Этот блок включает в себя ряд психических расстройств, сгруппированных вместе в связи с наличием явных этиологических факторов,а именно причиной этих расстройств явились болезни головного мозга, травма головного мозга или инсульт, ведущие к церебральной дисфункции. Дисфункция может быть первичной (как при болезнях, травмах головного мозга и инсультах, непосредственно или избирательно поражающих головной мозг) и вторичной (как при системных заболеваниях или нарушениях, когда головной мозг вовлекается в патологический процесс наряду с другими органами и системами)
Деменция [слабоумие] (F00-F03) — синдром, обусловленный поражением головного мозга (обычно хронического или прогрессирующего характера), при котором нарушаются многие высшие корковые функции, включая память, мышление, ориентацию, понимание, счет, способность к обучению, речь и суждения. Сознание не затемнено. Снижение познавательной функции обычно сопровождается, а иногда предваряется ухудшением контроля над эмоциями, социальным поведением или мотивацией. Этот синдром отмечается при болезни Альцгеймера, при цереброваскулярных болезнях и при других состояниях, первично или вторично поражающих головной мозг.
При необходимости идентифицировать первоначальное заболевание используют дополнительный код.
Деменция.
G1. Требуется наличие обоих признаков:
Психология bookap
1) Ухудшение памяти, наиболее заметное в области усвоения новой информации, хотя в более тяжелых случаях может нарушаться и воспроизведение ранее усвоенной информации. Расстройство касается как вербального, так и невербального материала. Снижение памяти должно подтверждаться объективно надежным анамнезом от информанта и, по возможности, дополняться данными нейропсихологического тестирования или количественной оценки когнитивных способностей. Уровни выраженности ухудшения памяти следует оценивать следующим образом (пороговое диагностическое значение имеет легкое нарушение памяти):
Легкое расстройство памяти. Повседневная деятельность затруднена, хотя все же возможно независимое проживание. Нарушено главным образом усвоение нового, материала. Например, могут отмечаться трудности в повседневной жизни в фиксации, хранении и воспроизведении, касающиеся местонахождения бытовых предметов, социальных договоренностей или информации, полученной от родственников.
Умеренное расстройство. Нарушение памяти представляет собой серьезное препятствие для повседневной жизни. Удерживается только очень хорошо усвоенный или очень знакомый материал. Новая информация удерживается лишь случайно или на очень короткое время. Больной не в состоянии вспомнить основные сведения о том, где он живет, что он недавно делал или как зовут его знакомых.
Психология bookap
Тяжелое расстройство. Эта степень нарушения памяти характеризуется полной неспособностью усвоенной информации. Больной не в состоянии узнать даже близких родственников.
2) Снижение других когнитивных способностей характеризуется ослаблением критики и мышления, например в планировании и организации, а также ухудшением общей обработки информации.
Подтверждение этому должно основываться, если возможно, на данных объективного анамнеза и по возможности дополняться нейропсихологическими тестами или количественными объективными оценками. Должно устанавливаться ухудшение по сравнению с предыдущим более высоким уровнем продуктивности. Степень снижения должна оцениваться следующим образом (пороговое диагностическое значение имеет легкое нарушение):
Психология bookap
Легкое нарушение. Снижение когнитивных способностей вызывает нарушение продуктивности в повседневной жизни, не обуславливая однако зависимости больного от других. Невозможны более сложные повседневные задачи и формы досуга.
Умеренное нарушение. Снижение интеллектуальных способностей делает невозможным функционирование в повседневной жизни без посторонней помощи, включая покупки в магазинах и обращение с деньгами. В пределах дома может выполняться лишь простая работа. Интересы очень ограничены и поддерживаются плохо.
Тяжелое нарушение. Ухудшение характеризуется отсутствием или фактическим отсутствием разумного мышления.
Психология bookap
Общая тяжесть деменции лучше всего определяется уровнем нарушения памяти ИЛИ интеллекта, в зависимости от того, что более выражено (например, при легком расстройстве памяти и умеренном интеллектуальном нарушении деменция оценивается как деменция умеренной тяжести).
G2. Отсутствие помрачения сознания (как в критерии А в F05) на протяжении периода времени, достаточного для отчетливого выявления
G1. Если на фоне деменции имеют место эпизоды делирия, то диагноз деменции следует отвергнуть.
Психология bookap
G3. Снижение эмоционального контроля или мотивации,или изменение социального поведения.проявляющееся минимум одним из следующих признаков:
1) эмоциональная лабильность
2) раздражительность
Психология bookap
3) апатия
4) огрубение социального поведения
G4. Для достоверного клинического диагноза G1 должно наблюдаться отчетливо на протяжении не менее 6 месяцев; если период с начала манифестации короче, то диагноз может быть лишь предположительным.
Психология bookap
Примечание:
Диагноз подтверждается также данными о поражении других высших корковых функций, например, афазией, апраксией, агнозией.
Оценка независимости проживания или развития зависимости (от других лиц) должна учитывать культуральные особенности. Для указания на наличие дополнительных симптомов можно
Психология bookap
Деменция определяется здесь с минимальной продолжительностью в 6 месяцев для дифференциации от обратимых состояний с идентичными поведенческими синдромами, такими как травматическое субдуральное кровоизлияние (S06.5), гидроцефалия с нормальным внутричерепным давлением (G91.2) и диффузная или очаговая травма мозга (S06.2 и S06.3).
Для указания на наличие дополнительных симптомов в категориях F00-F03 (F00 деменция при болезни Альцгеймера; F01- сосудистая деменция; F02- деменция при болезнях, классифицированных в других разделах и F03.- неуточненная деменция) можно использовать пятый знак:
.x0 без дополнительной симптоматики
Психология bookap
.x1 с другой симптоматикой, преимущественно бредовой
.x2 с другой симптоматикой, преимущественно депрессивной
.x4 с другой смешанной симптоматикой
Психология bookap
Шестой знак может использоваться для указания тяжести деменции:
.хх0 легкая
.хх1 умеренной тяжести
Психология bookap
.xх2 тяжелая
Как отмечено выше, общая тяжесть деменции зависит от уровня нарушения памяти или когнитивных функций в зависимости от того, что более выражено.
F00 Деменция при болезни Альцгеймера.
А. Должны выполняться общие критерии деменции G1-G4.
Психология bookap
Б. Отсутствие данных физического или специального обследования или данных из анамнеза о другой возможной причине деменции (например, о цереброваскулярном заболевании, заболевании, обусловленном БИЧ, болезни Паркинсона, болезни Гентингтона, гидроцефалии с нормальным внутричерепным давлением), системном заболевании (например, гипотиреоидизме, дефиците витамина В 12 или фолиевой кислоты, гиперкальциемии) или о злоупотреблении алкоголем или наркотиками.
Примечание:
Диагноз подтверждается постмортальными данными о нейрофибриллярных узелках и невритических бляшках в количестве, превышающем наблюдаемое при нормальном старении мозга.
Психология bookap
Следующие признаки подтверждают диагноз, но не являются необходимыми элементами: вовлечение корковых функций, о чем свидетельствуют афазия, апраксия или агнозия; снижение мотивации и влечений, приводящее к апатии и аспонтанности; раздражительность и расторможенность в социальном поведении; данные специального обследования о наличии церебральной атрофии, особенно если она нарастает со временем. В тяжелых случаях могут наблюдаться паркинсоноподобные экстрапирамидные явления, логоклония и эпилептические припадки.
Уточнение признаков для возможной типологии
В связи с возможностью существования подтипов рекомендуются следующие признаки как основа для последующего подразделения:
Психология bookap
Возраст начала, степень прогредиентности, тип .клинической симптоматики, особенно относительная выраженность (или отсутствие) симптомов поражения височной, теменной или лобной доли, нейропатологические или нейрохимические аномалии и их тип.
Подразделение БА на подтипы в настоящее время может быть выполнено двояко: во-первых, учитывая только возраст начала и обозначая БА как раннюю (пресенильную) или позднюю (сенильную) с разделительным возрастом примерно 65 лет, и, во-вторых, оценивая соответствие конкретного случая одному из двух предполагаемых синдромальных типов с ранним или поздним началом.
Следует отметить, что вряд ли существует отчетливое различие между типами с ранним и поздним началом. Тип с ранним началом может наблюдаться и в более позднем возрасте, а тип с поздним началом иногда развивается и в возрасте до 65 лет. Для дифференциации F00.0 и F00.1 могут использоваться следующие критерии, но надо помнить, что статус такого подразделения все еще дискутабелен.
F00.0 Деменция при болезни Альцгеймера с ранним началом.
1. Необходимы общие критерии деменции при болезни Альцгеймера (F00) и возраст начала до 65 лет.
Психология bookap
2. Дополнительно необходимо минимум одно из следующих требований:
а) данные об относительно быстром начале и прогрессировании;
б) в дополнение к нарушению памяти должны отмечаться афазия (амнестическая или сенсорная), аграфия, алексия, акалькулия или апраксия (вовлечение височной, теменной и (или) лобной долей).
F00.1 Деменция при болезни Альцгеймера с поздним началом.
1. Необходимы общие критерии деменции при болезни Альцгеймера ( 00) и возраст начала 65 лет или старше
Психология bookap
2. Дополнительно необходимо минимум одно из следующих требований
a) сведения об очень медленном и постепенном начале и прогрессировании (степень прогрессирования может быть определена лишь ретроспективно спустя 3 года или более)
б) преобладание расстройства памяти G1.1 над интеллектуальными нарушениями G1.2 (см. общие критерии деменции).
F00.9 Деменция при болезни Альцгеймера, атипичная или смешанного типа.
Этот термин и код используются для деменции, которые отличаются важными атипичными признаками или отвечают критериям одновременно типов с ранним и поздним началом болезни Альцгеймера. Сюда включаются также случаи сочетания альцгеймеровской и сосудистой деменции.
F00.9 Деменция при болезни Альцгеймера, неуточненная.
F01 Сосудистая деменция.
G1. Должны выполняться общие критерии деменции (G1- G4).
Психология bookap
G2. Неравномерность поражения высших корковых функций, когда некоторые из них нарушены, а другие относительно сохранены. Таким образом память может обнаруживать вполне выраженное расстройство, тогда как мышление и обработка информации могут обнаруживать лишь легкое снижение.
G3. Клинические данные о наличии очагового поражения мозга, на что указывает минимум один из следующих признаков:
1) унилатеральная спастическая слабость в конечностях;
Психология bookap
2) унилатеральное повышение сухожильных рефлексов;
3) разгибательный подошвенный рефлекс;
4) псевдобульбарный паралич.
Психология bookap
G4. Данные анамнеза, обследования или тестирования о серьезном цереброваскулярном заболевании, которое обоснованно могло бы считаться этиологически связанным с деменцией (паралич в анамнезе, признаки инсульта мозга).
Для выделения подтипов сосудистой деменции могут использоваться следующие критерии (но надо иметь в виду, что целесообразность такого подразделения может быть принята не всеми).
F01.0 Сосудистая деменция с острым началом.
А. Должны выявляться общие критерии сосудистой деменции (F01)
Б. Деменция развивается быстро (т. е. обычно в течение одного месяца, но не более 3 месяцев) после серии инсультов или (редко) после одного массивного кровоизлияния.
F01.1 Мультиинфарктная деменция.
А. Должны выявляться общие критерии сосудистой деменции (F01).
Психология bookap
Б. Начало деменции постепенное (т. е. в течение 3-6 месяцев) после ряда малых ишемических эпизодов.
Примечание:
Считается, что в паренхиме мозга происходит аккумуляция инфарктов. Между ишемическими эпизодами могут быть периоды фактического клинического улучшения.
F01.2 Подкорковая сосудистая деменция.
А. Должны выявляться общие критерии сосудистой деменции (F01).
Психология bookap
Б. Гипертензия в анамнезе.
В. Данные клинического обследования и специальных исследований указывают на сосудистое заболевание глубоко в белом веществе полушарий мозга с сохранностью его коры.
F01.3 Смешанная корковая и подкорковая сосудистая деменция.
Смешение корковых и подкорковых компонентов сосудистой деменции может предполагаться на основании клинической картины, результатов обследования (включая аутопсию) или того и другого.
F01.8 Другая сосудистая деменция.
F01.9 Сосудистая деменция, неуточненная.
Формы умственной отсталости
В настоящее время насчитывается несколько сотен форм умственного недоразвития. Подробнее на описании части таких форм остановимся в главе об олигофрении. Здесь приведём только самые общие сведения о группах, в которые могут быть объединены отдельные формы олигофрении.
- Генетически обусловленные формы олигофрении (хромосомные аберрации, генные дефекты).
- Смешанные эндогенно-органические формы олигофрении.
- Формы олигофрении, обусловленные влиянием пренатальных факторов (бластопатии, эмбриопатии, фетопатии).
- Формы олигофрении, связанные с перинатальной патологией (гемолитическая болезнь новорождённых, асфиксия при рождении, механическая травма в родах).
- Формы олигофрении, обусловленные ранними постнатальными экзогенно-органическими поражениями головного мозга.
- Олигофрения в связи с гидроцефалией.
- Социокультурально обусловленные формы олигофрении.
К содержанию
F05 Делирий, не обусловленный алкоголем и другими психоактивными веществами.
А. Расстройство сознания, т. е. снижение ясности осознавания окружающего с уменьшением способности направлять, концентрировать, поддерживать или переводить внимание.
Психология bookap
Б. Нарушение когинитивной деятельности, проявляющееся обеими признаками:
1) нарушение непоредственного воспроизведения и памяти на недавние событи с относительно сохранной памятью на отделенные события
2) дезориентировка во времени, в месте или собстенной личности
Психология bookap
В. Минимум одно из следующих психомоторных расстройств:
1) быстрые непредсказуемые переходы от гиперактивности к гипоактивности
2) замедление реакций;
Психология bookap
3) ускорение или заторможенность речи;
4) повышенный рефлекс четверохолмия.
Г. Расстройство цикла сон-бодрствование, определяемое минимум по одному из следующих признаков:
Психология bookap
1) бессонница, которая в тяжелых случаях заключается в полной потере сна, с наличием или отсутствием сонливости в дневное время или инверсия цикла сон-бодрствование;
2) утяжеление симптоматики в ночное время;
3) беспокойные сны и кошмары, которые после пробуждения могут продолжаться в форме галлюцинаций и иллюзий.
Психология bookap
Д. Быстрое развитие и суточные колебания симптоматики.
Е. Объективные данные физического и неврологического обследования и лабораторных тестов (например, аномальная энцефалограмма, показывающая характерное, но не обязательное замедление основной активности) и (или) анамнестические сведения о лежащем в основе расстройства церебральном или системном заболевании (кроме обусловленного психоактивными веществами), которое обоснованно могло бы считаться причиной клинического синдрома, описанного в А-Г.
Примечание:
Психология bookap
Эмоциональные расстройства, такие как депрессия, тревога или страх, раздражительность, эйфория, апатия или удивленная растерянность, нарушения восприятия (иллюзии или галлюцинации, часто зрительные) и транзиторные бредовые расстройства типичны, но они не являются специфическим подтверждением диагноза.
Для указания на возникновение делирия на фоне деменции можно использовать четвертый знак:
F05.0 Делирий, не возникающий на фоне деменции. F05.1 Делирий, возникший на фоне деменции. F05.8 Другой делирий. F05.9 Делирий неуточненный.
Социальная адаптация
Разделение детей на «особых» и «нормальных» способно довольно быстро превратить детей с легкой степенью нарушений в инвалидов, которые становятся неспособными к самостоятельной жизни и требуют постоянного ухода. Такие больные живут в огражденном мире, не общаются со сверстниками, им незнакомы обычные детские увлечения и интересы. С другой стороны, среди здоровых детей не сформировано правильное отношение к людям с ограниченными возможностями.
Изолирование детей с клеймом «необучаемый» в интернатах и специальных школах не улучшает ситуацию. Поэтому эти устаревшие традиции все чаще заменяются домашним воспитанием в кругу родных, которые готовы заниматься их развитием и адаптацией в обществе. Родители своей поддержкой помогают получить образование, лечение, общение со сверстниками.
При правильном обращении такие больные активно взаимодействуют с окружающими, у них рождается интерес к другим людям и их занятиям. Используя простые, доступные игры, воспитатель может начать общаться с подопечным, научить его необходимых для самостоятельной жизни навыков.
В странах Западной Европы распространены реабилитационные центры, в которых больные проходят все ступени адаптации. В Бельгии одной из форм таких структур являются сельские общины, в которых больные наряду с обслуживающим персоналом участвуют в организации жизнеобеспечения. Они вместе работают в мастерских, сельском хозяйстве, пекарнях. В Германии такие общины распространены в форме религиозных сообществ. Похожие общины организованы и в России. В них больные получают необходимые знания, которые впоследствии содействуют их социальной адаптации.
Умственная отсталость – тяжелая и неизлечимая болезнь, но неравнодушие окружения и внимательное отношение к таким «особым» людям поможет им найти свое место в обществе.