Депрессия у детей и подростков
Депрессия у детей — это психическое расстройство, которое проявляется следующим образом: плохим настроением (плаксивостью, капризностью), навязчивыми действиями (медлительностью движений), негативным мышлением, снижением аппетита. В детском возрасте депрессия редко соответствует классическим описаниям депрессии, поэтому не всегда удается выявить данное заболевание на начальном этапе.
Депрессии у детей проявляется по-разному, в зависимости от возраста ребенка и причин заболевания. Например, дети до трех лет могут страдать депрессией из-за поражения центральной нервной системы. Заболевание развивается в результате повреждений клеток мозга при перенесенных тяжелых заболеваниях, затрагивающих нервную систему, отягощенная наследственность. Также причиной депрессивного состояния ребенка может быть разрыв с матерью: физическое отделение, эмоциональное отчуждение, тяжелая семейная обстановка.
Причиной детской депрессии у детей дошкольного возраста нередко становится отношение родителей: применение физического и эмоционального насилия, переизбыток опеки и контроля/отсутствие вовлеченности в жизнь ребенка и равнодушие. Социальные отношения могут являться также источником стресса для ребенка.
У детей школьного возраста увеличивается учебная нагрузка, усложняются социальные взаимоотношения, у некоторых детей появляются трудности в выполнении поставленных целей.
Важно отметить, что депрессия – это многофакторное заболевание, которое зависит от биологических, генетических и психосоциальных причин. Существует классификация депрессии по продолжительности и полноте заболевания:
• депрессивная реакция;
• депрессивный синдром;
• депрессивное расстройство.
Симптомы депрессии у детей
Дети не могут оценивать свои эмоции и осознавать их, поэтому необходимо обращать внимание на соматические симптомы у ребенка, такие как головная боль, недомогание, нарушение пищеварения. При этом лабораторные анализы остаются без изменений.
При депрессивном состоянии эмоции у ребенка отличаются повышенной тревожностью, страхами темноты, одиночества. Маленькие дети плачут, кричат, паникуют, если уходит мама или они общаются с незнакомыми людьми, или находятся в новой обстановке. Дети могут испытывать затруднения при адаптации к детскому саду, у них могут появляться различные фобии и панические атаки (приступы учащенного сердцебиения, удушья, страха смерти).
У школьников младших классов депрессия проявляется поведенческими изменениями: замкнутостью и безразличием, пропадает интерес к общению и играм. Ребенок может жаловаться на скуку, а снижение интереса к жизни является явным признаком депрессии. У детей может быть заметен эмоциональный регресс: постоянно плачет, угрюм, озлоблен.
Как диагностировать депрессию у детей?
Для постановки диагноза необходимо исключить соматическую патологию, определить характер заболевания и точно выяснить причину заболевания.
Диагностика включает в себя комплексное обследование с использованием метода клинической беседы. Депрессия у детей до 4-хлетнего возраста выявляется методом исключения и определения факторов риска (пре- и постнатальных повреждений ЦНС, наследственности). Детям старше 3-4 лет проводят специальные психодиагностические методики. Психолог определяет эмоциональную сферу и особенности социальных взаимодействий ребенка.
Лечение депрессии у детей
В основу лечения депрессии лежит комплексный подход, который включает в себя: медикаментозную терапию, когнитивно-бихевиоральную терапию, семейную психотерапию.
Врачи Детского медицинского центра проводят:
- психологическую диагностику по вопросам развития, поведения и обучения детей;
- коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные и групповые);
- семейные психологические тренинги;
- занятия в нейросенсорной комнате.
Записывайтесь на прием к психотерапевту в Москве по телефону: +7 (495) 727-11-66.
Записаться на прием
Лечение детской депрессии
Диагностика детской депрессии происходит в процессе клинического интервью с психиатром или психотерапевтом, который специализируется на детском развитии. Психиатр может назначить медикаментозное лечение, которое поможет ослабить проявления некоторых симптомов и нормализовать настроение ребенка. Психотерапевт будет проводить работу с самим пациентом и его родителями с помощью методик когнитивно-поведенческой или динамической психотерапии. В отличие от взрослых, ребенку младшего школьного и дошкольного возраста довольно сложно объяснить, что его состояние – это заболевание, которое требует определенных действий и лечения. Лечение детской депрессии обычно происходит при помощи музыки, искусства, игр и спорта. Участвуя в играх, ребенок может проявить себя, а через искусство– воспринимать психотерапевтическую работу специалиста.
Зачастую родители не способны помочь ребенку справиться с депрессией, потому что сами являются причиной его состояния. Психотерапевт проводит работу с родителями и предоставляет им инструменты правильного взаимодействия с ребенком. На сеансах они узнают о методах психологической поддержки при подобных ситуациях, и учатся применять их на практике. Если родители идут навстречу, сотрудничают с психотерапевтом и соблюдают все рекомендации, большинство симптомов детской депрессии можно снять в течение месяца. Чем младше ребенок, тем быстрее происходит процесс лечения.
- Депрессия
Нормальное или депрессивное состояние
Ваш ребенок какое-то время может чувствовать грусть, быть подавленным, плакать. Это естественный и крайне необходимый нашей психике способ дать выход эмоциям.
Не стоит сразу же бежать к психоаналитику, если ребенок поругался с друзьями или целый день пролежал в кровати. Наблюдайте!
Беспокоиться нужно тогда, когда симптомы депрессии проявляются всё чаще. А в нормальном расположении духа ребенок пребывает всё реже. Грань между нормой и не нормой очень тонкая.
Депрессивная триада
В психотерапии существует симптомокомплекс под названием депрессивная триада — три основных проявления депрессии:
- Плохое настроение.
- Ухудшение качества и скорости мышления.
- Отсутствие двигательной активности (заторможенность, апатия).
Эти три симптома являются индикаторами состояния ребенка. Наблюдаете перегибы по одному или нескольким из них — обращайтесь к специалистам.
Диагностика
При подозрении на депрессию для точной диагностики стоит посетить врача-психотерапевта или психиатра. Диагностика основывается не только на видимых для обычного человека симптомах.
Врач при диагностике проводит сбор информации, которую берет непосредственно от ребенка, его родителей и учителей. Пациент проходит краткое психологическое тестирование. Используется шкала Бекка, шкалы Гамильтона и тесты Монтгомери-Асберг.
Самостоятельная диагностика не эффективна. Установление ребенку диагноза «депрессия» затруднено даже для специалистов. Причины в том, что симптомы очень изменчивы, неустойчивы, маскированы соматическими проявлениями. Детская замкнутость и печаль нередко ложно воспринимается за депрессию. И наоборот — депрессию воспринимают как замкнутость и грусть. Один или три симптома — не признак заболевания.
Если ребенок раздражителен или печален — это не говорит о депрессии. Проявления зависят также от характерологических особенностей личности, возраста.
Патогенез
Существуют биологические предпосылки формирования болезни, которые возможно проверить в медицинских условиях. Речь идет о дефиците нейромедиаторов в синапсах мозга (норадреналин, дофамин), о повышении уровня кортизола. Характерны нарушения секреции мелатонина. У пациентов обнаруживаются морфологические изменения в области миндалины, фронтальной коре мозга.
Большинство детей с депрессией переживают недостаток материнской любви. У многих перед началом заболевания присутствовали социальные и экономические перемены, острые стрессы. Заболевание чаще диагностируется у детей, которые до болезни уже были довольно интровертированы, тревожны, ранимы и невротичны.
Осложнения
Без медицинской помощи детская депрессия прогрессирует во взрослые формы расстройства. Симптоматика обостряется, возникают новые проявления. Нарушения все больше затрагивают соматическое состояние. В подростковый период внимание стоит уделить суицидальному поведению. Многие подростки с депрессией демонстрируют намерения навредить себе или убить себя. Это проявляется в настораживающих моментах:
- в разговоре заметно отсутствие надежд на будущее, веры в себя;
- нет заинтересованности в ранее любимых занятиях;
- безразличное отношение к себе или к родителям;
- грубые девиации в поведении;
- приготовления к суициду — написание прощальных записок, завещаний;
- аутоагрессия — нанесение себе увечий или увлечение опасными для жизни занятиями;
- увлеченность темой смерти;
- прямолинейные высказывания или угрожающие заявления о намерениях закончить свою жизнь суицидом.
Единственный перенесенный приступ депрессии — огромная вероятность повторения заболевания.
Кто находится в группах риска?
Причины развития депрессии у подростков различны и определяются индивидуально в каждой конкретной ситуации. Уязвимыми человека делают эмоциональные, социальные, а также физические факторы: насилие и жестокое обращение, социальный статус среди ровесников, семейное благополучие, успеваемость в школе или университете. Некоторые подростки подвержены более высокому риску депрессии.
Эта проблема касается детей с хроническими заболеваниями или другими психоневрологическими расстройствами, например, расстройствами аутистического спектра. В группе риска находятся подростки, ставшие родителями или вступившие в ранний брак, а также этнические меньшинства.
Что еще можно сделать
Родителям всегда кажется, что они делают недостаточно много для своих детей. Особенно если речь идет о лечении не самого простого психического расстройства. Детская депрессия — что еще вы можете сделать для своего ребенка:
Организуйте любимые занятия.
Во время терапии важно создать максимально комфортные домашние условия для ребенка. В силу его сложного на данный момент состояния, стоит отказаться от поездок, шумных праздников, изменения образа жизни.
Наоборот, вспомните то, что доставляло радость ребенку в прошлом. Например, пение в караоке, настольные игры, совместное приготовление еды, уход за питомцем. Вернитесь к этим занятиям.
Создайте пространство доверия.
Дети легче идут на контакт не во время так называемой доверительной беседы, а в процессе какой-либо совместной деятельности. Займитесь чем-то с ребенком и ненавязчиво поговорите. Не расспрашивайте с нажимом, а просто дайте возможность выразить свои эмоции, планы, страхи. Введите в привычку такое общение во время совместных занятий.
Не наказывайте за откровения.
Неудобную правду слышать трудно. Но если вы вышли на определенный уровень откровенного общения, терапия приносит результат, и ребенок решился рассказать вам о не самых приятных моментах из своей жизни, не предавайте его доверие. Откажитесь от порыва осудить, вычитать, наказать. Этими действиями вы лишь закроете бетонной стеной маленькую дверцу доверия, которая открылась перед вами.
Постепенно вовлекайте ребенка в социальное общение.
Если шумная компания пока что не вызывает у него энтузиазма, начните с малого. Общение даже с одним другом поможет постепенно вернуть ребенка к полноценному социальному взаимодействию с окружающими.
Верните в жизнь ребенка физическую активность.
Пешие прогулки, велопокатушки, спортивные игры, ролики или скейт — подойдет любая физическая нагрузка. Двигательная активность не только отвлечет от грустных мыслей, но и поможет снять мышечное напряжение.
Контролируйте увлечение гаджетами.
Залипание в телефоне само по себе негативно сказывается на детях, а в период депрессии может стать фактором, замедляющим выздоровление. Онлайн-игры и соцсети лучше оставить на потом — когда ребенок почувствует себя лучше.
Следите за питанием.
Доказано, что обилие углеводной пищи негативно сказывается на настроении. Подпитывайте энергетический баланс ребенка полезными продуктами: здоровыми жирами, качественными белками, свежими фруктами и овощами. Не забывайте о полезных вкусняшках.
Давайте ребенку достаточно времени на сон.
Если он спит — не будите. Если не может уснуть, включите спокойную музыку, дайте стакан теплого молока, посидите рядом. Полноценный сон — залог быстрого восстановления как физических, так и психических сил ребенка. При устойчивой бессоннице проконсультируйтесь с врачом на предмет приема мягких снотворных.
Классификация
Чтобы классифицировать депрессии, стоит ознакомиться с рубриками МКБ-10:
- F93.0 «тревожное расстройство на фоне разлуки» — тревога по отношению к тому человеку, к которому ребенок привязан и с которым его разлучили;
- F93.1 «фобическое расстройство» — страхи, не соответствующие определенной возрастной фазе, патологический уровень тревожности;
- F93.2 «социальное тревожное расстройство» — проблемы в социальном взаимодействии, высокий уровень стеснительности и зажатости при общении с незнакомыми людьми, но отсутствие таких показателей при взаимодействии с членами семьи;
- смешанные варианты патологии – присутствие симптомов всех трех категорий.
Тревожное расстройство первого типа выражается в беспокойстве ребенка о возможных несчастных случаях, связанных с человеком, с которым произошла разлука. Характерно нежелание посещать школу вследствие страха расставания. Наблюдается страх одиночества, ночные кошмары по теме разлуки.
При социальном тревожном расстройстве на первый план выходит нарушение социальных взаимодействий. Отмечается наличие дистресса и дискомфорта в тех ситуациях, когда ребенок поневоле участвует в социальных мероприятиях. Он начинает плакать, его речь спутана, отсутствует спонтанная речь. Симптоматика не уходит на протяжении минимум 4-х недель. При этом заболевание не прогрессирует как грубое нарушение эмоций или поведения, отсутствуют характерные симптомы ПТСР или других заболеваний.
Я подросток, и прямо сейчас размышляю о том, чтобы совершить самоубийство
Обязательно поговорите с кем-нибудь! Если негативные чувства становятся настолько невыносимыми, что вы не можете найти никакого другого решения, кроме как причинения себе вреда, вам необходима немедленная помощь! Мы понимаем, что решение обратиться за ней может даваться вам нелегко, но это правда очень важно! Нужно, чтобы вы обратились к кому-то, кому доверяете, например, к другу, члену семьи, учителю. Если вам не с кем обсудить свою проблему, поделитесь с нашими специалистами готовыми выслушать — позвоните по горячей линии:
- 8 800 2000 122 — телефон горячей линии для психологической помощи детям, подросткам и их родителям, круглосуточно.
- 8 центр экстренной психологической помощи МЧС.
- 8 детский телефон доверия департамента образования Москвы, круглосуточно.
- 051 с городского или +7 495 051 (МТС, «МегаФон», «Билайн», Tele2) — телефон неотложной психологической помощи Московской службы психологической помощи населению.
- 8 горячая линия для подростков и их родителей в Санкт-Петербурге.
Не забывайте также о телефонах скорой медицинской помощи (103) и экстренных оперативных служб (112). В какой бы ситуации вы ни находились, помните, что есть другое решение, даже если вы не видите его прямо сейчас. Наличие мыслей о причинении вреда себе или другим людям не делает вас плохим человеком. Болезнь может заставить думать и чувствовать вещи, которые ранее были несвойственны. Если ваши чувства не поддаются контролю, постарайтесь подождать еще 24 часа, прежде чем предпринять какие-то действия, а в течение этого времени не изолируйте себя и обязательно поговорите с кем-нибудь.
Теги:
- Депрессия
- Дети
- Подростки
- Психика
Чтобы оставить комментарий — необходимо быть авторизованным пользователем