Изображая травму. История психодрамы: как ролевая игра стала одним из ключевых методов современной психотерапии

Психодрама – это метод психотерапии, при котором люди проживают свою боль через театральную игру. Эта техника помогает проработать травмы, разрешить конфликты, наладить отношения в семье, коллективе, другой группе. Кроме этого, психодрама помогает поставить точку в отношениях с тем человеком, который умер или с которым невозможно связаться.

Методика подходит для проработки травм прошлого, решения психопатологических проблем в настоящем и визуализации счастливого будущего. Давайте разберем подробнее, что такое психодрама в психологии, рассмотрим ее основные понятия.

Определение понятия метода

Автор методики психодрамы – американский психиатр и социальный психолог Я.Л. Морено. Метод психодрамы был основан в 20-х годах XX века. Если говорить об открытии кратко, то Морено вдохновился сюжетно-ролевыми играми детей, искренностью и открытостью участников. Название техники образовано от двух греческих слов: psyche, что переводится как «душа», и drama, что в переводе означает «действие».

Психодрама – это метод групповой психологической терапии, основанный на сюжетно-ролевой игре. Один человек – главный герой. Все остальные участники – исполнители, которые помогают главному действующему лицу решить проблему. Роли строго распределены ведущим (психолог). Главный герой играет самого себя, остальные люди копируют вербальные и невербальные особенности тех персонажей, которые им достались.

В психологии до сих пор нет единого определения понятия «психодрама». Однако все психологи сходятся во мнении, что эта методика позволяет человеку раскрыть творческий потенциал, лучше познакомиться со своим внутренним миром, развить и улучшить навыки взаимодействия с социумом, изменить свои убеждения, установки и отношение к происходящим событиям. Это является задачами психодрамы. Психодраматическое, эмоциональное прочувствование – вот что лежит в основе исцеления через психодраму.

Основатель психодрамы, Я.Л. Морено называл эту технику искусством. Психолог давал такое определение этому методу: «Психодрама – это метод, в котором истина души познается в действии». Главное в этой технике – игра, импровизация, действия. Для полноценного осознания своей проблемы нужно всесторонне прочувствовать ее, прожить. Проигрывание позволяет взглянуть на проблему с разных сторон, вспомнить и увидеть что-то важное, упущенное до этого момента. Психодрама помогает человеку заглянуть в себя и изменить свое мышление, поведение.

В психодраме участвуют 5 основных элементов:

  1. Протагонист. Это главный участник сессии. Он старается понять себя, остальные участники помогают ему в этом. Он играет самого себя. Цель – максимальное раскрытие истинного Я. Крайне важно, чтобы человек отбросил все запреты и маски, стал тем, кто он есть. То есть выходит, что ему, наоборот, нужно прекратить играть, расслабиться и дать волю чувствам, мыслям, эмоциям. Во время психодрамы можно делать все, что хочется.
  2. Директор (психолог, ведущий, терапевт). Он помогает воссоздать ситуацию и распределить роли, направляет, поддерживает, контролирует. Он не указывает, что и кому делать, всем заведует протагонист, но психолог помогает интерпретировать все происходящее. Кроме этого, психолог следит за сохранением безопасности и здоровья всех участников процесса, поддержанием коммуникативного и эмоционального взаимодействия.
  3. Другие Я. Следуют инструкциям ведущего и протагониста, помогают главному герою проиграть проблему. Другие изображают значимых персонажей из жизни протагониста.
  4. Зрители. Активные наблюдатели, слушатели. Они выражают свое отношение к происходящему, поддерживают или критикуют. В это время и сами зрители заряжаются эмоциями, а протагонист активнее раскрывается. В любой момент кто-то из зрителей может стать участником разыгравшейся драмы.
  5. Сцена. Само помещение, площадка, где разыгрывается действие. У Морено это была специальная, сложная, многоуровневая конструкция. Сейчас этому не уделяют особого внимания.

Лечение психодрамой уместно при психологических травмах. Но кроме этого психодрама подходит для работы со снами, фантазиями и для подготовки к предстоящим стрессовым событиям. Например, можно обыграть предстоящее выступление с отчетом на работе, воспроизвести удачное развитие и завершение ситуации. Это поможет унять стресс перед предстоящим реальным выступлением.

Интересно! Психодрама – это метод групповой и индивидуальной психотерапии. В последнем случае других людей можно заменить любыми предметами.

Процесс развития личности в онтогенезе, согласно данной концепции, есть процесс освоения роли и стоящего за ней поведенческого, эмоционального и когнитивного содержания, посредством прохождения ряда этапов: 1)первичное интеракциональное единство матери и ребёнка; 2) интерес к матери, на которую ребёнок обращает внимание; 3) наблюдение за ситуацией взаимодействия с матерью проявляющимися в ней отношениями; 4)внешнее подражание увиденным отношениям и взаимоотношениям; 5) интериоризация отношений в качестве собственных способов реагирования и переживания; 6) обмен отношениями или взаимоотношениями, в результате чего, интериоризованная роль может восприниматься как бы со стороны и подвергаться рефлексивному осмыслению. В дальнейшем, происходит выстраивание на фундаменте усвоенной роли своего собственного отношения и взаимодействия с различными аспектами действительности.

  1. Через феномены первого этапа процесса ролевого развития становится понятным то, каким образом отношение к миру опосредуется отношением к другим людям и те генетические предпосылки диалогического взаимодействия возможного между двумя субъектами, как оно описано в работах М.М. Бахтина, М. Бубера, С.Л. Франка, С.Л. Рубинштейна. Первичное единство с «ты» определяет и делает возможным само существо «я». «Я» есть отдельное самодостаточное существо не в силу своей самодостаточности (в познавательной и практической деятельности), а в силу своего обособления от другого «я», в силу своего противостояния «ты» и, следовательно, в силу своей связи с ним в этом противостоянии» / Флоренская Т.А. Психологические проблемы диалога в свете идей М.М.Бахтина и А.А.Ухтомского / Общение и развитие психики. М.: 1986. С. 21-31. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992 510 с., с. 50-53./ О первоначальном единстве «Я-Ты» как предпосылки диалогического взаимодействия много и убедительно писал М.М Бахтин: «Быть – значит быть для другого и через него. У человека нет внутренней суверенной территории, он весь всегда на границе, смотря внутрь себя он смотрит в глаза другому или глазами другого /25, с. 312/. В созвучии с этим находится и высказывание М. Бубера: «…через Ты человек становится Я» / Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993. 173 c. 58/. Во всех приведенных высказываниях другой утверждается как необходимое онтологическое основание сознания и самосознания человека. А изначальная слитность «Я» и «Ты» – предпосылкой возможности диалога.

На следующем этапе своего развития, по мысли Морено Я.Л., ребёнок воспринимает мать как «Он» – внешне противопоставленный объект, определенный через совокупность конкретных свойств и качеств – полюс овеществления по Бахтину. Однако, последующее развитие, в ходе которого происходит «передача» ребенку и разворачивание всех аспектов отношения к другому, реализуемые на первом этапе матерью как бы за двоих, с неизбежностью влечет за собой освоение и интериоризацию эмоционального и когнитивного содержания роли другого, интеграцию роли в структуру личности ребёнка. На заключительном этапе освоения роли – обмене ролями – другой опять превращается в «Ты» – полюс персонификации, по Бахтину. Морено утверждает, что именно из феноменов этой стадии возникает то, что он назвал теле-отношениями, при которых наряду с эмоциональным сопереживанием возможна одновременно реалистичная оценка и понимание партнёра в его действительной ситуации и понимание своего «Я» и своей действительной ситуации. Одновременное бытие «Я» и «Ты». Данная теория ролей, в отличие от иных ролевых теорий, не ограничивается одним только социальным измерением, а распространяет понятие роли на все области, в которых происходит контакт человека с внешней реальностью. Морено выделяет соматические, психические, социальные и трансцендентные роли, а так же различные уровни личностной идентичности, названные им «первичной вселенной» с соматическим и психическим единством матери и дитя; «вторичной вселенной», где ребёнок выходит в мир социальных ролей, идентифицируясь с доступными ему социальными ролями; «третьей вселенной» – переживанию тождественности с трансперсональным бытием посредством усвоения общечеловеческих ценностей и предполагающим ценностно-смысловое отношение к миру и другим. В данном случае переживание единства происходит не на бессознательном уровне как в первой вселенной, а в виде сознательной, смысловой причастности.

Зрелой любая роль или психологическая система может считаться тогда, когда интериоризованны все аспекты данной роли в качестве собственных способов реагирования – поведенческие эмоциональные, социальные и когнитивные, а так же когда данная роль интегрирована в целостную структуру личности, как ценностно – смысловое образование. Причем, переход с одного уровня идентификации на другой понимается как качественная трансформация целостной личности, а не отдельного ее свойства. Таким образом, человеческая жизнь развертывается в «сфере среди индивидов» / Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Академический проект, 2001. 383 с. 47/ на соматическом, психическом, социальном и трансцендентном уровнях во всеобъемлющих связях с другими людьми. При этом другие люди являются не внешней средой или обстоятельствами жизни человека, а главным содержанием его личности. Механизмом ролевого развития по мысли автора, является освоение разных типов межчеловеческого взаимодействия: от идентификации, порождающей переносы в отношении к другому, через вчувствование к теле-отношениям, где вчувствование – проникновение человека в личный, эмоциональный мир другого, направленная на другого, но все-таки односторонняя форма отношений, а теле – двусторонний, полностью развернутый здоровый модус межчеловеческих отношений.

Перечисленные выше стадии ролевого развития раскрывают нам внутренний механизм усвоения роли. Остановимся подробнее на каждой из них.

Эмбриональная стадия

Приступать к рассуждениям о теории ролей следует с того момента, когда у человека появляется поведение. Та­ковое, однако, имеется уже на эмбриональной стадии. Первой исключительно соматической ролью человека яв­ляется роль эмбриона в теле матери. В этом состоянии сво­им физическим развитием человек обязан (органической) плаценте. Ребенок и мать, несмотря на различия в их фи­зическом строении, образуют функциональное единство. Оба организма во время беременности го­товятся к родам. Морено считает, что помимо роста заро­дыша существенный вклад в этот процесс вносит также и его спонтанность, которую он назвал S-фактором.

В нормальных родах, которые немецкоязычные гинеко­логи характерным образом с давних пор называют спонтан­ными родами, Морено усматривает достижение давно же­ланной цели, первую победу человека.

Первая вселенная

Для первой вселенной человека характерно то, что че­ловек с самого рождения действует в соматических ролях, не будучи с ними знаком на сознательном уровне. Морено чаще всего называет эти роли психосоматическими роля­ми. Термин психосоматическая роль, однако же, указывает на переход к новой ролевой категории, катего­рии психических ролей. Если бы этот переход не произо­шел, человек остался бы на уровне анималистического бытия. В соматических, или соматопсихических, ролях, например в роли принимающего пищу, новорож.денный вступает в отношения с матерью и важнейшими свойства­ми мира. Он пока еще не делает различия между и Ты, между людьми и предметами, равно как между со­бой и своим телом. Ребенок действует в ролях, их не зная. Его жизнь представляет собой действие в соматопсихиче­ских ролях, и в этом действии он воспринимает мир и себя как единое явление. Первую вселенную как стадию, на которой ребенок воспринимает себя тождественным с ми­ром, Морено называет стадией, или матрицей, вселенской идентичности. Эта стадия аналогичным образом описывается в рамках концепции привязанности Дж. Боулби, теории объектных отношений Д.В. Винникотта. Попытаемся интегрировать все три подхода, чтобы наиболее полно описать процессы, происходящие на этой стадии ролевого развития.

  1. Отношения в диаде мать – дитя всегда являлись предметом пристального внимания в психологии. Исследование влияния матери на здоровье и психическую полноценность ребенка связанны с пониманием важности раннего общения матери и ребенка. Именно в этот период в общении с матерью у ребенка формируется базовое доверие к миру, что не может быть восполнено в последующей жизни (Эриксон). “Достаточное физическое и эмоциональное удовлетворение со стороны матери формирует тот слой первичного доверия к миру, который окрашивает всю дальнейшую жизнь. Напротив, в силу ущербности матери или враждебности окружения у ребенка возникает чувство недоверия к миру и личностной неустойчивости.” Исследования, проведенные Рене Шпитцем (Spitz R. Autoerotism reexamined // Psychoanal. Study Child, 1962. V.17. P. 283-315. р. 354) раскрыли, что происходит с детьми, лишенными прочных эмоциональных отношений с матерью в первые три года жизни. Было установлено, что это вызывает глубочайшие душевные и физические расстройства.” З. Фрейд так же выводил невротические симптомы и черты характера из нарушений в раннем детстве, связывая их со специфическими страхами и травмами матери.

Важность материнского отношения на ранних этапах развития ребенка, его сложная структура, множественность культурных и индивидуальных вариантов побуждали исследователей различных направлений делать этот период материнства предметом своего изучения. Наиболее полное освещение раннего младенчества мы находим в работах психоаналитически ориентированных авторов: Д.В. Винникота, Р. Шпитца, Э Эриксона, М. Кляйн, А.Фрейд ,Ф. Дольто. В своих работах они продемонстрировали важность ранних доэдиповых отношений в развитии и манифестации психопатологии, а также доказали что все аспекты (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) отношений в диаде мать – дитя в этот период максимально важны. Другое направление рассмотрения взаимодействия матери и дитя исходило как из психоаналитических так и этологических идей, и предположения существования у младенцев врожденных программ поведения, которые вызывают необходимую для выживания и развития заботу со стороны взрослых. (Айнсворт и Боулби) Идеи, получившие свое развитие в теории привязанности.

Особо следует отметить выводы характерные для обоих указанных направлений о том, что взаимодействие со значимыми другими людьми в этот период оказывает воздействие на происхождение, природу и функционирование внутрипсихических структур.. В этих выводах просматривается явная аналогия с интерпсихической формой действия по Л.С. Выготскому, утверждавшем, что всякая психическая функция выступает на сцену дважды – сначала как распределенная между ребенком и взрослым в своей интерпсихической форме, и только затем как индивидуальное достояние самого ребенка, т.е. в интрапсихической форме.

Из литературы посвященной анализу закономерностей развития ребенка видно, что период младенчества делится на стадии, отличные по содержанию решаемых в диаде задач и формам взаимодействия ребенка и матери.

  1. Первая стадия первичного взаимодействия в психоанализе определяется как физиологическая прелюдия к объектным отношениям однако именно здесь закладывается основа будущих социальных взаимоотношений. Ее продолжительность примерно равна двум месяцам. Главной задачей для матери и младенца является стабилизация физиологических циклов для сохранения гомеостатического равновесия. Создается впечатление, что на этом этапе мать легко можно заменить другим человеком; однако это не так. Данные свидетельствуют о том, что ребенок подготовлен к взаимодействию именно с матерью. В этом взаимодействии используются различные физиологические системы, как у матери так и младенца, (зрительная, слуховая, кинестетическая, вкусовая и обонятельная). Утонченные биологические способности младенца и способность матери «отзеркаливать» (Винникотт) аффективные переживания ребенка приводит к образованию системы обратной связи. В термине «отзеркаливание» Винникотт описывает механизм взаимодействия матери с ребенком, при котором отношение матери к своему ребенку, отраженное на ее лице, «считывается» ребенком. Чувствуя то, что видит в матери, младенец формирует базисное ощущение хорошего состояния и безопасности. Аффективные взаимодействия между матерью и ребенком, включая визуальные, тактильные и кинестетические переживания обеспечивают фон, на котором ребенок начинает строить чувство собственного «я» и восприятие другого, отличающегося от него самого, целостного и отдельного. Этот решающий вклад матери подчеркивался и Кохутом, который отмечал, что детское выживание требует специфической психологической среды – наличия отзывчивых, выразительных Я – объектов, которые подтверждают ребенку его природную энергию и жизнеспособность. Таким способом развивается особая приватная форма взаимоотношений между матерью и младенцем, обеспечивающая основу для надлежащего психологического функционирования в последующие периоды развития. Это двустороннее отношение, обеспечивающее необходимые условия для развития ребенка, возможно лишь при определенном изменении способов взаимодействия с другими со стороны матери. Мать в этот период может быть «достаточно хорошей матерью» при условии, что находится в особом состоянии сознания, позволяющем ей чувствовать потребности своего ребенка как будто свои собственные, т.е. в состоянии полного чувственного слияния с ним. «Этому нельзя научить. Мать чувствует: младенца надо взять на руки или положить, не трогать или перевернуть. И лишь при определенных внешних помехах женщина не может быть «достаточно хорошей матерью» после рождения ребенка» (Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М.: Независимая фирма Класс, 1998. 79 с.). Обощая высказывания Винникота, характеризующие «достаточно хорошую мать» можно сказать, что основным условием подобного отношения к ребенку является слабая выраженность когнитивного компонента отношения, результирующегося в значенческих характеристиках отдельных качеств ребенка, и преобладание в материнском отношении на данном этапе аффективного и поведенческого компонента: мать действует в ответ на аффективные переживания. Вот почему любое вмешательство со стороны, направленное на рефлексию процессов, происходящих в диаде, может разрушить установившееся отношение. Как только отношение к ребенку стягивается к объектному полюсу отношений, оно престает быть условием полноценного развития ребенка. Со своей стороны ребенок обладает рядом врожденных способностей, позволяющих ему находится в социальной среде взаимоотношений с другими людьми.

Наблюдения психоаналитиков были подтверждены последующими экспериментальными исследованиями, выявившими врожденные способности ребенка к взаимодействию со взрослым. В начале 70-х годов были проведены экспериментальные наблюдения за взаимодействием младенца и матери, которые оказались революционными с точки зрения понимания социально – эмоционального развития ребенка (Stern D.N. The first relationship: Infant and mather. Cambridge: Harvard University Press, 1977. Stern D.N. The interpersonal words of the infant. A view frompsyhoanalysis and developmental psychology. N.Y.: Basic books, 1985.) У младенцев были обнаружены столь необходимые для взаимодействия с матерью и дальнейшего развития врожденные «способности устанавливать человеческие взаимоотношения» (Штерн). Так было обнаружено, что новорожденные проявляют особый интерес к звукам человеческой речи, предпочитая ее другим звукам той же высоты, более того сразу отличают голос матери от голосов других женщин. При виде живого человеческого лица поведение младенцев отличается от поведения при рассматривании неживых предметов. Новорожденные девяти минут от роду по разному реагируют на гневное и улыбающееся выражение лица человека. Более того, уже с первых дней жизни младенцы имитируют некоторые действия взрослого партнера. Исследования показали, что новорожденный открывает рот или высовывает язык, если находящийся к нему лицом взрослый совершает эти действия. Расширением губ отвечает на выражение счастливого лица взрослого и выставлением наружу нижней губы в ответ на изображение печали, открыванием глаз и рта в ответ на удивление. Таким образом, новорожденный ребенок обладает не только биоинстинктивными способностями но и просоциальными, обеспечивающими возможность раннего взаимодействия со взрослым. Представители Британской школы объектных отношений и близкие им американские исследователи считали, что социальные отношения человека существуют с самого рождения и не основываются на физиологических потребностях. Утверждали, что основное влияние на развитие ребенка оказывает не удовлетворение биологических потребностей, а ранний социальный опыт.

Описывая феномены характерные для данной ступени развития Я.Л. Морено называет ее первой вселенной. Мать и ребенок образуют интеракциональное единство, являющееся прообразом всех последующих интеракций ребенка с другими людьми т.е. является матрицей социального развития человека или «социальной плацентой». Подобно тому, как органическая плацента поставляет младенцу питательные вещества, необходимые для его органического развития, социальная плацента обеспечивает основу для социального развития. Ребенок пока еще не воспринимает мать как «Ты» а ее заботу о себе в качестве ее действий. В рамках первого своего переживания мира, в котором нет еще дифференциации между «Я» и «Ты» и в котором ребенок ощущает тождество с окружающем миром, он воспринимает мать как часть или продолжение себя самого. Мать же со своей стороны угадывает и понимает все чувства и потребности ребенка, исполняет все действия, которые он сам совершить еще не может, но которые являются необходимыми для удовлетворения его жизненно важных потребностей. Возможность такого материнского отношения к ребенку связана с самим процессом формирования отношений с другими в раннем онтогенезе, когда первоначальное единство «Я» и «Ты», сохраняясь как основание всех последующих отношений человека, позволяет вчувствоваться во внутренний мир другого.

В этой матрице социального развития переживание совместного бытия, совместного чувствования и совместного действования матери и младенца становится глубинным переживанием тождественности новорожденного с миром и образует основу для дальнейшего доверия к собственному бытию. Оно соответствует описанному Эриксоном базисному доверию. В это время отношения ребенка и взрослого не опосредованы ничем – никакой предметностью и никакого другого содержания, кроме слитого «Я и Ты» это форма общения не несет. Младенец целиком сосредоточен на «Ты» взрослого, которое неотделимо от его «Я». Хотя уход за ребенком связан с многочисленными предметными действиями, эта предметность еще не включена в отношения с ребенком. Любовь, которую С.Л. Рубинштейн определял как чувство «хорошо, что ты существуешь в мире» и в которой происходит утверждение бытия человека, осуществляется здесь в наиболее чистом виде.

На данном этапе главной задачей младенца становится формирование твердой привязанности к матери. Действия, аффекты и восприятие младенца все больше сосредотачивается на межличностном взаимодействии с матерью, в котором активны оба участника. Опыты повторяющихся пристальных разглядываний матери, которая постоянно взаимодействует с ребенком и обеспечивает его чувством безопасности, ведет к закладке чувств постоянства объекта и постоянства себя – истоку самосознания. Наиболее важным аспектом взаимоотношений матери и младенца в этот период является аффективный климат. Именно аффективно обусловленный и взаимно стимулирующий диалог порождает обстановку, из которой возникают объектные отношения и внутрипсихические структуры (психоанализ и школа объектных отношений). Морено. описывая механизмы дальнейшего развития первичной вселенной, говорил о выделении матери как особой части мира ребенка, а затем о первичном отделение от нее посредством подражания ей как внешнему, иному объекту. Морено называет этот этап стадией «познания Ты», так как ребенок сначала выделяет Другого как объект познания и через это выделение происходит процесс идентификации «Я». Однако автор оговаривается, что это процесс интеракционального познания, познания через внешнее действие. Осознание своих действие более поздний этап развития ребенка.

Теоретические построения, касающиеся ранних отношений матери и ребенка, постулируют следующие выводы: механизмы формирования отношений в процессе раннего взаимодействия матери с ребенком являются основой для последующего развития всех видов отношений человека к себе, другим, миру. Отношения в диаде мать – дитя динамичны и проходят в своем развитии два этапа: первичное интеракциональное и эмоциональное единство и последующая дифференциация между «Я» и «Ты».

Интегральной составляющей первой вселенной является мать. Она обеспечивает кон­такт ре6енка с грудью или бутылочкой, заботится о нем и оберегает. Вместе с младенцем они образуют интеракциональное единство. В результате возникают взаимные ролевые ожидания, закладывающие основу всех последующих ролевых интеракций ребенка с другими людьми.

По аналогии с функциональным единством матери и ре6енка, представляющего собой на эмбриональной ста­идии .матрицу органического развития, Морено рассмат­вает интеракциональное единство матери и ребенка в первой вселенной в качестве матрицы социального раз­вития человека.

Своеобразие социального развития человека вытекает того факта, что человек по сравнению с большинством животных вступает в мир совершенно беспомощны­м существом, так сказать, существом, родившимся преждевременно. Преждевременные сроки рождения делают интерак­циональное единство матери и ре6енка жизненно важным требованием.. Безмятежное течение интеракций между матерью и ре­бенком, выступающими в комплементарных ролях и эмоцио­нально целиком обращенными друг к другу, могло бы слу­жить эталоном для всех последующих процессов теле-отношений (см далее), то есть эталоном сообразного ситуации восприятия двумя людьми друг друга с вытекающими из него адекватными ролевыми ожиданиями, которые сбываются благодаря соответствующе­му ролевому поведению в креативной интеракции.

В конце стадии первой вселенной ребенок начинает различать окружающих людей и предметы, а иногда даже их узнавать. В целом, однако, он переживает их и познает только в тот момент, когда они реально присутствуют. Представление или воспоминание, если таковое уже име­ется, воспринимается таким же реальным, как реальные люди и объекты.

Вторая вселенная

Возможно проигрывание роли до ознакомления с нею и ознакомление с ролью до ее проигрывания (94).

Я.Л. Морено

Вторая вселенная появляется после того, как единое восприятие мира ребенком разделяется на переживание восприятия реальности и на переживание мира пред­ставлений или, как это сформулировал сам Морено, на восприятие реальности и на фантазию. Это раз­деление происходит в процессе нормального психологи­ческого развития и является предпосылкой возникнове­ния дискурсивного мышления, которое от одного пред­мета переходит к другому. Абстрактное мышление спо­собствует постепенному изменению восприятия мира и ориентировке в нем, дифференциации речи и формиро­ванию понятий.

Он должен научиться жить и в реальности, и в представлении. Не может 6ыть отдано предпочтение одному миру в ущерб другому. С этими новыми усло­виями необходимо спонтанно справляться во всевоз­можных ситуациях. Спонтанность ре6енка позволяет ему мгновенно переходить с одного уровня на другой. Может, однако, случиться так, что человек застрянет на том или ином уровне, и в результате 6удет нарушено его развитие. Если человек остается на уровне воспри­ятия реальности, то есть в рамках матрицы вселенской реальности, это ему грозит слабоумие. И наоборот, ес­ли он застревает на уровне своих представлений, воз­никающие ирреальные страхи и желания могут стать причиной невротической отгороженности от реальности. В процессе нормального развития разделение мира на восприятие реальности и на представление или фан­тазию приводит к появлению новых ролевых катего­рий. Наряду с соматическими ролями и пока еще не­дифференцированными соматопсихическими ролями первой вселенной теперь на передний план выступают психические и социальные роли.

Третья вселенная

В работах Морено, прежде всего, в его философских и поэтических произведениях, затрагивается стадия разви­тия человека, которую Грета Лёйтц называет «третьей вселенной». Аналогично переживанию тождественности с внеиндивиду­альным бытием в первой вселенной на стадии третьей все­ленной переживается тождество с трансперсональным быти­ем. Однако это переживание единства с космосом происхо­дит не на бессознательном уровне, а в виде переживания единства без утраты способности к дискурсивному мышлению. Это пережива­ние не является обязательным в психосоциальном отноше­нии. Оно не совершается только в психических или только в социальных ролях, а осуществляется благодаря транс­ценденции к новой ролевой категории интегративного пе­реживания. Поэтому соответствующие третьей вселенной роли назвают трансцен­дентными или интегративными ролями.

Процессы роле­вого развития и процессы ролевого обучения, благодаря которым происходит переход от первой вселенной ко второй и третьей описаны Морено как пять главных этапов ролевого развития. Каждому из этапов соответствует базовая психодраматическая техника. Воспроизводя в психодраме процессы и механизмы естественного человеческого развития Морено действительно создает условия для развития всех участников процесса групповой терапии.

  1. Стадия идентификации себя с миром – ребенок воспринимает другого человека, мать как часть самого себя. На этой стадии переживание мира нет еще дифференциации между «Я» и «Ты». Мать, которая угадывает все желания ребенка и выполняет нужные ему действия как бы является продолжением его самого. Ребенок как бы управляет миром по своему желанию (в качестве мира выступает мать поэтому эта стадия и названа автором первичной вселенной). С психологическими феноменами, описанными на этой стадии, связана базовая психодраматическая техника – дублирование.

В процессе дублирования другой член группы, выполняющий функцию дубля выражает чувства главного героя, отрешившись от собственных переживаний и чувств. Дубль, словно доверяющая своему чутью мать предается вчувствованию в ситуацию и переживания протагониста. Он говорит то, что протагонист в данной ситуации не может почувствовать и сказать из-за вытеснения и подавления части внутреннего мира. Высказывания дубля не воспринимаются как чужой голос, как нечто отдельное, они воспринимаются как свой внутренний голос, за счет чего восстанавливается целостность внутреннего мира главного героя. При этом протагонист, принимая верные высказывания дубля, развивает их в своем монологе.

2.Этап. Ребенок концентрирует свое внимание на особой чужеродной части самого себя – на матери — начинается процесс знакомства с ролью.

  1. В континууме его переживаний эта чужеродная часть его самого начинает восприниматься как самостоятельная и ребенок начинает подобно зеркалу отражать внешнее проявления этой роли в своем поведении. Феномены этой стадии раскрываются в базовой психодраматической технике «Зеркало». При использовании этой техники другие участники группы стараются зеркально отразить поведение клиента на сцене. Видя себя со стороны, клиент имеет шанс оценить непродуктивные и разрушительные стратегии взаимодействия с другими и изменить свое поведение.
  2. На этом этапе ребенок не только воспринимает роль другого человека, но и может представить себя в этой роли и играть ее через внешнее подражание.
  3. На этом же этапе ребенок уже способен ощутить внутренний опыт, чувства и переживания, стоящие за этой ролью. В силу этого он способен, находясь в роли другого человека, смотреть на самого себя глазами этой роли, воспринимать себя извне.

Четвертый и пятый этапы ролевого развития соответствуют технике «Обмен ролями». В этой технике человек вживается в роль другого, чью роль он играет и пытается взглянуть на себя его глазами.

Основные принципы

Спонтанность и креативность – главные принципы психодрамы как метода психотерапии. Только при таких условиях человек может полноценно раскрыться и исцелиться. А главные компоненты психодрамы по Морено – это теория ролей, теория спонтанности и социометрия.

Теория спонтанности

Под этим подразумевается полет творческой энергии. Она или подавляется человеком, или находит выражение в быстрой адаптации к новым условиям и новым реакциям в ответ на старые раздражители. Творчество – это поиск и создание чего-то нового, самовыражение. В широком смысле вся наша жизнь – творческий процесс.

Социометрия

Специальная техника, которая позволяет выявить симпатии и антипатии в группе, характер взаимоотношений между всеми участниками, микрогруппы внутри группы, явных и скрытых лидеров, изгоев, звезд и нейтралов. Результат социометрии – подробный психологический портрет группы (социограмма). Социометрия нужна при психодраме для того, чтобы ведущий грамотно распределили людей по группам.

Теория ролей

В условиях психодрамы роль – это привычные паттерны поведения участника. Это его вербальные и невербальные реакции в реальной жизни, его опыт, убеждения, мировоззрение. Мы постоянно меняем роли в зависимости от ситуаций и условий, в которых оказываемся.

Типы ролей:

  • телесные (соматические), например, роль едока;
  • психические, например, роль ревнивца, или весельчака;
  • социальные, например, роль дочери, матери, жены;
  • интегративные (не материальные), например, роль верующего или влюбленного человека.

Роли осваиваются параллельно развитию человека и именно в том порядке, в котором мы их описали. Отдельные роли повторяются так часто, что становятся каркасом личности.

Предисловие

Первый вопрос, который задает студент, начинающий изучать психотерапию, касается того, насколько быстро

и
эффективно
можно освоить теорию и практику терапевтического воздействия. Ответ на этот вопрос, как бы он ни был важен для почти всегда неуспевающего все делать своевременно студента, весьма показателен и для преподавателя. Большинство преподавателей психотерапии можно условно разделить на два типа: «эзотерический» и «экзотерический». Первые склонны процесс обучения психотерапии рассматривать как введение в некое таинство, откровение; вторые – как решение может быть и не тривиальной, но, в целом, вполне доступной для студентов учебной задачи. Соответственно будут разниться и ответы на ранее поставленный вопрос – в одном случае для овладения психотерапией потребуется едва ли не вся жизнь, в другом – время, отведенное учебной программой. Разумеется, истина где–то между первой и второй точками зрения и, конечно, не может быть ответа вообще, без конкретизации того, о каком (каких) методах психотерапии идет речь.

Гарольд Стерн, основатель и многолетний президент Филадельфийской школы психоанализа, в одном из своих интервью говорил о том, что для овладения большинством методов психотерапии обычно достаточно внимательного прочтения трех или четырех основополагающих книг. Но для того, подчеркивал он, чтобы овладеть психоанализом как методом лечения, требуется интенсивное изучение не менее ста книг (не совсем ясно, как осуществляются подобные расчеты). При этом Г. Стерн рекомендовал учесть и то, что психоанализ является единственным психотерапевтическим методом, который требует, чтобы будущий специалист сам был проанализирован.

Я и мои коллеги считаем, что даже очень внимательное прочтение более чем четырех основных книг явно недостаточно для того, чтобы стать терапевтом. Огромное значение имеет опыт взаимодействия с пациентами, супервизорская подготовка. Поэтому мы должны разочаровать тех, кто надеется только путем чтения соответствующей литературы получить профессиональные навыки в психотерапии.

Второй вопрос (но далеко не последний по важности!), который задают начинающие осваивать психотерапию студенты, касается степени воздействия терапевтической процедуры на личность пациента, ее эффективности. На него нельзя ответить без учета того, о каких терапевтических методах идет речь, без учета тех психических (психологических) нарушений, с которыми работает терапевт, вне учета личностных особенностей самого терапевта и, наконец, без анализа того, какие средства измерения используются для оценки эффективности той или иной терапевтической процедуры. О каждой из перечисленных составляющих эффективности психотерапии уже написаны и продолжают писаться статьи и книги, к которым я и отсылаю интересующегося этими проблемами читателя.

Мы лишь кратко остановимся на актуальном дискуссионном вопросе: как изменяется личность вследствие терапевтического воздействия.

Что же происходит с личностью при психотерапевтическом воздействии? Личность ли изменяется в процессе этого воздействия? Ряд исследователей

[1]

полагает, что наиболее очевидный терапевтический эффект достигается в ходе лечения депрессии и отдельных симптомов, например беспокойства. Когда же речь идет о таких особенностях личности, как, например, нейротизм, желаемый эффект не достигается. Это мнение поддерживается многими психологами,

[2]

делающими вывод о том, что психотерапия не воздействует на основную структуру личности, а помогает пациенту становиться более гибким в удовлетворении своих потребностей и использовании способностей.

Строго говоря, изменений личности, в смысле формирования каких–либо новых качеств или «исчезновения» (куда?) уже имеющихся, в ходе терапии, как и в ее результате, не происходит

(мы не имеем в виду те случаи, когда психотерапевтическое воздействие, применяемое наряду с химическим, например психотропным, приводит к подлинной трансформации личности; такие воздействия в силу их направленности на руинирование индивидуальной психики не изменяют, а уничтожают личность).

Любое из свойств (качеств) личности, как известно, является достаточно устойчивым психическим образованием, а их наличие собственно и делает личность таковой. Эти устойчивые психические образования мало подвержены даже возрастным изменениям. Изменчивость личности, ее адаптация к меняющимся условиям среды достигается за счет того, что каждое из качеств (в их взаимодействии с другими!) имеет настолько широкий диапазон ситуационно обусловленных проявлений, что порой может быть воспринято как наличие качества, противоположного тому, которое реально существует. Психотерапевтическое воздействие, не создавая новых качеств у личности, как бы приводит уже имеющиеся в соответствие, например с изменившейся ситуацией жизнедеятельности. Такое «приведение в соответствие» обеспечивает успех психотерапии незначительных психических нарушений.

Подтверждением нашей мысли является хорошо известное опытным психотерапевтам отсутствие продолжительного позитивного эффекта в случаях выраженных расстройств личности или психоза. При этих заболеваниях происходит более или менее заметная деструкция личности, а поэтому и не удается добиться устойчивого эффекта. Психотерапевт, работая с такими пациентами, по сути дела стремится возродить уже разрушенное в психике путем апелляции к сохранному, однако такое «приращение», как и в случае тканевой несовместимости, оказывается временным. Сторонники психоанализа считают, что такой метод терапии является наиболее эффективным при серьезных формах патологии. В известной мере его эффективность обеспечивается
длительностью
психоаналитического процесса, который может длиться годами. Регулярные психоаналитические сеансы становятся для пациента своего рода костылями, с помощью которых он бредет по жизни.

Каждый, кто приступает к изучению психотерапии, должен отчетливо представлять себе не только сильные, но и слабые стороны тех методов, которые являются основными для возвращения личности к психологическому благополучию.

Все вышесказанное было отмечено в предисловии к первому изданию и, на мой взгляд, не утратило своей актуальности и сегодня. Прошло пять лет. Я уверен в том, что книга нашла своего Читателя, и прежде всего, в студенческой аудитории. Ее покупали, читали (сам свидетель!) и даже не поленились полностью скопировать для Интернета.

У нынешнего студента есть значительно больший выбор литературы по психотерапии, чем это было пять лет назад. Можно даже сказать, что в этом многообразии сегодня нетрудно и потеряться. Тем не менее, то, что можно назвать классикой психотерапии, остается востребованным, и без знания этой классики невозможна современная подготовка будущих специалистов. Этим и руководствовались авторы, подготавливая учебник к переизданию.

С сожалением можно констатировать, что за прошедшие годы не прекратился процесс дележа психотерапии между медиками и психологами. Каждый тянет одеяло на себя, и чаще всего за этим стоит отнюдь не желание помочь страждущему, а откровенные коммерческие интересы. Осознание того, что психотерапия точно такая же наука, как физика или химия, и требует к себе такого же отношения, видимо, придет позднее. Это не область медицины или психологии. Это самостоятельная наука, и чем быстрее мы это признаем, тем более эффективно она будут развиваться и совершенствоваться.

Авторы выражают искреннюю благодарность своим многочисленным слушателям, студентам и коллегам, каждый из которых внес свой вклад в процесс создания этой книги. Особая благодарность сотрудникам психологической редакции Издательского дома «Питер».

Авторы будут рады замечаниям и предложениям читателей, которые можно направить по электронному адресу

Л. Ф. Бурлачук Киев, август 2008 г.

Направления психодрамы

Современные направления психодрамы:

  1. Гипнодрама. Игра сочетается с погружением участников в гипнотический транс. При таких условиях подсознание включается в работу максимально, участники расслабляются и восстанавливаются, отдыхают психически и соматически.
  2. Биодрама. Люди изображают животных, на которых они похожи. Такая техника чаще применяется в работе с детьми, так как им проще говорит о себе через других персонажей, например, через животных.
  3. Социодрама. Внутри стабильной группы человек разыгрывает тот конфликт, участником которого он стал в другой группе.
  4. Куклодрама. Вместо людей используются куклы. Это направление чаще используют в работе с детьми.
  5. Импровизация. Нет сценария, все участники действуют свободно.

Интересно! Морено не оставил прямых инструкций и теоретических основ психодрамы. Психологам пришлось по крупинкам воссоздавать теорию по тем материалам, что сохранились. Поэтому встречается множество разновидностей этой техники, но принципы и структура сохранились.

Чего ожидать на встрече?


Лучше ничего не ожидать. Занятия не похожи друг на друга. Игры не повторяются. Все рождается во время занятия
. Поэтому, если вы решились на психодраму, просто доверьтесь ведущему, окружающим вас людям, а главное – себе. Постарайтесь отбросить все маски, стеснения и предрассудки, и тогда вы получите максимальную пользу от занятия. Станете частью событий и сможете решить любую затруднительную ситуацию самым невообразимым для вас образом. Вам не дадут советов. Возможно даже не дадут до конца рассказать о всех чувствах и переживаниях. Вам дадут роль. И ваша задача просто не мешать себе.

Виды

Морено выделил следующие виды психодрамы (формы психодрамы):

  1. Психодрама, во главе которой стоит протагонист. Проигрывается боль одного из участников.
  2. Психодрама, которая сконцентрирована на группе. Разбирается проблема, касающаяся группы людей.
  3. Психодрама, сконцентрированная на теме. Обсуждается проблема, актуальная для всех присутствующих. Речь может идти как о внутренних конфликтах, так и о событиях внешнего мира, в том числе о новостях мирового масштаба.

Что касается сфер применения, то этот метод универсален. Особых названий, классификаций для этого нет. Психодрама подходит для работы с детьми, взрослыми, родителями, парами, коллективами, компаниями, государствами, странами и т.д. Психодрама подходит для консультирования и лечения во всех категориях проблем.

Типы взаимоотношений

Морено обозначил три типа взаимоотношений людей с позиции психодрамы (три типа связи):

  1. Перенос. Один человек присуждает другому такие негативные качества и поступки, которых у него на самом деле нет. Обычно это происходит не просто так, а на основе травм. Например, человек переносит жестокость матери на всех женщин, которые внешне чем-то похожи на нее.
  2. Вчувствование (в авторской терминологии). Человек воспринимает другого как отдельную и уникальную личность, старается понять его, взглянуть на ситуацию его глазами, почувствовать то, что чувствует тот человек.
  3. Теле. Под этим Морено подразумевал взаимопонимание людей или взаимоотчуждение.

Два последних типа имеют отношение к адекватному восприятию и самовосприятию. Умение сопереживать другому человеку и понимать его отношение к оппоненту – признак психического здоровья.

Этапы практики психодрамы

Существуют три фазы психодрамы:

  1. Разогрев. На этом этапе ведущий предлагает участникам несколько упражнений на сплочение, знакомство, воссоздание доверительной атмосферы. Это важно для того, чтобы участники могли быть открытыми, говорили о личном. На этом же этапе выявляются темы для обсуждения.
  2. Действие. Непосредственная инсценировка выбранной проблемы. Ведущий назначает протагониста, помогает ему распределить другие роли.
  3. Шеринг. Анализ ситуации, активное обсуждение завершившейся игры. Протагонист рассказывает о том, какие выводы он сделал. Ведущий помогает интерпретировать то, что человек чувствует.

Участники выбирают одну из техник психодрамы: дублирование, зеркало или обмен ролями.

В первом случае другой человек становится отражением подсознания главного героя. Дублер проговаривает, изображает то, что подавлено в главном лице. Если дублер прав, то герой соглашается и повторяет это.

При использовании техники психодрамы «Зеркало» другой человек изображает главного героя, а тот смотрит на него, как на свое отражение. И то и другое помогает протагонисту разобраться в себе, лучше понять себя, посмотреть на себя со стороны.

Обмен ролями дает возможность посмотреть на ситуацию глазами другого человека. В любой момент главный герой меняется ролями с кем-то из участников и продолжает игру в его роли. Это помогает лучше понять другого человека.

Сила импровизации


В психодраме редко используются заготовленные сценарии
. Психолог подбирает «сценку» и «образы» прямо здесь и сейчас. В начале занятия он проводит диагностический опрос и уже в его ходе старается подобрать подходящую драму. Как правило, удается найти тему, которая касается каждого из присутствующих. Неважно, кто какую роль играет. Здесь нет «главных» героев и нет «второстепенных». Все действие отдается на волю участников, и ведущий лишь слегка корректирует процесс, помогая участникам снять барьеры.

Именно в импровизации не только рождается понимание различных жизненных ситуаций, но и раскрываются истинные чувства

. Прям «здесь и сейчас» можно открыть в себе грани, о которых человек раньше и не подозревал. То, что в рамках другого психологического подхода может рождаться несколько лет, здесь раскрывается за несколько часов.

Упражнения

Рассмотрим кратко несколько популярных упражнений с использованием психодрамы.

Магазин

Участники делятся на продавцов и покупателей. В дальнейшем, поделившись на пары или подгруппы, участники воспроизводят конфликты и находят выход из них. Используются разные темы, участники часто меняются ролями. Это упражнение помогает развить социальные и коммуникативные навыки. Каждый участник учится отстаивать свою позицию и достойно выходить из конфликтов, искать компромиссы.

Автобус

Все участники делятся на «зайцев» (безбилетники) и контролеров. Первые садятся во внутренний круг, вторые – во внешний. Безбилетники оправдываются, а контролеры пытаются пристыдить их, но в то же время войти в их положение. По окончанию действия участники обсуждают игру друг друга. Во время взаимодействия выявляются внутренние блоки, комплексы и проблемы людей, те особенности, которые мешают им взаимодействовать с обществом. Каждый участник учится отстаивать свое мнение, отказывать, сопротивляться, сохранять самообладание в неудобных ситуациях.

Семья

Протагонист распределяет роли в игре, свою роль тоже отводит кому-то и описывает, какую ситуацию из его семьи должны воспроизвести участники. Это упражнение дает возможность главному герою посмотреть на самого себя со стороны и иначе взглянуть на других членов семьи. После воспроизведения ситуации проводится обсуждение.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]