Экзистенциал — Основные положения экзистенциализма

Обновлено 21 июля 2021 136 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Экзистенциализм обычно связывают с мрачным мировосприятием: жизнь — тлен, смысла в ней нет, человек трагически одинок.

Экзистенциальная философия отразила и определила настроение XX века на Западе, когда гуманистические представления о величии человека сильно пошатнулись.

Две мировые войны, изобретение оружия массового поражения, научно-технический прогресс, превращающий дерзкие фантастические идеи в реальность, — все это стало спусковым крючком для экзистенциального восприятия жизни.

Основные положения экзистенциализма

Бытие подлинное и неподлинное. Экзистенциализм по-особому смотрит на жизнь и судьбу человека. Прежде всего, приверженцы этой доктрины считают, что существование человека не зависит от нашей воли: Мы не выбираем, где мы родимся, в какой семье, какого цвета волосы или глаза, какой размер и здоровье у нас будет. Более того, наше существование определяется определенными социальными нормами. Например, человек, родившийся в России сегодня, практически «обречен» учиться ходить, читать и говорить по-русски; он должен жить и общаться с обществом людей.

Из-за всей этой уверенности, не зависящей от человека, экзистенциалисты называют его существование (или бытие) неаутентичным.

Экзистенциалистская теория рассматривает свободу и все ее проявления как истинное существование, к которому каждый должен стремиться так или иначе.

Однако получить эту желанную свободу не так-то просто. Считается, что человек может понять свое существование только в критической, пограничной ситуации. Это мнение проистекает из того, что в стрессовых ситуациях эмоции человека усиливаются, его нервы накаляются, а эмоции переполняют нас. Человек способен делать то, что он никогда не осмелится делать в нормальных условиях, преодолевая пределы своих физических и умственных способностей.

Поскольку существование не может быть известно посредством разума, а исследуется только посредством чувственного восприятия, в тот момент, когда инструменты этого восприятия нагреваются до предела, человек способен осознать свою природу и свою судьбу в этом мире.

Экзистенциализм глазами обывателей

На просторах интернета много как доморощенных, так и дипломированных философов. Интересно ознакомиться с их мнениями:

  • Экзистенциализм — философское понятие, простыми словами объяснить его не так просто. Это такое личное ощущение человека, когда он как бы смотрит и оценивает себя со стороны. Понимая временность собственного существования, он все же не жалеет о своем пребывании на этой земле. Ощущения эти могут быть временными, некоторые люди способны испытать их только перед лицом смертельной угрозы либо непосредственно перед смертью.
  • Экзистенциальность — это, если простыми словами, когда человек не взваливает ответственность за свои поступки на природу, обстоятельства или другие факторы. Каждый выбор является актом свободной воли, именно свободна и ответственность становились предметом рассмотрения философии.

Человек и самопознание

Поскольку сущность человека может быть подлинной и неискренней, существуют некоторые правила и установки, которые помогают человеку подходить к правильному образу жизни и понимать свою экзистенциальность.

Однако, прежде всего, стоит упомянуть о препятствиях, с которыми человек сталкивается на этом пути. Одним из факторов, предопределяющих судьбу и жизнь человека, экзистенциалисты считают его недостаточность. Человек всегда от чего-то зависит. Иногда на другого человека (босса, кормильца или любовника), иногда на группу людей или государство.

Религиозная ветвь экзистенциализма подчеркивает зависимость человека от Бога и религии, от этих морально-этических принципов. Многие философы приписывали Богу способность безгранично управлять человеческой жизнью и судьбой и распоряжаться ею по Его высшему усмотрению. Некоторые считали, что, хотя человек зависит от Бога, может принимать некоторые жизненные решения самостоятельно, принимать некоторые решения в рамках того, что допустимо, он все же, по сути, зависит от Бога и высших сил.

Атеистическая ветвь, с другой стороны, приписывает человеку жажду власти, желание подавить свободу другого или ослабить подавление собственной свободы. Философы этой отрасли считали, что каждый из нас, мотивированный страхом за свою жизнь и желанием защитить себя, стремится занять наиболее выгодное положение в обществе. Обычно такое положение наделено некоторой властью. Человек, наделенный властью, пользуется большими привилегиями и защитой по сравнению с другими людьми. Это делает его жизнь более безопасной и комфортной. Для достижения этой цели каждый человек стремится подняться выше по социальной лестнице. В этом стремлении к социальному прогрессу экзистенциалисты-философы атеистической ветви видят главную причину рабства человека в мире.

У экзистенциалистов особый взгляд на существование животных. По их мнению, животные неотделимы от их существования, потому что им не нужно это знать, это уже известно им. Это происходит потому, что животные не имеют рационального мышления, не «мешают» им и не отделяют их от их сенсорного воспринимаемого существа. Животным нет необходимости оттачивать свои чувства, пытаться сделать их более тонкими и чувствительными, они уже чувствуют мир таким, какой он есть на самом деле, и осознают всю его уникальную сложность и красоту.

Тем не менее, экзистенциалисты считали, что существуют способы, с помощью которых люди могут понять и приблизиться к своему существованию.

Экзистенциалисты считали чувства важнейшим способом познания себя, и поэтому интуиция может быть названа важнейшим «оружием» для познания своего существования. Каждый из нас должен развивать ее и стремиться к ее полному освоению. Интуиция как «прикосновение чувственного познания в рациональном познании» может помочь нам понять всю сущность нашего существа, разгадать все его тайны и загадки и, сливаясь в единое целое с нашим существованием, почувствовать всю красоту мира, в котором мы живем.

В экзистенциализме считается, что усиление чувств происходит в критической, экстремальной ситуации. По этой причине человек не должен избегать неприятных стрессовых ситуаций. Он может извлекать из них важную новую информацию и делать интересные выводы и открытия. Проживая через неоднозначную, пограничную ситуацию, человек получает новые идеи и мысли, приближается к пониманию своего бытия и мира в целом.

Экзистенциальные проблемы человека

Устремленность на саморазвитие является естественным механизмом выживания, поскольку без него род людской никогда бы современный уровень развития не достиг. Проблема в преградах, подкарауливающих на этой стези, одной из преград нередко становится экзистенциальный кризис, формирующийся из противоречий внутри личности. Появляется неврозоподобное состояние, когда отсутствует необходимость тревожиться о минимальных потребностях бытия.

Стремление аргументировать собственное существование появляется у большинства субъектов, но у одних доводы получаются примитивными и складными вследствие глубокой религиозности либо заложенным «инструкциям» иного порядка.

Экзистенциальные проблемы зарождаются в момент прихода разочарования в избранных ранее идеалах. Индивид перестает чувствовать удовлетворение от роста статуса либо теряет веру в небывалую ценность собственного бытия. Иной причиной подобных переживаний может являться ощущение неотвратимости смерти.

Порой может показаться, будто такие размышления приходят на ум лишь обладателям большого количества вакантного времени, поскольку тяжело трудящимся индивидам необходимо ежедневно решать множество насущных проблем и все силы идут на выживание.

Отчасти подобное воззрение верно, так как чаще экзистенциальные размышления посещают субъектов творческих профессий, индивиды, занимающиеся физической деятельностью, менее предрасположены к копаниям в «кулуарах» собственной личности, однако и они полностью от этого не защищены.

Можно выделить нижеприведенные предпосылки к возникновению экзистенциального переживания:

– утрата родного человека;

– применение психоделиков;

– угроза собственному существованию;

– продолжительная изолированность;

– разлука с детьми, любимым.

В ходе экзистенциального размышления индивиду приходится сталкиваться с противостоянием, порождаемым ощущением значительности собственного бытия и одновременным пониманием его бесполезности. Неумение отыскать разрешение сложившейся ситуации трансформируется в экзистенциальное уныние, которому присуща потеря заинтересованности собственным будущим.

Эскалация кризиса нередко провоцирует желание завершить свое якобы бессмысленное бытие. Поскольку, кажется, что оно не способно принести пользы. Когда индивид сталкивается с подобным противоречием, ему самостоятельно неимоверно трудно разрешить проблемную ситуацию.

Тревога в экзистенциализме

Тревога, как часть сенсорного познания, занимает особое место в экзистенциализме.

На первый взгляд, тревога может и не иметь глубокого философского значения, но именно экзистенциалисты детально изучили ее и пришли к выводу, что тревога — это нечто гораздо более глубокое, чем простое ощущение прикосновения к внешним стимулам.

Прежде всего, философы этой школы мысли различают тревогу и страх. Страх относится к эмоциям, у которых есть конкретная причина. Человек всегда знает, чего он боится, и поэтому может найти способы борьбы с этим страхом и избавиться от него.

С другой стороны, страх рассматривается философами как ощущение, не имеющее определенного объекта. Человек никогда не может сказать, чего он боится, причина скрыта где-то глубоко в его подсознании, она существует только на уровне чувств и не контролирует человека. Страх — это категория иррационального познания, приближает нас к экзистенциальному существу и безошибочно убеждает в принципиальности существования.

Экзистенциалисты считают, что страх оказывает положительное влияние на человека. По их словам, чувство страха помогает нам выйти за рамки обычного, посмотреть на себя и на мир с другой точки зрения, заметить то, что было ранее неизвестно. Страх — это часть свободы, метод ее признания и достижения, потому что он отделяет нас от привычного взгляда на мир.

Произношение и смысл слова «экзистенциальный»

Для русского языка слово экзистенциализм — труднопроизносимая скороговорка. Многие произносят его с ошибкой, добавляя лишний слог — «экзистенциОНализм». Чтобы правильно употреблять все формы этого слова, нужно понять его происхождение.

Экзистенциализм образован от латинского слова экзистенция (existentia) — существование.

Сложность в том, что синонима для него в русском языке нет, поэтому самыми простыми словами экзистенциализм — это философия существования, а экзистенциальный — это относящийся к существованию.

История возникновения экзистенциализма

Говоря о любой философской доктрине, не менее важно упомянуть историю ее возникновения и развития, а также назвать причины, которые дали людям того времени причину воспринимать мир и человека таким образом, а не иначе.

Философия экзистенциализма появилась после Первой мировой войны. Для людей того времени было особенно важно понять, кто они и почему они живы. Многие постоянно боялись, не верили в будущее. На основе всех этих переживаний и настроений родилась теория экзистенциализма, которая не призывала к борьбе с беспокойством и стрессом, а восхваляла и освещала их с новой, абсолютно невероятной стороны.

Более того, впервые в философском учении экзистенциалисты поставили новую проблему существования и судьбы человека. Они дали ясный и понятный ответ на вопрос о том, как нам зачать жизнь, что нам делать, как познать мир, от которого мы все зависим. Ни одна философская школа еще никогда так широко не освещала вопрос о человеческой судьбе.

В настоящее время считается, что С. Кьеркегор заложил основы этой доктрины. Этот философ утверждал, что невозможно постичь существование через рациональное знание.

Прежде всего, Кьеркегор был против системы Гегеля, как полной, законченной, закрытой конструкции, и справедливо полагал, что «система бытия невозможна»….. Система и полнота переплетаются друг с другом; бытие — полная противоположность этому» . Гегель, как и вся немецкая классическая философия, хотел создать философскую науку, идеалом которой была бы объективность. Все субъективные, личные вещи считались неправдой. В отличие от этого, Кьеркегор ставит личность (субъективную), которая имеет реальное, истинное существование, в центр философского интереса. Эта личность — конкретная, духовная личность — «особенная», как ее называет философ, — только она обладает «бытием».

Существование, Dasein понимается как человеческое существование и является центральной категорией доктрины, созданной датским мыслителем. Она фиксирует существование внутреннего и уникального опыта человека. Существование, по словам Кьеркегора, — это осознание своего бытия, свободно выбирая одну из альтернатив. Благодаря этому выбору, человек утверждает свою уникальность, свою индивидуальность.

Не все идеи Кьеркегора были восприняты экзистенциалистами, но многие из них стали основой доктрины, были пересмотрены и получили новую форму.

Экзистенциальная идея о кабале, зависимости и несовершенстве человека, например, во многом проистекает из мыслей Кьеркегора об отчаянии. Отступая от христианской догмы первородного греха, этот философ в принципе определяет человеческую жизнь как отчаяние. В то же время, по его мнению, отчаяние — это средство обращения человека к Богу. Человек, который свободно выбирает одиночество и приближается к Богу, является истинно верующим.

Наряду с идеей отчаяния, Кьеркегор рассматривал страх как особую категорию смысла для каждого из нас. Он считал, что тревога проистекает из осознания человеком краткости собственной жизни и неизбежности смерти. Человек не может ничего сделать, чтобы увеличить свою собственную жизнь, которая создает в нем чувство страха, в том числе страх перед неизвестным.

Кьеркегор разработал философию экзистенциализма и противопоставил ее немецкому классическому идеализму. Он считал, вопреки распространенному в то время мнению, что мир и природа человека должны быть известны прежде всего через чувства, так как весь смысл существования был иррациональным.

По большому счету, Кьеркегор принадлежал к религиозной ветви экзистенциализма, однако некоторые из его идей дали основание для развития атеистической ветви учения. Философы-экзистенциалисты считают Кьеркегора своим предтечей, потому что он первым выдвинул идею о нерациональности человеческого существования.

Почему мы испытываем экзистенциальный кризис?

Чаще всего это происходит, когда мы начинаем размышлять о своей цели в жизни. Из-за регулярного распорядка и монотонной рабочей среды мы становимся недовольными своей жизнью и начинаем задаваться вопросом, почему мы продолжаем так много работать? Куда все это идет? Что я получаю от жизни после всей этой работы?

Отсюда возникает множество значимых и глубоких вопросов, таких как:

– Что такое жизнь? – Какова моя цель? – Почему я существую?

Начинают возникать экзистенциальные мысли, и человек размышляет над всевозможными личными вопросами.

В чем смысл жизни? Зачем жить дальше? Эти мысли можно объяснить иерархией потребностей Маслоу.

Иерархия Абрахама Маслоу объясняет, что людьми движут пять основных потребностей. Это психология, безопасность, любовь, уважение и самореализация. В последней части самореализация – это часть экзистенциального кризиса, связанная с обнаружением вашей цели.

Признаки того, что вы в настоящее время переживаете экзистенциальный кризис

К сожалению, переживание экзистенциального кризиса может вызвать неприятные чувства. Это может заставить вас чувствовать себя потерянным и подавленным. Ваше общее настроение становится меланхоличным.

Люди, переживающие экзистенциальный кризис, чувствуют, что больше не знают, кто они. Они чувствуют бессилие и изо всех сил пытаются найти мотивацию. Это стало глобальным явлением, вовлекшим рекордное количество людей.

Вы чувствуете себя опустошенным

Часто это может происходить из-за чувства незначительности. Вселенная настолько велика, что легко почувствовать себя маленьким.

Это создает внутри нас неуверенность. Когда мы рождаемся и познаем мир в юном возрасте, мы наслаждаемся удовольствиями и приключениями, которые может предложить вселенная.

Мы просто любим лазить по деревьям и бегать по полям.

Только когда мы становимся старше и берем на себя ответственность, мы начинаем все подвергать сомнению.

Научиться справляться с переживаниями экзистенциального кризиса в конечном итоге поможет нам вырасти, но пока это очень сложно.

Мы перестаем получать удовольствие и начинаем более объективно относиться к тому, как мы проводим время и как мы вписываемся в этот мир.

Вы чувствуете бессилие

Когда мы молоды, возникает ощущение, что Вселенная всегда работает на нас, а не против нас. Вселенная – наш друг и наставник.

Когда мы становимся старше, мы сталкиваемся с новыми проблемами и финансовыми обязанностями, и жизнь усложняется. Со стороны общества и со стороны людей оказывается больше давления, чтобы мы что-то делали со своей жизнью.

Игривые отношения со вселенной закончились, и начинает казаться, что они работают против нас. Мы начинаем чувствовать, что нам навязывают. Другие люди теперь контролируют наше время и нашу жизнь.

Это заставляет нас ощутить сильное чувство бессилия. Дело больше не в развлечениях, а в том, как мы вписываемся в этот опыт.

Неужели всё это стоит того? Многие, переживая экзистенциальный кризис, не чувствуют, что это так.

Вы чувствуете себя совершенно отличным от других

Некоторые люди не страдают экзистенциальным мышлением и могут легко жить своей жизнью. Независимо от того, через что они проходят, они могут легко сосредоточиться на своих задачах.

Однако когда вы находитесь в разгаре экзистенциального кризиса, он охватывает всю вашу жизнь. Вы постоянно чувствуете себя по-другому. Вы постоянно размышляете о существовании и необъятности всего.

Поскольку это такой тяжелый опыт, вы остаетесь с постоянным чувством пустоты и бессилия. Это становится частью вашей ежедневной эмоциональной окраски. Вы все время чувствуете себя совершенно иначе, чем другие.

4. Ваши прошлые достижения кажутся бессмысленными

Переживание реальной угрозы имеет тенденцию ставить вашу жизнь в довольно суровую перспективу.

В великой схеме Вселенной любые большие вещи, которые мы достигаем в нашей жизни, имеют свойство становиться незначительными и маленькими.

Мы думаем, “что я действительно сделал, что изменило мир к лучшему?” Многие так думают. Однако те, кто переживает экзистенциальный кризис, чувствуют себя еще хуже, потому что видят меньше смысла во всем.

Проблема в том, что мы сравниваем наши достижения с величием Вселенной. Как можно конкурировать с чем-то непостижимым?

Общие свойства и связи

Категория на греческом языке означает «обвинение», «суд», «донос», раскрывающий суть в ее истинной форме. Категории — это «именующие слова», которые обозначают суть вещи. Категория понимается М. Хайдеггером как определяющее имя, в котором сущность раскрывается в его истинном существе. Это пояснительное определение бытия возникает как определяющее «молчаливое имя». Эта концептуальная природа, в свою очередь, неисследованна и присутствует во всех изречениях, с которыми мы знакомы. Если категории не выражены в изречениях, то они несут с собой каждое изречение, следовательно, возникает основание для каждого суждения.

M. Хайдеггер является представителем экзистенциалистской философии середины XX века. Он был одним из «духовных гуру» национал-социалистической идеологии в Германии. Именно он ввел понятие «экзистенциальный».

Экзистенциальное и категориальное признаются философом двумя фундаментальными единицами онтологии, на основе которых реализуется способность к формированию двух возможных типов: на основе экзистенциально-феноменологического анализа и категориального анализа.

Экзистенциальное — это определенная альтернатива категории, точно так же, как категория является альтернативой экзистенциальной. Тем не менее, они сопоставимы по основному контуру своего бытия.

Концепция присутствия Хайдеггера

Присутствие, «дасейн» — это особый способ бытия, который происходит через понимание отношения к своему существу и к самому себе. Понятие присутствия непосредственно определяется логотипами бытия. В этом соотношении присутствия и бытия присутствие является своего рода развоплощением. В этой открытости само присутствие будет открытым, так что следует понимать, что в открытости присутствия, бытия как таковая является открытой.

Таким образом, открытость — это особый вид бытия, элементарная интерпретация присутствия.

Философ не делает категорического различия между феноменальным и экзистенциальным, так что мы можем рассматривать их только как две крайности одного и того же существа.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]