Чувства и эмоции человека: откуда появляются, как их оценивать и применять в жизни

Психологи нередко подчеркивают, что главное условие успеха в социуме – это развитое чувство эмпатии. Оно находится в тесной связи с эмоциональной осознанностью. Без одного не может быть другого.

Если вы хотите понять окружающих и создать гармоничные отношения, то сначала нужно понять самого себя. Для этого необходимо рассмотреть эмоции объективно и узнать, откуда они берутся.


Такие разные эмоции на происходящее.

Откуда берутся чувства

Считается, что проявлять эмоции был способен еще первобытный человек. Появление чувств у животных и наших предков связано с необходимостью исследования мира ради выживания.

Изначально возможность ощущать какие-либо эмоции была лишь частью механизма самосохранения. Например, человек испытывал страх перед сильными животными, природными явлениями, глубокой водой и т. д.

Он был способен проанализировать и понять, что ягоды и фрукты – это хорошо, потому что они обеспечивают пропитание, т. е. выживание. Это вызывало радость.

В дальнейшем человек как вид развивался интеллектуально. Возникли новые системы, в первую очередь – социальная. Реакции стали более сложными, на их основе начали выстраиваться общины. Первобытные люди могли атаковать друг друга в пылу ссоры или из-за испуга.

Сейчас эмоции играют важную роль в нашей жизни. Скрытые негативные чувства, с которыми не удалось справиться, могут преследовать всю жизнь, мешать созданию семьи и конструктивному общению. И напротив, те, кто хорошо контролирует свои эмоции, лучше понимает окружающих и действует более продуктивно.

Чтобы научиться управлять своими чувствами, нужно понять, откуда они берутся и из-за чего появляются. Существует несколько теорий, но в результате все исследователи приходят к общему выводу: эмоции – это ответ на какие-либо события или обстоятельства.

Первый источник эмоций

Впервые испытывать и выражать чувства мы начинаем еще в детском возрасте, по данным некоторых ученых, – в утробе матери. Ребенок может пинаться, если ему что-то мешает. Он плачет, когда голоден, и кричит, когда испуган. В данном случае источником эмоциональной реакции является неудовлетворенная потребность организма.

С возрастом индивид учится приглушать подобные ощущения. Он уже не плачет и не кричит, когда хочет есть, спокойно терпит голод.

Однако если слишком часто злоупотреблять своим терпением, неминуемо возникнут последствия в виде психических расстройств. Например, отсутствие чувства безопасности приводит к стрессу, ухудшению сна, искаженному восприятию ситуации и т. д.

Второй источник эмоций

Одновременно с момента рождения или, по некоторым данным, формирования ребенка в утробе начинается социализация. Под этим термином подразумевают процесс адаптации индивида к окружающему миру.

Поскольку Homo sapiens представляет собой социальный вид, ребенок должен как можно быстрее подстроиться под общество. В противном случае он станет отшельником и изгоем, что оставит отпечаток на всей его сознательной жизни.

Социализация – второй источник эмоций. Чувства, связанные с ней, более сложные. В отличие от эмоций, обусловленных потребностями, с возрастом они усиливаются, а не угасают.

Сначала ребенок плохо распознает лица и голос окружающих, но уже учится узнавать близких. К 3-4 месяцам дети улыбаются при виде родителей, могут настораживаться, если к ним подходит кто-то незнакомый. Ребенок радуется, когда ему дают новые игрушки, и расстраивается в случае их поломки.

Эмоции, связанные с социализацией, остаются сильными в течение всей жизни. Взрослые люди ругаются и конфликтуют, если сталкиваются с противоположным мнением либо чувствуют, что их права ущемляют.

Отказ со стороны объекта симпатии вызывает расстройство, публичный позор – стыд. Лишь к старости выраженность «социальных» эмоций угасает, поскольку индивид невольно отделяется от социума. Он предпочитает проводить время в одиночестве или в тесном кругу семьи.


Эмоции, связанные с социумом, в определенное время имеют большое значение.

Третий источник эмоций

К первому году жизни ребенок начинает понимать, что он личность. Он ощупывает мамины руки и осознает, что это другой человек, не он. Этот процесс называется индивидуализацией. На этом уровне большое значение имеет характер ребенка, его привычки, особенности, навыки, природные склонности и т. д.

Когда приходит осознание, что все люди – разные, начинается самоанализ. В норме индивид сравнивает себя с другими, подчеркивает свои сильные и слабые стороны. Если на данном этапе возникают какие-либо перекосы, индивид делает упор на что-то одно.

Например, «нарциссы» хорошо видят свои сильные стороны и слабости других. В результате им трудно найти гармонию с собой и с окружающим миром. Меланхолики, напротив, замечают свои недостатки и преувеличивают заслуги других.

Из-за этого они становятся неуверенными в себе, мешают собственному саморазвитию, избегают интересных людей и стараются держаться подальше от социальных мероприятий. Таким образом, можно выделить третий источник эмоций – отношение к самому себе.

Взаимодействие эмоций на разных уровнях

Эмоции разных уровней способны взаимодействовать между собой и влиять друг на друга. Например, человек с адекватной самооценкой хорошо социализируется.

Он сам формирует свое окружение, избегает заранее неприятных ему собеседников, при необходимости – подстраивается под других. Чаще всего он более счастлив в браке, потому что лучше выбирает партнеров, не вступает в созависимость и работает над отношениями.

Другой частный случай – взаимодействие эмоций на уровне потребностей и социализации. Если в детстве ребенку приходится подолгу плакать, чтобы выпросить еду, то в дальнейшем он выстраивает отношения с окружающими исходя из этого опыта.

Он либо учится быть назойливым, либо просто видит недоброжелательность и даже угрозу в других. Это может повлиять на отношение к себе: индивид играет роль жертвы и с той же позиции рассматривает себя.


Колесо эмоция Роберта Плутчика.

Психология эмоций в Концепции Л.С. Выготского

Л.С. Выготский не оставил полного учения об эмоциях. В то же время, в ряде его работ можно найти достаточно подробную аргументацию по этой проблеме. Взятые вместе, они представляют достаточно полную картину представлений Выготского о природе и механизмах развития человеческих эмоций. Философски эти идеи основаны на идеях Спинозы и, в частности, на его принципе единства аффекта и интеллекта. Предшественником Выготского в развитии этого принципа в психологической науке является Курт Левин. Основные моменты подхода Выготского к проблеме эмоций следующие.

1. эмоции развиваются. Исходя из этого, каждая эмоция должна быть классифицирована только с точки зрения ее развития.

2. существует связь между аффектом и интеллектом. Каждой стадии в развитии мысли соответствует этап в развитии аффекта. Развитие мысли и чувств происходит от одного корня, аффективного действия младенца. Дальнейшее развитие аффекта продолжается: 1) по пути дифференциации эмоциональной сферы сознания с последующей дифференциацией внутри самой этой сферы; 2) в направлении изменения природы динамических процессов. Оба напрямую связаны с развитием мысли.

Таким образом, если в раннем детстве поведение ребенка можно охарактеризовать как «поле», а сознание характеризуется единым аффективным восприятием и действием, то основным симптомом кризиса 3-го года является нарушение единства аффекта и действия. Ребенок не действует непосредственно под влиянием аффекта, а действует вопреки своей склонности. По мере того, как зрительно-актуальное мышление ребёнка уступает место образному мышлению, развивается и аффективная сторона сознания. Это находит свое отражение, прежде всего, в обобщении внутренних процессов, что является одним из существенных аспектов изменений в дошкольном возрасте. В этот период происходит обобщение чувств: Возникает аффективная формация, связывающая единичный аффект как понятие с единым восприятием. Наконец, в подростковом возрасте формирование мышления с точки зрения понятий приводит к более глубокому знанию и упорядочению своего мира опыта.

Другой аспект изменений в аффективной сфере человека связан с тем, что каждая стадия развития мысли соответствует определенному характеру динамических процессов. Выготский отмечает, что конкретная мысль соответствует более костной и жесткой динамике, в то время как абстрактная мысль и воображение соответствуют более плавной и гибкой динамике. В связи с этим становится очевидной качественная специфика высших или тонких эмоций. Дифференциация эмоций и их более мягкий ход являются прямым следствием развития мысли.

3 Кроме влияния мысли на аффект, существует и обратное влияние аффекта на мысль. Это особенно очевидно: 1) каждая идея содержит в пересмотренном виде аффективное отношение человека к реальности, представленной в этой идее; 2) само мышление исходит из мотивационной сферы нашего сознания. По мнению Выготского, отношение мысли к слову — это живой процесс, «движение через целый ряд внутренних планов».

4. в патологии (например, шизофрении) ущерб интеллектуальным или эмоциональным аспектам сознания как таковому обычно меньше, чем патологическое изменение их корреляции.

Выготский выступает за принцип активного участия эмоций в общем развитии сознания. Влияет не только на развитие мышления и поведения ребенка, но и является мощным стимулом, побуждающим ребенка к поиску «уклонения от развития» при наличии врожденного дефекта.

6. деятельность играет важную роль в развитии эмоциональной сферы человека. Деятельность может влиять косвенно (в деятельности развивается в основном мышление, что, в свою очередь, вызывает изменения в аффективной сфере) и непосредственно, как это происходит, например, в игровой деятельности ребенка.

7. развитие аффективной сферы следует той же логике, что и развитие других психических функций. Развитие эмоций идет в направлении сознания.

8. Каждая эмоция — это функция личности.

Идеи Л.С. Выготского о природе эмоций и их развитии составляют неотъемлемую часть его конкретно-психологической теории сознания.

Простые и сложные эмоции

Эмоции можно классифицировать. Детально этим занялся К. Изард. Он разделил наиболее распространенные чувства на фундаментальные и комплексные.

К числу первых Изард отнес:

  • интерес;
  • радость;
  • удивление;
  • страдание;
  • гнев;
  • отвращение;
  • презрение;
  • страх;
  • стыд;
  • вину;
  • смущение.

Из всего списка лишь 3 чувства можно назвать положительными: удивление, радость и интерес. Остальные эмоции являются негативными, но необходимыми для приобретения опыта. Они отражают реакцию индивида на столкновение с новыми событиями, людьми и обстоятельствами и помогают сформировать мировоззрение.

Сложные чувства формируются из простых. Например, если верить классификации К. Изарда, агрессия – это смесь гнева и интереса. Если индивид нейтрален по отношению к объекту, он не вызовет у него негативную реакцию.

Любовь представляет собой смесь радости и доверия. Разочарование – это объединение удивления и грусти. Человек разочарован, потому что резко узнал что-то неожиданное, и это его расстроило.


Классификация фундаментальных эмоций К. Изарда.

Правило доминанты

Если смешиваются 2 или более чувства, начинает действовать правило доминанты: слабые эмоции подкрепляют сильные. Например, если вас беспокоит легкая печаль и удивление, последнее может перейти в изумление. Напротив, при возбуждении, предшествующем удивлению, и сильной грусти человек может начать испытывать горе.

Резкий звук испугает лежащего в кроватки ребенка, но вызовет лишь усиление сосательного рефлекса, если младенец ест. Чтобы пересилить аппетит, шум должен быть намного громче.

Правило доминанты всегда нужно учитывать при социальных взаимодействиях, т. к. оно оказывает большое влияние на состояние людей. Если кто-то попытается успокоить раздраженного человека или сделать для него что-то приятное, это может окончательно вывести его из себя. В состоянии разочарования трудно заинтересоваться чем-либо или обрадоваться чему-либо.

Чем чувства отличаются от эмоций

Ощущения — это наши переживания, которые мы испытываем через органы чувств, а их у нас пять. Ощущения бывают зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и ощущения запахов (наше обоняние). С ощущениями все просто: раздражитель — рецептор — ощущение.
В эмоции и чувства вмешивается наше сознание — наши мысли, установки, наше мышление. На эмоции влияют наши мысли. И наоборот — эмоции влияют на наши мысли. Об этих взаимосвязях подробнее поговорим обязательно чуть позже. Но сейчас давайте вспомним еще раз один из критериев психологического здоровья, а именно пункт 10: мы в ответе за свои чувства, от нас зависит какими они будут. Это важно.

Выражение чувств

В течение дня человек испытывает много разноуровневых эмоций. По этой причине он не отслеживает слабые, часто игнорирует их и никак не проявляет. Однако при переживании глубоких чувств оказываются задействованы мимические мышцы, система гормонов и т. д.

Влюбленный человек при виде объекта симпатии начинает краснеть из-за активной циркуляции крови. Последняя усиливается из-за выделения гормонов надпочечниками. Мышцы невольно напрягаются. При сильных чувствах человек может попеременно бледнеть, расправлять плечи или, напротив, сгибаться.

В подобных реакциях кроется одна опасность. При визуальных проявлениях эмоций единственное, что можно утверждать, – это то, что чувство сильное. Судить о его характере, не зная самого человека, невозможно.

Набор реакций и оттенков чувств для каждого индивидуален. Чтобы научиться хорошо определять эмоции, нужно понимать того, перед которым вы находитесь.

Чтобы изучить кого-либо, нужно наблюдать за ним в течение длительного времени. Необходимо анализировать эмоции человека, отмечать его реакции на наиболее простые раздражители. Чем чаще вы будете проявлять эмпатию, тем быстрее начнете понимать собеседника.

Однако даже при длительных отношениях будут оставаться «слепые пятна»: те области, реакции в которых вы либо не будете понимать, либо истолкуете их неправильно. По этой причине никогда нельзя уверенно утверждать, что человек ощущает какие-либо эмоции. Особенно это касается едва знакомых людей.

Удивительно, но иногда подобное незнание распространяется на нас самих. Люди привыкают машинально судить о своих эмоциях, не подвергая их самоанализу.

Они путают перевозбуждение с гневом, любовь с привязанностью, неудовольствие со страхом и т. д. Из-за этого возникают проблемы, т. к. человек борется с одной эмоцией, пока другая набирает силу.

Перед тем как разбираться с любовными чувствами, необходимо разобраться, испытываете ли вы их. Полностью здоровый психологически человек редко путает любовь с привязанностью или зависимостью. При наличии даже незначительных, не угрожающих жизни и социализации отклонений возникает склонность к путанице и вступлению в нездоровые отношения.


Эмоциональное выражение чувств.

Как понять, любите ли вы человека

Считается, что о любви свидетельствуют:

  1. Забота. Это главный признак. Партнер внимательно относится к потребностям другого человека, хочет оберегать его и улучшать качество жизни.
  2. Свобода. Любящий человек никогда не станет силой удерживать другого рядом с собой, лишая его чего-либо. Самый простой пример – встречи с друзьями.
  3. Осознанность. Партнер понимает, на что готов пойти ради возлюбленного, а чего сделать не может. По этой причине он не дает несбыточных обещаний и всегда держит слово.
  4. Близость. Партнеры сближаются на всех уровнях: эмоционально, духовно, интеллектуально и физически. Они подстраиваются под привычки друг друга, невольно разделяют вкусы и интересы.
  5. Уважение. Партнер может быть не согласен со своим избранником, но он всегда выслушает, поймет и примет его точку зрения.
  6. Доверие. Человек не предъявляет своему партнеру обвинений по любому поводу. Без доверия любовь невозможна, т. к. даже небольшие и беспочвенные подозрения накапливаются и отравляют чувства.
  7. Бескорыстность. Партнер старается для своего возлюбленного без желания извлечь какую-либо выгоду. Он не считает, кто сколько вложил в отношения.
  8. Ответственность. Человек берет на себя обязательства, связанные с партнером. Иногда это заставляет его отказаться от каких-либо своих пожеланий и возможностей.
  9. Развитие. Любовь выступает в качестве мотивации. Партнеру хочется развиваться в таких отношениях, не сдавать позиции, быть самым лучшим для избранника. Одновременно это позволяет дополнительно улучшить качество жизни.
  10. Перемены. Любящие партнеры не боятся что-либо менять вне контекста. Они могут, например, резко решить переехать. Переживания будут больше связаны с самим переездом, а не тем, как это скажется на отношениях.

По этому списку можно проверить не только себя, но и других. Например, если в какой-то ситуации партнер предпочел личную выгоду, а не отношения с вами, с ним лучше расстаться.

Дополнительно для анализа своих чувств можно спросить себя о том, что вам нравится в партнере, какими качествами он обладает, все ли черты его характера вы принимаете.

Шансы на то, что вы испытываете любовь, выше, если изначально с избранником у вас были дружеские отношения. Особенно важно понять, ощущаете ли вы зависть и ревность по отношению к партнеру. Этих чувств не должно быть.

Эмоции не должны быть непостоянными. Задайте себе вопрос о том, как любовь влияет на вас. Чувства должны раскрывать вас как личность, а не разрушать.


Как знать – любовь ли это?

Сколько чувств у человека

Наверняка, вы не раз задавались вопросом о том, что конкретно вы чувствуете. Знали ли вы, что в действительности виды чувств не ограничены в количестве. А также тот факт, что каждая конкретная личность обладает собственный спектром чувств и эмоций. Здесь важно разделять наши физиологические и психологические чувства.

Чувств эмоциональной и психологической природы большое множество – подсчитать их с точностью невозможно. А с физиологическими все более конкретно. В настоящий момент выделяют 9 основных и базовых физиологических чувств человека:

  1. Зрение – орган чувств, который отвечает за восприятие окружающего мира;
  2. Осязание – анализ действительности посредством тактильных ощущений;
  3. Обоняние – восприятие запахов, которые позволяют составить анализ в отношении определенного предмета материального мира;
  4. Слух – получение информации посредством восприятия звука;
  5. Вкус – работа вкусовых рецепторов человека;
  6. Эквибриоцепция – способность человека удерживать равновесие;
  7. Термоцепция – возможность человеческого организма воспринимать температуру;
  8. Ноцицепция – возникающее на основе конкретных раздражителей чувство боли;
  9. Проприоцепция – способность каждого индивида ощущать себя в конкретном пространстве.


Существует большое количество социальных чувств человека

Сила чувств

Сила чувств отличает человека, живущего яркой жизнью, от окружающей его серой толпы. Впечатлить меланхолика-домоседа намного проще, чем того, кто предпочитает рискованные увлечения.

Если человек постоянно лежит в кровати и ничем не занимается, даже незначительные события будут вызывать у него большой отклик. При насыщенной жизни те же обстоятельства могут не спровоцировать никаких эмоций.

Сила чувств определяется высотой тех барьеров, которые человек преодолевает. Чтобы убедиться, достаточно рассмотреть простой пример: голод. Когда человек даже при небольшом дискомфорте сразу отправляется перекусить, пища не вызывает у него никакой эмоциональной реакции. Он не придает значения этому событию.

Если же перед этим человек был в длительном походе или вернулся после долгой рабочей смены домой, он получит большое удовольствие даже от простого блюда.

Разница связана с дискомфортом. Положительные эмоции возникают из-за резких контрастов. Это так же работает с длительным ожиданием: если человек над чем-то долго работает, он будет счастлив, получив результат. Однако здесь кроется опасность. При несоответствии затраченных усилий результату возникнет недовольство и даже фрустрация.

Главный навык счастливых людей – умение ставить перед собой адекватные задачи. Они должны быть достаточно масштабными и трудными, чтобы возник контраст. Однако нельзя перенапрягаться либо прилагать много усилий при минимальном результате. Сложность должна соответствовать награде.

По этой причине нельзя сразу переходить к интиму, если вы хотите выстроить долгосрочные отношения. Секс – это результат действий. Если действий еще не было, человек не будет воспринимать произошедшее как новую высоту. Сила его чувств не повысится. Напротив, она закрепится на низком уровне.

Более выгодной тактикой в данном случае станет флирт, разжигание страсти и одновременно ее сдерживание. Наибольший отклик вызовет переход на следующий уровень на пике чувств.

Важно не переусердствовать, т. к. длительное отсутствие развития отношений вызывает угасание эмоций и скуку. На фоне уже имеющейся фрустрации остановить этот процесс будет невозможно.


Легкий флирт способен перерасти в большой огонь страсти.

Тревожность

Эмоция отражает два компонента: степень понимания сути предмета и личное отношение к нему. Например, есть такие животные — лягушки — это наше объективное знание. В тоже время, они нам нравятся или не нравятся — в зависимости от опыта общения с отдельными представителями. Взаимосвязь этих двух компонентов эмоций позволяет человеку прогнозировать события. Люди имеющие неудачный опыт общения с лягушками будут ожидать от них плохого.

Способность прогнозировать на основе понимания объективной реальности и субъективного отношения к ней переносятся на всю жизнь и на отдельные ее сферы. Если человек привык мыслить позитивно, — его прогнозы благоприятные. Если он чувствует, что действия приближают к прогнозируемым событиям, тогда хороший настрой поддерживается и способствует другим достижениям.

Но бывают случаи, когда человек не может или не умеет составить прогноз, ощущает себя в ситуации неопределенности, — возникает эмоциональная реакция тревоги. Тревога может мобилизовать психику на поиск ясности, а может вызвать полное смятение и бездействие.

Отличие страха от тревоги заключается в наличии объекта. Когда человек боится, то всегда есть нечто, что вызывает чувство опасности. А тревога всегда субъективна, ее источник скрыт внутри человека. Если чувство страха соизмеримо размеру опасности, то ощущение тревоги — ничем не ограничивается. Причина неизвестна человеку, поэтому тревожность может увеличиться до космических масштабов и полностью парализовать его.

Тревога сопровождает людей, которые не уверены в своем будущем. Тот, кто не задумывается о целях, всегда подвержен тревожным состояниям. Важно понимать, что не существует другой опоры у человека кроме как цели жизни. Человек живет, только когда движется. Наличие денег, ресурсов, знакомств не избавляет от тревожности, если он не смог наделить свою жизнь смыслом. Целеустремленность — лучшее лекарство для избавления от тревоги.

Когда человек действует у него тоже может возникать чувство тревоги, но оно как раз будет выполнять мобилизующую функцию. Легкая тревога, которая проявляется в беспокойстве за результат дела помогает сконцентрировать внимание и довести дело до конца без ошибок и сбоев.

Возвышенность чувств

Второе свойство чувств – возвышенность. Она определяется ритмом работы центров головного мозга, их согласованностью. Чем ближе организм к состоянию гармонии, тем более возвышенные чувства.

На практике это связано с контрастами и полным списком испытанных ощущений. Физические чувства чаще всего низменные. Они сопряжены с дискомфортом.

Например, человек испытывает удовольствие от употребления пищи, если недавно был голоден, однако одновременно у него возникает чувство тяжести в желудке.

Возможность унять зуд приносит облегчение, но оно смешано с дискомфортом. Длительное воздержание от справления нужды усиливает как неприятные ощущения, так и удовольствие во время удовлетворения потребности.

Пример возвышенных эмоций – чувства, которые испытывает человек при прослушивании музыки. В этот момент никакого сопутствующего негатива не возникает, поэтому все мозговые центры работают в одном ритме, согласованно. Человек испытывает полное наслаждение, не испорченное каким-либо негативом.

Основу счастья составляют возвышенные чувства. В первую очередь они затрагивают социальные отношения с близкими. Чтобы понять, любите ли вы человека, достаточно проанализировать ситуацию и разобраться, вызывает ли у вас что-либо злость или раздражение.

Если вы, например, в чем-то подсознательно обвиняете вашего партнера и сердитесь на него, лучше сразу выйти из отношений. Вам не удастся восстановить уже разбитое.


Разрушенные отношения не восстановить.

Список самых частых чувств человека

Но какие чувства мы с вами испытываем чуть ли не каждый день? Какие процессы в нашем сознании являются постоянными и наиболее распространенными? Давайте рассмотрим наиболее популярные из них.

Любовь

Чувство любви является наиболее распространенным и свойственным для человека. Оно свойственно для людей с момента рождения. Первое такое ощущение и привязанность возникает к родителям, то есть маленький ребенок осознает близость к своим родителям и родственникам. Также оно свойственно нам в течение всей жизни – любовь к животным, любовь к природе, дружеская любовь, любовь к партнеру. Поэтому оно является многогранным и неотъемлемым для любой личности.

Чувство вины

Это уже характеризует негативные проявления чувственной стороны индивида. Чувствовать вину – это нормальное явление, главное, чтобы она не перерастала в психологическую травму, проблему, которая влияет на процесс социализации в обществе.

Чувство страха

На протяжении всей нашей жизни мы встречаемая с различными явлениями и людьми. К некоторым у нас возникает сильная и позитивная привязанность. К другим – страх, нежелание контактировать. Такое чувство возникает на основе различных факторов как социального и психологического, так и поведенческого характера. Например, страх может возникать на основании полученного жизненного опыта, или же по причине того, что конкретный человек ведет с тебя девиантно.

Восторг и радость

Это позитивные проявления нашей личности. Когда мы находимся в хорошей компании, среди знакомых и близких, мы смеемся, радуемся происходящему и пытаемся насладиться времяпрепровождением.

Доверие

Конкретно это ощущение является основанием для возникновения крепких межличностных связей – дружбы, любви, сотрудничества по работе. Доверие позволяет сказать, что вы можете положиться на другого человека. При этом важно, что такое чувство очень легко разрушается, то есть происходит «потеря доверия».


Для каждого человека свойственен свой спектр чувств и эмоций, которые возникают чаще всего

Что делать, если не удается создать долгосрочные крепкие отношения

В первую очередь нужно рассмотреть ситуацию непредвзято. Чаще всего люди, у которых не получается создать здоровые отношения, винят в этом партнеров.

Они думают, что им просто постоянно попадаются не те, кто им нужен. В действительности ответственность за выбор и дальнейшие действия лежит на самом человеке. Если он строит отношения не с теми, значит, проблема кроется в нем самом.

Пример сильного негативного фактора, влияющего на восприятие и поведение, – это низкая самооценка. Индивид может считать себя недостойным и не выступать в качестве инициатора.

В результате возникает двойственная ситуация. Человек с низкой самооценкой никак не проявляет себя, т. е. не рекламирует и не преподносит другим. Одновременно он не пытается завлечь кого-либо в отношения. Это может привести к длительному периоду одиночества.

Даже если в такой ситуации нашелся партнер, человек с заниженной самооценкой начинает отравлять отношения. Он думает о том, что его не могут полюбить, постоянно донимает возлюбленного допросами, в чем-то подозревает и т. д. Одновременно человек не инициирует расставание, т. к. боится одиночества. Ситуация усугубляется, если «случайным» партнером оказался тиран.

Существует множество факторов, которые мешают выстраивать здоровые отношения. Это неуверенность, склонность к гиперопеке, привычка плыть по течению и даже детские травмы.

Чаще всего создать крепкую семью не удается тем, кто не видел здоровых отношений между родителями в детстве. Можно самостоятельно дойти до проблемы в ходе долгого самоанализа, но лучше обратиться к психологу.

Он поможет избавиться от мешающей части программы и перенастроит на новый образ жизни. Создание семьи в данном случае станет не единственным приятным последствием.


Повышайте уровень своей самооценки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]