Как научится общаться с людьми и стать интересным собеседником?

Навык общения. Звучит интересно. Слух цепляется за что-то непонятное. Обучатся эффективному общению это то же самое что и обучатся математике, физике, медицине, праву и так далее? И да, и нет.

Да, в том плане, что любое обучение — это переход человека в более идеальное состояние, чем до этого. Нет, в том плане — что в школе и университете такого предмета не преподают. И тому есть причина.

Полагается, что этот навык тренируется «сам собой» и достаточно хорошего окружения, чтобы им овладеть. От части это правда. Но кроме окружения в детстве и подростковом возрасте влияют еще два фактора: генетика и осознанная работа над этим навыком во взрослом возрасте. Генетику изменить нельзя (пока), а поработать над навыком полезно. Но над чем именно нужно поработать?

На этот вопрос Владимир Тарасов ответил в вебинаре «Как развить навыки общения и стать интересным для других», который прошел 12 февраля 2021 года в рамках презентации крауд-тренинга «Персональное управленческое искусство» . Ниже я привожу свой конспект лекции.

Содержание

  • От чего зависит качество общения
  • Что главное в общении
  • Технология слушания
  • Технология слышания
  • Технология микрослышания
  • Установление доверительной дистанции
  • Рассказы о себе
  • Технология расспроса и допроса
  • Юмор и ирония
  • Технология и виды недоговаривания
  • Окончание разговора
  • Ответы на вопросы слушателей

Мы видим, что процесс общения сворачивается очень сильно. Люди всё меньше разговаривают друг с другом. Если раньше поражались ситуации, когда в кафе сидела молодая пара и оба уставились в телефоны (это было как символ новой эпохи), то сейчас это уже настолько часто, что уже никого не удивляет.

То есть, люди постепенно разучиваются общаться. Но если для всех эту тенденцию не остановишь, то для людей, которые голову на плечах имеют, для них её можно притормозить. Именно поэтому и такую тему вебинара выбрали.

Если человек неправильно мыслит, то он не может и правильно говорить. Сегодня пространные обсуждения не вписываются в темп времени и мышление будущего. Поэтому чтобы хорошо говорить, надо хорошо думать.

Тренируем дикцию

Чтобы привлечь внимание нужного вам человека, убедить его в вашей правоте, договориться с ним о дальнейшем сотрудничестве, оказать на него определенное влияние и расположить к себе, у вас должна быть идеальная дикция. Благодаря тренировке дикции вы научитесь правильно менять интонации, четко произносить согласные и гласные звуки, выделять голосом важные моменты и т.д.

Тренировка дикции начинается с правильного дыхания. Если вы будете дышать неправильно, то ваш голос начнет срываться, вы будете делать большие паузы между словами или предложениями, из-за чего смысл сказанных вами фраз будет восприниматься слушателями в искаженном виде. Именно поэтому многие известные ораторы во время того или иного публичного выступления используют речевое или диафрагменное дыхание, так как обычного дыхания им чаще всего не хватает.

Чтобы научиться правильно расходовать воздух и своевременно его восстанавливать, необходимо практиковать специально разработанную систему дыхательных тренировок. Данное занятие требует от человека железной силы воли, большого терпения и упорства, но оно того стоит.

Научившись правильно дышать, приступайте к работе над правильным произношением или дикцией. Включите диктофон и прочтите любой текст, затем прослушайте запись и оцените свою речь. Дайте прослушать запись нескольким людям, мнению которых вы доверяете. Совпадает ли ваша оценка с оценкой других людей?

Проанализируйте и собственное мнение, и мнение других людей. Выделите главные недостатки: произношение гласных звуков без ударения (слабая позиция), неправильное произношение мягких звуков, утрата или отсутствие определенных гласных звуков, «скомканные» или «съеденные» согласные звуки, неправильное соединение соединяющихся согласных звуков, отсутствие четкого произношения свистящих и шипящих звуков и т.д.

Чтобы улучшить дикцию, следует ежедневно выполнять комплекс упражнений, которые направлены на расслабление отвечающих за правильную и четкую артикуляцию мышц. Начинайте с самых легких упражнений и постепенно повышайте степень их сложности. Переходите к выполнению более сложного упражнения только в том случае, если вы полностью усвоили предыдущее упражнение. Для поддержания уже полученных результатов не забывайте раз в неделю повторять базисные упражнения.
Рекомендуем: 11 эффективных упражнений для улучшения дикции у взрослых

Как научится общаться с людьми

Качество общения с другими зависит от следующих умений:

  • слушание, слышание и микрослышание;
  • установление доверительной дистанции;
  • уточнение картины мира;
  • нахождение общих интересов;
  • рассказы о полезных случаях или о себе;
  • сообщение об эмоционально запоминающихся событиях;
  • использование иронии и юмора;
  • поддержание правильного информационного темпа;
  • умение недоговаривать;
  • умение сохранять лицо собеседника;
  • умение упаковывать разговор и его результат.

Есть такие виды искусства, где если навыка нет, то ничего не получится (например, физическая борьба). Радостный момент состоит в том, что в искусстве общения, даже если эти навыки не обретены, то сам момент, когда человек вспомнит что «надо делать так» уже поможет.

Методики развития речи

Если вы хотите узнать, как нужно развивать речевые навыки малыша, то воспользуйтесь специальной литературой. Специалисты рекомендуют издания следующих авторов:

  • А. М. Бородич. Автор затрагивает вопросы совершенствования речевых навыков среди дошкольников. Основное внимание сконцентрировано на формировании связной речи.
  • Е. В. Колесниковой. В программу входят методические материалы для педагогов и рабочие – для малышей разных возрастов. Она включает иллюстрации, игры и разные занимательные упражнения. Помимо заданий, направленных на формирование речевых навыков, в программе представлены задачи, нацеленные на подготовку руки к письму. Материал очень обширен – стихи, скороговорки, песни, сказки, книги и так далее. Педагогу не придётся искать что-либо самому.
  • О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной. Программа разработана для педагогов и взрослых, которые хотят самостоятельно заниматься развитием речи малыша до школы. Она включает множество игр и заданий, направленных на всестороннюю стимуляцию речи – звуковую, грамматическую и лексическую.

Существует множество методик, написанных различными авторами. Подобрать конкретную поможет логопед, основываясь на уровне речевого развития вашего ребёнка.

Если вы столкнулись с проблемами задержки речевого развития, то лучше обратиться в центр логопедии и психологии «НЕАПЛ». Самодиагностикой и самолечение заниматься нельзя. Проблемы с речью не проходят сами собой. Только эффективная программа коррекции позволит малышу заговорить наравне со сверстниками.

Что главное в общении

Меньше говорить, больше слушать

В этом ничего нового нет. Еще в древности говорили — держи уши открытыми, а рот закрытым.

Черпать информацию для разговора из самого разговора

Чтобы разговор был интересным, очень важно черпать информацию для разговора из самого разговора. Разговор, где один рассказывает, что он знает, а потом другой рассказывает, что он знает (такие монологи чередующиеся) — это не настоящий разговор.

Настоящий разговор возникает, когда новая подтема возникает из того, что ответил собеседник. Тогда разговор имеет неограниченную пищу для самого себя. И здесь играет большую роль микрослышание, о котором позже будет речь.

Быть не замкнутым, но и не навязчивым

Очень правильно, когда разговариваешь не дольше, чем хочет собеседник. Нужно чучуть меньше говорить, чем он хочет от тебя услышать.

Кроме того, любой разговор он либо сближает, либо отдаляет дистанцию между людьми. Она колеблется внутри разговора. И очень важно не пережимать, не сближать дистанцию, когда собеседник этого не хочет.

Иначе говоря, собеседник должен чуть больше хотеть с тобой разговаривать, чем ты с ним. Это правильная позиция. Конечно, если встретятся два мастера, то там не возможно, чтоб такой зазор был, только в этом случае будет разговор совсем на равных.

Говорящий — продавец, слушающий — покупатель

Как происходит диалог? Продавец что-то продал (что-то сказал). Значит ли это, что покупатель купил то, что он сказал? Не значит. Он этот товар повертел в руках и может поставить на место. Вроде как и слышал, но не принял во внимание.

Может задать вопрос, расспрашивать, расспрашивать, а потом товар НЕ купить. Это всегда большое разочарование для продавца — когда он объяснял, рассказывал, доказывал, а его товар так и не купили.

Но это значит, что продавец когда продавал товар — он не чувствовал покупателя. Не чувствовал, что тот уже принял внутреннее решение — не покупать — и нужны титанические усилия, чтобы он купил.

Как в рыночной экономике покупатель немного выше по рангу чем продавец, так и при общении, слушающий немного выше по рангу, чем говорящий. Бывает и наоборот, но в общем ситуация именно такая.

Например, есть сейчас типичная картина, когда пожилой мужчина говорит с девушкой (или в кафе сидит, или где-то по улице идут) и он говорит, говорит — видно, что он продает товар. И его немножко жалко, так как видно, что девушка смотрит с отрешенным видом куда-то, вроде и слушает, но ясно, что товар не очень покупает.

Вот такая сцена, она всегда режет глаз, потому что человек старается, но он не понимает другого человека.

Какую роль в разговоре вы чаще всего выполняете?

Этап 2. Расширение круга общения

Как бы странно это не звучало, чтобы стать более общительным, нужно больше общаться. Есть несколько простых приемов, которые могут двигаться в данном направлении.

Меняйте рутинные привычки

Заходите в другие магазины, добирайтесь до работы новыми маршрутами, обедайте в разных кафе. Даже в рабочее время, выходя в туалет, можно подняться на другой этаж или пройти в противоположный конец коридора. Ежедневно вы будете видеть новые лица, а это отличная возможность для знакомств и общения.

Используйте социальные сети

Многие недооценивают соцсети, не подозревая, как часто виртуальное общение приводит к очень перспективным реальным знакомствам. Главное – не стесняться приглашать людей на встречи, можно даже предложить встретиться небольшой компанией (если это группа, связанная с общими интересами).

Не скупитесь на слова

Нередко мы ограничиваемся простым «Пожалуйста!», когда помогли коллеге, или «Спасибо!», когда получили помощь. Но гораздо лучше сказать «Пожалуйста! Уверен, что ты тоже помог бы мне!» или «Спасибо! И ты обращайся, если нужна будет помощь!». Подобные фразы пробивают барьеры и сближают людей.

Совмещайте приятное с полезным

Интересное и увлекательное занятие вполне может послужить катализатором новых дружеских отношений. Можно записаться на курсы или тренинги, где будут люди с такими же интересами. Совместная деятельность – отличный повод для знакомства и начала общения. Есть также специальные клубы по интересам, куда может вступить любой желающий, например, клуб любителей игры в «Мафию» есть практически в каждом городе.

Приглашайте и принимайте приглашения

Как в фильме «Всегда говори «Да!». Не отказывайтесь от приглашений, когда Вас куда-то зовут, и старайтесь также приглашать кого-то сами. Это отличный способ стать более общительным, не создавая для себя дискомфортной обстановки. Вы сами можете выбрать способ времяпровождения. В лучшем случае это будет приятное свидание или дружеская беседа, в худшем – просто ценный опыт в общении.

Не бойтесь услышать «Нет»

Мы так устроены, что каждое услышанное «Нет!» обжигает нас. Поэтому взрослые люди испытывают панический страх перед отказами и упускают массу возможностей в жизни. Но бояться слова «нет» не обязательно. Начните нарушать привычные сценарии поведения. Увидев симпатичную незнакомку (или незнакомца) на остановке, не стесняйтесь заговорить. Даже если знакомство не сложится, вы ничего не потеряете, а лишь приобретете ценный опыт.

В завершение, давайте обсудим такой простой, но в то же время такой сложный вопрос:

Технология слушания

Технология слушания — действительно слушать и выглядеть как человек, который слушает другого. Выглядеть слушающим не только для того, кто говорит, но и для других людей — иначе ты снижаешь ранг, имидж говорящего. В этой технологии нужно помнить о следующих правилах.

Надо смотреть на говорящего не менее 20% и не более 80% времени

Почему такие проценты? Ну тут я верю психологам. Вроде как они делали исследование, и вывели следующие тезисы:

  • если говорящий не интересует слушающего, то слушающий смотрит на него меньше 20%;
  • если слушающего интересует только личность говорящего, но не содержание его речи, то слушающий смотрит на него больше 80%. Поэтому в этих рамках 20-80 и нужно стараться держать свое внимание.

Надо задумываться над словами собеседника

Ведь у него неравномерно информация расположена — одни более важные вещи, другие менее важные. Поэтому если понятно, что для говорящего определенный тезис — это что-то серьезное, то надо действительно задуматься над данной мыслью.

И должно быть видно, что ты действительно задумался — это уважение к собеседнику. Когда человек не задумывается — это производит нехорошее впечатление.

Вот я раньше когда начинал консультировать, я часто отвечал сразу же на вопрос. Меня спросят что-то — я сразу отвечаю. А потом понял, что это не правильно. В каком смысле не правильно?

Во-первых, надо подумать — вдруг что-то лучшее придумаю. Но не только в этом дело. А если я подумал, то человек понимает, что я подумал над тем, что он сказал, а не то, что я с кармана готовые рецепты вытащил. Поэтому важно задумываться над словами собеседника. Иногда, даже если оба помолчат, то это совсем неплохо для разговора.

Надо поддерживать говорящего своей мимикой

Это очень важно. Вот я нередко давал интервью и запомнил одну журналистку. Она отличалась от других журналистов тем, что вообще не перебивала когда я говорю. Только мимикой — поддерживала, удивлялась, переспрашивала. Такой диалог, когда один говорит, а другой мимикой поддерживает — я считаю, что это высокий класс журналистики.

Не надо перебивать говорящего пока не возникает пауза

Надо поощрять дальнейшее говорение заинтересованным ожиданием

Например, человек сделал паузу, а ты чувствуешь, что ему есть еще что сказать — не спеши говорить, выдержи эту паузу. Это всё нужно делать, чтобы быть хорошим слушателем.

А почему так важно быть хорошим слушателем? Дело в том, что хороший слушатель встречается гораздо реже, чем хороший говорящий. Хороший слушатель, это тот, кому говорящий интересен.

Хороший слушатель разговорит любого неговоруна и с любого вытянет интересные рассказы, потому, что он черпает из самого разговора пищу. Это более высокое искусство — хорошо слушать.

Что вы можете сделать самостоятельно, чтобы улучшить свою речь

Качественная тренировка речи — это процесс, который нужно проходить под контролем со стороны специалиста. Тем не менее, есть базовые, начальные шаги, которые каждый может проделать самостоятельно, чтобы увидеть какие-то первые изменения и, может быть, задуматься о том, чтобы впоследствии обратиться к профессиональному тренингу.

Дыхание и разминка

База хорошей речи — это правильное дыхание, так что понаблюдайте, как вы дышите, в следующий раз, как только проснетесь. Обычно, когда человек расслаблен, когда он еще не вскочил с кровати и не побежал делать дела, у него работают те мышцы, которые нам и нужны. Так вот, постарайтесь их ощутить — какие мышцы у вас работают, когда вы лежите в расслабленном состоянии? Нет ли у вас каких-то зажимов в спине? Чем вы дышите? Я лично еще не встречала людей, которые в расслабленном лежачем положении дышали бы чем-то другим, кроме как животом — то есть так, как и нужно дышать. Когда мы дышим расслаблено, стонем, кашляем, смеемся, у нас работают природные механизмы — все это мы делаем именно мышцами живота.

Многие люди, которые преподают речь, пытаются поставить своим ученикам вокальное дыхание, чего делать не нужно, потому что речевое и вокальное — разные вещи. Да, у них один и тот же принцип, но есть несколько нюансов, которые важны для звуковоспроизведения. Вокальный голос отличается от голоса речевого хотя бы тем, что он более обработанный. Если бы мы все разговаривали вокальным голосом, мы бы звучали как карикатурная оперная певица. Чтобы нам было в удовольствие разговаривать, чтобы голос как бы сам лился из нашего организма, нужно учитывать техники дыхания животом.

Прямо с утра, лежа в постели, посмотрев, как дышит ваш живот, когда вы расслаблены, сделайте вдох и выдох на «фууу»

со слегка сомкнутыми губами. Обратите внимание, чтобы в этот момент ваша грудь не двигалась. После нескольких
«фууу»
делаем вдох и выдох на «с», как бы выдавливая из себя воздух мышцами живота, все остальные мышцы должны быть расслаблены. Представьте, что внизу живота у вас как бы находится резервуар с воздухом (воздух, который мы выдыхаем — это и есть наш потенциальный звук), и вот весь этот воздух из резервуара вы и выдыхаете под давлением в передние зубы. Не в макушку, не куда-то там в затылок, а именно в передние зубы и на звук «с». И так 6–8 раз, после чего нужно встать и попытаться сделать это же упражнение, но уже стоя.

После того, как вы поняли, что дышите правильно и у вас нет никаких препятствий между животом и передними зубам, пробуем по той же траектории, ничего не меняя в мышцах, выдохнуть на звук «м»

, чтобы задребезжали зубы, верхняя губа, крылья носа. Это называется резонатор — всего их четыре, но так как мы самостоятельно тренируем только базовые вещи, этим упражнением мы разминаем основной. Следующий шаг — совместить мычание с разминкой шейного и плечевого отдела тела, то есть, когда вы дышите на
«м»
, делайте несколько мягких кругов головой в одну сторону, затем в другую, вверх-вниз и вправо-влево. Потом переключаемся на плечи: звучим в резонатор и делаем круговые движения в одну сторону на одном выдохе, добираем воздух — и в другую сторону на следующем вдохе. Почему мы разминаем плечи и шею? Потому что если в них есть какие-то зажимы, это тоже мешает качественно говорить. Например, если плечи приподняты, голос не звучит ровно, а как бы придавлено.

Артикуляция

После того, как мы размяли тело, шею и плечи, тренируем простую фразу: «Мам, мам, меду нам»

, по-прежнему говоря как бы от живота. Этой фразой мы учимся соединять правильный согласный звук с гласными — это нужно научиться делать так, чтобы между
«м»
и
«а»
не было разрывов, — и дальше, наконец, переходим к разминке артикуляционного аппарата, делаем артикуляционную гимнастику, разминаем губы, язык и челюсть.

Вот несколько самых простых упражнений для разминки губ (вы легко можете посмотреть их наглядное выполнение в интернете):

— Вытягиваем губы «хоботком» и крутим ими из стороны в сторону. Важно крутить именно губами и не работать челюстью — она сомкнута и не помогает губам, работают только мышцы лица! Сделали так 8 раз из стороны в сторону и сбросили напряжение, как делают лошади, эдаким «пфррр»

из живота в губы, чтобы затрепетали губы.

— Дальше делаем то же самое, но теперь двигаем губами вверх-вниз, тоже 8 раз и также сбрасываем напряжение.

— Теперь включаем язык и круговыми движениями с внутренней стороны нашего рта разминаем мышцы щек и губ, разминается и сам язык. Это тяжелое упражнение, мышцы от него устают, но это прекрасная усталость. Так надо сделать 5 раз в одну сторону и 5 раз в другую, давя языком на щеки и губы. Сбрасываем напряжение.

— После того, как мы размяли язык и губы, разминаем челюсть. Сперва просто пальцами разминаем челюстные суставы около ушей, потом открываем рот, чтобы пальцы падали в эти околоушные впадины, потом можно подвигать челюстью из стороны в сторону.

— Есть и еще одно секретное упражнение — берем маркер, помаду, тушь, карандаш, в общем, что-то продолговатое, и вставляем его в рот поперек, зажав зубами, проверив, не напряжены ли мышцы лица — они должны быть расслаблены. В этом состоянии начинаем говорить, например, следующую чистоговорку: «В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж»

. Ваша задача — сделать так, чтобы слова звучали максимально четко даже в этом неудобном положении. Так у вас прекрасно разомнется челюсть, губы и язык, и когда вы вытащите маркер изо рта, вы сразу почувствуете, как говорить и звучать стало намного легче.

Вообще, в случае с гимнастикой артикуляционного аппарата неправильных упражнений быть не может — выполняйте любые, которые вы найдете. Единственный момент: следите за тем, чтобы когда вы начнете пользоваться своим размятым речевым аппаратом, ваши губы не активничали и не «плясали» по всему лицу, это выглядит некрасиво, артикуляция не должна раздражать вашего слушателя. Посмотрите внимательно на то, как говорят качественные телеведущие: у них нет излишней артикуляции, зато у них хорошо открывается челюсть на ударных гласных звуках. Нет ни одного, наверное, ведущего, который разговаривает с закрытым ртом и сомкнутой челюстью, а вот в обычной жизни таких людей — масса.

Дикция

Дикцию можно качественно проработать всего за 3–5 дней занятий, если уделять артикуляционным упражнениям и чистоговоркам хотя бы 2 минуты своего времени ежедневно. Чистоговорки — это специальные словосочетания и фразы, то же, что и скороговорки, но мы их используем не для того, чтобы говорить быстро, а для того, чтобы говорить чисто.

Пример чистоговорки: «Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, а поп под колпаком»

. Довольно часто, когда люди произносят ее в первый раз, они «проглатывают» половину звуков. Произнесите эту чистоговорку, четко и внятно проговаривая окончания (можете записывать себя на диктофон, чтобы слушать со стороны). Далее обратите внимание, как вы произносите ударные гласные. Они должны быть чуть длиннее по звучанию и более наполнены звуком, чем остальные звуки. Ударные гласные — это ядро слова, они отвечают за его объем и красоту.

И еще один момент, который необходимо отметить — плавность речи: постарайтесь каждую фразу говорить как одно слово, как единую конструкцию. Слова должны перетекать одно в другое, говорить нужно в перспективу, а не ставить точки после каждого слова.

Тренировка речи не относится к категории процессов, которыми обязательно нужно заниматься в детстве. Если в детстве говорить правильно не научили, это не значит, что на хорошей речи нужно ставить крест, потому что у человека есть возможность работать с голосом в любом возрасте.

Технология слышания

Нужно слышать всё говоримое

Имеется в виду просто физически слышать. Для этого надо прежде всего не отвлекаться. Отвлекается в основном человек на какие-то зрительные искушения и отвлекается на свои мысли.

При чем отвлекается на свои мысли по разному. Иногда просто потому, что скучновато человек говорит и не хочется терять время зря. А бывает наоборот — он говорит, что-то такое важное, что у тебя сразу своя мысль рождается, ты хочешь дальше думать её и отвлекаешься, не слышишь, что дальше человек сказал.

В этом случае тому, кто говорит, важно это почувствовать и дать человеку паузу, чтобы обдумать некоторые слова.

Нужно понимать говоримое

Не только расслышать в том плане, что ты можешь повторить сказанное, но и понимать говоримое. А это уже сложнее — надо напрягаться, иногда переспросить. Надо упаковывать всё сказанное у себя в голове.

Когда ты слушаешь, тут должен параллельно еще и процесс запоминания быть. Нормальный человек запоминает хорошо суть говоримого, если смог его упаковать в голове — компактно, кратко, самое главное и это всё одновременно слушая.

Поэтому в паузах нужно компактно пересказывать услышанное, а иногда даже специально останавливать говорящего, пересказать суть сказанного и получить подтверждение, что ты всё понял правильно.

Учимся описывать предметы

Данное упражнение поможет вам научиться красиво разговаривать, ясно излагать свои мысли и без труда говорить о том или ином предмете хоть целый день. Сфокусируйте свое внимание на каком-нибудь предмете, который есть в вашем жилище: настенных часах, тарелке, газовой плите, раковине и т.д. Подумайте об этом предмете и постарайтесь на протяжении 5-7 минут говорить только о нем. Старайтесь использовать красивый литературный язык.

Поначалу вам будет очень тяжело, но со временем вы научитесь описывать предметы литературным языком. Как только вы увидите прогресс, усложните задание: постепенно увеличивайте время тренировки и выбирайте те предметы, описание которых вызывает у вас определенные трудности.

Технология микрослышания

Технология микрослышания — это значит, что надо замечать заминки, паузы, изменения голоса, вздохи, оговорки, изменения мимики, позы и иногда делать на таких мелочах акценты.

Иногда нужно спрашивать о выявленных акцентах

Например, «а что вы так оживились, когда это рассказываете?». Это двоякую пользу несет. Во-первых, человек понимает, что его внимательно слушали. Во-вторых, это может подтолкнуть его к какому то новому рассказу — очень интересному, а иногда и просто важному, из того, что он не решался вам сказать.

Наблюдать изменение невербального поведения

Изменения не только мимики, но и позы. Интерпретировать это нужно для себя, а иногда и вслух. То есть надо сообщать о своих чувствах, на поведение собеседника.

Строить предположения о недосказанном

«Наверное это потому то?» Вам легче будет запомнить, если вы высказали версию, а она оказалась не такая.

Нужно обдумывать, что из сказанного имеет конфиденциальный характер

Для себя вы знаете, что лучше, чтобы осталось в тайне. А вот, что является конфиденциальным для собеседника? Иногда лучше спросить об этом говорящего.

Важно убедится, что ваш пересказ лучше рассказа собеседника и понравился ему

Когда он после пересказа сказал: «Ну да, вообщем-то так», надо остановить его после этих слов. Умение пересказывать особенно важно для тех, кто занимается управленческим консультированием.

Человек не может быть консультантом, если он не может пересказать рассказ о событиях каких-то или проблемах лучше, чем ему рассказали. Он может не так подробно рассказать, но в его рассказе должно быть четче видно главное.

Как правильно вести разговор?

Помните, что выступление и общение – это совершенно разные жанры. Всегда давайте собеседнику выговориться, но и сами не молчите. Не стесняйтесь рассказывать о себе, но не спешите делиться слишком личной информацией. Можно рассказать о своих интересах, о досуге, поездке на море, интересных событиях, произошедших за последнее время.

Задавая собеседнику вопросы, проявляйте заинтересованность его личностью, но тоже не спешите спрашивать о слишком личном. Сближение всегда проходит очень медленно, два человека идут к этому маленькими шажочками, постепенно открывая определенные детали из собственной жизни. Если поспешить с этим, можно моментально разрушить хрупкое доверие, которое пока не успело сформироваться.

Рекомендуется использовать открытые вопросы, чтобы собеседник мог ответить, сдобрив рассказ любым количеством деталей. Задавая закрытый вопрос, вы вынуждаете его давать односложные ответы, даже если он настроен на живое и интересное общение. Чтобы стать более общительным, необходимо понять, что люди очень любят рассказывать о себе, и вы гарантированно им понравитесь, продемонстрировав искренний интерес к их персоне.

Одним из наиболее эффективных способов развить свои навыки общения за короткий срок и научиться понимать скрытые эмоции окружающих, является обучение у квалифицированного специалиста.

Онлайн-интенсив «Эффективное общение» научит Вас:

  • Управлять своими эмоциями и контролировать импульсы;
  • Преодолевать сложные эмоциональные ситуации;
  • Понимать чувства и мысли собеседника на более глубоком уровне;
  • Общаться с вашим окружением более эффективно;
  • Управлять конфликтами;
  • Выстраивать гармоничные отношения.

Автор курса — Олег Калиничев. Эксперт по невербальному поведению, эмоциональному интеллекту и распознаванию лжи. Аккредитованный тренер Paul Ekman International. Управляющий директор Paul Ekman International в России (PEI Russia).

Онлайн-интенсив «Эффективное общение» будет особенно полезен:

  1. Предпринимателям, руководителям, топ-менеджерам.
  2. Тем, кто работает с клиентами, менеджерам среднего звена, фрилансерам.
  3. Всем, кто занимается воспитанием детей.
  4. Любому, кто хочет усовершенствовать свое общение с окружающими.

Обучение состоит из 4 блоков:

  1. Эмоции. Основы.
  2. Эмоциональная устойчивость и эмоциональная гибкость.
  3. Социальная эффективность.
  4. Построение гармоничных отношений.

Как проходит обучение:

  1. Смотрите видеолекции
  2. Выполняете самостоятельные задания для закрепления материала
  3. Участвуете в вебинарах и обсуждаете сложные моменты
  4. Проходите тестирование по изученному материалу
  5. Завершаете интенсив и получаете сертификат

Стоимость самостоятельного прохождения – 990 руб., с куратором – 2 490 руб.

Если в течение 7 дней решите, что курс вам не подходит, Вам вернут деньги.

Установление доверительной дистанции

Надо устанавливать доверительную дистанцию

Для этого нужно правильно строить ролевые соотношения. Каждый из нас играет много ролей по отношению к другому. Вы можете быть и соседом, и другом, и игроком в боулинг, и кредитором. И для установления доверительной дистанции, нужно выбирать те роли, где у вас с человеком дистанция наиболее близка для разговора.

Из нее уже можно дальше легче действовать. Кроме того, бывает много ролей в самом разговоре — говорящий и слушающий, сомневающийся и доказывающий и тому подобное. И нужно по разговору двигаться так, чтобы дистанция становилась всё ближе и стала настолько близкой, насколько она комфортна для обеих сторон.

Часто повторять имя собеседника, но не перестараться

Уметь недоговаривать

Если мы хорошо держим дистанцию и чего-то недоговариваем, то это мотивирует собеседника задавать вопросы и сблизить дистанцию.

Самый простой прием сближения дистанции — разговоры о детстве

Свои случаи рассказывать, чужие расспрашивать. Почему детство сближает? Потому, что люди немножко побаиваются друг друга, даже близкие люди — это нормально, всегда есть страх сделать какую то ошибку, где-то задеть, быть непонятым.

Поэтому, если человека расспрашивать о текущих событиях, он не уверен, что поступил правильно и он несет ответственность за свои слова и дела. А вот за детство свое он не несет ответственности, и поэтому безбоязненно рассказывает о детстве. И вот это отсутствие страха общения, после рассказа о детстве, может сохранятся дальше.

Завершение

Самое главное, что вам стоит запомнить о том, как научиться общаться с людьми – это пробуйте заводить знакомства с новыми людьми. Чтение полезного материала, вроде этой статьи – это всего лишь помощник. Вам нужно постоянно действовать, чтобы развить навык коммуникации.

  • продолжайте начинать разговоры,
  • будьте тактичны,
  • вежливы,
  • улыбайтесь,
  • проявляйте инициативу,
  • сохраняйте зрительный контакт,
  • задавайте вопросы,
  • главное внимательно слушайте собеседника,
  • думайте о нем,
  • будьте раскованными,
  • двигайтесь вперёд и не ожидайте результатов.

Поэтому забудьте о том, что о вас подумают другие люди и учитесь! Запомните: мы получаем ценные уроки не только от успешных попыток, но также и от провальных. Пожалуйста поделитесь вашим опытом в комментариях.

Рассказы о себе

Когда мы рассказываем о себе важно сохранять баланс между рассказами об удачах и неудачах. Когда человек рассказывает только об удачах, он выглядит, как хвастун. Когда он рассказывает только об неудачах, он выглядит, как неудачник.

Не обязательно 50/50, но какой то баланс должен быть. Особенно ценно, когда он рассказывает о каких-то конфузах, которые типичны для многих людей. Так вы показываете, какие из них вы сделали выводы, и эти выводы могут быть полезны для многих людей.

То же самое, как руководителю я советую, использовать совершенные ошибки, как материал для обучения подчиненных. Также надо в разговоре сообщать побочную полезную информацию, которую человек может запомнить и она в жизни пригодится.

Это особенно важно при продажах. Так, продавец может не продать товар, но он может рассказать какие-то вещи, которые человек запомнит, перескажет другим и будет полезным этим рассказом для других.

Препятствия на вашем пути

Даже если вы считаете себя хорошим слушателем и обладаете широким кругозором, это ещё не значит, что вы легко поймёте, как общаться с тем или иным человеком. Сначала некоторым придётся победить «внутреннего монстра»: зацикленность на себе.

Страх общения — этот тот же страх быть отвергнутым, мысли рода «что обо мне подумают?». Секрет в том, чтобы не думать о себе. Вам нужно думать о собеседнике. Что интересно ему? Что волнует его? В каком настроении ваш оппонент? Переключите внимание со своей персоны на окружающих — и у вас не останется времени на тревоги.

Технология расспроса и допроса

Чем отличаются расспрос и допрос

Первое отличие. Расспросы — это когда человек задает следующие вопросы исходя из рассказанного. При допросах задают вопросы никак не связанные с предыдущими ответами.

Второе отличие. Допрашивающий хочет, чтобы ему рассказали всё, но сам он не готов ничего рассказывать. Он своей тональностью говорит «я тебе не буду говорить, почему я об этом спрашиваю».

Поэтому нужно избегать допросов, если нет для них повода. И даже из любопытства всё-таки не допрашивать, а расспрашивать. То есть должна быть обоснованная мотивация в вопросах и вопросы должны быть связаны с ответами на другие вопросы.

Иногда нужно употреблять незаконченные вопросы, дающие право их проигнорировать

Например, когда мы не уверенны насколько тактично будет спросить то или другое, мы задаем вопрос как то недосказанно, намечаем вопрос, давая право человеку проигнорировать и пойти дальше.

Вопросы нужно задавать с включенной информацией

То есть кроме вопроса, идет рассказ, еще какой-то важной информации, которая его уточняет.

Надо плавно переходить к более рискованным и конфиденциальным вопросам

Если человек, отвечающий на вопросы не испытывает дискомфорта, мы можем приблизиться гораздо дальше. Но важно помнить один нюанс.

Если мы задали какие-то рисковые вопросы, и человек ответил на них, то у него бывает потребность нам объяснить, почему он ответил на те вопросы, на которые не надо было отвечать (или он не имел права отвечать).

Поэтому очень важно дать ему возможность оправдаться в наших и своих глазах, после таких ответов.

Надо иногда задавать вопросы, демонстрирующие нашу некомпетентность

Такие вопросы подымают статус говорящего. Кроме того, это и нам полезно, и говорящему приятно от того, что он сделал нас компетентнее.

Иногда надо задавать вопросы, помогающие говорящему рассказать всё в деталях

Часто человек собирается нам рассказать что-то в общем, у него нет плана рассказывать в деталях, но если мы своими вопросами, покажем, что у нас есть время и интерес услышать детали, то он будет рад их поведать.

Есть два типа пересказа

Первый — как полицейский протокол. Только факты, без всякой лирики, без всяких «по моему мнению», «мне показалось» и так далее. Второй — как художественное произведение. Это два разных типа пересказа. В идеале надо владеть обеими.

Когда мы рассказываем о себе, важно помнить об высказывании Оскара Уайльда — «Секрет быть скучным — рассказать о себе всё»

Когда вы долго что-то рассказываете, не надо спрашивать собеседника «тебе интересно то, что я рассказываю?»

Кто же скажет, что не интересно. Такой вопрос имеет смысл в начале беседы, но не в середине. Чтобы реально узнать интересно ли человеку, оцените его поведение. Если он стал меньше смотреть на вас — значит он теряет интерес к рассказу.

Всё что вы рассказываете может быть пересказано третьему лицу, при чем вы не знаете кому именно

Либо же может быть использовано против вас этим же слушателем, когда вы с ним поссоритесь. Это очень важное обстоятельство. Не нужно поддаваться обаянию момента, чтобы потом не пожалеть.

Самые эффективные скороговорки для улучшения дикции взрослых

О важности скороговорок для развития идеальной дикции взрослого человека я писала выше. Отмечу только, что вы должны определиться после записи своего голоса, какие именно звуки речи вас не устраивают. Возможно, это будут шипящие или “л-р”, или другие звуки. И в соответствии со своими наблюдениями подбирайте скороговорки, прорабатывающие именно их. А для профилактики можно их все потренировать.

  • Лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии.
  • Протокол про протокол протоколом запротоколировал.
  • Не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи.
  • Рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  • Как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить, но попытка не пытка.

Ну и полегче что-нибудь.

  • Расскажите про покупки, про какие про покупки, про покупки, про покупки, про покупочки свои.
  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
  • Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
  • У рекламы ухватов – швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
  • На мели мы лениво налима ловили, на мели мы ловили линя.
  • Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
  • Мы ели-ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.
  • Ценит цеп косец по косовице.
  • У ежа – ежата, у ужа – ужата.
  • От топота копыт пыль по полю летит.

Скороговорки хорошо развивают память и внимание у взрослых, помимо речи.


Скороговорка для улучшения дикции

Юмор и ирония

Нужно по возможности использовать иронию и юмор. Этому надо учится, конечно. Чтобы научится шутить, надо водить дружбу с шутниками.

Но, есть важный принцип использования юмора — мужчины часто смеются НАД кем-то, а женщины ВМЕСТЕ с кем-то. Так вот, чтобы юмор улучшал отношения, надо смеяться вместе с кем-то, а не над кем-то.

Юмор можно тестировать по нейтральным темам. Хороший способ юмора — слегка изменять высказывание человека в более смешную сторону. В общем, юмор надо употреблять, но надо использовать его осторожно, так как это обоюдоострое оружие.

Теперь, когда мы разговариваем с человеком, очень важно соблюдать информационный ритм.

Дело в том, что когда мы говорим, то мы меняем картину мира человека. Если мы её не меняем, то ему скучно. Если наоборот, меняем очень интенсивно — одно новое, сразу другое, третье — то он не успевает эти компоненты как-то обустроить в своей основной картине мира, и ему также становится скучно.

Здесь нужно меру знать. Надо чтобы картина мира менялась с таким ритмом — сказал что-то новое, собеседник это обработал, и снова новое. При этом надо помнить, что когда ты говоришь с массой людей, им нужно больше времени на обработку информации, так как притупляется скорость реакции людей в большом количестве.

Иногда надо употреблять короткие реплики, вместо длинного рассказа. Они дают человеку больше времени подумать. При разговоре надо помнить простую вещь — нельзя много раз быть правым.

Один рассказывает в какой он был стране, другой приводит страну покруче, один говорит, что он купил сумку за $500, другой сразу бьет это покупкой за $2000. Так вот, не надо всё время перебивать другого своим превосходством — либо в правоте, либо в деньгах, либо в связях, либо еще в чем то. Это раздражает.

Также, нужно помнить, что есть информационная усталость. Важно делать перерывы, кофе-брейки, отдыхать или переходить на отвлеченные темы.

Откуда берутся проблемы с общением?

Коммуникативные навыки формируются у человека на протяжении всей жизни, при этом существует несколько основных факторов, оказывающих решающее значение. Рассмотрим наиболее важные.

  1. Особенности воспитания. В каждой семье свои идеалы, и нередко родители сознательно прививают ребенку черты, не способствующие большому успеху в жизни. Они гордятся, что их ребенок растет скромным и неконфликтным, хорошо учится, слушается родителей и учителей. Увы, подобные особенности воспитания создают человеку определенные сложности во взрослой жизни.

Кроме того, модель социального поведения ребенка полностью формируется на родительском примере. Если семья ведёт относительно замкнутый образ жизни и редко приглашает гостей, ребенок просто не научится общаться, и в дальнейшем будет испытывать из-за этого определенные трудности.

  1. Негативный опыт общения
    . Дети очень общительны и нередко сталкиваются с негативной реакцией на это. Родители просят их вести себя тише, сверстники начинают подшучивать, учителя в школе закрывают рот. Последствия подобного опыта вполне очевидны.
  2. Недостаточная эрудированность
    . Если у человека мало доступных тем для разговоров, стать более общительным ему будет непросто. Поэтому важно постоянно повышать свою эрудированность, много читать, интересоваться актуальными событиями и новостями.
  3. Особенности характера
    . Существует несколько типов характера, и уровень общительности – одно из их главных отличий. Так, флегматики обычно менее разговорчивы, чем холерики. Но если говорить именно об общительности, удобнее провести деление на
    интровертов и экстравертов. Для близких друзей интроверты обычно являются открытыми и интересными собеседниками, но общение с малознакомыми людьми им даётся непросто. Если Вы относитесь к интровертам, то Ваши трудности с общением объяснимы, но вполне решаемы. Более подробно о том, кто такой интроверт, читайте в отдельной статье.
  4. Неуверенность в себе
    . Подобная проблема мешает самореализации во всех сферах жизни. Неуверенному человеку тяжело найти работу, завести друзей и построить романтические отношения. Если присутствует данный фактор, начать следует с повышения самооценки, иначе остальные усилия могут оказаться безрезультатными.

Ну что же, друзья, с основами разобрались, теперь переходим к основной части.

Стать более общительным — это просто

В первую очередь необходимо понять, что общительность – это навык, а не особенность личности. А ценные навыки нужно развивать. Это доступно любому человеку, главное – непрерывно совершенствоваться в выбранном направлении. Весь процесс будет состоять из двух этапов: развития коммуникабельности (т.е. умения общаться с людьми) и расширения круга общения. Без лишних слов, переходим к первому этапу.

Технология и виды недоговаривания

  1. Недоговаривание может быть как протест против перебивания. Очень хороший способ. Вы в компании сидите, разговариваете, вы что-то начали говорить и вас перебили. Вы начинаете своё — опять перебивают. В таком случае, самому не нужно перебивать. Лучше подождать, спросит ли кто-то продолжения ваших слов. Если никто не спросит, то значит это всем не интересно. Если кто-то спросит — вы продолжите.
  2. Недоговаривание также бывает когда и так всё понятно.
  3. Недоговаривание, как тест на слушание — вы не закончив один сюжет, переходите к другому, чтобы оценить реакцию слушателя.
  4. Недоговаривание, как тест на приемлемость темы.
  5. Аксиоматическое недоговаривание — вы недоговариваете и не делаете каких-либо выводов, а вывод делает сам слушатель.
  6. Интригующее недоговаривание — не договорить, чтобы заинтриговать.

Книги, которые улучшают речь и словарный запас

Чтобы улучшить свою речь, нужно читать тексты на разные темы. При таком раскладе речь обогащается новыми словами, появляется логика в высказываниях, улучшается грамотность речи. Вы не найдете профессора, который бы не мог двух слов связать или говорил “здеся”, “тама”, “тута”, “четверЬг”, “сЭрцЭ”. Все потому, что книги улучшают риторику речи, помогают формулировать мысли.

Я сделала подборку книг, которые смогут стать для вас уроками русского языка, литературы, а также экскурса в лингвистику и другие филологические науки.

  1. Вадим Храппа “От адамова яблока до яблока раздора”.
  2. Корней Чуковский “Живой как жизнь”.
  3. Ларри Кинг “Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно”.
  4. Найджел Браун “Странности нашего языка”.
  5. Наталья Ром “Хочу говорить красиво! Техники речи”.
  6. Виктория Володина “Альбом по развитию речи”.
  7. Лев Успенский “Слово о словах”.

Эти книги помогут улучшить разговорную речь на русском, а также с их помощью вы определите, как малознакомые слова использовать по назначению.

Упражнения для развития коммуникабельности

Общение – основа не только личных отношений, но и рабочих. Тренинги на коммуникабельность полезны для переговоров, командообразования, в поддержании уверенности в себе, успешных продажах. Общение – это фундамент, на котором держится успех любого бизнеса.

Упражнения и тренинги по коммуникабельности направлены на снятие внутренних барьеров. Они учат навыкам уверенного общения, самопрезентации, умению управлять ходом беседы, находить компромиссы, договариваться. Коллективные тренинги создают доброжелательную, теплую атмосферу поддержки и доверия, которая необходима для эффективной работы группы.

Мы подобрали избранные упражнения на повышение коммуникативного навыка:

“Расскажи о…”

Цель: развитие навыков уверенного общения.

Каждый из участников по очереди берет любой, принадлежащий ему предмет и просит его: «Расскажи о своем хозяине». В процессе тренинга участники могут задавать вопросы из любых сфер деятельности.

“Восточный базар”

Цель: оттачивание навыков делового общения, анализ стратегий достижения целей

Каждый из участников пишет на 5 стикерах свое имя. Листочки сворачиваются и отправляются в коробку. После этого каждый по очереди должен вытянуть 5 бумажек, а потом каждый участник тренинга любыми способами должен вернуть стикеры со своим именем себе.

Первый, собравший полный набор именных стикеров, объявляется победителем. Далее идет обсуждение используемых стратегий.

“Другими словами”

Цель: развитие умения адекватно передавать одну и ту же мысль другими словами.

Участники делятся на группы по 3-5 человек. После этого ведущий говорит одному игроку из каждой команды фразу, состоящую из 5-7 слов. Каждый участник должен донести смысл фразы другими словами своему коллеге (ни одно слово не должно повторяться).

“За того парня”

Цель: тренировка навыков уверенного общения

Участники делятся на пары. Каждый рассказывает друг другу о себе, после чего происходит обмен бэйджиками. После этого одни из участников пары садятся на стул, вторые становятся за его спиной. По очереди каждому игроку все задают вопросы из любых сфер деятельности, стоящий за спиной должен ответить на все вопросы вне зависимости от того знает он точный ответ или нет. В заключение сидящий на стуле должен сказать процент совпадений правильных ответов.

“Как мы похожи!”

Цель: развитие навыков контактирования

Участники делятся по парам. Каждая пара как можно быстрее должна найти и записать общие черты и характеристики друг друга. После каждый участник должен выбрать другого человека и также найти общие характеристики уже с ним. Победителем считается тот, кто первым найдет пять общих черт.

После этапа поиска общих черт и характеристик начинается обсуждение:

  • Легко или сложно далось упражнение?
  • Насколько быстро и легко было найти общие черты с другими участниками?
  • Что помогло установить быстрый контакт?

Упражнения на развитие коммуникативных навыков – мощный инструмент, помогающий в кратчайшие сроки наглядно повысить способность к общению.

Как стать превосходным собеседником


Фотография: Man photo created by gpointstudio — www.freepik.com

Искренний и взаимный интерес — залог успешного общения. Человеку, желающему прокачать свои коммуникативные навыки, следует уметь:

Слушать.

Во время диалога нельзя перебивать. Сдерживайте себя, даже если вам скучно. Детям сложно сконцентрироваться на чем-либо одном, поэтому предложите им внимательно прослушать видеоролик на YouTube или рассказ одноклассника о его летних приключениях. А потом резюмировать услышанное.

«Задавайте человеку вопросы, но прежде поищите в соцсетях какие-нибудь факты о нем и его интересах. Диалог станет более доверительным, а собеседник проникнется к вам симпатией. Контролируйте тело (лучше избегать закрытых поз), фиксируйте взгляд на оппоненте, забудьте о смартфоне хотя бы на время разговора. Такое внимание не останется незамеченным. Помните, мы все хотим признания своих достоинств и профессионализма».

Давать позитивную обратную связь.

Все любят, когда их хвалят, но не каждый готов к критике. Даже если вы вынуждены давать негативную оценку, сначала поблагодарите собеседника. Во время конструктивного обсуждения не переходите на личности.

Вести дискуссию.

В диалоге важно применять все, что было сказано в предыдущих пунктах. Фокус желательно держать на цели.

Поддержать другого.

Эмпатичность — самое полезное качество XXI века. Объяснить его значимость своему ребенку можно на личном примере. Вспомните, как вы поддержали его в тяжелой ситуации, и что он при этом чувствовал. Таким образом вы поможете закрепить причинно-следственную связь: когда нам сочувствуют — это приятно, значит и другие ждут от нас такого же обращения.

«Уже доказано, что молодые специалисты стремятся работать в тех компаниях, которые активно занимаются социальной политикой и заботятся о своих сотрудниках, слышат их. Позиция силы с применением агрессии и давления, напротив, деструктивна».

Разрешать конфликты.

Если ситуация обострилась, оцените ее не только со своей стороны. Подумайте о чувствах оппонента, причинах конфликта и путях его разрешения.
Что касается детей, то они обычно легко выходят из подобных ситуаций и договариваются. Будьте для них примером, ведь они копируют ваше поведение.

Подготовьте несколько тем для разговора

Ситуации, когда вам нужно перекинуться парой слов с человеком, случаются часто. И хорошо, если вы от природы коммуникабельны и не страдаете замкнутостью. Если же тему для разговора придумать сложно, воспользуйтесь такими темами для разговора:

  1. Семья.
  2. Профессия.
  3. Развлечения, хобби.
  4. Мечты.

Эти темы составляют метод FORD (family, occupation, recreation, dreams). Спросите собеседника об этом, и ваш небольшой разговор превратится в интересную беседу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]