Всем хоть раз в жизни приходилось нарушать правила. Кто-то привык бросать фантик на землю, а не в урну. Кто-то зависает 24 часа в сутки в компьютерных играх, ни с кем не общаясь, не работая, не высыпаясь и толком не питаясь. А кто-то доводит себя до изнеможения различными диетами.
Мало кто знает, что все эти действия подпадают под девиантное поведение — отклонения от нормы. Большинство людей считает, что оно присуще только наркоманам, алкоголикам, преступникам и другим асоциальным элементам общества. Психологи более неумолимы: согласно их статистике, 90% людей (время от времени или постоянно) являются девиантами.
Основные понятия
Простыми словами, девиантное поведение — это устойчивое (постоянно повторяющееся) поведение, отклоняющееся от общепринятых общественных норм. Для данного явления существует и другое понятие — социальная девиация. Общество вынуждено реагировать на него определёнными санкциями: изоляцией, лечением, исправлением, наказанием.
Так как девиантное поведение является предметом изучения различных наук, каждая из них даёт ему своё, специфическое определение.
Социология
Социологи девиантным поведением называют любые социальные явления, представляющие угрозу жизни человека, обусловленные нарушением процесса усвоения норм и ценностей, саморазвития и самореализации в обществе.
Медицина
Для врачей девиантность — это пограничная нервно-психическая патология, которая приводит к отклонению от общепринятых норм межличностных взаимодействий. В то же время медики признают, что далеко не все случаи — результат расстройств личности и поведения. Нередко отклоняющееся поведение демонстрируют и психически здоровые люди.
Психология
В психологии это отклонение от социальных и нравственных норм, ошибочный шаблон решения конфликта, направленный против общества. Может измеряться количественно (что определяет степень запущенности проблемы) — через ущерб, нанесённый общественному благополучию, окружающим или себе.
Исходя из этих определений, несложно понять, кто такой девиант. Это человек, демонстрирующий черты отклоняющегося, недопустимого поведения и нуждающийся в помощи специалистов: психологов, психотерапевтов, неврологов.
Психология девиантного поведения — научная дисциплина, изучающая сущность, причины и проявления устойчивых неадекватных поступков. В данном направлении работают разные специалисты — клинические и возрастные психологи, педагоги, юристы и социологи. В настоящее время особое внимание уделяется методам профилактики и коррекции девиаций в подростковом и юношеском возрасте.
Девиантология — это наука, изучающая девиации и реакцию общества на них. Включает в себя работу в данном направлении, ведущуюся разными науками: психологией, психотерапией, криминалистикой, социологией.
Три проблемы девиантологии.
Кажется что все предельно просто: есть нормальное, обычное, принятое в обществе поведение, а есть отклоняющееся то ли в негативном, то ли в позитивном направлении.
Но девиация намного более сложное явление и определяют эту сложность главным образом три проблемы:
- Границы социальной нормы не точные, а весьма условные и размытые.
- Неразрешимость дилеммы «Свобода или необходимость?». Выбор поступать так как положено, как велит общество, моральные и юридические нормы или действовать свободно, как хочется – в конце концов, остается личным делом каждого.
- Абсолютно нормального по всем показателям гражданина просто не бывает!
Человек может, совершив преступление (негативное отклонение), спасти множество людей (позитивный результат), а другой, казалось бы, совершивший гениальное открытие (позитивное отклонение), навредить всему человечеству (негативный результат).
Человеческое поведение относительно и противоречиво, оно очень сложно, многогранно, обусловлено множеством факторов, поэтому часто не может быть оценено по шкале «добра и зла», но другого критерия оценки нет.
Именно моральные нормы определяют, кого осуждать и наказывать, а кого нет, так как лежат в основе писанных и неписанных законов. Но оценивать человека строго как «хорошего» или «плохого» это все равно что глядя на трехмерный куб лишь с одной стороны признавать его плоским квадратом.
Преступники, отшельники, революционеры, бездомные, гении, святые, первооткрыватели – все это девианты, то есть люди, отличающихся от «среднестатистических» характером и поведением.
Девиантной может быть не только отдельная личность, но и группа людей, сообщество, организация или субкультура.
Существующие проблемы
Проблема девиации в том, что многие не понимают её масштабов. Кто из нас хоть раз не совершал то, что осудило бы общество? Психологи утверждают, что у каждого человека есть свои «скелеты в шкафу», но они тщательно охраняются от чужих глаз во избежание осуждения. Вопрос лишь в том, насколько они опасны. Кто-то регулярно крадёт клубнику с дачного участка соседа, или курит в подъезде, или включает на всю громкость музыку после 23.00 в многоквартирном доме. А кто-то избивает жену, крадёт миллионы с общественных счетов, распространяет наркотики. Всё это — примеры из жизни, но почувствуйте сами, насколько они разные по своим последствиям.
Вторая проблема общества, связанная с девиантами, — это несимметричный контроль за ними. Мы часто слышим о нарушениях социальных и моральных норм известными людьми. Но они обычно остаются ненаказуемыми. Хотя при совершении такого же поступка простым человеком одним лишь осуждением дело не ограничивается.
Происхождение названия. Термин «девиантный» восходит к латинскому слову «deviatio», которое переводится как «отклонение».
Примеры девиантного поведения и правильная реакция родителей
Один из частых примеров, с которым родители обращаются к психологу, это когда ребенок ведет себя агрессивно без видимых на то причин или устраивает скандалы.
Наиболее эффективной ответной реакцией со стороны взрослых, предотвращающей повторение подобных проявлений, будет ее полное отсутствие. Т.е. даже если ребенок падает на пол, захлебывается в истерике и кричит на всю улицу, родитель должен начать с ним разговаривать только после полного успокоения. Таким образом, тренируется самоконтроль и закрепляется поведение, при котором малыш понимает, что будет выслушан только при нормальном поведении.
Прогулы школы и систематическое невыполнение заданий не должны вызывать со стороны родителей избыточную реакцию, но игнорироваться также не могут. Такая форма может быть способом привлечения к себе внимания именно со стороны семьи или же возникнуть вследствие возникших психологических трудностей в школьном коллективе. Тут важно спокойно обсудить с ребенком причины такого поведения, не устраивая допроса и не намекая на наказание. Главное — дать ребенку понять, что вы заодно, то есть даже записку классному руководителю готовы написать, если банальный отдых исправит ситуацию.
В случае правонарушений и/или наличия фактов употребления наркотических веществ необходимы кардинальные меры по пресечению данного вида поведения вплоть до смены места жительства, если других возможностей изменить круг общения ребенка не представляется. Необходимо также тщательное исследование причин такого поведения и их устранение, поскольку без удаления «корня» проблемы ее повторение очень вероятно.
Причины
Биологические
Наследственная, генетически обусловленная склонность к девиантному поведению, проявляющаяся с малого возраста. Таких проблемных детей можно увидеть ещё в детском саду. В школе отклонения усугубляются и провоцируют развитие психически расстройств личности.
Психологические
Иногда человек с рождения обладает бунтарским характером, который заставляет идти против системы. Внешние факторы и раздражители тоже являются причинами девиации. Виноватым может оказаться дезадаптивное развитие психики из-за определённых качеств характера (агрессивности, низкой самооценки, беспомощности). Нередко психологи объясняют девиации психоэмоциональным состоянием, устойчивым на протяжении длительного промежутка времени (например, при депрессии или утрате близкого человека).
Социологические
Социально обусловленные причины девиантного поведения хорошо описаны и объяснены теорией аномии, созданной французским социологом и философом Давидом Дюркгеймом. Согласно его определению, аномия — разложение устоявшихся общественных ценностей и норм по причине несоответствия новым идеалам. Это некий вакуум, который провоцирует людей на отклонения. Всегда сопровождается резким увеличением количества алкоголиков, наркоманов, самоубийц, преступников.
Что такое девиантное поведение
Под девиантным поведением
принято понимать действия, противоречащие установленным социальным нормам.
Устойчивое проявление девиаций заставляет общество применять к данному человеку санкции – изоляцию, наказание, исправление, лечение.
Попросту говоря, девиация – это нарушение каких-либо правил. В связи с этим психологи утверждают, что абсолютное большинство людей на планете являются девиантами. Действительно, трудно прожить всю жизнь, не нарушая ни единого установленного правила – под этим понимаются не только государственное законодательство, но и некие неформальные установления, вроде необходимости общаться с друзьями в свободное время. Слишком высокое трудолюбие («трудоголизм»), увлечение диетами – это тоже девиации.
Теории
На основании ведущих причин отклонений от общественных норм были созданы различные теории девиантного поведения.
Биологические теории
Суть: девиантные поступки — следствие врождённых склонностей. Такие люди не могут сдерживать свои низменные потребности и делают всё для их удовлетворения, невзирая на правила и даже на страх наказания.
Ломброзо
Биологической является теория врождённого преступника итальянского врача-психиатра, педагога и психолога Чезаре Ломброзо. По результатам многолетней работы в тюрьмах учёный сделал вывод, что девиантные поступи 1/3 всех преступников обусловлены качествами, заложенными самой природой. Все они отличаются набором одни и тех же характеристик:
- упорные в своей злобе и свирепстве;
- недоразвитые;
- не способные обуздать свои инстинкты;
- не поддающиеся исправлению;
- обладающие специфической внешностью: нарушение челюсти, плоский и вдавленный в лицо нос, редкая борода, длинные руки.
Ломброзо сравнивал их с обезьянами. Но британский врач Чарльз Горинг подверг его теорию критике и обосновал её несостоятельность.
Шелдон
К биологическим также относится конституциональная теория темперамента американского психолога Уильяма Герберта Шелдона. По его мнению, поступки человека можно предугадать по типу фигуры:
- эндоморфы (умеренная полнота) общительны и умеют ладить с окружающими;
- мезоморфы (сила и стройность) беспокойны, активны, не чувствительны к боли и наиболее склонны к девиантному поведению;
- эктоморфы (хрупкое тело) склонны к самоанализу, обладают повышенной чувствительностью, нервозностью.
Однако теория Шелдона не всегда срабатывает. Среди преступников и других лиц с девиантным поведением есть люди с разным типом телосложения.
Гоув
Ещё одна биологическая теория, основанная на влиянии половых и возрастных особенностей. Автор — Уолтер Гоув. Выводы по результатам исследований:
- чаще всего девиантные поступки наблюдаются среди молодёжи, пик приходится на 18-24 года;
- на втором месте — подростки 13-17 лет;
- на третьем — 25-30 лет;
- и только потом идёт возраст после 30 лет, когда совершаются преступления либо в состоянии аффекта, либо вследствие серьёзных психических расстройств.
Существуют также разрозненные доказательства отдельных исследований, утверждающие, что склонность к девиации может быть обусловлена генетикой:
- близнецы с одинаковым количеством хромосом в 50% случаев совершают отдельно друг от друга, не сговариваясь, одни и те же нарушения норм;
- усыновлённые дети своими отклонениями похожи на биологических, а не приёмных родителей;
- мужчины с дополнительной хромосомой У отличаются тяжёлой психопатичностью, низким интеллектом и повышенной девиацией.
Большинство психологов не принимают биологические теории. Единственное, с чем они соглашаются, — тип нервной системы может играть определённую роль в девиантном поведении, но далеко не решающую.
Социально-психологические теории
Суть: само общество провоцирует человека на нарушение его же правил.
Дюркгейм
Знаменитая теория аномии Дюркгейма. По его мнению, во время кризисов, войн, революций, переворотов, смены власти и прочих социальных изменений люди находятся в состоянии запутанности и дезорганизованности, теряют ориентиры. Это и заставляет их вести себя неадекватно.
Мертон
Теория адаптации личности к окружающим его условиям американского социолога Роберта Мертона расширяет аномии Дюркгейма. Согласно ей, на девиацию влияют не только социально-общественные кризисы, но в первую очередь — реакция человека на них. Данная классификация представлена ниже.
Беккер
Одна из самых известных социально-психологических теорий — теория ярлыков или стигмации. Автор — американский экономист Гэри Стэнли Беккер. Он описывал процесс навешивания ярлыков влиятельными слоями общества — более низким. Традиционно к девиантам относят цыган, бомжей, наркоманов, алкоголиков. Но это несправедливо, ведь среди них могут быть люди, придерживающиеся общих правил и не преступающих закон. Однако ярлык антисоциальной, неблагополучной прослойки общества заставляет их в итоге вести себя как девианты.
Психологические теории
Суть: основные причины девиантного поведения лежат в области психики.
Экзистенциально-гуманистическая
Представители данной теории считали, что основная причина девиантного поведения — разочарование личности в самой себе. Каждый из них акцентирует внимание на отдельных моментах этого процесса.
Австрийский психиатр, психолог и невролог Виктор Франкл считал провоцирующим фактором подавление духовности и потерю смысла жизни.
По мнению американского психолога, автора клиент-центрированной психотерапии Карла Роджерса, виноваты искажённые представления человека о самом себе, низкая самооценка, склонность к самоуничижению.
Американский психолог, основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу основными причинами называл фрустрацию базовых потребностей.
Психодинамическая
В основе — психоанализ Фрейда. Основной источник девиантного поведения — конфликт между бессознательным и сознательным. Причём в основе первых лежат сексуальные влечения. Правда, неофрейдисты уже не акцентируют на нём внимания и отдают пальму первенства дефициту эмоционального контакта, чаще всего — отсутствию близкого общения с матерью.
Поведенческая
Классический бихевиоризм рассматривает девиантные поступки как результат воздействия на личность окружающей среды. По их мнению, если ребёнка изначально достаточно строго наказывать за проступки, в дальнейшем боязнь будет останавливать его совершать их. Большое внимание бихевиористы уделяют методам коррекции отклонений, к которым относят негативное подкрепление, эмоционально-негативное обусловливание и оперантное угашение реакции.
Когнитивная
Согласно теории американского психотерапевта, профессора психиатрии и создателя когнитивной психотерапии Аарона Бека и американского психолога, когнитивного терапевта, автора рационально-эмоциональной поведенческой терапии Альберта Эллиса причины девиантного поведения — в неадаптивных мыслительных схемах, которые запускают неадекватные чувства и действия.
Отклоняющееся поведение и его типы. Социальная роль, социальный статус
В любом сообществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, по которым оно живёт. Отклонение от этих норм или их несоблюдение называется социальным отклонением или девиацией.
Отклоняющееся поведение можно назвать актуальной проблемой современного общества. Ведь согласитесь, что на самом деле индивиды с полностью конформным поведением встречаются достаточно редко.
Конформное поведение
– это действие человека, которое проявляется в его податливости реальному или мнимому давлению группы, в изменении установок и поступков в соответствии с позицией сообщества, к которому он причастен.
Практически все мы время от времени поступаем не так, как следовало бы, по мнению окружающих. То есть каждый из нас – то чаще, кто реже – отклоняется от общепринятых норм поведения.
Так что же принято понимать под этим термином?
Отклоняющееся поведение
– это социальное поведение, не соответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.
Как правило, примером такого поведения могут служить действия, которые приносят вред тому, кто является их субъектом, то есть самому человеку – алкоголизм, наркомания, игромания, склонность к суициду (самоубийство).
Также примером такого поведения могут быть и действия, которые вредят окружающим или наносят ущерб обществу в целом: агрессивное поведение (хамство, скандалы, рукоприкладство), преступления.
Но отклонения в поведении могут носить позитивный характер (например, гениальность, альтруизм, инициатива, новаторство, героизм, выдающиеся успехи деятелей искусства, политики, производства), в этом случае несоответствие общепринятым нормам приносит пользу обществу.
Вокруг нас много чудаков, которые ведут себя странно, необычно. Но никакого особого вреда от них нет. Может быть, они доставляют какие-то неудобства самим себе или своим близким…
Калужского учителя Константина Эдуардовича Циолковского современники тоже считали чудаком, а вот мы с вами же считаем его основоположником космонавтики.
То есть мы можем говорить о том, что отклоняющееся поведение бывает: негативным, позитивным и нейтральным (то есть поведение, которое не даёт и серьёзной пользы обществу, но и не приносит какого-либо вреда). Допустим, вы – «морж»: любите окунуться в ледяную воду. Или предпочитаете не пользоваться транспортом в пределах города: пройти пять–десять километров до места учёбы или работы для вас совсем не проблема. Или носите одежду, эпатирующую почтенную публику. В любом из этих трёх случаев ваше поведение можно считать отклоняющимся от нормы. Одни люди отнесутся к нему негативно, другие будут вам подражать, а третьи – просто не обратят внимание. Но какого-либо ощутимого вреда эти действия никому не приносят (а физическая нагрузка может принести пользу). Такие отклонения в поведении можно считать нейтральными.
Также отклоняющееся поведение может быть индивидуальным или коллективным. Любой из примеров, которые мы с вами уже приводили, может подходить как и для отдельного человека, так и для группы.
Если делать различие между терминами «отклоняющееся» и «девиантное поведение», не считать их синонимами, то можно говорить о том, что девиантное поведение
– это многократно или длительно повторяющееся, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм поведение личности, которое причиняет реальный ущерб обществу или самому человеку, а также сопровождается социальной дезадаптацией.
Также принято выделять понятие делинквентного поведения
– это нарушения норм, подпадающие под категорию противоправного действия.
Девиантное поведение относительно, то есть принадлежит к моральным нормам определённой социальной группы, а делинквентное поведение абсолютно, то есть нарушает норму, выраженную в юридических законах общества.
Всякий раз, когда заходит разговор о девиантном поведении, встаёт вопрос о том, почему люди ведут себя так. Почему они нарушают социальные нормы, причиняя вред окружающим и самим себе? Дать точного ответа на этот вопрос не может никто. По этому поводу существуют различные теории:
Биологическое объяснение
– люди по своему биологическому складу предрасположены к определённому типу поведения. Причём биологическая
предрасположенность по биологическому складу, то есть люди рождаются с генетической предрасположенностью к девиантному поведению и ничего с этим сделать нельзя.
Психологическое
объяснение
– девиантное поведение является следствием определённых психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок, направленности личности (всё это отчасти имеет врождённый характер, отчасти формируется воспитанием и средой). В то же время сам поступок, нарушение закона может стать результатом психологического состояния девианта.
Социологическое объяснение:
· Концепция аномии.
Девиантное поведение вызывается аномическим состоянием общества (аномией)
Аномия
– это состояние общества, в котором происходят разложение, дезинтеграция и распад определённой системы устоявшихся социальных ценностей и норм, ранее поддерживавшей традиционный общественный порядок и регулировавшей жизнедеятельность людей.
Например, после распада Советского Союза и краха советской системы ценностей наступают так называемые «лихие 90-е», которые сегодня ассоциируются прежде всего, со всплеском преступности.
Теория стигматизации (или теория пятна, клейма,
наклеивания ярлыков).
Сторонники этой теории объясняют девиантное поведение способностью общества навешивать людям ярлыки «девиантов». С человеком могут обращаться так, словно он или она нарушили правило (даже если это и не соответствует действительности) только потому, что другие люди утверждают, что это правило нарушено.
Например, вышедший из тюрьмы преступник уже чист перед обществом: он понёс наказание за свои противоправные действия. Но как правило, общество не принимает его в новом качестве. Люди будут опасаться рецидива, говорить: «Преступник никогда не перестанет быть преступником», – или что-нибудь вроде этого. Из-за такого «ярлыка» бывшему заключённому зачастую очень трудно бывает найти хорошую работу, что в результате может привести к возвращению в криминальное сообщество.
Иногда такое клеймо ставится на целых социальных группах. Речь идёт о стереотипах их восприятия в сознании других групп.
Предубеждения, связанные с ожидаемым поведением русских, немцев, верующих или футболистов, могут в определённой степени запрограммировать поведение. Все ждут от меня нарушения каких-то норм, что ж, я буду их нарушать.
Мы уже говорили на предыдущих занятиях о том, что социальная структура общества включает в себя различные социальные группы, которые отличаются по своему положению. Различается и общественное положение людей, входящих в эти группы. Для характеристики этого положения используется термин «социальный статус».
Социальный статус
–
это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением; это определённая позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.
Принято выделять следующие разновидности социальных статусов:
· Статусы, определяемые положением индивида в группе – личный и социальный.
Личный статус
–
то положение человека, которое он занимает в малой (первичной) группе в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества.
Социальный статус
–
определённые социальные функции, которые человек выполняет, взаимодействуя с другими людьми.
· Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом – основной и неосновной (эпизодический).
Основной статус
определяет главное в жизни человека (чаще всего это статус, связанный с основным местом работы и семьёй, например: хороший семьянин и незаменимый работник).
Эпизодические (неосновные) социальные статусы
влияют на детали поведения человека (например: пешеход, пассажир, прохожий, пациент, участник демонстрации или забастовки, читатель, слушатель, телезритель).
· Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора.
Предписанный (приписанный) статус
–
социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности (например: национальность, место рождения, социальное происхождение).
Достигаемый (приобретённый) статус
приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (например: образование, профессия, материальный достаток, деловые связи).
Смешанный статус
обладает чертами предписанного и достигаемого статусов (например: человек, ставший инвалидом, звание академика, титул олимпийского чемпиона).
В любом обществе существует некоторая иерархия статусов,
которая представляет собой основу его стратификации. Определённые статусы являются престижными, другие
–
наоборот. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:
· реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;
· системы ценностей, характерной для данного общества.
Социальный статус человека определяет его права и обязанности, формирует его имидж. Имиджем обычно называют совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом. Вы наверняка слышали следующие суждения: «Он (или она) одевается не по возрасту»; «Человек моего положения должен ездить на автомобиле представительского класса» или что-нибудь в этом роде.
Для некоторых статусов характерны статусные символы, то есть внешние знаки различия, которые позволяют разграничить носителей разных статусов. Например, военнослужащие и работники правоохранительных органов носят форму. Школьная форма также может стать статусным символом для учащихся, особенно если отдельные учебные заведения будут использовать отличающиеся друг от друга модели.
Человек не просто обладает определённым социальным статусом. Его постоянно оценивают окружающие. Эта оценка находит своё выражение в понятиях «престиж» и «авторитет».
Престиж
– это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закреплённая в культуре и общественном мнении.
Авторитет
– степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека.
То есть авторитетной может быть личность, а престижным – её социальный статус.
Каждый индивид может иметь большое количество статусов. Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на её поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью.
Социальная роль –
это образец поведения (социально одобряемое, ожидаемое поведение), признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе.
Каждый человек в зависимости от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов по-своему выполняет социальную роль, но человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе.
Ролевой набор
– это совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом.
В ролевой набор входят:
· Основные (типичные) социальные роли: семейно-бытовые (мать, отец, муж, жена, дочь, сын, брат, сестра, бабушка, дедушка и так далее), профессиональные (студент, рабочий, менеджер, чиновник и так далее) общественно-политические (президент, министр, депутат, член политической партии или общественной организации и так далее).
· Ситуационные социальные роли: роли пассажира, пешехода, покупателя, зрителя и др.
Чем больше социальных ролей может воспроизвести человек, тем более приспособленным к жизни он является. Важно только, чтобы играя разные роли, он оставался самим собой.
Необходимо различать социальную роль
– то есть ожидаемое поведение,и
ролевое поведение –
то есть фактическое поведение исполнителя конкретной роли.
Например, от родителей общество ожидает, что они будут заботиться о своих детях; от лучшего друга ждут понимания и поддержки в любых обстоятельствах; работодатель ждёт, что работник должен добросовестно осуществлять порученную ему работу; от учителя рассчитывают получить ответ на любой вопрос, касающийся того предмета, который он преподаёт и так далее. Но каждый человек в зависимости от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов по-своему выполняет свою социальную роль.
Такое вот расхождение между ожиданием и реальностью часто приводит к ролевым конфликтам.
Ролевой конфликт
– это конфликт, обусловленный противоречиями между различными ролями или компонентами ролей одного или нескольких человек.
Ролевые конфликты различных форм и типов встречаются везде: в семейных отношениях, в системе образования и подготовки кадров, практически на всех уровнях профессиональной структуры (от производственных коллективов до управленческих звеньев), даже в политическом устройстве общества.
Принято выделять следующие виды ролевых конфликтов:
Внутриролевой
– конфликт, при котором требования одной и той же роли противоречат друг другу (например, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним).
Межролевой
– конфликт, возникающий в ситуациях, когда требования одной роли противоречат требованиям другой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей).
Личностно-ролевой
– конфликтная ситуация, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (например, профессиональная деятельность не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).
В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы:
1. Что такое отклоняющееся поведение?
2. Назовите и охарактеризуйте типы отклоняющегося поведения.
3. В чём состоит отличие между терминами социальная роль и социальный статус?
4. Что такое ролевой конфликт?
5. Какие существуют виды ролевых конфликтов?
Проявления
Основные признаки девиантного поведения, которые используются в педагогике и психологии для диагностики:
- несоответствие общепринятым социальным нормам;
- их нарушение;
- негативная оценка со стороны окружающих, применяемые санкции;
- нанесение реального ущерба окружающим и себе;
- устойчивость — многократное иди длительное повторение одних и тех же поступков, направленных против норм общества;
- общая направленность самой личности — разрушающая;
- социальная дезадаптация.
В жизни проявление девиантного поведения не ограничивается этим набором признаков. Оно слишком многогранное, чтобы очертить круг всех его форм. В разных ситуациях к нему могут относиться:
- агрессивность;
- неуправляемость;
- скрытность;
- склонность к жестокости, отсутствие чувства жалости;
- резкая смена настроения;
- стремление к неформальным группировкам;
- сознательное несоблюдение правил и ограничений, действующих в данном обществе на данный момент времени;
- нарушение законов.
Нужно понимать, что не всегда данные признаки лежат на поверхности. Иногда внешне человек ничем не выдаёт в себе девианта. Он может иметь много друзей, отличаться успехами в учёбе или карьере, быть благовоспитанным и тихим. Но, выходя за рамки знакомого окружения, может совершать ужасные вещи (мучить животных, ходить на собрания экстремистских группировок и даже вынашивать план убийства).
Психологи также акцентируют внимание на том, что к девиантному поведению не относится эксцентричность, которая характеризуется странностями и чудачествами. Она основана на чувстве обострённой индивидуальности, но практически никогда не наносит вред ни окружающим, ни носителю. Поэтому к отклонениям её не причисляют.
Выводы
Таким образом, девиантное поведение обусловлено социальными, биологическими и психологическими факторами, которые необходимо учитывать при воспитании молодежи.
Специалисты считают, что девиантное поведение невозможно искоренить из социума, но при этом отмечают, что оно возникает в обществе на фоне кризиса, когда люди не удовлетворены качеством жизни, не востребованы. По данным социологов, около 85% населения деморализованы, падают духом и чувствуют растерянность. В результате, они становятся безразличными к средствам достижения целей, коррупции, экстремизму.
Так как ни одно государство не заинтересовано в людях, только человек сам может помочь себе и своим детям путем саморазвития, самонастроя и самовыкарабкивания. К сожалению, таковы реалии жизни: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
Классификация
Проблема классификации
Единая типология отсутствует по многим причинам. Во-первых, проблема девиантного поведения активно изучается психологами, медиками, социологами, криминалистами и многими другими специалистами. Для каждого из них важны какие-то определённые аспекты данного явления. Поэтому все они пользуются разными классификациями.
Во-вторых, нет единой теоретической базы по девиантному поведению. Поэтому до сих пор остаются непрояснёнными такие вопросы, как:
- Какие именно основные формы поведения — девиации, а какие — Реакция, продиктованная характером или личностными установками?
- Какие критерии есть для того, чтобы отличить норму от девиации?
- Существует ли положительное девиантное поведение, или оно носит только разрушающий характер?
Из-за отсутствия единства мнений по данным вопросам специалисты создают множество авторских классификаций.
Классификация Мертона
Виды девиации, согласно самой первой классификации (созданной в 1938 году) Мертона, выделены в соответствии со способами адаптации личности к окружающим его условиям. Всего описано 5 типов поведения, и только первый является нормой, а остальные 4 — отклонения:
- подчиняющееся, конформное — безропотное подчинение общественным целям и средствам их достижения;
- инновационное — признание целей, но самостоятельный выбор средств их достижения;
- ритуальное — отвержение и цели, и способов, но слепое, автоматическое следование каким-то традициям, привитым с детства, остаётся;
- ретретическое — полное отвержение всех норм, что предлагает общество, изоляция и отдельное от него существование;
- мятежное (революционное) — попытка изменить общество в соответствии с собственными целями и средствами их достижения.
Подробнее об этой классификации можно прочитать в книге Мертона «Социальная структура и аномия» (1966).
Типология Короленко
Российский психиатр и психотерапевт Ц. П. Короленко в сотрудничестве с Т. А. Донских предложил свою классификацию девиантного поведения.
Нестандартное
Нарушающее общепринятые правила, выходящее за пределы социальных стереотипов, но позитивно влияющее на развитие общества.
Деструктивное
Может быть внешнедеструктивным (нарушение общественных правил) и внутридеструктивным (разрушение собственной личности). Внешнедеструктивное, в свою очередь, представлено аддиктивным поведением (уход от реальности с помощью наркотиков, адреналина, других способов) и антисоциальным (сознательно совершённые преступления).
Внутридеструктивное тоже представлено разными видами:
- суицид;
- нарциссизм;
- конформизм;
- фанатизм;
- аутизм.
Данная классификация более подробно представлена в книге Короленко и Донских «Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире» (1990 год).
Менделевич
Классификация российского психиатра, психотерапевта и нарколога, клинического психолога Владимира Давыдовича Менделевича основывается на способах взаимодействия с реальностью. Он выделяет следующие типы девиантного поведения:
- делинквентный;
- аддиктивный;
- патохарактерологический;
- психопатологический;
- гиперспособности.
Их описание можно посмотреть в учебном пособии Менделевича «Психология девиантного поведения» (2005 год). Там можно найти ответ на частый вопрос, чем девиантное поведение отличается от делинквентного. Последнее — одно из проявлений первого. Девиация — более общее понятие, включающее в себя все вышеперечисленные типы. Деликвенция — противоправный поступок, чаще всего уголовно наказуемый и наносящий вред окружающим людям. Аддикция — уход от реальности.
Змановская
Психолог-психоаналитик, доктор психологических наук Елена Валерьевна Змановская предлагает в качестве критерия для классификации девиантного поведения последствия:
- антисоциальное (делинквентное) — преступления (опасные для жизни других членов общества, уголовное наказание для носителя);
- асоциальное (аморальное) — агрессия, игры на деньги, воровство (некомфортные условия существования для других членов общества, штраф, изоляция для носителя);
- аутодеструктивное (саморазрушительное) — суицид, зависимости, фанатизм, виктимность (опасность для самого носителя).
Классификация подробно описана в учебнике для вузов «Девиантология: Психология отклоняющегося поведения» (автор — Змановская).
Общая классификация
В современной психологии принято разделять между собой позитивное и негативное девиантное поведение. Хотя многие специалисты отвергают тот факт, что оно может быть положительным.
Негативные формы девиации опасны как для членов социума, так и для самого носителя:
- уголовная преступность;
- алкоголизм;
- наркомания;
- воровство;
- проституция;
- зависимость от азартных игр;
- бродяжничество;
- терроризм;
- экстремизм;
- вандализм;
- самоубийство.
Позитивные формы девиации приносят обществу благо, но при этом могут наблюдаться существенные или незначительные отклонения от общепринятых норм:
- самопожертвование;
- героизм;
- трудоголизм;
- обостренные чувства справедливости или жалости;
- гениальность, талант.
Многие специалисты не считают, что формы девиации могут быть позитивными. Они хоть и несут пользу обществу, но вредят самому носителю, поэтому их нельзя относить к положительным.
Профессор, доктор педагогических и психологических наук Юрий Александрович Клейберг добавляет к общепринятой классификации ещё один тип девиантного поведения — социально-нейтральное (попрошайничество).
Это интересно. В книгах фантастов привычное нам поведение нередко представлено как девиантное для того общества, в котором оно наблюдается. Например, Брэдбери («451 градус по Фаренгейту») называет девиантным чтение, Лукьяненко («Звёзды — холодные игрушки») — прикосновения и объятия, Оруэлл («1984») — личные отношения, Замятин («Мы») — личность, имеющую душу, способную любить и мыслить самостоятельно.
Причины возникновения девиации у личности
Причины этого явления могут быть самыми разными, но каждая из них полностью подчиняет себе человека, трансформируя его личность на поведенческом и когнитивном уровне.
Основными причинами являются:
- Окружающая среда, в которой рос и развивался ребенок. Незрелые родители не могут организовать в семье здоровый психологический климат и дать детям хорошее, правильное воспитание. Это неблагополучные семьи, где взрослые пьют, дерутся, демонстрируют неуважительное отношение друг к другу и окружающим.
Семья, где отсутствует один из родителей, также способствует искажению детской картины мира, является причиной проблем общения с противоположным полом. Если дома детей унижают и причиняют физический вред, они становятся злыми и срывают свой гнев в обществе.Ребенок, чьи родители ведут себя холодно и дистанцировано по отношению к нему, неосознанно используют девиантное поведение, как способ привлечь к себе внимание (отрицательное внимание в виде наказаний тоже является по своей сути вниманием);
- Психологические особенности характера тоже может провоцировать проявления девиации. Характерные особенности индивида в совокупности со средой иногда приводят к развитию психо- и социопатий, которые, в свою очередь, рождают поведенческие отклонения;
- Со стороны биологического обоснования девиант становится таковым ввиду врожденных или приобретенных заболеваний (телесных, физиологических). Например, если у ребенка имеются нарушения мозга, влекущие за собой угнетение интеллектуальных функций, то он просто не способен понять, что бить других плохо и наказуемо – у него просто нет для этого ресурсов.
Возрастные особенности
Девиация не диагностируется у детей младше 5 лет. Как правило, наиболее ярко она проявляется именно в школе, особенно — в подростковом возрасте.
У младших школьников
К девиациям младшего школьного возраста психологи относят:
- неспособности к невербальному общению;
- трудности установления межличностных контактов со сверстниками;
- речевые нарушения;
- задержка умственного, физического или психического развития;
- патологическое враньё;
- онанизм;
- клептомания;
- сосание пальцев и других предметов.
При своевременном выявлении признаков девиации у младших школьников лечение имеющихся заболеваний и коррекция психических расстройств обеспечивает благоприятные прогнозы.
У подростков
Для педагогов и родителей девиантные подростки становятся настоящей катастрофой. Ситуация обостряется наступлением полового созревания и возрастного кризиса. Отклонения могут иметь опасные последствия как для окружающих, так и для самого ребёнка.
К наиболее частым девиациям подросткового возраста психологи относят:
- бесконтрольная агрессия и даже жестокость;
- неуправляемость;
- дромомания — регулярные сбегания и уходы из дома без предупреждений, когда подросток не приходит ночевать;
- пиромания — склонность к поджогам;
- слишком импульсивные реакции на происходящее;
- анорексия, булимия и другие пищевые расстройства;
- инфантилизм — ненормальные для подростка поступки, действия и капризы маленького ребёнка;
- гипердинамия — чрезмерная двигательная расторможенность, патологическая неусидчивость;
- приобщение к употреблению запрещённых веществ.
Часто подростки, склонные к девиации, становятся участниками экстремистских групп и неформальных сообществ. Особенно опасно вовлечение таких несовершеннолетних в преступную деятельность. Последствия могут быть самыми нежелательными: от тюремного заключения до суицида и наркомании.
Как показывает статистика, подростки-девианты при отсутствии необходимой помощи и поддержки со стороны отличаются неадекватными реакциями и после взросления. Поэтому именно в этом возрасте так важны коррекция и профилактика.
Патогенез
Течение девиантного поведения подростков довольно сложное. Отклонения развиваются ввиду нарушения ориентации ребенка в системе общественных ценностей, норм и правил.
Если в период возрастного кризиса, когда обострены потребности самоопределения и самовыражения, отсутствуют устойчивая система ценностей, качественные социальные условия и поддержка близкого круга людей, то у подростка формируются патологии поведенческих отклонений. В этот период противоправные и аморальные поступки продиктованы желанием привлечь внимание, доказать свою силу, независимость и значимость, самостоятельность.
Диагностика
Если есть подозрения, что ребёнок всё чаще проявляет себя как девиантный, его необходимо показать психологу. Тот проводит первичную диагностику с помощью опросников и тестов. Самые распространённые из них:
- методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей;
- методика диагностики социально-психологической адаптации (Роджерс и Даймонд);
- для младших школьников — проективные методики;
- методика выявления фрустрации (Розенцвейг);
- методика определения уровня школьной тревожности (Филлипс);
- Шкала манипулятивного отношения (Банта);
- тест агрессивности (Басса–Дарки)
- тест на интернет-аддикцию (Никитина, Егоров)
- таблицы Шульте;
- методика Люшера;
- шкала Векслера;
- тест на самооценку психических состояний (Айзенк);
- карта наблюдений Стотта.
Методов диагностики огромное количество. Специалисты подбирают их в соответствии с каждой конкретной ситуацией.
Коррекция
Девиация как социальное явление и реакция общества на неё — предмет изучения социологии. Как индивидуальной особенностью личности ею занимаются педагогика и психология.
Для того, чтобы общество сохранилось, для создания благополучных условий существования в нём устанавливаются нормы поведения — законы. Организуется посильный контроль за их исполнением. Если отмечаются случаи девиации, предпринимаются меры её коррекции в зависимости от масштаба проблемы. Основными формами контроля являются:
- профилактика лиц, попадающих в группу риска (чаще всего школьников);
- изоляция лиц, представляющих опасность для других членов общества, — закоренелых преступников, террористов, экстремистов;
- обособление и соответствующее лечение лиц, страдающих психическими расстройствами и различного рода зависимостями (наркодиспансер, психбольница);
- реабилитация лиц, которые хотят и могут вернуться к нормальной жизни.
Тюремное заключение — традиционный способ наказания правонарушителей. Однако эффективным методом коррекции девиантного поведения его не назовёшь. Люди зачастую озлобляются, теряют навыки нормальной жизни в обществе, становятся замкнутыми, приобщаются к субкультуре заключённых, приобретают криминальные интересы. Поэтому статистика не вызывает удивления: 60% освобождённых в течение 4 лет снова совершают преступление и оказываются за решёткой.
У младших школьников самыми эффективными методами коррекции являются воспитательные беседы, индивидуальная работа с психологом.
Для подростков, у которых был диагностирован девиантный тип поведения, подбираются психотерапевтические методики. Групповые тренинги, ролевые игры, привлечение наглядного материала (видео, иллюстрации, аудиозаписи), арт-терапия — всё это с активным участием родителей способно решить данную проблему. Иногда назначается медикаментозное лечение в виде успокаивающих препаратов.
Виды отклоняющееся поведения
- Первичный этап девиации – человек позволяет себе нарушать общепринятые нормы поведения, но не считает себя нарушителем. Вторичный этап девиации – человек попадает под образ девианта, общество обращается с нарушителями не так, как с обычными гражданами.
- Индивидуальный и коллективный вид девиации. Зачастую индивидуальная форма девиантного поведения перерастает в коллективную. Распространение нарушений характеризуется влиянием субкультур, участники которых представлены изгнанными индивидами из общества. Индивиды, предрасположенные к нарушение общественных правил – группа риска.
Профилактика
Во многом методы профилактики будут зависеть от возраста. Например, в отношении младших школьников будет достаточно бесед со школьным психологом, учителями и родителями. В подростковом возрасте этого будет уже недостаточно — потребуются более серьёзные мероприятия. Важно прививать детям моральные ценности, правила поведения в обществе, уважение и соблюдение законов, навыки социализации. Такая профилактическая работа должна вестись постоянно.
Примерная программа профилактики
Цель — создание благоприятных условий для формирования знаний и умений о социальных нормах через привитие установок и навыков правильного и ответственного поведения.
Задачи:
- обобщить знания о полезных и вредных привычках;
- поддержать позитивную самооценку;
- научить принимать ответственность за собственное поведение и возможные нарушения;
- выработать адекватные, эффективные навыки правильного общения;
- развивать умение оказывать помощь в трудную минуту;
- привить правила санитарно-гигиенической культуры;
- сформировать коммуникативную, социальную и личностную компетентности;
- развивать эмоциональную сферу.
Возраст: подростки 10-17 лет.
Сроки реализации: 1 раз в неделю в течение одного учебного полугодия (18 недель).
I блок занятий
II блок занятий
III блок занятий
IV блок занятий
Профилактика девиантного поведения
Профилактические мероприятия должны быть направлены на выявление детей группы риска, устранение факторов, способствующих развитию девиаций, а также на оказание своевременной помощи.
Для того, чтобы стабилизировать эмоциональную и поведенческую сферы у детей и подростков, необходимо:
- Формировать интерес к окружающему миру и людям, стремление изучать и понимать закономерности реагирования людей и функционирования общества. Делать это нужно не только в образовательных учреждениях, а прежде всего в семье.
- Знакомить ребенка с соответствующими правилами поведения в различных жизненных ситуациях. Для малышей возможно закрепление необходимых навыков в игровой форме, для подростков подойдут тренинговые занятия.
- Развивать адекватное самовосприятие и самооценку, что впоследствии дает возможность ориентироваться в любых ситуациях и выбирать подходящее поведение из тех стратегий, которые были успешно усвоены ранее.
- Развивать навыки общения разных форм для любых ситуаций, а также с разными категориями людей. Чем больше человек получает соответствующей практики, тем выше вероятность подсознательного использования правильной стратегии в реальной ситуации.
- Родителям уделять внимание внутрисемейному взаимодействию и психоэмоциональной атмосфере в семье. Развивать взаимопонимание между собой и родительскую компетентность.
Для категорий детей и подростков, прошедших коррекционные программы, необходима профилактика возвращения к прежним формам взаимодействия. Тут ключевыми моментами будут отработка полученных навыков, соответствующая моральная и психологическая поддержка.
Последствия
Люди, страдающие девиантным поведением, — глубоко несчастны. Им приходится расплачиваться за свои поступки всю жизнь. Но самое главное — последствия не ограничиваются одной только личностью. Они охватывают окружающих и всё общество в целом:
- на уровне личности: физическое истощение организма, психические расстройства, социальная дезадаптация, одиночество, смерть;
- на уровне окружающих: риск смерти и насилия, страдания и переживания родных и близких;
- на уровне общества: криминализация.
Девиация является не только диагнозом, требующим лечения. Это глобальная проблема современного общества. Психологи и социологи уже давно призывают решать её комплексно, на уровне государства, начиная ещё со школы. Программы профилактики наподобие той, которая была приведена выше, реализуются единицами образовательных учреждений. На них не выделяются деньги из бюджета, они не являются обязательным компонентом школьной программы. Если бы всё было иначе — преступности было бы гораздо меньше.
Диагностика заболевания патологий поведения подростков
Психика – материя тонкая. Психические отклонения невозможно диагностировать лабораторными исследованиями. Поэтому психологи и психиатры проводят следующие клинические и психологически мероприятия:
- изначально необходимо наблюдение и проведение беседы, целью которой является установление условий проживания и внутрисемейных отношений, привычек подростка и наличия у него хобби, а также оценка общего состояния, поведенческих ответных реакций и эмоциональных особенностей;
- следующим этапом становится опрос родителей и близких родственников. Ввиду того, что самокритика подростков с отклонениями поведения зачастую отсутствует вообще или сильно занижена, крайне важны мнение и жалобы окружающих и близкоконтактирующих с пациентом людей;
- психологические тесты и личностные опросники позволяют установить превалирующие особенности личности и характерологические черты. При этом проводится несколько видов тестирования для получения более объемной картины;
- проективные методы направлены на получение сведений о вытесненных эмоциях: страхах, агрессии или тревогах. Они основаны на специфических тестах с цветом и формой.
Для полноты формирования клинической картины психиатру требуются дополнительные сведения:
- характеристики от учителей из школы;
- характеристика уполномоченного детской комнаты полиции;
- выписки из амбулаторной карты детских врачей педиатра, невролога и других узких специалистов.
Эти сведения призваны дополнить информацию, полученную в результате проведенных диагностических процедур.