Доклад «Вербальные и невербальные средства коммуникации»

Общение – сложный социально-психологический процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера.

В социальном плане оно выступает средством передачи человеческой культуры и опыта. Его специфика заключается в том, что собеседники раскрывают свой субъективный мир один другому, проявляют индивидуальные особенности.

Общение различается по:

  • Количеству участников: межличностное, групповое, массовое;
  • Способу: вербальное (язык, речь), невербальное (мимика, жестика);
  • Положению общающихся: контактное (личное), дистанционное (например, через средства массовой информации);
  • Условиям: официальное (организованные встречи), неофициальное (по собственной инициативе);
  • Задачам: установочное (с целью знакомства), информационное (обмен сообщениями);
  • Средствам: непосредственное (рука, голова, голосовые звуки), опосредованное (след, радио, телевидение), прямое (возможность видеть, слышать, чувствовать), косвенное (через посредников).

Каналы общения, адекватные органам чувств:

  1. Зрительный;
  2. Слуховой;
  3. Тактильный (прикосновение);
  4. Соматосенсорный (кинестетический, ощущение своего тела).

Люди обладают особенностями в восприятии внешнего мира и другого человека (социальная перцепция). Они подразделяются на визуалов, аудиалов, кинестетиков:

  1. визуалы– предпочитают все посмотреть своими глазами, любят возвышаться над партнером;
  2. аудиалы– воспринимают действительность через слуховые образы: музыку, речь, звуки;
  3. кинестетики– переживают (эмоционально) посредством состояния своего тела.

По логическому основанию можно назвать такие каналы общения: прямой, косвенный, управляемый косвенный:

  1. прямой канал– передача сведений в явном виде;
  2. косвенный (непрямой)– добытая информация с целью контроля или дополнения к тому, что было ранее принято;
  3. управляемый косвенный канал– сообщение, воспринимаемое как ненамеренное, подано как вполне намеренное (убедительный тон в сомнительной ситуации).

Средства общения:

  • Язык– система слов, выражений и правил их соединения в логическую речь;
  • Интонация– эмоциональная выразительность, способная придавать разный оттенок какой-либо фразе;
  • Мимика, поза, взгляд– могут усиливать или опровергать смысл сказанного;
  • Жесты– общепринятые или экспрессивные (для выразительности);
  • Расстояние собеседников– зависит от степени их доверия, культурных и национальных традиций.

В речи выделяют темп, громкость, интонацию, что позволяет определить эмоциональное состояние индивида, его отношение к передаваемому сообщению.

Человек не может длительное время сознательно контролировать всю сферу средств общения. Поэтому, часто даже то, что он хочет скрыть, проявляется, например, через движение рук, выражение глаз, положение ног и т.д.

Прямая и косвенная коммуникация

В зависимости от стиля коммуникация может быть прямой и косвенной. В процессе такого общения выясняется степень открытости человека. Выбор стиля коммуникации напрямую связан с культурой того или иного народа. Европейской и американской культурам присуще более жесткий, прямой, открытый характер общения. Здесь от собеседника хотят получить максимально четкий ответ.

А вот восточная культура предпочитает более мягкую коммуникацию. Речь тут изобилует двусмысленными фразами. Прямых ответов «да» и «нет» почти не дают. О согласии или несогласии приходится догадываться, исходя из контекста разговора. Особенно часто такой стиль коммуникации встречается в Японии, Южной Корее, отчасти в Китае.

Стратегия общения:

  1. Открытое – закрытое ( Закрытое общение – нежелание или неумение одного из партнеров понятно довести свою точку зрения, информацию);
  2. Монологическое – диалогическое;
  3. Ролевое (социально – ролевое) – личностное («по душам»).

Важный вопрос в общении – открытость, т.е. не только искренность говорящего, но и способность непредвзято воспринимать партнера. Высокая культура дает уверенность, что вас правильно поймут.

Тактика общения – это реализация стратегии в конкретной ситуации на основе знания и владения техникой, правилами и приемами коммуникации.

Проблематика

Психологи выделяют ряд проблем, которые мешают людям строить общение:

  1. Нежелание ощущать чувства собеседника. Если не учитывать настроение другого человека, настроить эффективную коммуникацию невозможно.
  2. Отсутствие заинтересованностью проблемой, неумение высказывать истинный интерес. Часто случаются ситуации, когда один из собеседников в чем-то заинтересован, рассказывает об этом с упоением, активной жестикуляцией. Другому человеку тема может быть безразлична, но по правилу этикета он должен поддерживать разговор.
  3. Отсутствие желания или умения слушать собеседника. Эта проблема мешает продуктивному общению. Неумение слушать проявляется в постоянном перебивании собеседника, резкой смене темы. Человек, которые не умеет слушать других, часто испытывает серьезные проблемы в поиске друзей, продвижении по карьерной лестнице.
  4. Замкнутость при коммуникации с окружающими. Это первый барьер, который проявляется при знакомстве. Проблема активно развивается при негативном отношении со стороны окружающих. Человек начинает замыкаться, ему сложно проявить чувства.
  5. Высокая или низкая самооценка. Эффективно общаться могут только два человека с примерно одинаковым уровнем интеллекта. При этом не будет возникать преграды в понимании собеседника, появятся общие темы для разговора.

Чтобы общение было эффективным, нужно соблюдать ряд правил:

  1. Научиться отвергать эгоизм, думать о проблемах собеседника.
  2. Каждый день учиться слушать окружающих.
  3. Проявлять интерес к теме разговора.

При взаимодействии с другими людьми нужно следить за словами. Недопустимо оскорблять собеседника, негативно отзываться о его точке зрения, высмеивать утверждения.

Виды общения:

  • Контакт масок(формальное общение) – отсутствие стремления понять партнера, учесть его индивидуальные особенности. Используются привычные штампы (вежливость, строгость, участливость, невозмутимость и т.д.), наигранность выражений лица, жестов, набор фраз, что позволяет скрыть истинное отношение к собеседнику;
  • Примитивное общение– человека оценивают, исходя из его полезности. Нужен – активно вступят в контакт, мешает – не заметят, получили желаемое – оттолкнут;
  • Формально– ролевое, когда регламентированы и содержание, и средства общения, вместо изучения личности обходятся знанием социальных (должностных) функций;
  • Деловое общение– учитываются психологические качества индивида, черты характера, мотивы, настроение. Однако интересы дела превыше, более значимы, чем возможные личностные расхождения;
  • Духовное общение друзей – они могут беседовать без слов, с помощью выражения лица, интонации, используя жесты, движения;
  • Манипулятивное общение– преследует одну цель: извлечь выгоды от партнера, используя разные приемы (месть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты, учтивости и т.д.);
  • Светское общение– его суть – в беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а что положено в каких-либо случаях.

История изучения и исследователи

Разобраться с историей изучения, основными исследователями коммуникации проще, если рассмотреть основные модели передачи информации между людьми:

  1. Социально-психологическая — основатель Т. Ньюкомб.
  2. Линейная модель коммуникации — создатель Г. Лассуэлл.
  3. Шумовая модель — основатели К. Шеннон, У. Уивер.
  4. Факторная модель — создатель Г. Малецки.
  5. Текстовая модель — основатель А. Пятигорский.

Помимо этих моделей, существует две известных теории — коммуникативных актов (создатель Т. М. Ньюкомб) и средств коммуникации (основатель Маршалл Маклюэн).

Функции общения

В психологии существует множество классификаций функций общения.

По критерию цели общения выделяют восемь функций:

  1. контактная– установление состояния готовности к приему и передаче сообщений;
  2. информационная– обмен сообщениями, сведениями, замыслами;
  3. побудительная– стимуляция активности абонента;
  4. координационная– взаимное согласование действий;
  5. понимания– восприятие и понимание смысла сообщения, установок, намерений;
  6. амотивная– возбуждение в собеседнике нужных эмоциональных переживаний;
  7. установления отношений– осознание своего места в системе ролевых, деловых, межличностных связей коллектива, в коем действует человек;
  8. оказания влияния– изменение состояния и поведения партнера, в т.ч. его мнений, намерений, установок, потребностей и т.д.

Мы рассмотрим обобщенный вариант – три функции (их называют сторонами, аспектами) общения:

  1. Коммуникативная(обмен информацией);
  2. Интерактивная(организация взаимодействия);
  3. Перцептивная(восприятие и формирование образа другого человека).

Коммуникативная функция общения.

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию (Коммуникация (лат. communicatio) – акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду людей.). В своей деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями и т.п. Это и есть информация человеческой коммуникации, которая не просто отправляется, а и формируется, уточняется, развивается.

Коммуникативная сторона общения имеет свою специфику:

  • Общение– это не просто движение информации. Здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, и каждый из них выступает активным субъектом (их взаимное информирование предполагает налаживание совместной деятельности). Значимость информации обусловливается тем, что она не просто принята, но и осмыслена, понята;
  • Обмен информацией предусматривает взаимовлияние, психологическое воздействие на поведение партнера с целью его изменения. При этом участники должны обладать единой системой кодирования, т.е. когда знаки и их значения известны;
  • В общении возможны барьеры. С одной стороны, – отсутствие единого понимания сложившейся ситуации (социальный аспект), с другой, – препятствия могут носить психологический характер вследствие личностных особенностей (скрытность, недоверие, несовместимость и т.д.).

Классификация

В психологической практике, разновидности коммуникации принято распределять исходя из методов ее осуществления в общественной деятельности. К основным видам относится вербальная и невербальная коммуникация. В свою очередь, последний тип определяется жестовым, знаковым, символьным или мимическим проявлениями.

Исходя из субъектов коммуникации, а также типов взаимодействия между ними, в психологии принято разделять следующие виды:

Межгрупповая

Типы взаимодействия индивидов, которые определяются исходя из принадлежности к тем или иным социальным сообществам или категориям населения. Не зависит от межличностных отношений или индивидуальных предпочтений.

Публичная

Тип инструментального или ориентированного на статус общения в публичном пространстве. В большинстве случаев характеризуется затрагиванием общественно-смысловых интересов.

Массовая

Вид систематического развития информативности, которая носит сугубо официальный характер, включая передачу заранее подготовленной информации при помощи тех или иных технологических средств.

Также относится к процессам динамического характера общественной сознательности, выступает в роли настроения у масс и сильным воздействием на индивидуальность каждого из участников определенной группы людей.

Межличностная

Тип общения, ориентированного на личностный характер, что связано с обменом информации и ее последующей интерпретацией 2 или более субъектов, которые вступают в отношения друг с другом.

Наиболее значимой и часто используемой разновидностью, является межличностная коммуникация, которая выделяется следующими типами речевого взаимодействия между субъектами:

Диалог

Является наиболее активной формой общения, при котором оба коммуниканта делятся личностными явлениями или представлениями. Речь диалогического характера определяется конкретной ситуацией, при которой происходит разговор.

Характеризуется наличием тематической составляющей или мотивами собеседников. Каждый из участников беседы выступает в роли говорящего и слушателя, которые чередуются между собой. Интеракция по Г. Бушу распределяется на группы дискуссионного характера, тематического обсуждения, или типа «вопрос-ответ».

Монолог

Функционально развернутая и осмысленно производимая речь отдельного субъекта, что является прямым результатом его объективной деятельности речевого аппарата. Строится на высказывании личной позиции, исходя из определенного опыта. Выявляется характером обсуждения или вопросом, обращенным к проблеме.

Не отличается непосредственной реакцией наблюдателей и существует как в письменной, так и в устной форме. Является важнейшей формой вербального общения.

Полилог

Тип межличностного коммуницирования между несколькими участниками беседы — от 3 субъектов.

Современная психологическая теория не может точно сказать, кто первый выявил и развил коммуникационную теорию. Принято считать, что одним из пионеров, исследующим речевую характеристику является социолог В. Л. Скалкин, который добавил к основным формам общения термин «трилог» — разговор исключительно 3 индивидов.

Вербальные и невербальные средства общения

(Вербальный (лат. verbalis ) – словесный, устный.)

Вербальная коммуникация – это устная и письменная речь, т.е. в качестве знаковой системы служит язык. В ее структуру входят:

  • Значение и смысл слов, фраз;
  • Речевые звуковые явления (модуляция высоты голоса – плавная, резкая; ритм – равномерный, порывистый; тембр – раскатистый, хриплый, скрипучий; тональность – высокая, низкая; дикция; интонация; темп речи – быстрый, средний, замедленный). Их изучает паралингвистика;
  • Выразительные качества голоса – специфические звуки – смех, хмыканье, плач, шепот, вдохи; разделительные звуки – кашель; нулевые – паузы, назализации – «хм-хм», «э-э» и др. Их изучает экстралингвистика.

Формы устной речи – монолог и диалог. На эффективность общения влияют многие факторы. Среди них: интенции – настроения, установки, предполагающие активность взаимодействия партнеров; включенность их в совместную деятельность; наличие обратной связи (позволяет раскрыть точность восприятия смысла информации); умения и навыки.

Хотя речь и является универсальным средством коммуникации, она дополняется употреблением других знаковых систем. Ученые считают, что в общении слова составляют – 7%, звуки и интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53% (по другим данным до 80%).

Невербальная коммуникация.

  1. Кинестика– исследует внешние проявления чувств и эмоций (в основе лежит общая моторика различных частей тела) – это мимика, жестика, пантомимика;
  2. Такесика– изучает прикосновения, рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и т.д.;
  3. Проксемика– рассматривает нормы пространственной и временной организации общения;
  4. Визуальное общение(«контакт глаз») – это важное дополнение к речевой коммуникации.

Мимика – движение мышц лица, показывающее эмоциональное состояние; она способна дать истинную «картину» о том, что переживает человек. Мимические выражения несут 70% информации, т.е. глаза, брови, нос, рот, подбородок способны сказать больше, чем слова (Считается, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени беседы.).

По своей специфике взгляд может быть:

  • Деловой– фиксируется в районе лба человека;
  • Светский– опускается до уровня губ;
  • Интимный– направлен не в глаза партнера, а ниже лица – на другие части тела до линии груди;
  • Подозрительный(критический) – взгляд искоса.

При общении важны и жесты.

Виды жестов:

  • жесты – оценки (почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание);
  • жесты уверенности (соединение пальцев в купол пирамиды, раскачивание на стуле);
  • жесты нервозности и неуверенности (пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами);
  • жесты самоконтроля (руки заведены за спину, поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотники);
  • жесты ожидания (потирание ладоней и т.д.);
  • жесты отрицания (сложенные руки на груди или скрещенные, отклонение корпуса назад, дотрагивание до кончика носа);
  • жесты расположения (прикладывание рук к груди, прерывистое прикосновение к собеседнику);
  • жесты доминирования (выставление больших пальцев на показ, резкие взмахи сверху вниз);
  • жесты неискренности («прикрытие рукой рта», «прикосновение к носу», поворот корпуса в сторону от партнера, «бегающий взгляд»).

Жесты можно разделить на пять групп:

  1. Жесты–иллюстраторы, т.е. сообщения:
      указатели;
  2. пиктографы (картины изображения – «вот такая фигура»);
  3. кинетографы – движение телом;
  4. жесты – «биты» («оздравствуйте», поднятые над головой – «до свидания»);
  5. Жесты–адапторы– привычки человека, связанные с движением рук (почесывание, подергивание некоторых частей тела; касания и пошлепывания партнера; поглаживание; перебирание предметов, находящихся рядом (пуговица, ручка));
  6. Жесты–аффекторы– выражают через движения тела и мышц лица определенные эмоции.

Пантомимика отражает моторику всего тела, позу, осанку, походку, наклоны. Эти динамические позиции характеризуют психологическое состояние индивида, в том числе готовность и желательность общения или нерасположенность к этому.

Проксемика – заключается в том, что время и пространство несут смысловую нагрузку в общении.

Выделяют четыре зоны (дистанции) в межличностном контакте:

  1. Интимная (15 см) – в нее допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Здесь характерны доверительность, негромкий голос, прикосновения;
  2. Личная или персональная(45–120 см) – предназначена для обыденной беседы с друзьями и коллегами и предполагает визуальный контакт;
  3. Социальная(120–400 см) – соблюдается во время официальных встреч в служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают;
  4. Публичная(свыше 400 см) – подразумевает общение с большой группой людей – на митинге, в лекционной аудитории.

Различные отношения людей между собой могут выражаться в том, какое место они занимают за столом:

B1
B2B3B4

В1 – угловое расположение характерно для тех, кто занят непринужденной беседой;

В2 – позиция совместной деятельности, партнерства, равенства;

В3 – конкурирующе-оборонительная линия, где стол – барьер;

В4 – независимая позиция для не желающих взаимодействовать.

За квадратным (официальным) столом проводятся деловые беседы, подчеркивая субординацию. Здесь отношения сотрудничества устанавливаются начальником более всего с теми, кто рядом. Круглые (неофициальные) – предназначены для доверительного общения, «удобства» дискуссии.

Проксемика и визуальный контакт

Проксемика – не что иное, как организация времени и пространства в процессе коммуникации. Рассмотрим, к примеру, нормы приближения человека к собеседнику, свойственные для американской культуры (в сантиметрах):

  • От 0 до 45 – интимное расстояние.
  • От 45 до 120 – персональное расстояние.
  • От 120 до 400 – социальное расстояние.
  • От 400 до 750 – публичное расстояние.

Члены команды должны находиться справа от лидера.

Кроме того, у каждого человека есть своя «зона личного пространства», которую можно осознать интуитивным образом. Как правило, она варьируется от 40 до 50 сантиметров. Если данную зону пересекает несимпатичный или незнакомый человек, то появляется стихийное раздражение. Однако в отношении симпатичных людей стоит ожидать противоположной реакции. Посредством изменения физической дистанции можно даже управлять состоянием собеседника. Следует знать, что у женщин эта дистанция в некоторой степени больше, чем у мужской части населения. Именно поэтому дамы более болезненно реагируют на ее сокращение.

Под визуальным контактом следует понимать длительность взглядов, частоту обмена ими, смену динамики и тактики взглядов или их избегание. К примеру, исследователи показали, что у женщины, которая смотрит на любимого человека, расширяются зрачки глаз. Несомненно, это делает ее лицо более привлекательным по сравнению с лицом в ситуации, когда она посмотрим на неприятного ей или незнакомого человека.

Интерактивная функция общения.

Она связана с выработкой стратегии, тактики взаимодействия людей.

Общение предполагает изменение поведения и деятельности другого человека. Здесь оно (общение) выступает как межличностное взаимодействие. Его признаки:

  1. Наличие внешней цели(объекта), достижение которой обусловливается совместными усилиями;
  2. Эксплицированность– доступность для наблюдения со стороны и регистрации другими индивидами;
  3. Cитуативность– достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, интенсивности, нормами и правилами отношений;
  4. Рефлексивная многозначность– зависимость восприятия взаимодействия от условий его осуществления и оценок участвующих в них людей.

Совместная деятельность должна сопровождаться взаимопониманием. Взаимопонимание – это форма взаимодействия индивидов, осознающих содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, понимающих испытываемые ими чувства и настроения, содействующих достижению реальной цели и конкретного результата.

Сравнение категорий

Вам будет интересно:Развитие познавательных способностей младших школьников, ФГОС: формирование, основы воспитания, цели и задачи

Важнейшем свойством общения является универсальность, способность грамотно соединять существующие на сегодняшний день разновидности отношений между людьми, которые служат инструментом для удовлетворения потребности в совместной работе и дают возможность каждому человеку посредством категории взаимопонимания рассматривать себя как уникальную личность. Сюда прежде всего относятся коммуникация (вид общения, который считается основным), взаимодействие между участниками процесса общения и их прямое восприятие друг друга как партнеров, развивающих диалог.

Перцептивная функция общения.

Она включает в себя процесс формирования образа другого человека (это достигается «прочтением» его психических свойств и особенностей поведения), обусловливает восприятие и понимание партнера и себя и установление на этой основе взаимопонимания и взаимодействия.

Механизм социальной перцепции:

  • Идентификация (отождествление, уподобление себя другому.);
  • Рефлексия (осознание того, как человек воспринимается другими (понимание путем размышления за партнера).);
  • Эмпатия (чувствование – формируется свое отношение к человеку).

Межличностное восприятие – это взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание и изменение каких-то характеристик субъектов, благодаря факту их присутствия. При этом они стремятся к интерпретации поведения и причин его вызывающих. В условиях недостатка информации для взаимодействия начинается ее приписывание, «достраивание». Это называется атрибуцией.

Важное значение в перцепции придается установке в общении. Часто формирование первого впечатления о человеке зависит от данной ему характеристики.

В ходе межличностного восприятия возможны ошибки. В их основе лежат различные эффекты:

  1. Эффект «ореола» – это своего рода «клеймо» на образ индивида, которое мешает видеть его реальное поведение. Во время общения путем приписывания формируется установка на прежде существующее представление об этой личности;
  2. Эффект «первичности» – возникает при восприятии человека и зависит от порядка и значимости доведенной о нем информации. Представленные ранее сведения, хотя они и противоположны последним, играют решающую роль;
  3. Эффект «новизны» – заключается в том, что новая информация оказывается наиболее действенной;
  4. Эффект «стереотипа» – возникает в силу недостаточного опыта и информации и существует в виде устойчивого образа. В результате возникает предубеждение к людям.

В процессе перцепции происходит не просто восприятие партнера, а возникают эмоциональные отношения. Механизм их образования изучает аттракция. Аттракция – формирование привлекательности одного человека для других, механизм развития привязанностей, дружеских чувств, симпатий и любви. Приемы (способы) ее формирования:

  • «Имя собственное»– нужно обращаться по имени и отчеству – это приятно для собеседника, вызывает положительные чувства, заставляет его быть более открытым, предрасположенным к продуктивному разговору;
  • Лицо человека – «зеркало души»– мимика почти не поддается контролю, по ней можно судить о действительном отношении к партнеру. Приветливое выражение, улыбка свидетельствуют о добрых намерениях;
  • «Золотые слова»– не надо скупиться на комплименты, похвалу, одобрение, в которых нуждается каждый участник;
  • «Терпеливый слушатель»– умение выслушать человека, дать ему возможность высказаться, всячески способствовать этому;
  • «Знания о людях»– о семейном положении, увлечениях, индивидуальных особенностях, психологических качествах личности.

Три основных правила начальника по регулированию взаимоотношений:

  1. Первое– на позитивные отношения людей воздействует интересная деятельность. Она вовлекает ее участников в содержательные деловые и личностные контакты, позволяет ближе узнать друг друга, найти привлекательные черты. В то же время плохо поставленная работа – это повод для недовольства, противоречий, конфликтов;
  2. Второе– заботиться о сохранении эффективных связей, учитывая это при распределении поручений и заданий исполнителям, не разрывать симпатии, сложившиеся группы;
  3. Третье– справедливость руководителя. Если он избежит таких ошибок, как противопоставление специалистов, чрезмерное захваливание одних и грубое порицание других, бездумное поощрение соперничества, то этим он создаст благоприятные социально – психологические условия для сближения людей.

Механизмы связи

Механизмы коммуникации — это те социально-психологические явления и процессы, которые возникают в результате взаимного влияния людей друг на друга и оказывают непосредственное влияние на уровень их коммуникативной активности, глубину и полноту их психологического контакта и понимания, характер и эффективность их коммуникативного поведения. Механизмы связи:

  • Психическая инфекция — это продукт как воздействия мощной энергии психического состояния индивидуума или группы на других, так и человеческих способностей воспринимать, сопереживать, свидетельствовать и сопереживать этому состоянию. Психическая инфекция обычно невербальна по своей природе;
  • Индоктринация, в отличие от инфекции, является более сложной формой социально-психологического воздействия, связанной с развитием вербальной активности человека и его индивидуальности;
  • Убеждение — это своего рода осознанное и организованное влияние на психику человека извне;
  • Имитация — имитация индивидуальных особенностей демонстрируемых моделей поведения.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]