Дети являются смыслом жизни многих людей. Как прекрасно то время, когда они маленькие, весёлые, добрые, отзывчивые. И как больно и тревожно, когда они болеют. А если ещё и это заболевание приводит к тому, что ребёнок начинает сильно отличаться от других детей, ребёнок не развивается по стандарту, то это вызывает у родителей полнейший ужас. Диагноз “олигофрения” многие родители воспринимают как приговор для своих детей и наказание для себя. Но так ли это на самом деле?
Олигофрения — это заболевание при котором у ребёнка происходит недоразвитие головного мозга, в результате которого его физические, интеллектуальные, эмоциональные способности сильно ограничены. Олигофрения может быть врожденной, а может быть и приобретенной в раннем возрасте. В качестве причин олигофрении ученые называют:
- неблагоприятные внутриутробные воздействия (травма живота во время беременности, перенесённая во время беременности инфекционная болезнь);
- генетические аномалии (хромосомные аномалии, мутации генов);
- тяжёлые роды (асфиксия плода, травма головы, недоношенность);
- педагогическая запущенность ребёнка в раннем детстве.
Олигофренией в той или иной степени болеет примерно 1 % населения. Основные особенности олигофрении — сниженные умственные и физические способности.
Причины умственной отсталости
Олигофрения носит врождённый характер, проявляясь на самом раннем этапе развития человека. Она довольно распространена. Считается, что патология имеется у 1% населения. Из общего числа больных лёгкая степень определяется у 85%, средняя в 14%, а тяжёлая у 1%. Специалисты предполагают, что на самом деле болезнь имеет ещё более широкое распространение, так как не все пациенты проходят психиатрическое освидетельствование. Мальчики болеют чаще девочек. Основной возраст выявления патологии – 6-7 лет. Лёгкие формы обнаруживаются к17-18 годам. Явные отклонения дают о себе знать в первые годы жизни и требуют экстренного лечения.
Основные причины возникновения малоумия:
- Внутриутробное поражение развивающегося ребёнка на фоне черепно-мозговых травм при родах, асфиксии.
- Хромосомные аномалии: синдром Дауна, Вильямса. Ангелмана, ферментопатии и другие патологии.
- Инфекционные болезни матери, ведущие к нарушению нормального развития головного мозга. Речь идет о нейросифилисе, герпесе, цитомегаловирусе, краснухе, токсоплазмозе,
- Недоношенность.
- Злоупотребление родителями психоактивными веществами.
- Внутриутробные заболевания: гидроцефалия, менингоэнцефалит.
Причины возникновения психического отклонения
Среди факторов, которые влияют на возникновение психической патологии, выделяют следующие:
- генетическая предрасположенность к заболеванию. Приблизительно в половине случаев олигофрения передается по наследству;
- хромосомные нарушения, аномалии генов, их мутация вследствие излучения, инфекционных заболеваний, употребления матерью токсических веществ в период вынашивания плода;
- тяжелая родовая деятельность, которая привела к травмам ребенка (особенно в случае повреждения головы), асфиксия, гипоксия головного мозга;
- преждевременные роды;
- заболевания инфекционного характера, поражающие центральную нервную систему;
- недостаток воспитания, негативная атмосфера в семье, психологическая травма в раннем возрасте, позднее диагностирование заболевания и др.
Следует отметить, что единой причины возникновения умственной отсталости ученым найти на сегодняшний день не удалось. Как правило, возникновение заболевания связывают с несколькими неблагоприятными факторами, которые наступают одновременно или поочередно.
СТОИМОСТЬ ЛЕЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Срок лечения в стационаре от 14 до 90 дней в зависимости от тяжести заболевания
ЛЕЧЕНИЕ В СТАЦИОНАРЕ
АМБУЛАТОРНОЕ ЛЕЧЕНИЕ
ЛЕЧЕНИЕ В СТАЦИОНАРЕ
Лечение в стационаре – варианты размещения
Размещение в трехместной палате | 10 000 руб./сутки |
Двухместная палата | 13 800 руб./сутки |
Одноместная палата повышенного комфорта | 16 000 руб./сутки |
Лечение в одноместной VIP палате | 25 000 руб./сутки |
АМБУЛАТОРНОЕ ЛЕЧЕНИЕ
Амбулаторное лечение
психиатру | БЕСПЛАТНО |
Консультация врача психиатра (первый прием) – бесплатно при госпитализации | 3 000 руб. |
Полная психодиагностика (все анализы и процедуры) | от 5 000 руб. |
Прием главного врача клиники | 4 500 руб. |
Консультация психиатра на дому | от 4 000 руб. |
БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Профилактика олигофрении
Поскольку олигофрения очень часто вызвана именно проблемами внутриутробного развития, к мерам профилактики относятся:
- постановка на учет в ЖК до 12 недель беременности;
- регулярное посещение беременной гинеколога, своевременная сдача анализов, прохождение УЗИ-диагностики;
- отказ от курения, употребления спиртного;
- совершение ежедневных прогулок на свежем воздухе;
- качественный отдых (сон не менее 8 часов в сутки);
- рациональное и сбалансированное питание;
- применение щадящих способов родовспоможения, отказ от акушерских щипцов.
Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.
Стадии умственной отсталости
Совсем недавно был пересмотрен традиционный взгляд на разновидности олигофрении.
Ранее выделялись:
- Дебильность – самый лёгкий вариант интеллектуальной инвалидности.
- Имбецильность – случаи средней формы нарушения развития.
- Идиотия – запущенная стадия.
Каждый из перечисленных видов в свою очередь подразделялся на три степени тяжести.
Современная медицинская классификация исключила эти термины по ряду причин. Наиболее существенная – проникновение терминологии в разговорный язык с явным уничижительным оттенком.
На современном этапе состояния психиатрии выделяют 4 типа умственной отсталости:
- Лёгкий, соответствующей дебильности.
- Умеренный, с клинической точки зрения являющийся неосложнённой имбецильностью.
- Тяжёлый, проявляющейся запущенной имбецильной клиникой.
- Глубокий, по своей сути являющийся идиотией.
СУТЬ ПРОБЛЕМЫ
Умственная отсталость – это серьезные ограничения в навыках, необходимых для повседневной жизни человек, социальной и интеллектуальной деятельности. Такие индивиды испытывают проблемы с речью, развитием моторики, интеллектом, адаптацией, эмоционально-волевой сферой, не могут нормально взаимодействовать с окружающей средой.
Такое определение дано AAIDD – Американской ассоциацией по вопросам затруднений развития и интеллектуальных, которая поменяла подход к этой проблеме. Теперь считается, что оказание продолжительной персонализированной поддержки способно улучшить качество жизни умственно отсталого человека. Да сам термин заменили на более толерантное и необидное – «интеллектуальная инвалидность».
Кроме этого, такое заболевание сейчас не считается психическим. И не нужно путать ее с инвалидностью по развитию. Последняя охватывает более широкую сферу, но связанную весьма тесно с первой: аутистические расстройства, паралич мозга и т.д.
Олигофрения – хроническое заболевание не прогрессирующего характера, возникающее вследствие патологии головного мозга во внутриутробном периоде или после рождения (до трех лет).
Несмотря на достижения современной медицины и серьезные профилактические мероприятия, она не может дать стопроцентную гарантию того, что это заболевание не появится. Сейчас от 1 до 3% людей во всем мире страдает УО, но большая часть – легкой формой (75%).
Существует и приобретенная умственная отсталость – деменция. Это отдельная «возрастная» патология у пожилых людей, следствие естественного повреждения головного мозга и, как результат, распада психических функций.
Признаки и симптомы умственной отсталости
При олигофрении отмечается системное поражение всех видов психических функций, требующее лечения.
У больных страдают все интеллектуальные возможности:
- внимание;
- память;
- эмоциональная сфера;
- речевое воспроизведение
- способность восприятия и анализа информации.
У многих пациентов выявляются двигательные нарушения, заболевания внутренних органов, неврологические расстройства.
Клинические проявления дефектов интеллектуального развития зависят от формы тяжести и имеют значение для решения вопроса о том, как лечить умственную отсталость, и что делать близким больного.
Лёгкая степень малоумия
У болящих отмечается IQ 50-70.
Основные признаки:
- Низкая способность к абстрактному мышлению.
- Неумение обобщать.
- Недостаточность критических способностей.
- Преимущественное образно-конкретное мышление.
- Обеднённый словарный запас.
- Эмоциональная скудость.
- Повышенная внушаемость на фоне упрямства.
При указанных нарушениях у данной категории пациентов наблюдается:
- Хорошая механическая память.
- Чёткое умение выполнять шаблонную, не требующую творчества деятельность.
- Приспосабливаемость к жизни.
Лица с интеллектуальной инвалидностью часто имеют и внешние дефекты:
- Неправильные формы ушных раковин.
- «Монгольскую складку» – эпикант.
- Отсутствие части глазной оболочки – колобому.
- Увеличенное расстояние между глазами – гипертелоризм.
- Пороки сердца и других органов.
Проявления могут требовать лечения не только у психиатра, но и у других специалистов.
Умеренная и тяжёлая степень малоумия
У данной категории пациентов IQ находится в пределах 20-49.
Для них характерны:
- Плоское (рудиментарное) мышление.
- Возможность выработки элементарных навыков слежения за собой, опрятности.
- Небольшой словарный запас.
- Полное отсутствие способности обобщения свойств явлений и предметов.
- Беспомощность в любой ситуации, требующей интеллектуального напряжения.
- Склонность к механическому подражанию.
Люди с данной патологией могут выполнять примитивную, шаблонную работу под контролем. Они или агрессивны, или наоборот – робки и заторможены. У них часто выявляется гиперсексуальность, повышенный до прожорливости аппетит.
Глубокая степень малоумия
IQ в этом случае не превышает 20.
При осмотре больных выявляется:
- Отсутствие признаков мышления.
- Нечленораздельное произношение звуков.
- Полное непонимание обращения к ним, отсутствие дифференциации людей, находящихся рядом.
- Невозможность выполнения простейших навыков самообслуживания.
- Наличие элементарных эмоций (радости, неудовольствия).
- Снижение реакции на раздражители.
Болящие находятся в лежачем положении (эмбриональная поза). Требуют постоянного ухода и лечения. Прогноз неблагоприятный.
Лечение олигофрении
Лечение олигофрении в стадии дебильности и имбецильности заключается в коррекции имеющихся интеллектуальных дефектов с помощью:
- коррекционных школ;
- логопедов, педагогов, специализирующихся на развитии речи, мышления, социальных навыков и внимания.
При олигофрении в стадии идиотии лечение сводится к уходу за пациентом в условиях психиатрической лечебницы, дома для умственных отсталых/инвалидов.
Неврологи, дефектологи и психологи, работающие с олигофренами, ставят перед собой цель максимально адаптировать их к самообслуживанию, жизни в социуме. Очень часто больные дети живут в условиях изоляции. Их не понимают даже ближайшие родственники, что только усугубляет ситуацию.
План реабилитационных мероприятий для каждого пациента разрабатывается индивидуально. При этом учитывается степень олигофрении, наличие/отсутствие соматических и неврологических расстройств, особенностей физического развития.
Диагностика умственной отсталости
Выявление лёгких степеней болезни в раннем детском возрасте затруднено. Диагноз устанавливается при наблюдении за ребёнком с подозрением на наличие олигофрении.
Врач в процессе обследования учитывает данные:
- Задержки развития.
- Беседы с родственниками и пациентом, при которой выявляются все специфические проявления заболевания.
- Психологических тестов, опросников, анализа трактовки поговорок, пословиц картинок и рисунков.
Обследование дополняется генетическими методиками, МРТ, КТ, энцефалограммой. Дифференциальная диагностика необходима для исключения шизофрении.
ПОДДЕРЖКА ЛЮДЕЙ С УО
Это заболевание развивается по-разному, но очень важно как можно раньше ее диагностировать. В этом случае специалисты начнут работать с таким пациентом вплотную в раннем возрасте, что значительно улучшает его состояние и качество его жизни.
Такая помощь обязательно персонализирована, то есть, она планируется с учетом индивидуальных особенностей больного, его потребностей и желаний. Люди с данным диагнозом не одинаковы, поэтому и помощь для каждого из таких индивидов в жизненной сфере и определенной деятельности должна иметь свой вид и интенсивность.
Во многих странах мира, в том числе и у нас, разработаны специальные программы, цель которых – улучшение качества жизни людей с умственной отсталостью. Их интегрируют, «растворяют» в обществе. Дети со слабыми степенями заболевания ходят во вспомогательные школы и детские сады, инклюзивные классы в обычных образовательных учреждениях. Существуют даже группы в профтехучилищах, где можно получить образование и потом работать по специальности.
Как устанавливается причина ЗРР?
Для того чтобы вылечить недуг, нужно точно знать, почему он появился. Причину задержки речевого развития у ребенка можно установить, проведя комплексное его обследование у врачей традиционной медицины, натуропатам не все обследования нужны, но пройти их не помешает.
Пройти специальное тестирование на выявление соответствия умений ребенка его возрасту.
Шкала Бейли Шкала раннего речевого развития
Денверский тест Проверить слух у сурдолога Определить нарушение моторики лицевых мышц – сложности при глотании Сравнить процессы понимания речи и ее воспроизведения Проанализировать способы взаимодействия взрослых с ребенком Определить, насколько хорошо работает головной мозг, с помощью МРТ, ЭЭГ и других методов Пройти детского психолога и психиатра, а также посетить логопеда и невропатолога
Классификация
На основании результатов тестов по оценке интеллекта по методике Векслера, более известных как определение IQ (в норме этот показатель должен быть выше 80, IQ в пределах 70–80 считают пограничной формой задержки развития) выделяют 3 стадии олигофрении:
- легкая (дебильность), IQ 50–70;
- умеренная (стадия имбецильности), IQ 35–49;
- тяжелая и глубокая (выраженная имбецильность и идиотия), IQ меньше 34.
Как лечить ЗРР?
Ранняя диагностика подобных проблем позволяет вовремя назначить соответствующее лечение и в некоторых случаях успешно избавиться от них.
Традиционные медицина и врачи предлагает сочетать следующие методы:
- Прием медикаментов, назначенных неврологом или психиатром Они призваны питать нейроны мозга – Кортексин, Лецитин, Нейромультивит и т.п.
- Современные аппаратные процедуры, такие как: рефлексо- и магнитотерапия Они способны активизировать работу головного мозга, улучшить речь, но имеют множество противопоказаний
- Занятия с дефектологом и логопедом по индивидуально выстроенным программам, в которые входят различные игровые упражнения
- Один из видов логопедического массажа, подобранный для каждого конкретного ребенка
- В качестве дополнительных методов лечения родители могут также использовать дельфино- или иппотерапию
Мы предлагаем вам заменить медикаментозное лечение на уникальную восстановительную программу – эффективную и безопасную Ведь только живые продукты могут эффективно зайти в клетку и там поработать.
ЗРР, как и любые другие задержки в развитии ребенка, опасны социальными последствиями
отставанием от сверстников проблемами с учебой дальнейшим получением профессии
Поэтому основная задача родителей таких особенных детей – вовремя заметить проблему и грамотно избавиться от нее.
Особенности детей с задержкой психического развития
Нарушения в интеллектуальной сфере детей, у которых наблюдается задержка в развитии, носят относительно лёгкий характер, но затронутыми оказываются все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.
Восприятие у ребёнка с задержкой психического развития фрагментарно, замедленно и неточно. Отдельные анализаторы работают на том же уровне, что и у нормально развивающихся детей, но ребёнок с ЗПР будет иметь трудности при формировании целостного образа. Зрительное восприятие развито лучше, чем слуховое. Эту особенность важно учитывать при обучении таких детей: им обязательно нужны наглядные пособия для лучшего усвоения материала. У детей с задержкой психического развития нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность (узнавание объектов в непривычном ракурсе вызывает у них определённые затруднения), в том числе страдает и целостность восприятия. Дети с ЗПР испытывают трудности при выделении отдельных элементов объекта, который воспринимают как единое целое, затрудняются достроить целостный объект по его части, затрудняются угадать, что находится перед ними, если демонстрируется только часть объекта.
Что касается внимания, оно у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Ребёнок отвлекается на любые посторонние стимулы, ему сложно сосредоточиться на каком-то одном занятии, поэтому ситуации, связанные с концентрацией, вызывают большие затруднения. Кроме того, у них нарушена избирательность и распределение внимания. Они не могут оценить, какой стимул является значимым, для того чтобы сконцентрироваться на нём, а какой — нет. Отвлечь от выполнения основного задания их может даже незначительный стимул.
Память у детей с задержкой психического развития характеризуется фрагментарностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной. Зрительные стимулы они запоминают лучше и быстрее, чем слуховые. Более сохранна у них непроизвольная память. Кроме того, у детей с задержкой психического развития наблюдается низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение самостоятельно организовать свою работу по заучиванию необходимого учебного материала, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и неумение использовать приёмы запоминания.
Что касается мышления, у детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное, а более нарушенным оказывается образное мышление в силу того, что для них характерна неточность восприятия. Что касается абстрактно-логического мышления, его развитие и функционирование невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением, поэтому они не могут справиться с заданием, связанным с упорядочиванием событий, построить умозаключение, они не могут произвести обобщение и на его основании сформулировать выводы.
Речь у детей с задержкой психического развития также имеет свою специфику. У них наблюдается искажение артикуляции многих звуков, нарушение слуховой дифференциации. Их словарный запас ограничен. У таких детей наблюдается нарушение контроля за грамматическим оформлением речи, им гораздо труднее выстраивать связные, грамотные высказывания. Поэтому их речь может казаться достаточно неграмотной и слишком простой.
Что касается письменной речи, у детей с задержкой психического развития часто наблюдаются такие явления, как дисграфия и дислексия. Под дислексией в психоневрологии понимают нарушения процессов чтения, а под дисграфией – нарушения процессов письма. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: они пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов. Скорость чтения при дислексии невысокая, дети меняют буквы местами, а иногда пропускают начальные слоги слов. При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: всё, что написано ими, содержит достаточно большое количество грамматических ошибок. При письме они не используют заглавные буквы, знаки препинания, путают между собой похожие по написанию буквы, слитное и раздельное написание предлогов и приставок. Почерк у них, как правило, некрасивый, неаккуратный и непонятный. В средних и старших классах школьники стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но и это не спасает их от допуска достаточно грубых ошибок. И пишут, и читают такие дети намного медленнее, чем их сверстники.
Формирование личностной сферы у детей с задержкой психического развития тоже имеет ряд особенностей. Она характеризуется чрезмерной эмоциональной подвижностью, частыми сменами настроения, внушаемостью. Им присуща безынициативность и безволие, они редко становятся душой компании, ведущими в какой-либо деятельности, а идут на поводу у своих сверстников. Кроме того, у них могут отмечаться аффективные реакции, повышенная агрессивность, повышенная тревожность. Это может приводить к серьёзным конфликтам с окружающими людьми.
Но чаще дети с ЗПР замкнутые и необщительные. Не умея социально адаптироваться, они предпочитают играть в одиночку, избегают контактов со сверстниками. Их игровая деятельность отличается стереотипностью и однообразием, сюжет игры одноплановый, очень простой. Они играют, как будто по шаблону, их фантазия достаточно скупая.
Особенности моторики детей с задержкой психического развития включают неловкость, неуклюжесть, недостаточную координацию. Они часто подвержены таким явлениям, как гиперкинезы (патологическим внезапно возникающим непроизвольным движениям в одной или целой группе мышц по ошибочной команде головного мозга) и тики (это быстрое непроизвольное стереотипное сокращение мышц).
Отзывы о клинике
У нас можно пройти курс лечения умственной отсталости, чтобы улучшить адаптационные возможности больного. Часто родственникам пациента недостаточно информации о методах лечения, сроках терапии и стадиях заболевания. На этой странице вы можете ознакомиться с отзывами реальных людей, в которых присутствует интересующая информация.
Мы никак не влияем на их содержание, постоянно улучшаем качество обслуживания и повышаем свою квалификацию. Оставить отзыв может любой наш пациент, желающий выразить свое мнение на страницах нашего ресурса. Не найдя интересующих сведений, позвоните нам на телефон call-центра. Дежурный специалист предоставит достоверную информацию в течение нескольких минут.
Как проводить профилактику проблем психического развития
Хорошая и эффективная профилактика детских ЗПР основывается на раннем и всестороннем развитии малышей. Вообще медицинские специалисты советуют родителям ребёнка придерживаться следующих простых правил в целях профилактики ЗПР.
- Необходимо создать оптимальные условия для успешного протекания беременности и родов у женщины.
- В семье, где растёт маленький ребёнок, должна быть создана благоприятная и дружелюбная обстановка.
- Если у малыша развиваются какие-либо заболевания, их необходимо лечить своевременно.
- С первых дней после появления на свет за состоянием малыша нужно тщательно следить.
- С раннего возраста с малышом нужно постоянно заниматься, развивая способности и умения.
В профилактике ЗПР у детей огромное значение имеет контактирование матери с малышом на эмоциональном и телесном уровне. Ребёнок будет ощущать себя спокойно, когда его обнимает и целует мама. Благодаря вниманию и заботе малыш лучше ориентируется в новой для него обстановке, учится адекватно воспринимать окружающий мир.
Отдельно хотим порекомендовать развивающие коврики — ребенку они обязательно понравятся!