Северо-Осетинский информационный портал «REGION15.RU».

Подробная информация по программе реабилитации ДЦП, необходимым документам и доступным датам для поступления пациента — по телефону +7(495) 128-77-43


ДЦП (детский церебральный паралич) — врожденная патология центральной нервной системы, в результате которой нарушается работа мозга. Это заболевание и его последствия не могут быть полностью устранены, поэтому лечение ДЦП у детей и взрослых заключается в регулярном прохождении курсов реабилитации, в постоянной работе дома и специально оборудованных условиях в Москве. При особых показаниях возможно назначение ортопедических операций.

Видео о → Наша команда → Фотопрогулка по центру →

Неврологические нарушения, связанные с детским церебральным параличом, ограничивают подвижность и препятствуют полноценному взаимодействию человека с окружающим миром. Заболевание характеризуется:

  • Нарушением движений и тонуса мышц Движения кажутся неуклюжими, неестественными, толчкообразными. Тонус мышц может быть повышен или ослаблен, из-за чего жесты и мимика либо резкие, либо вялые, медленные.
  • Отставанием в умственном развитии Замедление умственного развития диагностируется не во всех случаях. Чем выше интеллектуальный уровень пациента, тем ниже степень устанавливаемой инвалидности.
  • Неправильной, невнятной речью Из-за снижения тонуса мышц, пациенты не способны точно контролировать положение губ, языка, работу горла, поэтому воспроизведение отдельных звуков, связная речь затруднены или невозможны.
  • Судорогами Как правило, проявляется уже в первые месяцы жизни. Трудно различимы, потому что часто совпадают с патологическими движениями, вызванными заболеванием.
  • Деформацией скелета Для церебрального паралича характерно укорочение конечностей. Без должной ортопедической реабилитации к имеющимся нарушениям опорно-двигательного аппарата прибавляются сколиоз и искривление тазовых костей.
  • Контрактурами суставов Движение сустава ограничено и не может быть выполнено с полноценной амплитудой.
  • Развитием косоглазия или близорукости У многих пациентов диагностируются нарушения зрения.

ДЦП не прогрессирует, но, если для больных с детским церебральным параличом не будет осуществляться физическая и медицинская реабилитация, состояние пациентов по мере взросления может усложниться. Это происходит из-за появления новых нарушений, вызванных уже имеющимися врожденными патологиями. Ранние меры, направленные на восстановление детей с ДЦП, помогают предупредить осложнения. В проводят реабилитационные программы при церебральном параличе для подростков с 14 лет и взрослых пациентов с данным заболеванием.

Программа комплексной реабилитации ДЦП у детей и взрослых

В основу курса входят средства, которые помогут скорректировать нарушения, вызванные церебральным параличом, и укрепить навыки социализации пациента, его способности к обучению и самообслуживанию. Большую роль в этом играет лечебная гимнастика, гидрокинезотерапия, кинезиотерапия, а также пребывание в сенсорной комнате.

Наш центр реабилитации имеет большой опыт в работе с детским церебральным параличом. Это помогает разрабатывать эффективные программы восстановления с учетом индивидуальных особенностей каждого пациента.

В курс входят:

  • Кинезиотерапия индивидуальная — 20 процедур;
  • Механотерапия индивидуальная — 20 процедур;
  • Гидрокинезотерапия индивидуальная — 8 процедур;
  • Массаж классический — 10 процедур;
  • Физиотерапия — 20 процедур;
  • Баланс-тренинг — 10 процедур;
  • Логопед — 8 занятий;
  • Нейропсихолог — 4 занятия;
  • Эрготерапия — 6 процедур;
  • Социальная адаптация — 14 процедур.

Чтобы составить оптимальный курс восстановления, каждый пациент проходит диагностику, которая помогает определить степень развития заболевания, специфику и сложность нарушений.

Осмотр врачами-специалистами:

  • неврологом;
  • терапевтом;
  • физиотерапевтом;
  • врачом ЛФК;
  • урологом;
  • психологом.

В процессе диагностики проводятся:

  • клинические исследования анализа крови;
  • общий анализ крови и мочи;
  • анализ на наличие инфекций;
  • ЭКГ;
  • рентген органов грудной клетки;
  • рентген суставов и костей;
  • УЗИ почек, мочеточников, мочевого пузыря, органов брюшной полости и малого таза.

После прохождения курса восстановления и адаптации, пациенты с церебральным параличом используют в реальной жизни практические навыки самообслуживания, трудовой и бытовой деятельности, полученные в нашем центре. Они увереннее справляются с физическими и умственными задачами, становятся более социально-активными, легче переносят сложности, вызванные неврологическим заболеванием. В отзывах о лечении и реабилитации ДЦП наши пациенты и их родственники регулярно благодарят за профессиональную работу.

Практические рекомендации

  • Если у вашего ребенка наблюдаются нарушения сна, постарайтесь подкорректировать его режим дня. Необходимо создать для него спокойную обстановку, отказаться от чрезмерно активных, шумных игр перед сном. По мере возможностей, сократите действие внешних раздражителей на его органы чувств. Откажитесь от прослушивания музыки, либо пусть это будут мягкие ненавязчивые инструментальные композиции. (Песни с текстами на знакомом ребенку языке будут являться дополнительной нагрузкой для восприятия, а, следовательно, еще одним раздражителем, мешающим ребенку расслабиться и погрузиться в сон.) Ограничьте просмотр телевизора.
  • Чтобы у ребенка сформировалась адекватная оценка к себе и к миру, родителям и близким, необходимо отказаться от излишней опеки по отношению к нему. От того, как воспринимает ребенка семья – как инвалида, не способного добиться в жизни успеха, либо как человека, пусть в чем-то не похожего на окружающих, но занимающего активную жизненную позицию – и будет зависеть сила волевых качеств ребенка.
  • Если в процессе занятий с ребенком вы заметили, что он утомлен – стал раздражителен, агрессивен, или, напротив, излишне замкнут – не стоит пытаться продолжить работу. Для того, чтобы работа с ребенком оказалась плодотворной, он сам в первую очередь должен быть заинтересован в ней. Лучше сделайте перерыв, предложите ему во что-нибудь поиграть, или же просто оставьте его одного ненадолго. Вполне вероятно, что через какое-то время малыш восстановит энергию, и вы сможете продолжить занятия с новыми силами.

Сроки восстановления детей и взрослых с ДЦП

Чем раньше начнутся этапы социальной и физической реабилитации инвалидов с ДЦП, тем быстрее и эффективнее будет процесс восстановления и адаптации пациента в реальной жизни с учетом ограничений, обусловленных имеющимся заболеванием. Реабилитационные меры важно вводить в жизнь ребенка с церебральным параличом с первого дня появления на свет. При недостаточном внимании к нарушениям, вызванным ДЦП, уже в младшем подростковом возрасте могут появиться первые осложнения. Взрослые пациенты с церебральным параличом, которые ранее не получали соответствующего лечения, труднее поддаются реабилитации и требуют дополнительного внимания со стороны реабилитологов.

Базовый курс восстановления пациентов с ДЦП, составленный специалистами в Москве, рассчитан на 30 дней. Предложенная программа может быть скорректирована, в зависимости от индивидуальных показаний.

Психоэмоциональное и личностное развитие ребенка

Степень отклонения психоэмоционального развития ребенка от нормальных показателей зависит от многих факторов. И прежде всего – это психическое развитие ребенка и степень поражения его головного мозга. Однако не меньшее значение имеет отношение к ребенку окружающих людей.

Психоэмоциональный отклонения детей с ДЦП могут проявляться по-разному. Так, отдельные дети излишне раздражительны, возбудимы, для них характерна резкая смена настроения на протяжении дня.

Некоторые же ребята наоборот, застенчивы, боязливы, они с трудом идут на контакт с окружающими, не проявляют инициативы в своих действиях.

Для большинства детей характерна задержка психического развития по типу инфантилизма. Это означает, что у них обнаруживается недоразвитость эмоционально-волевой сферы личности.

Интеллект в таких случаях может соответствовать норме. Однако обнаруживается незрелость именно эмоциональной сферы.

Родители больного ребенка должны знать, что вся ответственность за его психическое развитие, за формирование его характера и прочее лежат на них. Чрезмерна опека и жалостливость приведут в конечном счете к тому, что он еще больше замкнется в себе, не будет формироваться, как личность.

Условия лечения пациентов с ДЦП в Москве

Число инвалидов с диагнозом «Детский церебральный паралич» с каждым годом растет, что во многом связано с повышением качества диагностики и системы отслеживания больных с патологиями центральной нервной системы. Своевременное выявление подобного рода нарушений существенно повышает шансы пациента на успешную борьбу с ограничениями, которое диктует данное заболевание. Сегодня родственники и представители таких пациентов нередко ищут помощи за рубежом, однако современные реабилитационные центры России не уступают в качестве лечения детского ДЦП.

В московском для целей санаторного лечения и реабилитации пациентов с ДЦП используются как проверенные временем механические системы, так и инновационные роботизированные комплексы для восстановления функций движения. Кроме того, каждый год, как правило, приносит новые технические открытия, в том числе, связанные с глобальной интернет-сетью, которые позволяют существенно расширить возможности больных с высокой степенью инвалидизации.

Пребывание в реабилитационном санатории по программе лечения ДЦП включает соблюдение правильного режима физической активности и отдыха, питания, восстановительных занятий и процедур, а также социокультурную адаптацию (творческие мероприятия, посещение выставок, театров и т. п.).

Факторы, оказывающие влияние на волю ребенка

Факторы, оказывающие влияние на волю ребенка можно разделить на:

  • внешние, к которым относятся условия и характер заболевания, отношение окружающих к больному ребенку;
  • и внутренние, такие, как отношение ребенка к самому себе и к собственной болезни.

Слабость воли у большинства детей, страдающих ДЦП, напрямую связана с особенностями воспитания. Очень часто в семье с больным ребенком можно наблюдать такую картину: внимание близких сосредоточено исключительно на его болезни, родители проявляют беспокойство по каждому поводу, ограничивают самостоятельность ребенка, опасаясь, что он может пораниться или упасть, оказаться неловким. В такой ситуации сам ребенок неизбежно будет чрезмерно беспокоен и тревожен. Даже грудные малыши тонко чувствуют настроение близких и атмосферу окружающего их пространства, которые в полной мере передаются и им. Эта аксиома верна для всех детей – и больных, и здоровых. Что же говорить о детях, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, которых отличает повышенная впечатлительность и острота чувств?

Или еще одна картина: несчастная мать, которая, заботясь о ребенке, забывает о своей собственной жизни и становится заложницей болезни. Она выглядит уставшей и несчастной. Но любому ребенку нужна счастливая мать, способная отдавать любовь и тепло, а не свое здоровье и нервы. У больного малыша такая потребность в тысячу раз выше.

Все это приводит к тому, что ребенок растет безынициативным, неуверенным в своих силах и возможностях, робким. Он смиряется со своей болезнью и не стремится к самостоятельности. Он заранее рассчитывает на то, что окружающие все сделают вместо него. Со временем ребенок привыкает к такому положению вещей, находит его удобным. А отсюда и появляется ярко выраженный эгоцентризм, стремление манипулировать людьми.

Важность воспитательной позиции родителей по отношению к детям с ДЦП подтверждает и тот факт, что встречающиеся среди них ребята с высоким уровнем волевого развития являются выходцами из благополучных в смысле психологического климата семей. В таких семьях родители не зациклены на болезни ребенка. Они стимулируют и поощряют его самостоятельность в пределах допустимого. Они стараются сформировать у ребенка адекватную самооценку. Их отношение можно выразить формулой: “Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже”.

Нельзя упускать из виду и отношение к болезни самого ребенка. Очевидно, что и на него существенным образом влияет обстановка в семье. Исследования показали, что осознание дефекта у детей с ДЦП проявляется к 7-8 годам и связано с их переживаниями по поводу недоброжелательного отношения к ним со стороны окружающих и нехваткой общения.

На сложившуюся ситуацию дети могут реагировать по-разному:

  1. ребенок замыкается в себе, становится чрезмерно робким, ранимым, стремится к уединению;
  2. ребенок становится агрессивным, легко идет на конфликт.

Нелегкая задача по формированию у ребенка отношения к собственному физическому дефекту опять же ложится на плечи родителей. Очевидно, что этот непростой период развития требует от них особенного терпения и понимания. Нельзя пренебрегать и помощью специалистов. К примеру, переживания ребенка по поводу своей внешности вполне реально преодолеть благодаря хорошо поставленной психологической работе с ним.

Таким образом, особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы ребенка с ДЦП во многом зависят не только от специфики заболевания, но в первую очередь от отношения к ребенку родителей и близких. А потому не стоит считать, что причина всех неудач и сложностей воспитания – недуг малыша. Поверьте, в ваших руках достаточно возможностей для того, чтобы сделать из своего малыша полноценную личность и просто счастливого человека.

Медицинская реабилитация пациентов с детским церебральным параличом

Кроме клинической, лабораторной, функциональной диагностики и физиотерапевтических методов восстановления, лечение включает подбор медикаментов. В случае с церебральным параличом главная задача лекарственной терапии — контроль судорог, снятие мышечного спазма и боли.

Для каждого пациента, проходящего реабилитацию после инсульта, черепно-мозговой травмы или при ДЦП, подбирается индивидуальный план медикаментозной терапии, основанный на клинических рекомендациях профильных врачей нашего центра.

Домашнее обучение

Этот вид обучения более предпочтителен. Тут привычная атмосфера, есть возможности для отдыха, перерывов на сон и еду. Такого школа точно предложить не сможет. С другой стороны, должен быть кто-то, кто постоянно находится с ребенком, контролирует занятия. К школьнику будут приходить учителя. Тут он лишен функции общения с другими детьми, что не очень хорошо: у него не будет полноценного социального опыта, как у других детей. У таких малышей хуже развивается речь, а поведение становится еще более нестабильным. Родители и учителя делают ему поблажки, часто потакают желаниям – это негативно сказывается на личностном развитии.

Обучение – это еще не все, что нужно детям с ДЦП. Вам будет необходим контроль врача, иногда – присутствие медицинской сестры. Массажи и бассейн очень хорошо помогают снять стрессы, боли от мышечного напряжения. Их тоже придется посещать регулярно. А еще это возможность развивать своего малыша по индивидуальной программе.

Конечно, дома малыш или подросток чувствуют себя уютно, они окружены заботой родителей. Если правильно проводить воспитание, то дети могут быть довольно мягкими, понимающими. Чем лучше сохранен интеллект, тем проще воспитать нормальные моральные качества. Главное, взрослым нужно помнить: их ребенок не всегда останется маленьким. Нужно подготовить его к взрослой жизни, насколько это возможно.

Видео: «Нейрочат» помогает пациентам, которые не могут говорить!

Инновационная программа «Нейрочат» стала отличным помощником для пациентов, которые не имеют возможности ясно выражать свои мысли. Уже сегодня новая система активно внедряется в процессы реабилитации после черепно-мозговых травм, инсульта, при ДЦП и рассеянном склерозе. Первые клинические испытания системы «Нейрочат» прошли в реабилитационном 10 октября 2021 года.

Подробная информация по программе реабилитации ДЦП, необходимым документам и доступным датам для поступления пациента — по телефону +7(495) 128-77-43

Позитивные эмоции

Социальные педагоги, психологи — это очень хорошо. К их советам нужно прислушиваться и делать выводы. Но также ребенку нужно дать возможность ходить в церковь, где ему будет становиться лучше как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Христианство нельзя рассматривать только как нравственное учение, это — еще и исцеление, как духовное, так и вполне реальное, физическое.

Также очень важно для ребенка расширять свой кругозор. Хорошо, конечно, если дома есть компьютер, и его можно применить как для игр, так и для обучения и работы. Но не нужно забывать, что дети любят играть со сверстниками. Хорошо бы было, если бы у него были друзья, и вполне реальные, а не через социальные сети. Обычный кружок не подойдет, но, возможно, в городе есть возможность проводить время с другими детьми с ДЦП, а еще лучше — со здоровыми детьми. Даже если он не может рисовать, петь, танцевать, иногда достаточно просто посмотреть на других детей со стороны, и будут возникать не просто новые впечатления и эмоции, будет возникать стремление к улучшению собственной жизни.

Походы на выставки, в театры, на представления, танцевальные конкурсы, разные многолюдные мероприятия, городские праздники — это должно присутствовать в жизни на регулярной основе. Но не только одной культурой живет человек. Как бы это не было трудно, но нужно выбираться на природу — рыбалку, пляжный отдых у реки или местного озера. Если есть возможность, организовывать курортный отдых. Конечно, все это проблематично, но нужно учесть, что эти усилия хорошо влияют не только на ребенка, но и на родителей — есть возможность более тесно пообщаться с ребенком, и его позитивные эмоции, его радость перейдет и на отца и мать, которые, заботясь о ребенке, автоматически заботятся и о себе.

Осложнения

Негативные последствия заболевания отражается главным образом на состоянии опорно-двигательного аппарата. К возможным осложнениям относятся:

  • образование контрактур;
  • риск развития патологий суставов — артрозов;
  • атрофия мускулатуры;
  • повышенный риск травматизации, возникающий вследствие нарушения координации движений, неуверенной походки, падений.

Избежать осложнений и добиться максимально эффективной реабилитации ребенка можно только при своевременной диагностике и раннем начале лечения.

Диагностика

Для определения нижней спастической диплагии используют комплекс диагностических мер. Зачастую диагностика в раннем возрасте затруднена, что создает проблемы в своевременном лечении.

Диагностику проводит детский невролог, также назначаются консультации педиатра, офтальмолога, отоларинголога. Обращают внимание на историю родов, такие факты как недоношенность, гипоксию в период внутриутробного развития, асфиксию при родах.

Большое значение в диагностике имеет неврологический осмотр, в ходе которого обращают внимание на характерные признаки нарушений при ходьбе, повышенный мышечный тонус, усиление сухожильных рефлексов, нарушения кожной чувствительности.

К диагностическим мерам также относятся:

  • консультация у офтальмолога для определения остроты зрения и выявления глазодвигательных нарушений;
  • аудиометрия у отоларинголога, проводимая с целью определения остроты слуха и его возможных нарушений;
  • электроэнцефалография — проводится для оценки деятельности головного мозга;
  • нейросонография — необходима для исключения других патологий с аналогичной симптоматикой, таких как гидроцефалия, кисты, внутричерепная гематома;
  • МРТ головного мозга — обычно проводится при необходимости уточнения предыдущих диагностических данных.

У ребенка оценивают уровень психо-речевого развития. Этим занимается детский невролог (в раннем возрасте) или детский психиатр. При необходимости проводят тесты для определения уровня задержки психологического и речевого развития или диагностирования умственной отсталости.

Маленький вывод

Таким образом, инклюзивное обучение по своей сути – это прекрасная возможность детей с особенными потребностями войти в атмосферу социального общения. Остается надеяться, что она будет в полной мере реализована и на территории постсоветского пространства.

Возможность разных детей, с разными способностями быть вместе, дружить, играть, учиться помогать друг другу, заботиться друг о друге и понимать, что все люди разные, но все живут вместе на одной Планете и под одним небом. Просто среди них есть те, кто такой же, как и остальные, только возможностей у него меньше, но есть возможность сказать — Я учусь!

Профилактика

Профилактика заболевания должна осуществляться в период вынашивания ребенка матерью. Беременная женщина должна вовремя стать на учет в специализированном медицинском учреждении для ведения беременности.

В течение всего времени вынашивания ребенка запрещено курить или употреблять алкогольные напитки. Вредные привычки снижают поступление кислорода и повышают риск развития гипоксии у плода.

Если до беременности женщина принимала лекарственные препараты, ей следует уведомить об этом врача. Не все медикаментозные средства являются безопасными для развития и здоровья будущего малыша.

К профилактическим мерам также относится соблюдение правил сбалансированного питания и исключение негативных эмоций в период беременности. Регулярное посещение врача позволит предотвратить внутриутробные нарушения в развитии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]