

Рис. 8. Иллюзия исчезновения фигуры

Иррадиация

Многие иллюзии основаны на эффекте иррадиации (от лат. irradio — сиять, испускать лучи), который возникает при наблюдении светлых фигур и объектов на черном фоне и наоборот. Вглядитесь в черный квадрат на белом фоне и белый квадрат на черном фоне (рис. 9). Белый квадрат кажется больше, чем черный. Это оптическая иллюзия. На самом деле квадраты абсолютно одинаковы.

На эффекте иррадиации основаны и примеры иллюзий непараллельности параллельных линий (рис. 10).

Рис. 9. Белый квадрат на черном фоне кажется больше черного квадрата на белом фоне

Рис. 10. Специально подобранная комбинация различных элементов рисунка создает иллюзию искажения параллельных линий

Иллюзия движения

Присмотритесь внимательно к изображениям на рис. 11. Вы увидите, что рыбки плавают, звезда пульсирует, а круги вращаются.

Рис. 11. Иллюзия движения объектов

Чем человек видит

Благодаря зрению мы получаем 90% информации об окружающем мире, поэтому глаз — один из важнейших органов чувств. Глаз можно назвать сложным оптическим прибором. Его основная задача — «передать» правильное изображение зрительному нерву.

Строение глаза человека

Роговица — прозрачная оболочка, покрывающая переднюю часть глаза. В ней отсутствуют кровеносные сосуды, она имеет большую преломляющую силу. Входит в оптическую систему глаза. Роговица граничит с непрозрачной внешней оболочкой глаза — склерой.

Передняя камера глаза — это пространство между роговицей и радужкой. Она заполнена внутриглазной жидкостью.

Радужка — по форме похожа на круг с отверстием внутри (зрачком). Радужка состоит из мышц, при сокращении и расслаблении которых размеры зрачка меняются. Она входит в сосудистую оболочку глаза. Радужка отвечает за цвет глаз (если он голубой — значит, в ней мало пигментных клеток, если карий — много). Выполняет ту же функцию, что диафрагма в фотоаппарате, регулируя светопоток.

Зрачок — отверстие в радужке. Его размеры обычно зависят от уровня освещенности. Чем больше света, тем меньше зрачок.

Хрусталик — «естественная линза» глаза. Он прозрачен, эластичен — может менять свою форму, почти мгновенно «наводя фокус», за счет чего человек видит хорошо и вблизи, и вдали. Располагается в капсуле, удерживается ресничным пояском. Хрусталик, как и роговица, входит в оптическую систему глаза. Прозрачность хрусталика глаза человека превосходна — пропускается большая часть света с длинами волн между 450 и 1400 нм. Свет с длиной волны выше720 нм не воспринимается. Хрусталик глаза человека почти бесцветен при рождении, но приобретает желтоватый цвет с возрастом. Это предохраняет сетчатку глаза от воздействия ультрафиолетовых лучей.

Стекловидное тело — гелеобразная прозрачная субстанция, расположенная в заднем отделе глаза. Стекловидное тело поддерживает форму глазного яблока, участвует во внутриглазном обмене веществ. Входит в оптическую систему глаза.

Сетчатка — состоит из фоторецепторов (они чувствительны к свету) и нервных клеток. Клетки-рецепторы, расположенные в сетчатке, делятся на два вида: колбочки и палочки. В этих клетках, вырабатывающих фермент родопсин, происходит преобразование энергии света (фотонов) в электрическую энергию нервной ткани, т.е. фотохимическая реакция.

Склера — непрозрачная внешняя оболочка глазного яблока, переходящая в передней части глазного яблока в прозрачную роговицу. К склере крепятся 6 глазодвигательных мышц. В ней находится небольшое количество нервных окончаний и сосудов.

Сосудистая оболочка — выстилает задний отдел склеры, к ней прилегает сетчатка, с которой она тесно связана. Сосудистая оболочка ответственна за кровоснабжение внутриглазных структур. При заболеваниях сетчатки очень часто вовлекается в патологический процесс. В сосудистой оболочке нет нервных окончаний, поэтому при ее заболевании не возникают боли, обычно сигнализирующие о каких-либо неполадках.

Зрительный нерв — при помощи зрительного нерва сигналы от нервных окончаний передаются в головной мозг.[6]

Человек не рождается с уже развитым органом зрения: в первые месяцы жизни происходит формирование мозга и зрения, и примерно к 9 месяцам они способны почти моментально обрабатывать поступающую зрительную информацию. Для того чтобы видеть, необходим свет. [3]

Иллюзия целого и части

Многие ошибочные зрительные впечатления обусловлены тем, что мы воспринимаем фигуры и их части не отдельно, а всегда в некотором соотношении с окружающими их другими фигурами, некоторым фоном или обстановкой. К этому разделу относится, пожалуй, самое большое количество зрительных иллюзий, встречающихся на практике.

Иллюзии стрелок Мюллера-Лиера

На рис. 12 приведены три иллюзии стрелок известного немецкого социолога Мюллера­Лиера. Иллюзия слева заключается в том, что самая верхняя горизонтальная стрелка кажется короче нижних, а на самом деле все три равны. На рисунке посередине условные линии, соединяющие концы стрелок, кажутся наклонными, хотя на самом деле они вертикальные. На рисунке справа красная точка находится точно в центре горизонтального отрезка, хотя кажется, что левый отрезок меньше.

Рис. 12. Примеры стрелок Мюллера-Лиера

Иллюзия Эббингауза

Иллюзия Эббингауза, или круги Титченера, — оптическая иллюзия восприятия относительных размеров. На рис. 13 приведены две серии кругов. Кажется, что черный правый круг больше левого, хотя на самом деле они одинакового размера.

Рис. 13. Классическая иллюзия искажения размера объекта: внутренние круги в обоих случаях одинаковы

Кто такой визуал

Человек-визуал для восприятия информации использует зрение. Такой индивид различает большое количество оттенков цветов, хорошо запоминает лица и обстановку в помещениях.

Визуальный тип восприятия обеспечивает человеку успешную работу с текстами, цифровыми массивами и другими знаками. Такой человек мыслит образами, так как большее количество информации он воспринимает в виде картинок.

Визуальные особенности восприятия информации чаще можно встретить у женщин, чем у мужчин.


Девушка с доминированием визуального канала восприятия

Переоценка вертикальных линий

Человек точнее определяет на глаз горизонтальные расстояния, чем высоту предметов. Поэтому большинство людей преувеличивает вертикальную протяженность по сравнению с горизонтальной, и это тоже приводит к иллюзиям зрения. Если предложить ряду лиц начертить вертикальную и горизонтальную линии одинаковой длины, то в большинстве случаев начерченные вертикальные линии будут короче горизонтальных. При делении на глаз вертикальной линии пополам середина обычно оказывается слишком высоко (рис. 14а).

Рис. 14. Иллюзия вертикальных и горизонтальных линий: а — кажется, что высота треугольника поделена не на равные части; б — фигура из горизонтальных линий кажется уже и выше

На рис. 14б нам кажется, что правая фигура уже и выше (взгляд скользит по вертикали) левой фигуры. На самом деле обе эти фигуры — заштрихованные квадраты с равными сторонами.

Внешний вид визуала

Люди с преобладанием визуального канала восприятия много внимания уделяют собственной внешности. Как правило, у них эктоморфное телосложение. Их плечи всегда расправлены, а спина прямая.

Человек с визуальным типом восприятия всегда опрятен, причесан и гладко выбрит. Если аудиалы ценят мелодичность и приятные звуки, то визуалы ценят красивые образы, поэтому имидж человека с преобладанием визуального способа восприятия информации продуман до мелочей. Они покупают качественные фирменные вещи и очень бережно к ним относятся. Они умеют сочетать предметы гардероба и подбирать к ним аксессуары.

Если в одежде приходится выбирать между красотой и комфортом, визуал непременно выберет красоту. Так, женщины-дигиталы с большей вероятностью купят балетки или сабо на лето, а девушки-визуалистки выберут босоножки на шпильке.

Девушка с визуальным способом восприятия информации может по несколько часов вертеться перед зеркалом, делая идеальны макияж и безупречную прическу. Маникюр у такой леди всегда в порядке.


Внешний вид девушки-визуала

Предъявляя повышенные требования к собственному внешнему виду, визуал того же требует от окружающих. Он непременно укажет товарищу на пятнышко на рубашке, не постесняется поправить собеседнику воротничок.

Преувеличение острых углов

Многие иллюзии объясняются способностью нашего зрения преувеличивать видимые нами на плоских фигурах острые углы. Возможно, такого рода иллюзии возникают из­за явления иррадиации, так как расширяется видимое нами светлое пространство около темных линий, ограничивающих острый угол. Большое значение для этих иллюзий имеет направление движения глаз и их подвижность вообще. Если имеется излом линий, то наш взгляд в первую очередь падает на острый угол.

Острые углы всегда кажутся больше, чем есть на самом деле, поэтому появляются определенные искажения в соотношении частей видимой фигуры. На рис. 15 параллельные прямые линии, вследствие влияния фона, кажутся непараллельными и изогнутыми.

Рис. 15. Иллюзии непараллельности параллельных линий

Иллюзия искажения прямого угла и окружности

Иногда изменение направления линий и искажение формы фигуры происходит из­за того, что глаз следит за направлениями других линий, находящихся в поле зрения. На рис. 16а стороны квадрата на фоне концентрических окружностей выглядят немного выпуклыми, а на рис. 16б окружность на фоне расходящихся лучей кажется несколько искаженной.

Рис. 16. Иллюзии искажения прямого угла и окружности

Древний символ

В прямой зависимости от законов психологии визуального восприятия развивалось восприятие знака. Один из самых ранних видов визуальной коммуникации-наскальная живопись. Наши предшественники смогли запечатлеть, с помощью условных рисунков, некоторые детали своей жизни. Они передали информацию, особое закодированное сообщение, для расшифровки которого особых знаний не требовалось, все знания базировались только на интуитивном восприятии объекта [9].

Изначально, существовало две основных фигуры: точка и линия. Комбинируя их, можно было создавать только схематические изображения.

Постепенно наскальные изображения усложнялись, количество рисованных объектов увеличивалось, появлялся сюжет. Также появлялись и новые фигуры, а именно: круг, треугольник, квадрат. Это был основной геометрический набор, который и сейчас является базовым.

Путем трансформации этого основного набора можно было получить овал, ромб и прямоугольник. Методом добавления новых геометрических элементов – получались более сложные фигуры, появились объемные формы в виде: шара, пирамиды и параллелепипеда. С развитием наскальной живописи развивались и другие формы визуальной коммуникации: скульптуры, рисунках на ткани и предметах быта. Появилась потребность и в самоидентификации, в том, чтобы всецело соответствовать своей общественной группе. Теперь было очень важно внести в знак особый смысл, раскрыть который был способен только тот, кто хорошо знаком со спецификой визуального языка и символами того или иного народа, той или иной культуры. Случалось, что один символ в разных культурах интерпретировался по-разному. Такая тенденция чаще всего появлялась в различных религиозных течениях, а позже — в тайных обществах, школах.

Желание быть членом братства, частью своей культуры обязывало быть похожим на своих единомышленников, активно использовать символы, относящиеся к их культуре. И здесь знак воспринимался как указатель: кем является данный человек, к какой группе он принадлежит. Такая потребность в самоидентификации сохраняется до сих пор. Человек относит себя к различным сообществам и с той же активностью использует символы культурной или религиозной области, которую он предпочел.

Ассоциативность

Ассоциативность устанавливает связи между отдельными представлениями, вследствие чего одно из них вызывает второе, третье и т.д. Приведем в качестве простейшего примера эмоциональное зрительное восприятие линии. При разглядывании различных линий возникают разные чувства и эмоции. Разные формы линий, их направление — это элементы выразительности:

  • толстые, жирные линии утяжеляют форму, создавая впечатление веса, массы;
  • вертикальные линии вызывают ощущение устойчивости, передают стремление вверх, рост, торжественность;
  • горизонтальные — символизируют основательность, покой, тишину;
  • спиральные — характеризуют вращательное движение, развитие;
  • ломаные — ассоциируются с агрессивностью, неуравновешенностью;
  • волнообразные — выражают движение различной скорости;

диагональные и наклонные — символизируют динамику:

— восходящие линии ассоциируются с надеждой, взлетом, подъемом,

— нисходящие — вызывают чувство нестабильности, грусть, тоску, бессилие.

Все, что нас окружает — является знаком. Все есть код

Визуальную коммуникацию следует рассматривать, как процесс передачи информации средствами визуального языка. Это язык специальных символов, эмблем, графических и медийных элементов. Когнитивной основой визуальной коммуникации является ее способность задействовать и стимулировать активность обоих полушарий головного мозга, позволяя не только донести целевую информацию максимально эффективным способом, но и обеспечить ее усвоение.

Как отмечал С. Л. Рубинштейн, в процессе филогенеза человек сформировался как «существо оптическое». Роль зрительных образов очень велика, ведь 75% получаемой нами информации приходится именно на зрение, которое дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов [6].

Образность

Образность — основанная на ассоциативности способность возбуждать в сознании художественные образы. Например, вид морской раковины вызывает в воображении океан, пучину моря. Порой объект, никогда не виданный ранее, способствует возникновению какого­либо близкого, давно знакомого образа.

В психодиагностике для оценки эмоционального отношения к окружающему миру используется тест Роршаха, который состоит из десяти стандартных таблиц с черно­белыми и цветными симметричными аморфными изображениями («пятна» Роршаха). Обследуемому предлагается ответить на вопрос о том, что изображено или на что похоже то, что изображено (рис. 17). Отношение к цвету — показатель эмоционального состояния, а степень оригинальности ответов характеризует интеллект.

Рис. 17. Примеры «пятен» Роршаха

Характеристика визуала

От людей с аудиальным, дискретным или кинетическим типом восприятия визуала отличают такие характеристики, как:

  • развитое воображение;
  • развитая зрительная память;
  • высокий уровень развития мелкой моторики;
  • хороший эстетический вкус;
  • общительность, умение устанавливать контакты и поддерживать дружеские отношения с людьми, имеющими другие субъективные каналы восприятия и передачи информации;
  • стремление найти взглядом точку опоры;
  • стремление к систематизации учебного или рабочего материала в схемы, таблицы, графики, презентации;
  • внимательное разглядывание рисунка на полу или на стене, образующегося в результате игры солнечных бликов;
  • предметы окружающей действительности они с упоением «ощупывают» взглядом;
  • мечтательность;
  • яркая жестикуляция во время общения;
  • высокая скорость речи;
  • в межличностном общении старается поддерживать контакт глаз с собеседником;
  • как и аудиалы, визуалисты любят получать комплименты;
  • богатая мимика;
  • аккуратность;
  • любит экспериментировать с собственной внешностью;
  • любовь к порядку и чистоте;
  • знание этикета и умение красиво сервировать стол;
  • перфекционизм в организации пространства.

Общаясь с человеком, визуал старается выдерживать дистанцию. Для него важны личные границы. Кроме того, ему нужно находиться на некотором расстоянии от собеседника, чтобы построить целостный образ партнера по общению.

Виртуозность

Из геометрического набора форм создавались разнообразные комбинации и конструкции, композиция которых, со временем сильно усложнялась.Добавлялись элементы, с тем чтобы более точно передать форму, структуру, настроение изображаемого объекта, а следовательно и смысл, зашифрованный код.

Постепенно авторы символов визуальной коммуникации достигли виртуозности в ее исполнении. Теперь символ стал не упрощенным знаком, а особой формой искусства. Здесь мастерство было первично. От того, насколько умело автор изобразил тот или иной элемент, зависела популярность как элемента, так и автора-исполнителя.

Ценностный ориентир сместился в сторону авторского начала, и каждый из мастеров желал преуспеть в своем деле больше остальных. Появлялось соперничество между творцами, а культурные, религиозные группы и организации нуждались не просто в особых знаках и особом обозначении, а в искусном изображении и исполнении всех содержащихся в них элементах.Но знак как вид не усложнился. Он остался прежним, приняв более художественную форму

(Максимилиан Ленц, «Мир» 1899 г.)

Все изображения созданы человеком. Изображение – есть воссозданное видение. Явление, изъятое из пространства и времени, где оно впервые появилось, и сохраненное на несколько мгновений или на несколько веков. Всякое изображение воплощает в себе некий способ видеть. Даже фотография вопреки распространенному мнению – не является автоматической фиксацией. Перспектива, ракурс, объект фотографии всегда уникален. И хотя всякое изображение воплощает в себе определенный способ видения, наше восприятие и оценка, в свою очередь, зависят от нашего собственного способа видеть [4].

Каждый элемент визуальной коммуникации должен что-то выражать. Это означает, прежде всего, что его содержание должно быть чем-то большим, нежели простым изображением объектов. Подобное определение расширяет понятие «выражение» для любого вида коммуникации. Например, мы обычно говорим, что человек «выражает свое мнение». Однако выразительность знака является более специфическим явлением. Она требует, чтобы связь чувственных данных порождала «восприятие», активное присутствие сил, которые составляют воспринимаемую модель. Но каким образом достигается подобное восприятие?

С позиции ассоциативной психологии Теодор Липпс высказал мысль, что восприятие выразительности подразумевает активность сил. Его теория «вчувствования» была предназначена для того, что бы объяснить, почему мы обнаруживаем признаки выразительности даже в таких неодушевленных предметах, как дворцовые колонны. Смысл теории заключался в следующем: «Когда я смотрю на колонны, то на основании своего прошлого опыта я знаю о присутствии в них механического сжатия и растягивания. Также из прошлого опыта я знаю, что чувствовал бы я сам, если бы находился на месте колонны и если бы физические силы действовали на мое тело извне и внутри его. Я проецирую мои собственные кинестетические ощущения на колонну. Кроме того, ощущения сжатия и растяжения, которые взяты из «кладовой памяти», стремятся вызвать реакцию и в других областях сознания» [3].

Перцептивный вызов

Человек создал и продолжает создавать искусственную среду обитания, проецируя во внешних образах состояния своего внутреннего мира, как эмоционального, так и интеллектуального. Человеческое сознание пользуется декодированием как культурологической основой познания [5]. Однако послание – всегда первично, по свой структуре всякое послание есть текст, а затем образ. Текст преобразуется в образ, а образ всегда текстуален. Происходит визуализация мира, где текст заполняется изображением. Объективно текст не может существовать без визуальной компенсации, но и визуальная структура не существует без текстуальности, иначе она просто бессмысленна.

Современным решением становится новая текстуальность. Это, в первую очередь, текстуальность второго уровня, то есть, текст, включающий в себя визуальную конструкцию (текстуальность первого уровня – текст в чистом виде без отвлекающих визуальных элементов).Стало возможным совместить образ и текст, где одно есть форма, а другое – содержание [10]. Чтобы не потерять цельность культуры, необходимо воспользоваться текстом второго уровня, который ценен еще и тем, что вписывается в современные технологии.

Современный коммуникативный дизайн стремится стать сверхкоммуникативным, активно пользуясь новейшими технологиями. Попытки преодоления одноуровнего текста восходят к идее «визуального текста».Таким образом, текст и визуальное изображение становятся на один равнозначный уровень, переходя тем самым в другую, более сложную систему, где средство есть само содержание.

Статья Философия и психология знака 41-46

  • 43.jpg
  • 44.jpg
  • 45.jpg
  • 46.jpg
  • 41.jpg

Визуальная революция

Социально-культурная среда жизнедеятельности человека с начала XXI века является преимущественно зрительно-ориентированной. В основе современного представления о мире, где зрение играет решающую роль, лежат визуальные образы, определяющие картину реальности. Сами визуальные формы используются и презентуются в современной культуре как соответствующие определенным эмоциям, состояниям, событиям, поведенческим стереотипам, возрастным и социальным особенностям людей.

Современный человек с рождения окружен насыщенной медиа-средой, несущей большую часть информации о мире; благодаря развитию компьютерных технологий мультимедиа и глобальных информационных сетей, также преимущественно визуально ориентированных, появилась уникальная возможность, с одной стороны, общения со всем культурным наследием человечества, а с другой — целенаправленного изменения содержания и структуры человеческого сознания.

Именно визуальная среда создает доминирующий тон мироощущения человека, информационные потоки несут определенное содержание, обладают определенной интенсивностью и темпоритмическими характеристиками. Визуальные коммуникации в современном обществе все больше отходят от роли пассивного посредника, «обрастая» кодами и приобретают ярко выраженный манипулятивный характер.

Российские дизайнеры: Людвиг Быстроновский, Эркен Кагаров, Егор Жгун, Наталья Москалева, Марк Родионов, Сергей Стеблина

С появлением современных технологий, специальных программ, полноценных графических редакторов – возможности человека в создании элементов визуальной коммуникации значительно расширились. Потребность в передачи информации с помощью символов сильно возросла. Теперь потребовались знаки, эмблемы и символы, которые будут понятны всем, коммуникация с которыми будет предельно проста. Современная система символов и обозначений, по своей конструкции еще проще, чем первые наскальные рисунки. С каждым годом идет четкая тенденция упрощения знаков, использование минимального набора графических элементов, освобождения их от «лишних» деталей.

Статья Философия и психология знака 17-18

  • 17.jpg
  • 18.png

Интересно, что вместе с упрощением элементов в его деталях, упрощается и его цветовая гамма. От насыщенных ярких цветов постепенно отказываются, чтобы визуальное общение реципиента с символом сделать максимально спокойным, не раздражающим, не вызывающим дополнительных эмоций.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]