Алалия признаки, симптомы и лечение сенсорной и моторной алалии.


Основные причины

Причинами заболевания могут стать:

  • Патология внутриутробного развития: перенесенные заболевания матери, травмы;
  • Генетическая предрасположенность;
  • Осложнения во время родов: гипоксия, инфицирование;
  • Травмы головы;
  • Отравления токсическими веществами.

Факторами риска развития моторной алалии могут быть частые заболевания у детей первых лет жизни, проведение оперативных вмешательств под общим наркозом, недостаточность речевых контактов, а так же педагогическая запущенность.

Классификация патологии

Врачи разработали несколько типологий алалии, характеризующих основные виды и формы этого заболевания. Наибольшее распространение получила классификация, предполагающая наличие экспрессивного, импрессивного и смешанного типов недоразвития речи у детей.

Экспрессивная (моторная) форма патологии развивается из-за поражения речедвигательного анализатора, расположенного в корковом отделе мозга. Ребенок понимает чужую речь, но не способен воспроизводить собственную.

Импрессивный (сенсорный) тип заболевания обусловлен поражением речеслухового анализатора, располагающегося в корковом отделе мозга. Пациент сохраняет возможность восприятия звуков, но не понимает речь окружающих людей и не способен к формированию собственной речи.

Смешанные виды ОНР предполагают наличие у ребенка признаков экспрессивного и импрессивного расстройств.

Симптомы

Для моторной алалии характерно наличие как неречевых, так и речевых симптомов. К неречевым проявлениям патологии, в первую очередь, относятся такие двигательные нарушения, как недостаточная координация движений, неловкость, слабое развитие моторики пальцев рук.

Моторная алалия у ребенка также может сопровождаться трудностями в формировании навыков самообслуживания, таких как зашнуровывание обуви или застегивание пуговиц. Также в выполнении точных мелких движений кистями и пальцами рук: складывание паззлов, конструкторов и мозаики.

Также у детей с моторной алалией нередки расстройства памяти, восприятия, внимания, эмоциональной и волевой сфер личности. Отмечается как гиперактивное, так и гипоактивное поведение. Наблюдается быстрая утомляемость и сниженная работоспособность. Кроме того у пациентов с алалией часты нарушения движений мускулатуры лица, повышенная раздражительность и агрессия, плохая адаптация к условиям окружающего мира.

Из речевых симптомов моторной алалии у больных отмечаются:

  • ошибочная замена звуков в словах другими;
  • выпадение звуков из слова;
  • устойчивое повторение слова или фразы;
  • ограничение словарного запаса;
  • объединение слогов разных слов;
  • замена слов на сходные по смыслу или звучанию;
  • выпадение из фразы предлогов, неправильное согласование слов во фразе.

Словарный запас пациента с алалией значительно беднее возрастной нормы. Больной с трудом усваивает новые слова, активный словарь состоит в большей степени из слов и фраз повседневного обихода. Недостаточный словарный запас может приводить к неправильному пониманию значения слова, неуместному употреблению слов.

Пациенты с алалией, как правило, изъясняются простыми короткими предложениями, что приводит к грубому нарушению формирования связной речи у ребенка. У больных возникают сложности в определении причины и следствия, главного и второстепенного, временных связей, передаче смысла событий, последовательного их изложения.

В некоторых случаях при моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания, лепетные слова, употребление которых сопровождается активной мимикой и жестикуляцией.

Признаки моторной алалии у детей

Симптомы разнообразны по выраженности: от небольших трудностей, которые практически не мешают обычной жизни, до полного отсутствия разговорной речи. Страдает как фонетико-фонематическая, так и лексико-грамматическая составляющая.

В раннем возрасте патология характеризуется бедными речевыми реакциями. У ребенка 2 лет может совсем отсутствовать лепет. Дети для общения активно используют жесты, звукоподражание, примитивный лепет.

У ребенка только в 3 года или чуть позже появляются первые слова. И при этом он путает звуки, заменяет их, пропускает. Может повторять слоги или отдельные звуки, соединять неподходящие друг другу слоги из разных слов.

У ребенка 4 лет запас слов бедный, фразы непонятные, неправильно составлены. И в дальнейшем он в основном пользуется именами существительными, игнорирует союзы, предлоги, очень редко применяет прилагательные, глаголы, наречия, служебные слова. Слова не согласуются по падежам, числам, родам и времени. Он делит слова при разговоре, говорит медленно.

Малыш не может повторять звуки за взрослым, не говоря о фразах. Не может соотнести слово и ситуацию, поэтому употребляет слова неправильно.

При этом ребенок понимает обращенную речь: он может выполнить просьбу или ответить жестом.

Наблюдаются также симптомы психологических и неврологических нарушений. Такие дети, как правило, не отличаются активностью. Спокойно относятся к своему состоянию. В целом они неуклюжи, у них плохая координация движений, мелкая моторика. Например, им сложно вдеть нитку в иголку, взять мелкий предмет и переложить его.

Страдает внимание, память, мышление. У деток неустойчивый эмоциональный фон, они плаксивы, что еще больше затрудняет общение с окружающими. Могут быть нарушения сна и аппетита.

Диагностика

Для диагностики моторной алалии необходимо обследование ребенка детским оториноларингологом, неврологом, логопедом, психологом.

При проведении логопедического обследования ребенка значительное внимание уделяется сбору перинатального анамнеза и особенностям раннего развития пациента. Для постановки диагноза моторной алалии необходимо оценить желание ребенка говорить, определить наличие затруднений в повторении услышанного, слуховое восприятие, активное использование мимики и жестов, восприятие и понимание речи, наличие эхолалии. Кроме того, отмечается уровень активного и пассивного словарного запаса, слоговая структура слов, произношение звуков, грамматический строй речи и фонематическое восприятие.

Для оценки выраженности повреждения головного мозга может потребоваться проведение электроэнцефалографии, эхоэнцефалографии, магниторезонансной томографии головного мозга, рентгенологического исследования черепа. Для дифференциальной диагностики с сенсорной алалией и тугоухостью применяют аудиометрию, отоскопию и некоторые другие методы исследования слуховой функции. Требуется дифференциальная диагностика с дизартрией, аутизмом, олигофренией, задержкой речевого развития.

Профилактика

Исходя из причин развития алалии, можно назвать общие профилактические меры профилактики в разные периоды беременности, развития плода и ребенка:

  • Подготовка к беременности (обследование, лечение хронических заболеваний, заболеваний, передающихся половым путем, прием витаминно-минеральных комплексов, здоровый образ жизни).
  • Благоприятное протекание беременности, для чего важно ведение здорового образа жизни, постоянное наблюдение в женской консультации, выполнение рекомендаций по приему витаминных комплексов для беременных и комплекса упражнений для беременных.
  • Минимизировать возможность заражения при беременности инфекционными заболеваниями.
  • Грамотное ведение родов.
  • Кормление грудью.
  • Избегать травмирования малыша (травмы головы).
  • Защита ребенка от инфекций.
  • Физическое развитие ребенка (плавание с месячного возраста, гимнастика, массаж).
  • Интеллектуальное развитие ребенка, что достигается играми с ним, чтением, постоянным общением.
  • Поддерживать благоприятную психологическую обстановку в семье.
  • Вовремя начать работу с логопедом при малейших отклонениях речевого развития.
  • Упорно заниматься с ребенком дома для профилактики задержки интеллектуального развития.

Лечение

Лечение моторной алалии комплексное. Формирование речевых навыков проводится на фоне медикаментозной терапии, основной целью которой является стимуляция созревания мозговых структур.

Пациентам назначаются ноотропные лекарственные средства, витаминные комплексы. Эффективны электрофорез, магнитотерапия, лазеротерапия, дециметроволновая терапия, транскраниальная электростимуляция, иглорефлексотерапия, электропунктура, гидротерапия.

Немаловажная роль при лечении моторной алалии отводится развитию общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики ребенка, а также памяти, мышления, внимания.

Логопедическая коррекция моторной алалии включает работу со всеми аспектами речи и включает не только занятия с логопедом, но и регулярные специально подобранные упражнения в домашних условиях. При этом формируется активный и пассивный словарный запас ребенка, ведется работа над фразовой речью, грамматикой, звукопроизношением, развивается связная речь.

Хороший результат обеспечивают логопедический массаж и логоритмические упражнения. При моторной алалии рекомендуется рано начинать обучать детей грамоте, так как чтение и письмо помогают контролировать устную речь и лучше закреплять усвоенный материал.

Прогноз и профилактические меры

Врачи настаивают на раннем начале коррекции ОНР — до достижения ребенком четырехлетнего возраста. При моторном типе патологии пациент сохраняет высокие шансы на полное выздоровление. В остальных случаях прогноз остается неопределенным.

Акушеры и педиатры не разработали специфических мер по профилактике алалии у детей в пренатальный и постнатальный периоды. Врачи рекомендуют беременным девушкам соблюдать стандартные протоколы безопасности: избегать переутомления, значительных физических нагрузок, стрессовых ситуаций и травм.

Занятия в клинике

Вылечить алалию можно в специализированных клиниках. Такой способ является одним из самых эффективных, так как с детьми занимаются по специально разработанной методике:

  • развитие когнитивной функции;
  • формирование морфологического и звукового анализа;
  • восстановление смысловых сторон речи и прочее.

В таких клиниках можно получить консультацию врача-логопеда, невролога, психоневролога, психиатра. Они смогут дать советы по лечению, питанию и диете ребенка во время заболевания. В этом случае питание должно быть дробным и правильным; ребенку нужно есть больше овощей и фруктов, а также нежирные сорта мяса: курица, индейка, кролик, говядина.

Прогноз

При сенсорной, моторной, а также смешанной форме алалии, необходима комплексная работа. Чем раньше начнутся коррекционные занятия (рекомендованный возраст составляет 3-3,5 года), тем выше будет их эффективность. Ключевую роль играет всесторонний подход – с ребенком должны работать сразу несколько специалистов, включая нейропсихолога, невролога, логопеда, логоритмиста. Системные занятия помогут воздействовать на компоненты речи, постепенно устраняя имеющиеся нарушения, формируя речевые процессы и развивая психические функции.

В нашем Центре Неврологии и Педиатрии ребенок предварительно проходит полное обследование у нескольких специалистов: детского невролога, нейропсихолога, педиатра развития. Динамика коррекционных занятий постоянно отслеживается и оценивается на еженедельных консилиумах. Мы сочетаем совместную работу команды специалистов и индивидуальный подход к каждой семье, всегда выделяем время для общения родителей с врачами и логопедами (дефектологами), для достижения нужных результатов.

Возможные психические нарушения

Моторная алалия сопровождается различными отклонениями, которые затрагивают различные сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром. Ребенок с таким нарушением бурно на все реагирует, часто плачет и впадает в истерику, не желает иметь какие-либо контакты с окружающими. Также у него:

  • более медленно протекают мыслительные процессы;
  • нарушена память;
  • наблюдается ухудшение концентрации внимания;
  • присутствуют зрительно-пространственные нарушения.

Такие дети хуже учатся, им тяжелее запоминать какие-либо факты, так как они часто отвлекаются и не могут сосредоточиться.

Список источников

  • Зинченко С. Н., Чурсина Л.В., Бузян Т.В., Микитенко Е. В. Нежелательные эффекты в развитии детей с речевыми нарушениями // Современная педиатрия. – 2014. – № 5. – С. 44.
  • Детская психоневрология / под ред. Булаховой Л. А. – К.: Здоровье, 2001. – 486 с.
  • Чутко Л. С., Ливинская А.М. Специфические расстройства речевого развития у детей: учебно-методическое пособие. ― СПб, 2006. ― 48 с.
  • Белоусова М. В., Прусаков В. Ф., Уткузова М.А., Гамирова Р.Г. Перинатальные факторы в генезе речевых нарушений у детей // Практическая медицина. ― №1 (66). — С. 117-121.
  • Детская психоневрология / под ред. Булаховой Л. А. – К.: Здоровье, 2001. – 486 с.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]