Что делать, если ребенку поставили диагноз «дизартрия»: советы логопеда

Дизартрия — это речевое нарушение, которое развивается в результате органического повреждения участков головного мозга, являющихся речедвигательным анализатором, а также из-за поражения нервных окончаний, отвечающих за иннервацию мышц артикуляционного аппарата. Людям без соответствующего образования сложно понять что такое дизартрия, так как это не единичное заболевание с выраженной симптоматикой, а ряд нарушений. Причём для каждой возрастной категории детей характерны свои особенности данного речевого расстройства.

Отличительным симптомом дизартрии является то, что проблема возникает не с произношением некоторых звуков, а страдает вся произносительная часть речи. При этом наблюдается ограничение подвижности не только речевой, но и мимической мускулатуры. Речь ребёнка не имеет плавности, она нечёткая и смазанная, её темп может быть ускоренным или замедленным. Страдает и голос, который может быть резким, или наоборот, тихим, глухим и слабым.

Тяжесть и степень выраженности подобного состояния во многом зависит от характера имеющегося повреждения. Несмотря на то что дизартрия, как речевое нарушение, известно с древних времён, даже существующие сейчас методики терапии не всегда позволяют полностью скоррегировать данное нарушение. Возможности восстановления зависят от множества факторов.

Для успешной коррекции дизартрии требуется комплексный подход, состоящий из логопедических занятий, лекарственного лечения, лечебной физкультуры и физиотерапии.

Причины развития речевого нарушения

Примерно в 85% случаев определение этого патологического состояния приходится на малышей раннего возраста. В большинстве случаев это нарушение сопутствует детскому церебральному параличу. Органическое поражение тканей мозга происходит ещё в период внутриутробного развития или же на фоне различных неблагоприятных факторов, которым подвергся малыш в возрасте до 2 лет.

Наиболее часто к ДЦП, ведущему к развитию дизартрии у детей, приводят такие патологии беременности, как:

  • гипоксия плода;
  • токсикозы;
  • резус-конфликт;
  • тяжёлое течение родовой деятельности;
  • ядерная желтуха новорождённых;
  • асфиксия во время рождения;
  • недоношенность;
  • соматические заболевания.

В большинстве случаев у детей наблюдается лёгкая форма дизартрии — стёртая. У детей степень выраженности этого нарушения речи находится в тесной взаимосвязи с имеющимися двигательными расстройствами. Известно, что при двойной гемиплегии, самой тяжёлой форме ДЦП, дизартрия выявляется у подавляющего числа детей.

В раннем возрасте данное речевое нарушение может развиться на фоне других типов поражения ЦНС. Другие причины дизартрии у детей не страдающих ДЦП — это повреждения тканей мозга, полученных при пережитых нейроинфекциях, а также при тяжёлых интоксикациях, гнойном среднем отите, черепно-мозговых травмах и гидроцефалии.

Прогноз и профилактика

Своевременное начало терапии с использованием комплексного индивидуального подхода, отсутствие сложной неврологической патологии являются основным условием полного восстановления речи. Ребенок преодолевает дефект речи и в будущем ведет нормальную жизнь, свойственную для его возраста. Он может обучаться в обычной школе и успешно осваивать школьную программу.

Если присутствует ДЦП или другое неврологическое заболевание, есть объемное образование — прогноз сложный. В любом случае при грамотном подходе возможно добиться улучшения речи и уменьшения выраженности дефекта.

Профилактика корковой формы дизартрии заключается в планировании беременности, отказе во время вынашивания плода от вредных привычек, своевременном лечении возникающих проблем, предупреждении осложнений беременности и родов. Важно выбрать способ родоразрешения заранее, чтобы предотвратить родовые травмы.

Классификация видов и форм дизартрии

Мозг человека является крайне сложной структурой, поэтому данное нарушение речи у разных детей протекает отнюдь не по одному сценарию. В зависимости от локализации повреждённого участка выделяются следующие виды дизартрии:

  • бульбарная;
  • псевдобульбарная;
  • эктрапирамидная;
  • мозжечковая;
  • корковая.

В отдельную классификацию выделяются расстройства, возникающие у детей на фоне ДЦП. У них возникают специфические формы дизартрии в зависимости от ведущего клинического синдрома. Таким образом, у детей, страдающих детским церебральным параличом, это нарушение может быть:

  • ригидным;
  • паретическим;
  • гиперкинетическим;
  • атактическим;
  • атактико-гиперкинетическим.

В зависимости от имеющейся логопедической проблемы выделяются 4 основные формы, каждая из которых имеет свои особенности:

  1. Как правило, первая или стёртая дизартрия у детей может быть обнаружена исключительно на приёме у логопеда. Нередко её наличие не доставляет особого дискомфорта ни малышу, ни окружающим. Лишь применением специальных методик и тестов, логопед может определить симптомы стёртой формы. Подобные нарушения легко поддаются коррекции у хорошего специалиста.
  2. При второй степени выявляются характерные дефекты звукопроизношения. Некоторые имеющиеся нарушения заметны окружающим, но речь остаётся понятной.
  3. При третьей степени дизартрии звукопроизношение сильно нарушено. Речь больного понятна только самому близкому окружению, в то время как посторонним она не всегда ясна.
  4. Самой тяжёлой считается дизартрия 4 степени. Может наблюдаться полная потеря способность к речи. Часто даже близкие люди не могут с уверенностью сказать, что именно говорит больной. В этом случае обычно диагностируется анартрия.

Диагностика псевдобульбарной дизартрии

Пациента должны вести логопед, невролог и другие узкие медицинские специалисты. Для точной диагностики используются следующие методы исследований:

  • логопедическое исследование речи;
  • электроэнцефалография;
  • электромиография;
  • МРТ головы.

В отдельных случаях может быть назначено исследование цереброспинальной жидкости путем люмбальной пункции. Такой анализ выявляет нейроинфекционные причины. В диагностике должен принимать участие невролог. Им должны быть проведены осмотр, специальные тести, изучение моторики и мимики ребенка. Эти методы дают возможность оценить степень, вид, причины расстройства, а также на основании полученных данных сформулировать эффективную программу лечения.

Возможные симптомы

Симптомы дизартрии обычно представлены дефектами звукопроизношения и голоса, сочетающимися с нарушениями речевого дыхания и моторики. Это довольно сложный комплекс, который может быть выражен в разной степени тяжести. Страдают:

  • интонация речи;
  • звукопроизношение;
  • фонематические функции;
  • лексико-грамматическое построение предложений;
  • чтение и письмо.

Кроме того, имеется ряд неречевых признаков. Например, дизартрия у детей с ЗПР (с расстройствами мышечного тонуса, речевого дыхания и нарушения артикуляции) нередко сочетается с нарушениями познавательной деятельности, своеобразностью формирования личности.

Комплекс симптомов у детей в полной мере проявляется обычно в пять лет, хотя выраженные отклонения могут быть замечены родителями уже в 2 года, так как малыш в этом случае трудно обучается речи и плохо произносит даже простые слова.

Отличие бульбарной дизартрии от псевдобульбарной таблица

Основные отличия бульбарной дизартрии от псевдобульбарной состоят в следующем:

  • Они отличаются особенностями паралича речевой мускулатуры. При бульбарном типе наблюдается периферической, а при псевдобульбарной парез имеет центральный характер.
  • При бульбарной нарушаются произвольные и непроизвольные движения речевой моторики. При псевдобульбарной страдают только произвольные звуки.
  • При бульбарной дизартрии происходит поражение диффузной артикуляционной моторики, а при втором типе наблюдается избирательный характер нарушения артикуляционных движений.

Также отличаются нарушения в звукопроизношении. Бульбарный тип делает произношение гласных букв нейтральным.

Особенности форм дизартрии

Все изученные клинические разновидности этого расстройства имеют особенности развития и присущие только им нарушения. При наиболее часто встречающейся бульбарной дизартрии наблюдается амимия, арефлексия, расстройство сосания, нарушения жевания и глотания пищи. Мышцы ротовой полости атоничны.

Обычно у детей до 5–6 лет, имеющих выраженное поражение ЦНС, наблюдается психический дисбаланс и ряд симптомов, которые могут указывать на степень выраженности повреждения:

  • в речи имеются звуки самые лёгкие в произношении, чаще это гласные
  • сложные согласные звуки сильно упрощаются, образуя единый щелевой звук;
  • даже лёгкая степень дизартрии этой формы характеризуется сильной назализацией тембра, афонией или дисфонией.

При наличии у больного псевдобульбарной формы, все нарушения являются результатом спастического паралича и мышечного гипертонуса. Это ведёт к дисфункции подвижности языка, в результате чего значительную трудность представляет его перемещение вверх и отведение в стороны. У людей, страдающих бульбарной формой, имеются трудности с быстрым переключением из одного артикуляционного положения в другое.

К сопутствующим нарушениям относится обильное слюнотечение, поперхивание, усиление глоточного рефлекса и дисфагия. Обычно речь при такой форме имеет невнятный и смазанный характер. В ней могут присутствовать носовые нотки. Нередко наблюдается грубое нарушение воспроизведения свистящих и шипящих звуков, соноров. Если присутствует лёгкая дизартрия, речь вполне понятна окружающим.

При подкорковой форме обнаруживаются гиперкинезы, то есть непроизвольные мышечные движения артикуляционных и мимических мышц. Это расстройство способствует развитию артикуляционных спазмов. Наблюдается нарушение силы и тембра голоса, заметно изменение просодической стороны речи (мелодика, длительность, интенсивность, темп и тембр произнесения). Иногда у больных могут наблюдаться непроизвольные гортанные выкрики. Данное расстройство может сочетаться с другими нарушениями, например, заиканием.

При мозжечковой форме происходит нарушение координации речевого процесса. В результате отмечается тремор языка, синдром скандинавской речи, отдельные выкрики. Даже стёртая форма дизартрии этого вида характеризуется невнятной и сильно замедленной речью. Обычно наблюдается нарушение произношения губных и переднеязычных звуков, имеются признаки атаксии (нарушение согласованности движений различных мышц). Таким образом, у больных с мозжечковой формой может наблюдаться неловкость движений и нарушение равновесия.

Корковая форма обычно характеризуется расстройством произвольной моторики при артикуляции. Как правило, нарушения просодики, голоса и речевого дыхания отсутствуют. Дизартрия отличается выраженными расстройствами речи. Кроме того, могут возникать быть проблемы с чтением и письмом, использованием средств языка.

Симптомы корковой дизартрии у детей

Характерной симптоматикой корковой дизартрии являются нарушения темпо-ритмической составляющей речи: наблюдается медленный темп экспрессивной речи, отсутствует плавность и автоматизм. Со стороны кажется, что ребенку трудно шевелить языком и губами.

Труднее всего даются переднеязычные звуки. Малыш заменяет или пропускает проблемные звуки. Речь из-за этого смазанная, невнятная. А вот со смысловой частью проблем нет, то есть словарный запас достаточный, дети правильно используют слова в предложении и грамотно выражают свои мысли.

Для корково-подкорковой дизартрии характерны насильственные непроизвольные движения в покое и во время разговора.

Афферентная корковая дизартрия

Признаками этого варианта корковой дизартрии являются поиск правильной артикуляционной укладки при произношении звуков, из-за чего появляются паузы. Голос вследствие напряжения при разговоре громкий со снижением при звонких согласных. Из-за замедленности в речи появляются вставочные звуки.

Малыш произносит аффрикаты (согласные из двух звуков) по отдельности или произносит только отдельную часть. Например, «т» или «с» или протяжное «тс»от вместо звука «ц». Он также заменяет одни звуки другими: щелевые согласные на смычные. Ребенок не может назвать место на лице, к которому прикасается логопед.

Эфферентная корковая дизартрия

Корковая кинетическая дизартрия характеризуется замедленностью речи вследствие проблематичного перехода между звуками. Ударные гласные удлиняются, согласные, если они находятся в начале и конце слова — тоже. Страдает произношение «л», «ш», «р», «ж»: для этого нужно участие языка, а движения языка у ребенка затруднены. Их он может заменить на «д» или «т».

Ребенку сложно зафиксировать нужную артикуляционную позу, поэтому появляются лишние вставки и пропуски звуков. Дети могут морщить лоб, высовывать язык, зажмуривать глаза, облизывать губы при разговоре.

Как проводится диагностика

Большинство детей до 5 лет, имеющих органические повреждения мозга, с рождения находятся под наблюдением детского невролога. Детям всех возрастных групп при необходимости назначаются занятия у логопеда, который может определить и скорректировать даже незначительные отклонения в произношении звуков.

Учитывая, что нарушение развивается на фоне повреждения тканей головного мозга и периферических нервных окончаний, ведущее место отводится инструментальным методам исследования. Обычно в этом случае диагностика дизартрии включает проведение:

  • электроэнцефалографии;
  • электронейрографии;
  • электромиографии;
  • МРТ головного мозга;
  • транскраниальную магнитную стимуляцию и т. д.

Каждое обследование даёт больше информации о характере имеющихся повреждений. Далее невролог может назначить проведение ряда лабораторных исследований, в том числе анализ спинномозговой жидкости.

После всесторонней оценки мозга пациенту будет рекомендовано посещение логопеда для проведения обследования и определения имеющихся нарушений устной и письменной речи.

После того как будет поставлен диагноз дизартрия, лечащий невролог и логопед разрабатывают необходимую схему медикаментозного, физиотерапевтического лечения и педагогического воздействия, позволяющую избавиться от этого расстройства.

Анартрия, Дизартрия. Нарушение Звукопроизношения. Каша во рту.

Так как, между интеллектом и развитием речи есть определенная связь, важно как можно скорее начать коррекционную работу нарушений и сопроводить её стимуляцией сенсорных и психических функций. Важно сформировать речь как целостный механизм психической деятельности. Реабилитация сопровождается работой с логопедом и медикаментозным лечением у невропатолога. При тяжелых стадиях нарушения необходим физиотерапевт, который назначит лечебную физкультуру и массаж.

Работа с логопедом при дизартрии должна быть комплексной и систематической. При работе со звукопроизношением формируется звуковой анализ и развивается лексико-грамматическая база.

Как в работе с большинством речевых нарушений, важно как можно скорее обратиться к врачу и начать систематические занятия по коррекции речи.

Чтобы достичь большей эффективности, работу над диагнозом строят, на основе следующих факторов:

  1. Форма тяжести дизартрии, уровень речевого развития и возраст пациента;
  2. Состояние речи, звукопроизношение;
  3. Усиление артикуляционных движений, с помощью развития зрительно-кинестетических ощущений;
  4. Начинать коррекцию стоит с тех звуков, которые ребенку легче произносить. Звуки подбираются с учетом артикуляционного дефекта в целом. В первую очередь работают над звуками раннего онтогенеза.
  5. Если форма нарушения тяжелая и речь у пациента не понятна окружающим, коррекцию стоит начинать с отдельных звуков и легких слогов

При условии, что речь ребенка понятна окружающим, работа начинается со слов, которые ребенок в силах более-менее четко выговорить. В любом из случаев, необходимо автоматизировать звуки и их произношение в речи.

  1. Если нервная система очень повреждена, важно проводить работу с логопедом в доречевом периоде развития. Эта профилактика поможет избежать таких последствий, как ухудшение нарушений звукопроизношения.

Работа с логопедом, при дизартрии, проходит согласно следующим этапам:

-1- Подготовительный – В работе с детьми раннего возраста воспитывают потребность в общении, коррекции дыхания, а также развитие и расширение словарного запаса. С детьми постарше – работа основана на подготовке к правильному формированию артикуляционных укладов.

На этом этапе развиваются сенсорные функции восприятия – слуховое восприятие, звуковой анализ и воспроизведение ритма.

Чтобы подобрать верный метод работы, учитывают уровень развития речи. Если речь у ребенка отсутствует, нужно провести стимуляцию голосовых реакций. Это, в свою очередь, вызовет звукоподражание.

На протяжении каждого этапа лечения проводиться медикаментозное лечение параллельно с массажами и лечебной физкультурой.

-2- Этап формирования первичных коммуникативных произносительных навыков. Главной задачей является развитие речевого общения и звукового анализа. Лечение направлено на коррекцию артикуляционных нарушений.

Если они пластичны – работа начинается с выработки контроля над положением рта и артикуляционных движений, коррекции дыхания, путем расслабленности мышц артикуляционного аппарата.

Для расслабления мышц артикуляционного аппарата нужно расслабить общий мышечный тонус, в особенности – грудной отдел, шею и мышц рук. После чего проводят массаж лица: движения начинают с середины лба и медленно направляясь к вискам. Движения должны быть легкими, поглаживающими и в медленном темпе, используются лишь кончики пальцев. Массаж должен быть дозирован, проводить его стоит лишь на тех участках, где имеется напряжение мышц, а в местах ослабленных мышц проводят укрепляющий массаж.

Вторым направлением массажа является движение от бровей вверх к волосам. Движения проводят с помощью обеих рук, равномерно.

Третьим движением двигаются от лба вниз, через щеки и шею к плечам.

После этого приступают к расслаблению губ. Логопед кладет свои указательные пальцы на уголки рта пациента, после чего двигается к середине, чем создает некую вертикальную складку. Повторяются такие же манипуляции и с нижней губой, а затем с обоими сразу.

Дальше указательные пальцы логопеда располагаются в том же положении и двигаются вверх по верхней губе, открывая десны, а затем вниз по нижней губе, открывая нижние десны.

После вышеописанных упражнений, логопед снова помещает указательные пальцы в уголки рта и растягивает губы как при улыбке. После чего обратными движениями возвращает губы в исходное положение. Стоит проводить это занятие как при закрытом положении рта, так и при открытом, полуоткрытом и широко открытом положении.

После расслабляющего массажа, а при низком тонусе — и после стимулирующих упражнений с губами, при которых тренируют их пассивные и активные движения. Ребенка учат удерживать ртом карамельные конфеты или различного диаметра палочки и трубочки, учат пить через соломинку.

После общего мышечного расслабления и упражнений приступают к тренировке мышц языка. Прежде чем их расслабить, важно учесть, что мышцы языка связаны тесно с нижней челюстью. Это значит, что при движении челюсти вниз приподнятый язык тоже опуститься.

Затем подключают артикуляционную гимнастику. Во время занятий стимулируют тактильные ощущения и развивают статико-динамические ощущения.

Вначале занятия проходят с подключением зрительного, слухового и тактильного анализа. Некоторые упражнения проходят с закрытыми глазами, чтобы обратить внимание пациента на проприоцептивные ощущения. Гимнастические упражнения корректируются, в зависимости, от формы и тяжести дизартрии.

С ранних лет у ребенка вызывают произвольность мимических движений и контроль за ними. Проходят упражнения по обучению самостоятельно открывать и зарывать глаза и рот, глотать, надувать щеки, двигать бровями. После чего начинают работу над подвижностью речевой мускулатуры.

Чтобы развить силу лицевых мышц используют упражнения с сопротивлением, используя для этого салфетки и трубочки. Суть упражнения в том, чтобы ребенок обхватил губами трубочку и удерживал её максимально долго, а взрослый должен у него эту трубочку пытаться вытащить.

Артикуляцию языка развивают с помощью упражнения, в котором нужно прикоснуться языком к краю нижних зубов. После чего стимулируют общие движения языком, затем пассивные и в конечном итоге, активные движения.

Самой важной частью артикуляционной гимнастики является развитие более тонких движений языка, активизация его кончика, разграничивание движений языка и челюсти.

Для того чтобы развить и скорректировать детский голос, в практике используют ортофонические упражнения для развития координации дыхания и артикуляции. Чтобы начать работу над голосом, для начала, нужно пройти курс артикуляционной гимнастики и массажа. Для коррекции голоса проводят стимуляцию мягкого нёба – глотание жидкости, кашель, зевота и произношение гласных звуков на твердой атаке. Проводить упражнения советуют перед зеркалом и под счет.

Полезным упражнением для голосообразования, является работа с двигательной функцией челюстей – открывание и закрывание рта и имитация жевания. Для этого используют челюстной рефлекс, который вызывают легким постукивающим движением по подбородку, что рефлекторно поднимает нижнюю челюсть вверх.

Врач старается выработать у ребенка произвольный контроль над выполнением движений. Для этого, обычно, используется наглядный прием в виде рисунков и зарисовок.

Затем, эти упражнения выполняются с одновременным произношением слогов: дон-дон, кар-кар, ав-ав и т. д.

Также следует укреплять мышцы нёба. Для этого пациента просят до завершения зевка прерывисто произнести звук а, а затем перейти на произношения н, задерживая при этом воздух во рту. Помогают еще упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса: прямой счет цифр с постепенным усилением голоса и обратный счет с постепенным его ослаблением.

Особенности лечения и коррекции

Возможности восстановления на фоне имеющихся органических повреждений головного мозга во многом зависят от степени тяжести общего состояния ребёнка и имеющихся дополнительных нарушений.

Стадия запущенности процесса играет немаловажную роль, так как если малыш начал получать помощь в 1 год, то шансы на восстановление у него высокие. Если на второй год ребёнок уже начинает внятно говорить, это хороший признак. Однако лишь в редких случаях врачи могут дать относительно полный прогноз касательно возможности восстановления речевых функций.

Стоит отметить, что чем раньше было начато направленное лечение дизартрии у детей, тем выше шансы на успех.

Кроме того, немаловажное значение имеет готовность родителей выполнять рекомендации специалистов. Лишь когда отмечается стёртая дизартрия, может быть достигнут серьёзный прогресс и полная нормализация речевых навыков. При тяжёлых формах нарушения можно лишь улучшить состояние. В некоторых случаях удаётся достичь возможности нормального восприятия речи окружающими, но при этом некоторые дефекты речи все равно остаются. Как правило, комплексная работа невролога, логопеда, специалиста по лечебной физкультуре, массажиста и психоневролога позволяет добиться значительных результатов.

При выявлении признаков перинатального поражения мозга может потребоваться профилактика дизартрии с первых месяцев жизни. Важно избегать черепно-мозговых травм у малышей, так как именно они нередко становятся причиной развития этого нарушения.

Для лечения дизартрии в первую очередь подбираются необходимые медикаментозные препараты для купирования неврологических симптомов, вызванных органическим поражением мозга. Это крайне важный момент, так как в противном случае, неврологическое состояние мозга может ухудшиться, что повлечёт за собой ещё большие нарушения.

Так как коррегировать дизартрию необходимо комплексно, может быть показана реабилитация. В лечебный комплекс могут входить:

  • ЛФК;
  • целебные ванны;
  • точечный массаж;
  • рефлексотерапия;
  • иглоукалывание;
  • механотерапия;
  • акупрессура;
  • физиотерапия и др.

Параллельно с врачебной терапией должен работать логопед. Особенно важна помощь этого специалиста, если была выявлена дизартрия у ребёнка до 5–6 лет, так как в этом случае шансы на полное восстановление очень высоки.

Обычно упражнения при дизартрии включают как артикуляционные тренировки, так и разработку мелкой моторики пальцев рук и восстановление общей моторики. Существует масса игр, которые позволяют решить эту задачу и при этом будут интересны малышу, даже если у него имеется задержка в развитии.

Кроме того, маленьким пациентам требуется специальный логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика при дизартрии требуется для улучшения моторики речевого аппарата. Значительно помогают улучшить речевые навыки дыхательные и ортофонические упражнения.

Осложнения у детей

Дефект речи влияет на развитие речи в целом, состояние нервной системы и когнитивные функции. Дети плохо наращивают словарный запас, у них наблюдается общее недоразвитие речи. Ухудшается внимание и память. Дефект произношения становится причиной ухудшения восприятия фонем. Такие нарушения чреваты проблемами с обучением: страдает письменная речь, чтение.

В более старшем возраст высока вероятность психологических проблем. Дети школьного возраста тяжело переживают расстройства речи, становятся замкнутыми, могут проявлять агрессию, раздражительность. Возможно развитие депрессии. Ситуация усложняется, если отсутствует понимание и помощь со стороны родителей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]