Сегодня особую актуальность обретает агрессивное поведение детей дошкольного и школьного возраста, которое сейчас проявляется достаточно часто. Открытое проявление агрессивности у детей психологи относят к явным нарушениям привычного поведения ребенка. Агрессия в поведении у дошкольников проявляется в форме непослушания, избыточной активности, драчливость либо проявление жестокости к окружающим. Агрессия может проявляться в вербальной форме либо в смешанной, когда дети пытаются подраться с малышами, что особенно часто можно наблюдать в садике. Подобная форма поведения неприемлема для общества и требует определенной коррекции. Но для начала необходимо выяснить причины появления такого вида агрессии.
Агрессия у детей может проявиться в любой возрасте
Причины агрессивного поведения детей
Агрессивные дети не становятся сами по себе, для этого есть следующие объективные причины:
- желание любыми способами привлечь внимание окружающих сверстников;
- намерение получить желанную вещь;
- желание всегда и во всем быть главным;
- определенная защита и скорейшая месть обидчику;
- желание унизить достоинство другого ребенка с целью повысить собственное превосходство.
Агрессивное поведение у малышей – желание добиться своего
Исходя из этих причин, необходимо активно стимулировать в ребенке волевое поведение, проявление самостоятельности, чтобы научить его выражать свои чувства более спокойно.
Из каких семей чаще выходят девиантные дети?
Не выделено четкой зависимости девиаций от семьи ребенка, то есть девиантные дети встречаются как в полных, так и неполных семьях, благополучных и неблагополучных. Однако специалистами были выделены несколько типичных семей, способствующих формированию девиантного поведения у ребенка:
- Семьи, где родители страдают психическими расстройствами или зависимостями.
- Асоциальные семьи.
- Семьи, где кто-то из ее членов тяжело болен.
- Семьи, в которых присутствует феномен подавления ребенка, насилия (психологического, физического), депривации (лишение родительского внимания, любви, невыполнение родительских бытовых обязанностей).
- Семьи, где один или оба родителя не хотели ребенка, что выливается нелюбовью к нему.
- Семьи с повышенной строгостью, контролем, деспотичным или авторитарным стилем воспитания.
- Семьи с избыточным потакательством ребенку, чрезмерной опекой.
- Семьи, где родители не уважают друг друга; присутствуют ссоры, скандалы, насилие.
Воспитание волевого поведения ребенка
Воспитательная работа с агрессивными детьми не должна быть направлена на подавление этих чувств в ребенке путем выдачи желаемого, то есть, родители совершают ошибку, подавляя в ребенке проявление агрессии, считая это аналогично насилию. Это не патология, а разумные вспышки гнева у всех есть, вот только у детей, которым запрещают подобные игры и фантазии создается мнение, что эти чувства – гнусные, их проявлять не нужно. Но невыраженные чувства агрессии просто начинают накапливаться бессознательно у ребенка. В один прекрасный день он просто взрывается, страдают при этом люди совсем не виноватые в этом.
Агрессивность по отношению к другим детям проявляется в драчливости
Детская агрессия наталкивается на обратную реакцию взрослых, в итоге формируется запретный круг, выйти из которого самостоятельно маленькому человеку практически невозможно.
Волевое поведение детей в детском саду должна стать приоритетной задачей каждого воспитателя.
Возрастные особенности воли у детей разного возраста
Развитие воли у малыша формируется во время активной игровой деятельности.
Подобное поведение означает, что прежде чем предпринять какое-либо действие, ребенок намечает примерный ход действий, действует аналогично продуманному ходу. Именно в возрасте 3-4 лет ребенок начинает осознавать, что не всегда можно делать то, что ему хочется в этот момент. У него начинает формироваться самообладание. Развитие волевого поведения дошкольников выражается в стремлении проявить свою самостоятельность, делая простые действия. Малыш требует: «Я сам», невзирая на протесты со стороны взрослых. В этот период дети склонны проявлять определенную выдержку и терпение, если это может принести ему определенную долю удовольствия. Способность сдерживать свое негативное поведение возрастает у малышей в дошкольном возрасте в несколько раз.
Виды агрессии у детей
Контроль за собственными действиями, послушание и обязательность просыпаются у детей в возрасте 4-х лет. В этот период нужно активно развивать у своих детей способность к самостоятельности, поощряя каждый правильный шаг на этом пути.
Помимо проявления агрессии, развития волевых качеств дошкольника, у некоторых детей в этом возрасте может появляться некая тревожность либо беспокойство. С чем связана такая тревога?
Что такое тревожность – определение
Основные причины детской тревожности
Обычно тревожность у детей начинает активно проявляться в младшем школьном возрасте.
Причины тревожности у детей в основном обусловлены семейными причинами
Поведение тревожных детей напрямую обусловлено следующими причинами:
- Семейный фактор – это основная причина того, что у детей возникает тревожность. Такие дети неуверенны в себе в отличие от их эмоционально благополучных ровесников.
- Первые школьные успехи также могут спровоцировать тревожность. Такие дети показывают свою неудовлетворенность личной успеваемостью, даже если у них нет плохих отметок, все равно поводы для недовольства всегда найдутся. Кроме этого, дети всегда боятся разочаровать своих родителей плохой отметкой либо порицанием учителя.
- Активные взаимоотношения с учителями. Конфликты, выраженная грубость и нетактичное поведение учителя к детям также могут вызвать тревожность у детей. Непрофессиональное поведение учителя может повысить уровень тревожности в классе. Особенно пагубно сказывается это поведение на детях, которые и до поступления в школу ощущали тревожность.
- Отношения с ровесниками. Такие дети занимают различные положения в обществе класса – от позиции отверженного ученика до звезды класса. Тревожность в этом случае выступает фактором эмоциональной зависимости школьников от сверстников. Тревожные дети ощущают себя беззащитными, зависимыми, находясь в таком обществе.
- Возникающий внутренний конфликт, связанный с личностной самооценкой также может вызывать различные тревожные ощущения.
- Негативный эмоциональный опыт у младшего школьника формируется в результате запечатления в памяти исключительно негативных, неудачных событий. Активное накопление отрицательного опыта выражается в устойчивом переживании чувства тревоги.
Типы тревожных детей – характеристика
Именно по этим причинам педагог младших классов должен проводить различные мероприятия, направленные на сокращение уровня тревожности среди младших школьников, чтобы это состояние не укоренилось в подростковом периоде.
Педагогические методы снижения уровня тревожности у детей
Во время младшего школьного возраста активно формируется детская психика. Чтобы низкая школьная успеваемость и иные психологические причины не стали поводом для школобоязни у детей, педагог должен активно применять во время процесса обучения специальные коррекционные занятия, чтобы оказать психологическую поддержку младшим школьникам. Эта определенная система занятий, практических упражнений, нацеленных на обучение важным приемам овладения неприятным чувством волнения и тревожности. Она также должна давать детям важные практические приемы осознания и реагирования на собственное проявление негативных эмоций и агрессии. В программе также активно внедрены важные для этого возраста игровые методы, методы активной групповой дискуссии.
Способы снижения тревожности на групповых занятиях
В работающий коррекционный план должен включиться пункт активного взаимодействия с родителями тревожного ребенка.
Детский страх у ребенка напрямую связан с активной учебной деятельностью, в процессе которой возникает боязнь совершить ошибку, получить негативную оценку своих знаний, страх возникновения конфликта с ровесниками. В этом случае педагогу пригодятся 2 доступных способов преодоления чувства тревоги у школьников:
- формирование конструктивного поведения в трудных для школьника ситуациях, а также овладение действенными способами преодоления чрезмерного волнения и тревоги;
- укрепление у ребенка уверенности в себе и своих силах, развитие адекватной самооценки, выработка нормального представления о собственной персоне, забота о личностном росте каждого школьника.
Общение с детьми – развеивает страхи
Подобные мероприятия не нужно исключать и в подростковом возрасте, ведь тут все методы обретают особую важность, учитывая непростую ситуацию этого переломного периода.
Профилактика девиантного поведения
Для предупреждения развития отклонений у детей и подростков родителям необходимо обратить внимание как на семейные установки и модели воспитания, принятые в их семье, так и на психологическую атмосферу, окружающую их чадо в школе или детском саду. Важно создать в семье атмосферу принятия, понимания и защищенности. В то же время необходимо обеспечить ясность границ и правил в семье: что у нас в семье запрещено, и что у нас допустимо, разрешено. Важно, чтобы родители имели ясное представление о том, на основе каких принципов они воспитывают своих детей, каких целей пытаются достичь, и эффективны ли их способы достижения воспитательных целей, не причиняют ли они детям больший вред. Не менее важно, чтобы семейные правила были сообщены и объяснены детям, ведь только понимание обеспечит в конечном счете присваивание детьми этих правил как своих собственных. В противном случае, насаждаемые насильственно, непонятные правила, двойные стандарты, вызывают стремление нарушать их в каждом случае, когда наказания можно избежать. Необходимо также учитывать и выяснять мотивы поведения маленького человека, для того чтобы избежать несправедливого наказания в тех случаях, когда им двигало понятное стремление защитить себя, возможно и не вполне конструктивным способом. В этом случае основная цель родителей — понять, что произошло и помочь ему выбрать социально-приемлемые способы регуляции отношений. Также очень важно обеспечить девочке или мальчику личностно-ориентированный подход в образовательных учреждениях, хотя бы путем выбора школы с соответствующими ценностями и принципами обучения. Гибкость в отношении учебных возможностей поможет избежать ситуаций хронической неуспешности и позволит школьнику адекватно оценивать свой вклад и ответственность в учебной деятельности. Большую помощь детям в развитии эмоционального и социального интеллекта родители могут оказать, разъясняя эмоциональные состояния их и других людей в ситуациях взаимодействия: что чувствует человек, почему он реагирует таким образом, как можно было бы разрешить ситуацию лучшим способом и т. п. Дети и подростки нуждаются в назывании их состояний и расширении опыта в построении отношений с другими людьми. Подросток с развитым социальным и эмоциональным интеллектом менее подвержен раздражительности, импульсивному поведению, эмоционально более устойчив и его адаптивные возможности выше — а значит, в новой и сложной для него ситуации он меньше рискует отреагировать нарушенным способом.
Разновидности асоциального поведения подростков
В это время многие подростки ведут себя девиантно, то есть, отклоняются от общих моральных норм, эти отклонения могут носить агрессивный, корыстный либо социально-пассивный характер.
Формы асоциального поведения подростков
Школьные психологи выделяют следующие виды девиантного поведения:
Конформное поведение, то есть склонность к появлению пассивных форм реагирования на длительное преодоление напряжения во время трудной ситуации. При конфликте такой подросток проявляет уступчивость, берет на себя лишние обязанности, не ощущая в себе сил для отказа.
Тормозимое поведение – разновидность проявления дезадаптации. Быстрые изменения в социальной среде может стать причиной возникновения чувства тревожности, пониженной самооценки, неверия в собственные силы, мнительности у подростка по поводу своего здоровья.
Ограниченное, то есть ведомое поведение, когда у подростка проявляется излишняя податливость по отношению к более сильным сверстникам. В трудных ситуациях подростки активно демонстрируют собственную беспомощность, некоторую долю упрямства, повышенную обидчивость, придерживаясь внешнего бесконфликтного поведения.
Причины нарушений поведения у подростков
Эгоцентричный вид поведения, когда подростки стараются активно вовлекать окружающих в собственные переживания, искусственно преувеличивая многие моменты конфликтной ситуации.
Конфликтно-возбудимый вариант девиантного поведения подростков, для них характерно упрямство, стремление навязать свою волю слабым сверстникам, пренебрежительное отношение к интересам окружающих. Такие подростки легко превращаются в отрицательного вожака, который способен вести свою агрессивную группу. Они начинают активно применять физическое принуждение к детям более слабым как в физическом, так и в моральном плане.
Конфликтная форма поведения – нарушение запретов
В этом возрасте некоторые подростки начинают вести себя асоциально, активно нарушая общепринятые нормы.
Такие действия зачастую могут быть уголовно наказуемы для подростка. Различают также деликвентные проступки детей, направленные на разрушение моральных норм, но не влекущие за собой уголовной ответственности по причине недостижения возраста ее наступления.
Агрессия у подростков часто принимает уродливые формы
К такой разновидности поведения относятся следующие:
- периодические побеги из дома, бродяжничество;
- выраженная агрессия, включая проявления вандализма;
- различные суицидальные действия;
- раннее употребление алкогольных либо наркотических веществ;
- ранние половые контакты и сексуальная девиация;
- мелкие кражи, различного рода хищения и вымогательства.
Поведенческие нарушения у подростков
Таковы основные виды поведения подростков, направленные на разрушение общепринятых принципов. Как помочь таким детям выбраться из этого замкнутого круга?
Условия возникновения агрессии
Что такое девиантное поведение?
Начнем с небольшого исторического экскурса. Термин «девиантное поведение» происходит от слова deviation, которое в большинстве европейских языков означает «отклонение». Первым понятия «девиантности» или «девиации» ввел в научный оборот французский философ и социолог Давид Эмиль Дюркгейм (1858-1917).
В центре его научного внимания была тема социальной интеграции в условиях быстро меняющихся устоев общества, что в полной мере наблюдалось в Европе во второй половине 19 столетия. Знаковой стала его работа «Самоубийство: социологический этюд», впервые вышедшая в 1897 году, переведенная на многие языки мира и выдержавшая множество переизданий [Э. Дюркгейм, 1994].
В этой книге рассмотрены разные аспекты суицидального поведения как отклоняющегося от общепринятых норм и базовых инстинктов. Кроме того, Эмиль Дюркгейм использовал определение «аномия» применительно к обществу в состоянии дезорганизованности и дезориентации, когда само понятие нормы становится размытым. Вполне логично, что в этом случае определить, что же является отклонением от нормы, намного сложнее, нежели в условиях стабильности.
Так или иначе, сегодня под девиантным понимается поведение человека, которое отклоняется от общепринятых и наиболее распространенных в данном социуме в данный момент времени общественных норм. Подразумевается адаптированное к требованиям общества и ожидаемое социальное поведение, и девиантное поведение, которое отклоняется от стандарта и общественных ожиданий.
Уточнение относительно того, что в разных сообществах могут быть различные понятия нормы, мы уже сделали в начале статьи. Условно говоря, нормы поведения среди членов ученого совета университета и общества анонимных алкоголиков будут заметно отличаться.
Изменение общественных норм с течением времени, думается, каждый может увидеть сам. Достаточно сказать, что в США, считающих себя образцом демократии, до 1967 года действовал официальный запрет на межрасовые браки, а нарушение запрета каралось тюремным заключением. Интересно, что в штате Алабама этот запрет был снят лишь в 2000 году. Почитать о перипетиях борьбы американцев за право любить друг друга независимо от цвета кожи вы можете самостоятельно [B. Cabell, 1999].
Этот пример мы привели исключительно для иллюстрации того, как понятие общественной нормы может измениться всего лишь за каких-то 50 лет. То, что когда-то было уголовно наказуемым преступлением, сегодня является само собой разумеющимся правом всех и каждого, которое обсуждать и ставить под сомнение даже не приходит в голову. А если придет, тогда сомнения подобного рода могут быть трактованы как нарушение закона и дискриминация по расовому признаку.
Неизменным остается другое: нарушение устоявшихся норм ведет к санкциям со стороны общества, начиная с морального осуждения и заканчивая тюремным заключением. Другими словами, не суть важно, что подразумевается под нормой. Важно то, что за нарушение можно оказаться за решеткой. До 1967 года в США за решетку отправляли за межрасовый брак, а сейчас – за отказ регистрировать однополые браки [ВВС, 2015]. Что сделали бы в США с судьей, которому пришло бы в голову отказаться регистрировать межрасовый брак, мы даже не беремся предположить.
Неизменным остается и традиционно негативный оттенок самого понятия «девиантное поведение человека», хотя «девиантное» означает всего лишь «отклоняющееся». И отклонения, как мы уже выяснили, могут быть в любую сторону. Например, у злоупотребляющих спиртными напитками родителей может вырасти целеустремленный сын, ведущий здоровый образ жизни, желающий получить образование и профессию. Но в этом случае его ждет непонимание, а то и осуждение со стороны родственников, недоумевающих, что это за блажь такая – высшее образование.
Тем не менее следует различить положительную и отрицательную девиацию:
- К отрицательной девиации относятся любые преступления и правонарушения, алкоголизм, наркомания, проституция, харассмент, неэтичное поведение, проявления психических отклонений в виде суицидальных наклонностей, нанесения самоповреждений и других.
- К положительной девиации относятся самопожертвование, героизм, альтруизм, трудоголизм, обостренное чувство жалости, выдающиеся таланты и способности, одаренность и т.п.
Форматы поведения, отнесенные к положительной девиации, безусловно, являются отклонением от нормы, потому что далеко не все люди обладают какими-то явными талантами, и мало, кто способен рисковать жизнью для спасения другого человека.
Различение положительной и отрицательной девиации имеет больше познавательный, чем прикладной аспект. Предметом научного и практического исследования в абсолютном большинстве случаев является именно отрицательная девиация как представляющая наибольшую потенциальную опасность. Исходя из всего вышеизложенного, мы можем выделить основные признаки девиантного поведения в контексте негативной девиации.
Признаки негативного девиантного поведения:
- Не соответствует принятым или официально установленным в данный момент времени в конкретном социуме нормам.
- Имеет устойчивый многократно повторяющийся характер.
- Вызывает негативный отклик со стороны окружающих или так называемые «социальные санкции».
- Может быть подвергнуто принудительной коррекции со стороны государства (тюремное заключение, принудительное лечение, прочие формы изоляции).
- Наносит ущерб лицу, допускающему девиантное поведение, и/или окружающим его людям.
- Сопровождается социальной дезадаптацией.
- Может иметь медицинские, социальные или психологические причины.
И, наконец, стоит очертить возрастные границы явления. Начиная с какого возраста поведение, не соответствующее общественным нормам, можно считать девиантным? Ясно, что младенец не может вести себя в соответствии с принятыми в социуме нормами. И в принципе не может осознавать себя, свое поведение и все происходящее вокруг.
Рассматривая девиантное поведение детей, эксперты обычно сходятся во мнении, что данный термин следует относить к детям, начиная со старшего дошкольного возраста, потому что раньше они в силу объективных причин не могут в полной мере осознавать последствия своих даже самых простых повседневных действий. До 5 лет девиации в поведении детей можно считать нормой [Ю. Жохова, 2017].
Поэтому, говоря о девиациях, мы будем иметь в виду детей от 5 лет и старше, подростков и взрослых людей. Как вы уже поняли, девиантное поведение в обществе может иметь самые разные причины и самые разные проявления. Поговорим об этом подробнее.
Важная психологическая помощь: советы родителям
Каким способом можно вытянуть подростков из этой пучины аморального поведения? Эти негативные виды поведения подростков нужно брать под контроль взрослыми, это задача для социальных служб.
Атмосфера дружелюбности в семье – это залог того, что у вашего сына либо дочери никогда не проявятся отрицательные типы поведения.
Проблемы в семье – частая причина агрессивности
Чтобы у детей в будущем не возникли подобные проблемы, необходимо с малых лет позаботиться об этом. Необходимо уделять внимание своему ребенку: дарите ему любовь и нежность сполна, никогда не употребляйте ругательные слова в их присутствии. С малышом нужно разговаривать на различные темы, делиться своими эмоциями и переживаниями. К мнению малыша нужно прислушиваться, станьте для него преданным товарищем, тогда только есть возможность избежать асоциальных форм поведения.
Мотивация для подростков – важный фактор устранения агрессивности
Огромное содействие в реабилитации девиантных подростков оказывают различные социальные службы, горячие телефоны доверия, региональные семейные консультации психологов. Чтобы оградить восприимчивых подростков от негативного влияния окружающего уголовного мира, в школах нужно проводить тематические классные часы. Задача каждого родителя – объяснить своему подрастающему подростку, что такое истинное добро и пагубное зло, что совершать нарушения закона – это очень плохо, наносить кому-либо ощутимый вред либо причинять боль слабым – просто недопустимо, а подобное поведение обязательно будет наказано.
Основные способы коррекции тревожности
Необходимо воспитать ребенка жизнерадостным оптимистом, быть для него ярким примером, постоянно напоминая ему о том, что жизнь – просто прекрасна, а темные моменты бывают практически у всех, но именно они вносят некое разнообразие в повседневную жизнь. Нужно донести ребенку, что даже непреодолимые трудности не являются поводом для самоубийства, ведь он еще такой юный и впереди его ожидает жизнь, наполненная интересными и радостными событиями.
Оставить комментарий
Причины девиаций
Отечественный психолог и социолог Игорь Семенович Кон среди ведущих причин девиаций детей и подростков выделил:
- проблемы подростка в школе;
- психические травмы;
- отрицательное влияние группы на несформировавшуюся личность;
- снижение самоуважения и низкую самооценку личности.
Таким образом, спровоцировать девиантное поведение детей и подростков могут следующие факторы и причины:
- неустойчивость психики, слабость процессов;
- завышенная или заниженная самооценка, неуверенность в себе, завышенные требования к себе (в том числе со стороны родителей и педагогов);
- проблемы в коммуникативной сфере, проблемы с социализацией в кругу сверстников;
- тяга к подражанию, зависимость от внешнего мнения;
- первичные девиации (многие формы отклоняющегося поведения возникают на фоне имеющихся);
- патологические поражения мозга в онтогенезе (травмы, заболевания, врожденные аномалии);
- включенность в молодежные субкультуры;
- неблагополучие семьи, зависимости родителей, отягощенная наследственность;
- наложение реакции эмансипации на реакцию группирования со сверстниками;
- низкий уровень культуры родителей и низкий уровень жизни семьи.
В последние десятилетия резко стал падать уровень физического, морального и духовного здоровья детей. В результате в развитии детей часто появляются проблемы, которые выражаются в отклонениях (девиациях) от общепринятых социальных возрастных ожиданий.