Акалькулия и дискалькулиястатья по математике на тему


Узнать больше о заболеваниях на букву «А»: Абдоминальная мигрень, Абсанс, Абсцесс головного мозга, Абузусная головная боль, Агнозия, Аденома гипофиза, Адренолейкодистрофия, Акалькулия, Акатизия, Альтернирующие синдромы, Амавротическая идиотия, Амиотрофия Верднига-Гоффмана, Амиотрофия Кугельберга-Веландера, Амнезия, Ангионеврозы, Аневризмы головного мозга, Аномалии развития головного мозга, Аномалия Киари, Аномалия Кимерли, Апаллический синдром.

Акалькулия – это нейропсихологический симптом, который включает в себя большое количество нарушений понимания чисел и совершения арифметических операций. Возникает акалькулия на фоне поражения различных участков в коре головного мозга, вызванных разными заболеваниями и патологическими состояниями.

Заболевание у людей может выражаться в разных проявлениях: одни не могут распознавать цифры зрительно или на слух, другие не способны понимать значения цифр, третьи – не могут выполнять вычисления согласно последовательности.

Данный нейропсихологический синдром выявляется на основании клинических особенностей после проведенных осмотров у специалистов, прохождения ряда диагностических мероприятий, а также простого арифметического тестирования. Лечебные мероприятия направлены, прежде всего, на устранение основного заболевания. Реабилитационные мероприятия включают в себя комплекс занятий по восстановлению умения проводить счетные операции.

Причины возникновения болезни

Вне зависимости от формы акалькулии, данная патология имеет непосредственную связь с поражением различных областей коры головного мозга. Причинами возникновения данного симптома могут выступать:

  • Цереброваскулярная патология. Болезнь может появиться как последствия инсульта, а также при хронической ишемии, которая приводит к деменции сосудов. И в том, и в другом случае, происходит поражение отдельных зон мозга, вследствие чего и возникает данный нейропсихологический синдром.
  • Черепно-мозговые травмы. Потеря способности совершать арифметические операции может быть связана с полученной травмой, в результате чего были образованы гематомы. Вид акалькулии будет зависеть от тяжести полученной травмы, а также от зоны поражения.
  • Нейроинфекции. Акалькулия может возникнуть, как осложнение перенесенного заболевания мозга.
  • Интоксикации. Нередко кора головного мозга поражается вследствие отравлений токсическими веществами.
  • Новообразования. К подобным нарушениям могут приводить любые новообразования, которые оказывают давление на кору головного мозга.
  • Дегенеративные заболевания ЦНС. Существует огромное количество патологических состояний, вследствие которых в коре головного мозга происходят необратимые изменения. К сожалению, многие из них неизлечимы.

В некоторых случаях такая патология встречается даже у маленьких детей. У малышей данный недуг имеет непосредственную связь с внутриутробными патологиями развития головного мозга.

Общие сведения

Существование специального центра счёта в головном мозге человека было описано в начале XIX века. Сначала медики предполагали, что он расположен в лобной доле, затем определили его локализацию на стыке теменной и затылочной долей доминантного полушария. В 1926 году немецкий физиолог Ганс Бергер предложил термин «первичная акалькулия» для обозначения расстройств счёта, обусловленных непосредственным поражением счётного центра, для отличия патологии от вторичных нарушений, наблюдающихся вследствие других корковых дисфункций. Нарушения счёта у детей носят частичный характер, зачастую являются результатом недоразвития когнитивных способностей, поэтому в практической неврологии обозначаются термином «дискалькулия ».

Патогенез


Счет – это сложнейшая функция ВНД человека. Центр счета имеет очень тесную связь со многими другими зонами коры. Только совместное участие этих зон позволяет совершать арифметические операции. При нарушения функционировании одной из зон и возникают проблемы со счетом.

Вследствие заболевания, травм или врожденных пороков, нейроны претерпевают дистрофические изменения, а иногда и вовсе погибают. Акалькулия развивается тогда, когда в патологический процесс вовлекаются участки мозга, ответственные за функции счета. Чаще всего, акалькулия является не единственным нарушением у больного, так как первопричины ее появления затрагивают и другие участки мозга.

Развитие заболевания у детей

В школьном возрасте около 5 процентов детей страдают дискалькулией. Это непонимание принципа счета, невозможность различать арифметические действия. Акалькулия идискалькулия взаимосвязанные между собой заболевания.

Об акалькулии речь идет в том случае, если ребенок был умственно развит, но утратил способность в результате травмы или заболевания. При дискакалькулии у ребенка теряется возможность обучаться любым арифметическим действием, а часто это сочетается с проблемой невозможности распознавания букв.

Дискалькулия у детей начинает развиваться с раннего возраста. Она выражается в том, что такого ребенка просто невозможно обучить каким-либо арифметическим действиям. Его мозг полностью отказывается воспринимать данную информацию. Чаще всего такое заболевание встречается у детей с генетической предрасположенностью. В итоге заболевание перетекает в умственную отсталость.

В школьном возрасте около 5 процентов детей страдают дискалькулией. Это непонимание принципа счета, невозможность различать арифметические действия. Акалькулия идискалькулия взаимосвязанные между собой заболевания.

Классификация

Принято различать два вида акалькулии согласно механизму возникновения: первичную и вторичную. Первичная появляется в результате появления определенных нарушений в зоне, ответственной за счет.

Вторичная форма патологии появляется вследствие поражения других зон, принимающих участие в арифметических операциях. Такой вид подразделяется на 4 подвида:

  • оптическая – люди имеют нарушения в распознавании чисел;
  • слуховая – имеются нарушения со звуковым восприятием цифр;
  • амнестическая – нарушения затрагивают слухоречевую память;
  • лобная – человек не может производить никакие арифметические операции.

Симптомы и признаки болезни


Патология может иметь те или иные проявления в зависимости от того, какая форму она принимает. Люди с первичной формой не способны понимать значения числа и не могут выполнять даже легкие арифметические операции.

Вторичная акалькулия всегда протекает вместе с другими расстройствами когнитивной сферы. Больные не способны назвать число, которое видят, путают похожие по написанию цифры. У таких пациентов возникает трудность с запоминанием. Они не могут даже в процессе многочисленных занятий выучить цифры от 0 до 10. При этом они понимают значение числа, способны воспринимать их на слух, могут выполнять несложные операции в уме.

Сенсорная форма патологии проявляется в значительных нарушениях узнавания названия цифр на слух. Люди не способны понимать услышанную речь, при этом очень много говорят сами – путают слова местами, разговаривают неразборчиво, поэтому их очень сложно, а иногда и совсем невозможно понять. При этом пациенты могут читать числа и понимать их значение.

Акустико-мнестическая проявляется в нарушении объема восприятия чисел, проблемах с их запоминанием. Такие люди допускают множество ошибок во время написания цифр, испытывают трудности как в счете, так и в самом понимании числа.

Люди с лобной формой заболевания не могут в правильном порядке проводить арифметические действия, даже если они совсем простые и были показаны неоднократно. При этом человек может считать в пределах 10, но не может складывать, вычитать, умножать, делить.

Способы профилактики

Предупредительные меры по профилактике дискалькулии можно проводить ещё в раннем дошкольном детстве. Прежде всего, следует провести максимально полную коррекцию имеющихся неврологических патологий. В раннем возрасте можно начинать обучение элементарной математике в игровой форме.

Родители должны наглядно демонстрировать своему чаду, как пересчитывать предметы, фигуры и выполнять элементарные математические задания, например, во время плавания можно предложить малышу посчитать синие шарики или поймать три красных шарика сачком. Обучая ребёнка счету, необходимо тщательно проговаривать названия цифр, в дальнейшем арифметических действий. Показывать количество предметов ребёнку можно на пальцах или с использованием мелких игрушек, предметов. Постепенно нужно учить малыша тому, чтобы он соотносил количество предметов с конкретной цифрой.

Чтобы у ребёнка не развилась операциональная дискалькулия, его нужно обязательно обучить правилам счёта и порядку математических действий. Для профилактики вербальной и лексической формы необходимо просить малыша при подсчёте говорить название цифр, а при рассматривании разнообразных фигур и других предметов — их цвет и форму. Родители должны следить за правильностью употребления тех или иных обозначений и при совершении ребёнком ошибок спокойно их корректировать, не используя жёстких наказаний.

Чтобы предотвратить возникновение дискалькулии в графической форме, необходимо уделять особое внимание развитию у ребёнка зрительной памяти, мелкой моторики, координации движений посредством пальчиковых и подвижных игр, собирания разрезных картинок, кубиков, пазлов, играть с мелкими деталями конструктора, нанизывать бусинки на шнурок, определять их форму и цвет. Очень эффективна в этом отношении продуктивная деятельность малышей – лепка, рисование, аппликация, изготовление поделок, оригами

Мамы и папы должны обязательно уделять внимание развитию мышления и памяти у ребёнка, и тогда, в будущем, возникновения дискалькулии можно будет избежать

Диагностические методы

Диагностика акалькулии имеет определенные трудности ввиду того, что она всегда появляется на фоне основного заболевания, поэтому важно выявить первопричину возникновения данного нейропсихологического синдрома и устранить ее. Для выявления акалькулии могут быть использованы следующие методы:

  • Сбор всего анамнеза. На этом этапе специалисты могут выяснить, вследствие чего возникла акалькулия и уже назначать необходимое лечение исходя из этого.
  • Первичный осмотр невролога. Специалист на приеме выявит характерную симптоматику, на основании которой определит возможный очаг поражения в мозге.
  • Осмотр психиатра. В обязательном порядке следует посетить психиатра больным с патологиями в психической сфере.
  • Арифметическое тестирование. Проводится с целью выявления формы патологии.
  • Магнитно-резонансная томография, МСКТ. Предоставляют возможность безошибочно визуализировать нарушения в коре мозга.

Общая характеристика нарушения

Заболевание разделяется на несколько видов, что упрощает выбор метода терапии.

Описание

Акалькулия и дискалькулия – это два различных состояния, хотя внешне они достаточно схожи. В первом случае речь идет о симптоме основной болезни, а во втором присутствует самостоятельное заболевание.
Акалькулия впервые описана патологом из Швеции Ф. Хеншен. Она развивается, если поражается отдел головного мозга, в котором находится центр, отвечающий за математические функции. Часто наблюдается сочетание данного состояния и сенсорной афазии.

Существует и противоположное состояние – синдром Саванта, при котором человек, наоборот, имеет уникальные чрезмерно высокие способности к математике.

Акалькулия и дискалькулия: отличия

Эти два нарушения, являющиеся одно симптомом, а другое самостоятельной патологией, по внешним проявлениям очень схожи. Поэтому без сбора анамнеза и общего обследования не всегда возможно сразу понять, какое из них имеет место.
В случае акалькулии лечение будет направлено на устранение заболевания или повреждения головного мозга, проявлением которых является данное состояние. Терапия при этом проводится не только логопедом при помощи упражнений, как в случае дискалькулии, но и врачами с использованием лекарственных препаратов.

Дискалькулия — Что Это За Болезнь?

Терапия

Все лечебные мероприятия направлены, прежде всего, на терапию основной патологии, которая была толчком для развития данного заболевания. Так, лечение состоит из нескольких этапов:

  • коррекция церебральной гемодинамики;
  • нейрометаболическая терапия;
  • мероприятия, направленные на предупреждение развития отека мозга;
  • прием психотропных препаратов.

Целью всех последующих мероприятий является устранение появившихся неврологических нарушений, в том числе способности производить арифметические операции. Сюда входят:

  • Проведение арифметических занятий. Существуют различные методики, направленные на коррекцию того или иного вида акалькулии, успешно применяемые на протяжении десятилетий. При систематических занятиях у большинства пациентов наблюдается положительная динамика.
  • Психотерапевтические занятия. Они проводятся с той целью, чтобы изменить отношение больного к появившимся проблемам, а также для того, чтобы позитивно настроить пациента на дальнейшее лечение. В силу того, что курс лечения довольно длительный, а иногда требуется проведение нескольких курсов, у многих больных возникают депрессивные состояния, чего ни в коем случае нельзя допускать.
  • Занятия с логопедом. Они показаны не всем пациентам, а только тем, у кого была диагностирована слуховая форма акалькулии.

Если болезнь возникла на фоне инсульта или травмы, прежде всего, проводятся все необходимые лечебные мероприятия в условиях стационара. Только после оказания пациенту в тяжелом состоянии всей необходимой медицинской помощи, после того как он пойдет на поправку, можно начинать реабилитационные мероприятия.

Иногда акалькулия протекает совместно с одним из хронических заболеваний, в таком случае больным показана медикаментозная терапия одновременно вместе с реабилитационной.

Как проводится коррекция дискалькулии

Коррекцию (лечение) проводят в поликлинике или специализированном медицинском центре. Этим занимаются следующие специалисты: психоневролог, невропатолог, детский психолог, логопед. Основное лечение проводится в игровой форме, могут быть использованы специализированные компьютерные программы и интерактивные занятия ребёнка со специалистом.

В среднем, для устранения проблемы требуется провести 30–90 занятий, в тяжёлых случаях их число доходит до 250.

Методы и упражнения для коррекции:

  • решение задач, приближенных к жизненным ситуациям (в магазине, в семье, на прогулке);
  • имитация предметов палочками, спичками, пуговками и другим подручным материалом;
  • создание педагогом схем, памяток, содержащих алгоритм выполнения заданий;
  • переход от вербального проговаривания своих действий во внутренний план;
  • измерение предметов линейкой, определение величины на глаз, взвешивание сыпучих предметов, измерение объёма жидкостей;
  • обучение автоматическому восприятию групп предметов до пяти штук, все составляющие группы должны иметь разный цвет и размер;
  • сопровождение решения задач рисунком, который выполняет ребёнок.

Различные игры для маленьких пациентов, страдающих данной патологией, направлены на обучение счёту и выполнению элементарных математических действий. Малыша обучают сортировке предметов по разнообразным характеристикам. После этого специалист помогает ребёнку осваивать простые математические задачи и действия. В ходе обучения необходимо добиться того, чтобы маленький пациент понял последовательность совершаемых им банальных операций и действий. Далее ребёнку объясняют, как правильно раскладывать числа и объекты на части, собирать их в единое целое.

Далее ребёнок учится правильно применять выученные термины и слова в быту, в разговоре с родственниками, сверстниками, друзьями

Особое внимание необходимо уделять переводу произносимых символов в письменную форму. Ребёнок должен обязательно научиться правильно писать числовые значения и арифметические знаки

Совместно с коррекцией дискалькулии необходимо также проводить развитие абстрактного и логического мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве и музыкальных способностей у малыша. Он должен учиться самостоятельно контролировать свои действия и способность грамотно распределять личное время. Вот пример нескольких упражнений:

Для лечения данного нарушения у ребёнка или взрослого врачи могут назначить определённые медикаментозные препараты, такие как Глицин, Кортексин и витамины группы B. Именно врачи, но никак не логопеды или дефектологи (к сожалению, они часто назначают препараты, хоть и не имеют на это права).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]