Проблема детских страхов знакома многим родителям. Маленькие дети боятся Бабы-Яги, школьники – отвечать у доски, подростков страшит быть непривлекательным для противоположного пола.
Большинство страхов связаны с возрастом ребёнка и со временем проходят. Однако если страх сохраняется долгое время и приносит беспокойство не только ребенку, но и родителям, – это повод серьезно задуматься.
В этой статье вы узнаете, какие бывают дневные и ночные страхи у детей, с чем они связаны и как помочь ребенку одержать победу в борьбе с собственным страхом.
Узнайте, чего боится ваш ребёнок в школе, всё ли у него в порядке в классе или в отношениях со сверстниками. Для этого воспользуйтесь приложением для заботливых родителей «Где мои дети».
Зигмунд Фрейд: выделил реальные и невротические страхи
Австрийский психиатр в своем труде «Введение в психоанализ» выделял две группы страхов:
- реальные — когда человек боится опасной ситуации, которая на самом деле может с ним случиться;
- невротические — когда человек видит угрозу в нереальной ситуации или в той, которую другие воспринимают как неопасную.
В системе Фрейда реальные страхи основаны на работе инстинкта самосохранения. Например, ребенок может бояться нырять в бассейн, потому что плохо плавает. Но если родители объяснят, что там не глубоко, вода уже не будет вызывать опасений. В этом случае понятно, как помочь ребенку победить страх — призвать на помощь убеждение и логику.
Невротические страхи логике не поддаются. К примеру, если ребенок отказывается даже стоять близко к воде или заходить в нее по пояс — это невротический страх. Он появляется не от реальной опасности, а оттого, что с водой связаны травмирующие воспоминания или ассоциации. Говорить о безопасности и убеждать в этом случае бесполезно, здесь нужен особый подход, о котором мы поговорим ниже.
Следите за своей реакцией на страхи ребенка
Авторы книги убеждены, что у тревожности ребенка нет единственной причины. Так, на треть она обусловлена генетикой — у тревожных родителей дети более склонны к беспокойству.Также сильно влияют жизненные трудности и потрясения: переезды, потеря близких, развод родителей и другие стрессы. Это то, на что родителям повлиять сложно, а то и невозможно.
Но есть то, что зависит напрямую от близких, — реакция на страхи ребенка. Допустим, ребенок боится собак. Как вы поступите, когда рядом с ним окажется одна из них? Расслабитесь или будете напряженно думать, как ее отогнать. А что если дочь боится выступать на публике, и сегодня ей предстоит читать стихи на сцене? Редкий родитель будет получать удовольствие от представления. Скорее, вытянется по струнке на краешке кресла в ожидании провала.
Тревожные дети всё это чувствуют сильнее остальных и понимают, что боятся не зря, ведь даже родители обеспокоены.
Юрий Щербатых обозначил природные, социальные и внутренние страхи
Современный психолог, нейрофизиолог и доктор биологических наук Ю. В. Щербатых предлагает свою классификацию страхов. В книге «Психология страха» он выделяет такие группы:
- Природные страхи — связаны с угрозами, которые может нести в себе окружающий мир. Например, боязнь опасных насекомых, ураганов, громких звуков.
- Социальные страхи — связаны с опасностями от других людей или от общества в целом. Сюда можно отнести страх публичных выступлений, хулиганов, военных действий.
- Внутренние страхи — связаны с фантазиями, личными особенностями, внутренним миром. Например, боязнь темноты или страх одиночества.
Самыми ранними считаются природные страхи, поскольку ребенок уже в первые дни жизни реагирует на громкие звуки, внезапный порыв ветра, яркий свет. Вместе с развитием воображения появляются внутренние страхи, а социальные возникают, когда человек становится частью коллектива.
Чтобы знать, как помочь ребенку не бояться, нужно для начала правильно определить страх.
Выберите один страх для борьбы с ним
Часто тревожные дети боятся многих вещей: учитель будет ругаться, одноклассники засмеют, ответы на вопросы контрольной вылетят из головы. С чего же начать работу? Попробуйте сконцентрироваться на результате, а не только на чувствах ребенка и определить один страх.
Да, хочется, чтобы ребенок не испытывал всех тех неприятных ощущений, которые преследуют его при походе в школу или, к примеру, когда он оказывается в темноте. Но попробуйте абстрагироваться от них и понять, чего лишается ребенок. Что он мог бы получить, если бы не его страх.
Когда ребенку трудно общаться со сверстниками, он постоянно чувствует себя не в своей тарелке и боится насмешек. Начните с того, чтобы пригласить одноклассников в гости. Это понятная цель, которую можно осуществить достаточно скоро, и она поможет в борьбе с остальными страхами.
Джон Боулби определил универсальные факторы страхов
Английский психолог и психоаналитик назвал всего четыре фактора , которые лежат в основе любых страхов:
- физическая боль или ожидание боли;
- одиночество, чувство покинутости;
- неожиданные воздействия извне (звук, прикосновение);
- быстрое приближение любых объектов.
Ученый считал, что мы биологически предрасположены реагировать на эти факторы, как на опасность. Например, и ребенка, и взрослого человека можно испугать внезапным прикосновением, даже если оно не несет угрозы. По мнению ученого, человек, который в детстве часто сталкивался хотя бы с одним из этих факторов, может вырасти тревожным и недоверчивым.
Эрик Эриксон доказал, что страхи закладываются в детстве
Знаменитый германо-американский психолог еще до Джона Боулби говорил о том, как важно заложить основы здоровой психики в детстве. В книге «Детство и общество» Эриксон утверждал, что доверие к миру в целом закладывается в период от рождения до года, и во многом оно зависит от заботы родителей.
Если в младенчестве близкое окружение ребенка часто менялось, у него не было стабильного распорядка дня, родители не находились рядом — в будущем это может привести к высокой тревожности и мнительности. Эриксон утверждает, что такие дети даже через много лет склонны воспринимать мир как что-то враждебное и полное опасностей.
Причины страхов у ребенка
1. Гиперопека в сочетании с повышенной тревожностью родителей.
Беспокойные родители, переживающие по любому поводу, неосознанно дают ребенку установку: «Этот мир полон опасностей. Ты не сможешь справиться с ними самостоятельно. Будь всегда с нами, и мы защитим тебя».
Особенно страдают в этом плане единственные дети в семье.
Возраст родителей тоже играет не последнюю роль. Чем старше родители, тем сильнее они проявляют беспокойство за жизнь и здоровье ребенка.
2. Конфликты между родителями, частые физические наказания, особенно со стороны отца.
Ребенок в такой атмосфере вырастает пугливым и неуверенным в себе.
3. Эмоциональная «холодность» родителей.
У ребенка не формируется базовое доверие к миру, чувство защищенности и безопасности.
4. Психотравмирующая ситуация в прошлом, испуг.
Любой пережитый негативный опыт может закрепиться и вызывать чувство страха и в дальнейшем. Например, если ребенка в детстве укусила собака, во взрослом возрасте он будет избегать и бояться даже маленьких собачек.
5. Фильмы, видео, компьютерные игры с пугающими персонажами.
Мышление ребенка еще не обладает критичностью, и многие начинают бояться монстров из фильмов уже в реальном мире.
6. Психические расстройства.
Детям с нарушениями психики также свойственны многочисленные страхи. Особенно этим страдают дети с расстройством аутистического спектра.
Как проявляются страхи
Когда разговор заходит о детских страхах, многие представляют молчаливого, нерешительного ребенка. Но дети (как, впрочем, и взрослые) переживают страхи по-разному. У кого-то они проявляются через агрессию, а у кого-то — через нарочитое веселье и болтливость.
Некоторые дети склонны к психосоматике — это когда страх вызывает резкое повышение температуры, расстройство желудка, головную боль. Именно сюда относятся случаи, когда ребенок внезапно заболевает перед каждой контрольной работой. Не стоит сразу обвинять его в притворстве, нервное напряжение может и правда вызвать симптомы болезни.
Чтобы понять, что делать со страхами и как их определить, чтобы помочь ребенку не бояться, родителям стоит обращать внимание на признаки тревожности и стресса.
|
Если ребенок жесток с животными
Дети старше 3 лет понимают, что их действия могут причинить боль. Если они продолжают дергать за хвост кота, мучать собаку, хомяка или других животных — чаще всего это говорит о сильном нервном напряжении, которое ребенок по каким-то причинам подавляет. Наказания и лекции о том, «как надо себя вести», не помогут.
Чаще всего ребенок проявляет жестокость потому, что чувствует давление, и таким образом он пытается вернуть себе контроль, преодолеть беспомощность. Обратите внимание на отношения в детсаду или в школе, а также на то, часто ли бывают ссоры в семье, часто ли с ребенком общаются командным тоном. Подробнее об этом пишет Вера Голутвина в книге «Как победить страх».
Рекомендации родителям
Помочь ребенку справиться со своими страхами – это значит понять его чувства, услышать его собственное «Я» и укрепить веру в себя.
- Справиться с детскими страхами помогает совместная деятельность ребенка со взрослыми и сверстниками: прогулки, игры, посещение кукольного театра, цирка, спортивные мероприятия. Чем больше интересов у детей и разнообразнее их жизнь, тем меньше они будут фиксироваться на своих страхах, опасениях и тревогах.
- Принимайте активное участие в жизни ребенка, но не пытайтесь все контролировать. Ребенок должен вам доверять, делиться с вами сокровенным.
- Создайте комфортную спокойную атмосферу дома, в которой ребенок ощущал бы себя любимым и защищенным.
- Ни в коем случае не пугайте ребенка в целях дисциплины сказочными персонажами («Будешь себя плохо вести – заберет Баба-Яга, утащит дракон» и прочее).
- Не обсуждайте при ребенке катастрофы, несчастные случаи, истории о призраках и потустороннем мире. Дети впечатлительны, и такие разговоры надолго остаются в памяти. Многие, даже становясь взрослыми, до сих пор помнят, чем их пугали в детстве и какие страшные истории рассказывали взрослые.
- Приучайте ребенка к четкому распорядку дня и следуйте ему даже в выходные и праздничные дни.
- Сократите количество времени ребенка, проведенное за гаджетами.
- Не высмеивайте страх ребенка, не пытайтесь объяснить ему, что бояться нечего. Лучше скажите «Я с тобой, я понимаю, что тебе страшно».
- Будьте терпеливы. Большинство страхов с возрастом проходят сами. Главное – не дать им отравить жизнь ребенка и перерасти в патологию.
- Психология детских страхов такова, что большинство из них рождается в семье. Обратите внимание на собственное психологическое благополучие. Если вы сами по природе тревожны и беспокойны, старайтесь не передавать этих чувств ребенку.
- Не игнорируйте страхи ребенка. Если не знаете, что делать и как помочь своему ребенку, обратитесь за советом к психологу.
Относитесь к детским страхам как к неизбежному явлению взросления ребенка, без лишнего беспокойства, осуждения и тем более, высмеивания. Если ребенок чувствует любовь и заботу взрослых, уверен, что его поддержат и защитят в любой ситуации, тогда он сможет самостоятельно одержать победу в борьбе со своими страхами.
5
Страх, тревога и фобия — в чем разница
Чтобы помочь ребенку справиться со страхами, важно понимать разницу между этими понятиями.
- Страх — это непосредственная реакция на опасность. Эмоция, которая возникает в ответ на реальную или воображаемую угрозу.
- Тревога — это реакция на неопределенность, когда человек ожидает неприятных событий, но не уверен в их наступлении.
- Фобия — это неконтролируемый, иррациональный страх перед ситуацией, которая может и не представлять реальной угрозы. Ключевое слово здесь «иррациональный», поскольку ребенок часто и сам понимает, что бояться нечего, но справиться с собой не может.
Если речь идет о тревоге (реакции на неизвестность), родителям достаточно поговорить с ребенком о волнующем событии, рассказать, как все будет происходить, ответить на вопросы. Этого хватит для того, чтобы он перестал бояться.
Что касается фобий — это область работы психолога или психотерапевта. Если речь идет об устойчивом иррациональном страхе, который не проходит от года и больше, нужно обратиться к специалисту.
В ситуации, когда дети испытывают именно страх (то есть уверены, что есть угроза), разговоров недостаточно. О том, как помочь ребенку преодолеть страх, поговорим ниже.
Как распознать детский страх?
У малышей страх выражается в замирании или, наоборот, в повышенном двигательном беспокойстве, они плачут, прячутся за маму или убегают. Источник страха в этом случае выявить нетрудно.
Дошкольники и школьники не всегда могут рассказать о том, что их пугает. Родителей должны насторожить постоянная напряженность ребенка, двигательное возбуждение, повышенная утомляемость, беспокойный сон, частые головные боли, капризность и плаксивость. Все это говорит о том, что ребенок находится в состоянии хронического беспокойства и тревоги, и ему потребуется помощь психолога.
Основные методы диагностики страхов у детей старше 3-х лет основаны на рисунках («Рисунок семьи», «Нарисуй, чего ты боишься»). Также используются такие методики, как «Страхи в домиках», «Закончи сказку». С их помощью можно узнать, что тревожит и беспокоит ребенка, какие страхи у него преобладают.
В старшем школьном и подростковом возрасте психологи используют опросники, которые позволяют оценить степень психоэмоционального напряжения ребенка, уровень тревожности и предрасположенность к неврозу.
Осторожно выясните, что на самом деле происходит с вашим ребёнком и помогите ему справиться со страхами. Установите приложение родительского контроля «Где мои дети», чтобы знать, где он находится, что делает и с кем проводит время.
От рождения до года
По классификации Ю. Щербатых детские страхи в этом возрасте относятся к природным, то есть основанным на инстинкте самосохранения. Ребенок боится незнакомых людей, громких звуков, может нервничать из-за новой обстановки или отсутствия мамы. Во втором полугодии он уже хорошо различает интонации и реагирует плачем на грубую речь.
Как помочь ребенку победить страх, если он уже возник? Сделать его жизнь стабильной, следить за режимом дня, создать ритуалы пробуждения и отхода ко сну. Очень важен для нормального развития психики и тактильный контакт — объятия, ношение на руках.
Виды страхов
Все многообразие страхов у детей можно разделить на две группы: дневные и ночные.
Дневные страхи
Дневные страхи у детей бывают:
- Природные (основаны на инстинкте самосохранения): страх смерти, темноты, высоты, животных, стихии, громких звуков, замкнутого пространства, боли.
- Социальные: страх одиночества, людей, наказания, опоздания, осуждения.
- Ситуативные: страх как последствие психотравмирующей ситуации (ребенок, который чуть не утонул в озере, теперь боится плавать даже в бассейне).
- Личностные: страхи связаны с индивидуальными особенностями ребенка (стеснительностью, замкнутостью, тревожностью).
- Воображаемые: страх чудовищ, Зеленой Руки, Черной Маски и т.д.
- Навязчивые страхи или фобии: сильный и непреодолимый страх, связанный с каким-либо событием или явлением в жизни человека.
Ночные страхи
Ночные страхи у детей могут проявляться в виде кошмарных сновидений, снохождения и сноговорения. Страшные сны могут повторяться и преследовать ребенка почти каждую ночь. Процесс появления таких сновидений связан с работой мозга, который продолжает работать ночью и перерабатывает информацию, полученную днем.
Исследования показали, что ночными страхами страдают примерно 3% всех детей на планете до 14 лет.
Причины ночных страхов у детей:
- чувствительность, тревожность и мнительность детей, а также их родителей;
- перенесенный стресс;
- смена привычной обстановки;
- болезненное состояние, лихорадка;
- несчастные случаи, испуг;
- неблагоприятные семейные ситуации (ссоры отца и матери, развод);
- эмоциональная отчужденность родителей;
- повышенные требования к ребенку, частые физические наказания.
Чаще всего кошмарные сновидения преследуют детей с 5 до 12 лет.
Ребенок начинает бояться засыпать один, просит оставить включенным свет или лечь с кем-то из родителей. Спит беспокойно, ворочается, иногда даже вскрикивает. Утром чувствует себя вялым, разбитым, подавленным, начинает капризничать. Родители тоже начинают нервничать, раздражаться, срываются на ребенке. Вечером повторяется все заново – беспокойство, нарастающая тревога, нежелание ребенка идти спать.
Чтобы ситуация не стала критической, а ночные страхи ребенка не переросли в патологию, необходима помощь невропатолога или психотерапевта. Родителям же следует выполнять рекомендации, о которых будет сказано позднее.
Эксперимент Харлоу доказал, что для здоровья детям необходимо родительское тепло
В 1950-х американский психолог Гарри Харлоу провел серию экспериментов, которые может и были жестокими, но в корне изменили представления об уходе за ребенком. Харлоу сформировал группу из детенышей обезьян, которых отделили от матерей и посадили в клетку с двумя «заменителями мамы» — проволочной фигурой с бутылочкой молока и мягкой фигурой, покрытой тканью. Вот что выяснилось.
Без доброй мамы — плохо. Очень быстро выяснилось, что обезьянки предпочитают проводить время, повиснув на мягкой фигуре, хотя у нее нет молока, а к проволочной «маме» подходят только для того, чтобы поесть. Когда оставили только ее, обезьяны начали вести себя подобно детям-аутистам — сжимались на полу, избегали контактов, раскачивались взад-вперед.
Злая мама — все равно мама. На последней стадии эксперимента Харлоу создал модель «злой матери» — поместил в клетку мягкую фигуру, которая была оборудована приспособлением, внезапно отталкивающим обезьянок или выпускающим шипы. Но даже пострадав от такого обращения, животные возвращались к «злой маме» и сохраняли привязанность к ней.
После окончания эксперимента обезьянки так и не восстановились. Во взрослом возрасте они оставались более робкими, нервными, по сравнению с обезьянами, которые выросли в нормальных условиях.
В итоге ученый сделал вывод, что ребенку недостаточно одного питания и хорошего ухода — без тактильного контакта (прикосновений, объятий, ласкового обращения) он не сможет сохранить психическое здоровье.
От 1 года до 3–4 лет
После года ребенок начинает ходить, обретает свободу действий и активно познает мир. Важно, чтобы родители нашли баланс между поощрением самостоятельности и здоровой опекой. Чрезмерные запреты могут развить робость, апатичность, или же, напротив, породить склонность обходить ограничения и рисковать.
Также в этом возрасте появляется страх боли — дети обычно связывают его с походами к врачу. Важно на доступном языке объяснить ребенку суть медицинских манипуляций, избегать грубого давления, по возможности быть рядом во время процедур.
С 3–4 до 7 лет
После 3 лет у детей активно развивается воображение и может появиться страх сказочных персонажей, привидений, темноты и т. д. В этом возрасте стоит внимательно отнестись к контенту, который видит ребенок, — агрессивным мультфильмам, компьютерным играм. Ввиду незрелой нервной системы перевозбуждение и стресс появляются даже от обилия ярких динамичных кадров.
Ближе к школьному возрасту дети начинают задумываться о смерти и могут бояться умереть или пережить смерть родителей. Это нормальный этап взросления. Но если ребенок слишком часто задает такие вопросы или рисует сюжеты, связанные с умиранием, — есть повод обратиться к психологу.
Страх перед сказочным персонажем иногда маскирует реальные проблемы в жизни ребенка
Родителям стоит аккуратно спросить ребенка о том, почему именно он боится этого персонажа — что конкретно он может сделать.
Бывает, что за образом «Бабы Яги, которая запрет в темном чулане», стоит реальный взрослый с чрезмерными ограничениями.
Чего боятся дети в разном возрасте?
Во время беременности мамы
Да-да, знакомство с чувством страха происходит у ребенка еще во внутриутробном развитии, когда мама испытывает сильное беспокойство. Выделяемая порция гормонов попадает через плаценту от мамы к ребенку, и в ответ на это малыш может проявлять сильное двигательное беспокойство – толкаться, пинаться. Так он реагирует на страх.
В первые месяцы жизни
Беспокойство у младенцев зачастую связано с неудовлетворением их физиологических потребностей. Позднее появляется потребность в эмоциональном контакте с мамой. Если мама строга, неласкова, редко подходит и улыбается ребенку, он становится капризным, беспокойным. Также малыши боятся разлуки с мамой, чужих людей и громких звуков.
С 1 года до 3 лет
Ребенок растет, а вместе с ним растет его двигательная активность и стремление к познанию мира. И вдруг ласковая и добрая мама начинает ему что-то запрещать, ограничивать его свободу, повышать голос. Естественно, ребенок в этой ситуации начинает испытывать тревогу и беспокойство.
Если взрослые соблюдают баланс между тем, что можно и тем, что нельзя, ребенок растет спокойным и уверенным в себе. Он получает первый опыт знакомства с опасностями окружающего мира (огонь жжется, лед холодный, если прищемишь палец дверью – будет больно) и учится их избегать.
Если же в жизни ребенка существуют только одни ограничения и запреты, в семье царит гиперопека, тогда ребенок растет тревожным и несамостоятельным, боящимся собственной тени.
Малыши также испытывают сильный страх перед болью. Отсюда капризы и истерики перед походом к врачу, боязнь уколов и прочих хирургических вмешательств.
С 4 до 5 лет
К 4 годам у детей появляются страхи сказочных персонажей (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Волк и другие). Боязнь этих существ связана с тревожащими ребенка взаимоотношениями со взрослыми людьми, в первую очередь, в семье. Баба-Яга – образ злой жестокой, бескомпромиссной женщины. Кощей Бессмертный – грубый, скупой, бессердечный. Волк – агрессивный, несущий в себе опасность.
Также дети боятся темноты, боятся засыпать и оставаться дома одни. Это связано с тем, что ребенок, оставшись без родителей, чувствует, что не может самостоятельно защититься от окружающих его опасностей.
С 6 до 7 лет
В старшем дошкольном возрасте дети начинают бояться смерти. Как своей, так и смерти родителей.
Также остаются сильны страхи темноты и одиночества. Страх сказочных персонажей сменяется страхом привидений, монстров, агрессивных персонажей мультфильмов и компьютерных игр.
С 8 до 11 лет
К тому времени, как ребенок идет в школу, количество его страхов уменьшается.
Но появляются так называемые «школьные» страхи: опоздать в школу, неправильно ответить у доски, боязнь строгого учителя и одноклассников.
Существует даже термин «школьная фобия» – навязчивый страх перед посещением школы. Зачастую этот страх связан с тем, что чрезмерно опекаемый ребенок переживает разлуку с родителями, находясь в школе, и сомневается в своей возможности справиться со всеми школьными задачами.
Родители также могут неосознанно способствовать развитию «школьной фобии», постоянно контролируя выполнение домашних заданий ребенком и ругая его за плохие оценки.
Также младшие школьники боятся не соответствовать социальным требованиям: быть плохим учеником, ненадежным товарищем, нелюбимым сыном или дочкой.
Кроме «школьных» страхов дети в этом возрасте боятся стихийных бедствий: урагана, смерча, землетрясения, а также мертвых и призраков.
Узнайте, чего боится ваш ребёнок в школе, всё ли у него в порядке в классе или в отношениях со сверстниками. Для этого воспользуйтесь приложением для заботливых родителей «Где мои дети».
С 11 до 16 лет
В подростковом возрасте у детей идет активное половое созревание, меняется фигура, голос, увеличивается или уменьшается масса тела. Поэтому многие начинают испытывать страх изменения, страх быть некрасивым, уродливым, непривлекательным для противоположного пола.
Страх смерти достигает своего пика именно в этом возрасте. Дети боятся войны, тяжелой болезни, террористического акта.
Также достигают своего пика «социальные» страхи: боязнь насмешек, осуждения, неприятия коллективом сверстников и даже травли.
Девочки оказываются больше подвержены страхам, чем мальчики, в силу своей впечатлительности и эмоциональной ранимости.
В подростковом возрасте, как и в дошкольном: чем строже и нетерпимее относятся родители к своему ребенку, тем большее количество страхов у него бывает.
Страхи способствуют появлению у подростка неуверенности в себе, замкнутости, повышенной тревожности и депрессивных мыслей.
С 7 до 12 лет
Начало школьной жизни — тот экватор, за которым природные и «фантазийные» страхи все больше уступают место социальным. Дети, выросшие в гиперопеке, могут тяжело переживать разлуку с родителями и необходимость самостоятельно справляться с заданиями в школе.
Родители же часто усугубляют ситуацию, придавая чрезмерную важность оценкам, заставляя многократно переписывать домашние задания и т. д.
Как преодолеть детские страхи, связанные со школой, и помочь ребенку не бояться этого нового жизненного этапа? В первых классах стоит сосредоточиться не столько на отметках, сколько на том, понимает ли ребенок программу в целом, какие него есть белые пятна.
Если будет понимание, отметки подтянутся сами собой. И не забывайте, что школа — это лишь часть жизни, помимо уроков у детей должны оставаться увлечения и хобби.
С 12 до 16 лет
Подростковый возраст — время социальных страхов, которые вытесняют все остальные. Ребенок переживает половое созревание, у него быстро меняется внешность, идет гормональная перестройка.
Так появляется страх стать некрасивым и превратиться в объект насмешек. Чтобы свести такие страхи к минимуму, важно привить подростку навыки ухода за собой, привычку регулярно заниматься спортом, следить за питанием.
Также важно, чтобы у подростка были увлечения, своя компания единомышленников и друзей. Спортивные или творческие секции, хобби помогают избежать депрессивных мыслей и легче пройти кризис идентичности.
Как помочь ребенку не бояться: советы родителям
Главный совет, который дают психологи родителям тревожных детей, звучит так: «Избавьтесь от собственной тревожности и беспокойства». Родительская тревожность может выражаться по-разному: иногда гиперопекой с попытками оградить от малейших трудностей, а иногда — чрезмерной требовательностью и суровостью («Наказываю, потому что хочу, чтобы ты чего-то добился в жизни»).
И то, и другое часто маскирует глубоко спрятанную тревогу и восприятие мира как места, полного опасностей и угроз. Разница лишь в подходе: гиперопекающие родители пытаются защитить от угроз, суровые — научить справляться с ними самостоятельно.
Но в обоих подходах отсутствует позитивное восприятие жизни, в которой есть место не только борьбе, но и радостям, интересу ко всему новому. Часто дети не способны понять мотив взрослого человека, но они как губка впитывают главную мысль — «мир опасен». А с такой установкой невозможно помочь ребенку победить страх.
Простые советы по созданию безопасной обстановки в семье
- Не акцентируйте внимание на негативе («будешь плохо учиться — станешь дворником»), вместо этого найдите позитивные стимулы («хорошо закончишь школу — сможешь научиться строить самолеты, это очень интересно»).
- Избегайте выяснений отношений при ребенке, особенно на повышенных тонах. Для маленьких детей ссора родителей — настоящая трагедия. У подростка же таким образом легко потерять авторитет.
- Не стыдите ребенка за страх — это еще больше усилит эмоциональную нагрузку. Ищите способы преодолеть травмирующую ситуацию в безопасных условиях (например, если ребенок боится публичных выступлений, можно тренироваться дома и перед родственниками).
- С ранних лет вводите в жизнь детей элементы самостоятельности. Не ожидайте, что умение принимать решения и терпеливо работать над задачами придет само.
- Если ребенок рассказывает о неприятных событиях в школе или о своих промахах, не спешите дать оценку ситуации и совет — расспросите обо всем подробнее, позвольте выговориться, проявите сочувствие и понимание.
Справиться с ночными страхами помогает установленный режим дня, в котором есть место спорту и прогулкам на свежем воздухе. Движение и спорт помогают снизить уровень гормона стресса — кортизола. Для хорошего крепкого сна:
|
Консультация для родителей «Детские страхи детей 4–5 лет и способы борьбы с ними»
Людмила Шароварина
Консультация для родителей «Детские страхи детей 4–5 лет и способы борьбы с ними»
Наступает период жизни ребенка, который мы может назвать переходом от раннего детства к дошкольному. В этот период ребенок начинает активно развиваться, начинает открывать для себя окружающий мир с помощью общения со взрослыми и сверстниками.
В период 4-5 лет у ребенка формируется самый важный показатель развития личности — самооценка, которая зависит от активного общения с окружающим его миром и в первую очередь — со взрослыми. Ребенок начинает активно копировать поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно то поведение, которое вызывает интерес у окружающих.
Так же этот возраст характерен тем, что у ребенка отлично развивается фантазия – замечательная почва для зарождения страхов.
Страх считается естественным состоянием человека — защитной реакцией здорового организма на определенные раздражители. Все дети чего-нибудь боятся. Как ни странно, многие страхи детям необходимы, это естественный фактор развития. Но если взрослые научились за долгие годы контролировать свои страхи и взаимодействовать с ними, то дети — не защищены знаниями от неизвестных и пугающих вещей. Поэтому грамотным родителям важно научиться своевременно различать моменты, когда естественная реакция организма грозит перерасти в навязчивость или даже фобию. Тема детских страхов и методов борьбы гораздо серьезнее, чем кажется взрослым.Мы говорим: «Ты же уже большой мальчик, ну как тебе не стыдно бояться такой маленькой собачки (воды, машин, строгой соседки и т. п. ?» — часто говорим мы, о
страхов ребенка. То ли дело наши страхи: здоровье близких, безденежье, грозный шеф, невыполненный квартальный план.
Но от того, как ребенок переживает свои детские страхи и методы борьбы в детстве, во многом зависит, насколько счастливым и уверенным он вырастет. И в родительских силах ему помочь.
И сегодня мы рассмотрим наиболее характерные страхи для этого возраста:
1. Страх темноты:
Один из важных детских страхов — боязнь темноты. Бурная фантазия малыша развивается бурно, и придумывает чудовищ, страшных персонажей из мультфильмов, сказок, книг, забравшихся в шкаф или под кровать. монстров и чудищ, сидящих под кроватью, прячущихся в шкафу или под столом. Лично я в детстве жутко боялась опустить руку, лежа в кровати. Мне казалось, что кто-то за нее потянет и утащит. Сейчас это смешно – тогда это было страшно.
Главным условием для борьбы с боязнью темноты и вымышленных персонажей является спокойная психологическая атмосфера в доме. Возьмите за правило перед сном спокойно беседовать с ребенком в его комнате, читайте книги, слушайте вместе спокойную музыку. Уместны телесные контакты, нежные слова. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за страх или бросать равнодушные фразы,вроде такой: «Там нет ничего страшного»
. Нужно убедить ребенка в том, что он находится в полной безопасности. Для этого можно оставлять дверь в его комнату открытой, можно купить красивый
детский ночник, также можно нарисовать или слепить того, кого он боится, затем придать герою комический вид и вместе посмеяться над ним. А еще можно придумать сказку с этим чудовищем, где он занимает роль положительного персонажа и концовка в сказке будет позитивная.
Еще один из методов борьбы со страхом темноты – игра «эмоциональные качели»
. Вы вместе с малышом забегаете в темную комнату, еще лучше будет, если вы
будете это сопровождать веселым гиканьем и также быстро выбегать. Таким образом, малыш, испытывая эмоции от негативной до положительной со временем избавится от страха.
2. Клаустрофобия (страх замкнутого пространства)
.
Чаще всего этим страхом страдают дети, у которых нет пока ни братьев, ни сестер, которые имеют ограничения в общении со сверстниками еще страдают ею дети, которые получают чрезмерную порцию ласки и любви.
Самое главное, нельзя ругать за это ребенка и нельзя идти от противного, т. е. закрывать в комнате одного. В детской комнате необходимо оклеить стены в более светлые тона, освободить пространство от ненужных предметов мебели, а на ночь не закрывать дверь в его комнату.
Специалист в области детской психики А. И. Захаров предлагает психологическую игру «Проникновение и выход из круга»
.
Суть игры заключается в том, что взрослые и дети становятся в круг, сцепляют руки и зажмуривают глаза. При этом вслух заявляют, что в их круг никто не сможет проникнуть — они тщательно его охраняют и никаким смельчакам там нет места. Уже сама эта фраза подсознательно подстрекает ребенка попасть в круг. Игроки ходят снаружи круга и стараются незаметно проскользнуть под одной из пар рук. Проскочивший в середину, громко хлопает в ладоши и все удивленно открывают глаза. Вторая часть игры предусматривает такой же выход из круга.
3. Ребенок боится спать один.
Психологи объясняют, что вероятнее всего не хватает вашей любви – он посещает детский сад, всевозможные кружки, секции, родители допоздна на работе – отсюда и возникает недостаток внимания. Для того, чтобы преодолеть этот страх можно сделать ремонт в комнате ребенка по его желанию, т. е. он может выбрать себе кровать, пастельное белье, также можно повесить на стену постеры с изображением его любимых героев, предложить брать ему с собой любимую игрушку. Уделяйте больше внимания своей крохе. Каждый день, перед сном, читайте вместе сказку – таким образом, малыш будет чувствовать себя защищенным, нужным, любимым. Не стесняйтесь говорить ему, как крепко вы его любите, как скучали за ним весь день.
4. Страх перед человеком, в белом халате.
Мы все прекрасно понимаем, что этот страх зарождается ребенком, после сделанного укола, человеком в медицинском колпаке и белом халате, или осмотр неприятными инструментами, который надолго оставляют у ребенка ассоциацию с неприятными ощущениями. Дети начинают панически бояться врачей и этот страх намного сильнее и опаснее самой боли, вызываемой процедурой.
Чтобы снизить эту боязнь можно рассказать малышу о работе врача. Поиграйте с ним в доктора,используя максимум специальных врачебных инструментов: послушайте его, осмотрите ротовую полость, проделайте другие возможные манипуляции. Обязательно поменяйтесь с ним ролями.
Общаясь с врачом и медсестрой из процедурного кабинета, будьте обходительны и вежливы,следите за своими эмоциями: доброжелательно улыбайтесь, ведите себя непринужденно — ребенок должен видеть ваше спокойствие и уверенность в том, что ему ничего не грозит.
Если вы посетили стоматолога либо прививочный кабинет, не забудьте похвалить малыша за его терпение и смелость, даже если его состояние было противоположным. Выйдя из поликлиники,постарайтесь сразу же переключить внимание крохи на другие объекты: расскажите ему интересную историю, сказку.
5. Страх наказания
Часто взрослые и пальцем ребенка не трогают, но обращаются с ним слишком властно, не допускают возражений. Или предъявляют завышенные требования, и в детской душе поселяется страх быть отвергнутым, нелюбимым, а ведь для ребенка нет худшего наказания, чем это. Строгие мама и папа контролируют жизнь ребенка путем накладывания запретов на «все и вся»
. Таким образом, ребенок со временем просто боится сделать лишний шаг, познакомиться с новыми сверстниками на
детской площадке или играть с новой игрушкой.
Даже самое безобидное наказание ребенка может привести к неожиданным последствиям. Благодаря мероприятиям по закрыванию расшалившегося малыша в темной комнате, чулане или в другом месте, имеющем мало света, у него могут развиться сразу несколько страхов: боязнь замкнутого пространства, темноты, одиночества, появление кошмаров во сне.
Кроме того, такие наказания обрывают психологическую связь малыша со взрослыми, он чувствует отчуждение родителей, которое в дальнейшем может привести к возникновению проблем в браке уже у взрослого человека.
Стоит вспомнить, что любая оплошность ребенка — это, прежде всего, именно родительское упущение в воспитании. А, значит, и наказывать нужно себя, а не его. Любое порицание всегда должно быть высказано в форме любви к малышу. Иначе, он начнет ассоциировать злую маму с Бабой Ягой из сказки, а отца — со Змеем Горынычем, что породит, кроме обозначенных выше страхов, еще и фантазийные.
Для преодоления страха наказания — разумеется, при условии, что родители изменят свое поведение — показаны подвижные игры. (Н-р: Пятнашки, Жмурки)
.
Игра: «Сердитый утенок»
Очень полезно постепенно снимать эмоциональное торможение, разыгрывая с ребенком пантомимические сценки, в которых он будет играть роль рассерженного персонажа. Например, утенка (перевоплотиться в него нетрудно; стоит вытянуть вперед губы, и получится смешной утиный клювик). Пусть малыш покажет, как утенок сердится, а потом придумает, на кого он рассердился. Естественно, показ должен сопровождаться одобрительными возгласами и аплодисментами взрослых.. Например, утенок хочет поймать червячка (шнурок, который тянет кто-то из родственников, а червячок уползает. Утенок сердится
(ребенок хмурится, топает ногой, сжимает кулаки и т. п.)
.
Давайте теперь подведем итоги. Мы уже с вами поняли, что с любыми детскими страхами можно справиться используя различные методы, самые популярные из них это Игротерапия и Арт-терапия.
Игротерапия:
способ борьбы со страхами с помощью игры, отличное средство поднять настроение, избавиться от комплексов, подавленности и скованности. Однако продолжать игру более 30 минут, если это подвижная и активная игра, не стоит – перевозбуждение нервной системы совершенно ни к чему. Один из видов игротерапии – ролевая игра. Придумайте сюжет, основываясь на тот или иной страх, выберете главного героя – пусть его подберет малыш, и проиграйте от начала до конца, заложив в финал тот результат, к которому вы идете в борьбе. (Например, ваш малыш – супер-герой, который отважно сражается с темнотой и спасает вас от нее.)
Арт-терапия:
(это и рисование, и лепка, и аппликации – словом все, что создается своими руками) – не менее замечательный способ побороть свои страхи, путем прорисовки или лепки. Заодно и мелкая моторика будет задействована. Предложите ребенку нарисовать то, что он больше всего боится, пусть проговаривает, что он рисует (или лепит из глины, пластилина)
. Затем предложите малышу зарисовать, порвать, если это глина – скатать в шарик, то, что он сделал – и выбросить в мусорное ведро. А можно не ломать, не выбрасывать – попробуйте изменить рисунок, превратив его более красочный и добрый персонаж, с которым можно подружиться.
И в самом конце я хочу напомнить, что ваша любовь, теплота, участие, внимание к страхам своего ребенка, совместный поиск решения возникшей проблемы, поддержка малыша – это самое лучшее лекарство. Ни в коем случае не отмахивайтесь от просьб крохи, не закрывайте глаза,говоря: «Это ерунда! Проблемы нет, я ее не вижу – ты все придумал!»
. И уж точно ругать, бороться методом от противного в данном случае нельзя. Большую часть
страхов можно преодолеть совместно, без помощи специалистов. Особенно это касается возрастных страхов. Тут достаточно переключить внимание и вовлечь его в игру, направленную на избавление от боязни чего-либо, чтобы малыш «переключился»
и со временем поборол свою боязнь.
Рисуночные психотехники
Попросите ребенка нарисовать семью и проанализируйте, где он расположил себя и своих близких. Дети, которые рисуют себя в стороне от родных, переживают одиночество, чувство брошенности.
Обратите внимание, к кому ближе всего расположена фигурка ребенка — это самый значимый для него взрослый человек, от которого ожидается поддержка. Посмотрите, чья фигура больше всего заштрихована. Сильный нажим — признак эмоционального напряжения, связанного с данным человеком.
Еще можно попросить ребенка нарисовать свой страх и расспросить, где он живет, что любит и что не любит, чего сам боится. В результате получится сказка о страхе — придумайте ей хороший конец.
Сказкотерапия
Суть метода в том, чтобы с помощью сказочных героев дать ребенку пример, как бороться со страхами и победить. Для этого можно взять готовые психотерапевтические сказки или сочинить свою собственную.
Выберите персонажей, обозначьте их фигурками кукол или животных, а затем вместе с ребенком придумайте сюжет. Готовые сказки можно читать детям от 3 лет, но придумать свою получится только с ребенком постарше.
Детские страхи — неотъемлемая часть взросления, и если они не переходят в фобии, стоит воспринимать их как норму. Ребенок легко преодолеет эти эмоции, если растет в атмосфере заботы и понимания.
Помните, что советы психолога лишь дают инструмент для борьбы со страхами, но создать подходящую обстановку для этого могут только родители.
Как узнать, что ребенок чего-то боится
Чтобы побороть детский страх, сначала нужно его выявить. Разумнее всего это сделать во время доверительного разговора с ребенком. Вы можете прямо спросить его, есть ли вещи, которые у него вызывают беспокойство. Это целесообразно уже после достижения ребенком возраста трех лет.
Маме или папе стоит мягко и неторопливо расспросить ребенка о каких-то беспокойствах. Не заостряйте внимание на каких-то отдельных из возможных детских страхов – это может привести к внушению и фиксации. Беседуя с малышом, подбадривайте его и хвалите. Обнаружив детский страх, демонстрируйте спокойствие и уверенность, ведь ребенок обязательно проанализирует ваше состояние, эмоции. Если он поймет, что его опасения вызывают у взрослого любые тревожные чувства, то он может начать беспокоится еще больше. Пусть ребенок опишет свой страх, расскажет, на что он похож, какие чувства вызывает, в каких ситуациях возникает, на что провоцирует.