Понятие педагогического общения
Определение 1
Педагогическое общение – это профессиональное общение, осуществляемое педагогом с учащимися (воспитанниками) во время воспитательно-образовательного процесса и за его пределами.
Значимость педагогического общения заключается в том, что оно направлено на создание благоприятного психологического климата в детском коллективе, оптимизацию педагогического процесса, установление положительных отношений между педагогом и детьми.
По своему содержанию педагогическое общение – это многоплановый процесс установления и развития коммуникации, взаимодействия и взаимопонимания между детьми и педагогом. Направление данного процесса зависит от цели и содержания совместной деятельности.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
В рамках педагогического общения реализуются следующие стороны:
- коммуникативная, обеспечивающая обмен информацией и фактами между участниками общения;
- интерактивная, направленная на организацию эффективного взаимодействия между педагогом и детьми;
- перцептивная – ориентирована на восприятие друг друга участниками педагогического процесса.
Замечание 1
Таким образом, педагогическое общение должно быть организовано так, чтобы не быть тяжелым бременем для педагога и детей, а идти естественно и непринужденно.
Стиль общения и его виды
Стиль общения
Это устоявшаяся система способов и приемов, которые использует учитель при взаимодействии.
Отношение к ребенку детерминирует организаторскую деятельность учителя, определяет общий стиль его общения, который может быть авторитарным, демократическим и либеральным.
Авторитарному стилю присуща диктатура, которая превращает одного из участников коммуникативного взаимодействия в пассивного исполнителя, подавляет его самостоятельность и инициативу. Авторитарный учитель самовольно определяет направленность деятельности группы. Это тормозит инициативу, подавляет учеников.
Главные формы взаимодействия при таком стиле общения – приказ, указание, инструкция, выговор.
Даже благодарность за такие обстоятельства звучит как упрек: «Ты хорошо сегодня отвечал. Не ожидал от тебя такого». А реакцией на ошибки учеников часто бывает высмеивание, резкие слова. Учитель нетерпим к возражениям. Все это порождает неблагоприятный психологический климат, подавляет инициативу и ответственность, тормозит формирование коллективистских качеств, развивает у детей неуверенность.
Демократический стиль основывается на глубоком уважении, доверии и ориентации на самоорганизацию самоуправления личности и коллектива.
Он призван донести цель деятельности до сознания каждого ученика и привлечь всех к активному участию в совместной деятельности. Основными способами взаимодействия являются поощрение, совет, информирование, координация, развивающие у учащихся уверенность в себе и инициативность. С осознанием ответственности и повышением заинтересованности развивается способность сознательно, самостоятельно и творчески работать, что обеспечивает стабильный результат деятельности и закладывает надежный фундамент в развитии личности.
При либеральном стиле в учителе нет устойчивой педагогической позиции. Она оказывается в невмешательстве, низком уровне требований к воспитанию. Либеральный учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, легко подчиняясь противоречивым влияниям.
Педагогическое общение имеет свою систему стиля, особенности которых зависят от обстоятельств и индивидуальных характеристик его участников. Общение на основании захвата совместной творческой деятельностью. Главным является активно-положительное отношение к ученикам и любовь к делу.
Компоненты педагогического общения
Педагогическое общение состоит из следующих компонентов.
Когнитивный компонент – предусматривает:
- знание педагогом общих закономерностей, структуры и особенностей общения;
- знание методик исследования межличностных отношений и психолого-педагогических требований, предъявляемых к организации педагогического общения.
Регулятивный компонент – представлен:
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Функции педагогического общения 400 ₽ Реферат Функции педагогического общения 280 ₽ Контрольная работа Функции педагогического общения 210 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
- умением передавать информацию и факты, посредством коммуникативных методов и приемов;
- умением организовать эффективные взаимоотношения в детском коллективе, а также в процессе совместной деятельности с детьми;
- умением понимать и верно оценивать эмоциональное состояние ребенка в процессе общения;
- умением педагогически верно и корректно воздействовать на партнера по общению.
Аффективный компонент – это эмоциональное состояние, которое характеризуется отношениями и переживаниями, которые возникают между партнерами по общению.
Духовный компонент – представлен совокупность интеллектуальных способностей и духовного состояния участников общения. Данный компонент включает в себя духовное понимание собеседника, проявление чувства такта, умение поддержать и при необходимости дать совет.
Общение в деятельности педагога.
«ОБЩЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА»
- Введение…………………………………………………………………………………………………. 3
- Роль общения в воспитательном процессе…………………………………………… 3
- Качества личности учителя, значимые для продуктивного общения…… 4
- Структуры общения и функции педагогического общения…………………… 4
- Этапы педагогического общения…………………………………………………………… 5
- Техника педагогического общения………………………………………………………… 7
- Заключение……………………………………………………………………………………………… 9
1.Введение
Успешное педагогическое общение является основой эффективной профессиональной деятельности учителя. Общение с воспитанниками в педагогических целях играет важную роль в социализации ученика, в его личностном развитии. Однако даже опытные учителя сталкиваются с трудностями общения, которые осложняют педагогическую работу, часто вызывают острое чувство неудовлетворенности, а порой и сомнения в своей профессиональной состоятельности.
Педагогическое общение –это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива.
В педагогическом общении реализуются коммуникативная (обмен информацией между общающимися), интерактивная (организация взаимодействия) и перцептивная (восприятие друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания) стороны.
2. Роль общения в воспитательном процессе
Общение
— один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребёнка. Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении. Прежде всего это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога. В этом аспекте получили развитие методы активного социального обучения (АСО): ролевые игры, социально-психологические тренинги, дискуссии и др. С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия, развивают общительность. Другим направлением является исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми. Они значимы в силу того, что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между общающимися, достижение которого требует поиска определённых условий и приемов. Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые в педагогическом общении. Прежде всего это исследования по проблеме педагогической этики и такта.
3. Качества личности учителя, значимые для продуктивного общения
- Глубокое знание психологии другого человека (его ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний).
- Социальная установка на человека (аттракция).
- Безусловное принятие ребёнка — принцип предвосхищающего уважения.
- Развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение.
- Воспитанность эмоциональной сферы: умения сопереживать и сочувствовать — готовность к эмпатии.
- Самопознание и самооценка: педагогическая рефлексия (способствует умению правильно настраиваться на другого человека, выбирать соответствующий способ поведения).
- Коммуникативные умения — умения вступать в общения, выбирать или создавать новые способы коммуникации. Владения техникой общения.
- Речевое развитие.
- Педагогическая интуиция.
4.
Структуры общения и функции педагогического общения
Структура общения:
- Коммуникативный компонент — обмен информацией между субъектами общения.
- Интерактивный компонент — общая стратегия взаимодействия: кооперация, сотрудничество и конкуренция.
- Перцептивный компонент — восприятие, изучение. Понимание, оценка партнёрами по общению друг друга.
Педагогическое общение многогранно. Каждая грань определяется контекстом взаимодействия. Общие функции общения делятся на: познавательную, обозначающую объяснение окружающего мира, интонирование социально и личностно значимых сторон в познаваемых явлениях; эмотивную, представляющую собой отношение говорящего к сообщаемому и собеседнику;воспитывающую, целенаправленно формирующую социально-полезные качества личности учащегося; фасилитативную, направленную на облегчение ученику процесса выражения себя, проявления того, что в нем есть положительного; регулятивную, побуждающую адресата к действию, координации деятельности путем общения; функции самоактуализации, производящей процесс актуализации своих возможностей.
Педагогическое общение – это по своим функциям контактный и дистантный, информационный, побудительный, координационный, устанавливающий отношения взаимодействия всех субъектов образовательный процесс. Заинтересованность в успехе ученика, благожелательная, поддерживающая контакт атмосфера помогает, облегчает общение, способствует самоактуализации и дальнейшему развитию ученика.
В целом же функции педагогического общения обусловлены целями профессиональной деятельности учителя и видами общения, которое бывает поверхностным (по типу приказов, различного рода предписаний, поучений и т. п.) или глубинным (затрагивает личностно-смысловые образования; взаимное проникновение партнеров в мир чувств и переживаний друг друга; готовность встать на точку зрения другой стороны). Есть немало ситуаций, когда оптимальным, например, оказывается общение стандартизированное, поверхностное и манипулятивное. Общение бывает ролевое (деловое) и межличностное (свободное). Разнообразные виды профессионального педагогического общения (общение учителя с учащимися, с другими учителями, с директором школы, с методистом) различаются и по задачам, которые ставит учитель, и по тем способам, с помощью которых он их решает. Владение учителем разными видами общения обеспечивает ему оптимальность профессионального поведения.
Оптимальное педагогическое общение –это такое общение учителя со школьниками, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника. Такое общение обеспечивает благоприятный эмоциональный климат, управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет учителю максимально использовать собственные личностные особенности. В этом случае личность учителя становится основным инструментом осуществления педагогической деятельности.
5. Этапы педагогического общения.
Этапы педагогического общения включают:
1) Прогностический этап: моделирование педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности.
2) Начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой.
3) Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.
4) Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности .
Рассмотрим содержательные и процессуальные особенности выделенных творческих этапов общения.
Первый этап.
В процессе моделирования общения осуществляется планирование коммуникативной структуры будущей деятельности, соответственно:
а) педагогическим целям и задачам;
б) общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в аудитории;
в) творческой индивидуальности самого педагога;
г) индивидуальным особенностям учащихся;
д) предлагаемой системе методов обучения и воспитания.
Все это, вместе взятое, представляет собой опережающую стадию педагогического общения. Эту стадию нужно хорошо продумывать. Методическая и содержательная структура занятий должна повлиять на возникновение эмоционального единства, создания атмосферы общения. Второй этап.
Это начальный период общения, организация непосредственного взаимодействия с аудиторией, начало контакта, во многом определяющего успешность дальнейшего развития содержательного и социально-психологического аспекта педагогической деятельности. Важнейшими элементами этого этапа являются: а) конкретизация спланированной модели общения, б) уточнение условий и структуры предстоящего общения, в) осуществление изначальной стадии непосредственного общения.
Преподаватель должен уточнить с первых мгновений общее настроение аудитории и возможности работы с помощью избранных на предварительном этапе методов работы.
Педагог выступает как инициатор общения: от того, как он организует переход от предкоммуникативной ситуации к ситуации непосредственного педагогического общения, зависит успех. Сумеет ли он настроить аудиторию, создать ауру притягательности, ощутить незримые флюиды эмоционального единства? Управление познавательным поиском на занятии осуществляется через верно спланированную и организованную систему общения.
Третий этап.
Управление развивающимся педагогическим процессом. Метод обучения и система общения должны быть адекватны. Только тогда будет эффективна совместная работа преподавателя и учащихся.
Четвертый этап.
Преподаватель анализирует использованную им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе, анализирует содержание занятия и тем самым прогнозирует предстоящее общение с аудиторией. На четвертом этапе цикл общения заканчивается и осуществляется переход к первому этапу.
6. Техника педагогического общения
Обращения учителей к психологу разнообразны именно в рецептурном направлении: как работать с трудными, как поддерживать дисциплину, как предотвратить ссоры между учениками. Если психолог начинает теоретизировать в отношении запроса учителя, то интерес к его пространным рассуждениям о «неспецифической мотивации» и об «опосредованной активизации учебной деятельности» быстро сворачивается. Дело не в том, что «птичий язык» психолога малопонятен, а в том, что педагог «просит лопату, а уж куда копать он сообразит и сам». Учителя понять нетрудно: «некогда думать, работать надо».
Техника педагогического общения –совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять педагогическим процессом. Сюда принято включать две группы компонентов.
Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением (речь, мимика, пантомимика, выражение своих эмоций, внимание, наблюдательность и т. п.). Вторая – с умением воздействовать на личность и коллектив. Здесь по сути имеется в виду технология педагогической деятельности (умение предъявлять требование, организовать и корректировать педагогический процесс).
В психологии есть описание множества техник общения. К ним относятся следующие блоки: 1. Обращение: жесткое-суровое-нейтральное-нежное; рациональное-шуточное – (намеренно) абсурдное. 2. Степень причинности: игнорирование этикета-корректность (точно маркированный этикет) – любезность (этикет + желание понравиться партнеру) – дискретность (приличность + скромность) – деликатность (очень тонко маркированный этикет + подчеркнутое уважение к другому человеку) – тактичность (творческое использование этикета, отказ от него при необходимости). 3. Стиль поведения: строго формальный-деловой-неформальный-фамильярный-рафинированный-простой. 4. Выражение чувств: преувеличенное-свободное-сдержанное-заторможенное. 5. Речь: а) дикция: жеманная-корректная-свободная-вульгарная; б) диалогизация: асимметрия в пользу партнера (ему дают возможность говорить гораздо больше) – симметрия (оба говорят одинаково) – асимметрия в пользу субъекта (партнера вынуждают в основном слушать; в) жестикуляция: отчаянная-порывистая-умеренная-отсутствует; г) язык: научный– литературный– профессиональный-народный-вульгарный-диалект; д) стиль речи: протоколирующая-штамповая – «житейская» – лаконичная-патетическая-риторическая-поэтическая (образная).
Учитель тогда свободен в своем педагогическом общении, когда у него имеется выбор между рассмотренными разнообразными техниками. Чем более они будут наработаны, автоматизированы, тем более гибким, а значит, и адекватным будет его педагогическое общение и профессиональная деятельность в целом.
Тем не менее в педагогической деятельности общение вызывает определенные трудности, связанные прежде всего с незнанием учителем структуры и законов педагогического общения, с тем, что у него не в полной мере развита коммуникативная культура. Он не в должной степени владеет общением как профессиональным инструментом своей деятельности.
Один из элементов в организации целостного педагогического общения – завоевание учителем инициативы на уроке как средства оптимизации управления учебно-познавательной деятельностью. Педагогу здесь можно порекомендовать следующее: 1) оперативная организация изначального контакта с классом; 2) оперативный переход от организационных процедур (приветствия, усаживания и т. д.) к деловому и личностному общению; 3) предупреждение возникновения «простоев» между организационными и содержательными аспектами начала взаимодействия; 4) оперативное достижение социально-психологического единства с классом, формирование чувства «мы»; 5) постановка учебных задач и проблемных вопросов, которые в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив; 6) сокращение количества запрещающих педагогических требований и расширение позитивно-ориентированных педагогических воздействий; 7) обеспечение внешнего коммуникативного вида: опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние; адекватная реализация речевых и неречевых средств взаимодействия, активное включение мимики, контакта глазами, жестов и т. п.; 9) выражение собственной расположенности к детям, доброжелательность и открытость; 10) формулирование ярких, притягательных целей и стимулирование поиска путей их достижения; 11) проявление понимания ситуативной внутренней настроенности учащихся, учитывания ее; 12) достижение и поддержание контакта в общении, установление ситуативного взаимопонимания, формирующего у учащихся потребность во взаимодействии с учителем.
Реализация отмеченных рекомендаций позволит учителю избежать в своей деятельности неконгруэнтного общения, которое характеризуется тем, что выполненные личностью с помощью своего тела, своего тона голоса послания не совпадают с вербальной информацией. Неконгруэнтное общение – сигнал, что этот человек имеет более чем одну модель своего поведения и что эти модели конфликтуют между собой. Обычно в случае неконгруэнтного общения человек действует не вовремя, в неподходящий момент и хаотично, в то время как в контексте конгруэнтного общения учитель действует в подходящий момент, созидательно, полностью в соответствии со сложившимися обстоятельствами и со своими профессиональными целями.
Люди, которые сосредоточивают свое внимание на содержании, а не на процессе, гораздо более подвержены неконгруэнтности. Конгруэнтное общение характеризуется тем, что все послания, которые человек делает различными способами (вербальными и невербальными), совпадают по своей сути. Они дополняют друг друга, не меняют свое содержание в зависимости от способа послания и обеспечивают эффективное педагогическое общение.
7. Заключение
Педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание психологического климата учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива. Его успех определяет успех в обучении и воспитании.
Выделили следующие стили общения:
·общение на основе увлеченностью совместной творческой деятельностью,
·общение на основе дружеского расположения,
·общение — дистанция,
·общение — устрашение,
·общение заигрывание.
Мы выделили следующие этапы педагогического общения:
1.Моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап).
2.Организацию непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака).
.Управление общением в ходе педагогического процесса.
.Анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность.
Педагогическое общение должно быть личностно развивающим, эмоционально-комфортным и решать следующие задачи:
1.взаимообмен информацией между учителем и учащимися;
2.взаимопонимание, умение смотреть на себя глазами партнера по общению;
.мобилизация резервов участников общения, выявление наиболее сильных и ярких качеств учеников и учителя;
.взаимодействие и организация совместной деятельности;
.разумная, педагогически целесообразная самопрезентация личности учителя и учащихся;
6.взаимная удовлетворенность участников общения.
Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной «Я-концепции» личности, на развитие учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале. Позитивное отношение к личности учащегося и система приемов поощрения являются важной стороной педагогического общения. Однако само поощрение может быть как эффективным, так и неэффективным
Продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми, превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности.