Моторная и сенсорная алалия: что это, симптомы, виды

Алалия – это недостаточность (дефицитарность) речи, не связанная с соматическими нарушениями слуха или интеллекта. Возникает на фоне поражения речевых долей мозга во время родов или в дородовой период.

Самые тяжелые степени заболевания проявляются полным отсутствием речи или бессвязным лепетанием. Для легкой степени нарушения характерны трудности при освоении навыков письма и чтения, ограниченный словарный запас и прочие отклонения в использовании речевых конструкций.

Причины и факторы риска

Дети с моторной алалией обычно рождаются с этой патологией. Причинами чаще всего бывают различные травмы и патологические процессы, которые возникают во время внутриутробного развития ребенка. Во время вынашивания навредить могут:

  • алкоголь;
  • резкие скачки гормонального фона;
  • инфекции;
  • падения и травмы;
  • отслоение плаценты;
  • депрессия, постоянный стресс.

Могут стать причинами алалии и проблемы в первые годы жизни ребенка. Поражение головного мозга вызывают:

  • слабые схватки и неудачные роды;
  • проблемы с дыханием сразу после рождения, из-за которых мозг не получает достаточно питания;
  • сильное переохлаждение новорожденного.

Также заболевание может сформироваться после перенесенной краснухи, менингоэнцефалита, сильных травм и ушибов головы и из-за соматических патологий.

Клиническая картина и особенности поведения детей

Детей с моторной алалией отличают по следующим признакам:

  1. Сохранный интеллект. Ребенок нормально обучается, понимает жесты, распознает картинки, узнает знакомых людей.
  2. Неправильное использование голоса. Малыш может говорить слишком громко или слишком тихо.
  3. Неверное произношение слов и предложений (ребенок не говорит, а, скорее, лепечет), при этом звонкие и мягкие согласные звучат правильно.
  4. Малыш не реагирует на вопросы, затрудняется с ответом.

Существует и более тяжелая форма алалии: при ней ребенок понимает обращение, но не говорит вообще.

Помимо проблем с речью ребенок может проявлять и другие типичные симптомы, например, у малышей часто наблюдается быстрая утомляемость, особенно во время обучения. Нередка излишняя активность, которая перемежается периодами усталости. У многих детей наблюдается либо сильная заторможенность, либо сильная расторможенность — зависит от особенностей травмы.

Важно! Алалия не возникает вследствие стресса или тяжелых событий в жизни. Ее причина — поражение головного мозга, а не страхи или психологическая травма.

Формы алалии

Существует несколько форм моторной алалии. Принято выделять моторный и сенсорный вид заболеваний. В первом случае ребенок не может говорить, во втором — не понимает обращенную к нему речь. Иногда возникает смазанная симптоматика, в этом случае врачи ставят диагноз «смешанная алалия».

Алалия — это повреждение мозга, из-за которого ребенок не говорит

Моторная алалия

Моторная (экспрессивная) алалия — это заболевание, при котором у ребенка поражена часть мозга, отвечающая за воспроизведение речи. Она находится в левом полушарии. При нормальном развитии новорожденный сначала усваивает неречевые шумы: природные, технические, предметные. Они усваиваются правым полушарием и становятся базой для активного речевого развития.

Задача левого полушария — отфильтровать из собранных правым полушарием звуков признаки речи. Неречевые звуки проходят через мозолистое тело из одного полушария в другое и превращаются в звуки речи. Это формирует речевую базу и позволяет ребенку научиться говорить. Но дети с моторной алалией не могут видоизменить неречевые звуки — у них поврежден участок мозга, отвечающий за эту функцию.

В зависимости от силы повреждения малыш может различать звуки и усваивать их смысловые связи, но при этом у него не выходит сформировать артикуляционные движения. Если повреждения мозговой коры и левого полушария не сильные и сохранны моторные зоны, можно восстановить эту способность.

В зависимости от локализации проблем, моторная алалия может принимать две формы:

  • эфферентная. Возникает при поражении премоторной коры (задняя треть нижней лобной извилины, центр Брока). Из-за нее у ребенка появляется неспособность к формированию серии движений: он произносит отдельный звук, но не может сказать группу звуков. Симптом — искажение слоговой структуры слова, застревание на одном слоге;
  • афферентная. Возникает при поражении постцентральной зоны коры головного мозга (нижний теменной отдел левого полушария). Оно вызывает расстройство чувств артикуляционной позы: ребенок не понимает, открыт у него рот или закрыт, в каком положении находятся язык и губы, есть ли вибрация голосовых связок. Это приводит к неправильному произношению некоторых звуков. Также малыш избегает говорить слишком сложные в плане артикуляции звуки, поэтому часто пропускает или заменяет их на другие.

Оба вида моторной алалии лечатся комплексом мер, которые включают как медикаментозную терапию, так и логопедические занятия.

Симптомы моторной алалии

Симптомами моторной алалии называют:

  • полное отсутствие речи после 3 лет жизни (до этого врачи ставят диагноз «задержка речевого развития»);
  • неврологическая симптоматика: быстрая утомляемость, односторонний птоз века, бегающие зрачки, расстройство пальцевой моторики, сложность с определением частей, цифр, сторон (лево-право);
  • психопатологическая симптоматика: отклонения в слуховом внимании, конкретность мышления, слабость внимания, недоразвитие эмоциональной и волевой сферы, лабильность настроения, излишняя доверчивость или сильная раздражительность;
  • нарушение осанки и астеничность, проблемы с координацией движений, леворукость из-за слабости правой руки, гиперактивность или малоподвижность;
  • речевые признаки: нарушение произношения всех групп звуков, неспособность правильно произнести слова, фразы, неправильное использование высоты и силы голоса, обедненная лексика, грубые нарушения грамматики (особенно часто используются инфинитивы вместо форм глаголов);
  • несоответствие активного и пассивного словаря — очень яркий симптом. Ребенок понимает слово, способен истолковать его смысл, но не может произнести его.

Ранняя диагностика данного заболевания позволяет вовремя начать лечение и сделать его более эффективным. Если вы заметили один или несколько симптомов, не откладывайте посещение врача.

Диагностика и лечение моторной алалии

При моторной алалии большое внимание уделяется диагностике. Проблема в том, что эту болезнь можно легко перепутать с другими нарушениями речи. Обследование должно включать:

  • сбор анамнеза, если это возможно. Он позволяет определить причины патологии;
  • прохождение различных исследований. Часто назначаются: ЭЭГ, эхоэнцефалография, исследование слуховой функции – отоскопия, аудиометрия; рентгенография черепа, МРТ головного мозга;
  • консультации ЛОРа, психоневролога, невропатолога, психолога;
  • динамическое обследование, которое начинается после коррекционной работы: специалист смотрит на динамику развития речи и уточняет диагноз.

Детей с моторной алалией необходимо лечить сразу несколькими методами. При грамотном подходе можно вернуть ребенка к речевой норме за 2-3 года. Для этого необходимо:

  1. Принимать такие препараты, как «Пирацетам», «Ноотропил», «Пантогам», «Церебролизин», «Актовегил» и др.
  2. Посещать физиотерапевтический кабинет. Часто назначают электрофорез, магнито- и лазеротерапию, ИРТ, водолечение, электропунктуры.
  3. Работать с мелкой моторикой рук, развивать память и мышление.
  4. Формировать словарь, заниматься логоритмическими упражнениями, стимулировать речевую активность.

Очень важно правильно подобрать препараты с учетом степени повреждения головного мозга. Также лечение должно проходить у опытного логопеда, который уже знаком с проблемой и знает, как с ней работать. Избегайте народных методов: они малоэффективны и просто тратят ваше время.

Возможные осложнения и последствия

Если упустить время и не лечить детей с моторной алалией, у них в последующем могут возникнуть значительные проблемы. Самые частые последствия:

  • появление дисграфии и дислексии, когда ребенок не может правильно писать или воспринимать написанный текст;
  • возникновение заиканий и других нарушений работы артикуляционного аппарата;
  • появление и усиление речевого негативизма (осознанный отказ от речи, когда ребенок не хочет использовать слова вообще).

Осложнения значительно затрудняют интеграцию ребенка в общество и снижают его возможности обучения.

Речевой негативизм может быть следствием и других факторов. Например, дикцию нарушают кривые зубы. Читайте об этом подробнее здесь: Причины, опасность и лечение кривых зубов у детей и взрослых.

Прогноз

Прогноз и улучшения, которые наблюдаются во время лечения детей с моторной алалией, очень сильно зависят от степени повреждения мозговых структур. Во многом наш организм способен компенсировать некоторые нарушения, но это при обширных поражениях это невозможно. Также влияет возраст начала лечения, т. к. чем старше человек, тем меньше шансов восстановить речевую функцию.

Болезнь имеет благоприятный прогноз: через 2-3 года регулярных занятий ребенок дойдет до языковой нормы, компенсирует нарушения и избавится от большинства симптомов.

Профилактика

Профилактику алалии необходимо начинать еще во время беременности. В этот период необходимо избегать факторов, которые могут повредить центры речи в головном мозге ребенка или стать причиной недостаточного их развития. Также нельзя отказываться от грудного вскармливания без веских причин, регулярно проводить обследования малыша и заниматься комплексным развитием ребенка.

Панацеи, волшебного способа, который с гарантией спасет от развития моторной алалии, не существует. Но правильный подход к вынашиванию и воспитанию малыша поможет упростить диагностику в начале жизни и сделать более эффективным последующее лечение.

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия является следствием поражения коркового конца слухоречевого анализатора (Вернике центр) и его проводящих путей. Из-за этого повреждения ребенок «не слышит» слова окружающих, несмотря на хороший слух и способность к развитию активной речи. Собственная речь у ребенка отсутствует полностью, а если и развивается, то останавливается на уровне лепетных слов. Малыш может повторить только что услышанное слово и запомнить его на некоторое время. Отсутствие способности распознавать звуки приводит к тому, что ребенок не понимает речи вовсе.

Методы диагностики и симптоматика

Диагностика проводится теми же методами, что и для детей с моторной алалией: ребенку необходимо пройти ЭЭГ, рентгенографию черепа, МРТ головного мозга, отоскопию и др. Для уточнения диагноза следует посетить невролога, логопеда, психолога, отоларинголога.

Диагноз ставится, когда наблюдается сразу несколько следующих симптомов:

  • речь активная, дети «разговаривают» много и с нормальными интонациями, но при этом фразы непонятны для окружающих, потому что состоят из обрывков слов и бессмысленных звукосочетаний;
  • не формируются связи между слышимыми и произносимыми словами, названия предметов не закрепляются за ними;
  • ребенок запоминает слово после 20-25 повторений при нормальных 3-5 у здорового малыша;
  • наблюдается отсутствие контроля за собственной речью;
  • неврологические и психические симптомы проявляются в повышенной возбудимости, слабых проявления эмоционально-волевой сферы и вторичной задержкой умственного развития.

Нередко у детей с сенсорной алалией проявляются нестандартная работа слуха. Они хорошо слышат любые звуки, но быстро от них устают, поэтому могут перестать воспринимать громкие звуки (истощение слуховой функции). Одинаковые по частоте и громкости эффекты ребенок может воспринимать по-разному: то слышать их, то не слышать. Чем больше интервал между звуками/словами, тем лучше ребенок их распознает.

Коррекционная работа логопеда

Важно понимать, что главная задача логопеда при работе с алаликом — включить сохранные каналы речевой деятельности и заставить их активно работать. Для этого существует множество приемов, правильно применять которые может только специалист. Родители не могут заменить логопеда.

Занятия с логопедом при алалии очень важны

Способы лечения

Сенсорную алалию чаще всего лечат в первую очередь медикаментами. Но это не совсем правильный подход: необходимо комплексное влияние. Этапы лечения следующие:

  1. Подбор препаратов. Они нужны для улучшения мозгового кровообращения и коррекции поведения (если ребенок слишком пассивен или слишком активен). Можно заменить влияние таблеток традиционной китайской медициной, но для этого требуется поездка в Китай. В России такое лечение предлагают в основном шарлатаны.
  2. Работа с психологом. Причем она нужна не только ребенку, но и семье. Очень важно правильно построить общение между всеми вовлеченными в лечение людьми.
  3. Работа с логопедом. Логопед является основным специалистом, который подтверждает диагноз и начинает лечение. Очень важно найти хорошего врача.
  4. Поиск мотивации. Занятия большинству детей даются сложно, поэтому важно, чтобы в семье поддерживали успехи малыша.
  5. Формирование привычки заниматься дома. Важно, чтобы родители пришли к пониманию, что лечение не заканчивается за порогом кабинета логопеда. Дома необходимо создать условия для занятий, закупить или одолжить дидактические материалы, научиться их правильно применять и просить у логопеда домашнее задание. Также важны творческие занятия на развитие мелкой моторики: рисование, лепка и т. д. Возможно подключение дополнительных нестандартных методик: иппотерапии, дельфинотерапии и т. д.
  6. Преодоление речевого негативизма и формирование правильной языковой среды.
  7. Развитие моторики за счет активных игр, музыки, танцев, логоритмических занятий.

Чем больше вариантов активностей в лечении вы подключите и лучше условия создадите, тем больше шанс справиться с болезнью.

Методика выполнения массажа

Нередко при алалии рекомендуют делать специальный логопедический массаж. Он необходим не для развития органов артикуляции, а для того, чтобы ребенок начал лучше их чувствовать. Но часто массаж не требуется вовсе: нарушение речи нередко вызвано не проблемами с артикуляционным аппаратом, а иными факторами.

Самостоятельно массаж проводить нельзя: это должен делать специалист, который прошел специальное обучение и знает особенности работы с пациентами. Также массаж противопоказан при увеличении лимфоузлов, вирусных или бактериальных заболеваниях ротовой полости, болезни крови и сосудов и в некоторых других случаях.

Режим тишины при коррекции сенсорной алалии

Существует особая методика, которая помогает повысить восприимчивость к звукам у ребенка. Она заключается в создании определенных условий жизни. Логопед рекомендует родителям организовать тихий час и день отдыха слуха с определенной регулярностью. В детской комнате для этого устраняются лишние звуки: телевизор, компьютер, планшет. Также в это время взрослые не должны разговаривать с ребенком.

Режим тишины перемежается режимом интереса. Ребенок перестает убегать от надоевших звуков и начинает изучать их. Логопед помогает малышу определять предмет звучания и распознавать речь. Также специалист обращает внимание ребенка на различные эмоциональные реакции, помогает их скопировать и проявить при необходимости.

Прогноз и профилактика

Хотя при моторной алалии прогноз более благоприятный, родителям детей с сенсорной формой не стоит сдаваться. Здесь также сильное влияние имеет степень поражения мозга. Обязательно пройдите все возможные варианты диагностики и подберите препараты, помогающие организму компенсировать утраченные функции.

Коррекционная работа логопеда

Вся коррекционная работа должна проводиться последовательно и комплексно. Лечение проводится в несколько этапов определенной последовательности.

Этап первый

Обучение отвлеченным шумам, не связанными с речью. Это может звук колокольчика, погремушек и других предметов. Звуки должны иметь различную тональность, тембр, громкость.

Этап второй

Обучение отдельным буквам и звукам. Малыш должен научиться понимать и проговаривать простейшие звуки, состоящие из отдельных букв, например, «ррррр».

Этап третий

Обучение проговаривать слога, простейшие слова.

Этап четвертый

Научить проговаривать слова. Происходит обучение в составлении простых словосочетаний и фраз.

Этап пятый

Наращивание активного и пассивного запаса, усложнение речевых оборотов.

Выводы. Советы специалиста

Дети с моторной алалией имеют шанс на нормальную жизнь, если родители не пустили все на самотек. Определить заболевание можно в возрасте 3 лет, когда проблема вполне поддается коррекции. В первую очередь необходимо поставить диагноз и подтвердить его у нескольких врачей. Так, свое заключение должен дать сурдолог, ведь алалия во многом похожа на обычную глухоту.

Лечение заболевания обязательно должно быть комплексным. Во время диагностики определяется его причина и назначается курс. После ребенку необходимо давать лекарства, посещать физиотерапевтический кабинет, занятия по общей ручной моторике и др. Немалую роль играет стимулирование речевой активности с логопедом.

Помните, что прогноз при алалии хотя и зависит от степени поражения головного мозга, но определяется правильным лечением. Своевременное определение проблемы и использование всех доступных метолов терапии нередко позволяет полностью устранить моторную алалию и значительно ослабить влияние сенсорной алалии на жизнь ребенка.

Лечение

Лечение алалии требует комплексного подхода. Первое что необходимо сделать — это точно подтвердить диагноз у речевого невролога. При соответствии неврологических нарушений и их подтверждении рядом функциональных исследований, задачей которых является оценка проводимости слуховых нервов, больному назначается медикаментозная терапия.

Работа речевых неврологов нашего центра основывается на экспертных терапевтических протоколах, они с большой осторожностью назначают детям медпрепараты, стараясь выбрать из них те лекарства, применение которых не повлечет за собой неприятных побочных эффектов.

Одновременно с приемом медикаментов выстраивается и индивидуальный для каждого маленького пациента коррекционный маршрут, этой деятельностью занимается отделение лечебной педагогики центра. Лечение алалии требует обязательного участия в процессе нейропсихолога и логопеда—реабилитолога.

Также для повышения терапевтического эффекта центр использует применяемый в Европе стандарт нейрореабилитации. Данный неинвазивный терапевтический метод помогает восстановить нервные связи в коре головного мозга больного.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]