Человек, живущий в современном мире, безусловно, подвержен различного рода влияниям и воздействиям со стороны окружающей его действительности. Это может проявляться и в отношении человека к жизненным ситуациями, обстоятельствам и другим людям, и в отношении к нему окружающих его людей, и, конечно же, в отношении человека к самому себе.
Но пожалуй, наибольшее воздействие на настроение, мировосприятие, психические проявления и даже направленность действий и деятельности каждого из нас оказывают наши отношения с другими людьми.
Вопрос этот очень глубок и многогранен, и рассмотреть его в рамках одной статьи или небольшого цикла статей не представляется возможным. Хотя, если задаться такой целью, а сам вопрос разбить на несколько отдельных составляющих, то желаемого результата можно добиться. Именно поэтому на страницах нашего интернет-ресурса «4Brain» мы уже во всех подробностях освещали такие темы, как психология человека, НЛП, творческое мышление, здоровый образ жизни, тайм-менеджмент и множество других. Наверняка, каждый из этих тренингов, если вы изучали их, смог научить вас чему-то новому и полезному. Настоящий же тренинг мы посвящаем одной из наиболее важных и неотъемлемых составляющих человеческой жизни – конфликтам.
Владеть информацией о конфликтах и уметь ими управлять – это полезный навык для каждого человека. Как известно, все люди отличаются друг от друга не только физически, но также характером, темпераментом, душевной организацией, интересами, вкусами, нравами и т.д. И общение людей не всегда бывает дружественным и конструктивным – по определённым причинам между людьми возникают напряжённые отношения и конфликты. Причём, это могут быть не просто разногласия, споры, скандалы и мелкие неприятности, но и конфликтные отношения более крупных масштабов, вплоть до драк, забастовок, пикетов, восстаний и даже мировых войн. Чтобы убедиться в этом, можно просто включить телевизор и посмотреть утренние или вечерние новостные программы.
Конфликты подстерегают человека буквально на каждом шагу: дома и на работе, в транспорте и общественных местах, в родном городе, где мы провели всю жизнь, и в другой стране, куда отправились на отдых. Конфликтов не избежать. И даже если вы, как сейчас принято выражаться, мегапозитивный человек, в жизни, так или иначе, будут возникать ситуации, когда нужно будет доказать свою точку зрения, войти в положение другого человека, выслушать что-то неприятное в свой адрес, с чем-то не согласиться и, вполне вероятно, даже применить силу, чтобы отстоять свои права или защитить себя или близких.
Естественно, вероятность того, что мы с вами сможем повлиять на ситуацию в мире, ничтожно мала. Да и представленный тренинг по конфликтологии рассчитан не на это. Его задачей является дать вам важную, нужную и полезную информацию, которую вы сможете успешно применить на практике, и которая способна научить вас более эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, находить с ними общий язык, обходить «острые углы», не допускать в отношения негатив и агрессию, а также вести себя именно так, как того требует каждая отдельная напряжённая ситуация, если она всё-таки возникла.
Из нашего тренинга по конфликтологии вы узнаете, во-первых, о том, что это такое – конфликты и конфликтология. Во-вторых, мы поговорим о том, что такое предмет конфликтологии, задачи и функции конфликтологии, и каковы основы конфликтологии. В-третьих, мы расскажем о том, какие на сегодняшний день существуют проблемы конфликтологии, и какую цель преследует современная конфликтология. Но важно понимать, что теоретическая конфликтология и прикладная конфликтология – это две части одного целого. По этой причине, мы дадим вам и практическую информацию на тему того, как осуществляется профилактика конфликтов, управление конфликтами, предупреждение и разрешение конфликтов. Наиболее же продуктивным изучение курса будет, если вы используете дополнительные материалы, так что, после того как вы изучите уроки тренинга, обратите внимание на книги и учебники, а также другие вспомогательные инструменты, которым посвящён отдельный раздел курса.
Что такое конфликтология?
Конфликтология – это дисциплина, которая занимается изучением закономерностей таких процессов, как возникновение, развитие, разрешение и завершение конфликта.
Одним из людей, заложивших основы общей теории конфликта являлся Карл Маркс. Им было разработано учение о противоречии и развита модель социального изменения. После него основы учения о конфликте были сформулированы американским социологом Джонатаном Тёрнером. Кроме того, огромный вклад в развитие конфликтологической науки внесли американский социолог Льюис Козер и немецкий социолог и философ Георг Зиммель. Если же изучить и другие источники, то можно заключить, что в развитии конфликтологии вообще, как в нашей стране, так и за рубежом, принимали участие, главным образом, социологи, психологи и политологи.
Однако несколько существенных обстоятельств позволяют провести грань между отечественной и зарубежной конфликтологией:
- За рубежом попытки создания теории конфликта предпринимались ещё в XIX веке
- За рубежом для изучения конфликтов применяется большее количество подходов
- За рубежом конфликтология преподаётся в самых крупных университетах
- За рубежом предусмотрены степени бакалавра и магистра по конфликтологии
- За рубежом конфликтология – это наука, преимущественно, прикладного характера
Что же касается отечественной конфликтологии, то первые публикации на эту тему появились лишь в 20-х годах XX века (первая работа датируется 1924 годом; её авторами являются М. И. Могилевский и П. О. Гриффин). В этих трудах проблему конфликтов впервые выделили в качестве самостоятельной, а в заголовках самих работ уже фигурирует термин «конфликт». А как отдельная наука конфликтология оформилась в России в начале 90-х годов. В настоящее же время конфликтологии и проблеме конфликта уделяется всё больше внимания российскими исследователями.
Теперь же пришло время сказать несколько слов о центральном понятии конфликтологии – конфликте.
Конфликт в его общем понимании является наиболее острым способом разрешения противоречий во взглядах, целях, интересах, которые возникают при социальном взаимодействии. Суть конфликта заключается в противостоянии его участников, сопровождающемся отрицательными эмоциями. Нередко это противостояние выходит за рамки социальных норм и правил.
Но конфликтология различает два основных вида конфликтов – социальный конфликт и внутриличностный конфликт.
Социальный конфликт является наиболее острым способом развития и разрешения важных для людей противоречий, которые возникают при их взаимодействии. Суть такого конфликта аналогична сути, выраженной в вышеизложенном определении конфликта.
Внутриличностный конфликт является острым негативным переживанием, обусловленным длительной борьбой внутренних психологических структур личности, отражающим противоречивые связи человека с социальной средой, а также затрудняющим и задерживающим принятие решений.
Умение распознавать и предупреждать возникновение конфликта, а также управлять им и нейтрализовывать его открывает перед человеком огромные возможности. Оно позволяет любому человеку не только эффективно разрешать проблемные ситуации и успешно выходить из затруднительных положений, связанных с конфликтами, но и предвидеть потенциально опасные ситуации, предпринимать соответствующие действия для их подавления.
По большому счёту, такой навык способен сделать жизнь человека гармоничнее, окрашенной в более яркие краски и наполненной преимущественно положительными эмоциями. Не стоит, конечно, идеализировать, но если бы все люди на планете применяли в своей жизни принципы эффективного предупреждения и разрешения конфликтов, то, наверняка, в мире стало бы меньше разногласий, ненависти, войн.
Вот простой пример на бытовом уровне: если, например, два члена семьи не знают навыков конфликтологии, то при возникновении спора, непонимания, разногласий ситуация с большой долей вероятности может перетечь в серьёзный семейный скандал, результатом которого могут стать как просто негативные эмоции людей по отношению друг к другу, так и полный разлад и даже разрыв семейных отношений.
Но когда хотя бы один человек владеет навыками конфликтологии, он способен, во-первых, не допустить, чтобы ситуация вышла из под контроля и повлекла за собой разрушительные последствия, а во-вторых, сделать так, чтобы она вообще не появилась, ведь он сможет распознать её ещё до её появления. И это можно применить не только к области семейных отношений, но и к любой другой.
Конфликтология и западное общество
Человек всегда искал способы эффективного разрешения разногласий. Конфликтология – это отрасль знания, которая возникла из отчаянной нужды сохранить мир между различными социальными и этническими группами и, как следствие, многие человеческие жизни. В конце девятнадцатого века в европейских странах очень сильное распространение получила теория марксизма. Ее основные постулаты сводятся к вопросу борьбы между различными экономическими классами. Поэтому, начиная с того времени, европейская цивилизация учится серьезным подходам к разрешению конфликтов и учету интересов различных сторон. Главной чертой европейской политики становится умение пойти на компромисс.
Эразм Роттердамский справедливо указывал: «Война сладка для тех, кто ее не знает». Поэтому конфликтология обретает сегодня такую важность.
Применение знаний о конфликтах
Как уже говорилось, мы живём в мире, в котором часто возникают всевозможные разногласия, споры, столкновения, противоречия и т.п. И даже если сейчас обстановка вокруг вас позитивная или хотя бы нейтральная, не факт, что дальше всё будет идти, как «по маслу», и не возникнет какой-либо конфликтной ситуации. Даже такой поверхностный взгляд говорит нам о том, что конфликты нужно уметь разрешать.
Но давайте более предметно поговорим о том, для чего нужно применять знания о конфликтах:
✔ | Если у человека возник внутриличностный конфликт, это очень опасно для его психического здоровья, а в некоторых случаях и для его жизни. Умея управлять своим внутриличностным конфликтом, личность способна разобраться в себе, нейтрализовать серьёзные переживания, способствовать своему позитивному настрою и хорошему душевному здоровью. |
✔ | Умение достойно вести себя в конфликтных ситуациях – это один из показателей взрослой зрелой личности, воспитанности, адекватности, конструктивного восприятия реальности и настроенности на продуктивное взаимодействие с обществом. Если же человек привык решать всё кулаками, умеет только спорить и огрызаться, это говорит о том, что его внутренний стержень слаб, психика нестабильна, умение грамотно общаться и находить общий язык отсутствует. |
✔ | Мир с самим собой и окружающими людьми – это, прежде всего, положительное психическое состояние, а наука уже давно доказала, что психическое состояние находит своё отражение и в физическом плане. Сознание, душа и тело непосредственно взаимосвязаны друг с другом. Внутренние конфликты могут стать причиной серьёзных физических заболеваний, не говоря уже о душевных. А конфликты с другими людьми могут вылиться в увечья, травмы и т.п. Если же человек умеет применять навыки конфликтологии, он может предотвратить ситуации, опасные как для его физического, так и психического здоровья. |
✔ | Умение улаживать конфликт и подобающим образом вести себя в конфликтных ситуациях говорит о том, что человек склонен к проявлению доброты, положительного отношения к людям, уважения. Оно также говорит и о том, что человек думает не только о себе и своих интересах, не ставит в приоритет только себя и свои собственные желания, но также думает о других. Отношение к такому человеку окружающих практически всегда будет аналогичным, т.е. его будут ценить, уважать, оценивать по достоинству, считаться с его мнением. К тому же, в жизни позитивно настроенных людей хороших событий всегда больше, чем у тех, кто настроен негативно. |
✔ | Умелое применение знаний о конфликтах – это неотъемлемая составляющая пути к гармонии с самим собой, находящимися рядом людьми и окружающей действительностью. |
Польза от применения знаний о конфликтах очевидна. Но не будет лишним заметить, что это далеко не все преимущества данного навыка. В действительности, их гораздо больше, вплоть до положительного влияния на будущее поколение, другими словами, на своих детей, ведь, как известно, приобретённые человеком навыки и умения передаются его детям в виде предрасположенностей на генетическом уровне. Так что, изучая конфликтологию, вы можете быть уверены, что делаете лучше не только свою жизнь, но и жизнь своих сыновей, дочерей и даже внуков.
Разногласия и теория Пола Маклина
Конфликтология как отрасль научного знания затрагивает такие, казалось бы, отдаленные от нее сферы человеческого познания, как анатомия и физиология. Каким же образом к ней относятся эти дисциплины?
Для ответа на данный вопрос необходимо рассмотреть, что происходит во время конфликта на уровне процессов в центральной нервной системе, а также рассмотреть строение последней. Как известно, одним из отличий мозга человека от мозга животных является наличие неокортекса – коры головного мозга. Эта часть отвечает за процессы логического мышления, адекватного восприятия реальности, составления верных умозаключений. Неокортекс, или новая кора, отвечает за самосознание, критическое восприятие, анализ ситуации.
Теория о трехсоставном мозге была разработана и доказана американским ученым Полом Маклином. Она имеет самое непосредственное отношение к процессам, которые изучает конфликтология.
Следующей частью является лимбический, или эмоциональный, мозг. Эта часть уже более древняя и отвечает за социальный статус, эмоции. Лимбический мозг имеется у млекопитающих и птиц.
И, наконец, во время конфликта активность переходит в более древние отделы, так называемый мозг рептилии. Этот отдел формируется у ребенка до трех лет, и отвечает он – как следует из названия – за самые примитивные функции. В самых общих чертах это стремление к удовольствию и избегание боли. Данная система у взрослого отвечает за удовлетворение чувства голода, поиск полового партнера, реакции атаки или бегства.
Поэтому поведение человека во многом определяется тем, какая часть активна в данный момент времени. Находясь в конфликте, необходимо осознавать, что этот процесс задействует самые древние отделы мозга. С этим пониманием связаны многочисленные рекомендации для поведения в конфликтной обстановке – необходимо сосредоточиться на математических вычислениях, анализе окружающей обстановки, вспомнить какие-либо логические задачи. Такое переключение внимания помогает перенаправить очаг возбуждения в более «очеловеченные» зоны.
Как этому научиться?
Продолжая разговор о врождённых и приобретённых навыках, важно сказать, что с рождения у человека нет никаких знаний. Любая информация впитывается человеком с течением времени. Аналогичным образом развиваются и навыки. Если же у человека есть предрасположенность к чему-либо, в нашем случае, к грамотному функционированию в конфликтных ситуациях, с практикой его умения будут оттачиваться и приносить пользу в жизни.
Но если человек не обладает подобной предрасположенностью, учиться приходится исключительно методом проб и ошибок. Но главное – это учиться, ведь, как гласит известная пословица: «Тяжело в учении – легко в бою». Причём, человек обладает потрясающей способностью обучаться чему угодно, естественно, приложив усилия. Обучаться же можно двумя способами: изучая теорию и применяя знания на практике:
1 | Конфликтология в теории – это информация, которую вы можете найти в книгах, учебниках, получить от других людей и из прочих источников. |
2 | Конфликтология на практике – это использование полученной информации в реальной жизни. |
Однако не являются исключением ситуации, когда человек дальше теории не идёт. Да, он владеет информацией, но она не приносит ему никакой пользы. И это не оттого, что информация некачественна или бесполезна, а оттого, как правило, что он просто не знает в какое русло направить свои усилия, чтобы что-то начало получаться.
Учитывая этот нюанс, мы и разработали наш тренинг. Его целью является не просто познакомить читателя с мощной теоретической базой, но довести до его сознания идею её практического применения, научить использовать в своей жизни.
Имейте в виду, что наш тренинг по конфликтологии имеет и теоретический и практический аспекты. Теоретическая часть познакомит вас с основами конфликтологии и ответит на самые распространённые вопросы в рамках рассматриваемой темы. А практическая часть содержит в себе ценные советы, рекомендации и методы, которые вы будете применять. Причём, как теория, так и практика, дополнены простыми наглядными примерами, дабы исключить фактор недопонимания.
Хотите проверить свои знания?
Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.
Cтатистика На весь экран
Структура конфликта
Несомненно, что в некоторой степени конфликтология – это отрасль знания теоретического характера, поскольку она не может не опираться на методы и наработки теоретических наук. Абстрагируясь от конкретной ситуации, исследователь вычленяет те составляющие, которые являются общими для любого конфликта. Учеными на основе такого абстрагирования выделено несколько стадий ситуации разногласия.
- Предконфликтный этап. Характеризуется возрастанием напряжения между пока еще не находящимися в противоборстве сторонами. Причинами начала этого этапа является либо действительное ущемление интересов одной из сторон, либо искаженное восприятие поведения, либо ложная информация о поведении одного из оппонентов.
- Далее происходит эскалация конфликта. Это очень опасный этап, так как при противоборстве процесс будет только усиливаться, тем самым усугубляя конфликт. На этом этапе необходимо применение тех знаний, которые имеются в арсенале конфликтологии, и недопущение дальнейшего возрастания конфликта.
- Стадия разрешения. Достижение этой стадии происходит, когда стороны понимают, что необходимо осознавать ситуацию такой, какой она реально является. Нужно учитывать фактическую информацию, понимать, что цена успеха может быть непомерно выше, чем возможные потери.
- Переговоры. На данном этапе разногласия завершаются окончательно. Выясняются возможные варианты решения оставшихся вопросов, подписываются необходимые бумаги, достигаются определенные договоренности.
Как уже было сказано, наиболее сенситивной частью процесса конфликта является стадия эскалации. На ней разногласия могут пойти по совершенно другому сценарию.
Уроки по конфликтологии
После изучения довольно большого количества теоретических материалов по конфликтологии, выделив основные моменты, систематизировав их и адаптировав к практике, мы разработали комплекс уникальных уроков по этой теме. В этих уроках рассмотрены наиболее важные разделы конфликтологии, а также представлены мнения выдающихся учёных и результаты некоторых научных изысканий. Наибольшая же ценность этих уроков заключается в том, что огромное внимание в них уделяется именно практике.
Урок 1. Что такое конфликт: виды, типы и формы конфликтов
Несмотря на то что конфликты – составляющая жизни человека, далеко не каждый способен ответить на вопрос: что же такое конфликт на самом деле? Понятие о конфликтах очень расплывчато в понимании большинства, т.е. это не просто что-то типа: не нашли общего языка, поссорились, подрались или не сошлись во мнениях, а нечто более сложное. А если говорить о том, что конфликты подразделяются на немалое количество типов и разновидностей, то для многих это вообще «тёмный лес».
В первом уроке вы познакомитесь с понятием конфликта, рассмотрите его отрицательные и положительные стороны (поверьте, они есть), узнаете, по каким признакам можно распознать конфликт. Далее вы изучите классификации конфликтов и на примерах узнаете, чем каждый их конфликтов отличается друг от друга. Отдельная часть расскажет вам о том, как современная конфликтология типологизирует конфликты. Невзирая на то, что первый урок, по большей части, теоретический, уже в нём вам будет дано одно замечательное упражнение на проработку своих внутренних состояний.
Урок 2. Причины возникновения конфликтов и этапы их развития
Важно и нужно знать не только о том, что такое конфликты и какие они бывают, но также и о том, по каким причинам вообще возникают конфликтные ситуации. Нередко даже самая безобидная шутка может стать причиной ссоры, что уж удивляться, когда правительства, казалось бы, дружественных государств, не могут мирным способом разрешить вопрос о том, кому принадлежит та или иная территория. Соответственно, причины любых разногласий – это то, о чём нужно знать, прежде чем начинать предпринимать какие угодно практические действия.
Данный урок познакомит вас с несколькими разновидностями причин возникновения конфликтов, а также с их подвидами – этому посвящена первая часть урока. Во второй части речь пойдёт о том, какие этапы проходит конфликт во время своего развития, и какова динамика этого процесса. Каждый этап дополнен наглядными примерами. Вполне возможно, какие-то из примеров покажутся вам очень знакомыми, ведь все они взяты из жизни обычных людей и общества.
Урок 3. Профилактика, предотвращение и управление конфликтами
Возникновению любого конфликта всегда предшествуют определённые обстоятельства. Знание о том, что разжигает конфликт, а также о том, что может его погасить, является основным навыком, который может применить человек во избежание противоборства. Если же предупредить конфликт не удалось, и конфронтация возникла, важно выбрать такую стратегию поведения, которая в наибольшей степени будет соответствовать сложившейся ситуации. Именно об этих вещах и пойдёт речь в третьем уроке.
Вы узнаете о том, что вообще представляет собой процесс предупреждения конфликтов и о причинах, которые могут помешать ему; познакомитесь с технологией, применяя которую, научитесь предупреждать конфликты; узнаете о том, какие существуют способы развития и поддержания сотрудничества и о том, какие бывают нормативные процедуры разрешения конфликтных ситуаций. Основная часть материала этого урока расскажет вам о методах управления конфликтами и о ситуациях, в которых эти методы стоит или не стоит применять. А в конце урока вашему вниманию будут представлены наиболее эффективные рекомендации по управлению конфликтами.
Урок 4. Стратегии разрешения и урегулирования конфликтов
Человек, умеющий предупреждать конфликты и управлять ими, имеет гораздо больше шансов избежать неприятных ситуаций, чем тот, кто не умеет этого делать. Однако это не гарантирует на 100%, что конфликт всё-таки не возникнет. Именно по этой причине огромное внимание конфликтология уделяет вопросу разрешения и урегулирования конфликтов. Это можно назвать настоящим искусством, ведь, умея применять соответствующие приёмы, можно извлечь выгоду даже из самой опасной ситуации, а также устранить её.
Предпоследний урок познакомит вас с понятиями разрешения и урегулирования конфликтов и разницей между ними, а также с тем, какие ошибки чаще всего допускают люди, стремясь урегулировать конфликт. Затем вы узнаете о профилактике конфликтов и анализе конфликтных ситуаций. Большое внимание уделено процессу переговоров, ведь именно они представляют собой основной способ разрешения конфликтов, но не будут упущены из виду и другие методы. В заключительной части вы рассмотрите уникальный инструмент для работы с конфликтами – матрицу разрешения конфликтов.
Урок 5. Внутриличностный конфликт: понятие, виды, предупреждение и разрешение
Говоря о конфликтах вообще, не следует понимать их, как процесс взаимодействия между людьми или группами людей. В жизни человека часто встречается особый вид конфликта – внутриличностный конфликт. И он нередко может быть в разы опаснее, чем любой другой, ведь личность, внутри которой возник конфликт, теряет способность к гармоничному существованию, нормальному общению с другими людьми, продуктивной и эффективной деятельности. В самых острых формах внутриличностный конфликт может даже стать причиной суицида или крайне деструктивного антисоциального поведения.
Что такое внутриличностный конфликт? Как он проявляется? Какие существуют разновидности внутриличностного конфликта, и что является его основой? Почему внутриличностный конфликт может быть не только деструктивным, но и конструктивным? Как можно его предупредить или разрешить его, если он возник? Ответы на все эти вопросы вы получите из последнего урока.
Авторы курса и уроков:
Кирилл Ногалес и Евгений Буянов
Определение объекта конфликта
Это самый важный момент в решении любого разногласия. И одновременно он является наиболее сложным. Объект конфликта очень часто может быть завуалирован одной из сторон или обеими. Также он иногда подменяется ввиду преследования собственных целей и проведения манипуляций. Например, в подавляющем большинстве случаев объектом борьбы между политиками является власть. Однако этот мотив часто подменяется другим. Например, борьба может проходить под видом заботы о населении. Так благородный предлог маскирует более глубинные мотивы.
Конфликтология как отрасль психологического знания призвана вычленять истинные мотивы разногласий между людьми.
Объект конфликта необходимо отличать от предмета. Последним называется то противоречие, которое толкает участников конфликта на вступление в разногласия.
Как проходить занятия?
Как уже было не раз подмечено, материалы нашего тренинга по конфликтологии максимально адаптированы под практическое применение, причём, под применение абсолютно любым человеком. Но ни в коем случае не стоит забывать о том, что решающее значение имеет здесь не изучение материала, а его практическое использование. Читать, изучать, знать много всего полезного и интересного – это, конечно же, хорошо. Но если знания, которые могут быть применены в жизни, применены не будут, цена их будет невысока, т.к. никакой пользы они вам не принесут. Имейте это в виду.
Каждый из уроков вы можете изучать поэтапно. В качестве примера можно привести простой алгоритм (но вы можете выработать и свой собственный):
1 | День первый – изучение материала. |
2 | День второй – повторное изучение материала для закрепления. |
3 | День третий – применение полученных знаний на практике. |
4 | День четвёртый – подведение итогов по применению материала изученного урока. |
5 | День пятый, шестой и седьмой – отдых. |
Таким образом, на изучение данного тренинга у вас уйдёт чуть больше месяца. Если для вас этот срок кажется слишком продолжительным, составьте свой график, и изучайте/практикуйте, к примеру, не один урок в неделю, а два. Найдите наиболее комфортный для себя вариант.
Также хочется сказать, что нужно не просто один раз применить навык, пусть даже успешно, а постепенно и целенаправленно оттачивать его, чтобы внедрить в арсенал привычных для вас действий. Старайтесь сформировать у себя полезную привычку (согласно некоторым исследованиям, на это требуется 21 день).
В процессе обучения используйте всевозможные вспомогательные материалы – блокнот для записей, дневник, органайзер, компьютер или гаджет. Например, поставьте в планировщике заданий своего смартфона звуковой сигнал на намеченное для обучения время, чтобы он напоминал вам о том, что пора приступать к занятиям. Или делайте в блокноте краткую запись всякий раз, когда эффективно или неэффективно повели себя в конфликтной ситуации. Вы можете придумать что угодно – главное, чтобы это было вам на пользу.
Способы разрешения конфликта
Конфликтология – это отрасль знания теоретического характера, с одной стороны; но с другой – она направлена на решение вполне прикладных вопросов. И главной ее целью, разумеется, является устранение конфликтов и восстановление мира. Всего различают несколько таких способов.
- Компромисс. Он характеризуется взаимными уступками сторон.
- Уход от проблемы. При этом один из участников конфликта начинает игнорировать конфликт и отказывается от реализации своих интересов. Такой способ, скорее, будет говорить не о разрешении, а об угасании ситуации разногласия.
- Уступки одной из сторон. Фактически это приспособленческий способ решения, однако при больших потерях он неизбежен и более выгоден.
- Привлечение третьих сторон. Люди или социальные группы, которые не заинтересованы в объекте разногласий, помогают разрешить конфликтную ситуацию. Часто это бывает единственным выходом.
- Сотрудничество. Наиболее продуктивный способ. Он характеризуется умением усмотреть интересы другой стороны и помочь оппоненту добиться своей цели. Это происходит на взаимной основе.
Выявленные способы разрешения конфликта, с одной стороны, могут прилагаться ко многим типам конфликтных ситуаций, то есть носят теоретический характер. С другой стороны, конфликтология направлена на решение конкретных реальных задач. Поэтому отчасти можно сказать, что также конфликтология – это отрасль знания прикладного характера. Но, как видно, это лишь частичная ее характеристика.
Принуждение как исход конфликта
Этот способ является самым худшим, так как в процессе его действия полностью игнорируются интересы одной из сторон. Такой тип разрешения конфликта – хотя его очень сложно назвать выходом из ситуации – часто присущ супружеской жизни. Один из партнеров может считать, что имеет право заставлять другого выполнять какие-либо действия по своему усмотрению – например, стирать одежду в предназначенное для отдыха время. Конечно, второй супруг может и согласиться выполнить этот приказ, но внутри себя он будет ощущать униженность, что порождает только череду ответных реакций и желание отомстить.
Способ принуждения также часто используется в отношениях между руководителем и подчиненным. К сожалению, многие руководители не осознают границ своих полномочий либо их мотивы на самом деле не совпадают с продуктивными ценностями тех или иных компаний. Необоснованно ущемляя интересы работника, руководитель не получит ничего, кроме постоянной текучки кадров, плохо выполненной работы или саботажа.
Далее, следующей сферой, где применяется принуждение, являются отношения между родителем и ребенком. И здесь, как и в предыдущих примерах, постоянным навязыванием своей воли авторитарный родитель не добьется никаких позитивных результатов. Он либо воспитает личность со множеством психологических комплексов, чем распишется в собственной несостоятельности как родитель и взрослый человек вообще. Либо – в ближайшем времени или более отдаленном – он столкнется с тем, что чадо начнет проявлять бунт.
Конфликтология – это отрасль знания, теоретического осмысления и применения на практике полученной информации. Поэтому применять методы разрешения разногласий, разработанные конфликтологами, можно в любой конкретной сфере – начиная от международных отношений, заканчивая семейными.
Список использованной литературы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Специальная и научная литература
1. Двинин А.П. Современная психодиагностика / А.П. Двинин, И.А. Романченко. — М.: Изд-во СПб.: Речь, 2012. — 283 с.
2. Конфликтология: учебник / под ред. В.П. Ратникова. — М.: Изд-во ЮНИТИ, 2015. — 543 с.
3. Решетникова, К.В. Конфликты в системе управления: учеб. пособие / К.В. Решетникова. — М.: Изд-во ЮНИТИ, 2013. — 175 с.
4. Социальная психология: учебник / под ред. А.М. Столяренко. — М.: Изд-во ЮНИТИ, 2014. — 511 с.
5. Социальная психология: учеб. пособие / под ред. А.Н. Сухова. — М.: Изд-во ЮНИТИ, 2014. — 615 с.
6. Цветков, В.Л. Психология конфликта. От теории к практике: учеб. пособие / В.Л Цветков. — М.: Изд-во ЮНИТИ, 2015. — 183 с.