Ребенок и смартфон: как распознать и предотвратить гаджетозависимость?

Еще 20-30 лет назад родителям не приходилось сталкиваться с проблемой гаджетной зависимости у детей. Гаджетов просто не было! Современная жизнь такова: мы редко выходим из дома без смартфона, у каждого 2-го ребенка в возрасте 5 – 7 лет уже есть собственный телефон, а среди младших школьников гаджеты есть у 90%. Что уж говорить, главной фобией нашего времени стала номофобия – это боязнь остаться без смартфона. Чтобы мобильное устройство не превратилось из помощника во врага, важно быть на чеку.

Поколение Z и гаджеты

Детей и подростков, рожденных после 2000 года, называют поколением Z или iGen (Internet Generation). Это по-новому мыслящие люди, рожденные в эпоху интернета и навороченных гаджетов. Они получают информацию, делают покупки, учатся и работают, общаются посредством интернета. Для них странно и не понятно, как их мамы и бабушки жили (или даже выжили) без интернета. В связи с этим у современных детей и подростков есть несколько отличительных черт:

  • Они не готовы подолгу концентрировать внимание на чем-либо. Среднее время удерживания внимания подростка на каком-либо предмете 8 секунд.
  • Они не охотно читают тексты, особенно длинные, а отдают предпочтение видеороликам и картинкам.
  • У них реальное общение дополнено виртуальным, они практически никогда не бывают в одиночестве и боятся выпасть из социума.
  • Для них важна оценка окружающих.
  • Они больше времени проводят дома.
  • Они легко и быстро находят различную информацию через интернет.

Поколение Z сформировалось в эпоху гаджетов и онлайн трансляций, они не знают жизни без смартфонов. Зависимость от гаджетов – прямое последствие их образа жизни. Часто ли вы замечаете детей, просто читающих книги или болтающих друг с другом на лавочке?

МНЕНИЕ

«То же самое было с гамбургерами»

— По данным исследователей, особо сильная зависимость наблюдается у детей старшего подросткового возраста, потому что они росли в пик развития новых технологий, когда только появлялись первые гаджеты. Схожая культура потребления развивалась в девяностые с появлением массовой продукции — кока-колы, гамбургеров и тому подобного. Поначалу люди бесконечно потребляли всё новое и только позже стали задумываться, насколько это полезно. То же самое с гаджетами и новыми технологиями, — отмечает Анастасия Екушевская, психолог, академический директор Skysmart. — А вот младшие дети, по данным исследовательского , сегодня потребляют контент и пользуются гаджетами значительно качественнее: сидят за экраном недолго и легче переключаются на другие дела. С новым поколением культура использования гаджетов появляется и формируется сама, и это новый эволюционный виток: после активного потребления, пытаясь насытиться тем, чего не было у предыдущего поколения, приходит в норму. Поэтому ключевая задача современных родителей – не пытаться определить: гаджеты – это хорошо или плохо, а формировать культуру пользования ими, подавать личный пример, вводить правила, рассказывать об интересных приложениях, играх, образовательных платформах, электронных учебниках.

Зависимость от гаджетов у детей: основные опасности

Жизнь современного ребенка, а особенно подростка, сложно представить без гаджетов. Но важно не допускать развития у детей гаджетной зависимости. Она опасна как для физического, так и для психического здоровья ребенка.

Опасность для здоровья

Гаджеты негативно воздействуют на организм, в частности, на мозг. Их частое использование приводит к рассредоточенности внимания. Ребенок не способен длительное время концентрироваться на чем-либо, он отвлекается и теряет интерес.

Память ухудшается, так как ее реже тренируют. Благодаря гаджетам у нас теряется необходимость удерживать информацию в голове. Зачем запоминать, если можно быстро найти ответ в интернете?

Использование гаджетов плохо влияет на качество сна и вызывает бессонницу. Практически все подростки спят с телефонами под подушкой. Мы проверяем телефон прямо перед сном и сразу же после пробуждения. При этом свет от телефона наш мозг воспринимает как продолжение светового дня, что плохо влияет на выработку мелатонина (гормона сна) и нарушает циркадные ритмы.

Смартфоны ухудшают зрение. Когда глаз фокусируется на каком-то объекте, сокращается количество морганий. Это приводит к сухости роговицы. Всматриваясь в экран смартфона, мы сильно утомляем наши глаза.

Еще одна непрямая опасность – низкая активность. Чем больше ребенок проводит времени с телефоном, тем реже он двигается. В сочетании с неправильным питанием низкая двигательная активность может спровоцировать ожирение.

Из-за неправильного положения тела при использовании смартфона, у ребенка могут возникать боли в шейном отделе позвоночника.

Психологические опасности

Психологи выделяют несколько социально-психологических опасностей гаджетов для ребенка:

  • Потеря интереса к окружающему миру: новостные ленты пестрят яркими картинками и видео, на фоне которых реальная жизнь выглядит скучной и пресной.
  • Снижение интереса к реальному общению со сверстниками.
  • Нежелательные контакты: родители не всегда могут проследить, какие именно сайты посещает ребенок и какой контент он видит.

Чтобы смартфон и интернет не представляли для ребенка угрозы, родители должны рассказать ему о правилах безопасности в сети, особенностях общения в соцсетях и на форумах. Так взрослые смогут оградить ребенка от кибербуллинга, опасных групп и агрессивного контента.

ПОЧЕМУ НЕ ВЫПОЛНЯЮТСЯ ОБЕЩАНИЯ И СРЫВАЮТСЯ ПЛАНЫ

За управляющие функции, то есть за наше умение действовать по правилам, инструкциям, планировать и следовать плану, отвечают лобные доли мозга. Благодаря им другие подростки умеют сосредотачиваться и переключаться с одного вида деятельности на другой: сейчас посерфю в Тик-Токе, а потом сделаю уроки, как обещал маме. Еще это и умение использовать накопленную информацию (рабочая память): прочитал — запомнил — рассказал. Самокритичность и самоконтроль, умение видеть и исправлять свои ошибки. Тормозить импульсы: хочу поиграть на телефоне, но не сейчас. Все эти функции не передаются нам генетически, а развиваются с рождения и созревают к 19 годам. Если что-то идет не так, говорят о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Что делать, если здесь недостатки? Обратиться к неврологу, нейропсихологу за коррекцией. А дома побольше игр-стратегий, с четкими правилами, где нужно планировать, рассчитывать на несколько шагов вперед, запоминать. Известная всем игра «Море волнуется раз» помогает контролировать эмоции и порывы.

Если знать физиологические особенности ребенка, можно помочь ему обойти опасные соблазны и не залипнуть.

Фото: Shutterstock

Диэнцефальные структуры мозга (там находится гипоталамус) – главные по зависимостям. У людей, которые пристрастились к алкоголю, курению, наркотикам, обычно есть нарушения в работе именно этой части мозга. «Поломки» провоцируют вегето-сосудистую дистонию (ВСД), стрессы, тревожность… Если дома скандал, такой ребенок «прячется» в телефоне, потому что там спокойно. Со временем такие «шалости» мозга могут привести к паническим атакам, навязчивым мыслям (обсессивно-компульсивному расстройству), биполярному расстройству, расстройству пищевого поведения и прочим тяжелым проблемам.

Что делать, чтобы подстелить соломки? С детства закладывать основы здорового образа жизни: режим, в том числе режим сна, спорт, правильное питание, прогулки.

Масштабы проблемы очень велики

Проблема, о которой мы сегодня будем говорить, очень актуальна, это признают многие родители, учителя, воспитатели, психологи. Скажу честно: я недооценивал масштабы её последствий. Чтобы понять, как её преодолевать, нужно разобраться: происходящее с нашими детьми — это уже зависимость или пока ещё только дурная привычка? Насколько глубоко она укоренилась? Есть ли вообще такая проблема, каковы её масштабы и чем она нам грозит?

Что касается угрозы, которую несёт цифровая среда для ребёнка: следует понимать, что она заключается не столько в содержании того, что он смотрит, сколько в том, как он получает знания и навыки, как он развивается. Ребёнок приходит в мир, имея только заготовку мозга, которой ещё предстоит развиться в настоящий мозг, сформировать образ мышления, социальные критерии, навыки, личность. Современная нейропсихология представляет наш мозг как набор клеток, которые в дальнейшем должны образовать определённые нейронные связи. Этих клеток больше, чем звёзд во вселенной, и каждая может устанавливать тысячи связей, которые остаются потом на всю жизнь. Мозг — это вселенная, и сам процесс его изучения выглядит как нечто непостижимое, потому что мозг изучает сам себя.

Метод 3: реорганизовать хранение приложений

Почему смартфоны и некоторые приложения на них вызывают привыкание? Благодаря работе дизайнеров и маркетологов. Яркие иконки приложений и красные значки уведомлений — визуальные триггеры, которые заставляют нас свайпать снова и снова. Совсем как яркие обертки M&M’s в кухонном эксперименте Google. Вот его суть.

Все, кто работают в Google, могут приходить на кухню и бесплатно перекусывать фруктами и конфетами. Но однажды руководство обнаружило: из всех продуктов сотрудники предпочитают M&M’s. Тогда перед научной командой поставили цель снизить количество вредных перекусов. Она изучила поведение людей и обнаружили, что яркая обертка конфет вызывает неосознанное желание их съесть. А еще — что M&M’s слишком легко схватить: сотрудники берут их и едят, особо не задумываясь об этом действии.

Чтобы исправить ситуацию, ученые поместили конфетки в непрозрачные белые керамические банки с крышкой, а фрукты и другие здоровые продукты — в прозрачные стеклянные контейнеры. Кроме того, они заменили разноцветные упаковки белыми карточками с указанием содержимого. В итоге потребление M&M’s снизилось: только в нью-йоркском офисе в течение семи недель среднестатистический сотрудник съел на девять пачек меньше, чем до эксперимента. Обратите внимание: конфеты не убрали, просто реорганизовали хранение. То же самое стоит сделать с приложениями на домашнем экране.

Расхламите приложения по методу Мари Кондо

Начните с наведения порядка — и в нем пригодятся знания о методах уборки обычной. Так, культовый эксперт Мари Кондо советует идеальный способ избавиться от лишних вещей: просто выбросить одежду, книги и сувениры, которые не вызывают радость. Если перенести подход Кондо в цифровое пространство, чистка телефона станет максимально простой: все приложения, которые не радуют, на самом деле не нужны и отправляются в мусорную корзину. Если какое-то приложение вызывает сомнения, все равно удалите его. Будете скучать или окажется нужным — скачаете снова.

Соберите приложения в папку и спрячьте

После того, как вы удалили ненужные приложения, нужно сделать так, чтобы оставшиеся не побуждали к бездумному онлайн-серфингу. Разноцветные иконки приложений вроде голубой «F» у Facebook или розовой камеры Instagram так и манят. Чтобы вернуть контроль над вниманием и поведением, нужно их спрятать.

  1. Соберите все приложения, которые остались после расхламления, в одну папку в случайном порядке.
  2. Поместите яркие иконки на вторую страницу папки. Тогда их цвет не виден и глаз ловит приложения с нейтральными иконками.
  3. Перенесите папку на второй экран или третий. Это будет цифровым аналогом непрозрачных банок с крышками из эксперимента Google. Так вы не увидите папку с яркими иконками, когда разблокируете телефон, и защитите себя от стимулов открыть приложение, которым изначально не намеревались воспользоваться.

Открывайте приложения через поиск

После того, как спрятали приложения, приучите себя открывать их через поиск. Печатание автоматически сократит бессознательное использование телефона: практически невозможно набрать текст на клавиатуре и не задуматься. Чтобы открыть приложения на iPhone, просто свайпнете вниз по экрану и наберите первые несколько символов названия в поиске.

Поначалу не смотреть на значки приложений и печатать их названия кажется странным. Но это даст вам достаточно времени, чтобы каждый раз при использовании телефона спрашивать себя: «Я и правда хочу это сделать?» И — нет, это не будет вас тормозить. iPhone запоминает текст, который вы набираете. Совсем скоро будет достаточно набрать только «F» или «F-a», чтобы открыть Facebook, вместо целого «F-a-c-e-b-o-o-k».

Возможные последствия


Нарушение режима сна — возможное последствие мобильной зависимости

Ребенок изолируется от внешнего мира, что может приводить к развитию ряда отклонений в здоровье и психике.

  1. Ожирение. Ребенок ведет сидячий образ жизни вместо того, чтоб активно двигаться, например, играть с детьми в футбол. Ожирение, в свою очередь, может приводить к проблемам сердечно-сосудистой системы, артриту и сахарному диабету.
  2. Агрессивность. Дети, играющие часто в жестокие игры на телефонах, начинают вести себя агрессивно по отношению к сверстникам, невежливо относится к учителям.
  3. Нарушение режима сна. Дети даже ночью могут обмениваться СМС-ками под одеялом. Недосып приводит к нарушению концентрации, ухудшению памяти, снижению успеваемости в школе.
  4. Проблемы в отношениях со сверстниками. Подросток начинает отдаляться от семьи и родственников, друзей, не может заводить новые знакомства.

Кроме этого, необходимо также учитывать влияние электромагнитного излучения:

  • проблемы с памятью;
  • ухудшение иммунитета;
  • раздражительность;
  • головные боли;
  • ухудшение зрения;
  • перепады давления;
  • нарушение сна.

Литература:

  1. Оторвись от телефона! : как построить здоровые отношения со смартфоном / Кэтрин Прайс ; перевод с английского Глеба Тржемецкого. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2021. — 229 с..
  2. Зависимость от телефона или Как вернуться в реальный мир / Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие / 2017 г./li>
  3. Влияние зависимости от информационных технологий на социализацию личности / Вайсбург Александра Владимировна / Журнал «Вестник экономики, права и социологии», 2021 г.

Нужна консультация?

ИЛИ ВЫЗОВ ВРАЧА

ЗВОНИТЕ!

+7

Панацеи нет

Обычно не получается устранить проблему потому, что не хватило мотивации. Поэтому я в самом начале и предложил ознакомиться с работами нейропсихологов о проблеме цифровой зависимости: они очень хорошо мотивируют и отрезвляют. Сразу понимаешь, что нужно что-то менять в своей жизни и жизни детей.

Родителям нужно быть бдительными. Панацеи в вопросах интернета и смартфонов нет. К сожалению, даже при очень ответственном подходе дети находят нежелательный контент или он находит их — сейчас много возможностей обойти фильтры и ограничения. Запрещать телефоны и компьютеры огульно тоже не выход: дети обычно обходят такие запреты, поэтому нужно искать свой путь, свои правила.

В заключение расскажу об эксперименте, который провели учёные одного исследовательского института. Трём группам студентов были даны одинаковые задания, но в первой все испытуемые были без телефонов, во второй телефоны лежали у молодых людей в сумках, в третьей — на партах. Лучшие результаты показала группа без телефонов, из чего учёные сделали вывод: в отсутствие этих устройств наш мозг начинает работать активнее и мобилизует свои ресурсы, которые обычно не использует. Постараемся и мы дать возможность детям использовать свой потенциал, главное — решиться на это.

Протоиерей Виталий Ворона

Причины возникновения


Изолирование от внешнего мира
Если верить статистике, то каждый седьмой человек в стране, имеющей развитую цивилизацию, зависим от мобильных телефонов. Для многих людей катастрофа забыть мобильник дома. Большой стресс вызывает разряженный телефон или отсутствие связи.

Давайте рассмотрим, что собой представляют причины мобильной зависимости в подростковом возрасте.

  1. Изолирование от внешнего мира, страх беспомощности. Благодаря мобильнику человек имеет связь с друзьями и близкими. Есть возможность при необходимости вызвать помощь.
  2. Наличие календаря, часов, калькулятора и других опций в телефоне.
  3. Влияние рекламы. Детская психика очень подвержена тому, что показывают по телевизору. Они стремятся заполучить все, что видят в рекламе.
  4. Страх одиночества. Мобильник позволяет общаться с множеством людей посредством звонка или отправлением сообщений, узнавать новости из их жизни.
  5. Иллюзия безнаказанности, социальности. В смартфонах можно сидеть на форумах, общаться в соцсетях, несмотря на свои комплексы и проблемы, находить много друзей.

В классе моего сына, наверное, практически у всех детей наблюдается мобильная зависимость. Они не расстаются с телефонами даже на уроках. Вместо того, чтобы слушать учителя, играют или сидят в соцсетях.

Как побороть


Приучить подростка к тому, что нужно выключать мобильник во время активного отдыха

  1. Не разрешайте подростку носить с собой телефон, когда он передвигается по квартире.
  2. Не допускайте того, чтобы ребенок брал с собой мобильник, когда ложиться спать, клал его под подушку.
  3. Пусть все новости подросток узнает при личном общении с друзьями, мобильник использует только в редких случаях, когда нужно узнать что-то срочное, например, спросить, какие уроки задавали.
  4. На время активного отдыха, например игры с мячом, нужно, чтобы телефон был отключен, позволял расслабиться.
  5. Почаще отправляться с ребенком в какие-то путешествия в места, где отсутствует мобильная связь.
  6. Если подростку жизненно необходимо быть постоянно на связи, важно, чтобы он делал перерывы на активный отдых.

Нужен ли психолог?

Я считаю, что сам по себе психолог ничего не решит — кроме вопроса своего заработка. Если вы уже покаялись, ввели правила, всеми силами пытаетесь сами бороться с этой зависимостью, а вместе с вами дети, и ничего не получается — конечно, надо привлекать опытного духовника и психологов. Духовная помощь от молитвы, постов, воздержания будет, потому что это средства борьбы со всеми страстями, мы в этой аскезе учимся преодолевать их. Что касается психологической помощи, то многие специалисты говорят: должен быть временной зазор между «хочу», «дай» и «получил». Чем он больше, тем меньше шансов, что ребёнок подсядет на что-то нехорошее.

Прежде, чем обращаться к психологу, надо попытаться решить проблемы самим. Хороший психолог понимает: чтобы решить локальную проблему, надо в первую очередь решить проблему окружения. Мы всё равно к этому придём. Так что, как ни крути, начинать придётся с себя.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]