Эдипов комплекс: описание, признаки, советы психологов

  • 19 Августа, 2019
  • Психология личности
  • Маруся Кот

Эдипов комплекс проявляется у мальчиков на ранних стадиях развития. Ребенок начинает позиционировать себя как мужчину и влюбляется в собственную мать, поскольку она является первой самой близкой женщиной в его жизни. Подобная ситуация возникает и у девочек, когда малышка испытывает притяжение к первому мужчине в своей жизни – отцу. Это состояние называется «комплексом Электры».

Общие сведения

Эдиповым комплексом и комплексом Электры называется расстройство психосексуального становления связанное с наличием у детей (у мальчиков и девочек соответственно) внутреннего универсального неосознанного эротического влечения и привязанности к одному из родителей и ревностью к другому. Понятие ввел в психологию Зигмунд Фрейд в 1897 году, но оно и сейчас является важным составляющим психологического анализа человека.
Можно предположить, что «все мы Эдипы» и каждый ребенок переживает фаллическую стадию развития и именно проблемы эдиповой констелляции становятся ядром всех неврозов.

История термина

Название «Эдипов комплекс» основано на истории древнегреческого мифа, повествующего о царе Эдипе, убившем родного отца и женившемся на своей матери. Так, Зигмунд Фрейд в своей переписке с другом Вильгельмом Флиссом сравнивал свою ревность к отцу и влюбленность в мать с «чарующей силой Эдипа» и называл это универсальным явлением раннего детства. Он выдвинул свое предположение в работе об особых типах выбора сексуального объекта мужчинами, где описал, что мальчик, возжелавший свою мать и ненавидящий отца, попадает под влияние Эдипового феномена.

Эдипов комплекс в психологии Фрейда и других вариациях

По Фрейду следует рассматривать Эдипова и Электры комплек как этапа психосексуального восприятия и развития, впервые проявляющийся в раннем детстве – между 2-3 годиками. Это так называемый период осознания приматом генитальности (фалличности), объединяющий оральное и анальное влечение предыдущих стадий в развитое либидо. Он может иметь первостепенное значение в формировании различных невротических отклонений и сексуальных нарушений. Однако, противники фрейдистской школы не признают первостепенной значимости Эдипова расстройства в психосексуальном развитии человека и вероятности психозов.

Так, согласно Адлеру, Эдипов комплекс следует воспринимать как проявление детской избалованности, результат погрешностей воспитания и материнского попустительства, ведь ребенок привыкший получать все, что хочет, например, много ласки и внимания, развивается и в сексуальном плане быстрее и считает, что и эротические желания также должны быть удовлетворены единственным на тот моментом доступным источником – матерью.

Эрих Фромм хотя и был в большинстве согласен с Фрейдом (источник данных — Википедия), однако предлагал рассматривать Эдипову стадию не только в сексуальном аспекте, но и в более широком спектре привязанностей. Таким образом, враждебность к отцу может быть вызвана авторитарностью патриархальности и собственническим отношением родителей, ограничением независимости и свобод ребенка.

Отто Ранк предполагал, что Эдипов комплекс может быть результатом стремления ребенка сохранить свою индивидуальность за счет настраивания родителей друг против друга. Тогда как они в свою очередь борются открыто или подсуподно за благосклонность ребенка, но выбор падает обычно на того родителя, кто меньше всего посягает на индивидуальность чада.

Кроме того, учение по Фрейду не считается с влиянием братьев и сестер при формировании Эдипова комплекса, занижает весомость влияния матери, запретов и искушений, а комплекс Электры в психологии женщины не достаточно обоснован.

Время проявления

Периоды развития Эдипова комплекса:

  • Оральный – время от 0 до 1,5 лет, когда ребёнок тесно связан с матерью. Его рот — самый основной инструмент познания мира и получения удовольствия. Первостепенным объектом наслаждения в этот период является грудь матери. Время кормления грудью становится неизбежным и очень важным ритуалом, в ходе которого ребёнок получает максимум положительных эмоций.
  • Анальный период – это время от 1,5 до 3 лет, когда ребёнок приучается самостоятельно испражняться, получая при этом удовольствие. Не только от контроля за этим процессом, но и от поощрения ребёнка окружающими взрослыми. Таким образом, он начинает осознавать свою значимость и значимость своего осознания. Самоконтроль и самосознание становятся проводником в мир, где можно управлять своим организмом.
  • Фаллический период от 3 до 4 – ещё один этап развития сексуальности у ребёнка. В это время человек начинает осознавать себя индивидом определённого пола. Рассматривание половых органов, игра с ними, сравнивание с другими – это неотъемлемая часть фаллического периода развития личности, имеющая своей главной задачей определение половой принадлежности.
  • Фаллическо — Эдипов период. Как раз в 4-6 лет впервые мальчик начинает желать свою мать с точки зрения сексуальности и ревновать её к отцу. Как представительница женского набора хромосом, девочка обнаруживает в себе зависть к обладателям пениса, через какое-то время выражая свою любовь исключительно к отцу, игнорируя мать.
  • Латентный период – это возраст от 6 до 12 лет, характеризующийся временным отсутствием, угасанием половых желаний. Всё развитие ребёнка в этот момент направлено на общение, учебный процесс, установление круга, помимо сексуальных связей.
  • Пубертатный период начинается с 12-14 лет и окрашен ярким взрывом сексуальности, выбросом гормонов. В это время Эдипов комплекс входит в завершающую фазу развития. Ребёнок переходит в подростковый, а за тем в зрелый возраст.

Зигмунд Фрейд предполагал, что человек рождается бисексуальным. В это время по причине тесных односторонних отношений ребёнка с матерью, в силу того, что роль отца в уходе за ребёнком довольно незначительна, проходит невозбуждающий период развития.

Затем около 2-3 лет наблюдаются первые проявления определённых половых предпочтений. Далее этот процесс достигает пиковых значений. В период от 3 до 5 лет происходит половое осознание себя, как сексуального объекта. Затем некоторые проявления Эдипова комплекса переходят в стадию скрытого, заторможенного течения, вплоть до периода полового созревания в 12-14 лет.

В детском возрасте ребёнок лишь старается растолкать родителей, если они при нём обнимаются или целуются, больше старается находиться рядом с родителем противоположного пола. Мальчик, изо всех сил стараясь быть похожим на папу, предлагает свою помощь маме, не отпускает её ни на шаг, пытаясь контролировать её пространство, оставляя за собой право находиться рядом с ней.

Девочка пытается ухаживать за отцом, ждёт его возвращения с работы, приносит для его одобрения свои первые рисунки или шепчет ему на ушко свои секреты. В подростковом периоде развития, отягощённый всплеском гормонов и противоречивыми чувствами, Эдипов комплекс станет причиной постоянных истерик, перебранок с родителем своего пола.

Непослушание может перерасти в открытый бурно текущий конфликт. Подросток будет нелицеприятно отзываться о стареющем родителе, насмехаться над ним, обрушиваться с гневными обвинительными речами, безжалостно высмеивая его недостатки. Тем самым желая подчеркнуть свою состоятельность, привлекательность и конкурентоспособность в глазах родителя противоположного пола.

Патогенез

В основе патогенеза лежит нарушения ранних детских механизмов определения личной сексуальности и генитальности, страха потери любви и поддержки, а также отношение и факторы окружающего мира. При этом возникает стремление индивида оставаться ребёнком и испытывать привязанность к оберегающей фигуре, не столь важно – к отцу или матери.

Пиковые значения будущего расстройства личности предопределены 3-5 годами жизни пациента. Затем наступает этап некоторого угасания и дальнейшего возрождения в пубертатный период, который и определяется выбором индивидуального эротического объекта.

Если не происходит естественного разрешения и формирования нормальной сексуальной ориентированности, то это чревато невротическими заболеваниями — различными неврозами, психозами и зависимостями, а также сексуальными отклонениями.

Классификация

В зависимости от половой ориентированности сексуального влечения Эдипов и комплекс Электры могут быть положительными и отрицательными. Положительной разновидностью считается классический гетеросексуальный вариант нарушения психосексуального развития – когда мальчик вожделеет свою мать, а девочка – отца. Однако, если ребенок испытывает сексуальное влечение к родителю того же пола что и он, то это негативный гомосексуальный вариант комплекса, основанный на амбивалетности и бисексуальности человека.

Кроме того, Фрейд выделял и более полный вариант Эдипова комплекса – двоякого проявления позитивного и негативного нарушения сексуального ориентирования, в особенности, при выраженной бисексуальности. Например, у мальчиков могут появляться амбивалентные установки: проявление трепетности и выбор сексуальным объектом матери и одновременное поведение как у девочки с нежной женственной установкой к отцу на фоне конкурирования и враждебности к маме.

Критика

Эдипов комплекс – это в психологии завуалированное сексуальное желание ребенка обладать матерью или отцом, регулярно подвергающееся критики со стороны различных гипотез.

Ненаучный статус гипотезы

Современные специалисты психиатрии отмечают недостоверность теории Фрейда из-за отсутствия в ней каких-либо эмпирических данных, подтверждающих достоверность концепции. По их мнению, здесь выдаются доказательства, относящиеся к субъективным предубеждениям, и притянутые последователями фрейдизма для обоснования своих гипотез.

В качестве обоснования своих слов, скептики, в числе которых были психоаналитики А.М. Руткевич, Джозеф Наэм и Оуэн Фланаган в своих трудах отметили, что факт существования эдипового комплекса основан на самоанализе детских воспоминаний З. Фрейда, а не на его объективном наблюдении за группой пациентов.

Критика детской сексуальности

Автору «Классического психоанализа» Б. Д. Карвасарскому представляется сомнительным описанный в теории Фрейда факт появления сексуального влечения ребенка к матери или отцу. В качестве доказательств, психоаналитик приводит данные о том, что до начала пубертатного периода в организме ребенка вырабатывается лишь небольшое количество половых гормонов.

Эта концепция подвергается критики со стороны фрейдистов, отмечающих, что половое созревание индивида не связано только лишь с формированием генитальных структур.

Споры об универсальности эдипового комплекса

Подверг критики универсальность концепции польский антрополог Б. Малиновский, отметив в своем научном труде «Секс и подавление в обществе дикарей», что для жителей Тробриандовых островов не характерно его проявление. Его слова были опровергнуты венгерским антропологом Геза Рохеймом, отметившим, что за 4 года, проведенных им на Сомали и в Австралии, он неоднократно наблюдал проявления эдипового комплекса, описанные в трактате Фрейда «Тотем и табу».

Критика в контексте шизоанализа

В своей работе «Анти-Эдип» создатели шизоанализа Жиль Делёз и Феликс Гваттари подвергли критики концепцию эдипового комплекса, охарактеризовав его как – «олицетворение репрессивного духа буржуазных семейных отношений». По их мнению, эдипов комплекс отличается ограниченностью и не способен объяснить сложные современные социальные структуры и процессы. Так же ими было отмечено, что фрейдовская концепция несостоятельна при лечении шизофрении и психоза.

Феминистская критика

Представительницы феминизма, в числе которых были Кейт Миллет и Джульетт Митчелл подвергали теорию эдипового комплекса критике за предположение имеющейся у женщин зависти к мужскому половому члену. Так же они отмечали, что данная концепция является продуктом «Викторианской эпохи», во время которой любое проявление женственности строго каралось и имеет своей целью угнетение женщин.


Эдипов комплекс

В качестве доказательной базы последователи феминизма приводили мнение о том, что у женщины не может возникнуть зависть к несуществующему у нее органу, поскольку она никогда не могла испытать преимущества от его присутствия.

Причины

Существует несколько теорий развития Эдипова комплекса и комплекса Электры. Нарушения психосексуального развития могут быть связаны с:

  • биологическая детерминированность и индивидуальные особенности эдиповой триангуляции;
  • страх потери любви;
  • погрешность в воспитании в виде чрезмерного балования ребенка, незамедлительного удовлетворения всех физических потребностей, а также наблюдения ребенком сексуальных сцен;
  • сильная привязанность к родителю, в том числе завистливая (у девочек к пенису) и необходимость оставаться с оберегающими фигурами – родителями;
  • чрезмерное желание единоличного обладания;
  • стремление оставаться ребенком или вернуться в материнское лоно;
  • фрустрация при отлучении от груди и развитие ревностного отношения к матери;
  • образ строгой «кастрирующей» деспотичной матери в садистском аспекте понимания ребенка.

Супер-Эго

Как мы уже разобрали в статье Эдипов комплекс у мальчиков

, по мнению Фрейда, страх кастрации побуждает мальчика отказаться от инцестуозных притязаний на мать. А как же девочка преодолевает эдипово желание, если ей
уже нечего терять
? Ведь
«нельзя говорить о кастрационной тревоге в настоящем смысле тогда, когда кастрация уже совершена»
(“
Торможение, симптом, тревога
”. Фрейд).

В этой связи, Фрейд вспоминает просто наказание

, которое «забыл» упомянуть в качестве меры воспитания мальчиков.

«Маленькая девочка, которая считает себя любимицей, предпочитаемой отцом, должна пережить однажды строгое наказание

, наложенное отцом, и чувствовать себя сброшенной с небес.» (“
Гибель Эдипова комплекса
”. Фрейд)

Преодолению Эдипова комплекса у девочки способствуют все другие факторы воспитания, которые Фрейд отнес к второстепенным

в преодолении Эдипова комплекса у мальчика. Разница заключается в
эффективности
, потому что, только страх кастрации, по мнению Фрейда,
«становится самой мощной движущей силой дальнейшего развития»
(“
Введение в психоанализ
”).

«С устранением страха кастрации отпадает и весьма веский мотив для образования Супер-Эго

… Эти изменения ‒ гораздо больше, чем у мальчиков, ‒ являются результатом воспитания,
внешнего запугивания
,
угроз утраты родительской любви
.» (“
Гибель Эдипова комплекса
”. Фрейд)

«В этих условиях должно пострадать образование Супер-Эго, оно не сможет достичь той силы и независимости, которые и придают ему культурное значение» (“Введение в психоанализ

”. Фрейд)

«Я говорю об этом неохотно, но не могу отделаться от мысли, что нормальный уровень нравственности у женщины ‒ иной. Супер-Эго никогда не будет столь неумолимо, столь безлично и столь независимо от своих аффективных источников, как мы этого требуем от мужчины. Характерные черты, которые критика издавна ставила в упрек женщине, что она менее способна испытывать чувство справедливости, нежели мужчина, что она менее способна подчиняться настойчивым жизненным необходимостям, что она в своих решениях чаще руководствуется нежными и враждебными чувствами ‒ эти характерные черты находят себе достаточное обоснование в вышеприведенной модификации образования Супер-Эго женщины» (“Некоторые психические следствия анатомического различия полов

”. Фрейд)

Можно понять, почему Фрейд пришел к таким выводам, наблюдая за женщинами своего времени и своими пациентками. Ведь, правда, женщины среднего и высшего класса были избалованными, инфантильными, не работали, поэтому Супер-Эго у них было неразвитым. Однако в дальнейшем Фрейду довелось убедиться, что это не является правилом. Так его пациентка и близкий друг Мария Бонапарт, деятельная и ответственная женщина, спасла его и его семью от неминуемой смерти в концлагере, вывезя их из Австрии в Англию. И, между прочим, у Марии Бонапарт тоже не было пениса. Жаль, что на основании этого Фрейд не сделал соответствующих корректив своей теории.

Симптомы

Согласно классическим представлениям психоанализа Эдипов комплекс характерен для особ мужского пола. Его манифестация начинается с возникновения у мальчика сексуального влечения и либидиозных желаний к собственной матери или замещающей её фигуре на фоне одновременного чувства враждебности и ревностных побуждений по отношению к родному или приемному отцу. Страх и ожидание наказания от отца, к примеру, способом кастрации, заставляют ребенка совершать попытки скрыть враждебные и инцестуозные побуждения. Страх кастрации играет важную роль в психической жизни мальчика, он стимулирует формирование особой инстанции — особого Сверх Я, воздействие которого способно подавлять инцестуозные побуждения и сексуальное влечение к своей маме. Так стимулируется идентификация себя с родителем.

Что касается девочек, то по Фрейду, у них также могут возникать аналогичные первые ранние инцестуозные побуждения по отношению к матери. Но, когда в 2-3 года девочка осознает, что у нее отсутствует пенис, то начинает возникать так называемое чувство «зависти к пенису». Воздействие такой невротической проблемы инициирует усиление завистливой привязанности в отношении отца и возмущенной обиды на мать. Ребенок начинает видеть в маме соперницу, которая претендует на взаимную любовь отца. В итоге, внутренний конфликт может разрешаться посредством попыток компенсировать свою неполноценность благодаря возможности забеременеть.

Помимо психологических проблем, повышенной тревожности, депрессии, замкнутости, психозов и неврозов у особ с неразрешенным Эдиповом комплексом развиваются органические нарушения, например, импотенция или фригидность во взрослых взаимоотношениях в связи с подавлением либидиозных желаний. Проявления неврозов у взрослых выражается в виде различных зависимостей, ненасытности, собственничеству и ревностью к различным объектам.

Между Эдипом и нарциссизмом (идентификация и роль отца)

Е.В.Жалюнене

КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ

Использование идентификации в психоанализе поднимает множество проблем — как теоретических, так и практических. Идентификация есть результат двух противоположных функций, одна из которых — нестабильность, смещение; игра, другая — непрерывность и постоянство (Я есть осадок идентификаций). Как примирить эти две функции? Меня интересует изменение парадигмы, которая вводит переход от идентификации нарциссической, необходимой на определенном этапе, к идентификациям вторичным, постэдиповым, о которых мы говорим только во множественном числе и которые позволяют в одно и то же время сохранить объект и покинуть его. Из способа выражения влечений и даже структуры фантазма, как З.Фрейд описывал это в «Толковании сновидений», идентификация становится в его работах после 1920 г. создательницей Я. З.Фрейд связывает ее с инвестицией объекта, которая есть первое выражение аффективной связи с ним, предшествующее любому выбору объекта.

Он настаивает во многих работах на первичном характере идентификации, возникающей до любого инвестирования объекта. На этом основании мы можем сделать вывод о том, что первичная идентификация в противоположность всем другим не есть продукт потери. Мне кажется, что это утверждение вводит некоего «третьего» с самого начала. Идентификация первична, и самая первая идентификация, как пишет З.Фрейд в «Психологии масс и анализе человеческого Я», — это идентификация с отцом личной предыстории, за которым скрывается Идеал Я [5]. В 1914 г. в работе «О нарциссизме» З.Фрейд впервые пишет о фантазме примитивной сцены [2]. Это делает идентификацию с отцом связующим звеном между нарциссизмом и эдипом.

С точки зрения психоанализа мать рассматривается ребенком как имеющая живот, грудь, кожу, запах, отец — как имеющий функцию. С одной стороны, телесная реальность, с другой — абстракция функционирования. Между ними — ребенок в полной от них зависимости. Итак, субъект может появиться только при наличии объекта. На мой взгляд, прав М.Оди, который вопрошает: «Можно ли думать о наших пациентах, о нас самих без ссылки на эдип как на внутреннюю опору, кадр, за пределами которого больше нет мысли?»

Необходимо поставить акцент на том, что существуют не только два объекта с самого начала, но и два различных способа инвестирования: инвестирование влечений и идентификация. Оба способа инвестирования имеют смысл лишь в связи с объектом, так как идентификация, создательница Я, — это еще и судьба влечений. В «Я и Оно» З.Фрейда проблема идентификации не решена полностью, так как речь идет только о вторичной идентификации. «Это — идентификация с любимыми родителями раннего детства, — пишет З.Фрейд, — и это интроективная идентификация, которая связана с разрешением эдипова комплекса, т.е. отказом, хотя бы частичным, от инцестуозных объектов» [6]. Здесь подразумевается проделанное горе по этим объектам.

По поводу механизма интроекции З.Фрейд обращается к модели меланхолической интроекции, характеристикой которой является провал горевания. Это горе, которое не пережито и не могло быть пережито вследствие сильной сепарационной тревоги или недостаточности объекта. Потерянный объект интроецирован в Я, но он закрывает Я (тень объекта ложится на Я), не будучи в него ассимилированным. Поэтому З.Фрейд говорит здесь о нарциссической идентификации, которая подразумевает смешение идентичностей субъекта и объекта. Отказ от идентификации нарциссической в пользу идентификации интроективной — главная экономическая проблема анализа.

Сепарационная тревога продуцирует постоянную беспомощность на всех последующих этапах развития. Отсюда могут возникнуть наиболее патологические аспекты первичной сцены, связанные с сильной завистью, вызванной фантазмом о непрерывном коитусе родителей, которые не расстаются никогда. Два типа инвестирования объекта, о которых говорилось выше, безусловно, регулируют этот процесс. Важным является то, что влияние одного объекта ограничивается существованием другого. Только одним своим существованием праотец ослабляет телесную связь с матерью, дает смысл ненависти, которая направляется на то, что ограничивает удовольствие и кристаллизует в личности связь между ненавистью и защитой. Ограничения, носителем которых является отец, гарантируют с самого начала возможность инвестировать объект без опасности потеряться в нем.

Ален де Мижолля рассуждает о процессе идентификации в терминах бессознательных идентификационных фантазмов [10]. Первый фантазм можно назвать «Быть Всем» или «Я есть грудь», что выражается в последствии в виде ностальгической мегаломании. Этот фантазм находит свою точку отправления и в то же время опровержение в галлюцинаторном удовлетворении. Разочарование связано с продолжающимся болезненным напряжением, конец которому может положить только объект. Субъект, рожденный вследствие провала этого фантазма, вынужден признать: «Я не есть Все». А также объекта первой идентификации, создающей его Я, которое с этого времени будет субъектом, выражающим фантазм.

В «Я и Оно» З.Фрейд описал данную идентификацию и отнес ее к рождению «Идеала Я», так как позади него прячется первая и наиболее важная идентификация с отцом из личной предыстории, которая выходит из филогенетических следов отца первобытной орды [6]. Нарциссические корни всемогущества принадлежат ему, не имевшему либидонозных связей, не любившему никого, кроме себя, и использовавшему других для решения своих потребностей. Эта нарциссическая идентификация захватывается ребенком как крайне необходимая, позволяющая стать большим; идентификация с тем, кто ускользает от всемогущества первой соблазнительницы, объекта первой и наиболее сильной любви.

Мой пациент Евгений, отец которого был алкоголиком и занимал очень скромное место в семье и в воспоминаниях матери после смерти, идеализировал свои отношения с мужчинами, которые были старше его, и сочинял рассказы о своих мужественных отношениях с ними. Эти рассказы защищали его от матери, соблазняющей и использующей. Его фантазматическая активность оставалась спрятанной от матери и давала некоторую автономию. В процессе анализа он воображает себе встречу со своим прадедом, о котором он знает, что тот был богатым московским купцом: «Я иду по Петровке и вижу пожилого мужчину, которого тут же узнаю, и он мне говорит: «Итак, мой внук, расскажи мне, чего ты достиг?». И когда я все рассказываю, прадед говорит: «Я узнаю тебя, внук, я горжусь тобой!» Они идут покупать себе дорогие костюмы в Петровский Пассаж. Евгений плачет, представляя себе эту встречу со своим нарциссическим дублем — защитником, который помог бы ему сделаться лучше, чтобы соблазнить меня, и который одет, как и он, в прекрасный костюм, чтобы мною пренебречь.

Это происходило в то время, когда Евгений, девственник 24 лет, познакомился с девушкой Евгенией и вступил с ней в любовные отношения, приносящие удовольствие, и пронизанные садомазохизмом. «Наши мысли и желания полностью совпадают», — говорит он. Соблазнение идеальным прадедом, которому внук поддается, чтобы соблазнить объект, это структурирующая идентификация, которая вводит идентификацию с эдиповым отцом. Оставаясь в своей проективной идентификации, Евгений говорит, что он намерен расстаться со своей Женей, так как уже помог ей справиться с ее мазохизмом, показал ей, что можно красиво одеваться и быть женщиной. Но ее мазохизм слишком велик, и оставаться с такой женщиной, как она, все равно что играть в шахматы с самим собой. В это время он делает отреагирования в анализе, покупает проституток и ведет с ними душеспасительные беседы. Мой гонорар абсолютно эквивалентен той цене, которую он платит проститутке, анализируемой им. Евгений все же мечтает о женщине «настоящей, рыжей и непредсказуемой», которую он обязательно встретит.

Нарциссическое соблазнение, осуществляющее идентификацию с идеальным дедом, мне кажется очень деликатным моментом для проработки в анализе пациентов-мужчин, так как оно может усиливать фаллические или фетишистские защиты, вызывающие застывание ситуации. Когда защита против влечения к объекту минует свою цель и приводит к дезобъектализации, идеализация всемогущественного праотца становится самодеструктивной.

В «Скорби и меланхолии» З.Фрейд оставляет недоработанной концепцию нарциссической идентификации со смешанностью идентичностей — субъективной и объективной [3]. М.Кляйн разработала концептуальный подход к этому типу идентификации и назвала ее «проективной идентификацией», так как этот способ защиты включает проекцию, через которую субъект может отторгать определенные части себя. В то же время идентификация с этим объектом характеризуется смешением психической и даже физической идентичностей с объектом, на который делается проекция. Проективная идентификация — наиболее типичная форма идентификации нарциссической. Ряд авторов — А.Грин, Ж.-Л.Доннэ [1, 7] и другие — подчеркивают, что первичная идентификация с отцом личной предыстории предопределяет структуру в рассуждениях об идентификации и формировании Я. Мы видим двойной характер проявления личности: с одной стороны, тело и его частичные влечения к первичному объекту (обязательно частичному), с другой — первичная идентификация с объектом, который является целостным, тотальным, так как помещается в регистре бытия.

Ж.Кристева использует лирические термины применительно к первичной идентификации, говоря об освещающей, яркой роли отца в личной предыстории [8]. Воображаемый отец выявляет, что ребенок все же недостаточен для матери, есть кто-то другой, на кого направлено ее желание. Благодаря этой недостаточности, этой дистанции репрезентация фантазма желания находит место для своего распространения, и воображаемый отец становится тем, кто дает смысл этому фантазму. Это необходимая идеализация, пишет Ж.Кристева, и здесь она видит большие возможности для аналитика. Принадлежность к человеческому роду — это другой регистр жизни. Человеческая реальность идентифицируется с бессознательной категорией — отцом. Эта реальность дает нарциссические гарантии каждому индивидууму как части человеческого рода. Двойная идентификация, предшествующая всем другим и общая для обоих полов, анонсирует постэдиповы идентификации, которые позволяют сохранить объект в постэдиповых идентификациях Сверх-Я. Дуализм, постоянно оживляющий учение З.Фрейда, находится в оппозиции к двум видам инвестирования, взаимная регуляция которых очевидна. С одной стороны — инвестирования матери, как необходимого объекта для физического выживания, источника первых возбуждений и аутоэротизма, с другой — идентификации с отцом — носителем идеала, обещающим большое будущее. При этом сила одного объекта ограничивает силу другого, так как речь идет о родителях детства, о бисексуальности, об оппозиции инстинкта самосохранения и сексуальных влечений, влечения к жизни и влечения к смерти, укрепления связей и их разрушения. Крайняя степень нарушения этого дуализма проявляется в меланхолической идентификации, угрозе возвращения Я к первичной нарциссической идентификации как к реализованному инцесту.

Размышления З.Фрейда по поводу меланхолии везде обнаруживают невообразимую тоску по материнскому объекту. Вопрос: по причине какой слабости отца Ж.Kpистева выдвигает гипотезу, что сублимация рождается в меланхолии? Это подтверждают многие писатели, среди которых — мой любимый Ф.М.Достоевский. «Но прекрасное, может ли оно быть грустным? Красота… связана ли она с эфемерностью и горем? Или прекрасный объект возвращается каждый раз после деструкции и войн, чтобы показать, что жизнь торжествует над смертью, что бессмертие возможно? Прекрасное, искусство… есть ли это идеальный объект, который никогда не разочарует либидо. Или прекрасный объект появляется как абсолютная и неразрушимая репарация объекта, который оставляет, который бросает, ставя себя с самого начала на почве, отличной от либидинальной, так загадочно притягивающей и обманывающей. На месте смерти или для того чтобы не умереть от смерти другого Я создает или, по крайней мере, ценит искусство, искусственное, идеал, что-то, что находится по ту сторону, прекрасное, которое может заменить все бренные ценности. Откуда приходит черное солнце меланхолии? Откуда открывается этот поток грусти, эта невыразимая боль, которая захватывает нас время от времени, заставляя терять вкус слов, действий, вкус жизни в конце концов? Безжизненная жизнь, готовая каждую секунду накрениться к смерти. Смерть — месть или смерть — освобождение? Переживание по поводу замедления ритма жизни или ее остановки. Отсутствие смысла других, чуждость, случайность наивного счастья, рождают во мне высшие мгновения моей метафизики. На границе жизни и смерти рождается горделивое чувство, связанное с переживанием абсурдности связей и самого существования. Моя боль, скрытая сестра моей философии, ее немая сестра. Без предрасположенности к меланхолии нет психического, а есть одно только отреагирование. Искусство и исследования есть сублимация потерянной вещи или в другой терминологии — частичного объекта. Через поливалентность знаков и символов, которые, с одной стороны, размывают значение, а с другой стороны, показывают множественность связей, дают шанс вообразить то, в чем отсутствует смысл. Идентификация с идеалом, который дает возможность вытеснить стыд, связанный с нарциссической раной, или вину за месть. Наша способность к воображению — это способность привносить смысл в то, что связано с его потерей в смерти. Живучесть идеализации, воображаемого — это и чудо и распыление чуда, иллюзия, сон и слова, слова, слова… Она подтверждает всемогущество временного, того, которое умеет говорить до самой смерти«.

В анализе девочки проработка идентификации с отцом предыстории имеет большое значение. Ее первый объект любви похож на нее, больше заряжен оральностью, так как ничто не вносит различия между ними. Мальчику же, обладателю пениса, большую независимость дает аутоэротическая инвестиция пениса. Для девочки идентификация с фаллическим отцом важна по двум причинам: чтобы установить свой нарциссизм в значении фаллической завершенности, несмотря на отсутствие пениса, и чтобы позволить себе освободиться от первичного объекта. Идентификация в смысле признания, которую устанавливает фаллический отец, поддержка ее десексуализированной деятельности, открытие пути для сублимации, которую она подразумевает, важны для девочки, для установления ее нарциссической неуязвимости. Это дает возможность сепарироваться от оральной или анальной матери в смысле вторичной идентификации, синтонной ее женскому полу и возникающей не на основе идеализации пениса, а на основе разницы полов.

Здесь важно разделить фалличность на притязания девочки и зависть к пенису. Первое представляет собой идентификацию, второе — фетишизацию пениса, которая ведет к ингибиции умственной деятельности, что связано с сексуализацией идентификации с фаллическим отцом и достоинствами, ему принадлежащими. Идентификация с отцом помогает обойти этот рок зависти к пенису. В 1923 г. в «Инфантильной генитальной организации» З.Фрейд писал: «Для двух полов есть только один генитальный орган — мужской. Таким образом не существует примата гениталий, существует примат фаллоса. Другими словами, фаллос — это не мужское, это нарциссическое. У девочки большая предрасположенность к меланхолии, к опасениям быть закрытой первичным объектом. Нарциссическая идентификация может оставаться скрытой, так как она предполагает синтонность половой идентичности — фаллическую идентификацию мальчика с отцом и меланхолическую идентификацию девочки с матерью» [4].

О вторичных идентификациях нельзя говорить иначе как во множественном числе. Идентификация с фаллическим отцом, параллельная инвестиции материнского объекта, не может не привести к конфликту. Появляется амбивалентность, присущая идентификации, то что можно предвидеть у Евгения, о котором говорилось ранее. Из защитника отец превращается в запрещающую фигуру, кристализирующую ненависть. Происходит отказ от нарциссической идентификации с идеализированным отцом, его дезидеализация в пользу идентификации с тем, кто обладает матерью в сексуальных отношениях. Вторичная идентификация с эдиповым отцом — это идентификация с отцом, имеющим влечения и больше не являющимся самодостаточным. Для него важен женский объект, женственность, что предполагает желание и кастрацию. Это показывает сыну не только кастрацию отца, но и матери, объект инвестиции отца. Я не останавливаюсь на эротических чувствах сына к отцу, так как остаюсь в регистре идентификации с отцом, но замечу, что вследствие этих чувств формируется женская идентификация, которая возвращает к матери, но не как к первичному объекту, а как к матери эдиповой. Материнская женственность — это еще и средство приближения к эдипову отцу.

«Почему постэдиповы идентификации не являются идентификациями меланхолическими?» — вопрошает З.Фрейд. Потому что они двойственны и каждая из них противодействует другой и подтверждает ее частичный характер. Двойственные идентификации — и больше нет объектных отношений с протагонистами первичной сцены. Отказ от эдипа открывает дорогу в личное будущее, способствует в преемственности поколений и дает роль актера на сцене. Личность обречена на борьбу за свое место в мире, который существовал до него, на отказ от фантазма «Быть Всем» через фантазм «Быть уникальным», пишет Ален де Мижолла. И далее он продолжает: «Под бременем эдипова комплекса, понятия разницы поколений, конфронтации с фантазмом примитивной сцены и открытия анатомической разницы полов нарциссизм ребенка претерпевает новые разочарования. Чтобы это компенсировать, сага о родителях заполняет нарциссические трещины в репрезентациях себя самого через схожесть с родителями. Фантазм „Быть уникальным“ превращается в „Я как другие“. Этот фантазм выражается в конформизме детей школьного возраста. Эти другие приходят в идентификациях как поддерживающие или как соперники» [10].

Желание одного эдипова объекта к другому дает смысл субъекту. Нет символической функции отца без женщины и его желания к ней. Отец, таким образом, вводит разницу полов, в которой и состоит весь смысл. Субъект находит себя, находит смысл через фантазм примитивной сцены. Как пишут Ж.Лапланш и Ж.-Б.Понталис, «это есть сценарий с множеством входов, в котором субъект находит свое место» [9]. Добавим, что он является кристаллизатором психической деятельности. Будучи вытесненным, этот сценарий становится объектом символизации. То, что не символизировано, приходит снаружи, если вспомнить фрейдовского «Человека с волками», где кастрация отрицается. Если сценарий первичной сцены строится, отталкиваясь от аутоэротизма субъекта, который ему позволяет фантазматически переживать все роли в сцене, активно их воспроизводя, то у субъекта появляется возможность выхода из первичной сцены. Это можно выразить в терминах идентификации, что и сделал З.Фрейд в 1928 г.: «Идентификация удовлетворяет инстинктивные желания, трансформируя Я в желаемый объект таким образом, что Я представляет собой в одно и то же время субъект, который имеет желания, и желаемый объект». Итак, напрашивается вывод, что для организации психики не нужно ничего, кроме существования фантазма примитивной сцены.

Приведу пример расщепления. Пациентка заявляет: «Я не могу представить свою мать в сексуальных отношениях с отцом, я думаю, их не было. Мужчины, которые приходили к ней после развода с отцом, мучили ее. Утром я боялась увидеть труп в ее комнате. Я часто представляю себе своего отца, разрезанного на куски». Эта двойная садистическая примитивная сцена не может быть определена иначе как отрицание. Позже пациентка говорит: «Я не существую, у меня нет своих желаний». Это заставляет меня спросить: «Вы чувствуете себя пустой, не существующей, чтобы уничтожить отношения между родителями, которые вам дали жизнь»? Она плачет, потом после молчания, которое мне кажется интроективным, удивляется, поняв, что означает желание мужчины к женщине: «До сегодняшнего дня, когда я представляла себе супругов, я думала о двух лошадях, запряженных в одну упряжку». Можно ли лучше сказать об отрицании смысла родительских отношений? Пациентке трудно представить себя в этой сцене, пережить ее, чтобы занять свое место в преемственности поколений.

Другой пример — о слиянии. Ольга была связной в отношениях разведенных родителей, принося деньги матери, даваемые время от времени отцом на «воспитание дочери». Ей надо было выманивать деньги, следуя материнскому сценарию, составленному перед каждым походом к отцу. Возвращаясь, Ольга чувствовала себя измученной и не понимала, будучи в симбиотических отношениях с матерью, почему отец называет ее лицемерной. Дочь становилась носительницей плохой части матери и вступала в отношения с отцом, которого мать себе воображала.

В начале анализа, когда Ольга считала меня «истиной в последней инстанции» и ждала от меня инструкций для построения светлого будущего, она увидела сон — мать спокойно входит подземную шахту и выходит из нее, а Ольга не может. Я делаю комментарий: «Так же, как в наших с вами отношениях, из которых я могу выйти, а вы нет, вы остаетесь в одних и тех же отношениях с вашим отцом, следуя инструкциям матери». Все мужчины казались ей насильниками, которые хотят «только одного».

Следующий сон — Ольга на дне глубокой ямы, в которую погружена палка, она понимает с ужасом, что ей не выбраться из нее. Комментирую, что можно было зацепиться за палку и подняться вверх. Ольга удивляется и говорит: «Странно, такая простая мысль не пришла мне в голову». Постепенно ее отношения с отцом меняются, она начинает ходить к нему чаще, чтобы посоветоваться или поделиться чем-то, и отец открывается ей с другой стороны.

Очередной сон, выкристаллизовывающий первосцену. Ольга видит беременную женщину (себя) на берегу большого озера, которая держит большую палку в своих руках. На вопрос, Зачем ей эта палка Ольга отвечает: «Чтоб погрузить ее в свою матку и разрушить ребенка, который там находится, меня». Ее отношения с мужчинами, удивительно напоминавшие ее отношения с отцом, начали меняться. Ольга говорит, что научилась их видеть и слышать. Она вышла замуж, но не могла забеременеть. Я высказала предположение: возможно, она думает, что, оставаясь «верной» своей матери, она сохраняет стерильность, так как у матери не было детей после нее. Заметив мою беременность, Ольга обрадовалась и, хитро улыбаясь, сказала: «Я думала, что мы здесь занимаемся с вами важным делом, а ваш муж без дела сидит в другой комнате. Но вы действительно можете выходить из наших отношений». Ольга закончила анализ и через год родила дочь. Я думаю об этой девушке. Сможет ли она отказаться от игры в матрешки, эти «русские куклы», как их называют во Франции?

Литература

  1. Грин А. Мертвая мать// Французская психоаналитическая школа/ Под ред. А.Жибо, А.В.Россохина. — СПб.: Питер, 2005. — С.333-362
  2. Фрейд З О нарциссизме// Фрейд З. Основной инстинкт. — М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛДТ», 1998. — С.128-154.
  3. Фрейд З. Горе и меланхолия// Фрейд З Основные психологические теории в психоанализе. — СПб.: Алетейя, 1998. — С.211-232.
  4. Фрейд З. Инфантильная генитальная организация (дополнение к сексуальной теории)// Фрейд З. Основной инстинкт. — М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛДТ», 1998. — С.123-127.
  5. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я// Фрейд З. Тотем и табу. — СПб. — М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛДТ», 1998. — С. 279-348.
  6. Фрейд З. Я и Оно// Избранное. — М.: Внешторгиздат, 1989. — С.370-398.
  7. Donnet J-L. Le divan bien tempere. — Paris: PUF, 1995.
  8. Kristeva J. Le soleil noir: dépression et mélancolie. — Paris: Gallimard, 1987.
  9. Laplanche J., Pontalis J.-B. Origine des fantasmes, fantasme des origins. — Paris: PUF, 1978.
  10. Mijolla A.de. Identifier-etre identifier-s identifier// Rev. franc. psychanal., 2002.

Эдипов комплекс у взрослых мужчин

Эдипову стадию можно рассматривать как нормальное свойственное большинству людей переживание, тогда как патологические последствия возникают в результате неспособности справиться со спутанностью эмоций и чувств, эдиповыми противоречиями – чрезмерной любовью к одному из родителей и ненавистью – к другому, невозможностью от них отделиться.

Очень важно для психологии мужчины на эдиповой стадии вместе с подавлением (вытеснением из сознания) своих низменных желаний начать перенимать черты отца и увидеть сходство именно с этой фигурой. Такому процессу способствует приобретение конгломерата различных ценностей и моральных установок, тактики гендерного ролевого поведения и понимания как быть мужчиной. В идентификации с отцом, важным оказывается удержание матери как объекта любви посредством замещения, ведь он обладает теми же атрибутами, которые нравятся матери в отце. Другим важным аспектом успешного разрешения эдиповой стадии является способность принимать родительские запреты и основы морали, формировать суперЭго — совесть ребенка. В целом симптомакомплекс в зрелом возрасте сводится к:

  • наличию проблем зрелой сексуальности;
  • формированию особенного супер-Эго, определяющего и контролирующего человеческое поведение, месторасположение чувства вины, совести и морали.

У взрослых мужчин Эдипов комплекс может проявляться:

  • дисгармонией в отношениях с людьми;
  • наличием экзистенциальных трудностей;
  • одиночеством;
  • повышенной тревожностью;
  • чувством неполноценности.

Лечение

Кабинет врача-психоаналитика или психотерапевта – это самое подходящее место для поиска способов лечения. Но главное, сам обладатель набора проявлений такого состояния психики, должен всеми силами стараться выйти из этого состояния.

Лечение закреплённого стрессами и нервозами Эдипова комплекса – это длительный и сложный процесс. Эмоциональная связь между детьми и родителями самая крепкая, и её разрыв невозможен. И преследование именно этой цели невозможно даже с применением лекарственных средств. Положительной динамики не будет.

В лечении Эдипова комплекса у детей может быть полезным яркий пример правильных семейных отношений, наличие рядом здорового, самостоятельного, умного мужчины. Когда нет чётко направленной положительной модели поведения, примером для подражания может стать не только отец, но и тренер или учитель, старший брат или друг, любимый актёр или спортсмен.

Для взрослых мужчин лечение Эдипова комплекса оборачивается серьёзной непрерывной борьбой со своим супер-эго. В данном случае совсем не просто вывести супер-эго из глубин подсознания, подчинить инстинкты тотальному и всеобъемлющему контролю. Но в результате этой борьбы рядом с матерью будет находиться не закомплексованный капризный ребёнок, а взрослый, адекватный, надёжный мужчина.

Эдипов комплекс у мальчиков

Развитие Эдипова комплекса у мальчиков начинается со всепоглощающего желания единолично обладать матерью как главным источником удовлетворения всех потребностей на фоне развивающейся эротической природы привязанности, при этом ребенок:

  • враждебно относится к отцу и его нежным проявлениям в сторону матери;
  • радуется и ведет себя хорошо, когда отец уезжает или просто отсутствует;
  • проявляет много нежности и обещает матери жениться на ней когда вырастет;
  • может иметь амбивалентные установки и одновременно проявлять большую нежность и к отцу;
  • отличается более капризным поведением и лабильностью психики;
  • игры и сновидения с эротическим подтекстом;
  • ребенок просится в туалет и спать с родителем, проявляет неприкрытое сексуальное любопытство и первые попытки соблазнения;
  • в более взрослом возрасте возможны навязчивые мастурбации и развитие кастрационной тревоги.

Проявление у мальчиков Эдипова комплекса связано с развитием завистливой привязанности к родителю может происходить двумя путями:

  • в связи с желанием поставить себя на место отца – ребенок начинается относится к матери как муж и тогда папа становится лишним — стоящим на их пути счастья препятствием;
  • когда у чада возникает стремление заменить мать и воссоединиться с любимым отцом — становится лишней мать, но сложности в «обыгрывании взрослых ролей» связаны с отсутствием знаний и четких представлений об удовлетворяющих любовных отношениях.

Как избавиться от Эдипова комплекса

Бороться с синдромом лучше при первых нездоровых признаках (скандалы, ссоры с отцом, посягательства на личное пространство матери), то есть этим должны заниматься родители. Что же делать тем, кто уже вырос, но комплекс остался с ними? Вот что:

  1. Установить доверительные отношения с другим человеком. Он может быть любого пола, возраста и статуса. Главное, чтобы всегда можно было выговориться ему, доверить самое сокровенное и при этом не быть осужденным.
  2. Построить такие отношения (дружеские или любовные), которые будут в полной мере отвечать потребностям в любви, принятии, значимости, заботе. Это нужно каждому человеку.
  3. Повышать стрессоустойчивость и учиться самостоятельно решать жизненные трудности, а не прятаться за юбку мамы или жены.
  4. Развивать навыки общения с друзьями и врагами, партнерами и конкурентами. Человек должен ориентироваться и сохранять самообладание, самоуверенность в любой ситуации.

Справиться с этим самостоятельно во взрослом возрасте практически невозможно, поэтому лучше обратиться к психотерапевту за профессиональным лечением.

Важно! В качестве профилактики развития комплекса родители должны четко, но мягко обозначить, что конкуренция с мамой или папой невозможна.

Эдипов комплекс у женщин (комплекс Электры)

Согласно теории Карла Густава Юнга, так как фрейдизм не способен адекватно объяснить аналогичный этап у девочек, когда они испытывают гомосексуальное влечение к матери — был введен термин «комплекс Электры», названный в честь дочери Агамемнона, которая согласно древнегреческой мифологии испытывала сексуальные желания к собственному отцу и враждебно относилась к матери. И несмотря на наличие сексуального подтекста такую форму психосексуального развития ученый связывал с символическим стремлением человеческой натуры обратиться к первоначальному источнику жизни.

Эдипов комплекс у взрослых женщин

В жизни каждого человека важными оказываются особенности взаимоотношений, эмоционального насыщения триады «мать-ребенок-отец». Важнейшим аспектом в психологии женщины становится не процесс полового развития маленького девочки, а переход из дуальных отношений «родитель-ребенок» в стадию сознательных отношений с другими людьми.

Как и у мальчиков, первым объектом любви у девочек является мать. Однако, когда девочка вступает в фаллическую стадию, она осознает, что у нее нет пениса, что может символизировать недостаток силы. Она обвиняет мать в том, что она родилась «дефектной». В то же время девочка стремится обладать своим отцом, завидуя, что он имеет власть и любовь матери. Со временем девочка избавляется от комплекса Электры путем подавления тяги к отцу и идентификации себя с матерью. Другими словами, девочка, становясь более похожей на мать, получает символический доступ к отцу, увеличивая, таким образом, шансы когда-нибудь выйти замуж за мужчину, похожего на отца. У женщин фаллическая фиксация, как отмечал Фрейд, приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя они могут иногда казаться наивными и невинными в сексуальном отношении.

Комплекс Электры у девочек

Возникновение у девочек сексуального притяжения к их отцам начинается на эдиповой стадии психоэмоционального развития и протекает аналогично, как у мальчиков. Все начинается с нежной привязанности к папе и желания устранить мать, заняв ее место. Девочки кокетничают и пользуются средствами весьма зрелой женственности. Однако, очень важно за образом прелестной маленькой девочки-кокетки не забыть родителям о серьезности ситуации и возможных тяжелых невротических проблемах, спрятанных за этой инфантильной ситуацией.

Для родителей очень важно осознать вред, который они могут причинить детям гиперопекой, попустительством при сексуальном возбуждении либо напротив установлением слишком большого количества запретов, в особенности в сексуальных вопросах. Рекомендовано в период, когда ребенок активно познаёт мир, не оставлять вопросы неотвеченными, чаще расспрашивать и объяснить, интересующие моменты. Дети должны знать, что спрашивать — это нормально и даже похвально. К тому же важно делиться с ними своими чувствами и переживаниями, заботиться об их регулярном общении с другими людьми социального круга.

Признаки комплекса в зрелом возрасте

  • Эдипов комплекс у взрослых мужчин выражается в невозможности отказаться от опеки матери. Даже обретая новую семью, мужчина не в силах оторваться от маминой юбки.
  • Его вполне устраивает, что мама до сих пор ухаживает за ним.
  • Если удаётся женить его, то взять в жены он чаще всего предпочтёт женщину старше себя. Похожую на мать если не внешне, то основными чертами характера.
  • Женившись, такой мужчина сделает всё, чтобы не допустить появления детей.
  • Если в семье всё же рождается ребёнок, такие мужчины будут ревновать жену к ребёнку.
  • Жена такого мужчины будет постоянно подвергаться сравнению с мамой, а мать будет постоянно следить за тем, как и что делается для её сына.
  • Внешне взрослый, сильный, привлекательный, сексуальный мужчина ведёт себя скорее, как маленький ребёнок. С детскими обидами и попытками кому-то что-то доказать. Чаще всего это выливается в борьбу с ветряными мельницами, но при этом требуя поощрения, как за героический поступок.
  • Самый опасный исход дела — инцест. В исключительных случаях, случается акт половой близости между матерью и сыном. Взрослый сын, превратившись в мужчину, вполне осознавая аморальность своего поведения, удовлетворён ощущением победы, получив самое вожделенное и запретное, и занимает, как ему кажется, законное место рядом с женщиной, которую он безумно любит практически всю жизнь. В этой ситуации, прежде всего, страдает мать, срываясь в бездну моральных проблем и угрызений совести, заходя в тупик противоборства собственных ощущений и морального самобичевания.

Иногда психоаналитики могут посоветовать в случае, когда ситуация дошла до инцеста, страдающей от нервного потрясения матери найти мужчину или даже создать новый брак, полагая, что появление ещё одного мужчины в доме поспособствует охлаждению страсти сына по отношению к матери.

Трудно сказать, чем руководствуются данные специалисты, но в реальной жизни такая ситуация может привести к ещё большим страданиям. Сын уже не уступит своего места рядом с матерью. Даже если у неё состоится брак.

И даже если какой-либо мужчина, или отец, если инцест произошел в полной семье, будут иметь интимную близость с женщиной, сын всё равно найдёт способы остаться наедине с матерью. Шантажом, упрёками, ультиматумами или угрозой суицида, он будет принуждать её к сексу. Сын обязательно будет искать способы избавиться от соперника, самоутверждаясь рядом с матерью.

Женщина при этом находится в зависимом положении. Выход может быть только один: необходимо идти к врачу. В противном случае тупиковая ситуации приведёт к тяжелым нервным расстройствам, депрессиям, в особо сложных случаях к попыткам суицида.

Диета при Эдиповом комплексе и комплексе Электры

Диета для нервной системы

  • Эффективность: лечебный эффект через 2 месяца
  • Сроки: постоянно
  • Стоимость продуктов: 1700-1800 рублей в неделю

Эдипов комплекс считается ядром всех неврологических проблем, поэтому крайне важно позаботиться о психологическом душевном равновесии и здоровье тела, обеспечив его сбалансированным питанием и правильными привычками (пить воду, достаточно спать, гулять на свежем воздухе и т.д.). Диетологи рекомендуют при этом строить рацион на диетичном мясе, субпродуктах, кашах, растительном масле, овощах и фруктах. Чтобы улучшить свое самочувствие следует добавить в меню:

  • черный шоколад;
  • разнообразие свежих фруктов и ягод;
  • зелень;
  • орехи;
  • морепродукты;
  • сыры.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]