Понятие эффективной коммуникации, ее слагаемые. Профессиональная коммуникация и манипуляция


Эффективная коммуникация – это нечто большее, чем просто обмен информацией. Речь идет о понимании эмоций и намерений, стоящих за словами. Помимо способности четко передать сообщение, нужно уметь слушать так, чтобы уяснить полный смысл того, что говорится, и заставить другого человека почувствовать, что его слушают и понимают.

Но легче сказать, чем сделать. У каждого из нас есть уникальное мировоззрение, на которое многое повлияло: воспитание, личный опыт и окружающая среда. Кроме того, мы передаем сообщение, зная о своих мотивах и желаниях, в то время как получатели не имеют такой роскоши. Это приводит к неэффективной коммуникации.

Неэффективная коммуникация – это пререкания с окружающими, деление собеседников на победителей и побежденных. Разногласия и конфликты являются ярчайшими индикаторами того, что мы имеем дело именно с ней.

Цель же эффективной коммуникации – наладить и оберегать взаимосвязь, поддержку и рабочие взаимоотношения, взаимовыгодные и, следовательно, длительные. Как этого достичь? Стопроцентной гарантии никто не даст, однако если соблюдать определенные правила, применять некоторые техники и приемы, можно прокачать свое умение находить подход к людям и доносить свои мысли ясно и быстро.

Начнем с правил.

Что мешает эффективному общению?

Все, что мешает нам понять собеседника или донести свою мысль, в сфере коммуникаций называется барьером.

Их несколько десятков, мы же выделим основные. Некоторые целиком и полностью зависят от вас, остальные – лишь частично. Если вам удастся избежать их, эффективность коммуникации возрастет:

  • Стресс и неконтролируемые эмоции: когда вы подвергаетесь стрессу или эмоционально перегружены, то, скорее всего, неправильно «читаете» других людей, отправляете путаные или отбрасывающие невербальные сигналы и начинаете вести себя не по обстановке.
  • Отсутствие фокуса: вы не можете эффективно общаться, если работаете в многозадачном режиме. Если вы проверяете свой телефон, планируете что собираетесь сказать дальше или мечтаете, то почти наверняка пропустите невербальные сигналы в диалоге, а то и большую часть сказанного. Избегайте отвлечений; сосредоточьтесь.
  • Неподходящий язык тела: невербальная коммуникация должна укреплять то, что говорится, а не противоречить сказанному. Если вы говорите одно, а ваш язык тела говорит другое, слушатель, скорее всего, почувствует лицемерие.
  • Отрицательный язык тела: если вы не согласны с тем, что говорится, то зачастую используете отрицательный язык тела, чтобы откликнуться на сообщение собеседника, например, скрестить руки, избегать зрительного контакта или постукивать пальцами руки. Избегайте отрицательных сигналов и помните: вы не обязаны соглашаться, а также быть неискренним.
  • Неподобающая физическая среда: шумные кафе или бары чрезвычайно препятствуют пониманию. Если вы хотите провести диалог с пользой, выбирайте более спокойные места.
  • Антипатия к чужим мыслям: мы, люди, часто предубеждены. Это стоит понимать, чтобы анализировать то, как и почему слова собеседника определенным образом влияют на наши мысли и эмоции.

Как видим, многие из этих барьеров мы можем убрать. Проблема в том, что для этого нужно сознательное желание и длительная работа над собой. Но если вы хотите добиться в жизни успеха, без развития умения эффективно общаться не обойтись.

Умение принимать чувства других людей.

Это очень важное качество, отсутствие которого часто разрушает отношения на корню.

Это отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами и чувствами других людей. Это умение принять любые чувства человека – боль, отчаяние, радость, возмущение и т.д. Просто принять, что на данный момент это есть так и не иначе. Разделить с ним эту боль и радость, а не поучать, что так нельзя… И внутри себя безусловно верить, что все может измениться в дальнейшем. Это только чувствование ситуации этим человеком, а не весь человек.

Технологии эффективной коммуникации

Условно технологии эффективной коммуникации можно разделить на две группы:

  • Технологии убеждения (рациональная сфера): здесь используются логика и аргументация. Предполагается, что собеседник, да и вы сами, обладает высоким уровнем логического и критического мышления. Пройдите эти курсы для того, чтобы стать более убедительным.
  • Технологии внушения: основаны на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека вербальными средствами. Так как они зачастую манипулятивны, в этой статье мы их рассматривать не будем.

Есть четыре основных приема аргументирования:

  1. Прием стимулирования воображения предполагает постановку в начале беседы множества вопросов по содержанию тех проблем, которые должны рассматриваться.
  2. Прием «зацепки» позволяет кратко изложить ситуацию и, увязав ее с содержанием беседы, использовать как исходную точку для проведения обсуждения проблемы.
  3. Прием прямого подхода предполагает непосредственный переход к делу без какого-либо вступления или преамбулы.
  4. Прием снятия напряженности требует установления эмоционального контакта с собеседником. В этом может помочь, к примеру, удачно и вовремя сказанная шутка.

Некоторых приемов и навыков эффективной коммуникации мы уже коснулись в статье, потому что они неразрывно связаны с правилами, барьерами и технологиями. Давайте их резюмируем и добавим те, о которых еще не сказали.

Старайтесь общаться со всеми людьми одинаково: не стоит вести себя покровительственно с тем, кто ниже по должности, моложе или что-то еще. Этот человек, в первую очередь, ваш партнер по общению.

Не жалуйтесь. Это можно делать только в исключительных случаях. Помните, что «люди забывают, что вы им говорили, но никогда не забывают о том, что вы заставили их чувствовать».

Поощряйте и мотивируйте собеседника. Мало того, что ему будет приятно с вами иметь дело, так этот прием еще и улучшит ваше настроение. Помните, что общение – процесс двусторонний и обе стороны заряжают друг друга позитивом или негативом.

Проявляйте эмпатию. Это слово так прочно вошло в наш лексикон, что мы уже не придаем ему особого значения. Но знать и практиковать – это две совершенно разные вещи. Поэтому постарайтесь в следующий раз выслушать ответы собеседника и рассматривать их с точки его зрения, а не с точки зрения своей предвзятости и убеждений.

Упражняйтесь. Да, можно искать собеседников и практиковаться на «поле боя», а можно для начала договориться с друзьями или родственниками и потренироваться друг с другом. Для этого есть несколько полезных упражнений:

  • Найдите тему. Заранее решите, сколько времени ей посвятите.
  • Пусть собеседник расскажет историю из своей жизни. Внимательно наблюдайте за ним. Затем перескажите эту историю, копируя также жесты и мимику.
  • Посмотрите с другом диалог из фильма без звука. Попытайтесь понять, о чем там идет речь, как себя чувствуют герои и чем все может закончиться.

Принципы

Принципы эффективного общения:

  1. Общение должно быть двусторонним процессом. Только при заинтересованности всех участников разговора в достижении его положительного исхода возникнут предпосылки для его эффективности.
  2. Человек, которому адресуется сообщение, должен приложить максимум усилий для того, чтобы правильно его воспринять.
  3. Человек, передающий сообщение, должен сделать это максимально четко, кратко и понятно.
  4. Между общающимися людьми должен быть установлен уровень доверия, соответствующий обсуждаемой ситуации.
  5. Эмоциональность коммуникации должна соответствовать передаваемому сообщению.
  6. Толерантность, как средство повышения эффективности общения, должна быть присуща всем участникам коммуникации.

Следовать принципам эффективного общения должны все ее участники. Чем больше стремления они будут проявлять для их соблюдения, тем продуктивнее будет их взаимодействие.

Книги

Эффективная коммуникация – слишком обширная тема, чтобы ее можно было раскрыть в одной статье. Детальнее о ее условиях и приемах вы можете прочесть в следующих книгах:

  • «Основы теории коммуникации» О. Л. Гнатюк.
  • «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Адель Фабер, Элейн Мазлиш.
  • «Хочу говорить красиво! Техники речи» Наталья Ром.
  • «Эффективная коммуникация. Приемы и навыки» Улла Дик.
  • «Язык коммуникации» Мариан Бугайски.
  • «Теория и практика межкультурной коммуникации» Е. Н. Белая.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Развитие коммуникативных навыков
  • Шесть ключевых принципов эффективной коммуникации
  • 10 способов улучшения навыков общения
  • Как прокачать навыки слушателя
  • Коммуникация в бизнесе
  • Чек-лист для эффективной коммуникации
  • 6 эффективных техник коммуникации
  • Как стать активным слушателем
  • 3 экологичных способа получить от человека то, что вам нужно
  • Цикл эффективной коммуникации

Ключевые слова:1Коммуникации

Определение основных понятий

Эффективное общение — что это такое в психологии?

В настоящее время значимость коммуникации в жизни человека постоянно повышается, а потому требуют дополнительного изучения технологии эффективного общения, а также осваивание навыков, способствующих этому.

Под эффективностью общения в психологии подразумевается оптимальный способ достижения цели коммуникации, при котором к сводится к минимуму потеря или искажение истинного значения передаваемых человеку и получаемых от него смыслов, установок, реакций.

Проблема

Этика оговаривает правила поведения, соответствующие нравственности, а этикет , лишь внешние проявления, формы поведения в той или иной ситуации. Отсюда вытекает главная проблема этики общения , когда человек, действующий по этикету, не соблюдает этических норм.

В таком случае его можно рассматривать как лжеца и лицемера, поскольку его слова не соответствуют внутренним установкам.

Точно так же странно выглядит человек, который демонстрирует высокоморальное поведение, не соблюдая элементарных правил этикета.

Поэтому понятия этики общения и этикета не должны рассматриваться разрозненно. Соблюдая правила этикета, следует всегда помнить о нравственности действий, а совершая высокоморальные поступки, необходимо не забывать и об этикете.

Условия

Речевая коммуникация будет успешной при соблюдении следующих условий:

  1. Содержание речи должно максимально соответствовать цели коммуникации, не содержать в себе элементы, не касающиеся обсуждаемой темы, быть лаконичной и адекватной.
  2. Речь должна быть грамматически верно построена, точно отражать посыл, который требуется донести собеседнику.
  3. Изложение мыслей должно быть логичным и последовательным. Хорошо выстроенная структура повествования способствует его успешному восприятию слушателем.

Примеры

  1. Эффективное общение в конфликте. Возвратившись из армии в родительский дом, сын провел день в окружении родственников, после чего к вечеру собрался навестить близких друзей. Осматриваясь у зеркала, он услышал требовательный голос отца: «В 10 вечера ты должен быть дома». Не прекращая своего занятия сын спокойно произнес: «Забудь, папа. Это уже в прошлом». Лаконичность, уверенность и спокойствие в данном случае были лучшим выходом назревавшей конфликтной ситуации, поскольку именно эти качества присущи зрелому, самостоятельному мужчине.
  2. Эффективное общение с детьми. Очень показательной является сценка из кинофильма «Джентльмены удачи», когда воспитатель обращается к детям, не желающим завтракать: «Дети, на сегодня завтрак отменяется, потому что мы летим на ракете на Марс, а потому возьмите в руки космические ложки и основательно подкрепитесь, потому как на Землю мы вернемся только к обеду».

Подстройка к желаниям детей и последующий отказ от уговоров, к которым дети относятся с предубеждением, позволили переключить их внимание и взглянуть на ситуацию с другой стороны.

Факторы

Каковы факторы, способствующие эффективному общению? На успешный исход коммуникации положительно влияют следующие факторы:

  1. Благоприятная обстановка, в которой происходит разговор. Например, если ситуация, которая подразумевает интимность, конфиденциальность общения, располагает к тому, чтобы общающиеся не были услышаны окружающими, это будет способствовать доверительному разговору.
  2. Совместимые психологические характеристики участников беседы. Сюда относятся пол, возраст, характер и темперамент участников.
    Как правило, коммуникация более успешна у людей близкого возраста, также некоторые типы людей по характеру и темпераменту лучше взаимодействуют между собой.
  3. Одинаковый социальный статус. Взаимодействие будет более успешным у людей, принадлежащих к одному социальному классу.
  4. Доверительная атмосфера в коллективе, его сплоченность. Например, при установившихся доброжелательных нормах поведения в коллективе профессиональное взаимодействие будет на порядок эффективнее, чем в коллективе, в котором каждый привык защищать только лишь собственные интересы.
  5. Общие цели и мотивы у взаимодействующих людей. Если ситуация подразумевает достижение общей цели, как правило, между партнерами гораздо быстрее устанавливается взаимопонимание, ведущее к успешной коммуникации.

Каковы факторы, снижающие эффективность общения? Данные факторы значительно снижают положительный исход коммуникации:

  1. Не соответствующая обсуждаемой теме обстановка. Например, при попытке обсудить конфиденциальный разговор в общественном месте реципиент — тот человек, которому адресовано сообщение, будет избегать обсуждения.
  2. Различный социальный статус. Между людьми, относящимися к разным социальным классам, часто возникает барьер при коммуникации.
    Он обусловлен внутренними предпосылками о своей принадлежности к другому классу, ощущением своего превосходства или, напротив, неполноценности.
  3. Разобщенность в коллективе. Эффективность делового общения значительно снизится, если по устоявшимся нормам в коллективе каждый должен сам защищать собственные интересы — даже с осознанием того, что это негативно повлияет на решение профессиональных задач.
  4. Различные цели. При изначальном стремлении достичь различных целей, особенно при невозможности удовлетворяющего все стороны компромисса эффективность коммуникации снижается.

Виды норм

Условно все этические нормы общения можно классифицировать как рекомендуемые и обязательные.

Обязательным в процессе коммуникации является принцип «,Не навреди»,.

Не допускается причинение ущерба человеку, его унижение, притеснение, ущемление прав.

При этом следует сдерживать негативные эмоции даже в том случае, если есть все основания их испытывать, не переходить на оскорбления.

Рекомендуемые этические нормы не наносят вреда собеседнику при их несоблюдении, однако позволяют достигнуть большего уважения и доверия к тем, кто им следует. Это сохранение чувства собственного достоинства, скромность и т. п.

Также этические нормы диктуются мотивами общения:

  • положительными , удивить, заинтересовать собеседника, удовлетворить его потребность в понимании, доставить ему радость, сделать комплимент,
  • нейтральными , передать какую-либо информацию,
  • отрицательными , выразить свое возмущение на низкий поступок.

Каждая из проявленных реакций является этичной, поскольку они не противоречат нравственности, обоснованы высокоморальными побуждениями.

Совсем по-иному может быть рассмотрено поведение, которое внешне хотя и отличается безупречным этикетом, однако в основе его лежит, например, желание втереться в доверие к человеку для того, чтобы впоследствии его обмануть.

В чем заключается их несоблюдение?

Несоблюдение этических норм удобно рассмотреть на появляющихся вследствие этого дефектах в общении, которые приводят к таким формам падения нравственности:

  1. Нравственный вакуум. В данном случае у человека отсутствуют знания об этике, как таковой или же он попадает в общество, этические нормы которого ему не знакомы.
  2. Отсутствие нравственной инициативы , человек ожидает проявления нравственности от партнера, до того не проявляя никаких действий для налаживания коммуникации.
  3. Нравственное камуфлирование , стремление произвести на собеседника хорошее впечатление, акцентируя внимание на внешнем проявлении этикета, которое на самом деле не подкрепляется истинно нравственными побуждениями. Как правило, это сопровождается рассуждениями о падении нравственности, навязчивыми призывами соблюдать нормы приличия.
  4. Нравственная регрессия. Потеря усвоенных знаний, угасание интереса соблюдать нормы приличия, давать моральную оценку собственным действиям, а также игнорирование интересов окружающих людей.
    Часто нравственной регрессии сопутствуют жестокость, практичность, агрессия и рационализм.
  5. Нетерпимость. Характеризуется враждебным отношением к инакомыслящим людям в религиозных, политических, культурных и других вопросах. Как правило, присуща авторитарным личностям, имеющим одномерное мышление. При таком дефекте общения может быть абсолютно исключено продуктивное взаимодействие даже в ситуации, которая обещает быть выгодной для обеих сторон.
  6. Примитивизм. В данном случае оправданием для несоблюдения норм нравственности служат былые заслуги либо нескрываемые собственные интересы, которые удовлетворяются посредством намеренно антиморального поведения.
  7. Нравственная глухота , отсутствие желания услышать другого человека, понять и принять его позицию.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]