В докапиталистическом обществе люди не имели понятия о том, что такое индивидуализм. Это было одно из тех слов, которые находились под запретом цензуры и религии, все люди подчинялись системе, и мнение какой-то отдельной личности никогда не учитывалось. Выражать свои мысли каждый из людей смог лишь с приходом эпохи Возрождения, когда именно человек стал центром мировоззрения. Тогда люди поняли, что индивидуализм – это путь к самосовершенствованию, возможность существовать независимо, в полной гармонии с самим собой. Сегодня данная философская позиция более чем распространена во всем мире, потому к ее изучению мы приступаем прямо сейчас.
Что этот термин означает?
В «сухом» понимании индивидуализм – это некая форма мировоззрения, которая подчеркивает свободу индивида от общества и от системы, которая дает возможность вывести на первый план личные интересы, и заниматься осуществлением непосредственно своих, а не общественных желаний. Чтобы было понятней, что это собой представляет, рассмотрим основные признаки индивидуализма:
- Главенство личностных целей и желаний. Как правило, таковые идут в разрез с общественными или групповыми. И человек-индивидуалист всегда отдаст предпочтение именно своим собственным потребностям.
- Самостоятельность в действиях и поступках. Даже если человек является неотъемлемой частью коллектива (группа в университете, коллектив сотрудников и т.д.), он вполне может действовать самостоятельно, исходят из собственных убеждений, и при этом вероятность того, что его деятельность будет успешной, очень велика.
Индивидуализм как характеристика западного общества.
Несмотря на длительную пропаганду индивидуалистического образа жизни, его распространение в современном мире отнюдь нельзя назвать доминирующим. Ценности индивидуализма по прежнему господствуют в развитых странах «золотого миллиарда», но гораздо слабее выражены в остальных странах мира, где живет большинство современного человечества.
Культивирование индивидуалистических ценностей происходит в странах Запада при помощи основных институтов социализации – семьи и образования.
Основы индивидуализма закладываются в сознание человека западной культуры, начиная с раннего детства. Само его окружение – малочисленная семья, состоящая из родителей и детей (нуклеарная семья), – не способствует развитию «мы»-мышления. Основная цель воспитания и первичной социализации в такой семье связана прежде всего с тем, чтобы «поставить ребенка на ноги», научить его жить самостоятельно. Как только эта цель достигнута, ожидается, что ребенок покинет семью и начнет жить сам по себе, ведя отдельное хозяйство. При этом контакты с родителями и близкими родственниками могут быть сведены к минимуму или вообще прекратиться.
Воспитывая в детях самостоятельность, родители стран Запада поощряют, чтобы их ребенок учился сам зарабатывать на свои нужды, начиная с самого раннего возраста. Карманные деньги рассматриваются как полная собственность ребенка, которой он волен распоряжаться по своему усмотрению. В дальнейшем эта практика подработки помогает подросткам самостоятельно оплачивать свое обучение в университетах и практически полностью быть независимыми от финансовых возможностей их родителей. В некоторых странах развитию самостоятельности способствуют и меры, принимаемые правительством. Например, в Нидерландах правительство выделяет денежное пособие на каждого студента. Раньше это пособие выдавалось родителям, теперь же оно напрямую выплачивается самим студентам, делая их практически независимыми экономическими субъектами.
На развитие самостоятельности на Западе ориентированы не только отношения в семье, но и вся образовательная система общества. Подрастающее поколение учат самостоятельно, без сторонней помощи справляться с неопределенными, непредвиденными ситуациями. Так как общество не берет на себя заботу о будущем подрастающего поколения, то самое основное, что оно может дать им для выживания, – это умение приспосабливаться, способность завоевывать свое место под солнцем. Для этого молодежи прививаются навыки самостоятельного обучения. Подростку вовсе не обязательно досконально знать, что и как делается в той или иной ситуации, но он должен иметь четкое представление о способах и методах самостоятельного овладения новыми для него направлениями деятельности.
Независимости и самостоятельности способствует в развитых странах Запада беспристрастная система образования. Здесь не играет сколько-нибудь существенной роли социальное происхождение и социальное окружение ученика. Для всех предусмотрены равные права и обязанности. Ориентация на достижение конкретных целей, а не на поддержание долгосрочных отношений, приводит к быстрому формированию и распаду групп, в зависимости от поставленных задач.
Воспитание «я»-мышления приводит к ряду закономерных последствий. Главное из них – это традиция открытого высказывания и защиты своего мнения, каким бы нелицеприятным оно ни было. Столкновение разных мнений и открытая конфронтация рассматриваются в странах Запада как двигатели прогресса, горнило истины и правды. Таким образом, конфликты в жизни общества, порожденные столкновением индивидуальных амбиций, рассматриваются как вполне естественное и неизбежное явление.
Поскольку в индивидуалистическом обществе каждый его член волен придерживаться своих собственных убеждений и иметь свою личную точку зрения, понятно, что такие культуры плюралистичны по определению. Это определяет ту свободу печати и слова, которая царствует в такого рода культурах.
Почему же индивидуалистические ценности преобладают на Западе, но получают слабое развитие на Востоке?
Одна из главных предпосылок развития индивидуализма – это благосостояние общества. Ученые обнаружили прямую зависимость между долей валового национального продукта на душу населения и степенью проявления индивидуализма. Объясняется этот феномен тем, что рост финансового благополучия ведет к социальной и психологической независимости индивида. Поэтому индивидуализм в странах богатого Запада развит сильнее, чем в странах бедного Востока.
Кроме того, увеличение степени индивидуализма связано и с темпами прироста населения. Чем ниже прирост населения, тем чаще возникают малочисленные семьи, в которых складываются благоприятные условия для ориентации ребенка на самого себя. Поскольку на Востоке продолжается демографический взрыв, многочисленность семей препятствует развитию духа индивидуализма.
Индивидуализм напрямую связан с развитием плюрализма, с возможностями выбора. Чем более разнообразна нормативная система общества, тем больше шансов развития и процветания индивидуализма. Такое разнообразие норм наблюдается в многокультурных, космополитических обществах, а также на стыке разных культур. Выбирая, в соответствии с какой системой норм действовать, человек совершает первый шаг к автономии и независимости. Кроме этого, он вынужден проявлять терпимость к тем, кто согласует свои действия с какой-либо другой системой, признавая таким образом право на индивидуальный выбор другой личности. Поэтому демократические традиции Запада гораздо лучше стимулируют развитие индивидуализма, чем авторитарные культуры Востока.
Впрочем, вопрос о том, что является причиной развития индивидуализма, а что его следствием, является очень неоднозначным. В частности, либеральные экономисты полагают, что не богатство ведет к росту индивидуализма, а наоборот, рост ценностей индивидуализма способствует экономическому росту. Именно так, например, Макс Вебер интерпретировал роль протестантизма, наиболее индивидуалистической разновидности религиозного сознания, в генезисе капитализма.
Внутри любого общества к индивидуализму проявляют большую склонность представители высших слоев общества, а также высококвалифицированные профессионалы. Индивидуалисты чаще встречаются среди мигрантов и тех, кто стремится к социальной мобильности.
Несомненно, индивидуализм выглядит очень привлекательно с точки зрения развития уникальных характеристик каждой личности. Кроме этого индивидуализм способствует развитию ответственности и самостоятельности. Но из этого вовсе не следует, что у развития индивидуализма нет никаких негативных сторон. Ничем не ограниченная, эгоистическая свобода выбора приводит к росту таких форм поведения, которые не просто отклоняются от нормы, но являются откровенно вредящими благополучию других людей (алкоголизм, наркомания, преступность). Получая независимость, человек рискует остаться один на один с возникающими проблемами. Свобода индивидуального выбора не каждому оказывается по плечу, что ведет к росту в развитых странах Запада стрессов, психических расстройств, самоубийств.
На чем держится это мировоззрение?
Теперь обратим внимание на то, что из себя представляет главный принцип индивидуализма, без которого это философское течение не могло бы существовать. Итак, индивидуализм основывается на том, что каждый человек может, и более того — должен, жить в полном соответствии со своими желаниями – физическими и ментальными. Каждое его действие должно основываться на его мечте, потребности, страсти и так далее. Это касается как досуга, так и работы. Иными словами, индивидуалист всегда выберет себе профессию, которая будет приносить ему только удовольствие и доход, а не раздражение, он будет с максимальной пользой и отдачей проводить свободное время, все его начинания будут носить несколько эгоистичный характер. Однако есть еще одно очень важное правило – все это не должно мешать проявлению индивидуализма у других, рядом находящихся людей.
Совместное противостояние силам природы
Древние люди, не понимавшие законов устройства окружающего мира и не знавшие более эффективных способов добычи пропитания и постройки жилищ кроме тех, где требовалось участие большого количества человек, соответственно не могли и помыслить о том, чтобы противопоставить свою индивидуальность коллективу.
Отрыв от общества, изгнание из его рядов означали неминуемую гибель. В этом смысле обстоятельства мало изменились и в античности, и даже в период Средневековья. Тем более что в те времена о последних достижениях науки было известно только весьма ограниченному по численности кругу людей.
Идеалы и идолы
На протяжении истории человечества формировались различные ценности индивидуализма, которые прогрессировали и видоизменялись, однако дошли до наших дней. Можно сказать, что по сравнению с обществом 19 столетия, ныне данная система мировоззрения куда более распространена с социальной точки зрения – у людей больше свобод и прав. На основе чего наше общество стало таким, почему мы достигли этой точки развития? Для этого достаточно взглянуть в ретроспективу и обратить внимание на знаменитых предков. В античном мире индивидуалистом был мифический Ахилл из Илиады. Несмотря на то что воевал он за державу, он имел на все свое собственное суждение и действовал так, как считал нужным. В эпоху Средних веков индивидуалистов именовали бунтарями и считали главной опасностью общества – достаточно вспомнить Жанну Д’Арк. Начиная с эпохи Возрождения мы видим, что индивидуализм – это в основном литература. Даниэль Дефо, Джек Лондон, Достоевский, все поэты Серебряного века и многие другие. Главной ценностью в жизни вышеупомянутых персон была возможность самостоятельно принимать решения и делать свою жизнь отличной от других.
Роль личности в истории
Эти идеи со временем сформировались в учение, которое получило название методологического индивидуализма.
Его последователи считали, что роль различных человеческих сообществ в мировой истории сильно преувеличена.
Группы людей не стоит рассматривать, следуя тем же принципам, что используются при изучении отдельных личностей. В конечном счете, общество есть не что иное как совокупность людей. Поэтому, исследуя различные исторические события, нужно опираться не на психологию масс, а на сведения об отдельных характерах и судьбах. Изложение идеи индивидуализма такого вида в крайней форме его проявления может выглядеть следующим образом.
Все исторические события, такие как войны, революции, переселения народов — это идеи отдельных людей, которые затем были подхвачены массами.
Культурный аспект
Весьма важную роль сама по себе играет культура индивидуализма, которая, собственно, и поддерживает на плаву это мировоззрение. Благодаря тому что с веками наше общество становится похожим не на стадо, управляемое одним пастухом, оно совершенствуется.
Это проявляется как в быту (улучшение жилищных условий, изобретения в области техники), так и в традициях (к примеру, современный человек не будет поднят на смех потому, что не отпраздновал день весеннего равноденствия, или его входную дверь не обмажут дегтем, если он изменил своей жене). Развитие культуры индивидуализма дает возможность «пробиваться» многим художникам и писателям. Наше культурное общество начинает складываться из полноценных мыслящих индивидов, которые могут найти компромисс друг с другом, не оставляя своих личных принципов.
Типы личности с мировоззрением индивидуала
Общая направленность философии выражена в эпитетах «инакомыслящий, нонконформист, независимый, оригинал, вольнодумец». В Германии 19 века индивидуализм тесно связан с устремлениями романтизма, в Англии — с утилитаризмом и экономикой, а в Америке — с основными политическими и социальными ценностями демократии и капитализма.
Для многих индийских школ, и особенно для буддистов и джайнистов, духовное очищение и возможный союз с Абсолютом зависят исключительно от личных усилий человека.
В Китае конфуцианство утверждает, что хотя люди рождаются с равными способностями, только некоторые достигают высокого положения, потому что моральные качества человека зависят от практики и образования.
Фото: fortnightly.com
Согласно сократовскому «познай самого себя», добродетель и другие формы знания не могут преподаваться или передаваться напрямую от одного человека другому. Скорее, каждый человек должен самостоятельно узнать, что является правдой для него самого.
Христианство внесло доктрины о свободе воли и личном спасении, которые добавили новое измерение человеческой индивидуальности.
Мусульманское учение утверждало, что ответственность за грех несет не Бог, а человек. Точно так же в Коране даётся идея личного спасения, которая гораздо более жизненная и плотская, чем христианская.
В современном обществе характеристики термина часто связаны с мужчинами и городским образом жизни.
Обобщенные географические кластеры индивидуализма можно найти в англоязычных странах, германской Европе и северной Европе. Регионы для коллективизма расположены в арабских странах, Латинской Америке, конфуцианской Азии, Южной Азии и странах Африки к югу от Сахары.
Био
Джошуа Розенталь, основатель Института интегративного питания, ныне крупнейшей школы питания в мире, предложил термин «биоиндивидуальность» несколько лет назад. Говоря простыми словами, всё сводится к тому, что мы все уникальны и неповторимы. В жизни не существует «одной мерки для всех» только потому, что мы все особенные. У всех нас есть свои симпатии, антипатии, любовь, аллергия, болезни, и предпочтения. Вспомним о составе тела, диетических потребностях, психических особенностях, страстях и прочем.
Фото: twitter.com
Применительно к образу жизни популярны 3 принципа биоиндивидуальности для здорового питания:
- Ни одна диета или образ жизни не работают для всех одинаково эффективно.
- Потребности меняются со временем.
- Пища одного человека — яд для другого.
Не всем полезно вегетарианство. Если вы легко обходитесь без мяса, не пытайтесь настойчиво обращать в свою веру окружающих: что русскому хорошо, то немцу смерть.
В биологии целостный организм рассматривается как единица естественного отбора. При рассмотрении эволюционных процессов, единицами также считаются отдельные группы генов или колонии существ.
Декаденты
В конце 19 века декаданс появился в Западной Европе, как художественное и литературное движение, которое следовало эстетической идеологии избытка и искусственности.
Направление характеризовалось отвращением к себе, болезненным восприятием действительности, общим скептицизмом, воспеванием извращений. Для него характерен грубый юмор и вера в превосходство творчества над логикой.
Фото: pinterest.ru
Декадентское движение достигло России главным образом благодаря воздействию произведений Шарля Бодлера и Поля Верлена. Самым ранним русским приверженцам не хватало идеологии. Они сосредоточились на таких темах, как подрыв морали, пренебрежение личным здоровьем, жизнь в богохульстве и чувственном удовольствии. Основой творческого индивидуализма русских писателей стали болезненные аспекты упадка и увлечения смертью.
Дмитрий Мережковский, как полагают, был первым, кто явно продвигал российский декаданс. Первыми русскими писателями этой формации стали Константин Бальмонт, Федор Сологуб, Валерий Брюсов и Зинаида Гиппиус.
По мере развития русского течения, уже без подражания Бодлеру и Верлену, большинство из этих авторов приблизились к символизму.
Ряд художников придерживался подхода позднего декадентского движения в стиле Баджу к сексуальности как акту удовольствия, заключая его в контекст материальной роскоши. Они также сознательно шокировали общество. Среди скандалистов были Константин Сомов, Николай Калмаков и Николай Феофилактов.
Анархисты
Философский анархизм — это школа, которая утверждает, что государству не хватает моральной легитимности. В отличие от революционного анархизма, теория предполагает не насильственную революцию, а мирную эволюцию. Не призывая к уничтожению аппарата, его сторонники считают, что не обязаны подчиняться государству.
Фото: mdig.com.br
Это мировоззрение является частью яркого индивидуалистического анархизма.
Декадент, аристократ, писатель Оскар Уайльд, анархист по убеждению, в знаменитой статье «Человеческая душа при социализме» заявил, что «Искусство есть индивидуализм, а индивидуализм есть тревожная и дезинтегрирующая сила. В этом его огромная ценность. Он стремится разрушить монотонность, рабство обычая, тиранию привычки и снижение человека до уровня машины”.
Таким образом, слово индивидуализм использовалось, чтобы обозначить личность с сильной тягой к самовыражению и экспериментам в отличие от традиционных стереотипов поведения.
В сравнении с противоположным термином
Для контраста попробуем сравнить коллективизм и индивидуализм и определить, почему каким-то людям свойственно одно, а другим – другое. Коллективизм – это склонность личности функционировать и мыслить в большом обществе. Как правило, в таких случаях люди зависят друг от друга или же от главы такой группы. Самый первый коллектив, в который попадает человек – это семья. Если она большая (много детей, или бабушки, дедушки, тети, дяди), то ребенок растет именно с коллективным мировоззрением. В будущем для него важно мнение окружающих, он стремится устроиться на работу в компанию с большим штатом сотрудников, ищет много друзей. Если же ребенок в семье один, в нем развивается индивидуалистическое мировоззрение, о котором мы говорили выше.
Эмпирические исследования индивидуализма в современном мире.
Во второй половине 20 в. понятие «индивидуализм» приобретает все большее значение в социальной психологии. Не отвергая мнения, что традиционная культура изначально более склонна к коллективизму, чем культура развитых обществ, ученые обратили свой взгляд на распространение ценностей индивидуализма в современном мире. Эмпирические исследования постепенно сформировали убеждение, что чистый индивидуализм и чистый коллективизм встречаются довольно редко. В сознании обычных людей обычно наблюдается определенный синтез ценностей и индивидуализма, и коллективизма.
Американским социальным психологом Г.Триандисом предложен специальный термин, идиоцентрик, обозначающий людей с индивидуалистическим мировоззрением, для которых на первом месте стоят собственные убеждения, чувства и эмоции в противовес взаимоотношениям с другими людьми. Однако в ситуации опасности даже у идиоцентриков активизируются коллективистские предпочтения. В целом же идиоцентрики ориентируются на ценности, связанные с личными удовольствиями, приветствуют стимуляцию и саморегуляцию поведения. Они ориентированы на постоянное самосовершенствование и не склонны к скромности. Индивидуалисты показывают более высокие результаты, работая самостоятельно и стремясь повысить свои личные результаты. В конфликтной ситуации они стремятся изменить ситуацию, а не себя. В отношениях с другими людьми идиоцентрики-индивидуалисты стремятся к недолговечным отношениям, не носящим глубокого характера.
Современные ученые исходят из единства индивидуализма и коллективизма на уровне не только индивидуального, но и коллективного сознания. В каждой культуре есть как черты одного, так и свойства другого. Другое дело, что их соотношение существенно различается от одной страны к другой.
Качественные исследования сформировали убеждение, что в западном мире, как правило, превалируют индивидуалистические характеристики, в то время как в странах Востока – коллективистские. Чтобы сделать следующий шаг вперед и говорить об этом различии с фактами в руках, стало необходимо количественное сравнение культур по этому параметру. Эта задача была реализована в этнометрических исследованиях, посвященных количественной оценке основных характеристик ментальности разных наций.
Таблица 1. ХАРАКТЕРИСТИКИ КУЛЬТУРЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СООТНОШЕНИЯ ИНДИВИДУАЛИЗМА И КОЛЛЕКТИВИЗМА (По Г.Хофстеду) | ||
Показатели | Индивидуализм | Коллективизм |
Самоидентифи-кация | Осознание себя как «Я», идентификация основана на подчеркивании своей индивидуальности | Осознание себя как «Мы», идентификация основана на социальных сетях, к которым принадлежит человек |
Субъекты деятельности | Обязанности возлагаются на отдельных индивидов | Обязанности возлагаются на группу в целом |
Правосознание | Права и законы одинаковы для всех | Права и законы зависят от принадлежности к группе |
Моральные ограничители | Страх потери самоуважения, чувство вины | Страх потери «лица», чувство стыда |
Роль государства | Ограниченная роль государства в экономической системе | Главенствующая роль государства в экономической системе |
Цели | Главная цель – самовыражение каждого субъекта в обществе | Главная цель – поддержание гармонии и согласия в общества |
Отношения работодатель-работник | Отношения «работодатель – работник» строятся по типу семейных связей | Отношения «работодатель – работник» строятся строго на контрактной основе |
Составлено по: https://www.afs.org/efil/old-activities/surveyjan98.htm; Hofstede G. Cultures and Organizations (Software of the Mind). Harper Collins Publishers, 1994. |
Наиболее крупное и широкомасштабное измерение культурологических индикаторов, в том числе и индивидуализма как одного из важнейших, было проведено нидерландским социальным психологом Гертом Хофстедом (Culture`s Consequences: International Differences in Work-Related Values, 1980). Первые анкетные опросы Хофстеда относятся к 1967–1973, когда он изучал работников транснациональной корпорации IBM, имеющей свои филиалы в десятках стран мира. Позже в измерение сравнительных культурологических индикаторов по хофстедовой методике включились обществоведы многих стран мира, включая и Россию. Плодом коллективных научных разработок стала методика Модуль исследования ценностей 1994 (Value Survey Module 1994 – VSM 94), по которой в наши дни чаще всего и высчитывается показатель индивидуализма для людей разных стран современного мира.
Индивидуализм в концепции Хофстеда трактуется как показатель того, предпочитают ли люди заботиться только о себе и собственных семьях, либо имеют склонность объединяться в некие группы, которые несут ответственность за человека в обмен на его подчинение групповым ценностям (Табл. 1). В результате анкетирования респондентов каждая из исследованных стран получила оценки степени доминирования ценностей индивдуализма, которые варьируются в интервале от 0 до 100.
Использование хофстедовой методики для оценки приверженцев граждан разных стран ценностям индивидуализма в общем подтвердило мнение о противоположности «индивидуалистического» Запада «коллективистскому» Востоку. Действительно, индексы индивидуализма наиболее высоки для стран Западной Европы (особенно для стран англо-саксонской цивилизации – США, Великобритания) и наиболее низки для стран Азии, Африки и Латинской Америки (см. рис. 1). Интересно отметить, что более развитые страны Востока (Япония, новые индустриальные страны) демонстрируют в целом и более высокий, в сравнении с другими не-западными странами, уровень индивидуализма. Таким образом, противоположность культур «коллективистского» Востока и «индивидуалистического» Запада трансформируется (но не уничтожается!) под влиянием различий между богатым Севером и бедным Югом.
Исследование Хофстеда послужило стимулом для многих других ученых, которые предлагали собственные культурологические индикаторы и методики их оценок. Хотя набор культурных показателей сильно варьировался, но дихотомия «индивидуализм – коллективизм» использовалась практически всеми учеными. Разница между исследованиями заключалась в содержательном наполнении понятия «индивидуализм» и в методике измерения степени предпочтения индивидуалистических ценностей.
Например, нидерландским социальным психологом Фонсом Тромпенаарсом используется дилемма «Индивидуализм vs. коммунитарность». Согласно его подходу, в обществах с высоким показателем индивидуализма интересы личности (личные счастье, достижения и благосостояние) ставятся выше интересов группы. В любой ситуации человек сначала будет заботиться о своих личных интересах и о благополучии своей собственной семьи. При доминировании индивидуализма само общество оценивается с точки зрения того, как оно обслуживает индивидуальные интересы ее членов. При преобладании коммунитарности интересы группы, наоборот, превалируют над индивидуальными интересами. Отдельные члены общества несут ответственность за то, чтобы их действия шли на пользу всему обществу. Здесь оценке подвергается не общество, а человек, значимость которого зависит от того, как он обслуживает интересы сообщества.
Чтобы оценить степень приверженности индивидуалистическим ценностям людей из разных стран, Тромпенаарс предлагал участникам социологических опросов выбрать из двух антагонистических высказываний то, которое им кажется наиболее справедливым: либо «если вы имеете так много свободы, насколько это возможно, и максимальные возможности развивать себя, то в результате качество жизни улучшится»; либо «если индивидуум непрерывно проявляет заботу о своих товарищах, то качество жизни улучшится для каждого, даже если это затруднит проявления индивидуальной свободы и индивидуального развития». Критерием степени развития индивидуалистических ценностей Тромпенаарс считал процент тех, кто выбирал первую дилемму. Полученные им результаты (Табл. 2) оказались во многом близки к хофстедовым: среди стран с высоким предпочтением индивидуальной независимости (где более 50% выбирали первый вариант предложенной дилеммы) абсолютно преобладают европейские страны (единственные исключения – Нигерия и Венесуэла), а среди стран с низким предпочтением – страны Востока (единственное исключение – Франция).
Таблица 2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ В РАЗНЫХ СТРАНАХ ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ (по Ф. Тромпенаарсу) | |
Страны | % респондентов, выбравших индивидуальную независимость |
Израиль | 89 |
Нигерия | 74 |
Канада | 71 |
США | 69 |
Чехия | 68 |
Дания | 68 |
Швейцария | 66 |
Нидерланды | 65 |
Финляндия | 64 |
Австрия | 62 |
Испания | 62 |
Великобритания | 61 |
Швеция | 60 |
Россия | 60 |
Болгария | 59 |
Венгрия | 56 |
Венесуэла | 53 |
Германия | 52 |
Италия | 51 |
Южная Корея | 43 |
Сингапур | 42 |
Индия | 41 |
Китай | 41 |
Франция | 40 |
Филиппины | 40 |
Бразилия | 40 |
Япония | 38 |
Индонезия | 37 |
Мексика | 32 |
Египет | 30 |
Составлено по: Trompenaars F. Resolving International Conflict: Culture and Business Strategy // London Business School. 1996. Vol. 7 (3); Trompenaars F., Hampden-Turner Ch. When Two Worlds Collide // Intercultural Management Consulting, 2000. |
У израильского социального психолога Шолома Шварца для характеристики взаимодействия личности и группы используется сложный показатель, который называется «включенность (embeddedness) vs. автономия (autonomy)».
Под включенностью Шварцем подразумеваются сплоченные, гармоничные отношения, когда жизненные пути отдельных людей неотделимы от жизненного пути группы. В культурах с высокой степенью включенности индивида в группы человек связывает смысл своей жизни именно с социальными взаимоотношениями и идентификацией с группой. В таких культурах подчеркивается статус-кво, приличия, ограничение действий и склонностей, которые могли бы нарушить солидарность или традиционный порядок. Это напрямую связано с такими ценностями как социальный порядок, уважением к традициям, безопасность семьи и мудрость. Антитезой «включенности» является «автономия». Она характерна для обществ, в которых индивид рассматривается как вполне автономное существо, имеющее полное право преследовать свои собственные цели и подчеркивать свою уникальность, свой внутренний мир (предпочтения, чувства, мотивы). Шварц выделял два типа автономии: интеллектуальная автономия – это следование своим собственным идеям (независимость мышления), эмоциональная автономия – следование своим собственным чувственным желаниям. По существу, им рассматривались разные аспекты индивидуалистического поведения – стремление самостоятельно мыслить и стремление к личному удовольствию.
Построенная Шварцем картина распределения стран мира по степени выраженности в них принципов включенности и автономии (Рис. 2) также оказалась близка к результатам Хофстеда: высокая автономия (левая часть схемы) типична для стран западноевропейской цивилизации, высокая включенность (правая часть) – для иных стран.
Легко заметить, что этнометрические исследования социальных психологов во многих деталях различаются. Например – разброс мнений по поводу японской культуры: по Хофстеду, японцы находятся примерно посередине шкалы «индивидуализм – коллективизм»; по Тромпенаарсу они отличаются очень слабой приверженностью индивидуализму; согласно же Шварцу, их приверженность принципам автономии даже выше, чем у американцев. Однако в целом все исследования подтверждают качественные различия между индивидуалистическим Западом и коллективистским Востоком. «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места им не сойти…» (Р.Киплинг.) Впрочем, развитие мирового хозяйства и относительное сближение национальных экономических моделей все же создают условия для некоторого сглаживания этих контрастов.
Методологический индивидуализм
Данным термином именуется теоретическая позиция. Предполагается, что для адекватной социологической оценки того или иного явления или объекта необходимо обращаться к индивиду, то есть к человеку. Тут имеется в виду именно человеческий фактор, непостоянность и нестандартность. Иными словами, если в былые века над заключенными вершили суд исходя из писаных законов, порой очень жестоких, без прав на амнистию, то сегодня любое преступление рассматривают сквозь различные призмы, находя при этом разумный и гуманный компромисс. Принцип методологического индивидуализма заключается в том, что обращение к некому «гуманному разуму» (не суть важно, живой это человек, у которого просят совета, или же некое божество) может осуществляться как простым гражданином мира, так и представителем государственной власти. Каждый из них должен искать наиболее разумное решение любого вопроса, взвешивая при этом все обстоятельства.
Предпосылки и возникновение индивидуализма
Уже во времена Сократа, высказывались мысли относительно понимания и необходимости определения, кто такой индивид. Чуть позже, в эпоху эллинизма, индивидуалистические взгляды получают большее распространение. Представители школы стоицизма считали благом для человека жизнь в согласии с природой, соблюдение ее законов. О ценности групп или общин не упоминалось. Период Средневековья провозглашал индивидуальность личности, но только в ее отношении к божественному: каждый равен перед Богом, каждый несет в себе часть божественной власти. Преданность высшей силе не поддавалась сомнению, хотя тот же кальвинизм возлагал на самого человека всю ответственность за деятельность и сделанный выбор.
Личные накопления, формирование предпринимательства во времена господства капиталистических взаимоотношений являлись материальным воплощением принципов индивидуализма. Поощрялось стремление к увеличению собственного благосостояния, которое непосредственно связывалось с развитием всего общества. Частные интересы ставились даже выше государственных. Учения Нового времени начинают обращаться к глубинным темам – индивидуальному сознанию и самопознанию. Декарт Р., Спиноза Б. и другие отводят большую роль способности к рефлексии. Формирующаяся теория права утверждает, в дополнение к сказанному, автономию личности и умение выдвигать суждения.
Возникновение индивидуализма и соответствующей терминологии относят к – 18-19 векам. А. де Токвиль был убежден в позитивной силе этого нового феномена и говорил, что именно оно поможет человеку стать активнее, целеустремленнее и обособиться от остальной массы и ее влияния. Для индивида становится важным понимание себя и своей природы, становление и позиционирование внутреннего Я, ориентир на личные нормы, а не принятие навязанных стандартов.
Другая точка зрения
В противовес этой теории существует и другая, которая в разное время высказывалась сторонниками таких учений, как холизм и историзм. Эти мыслители утверждали, что отдельная личность не может играть какой-либо значительной роли в масштабе мировой цивилизации.
Все процессы, происходящие в сфере политики и экономики, как правило, протекают по одним и тем же сценариям. То же самое можно сказать и про судьбы отдельных народов и государств. Каждая из таких общественных формаций проходит стадии зарождения, развития, расцвета, угасания и смерти. По подсчетам некоторых историков, большинство крупных высокоразвитых цивилизаций существует около 2000 лет. Есть и некоторые исключения (Индия, Китай), но они, как принято считать, только подтверждают правило.