Мутизм – это как собака: все понимаю, но не могу ответить. Состояние характеризуется потерей способности говорить при сохранности слуха и функционала речедвигательного аппарата.
Своим названием термин обязан латинскому слову mutus, что в переводе означает «молчание». Патология встречается и у детей, и у взрослых, но чаще все-таки развивается в детском возрасте.
Симптомы мутизма
К основной симптоматике мутизма относится отсутствие или прекращение речи на фоне сохранности функций речевого аппарата и мозговых структур, отвечающих за понимание и воспроизведение речевых конструкций. Кроме этого для постановки диагноза собираются следующие данные:
- длительность отсутствия речи, движений, ответов на вопросы;
- наличие сильных эмоциональных потрясений;
- социальная изолированность в поведении;
- выражение своих потребностей и желаний жестами;
- потери сознания;
- травмы головы;
- асимметрия лица;
- ЗПР и нарушения речи;
- косоглазие и нарушение движений глазных яблок.
У одного человека не обязательно наличие всей симптоматики, чаще это сочетание пары нарушений, характерных для определенного вида мутизма.
Комплекс лечебных мероприятий
Не существует какой-либо универсальной методики по лечению психогенного мутизма, в каждом случае способы подбираются индивидуально, в зависимости от состояния пациента и причин нарушения. Основная цель лечения заключается в устранении последствий травмы и нормализации психического состояния больного.
В рамках терапии назначаются медикаментозные препараты из группы ноотропов и нейролептиков, могут быть рекомендованы антидепрессанты.
Также больному необходимо психотерапевтическое лечение, помощь в избавлении от тревожности и преодолении стресса. Кроме того, могут быть назначены и дополнительные мероприятия, например, массаж, лечебная и дыхательная гимнастика и прочее.
В большинстве случаев мутизм психогенного происхождения поддается лечению, а у больных есть достаточно шансов на полное выздоровление и полноценную жизнь в дальнейшем.
Виды и причины мутизма
Варианты мутизма отличаются не только своим проявлением, но также и причиной, вызвавшей данное нарушение. Выделяются следующие виды мутизма:
- Психогенный – возникает вследствие психотравмирующей ситуации либо в конкретных социальных условиях, которые вызывают у ребенка чувство страха или сильной тревоги.
- Кататонический – характерен для кататонического синдрома, представляет собой немотивированный отказ от общения (при расстройствах шизофренического спектра).
- Истерический – подсознательное желание личности привлечь к себе внимание окружающих, используя утрату речи (при диссоциациях).
- Акинетический – возникает вследствие нарушений целостности мозговых структур, органических, травматических или инфекционных поражениях мозга, опухолях и т.д.
Отдельно следует выделить избирательный мутизм, когда человек способен общаться с определенным кругом лиц. Наиболее распространено данное нарушение у взрослых. У детей встречается в возрасте от трех лет, когда речь считается сформированной.
Клинические проявления и симптомы
Диагностировать психогенный мутизм позволяет наличие определенных признаков, к основным симптомам относятся:
- отказ от вербального (речевого) общения;
- отсутствие заболеваний, вследствие которых нарушаются речевые функции;
- ясность сознания;
- сохранение способности излагать свои мысли письменно;
- применение невербальных способов общения.
Если немота сохраняется более 1 месяца, это говорит о мутизме. В некоторых случаях человек неспособен общаться только в состоянии волнения или утрачивает речь при контакте с определенным кругом людей.
Мутизм у детей
Детский мутизм изначально подразделяют на ситуационный, постоянный и тотальный. Обычно провоцирующим фактором возникновения этого нарушения в детском возрасте является травматическое психогенное воздействие и общий психологический климат в семье. Избирательный (элективный) детский мутизм возникает в возрасте от трех лет, часто диагноз впервые ставится в начале школьного обучения. Встречаются случаи, когда он самостоятельно проходит к десяти годам, но если его не корректировать, у ребенка сформируются вторичные речевые и психоэмоциональные нарушения: логофобия, логоневроз, социофобия, заниженная самооценка, тревожные и иные невротические расстройства. У детей с мутизмом, который не корректировали, ярко выражаются шизоидные и тормозимые черты, имеются трудности в интеллектуальном развитии и словесно-логическом мышлении.
Какие-либо физиологические нарушения при этом отсутствуют, поэтому мутизм можно воспринимать как пассивную форму протеста против новых норм общества или изменения социальных условий.
Психогенный мутизм, возникающий у детей вследствие перенесенных психологических травм, имеет иную специфику. Такое состояние возникает вследствие неготовности психики трансформировать полученный жизненный опыт и устанавливать актуальный ситуации контакт с окружающими. Военные события, психологическое насилие в семье, сексуальное насилие, присутствие при смерти близких людей и т.д. – все это нарушает стабильность психики. Сопровождается эта форма мутизма повышенным уровнем тревожности, депрессивностью, впечатлительностью, инфантилизмом. Возможны нарушения аппетита и сна, заторможенность, частые протестные настроения.
При наиболее частых формах детского мутизма отсутствуют физиологические нарушения, поэтому коррекция состояния происходит исключительно психотерапевтическими методами.
Избавление от расстройства
Распознавание симптомов детского мутизма и его лечение вызывает некоторые сложности. Для установления диагноза необходимо провести четкую дифференциацию явления с другими расстройствами.
Общепринятой схемы лечения мутизма у детей не существует. В каждом конкретном случае используется индивидуальный подход. Из возможных способов применяют:
- психотические средства для снятия напряжения, купирования страха;
- физиопроцедуры для расслабления мышц шеи и речедвигательного аппарата, которые ребенок напрягает в ситуации планируемого общения;
- психотерапия. Изначально рекомендована индивидуальная терапия для установления контакта с маленьким молчуном. Но в дальнейшем все-таки следует переходить на групповую форму. Нахождение в коллективе способствует установлению социального контакта и раскрепощению. Групповая терапия может проходить в форме театральных постановок. Обязательна семейная психотерапия.
Но стоит понимать, что главным шагом к восстановлению речевой активности ребенка становится лечение основного заболевания либо устранение травмирующего психологического фактора. Терапию необходимо начинать как можно раньше. Показаниями для обращения к врачу могут служить следующие ситуации:
- если малыш не вступает в общение более 1 месяца;
- наличие речевых проблем при определенных обстоятельствах;
- ребенок слышит и понимает, что ему говорят, интеллект сохранен. Пытается общаться жестами, письмом;
- отсутствие дефектов речедвигательного аппарата.
Дети, страдающие мутизмом – это особая категория. Несмотря на свою молчаливость, они все понимают, отличаются наблюдательностью и просто ослиным упрямством. Отсутствие возможности говорить порождает в их внутреннем мире напряжение и неспокойствие. Они способны выплывать в разных ипостасях. Например, были замечены случаи выраженной жестокости детей. Мальчик мог подойти к маме и ни с того, ни с сего укусить ее. Другие пациенты проявляли жестокость по отношению к животным.
Неспособность выражать свои мысли прямым путем требует относиться к молчунам с повышенным вниманием. Ранняя диагностика и помощь ребенку позволят избежать социального вакуума и психоза.
Лечение и коррекция мутизма
Для коррекции мутизма используется комплексный подход, подразумевающий слаженную работу нескольких специалистов:
- Прежде всего рекомендуется обратиться к психоневрологу или детскому психотерапевту, который поставит точный диагноз и при необходимости назначит медикаментозное лечение.
- Невролог – назначает лекарственные препараты и физиопроцедуры, корректирующие работу головного мозга, а также проводит периодическую диагностику изменения состояния.
- Детский психолог – проводит основную психотерапевтическую работу, где само по себе общение является стимулирующим и поддерживающим речь и письмо методом, дает консультации по изменению ситуации в семье. Детям отлично помогает метод песочной терапии, которые используют психологи.
- Логопед – проводит занятия по развитию артикуляционного аппарата, чтобы предотвратить или скорректировать речевые нарушения, возникающие вследствие долгого молчания.
- Также может использоваться аппаратный метод Томатис для снижения уровня тревожности. Он предотвращает логофобию и логоневроз как распространенные последствия мутизма.
Все действия специалистов должны быть согласованы для каждого конкретного случая. Одинаковой остается только одна рекомендация – начинать коррекцию как можно раньше.
Диагностические критерии и методы
Специалистам в процессе диагностики для наиболее полной оценки состояния больного потребуются сведения о том, как давно человек перестал общаться посредством речи и вследствие каких событий это произошло. Также назначают такие обследования:
- магнитно-резонансную томографию (МРТ);
- компьютерную томографию головного мозга ();
- электроэнцефалографию (ЭЭГ).
Кроме этого, необходимо провести неврологический осмотр, а также проконсультироваться с психиатром и логопедом.
Список источников
- Осипова А.А. Общая психокоррекция: учеб. пособие. М.: Сфера, 2002;
- Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Учебник для студентов медицинских ВУЗов. Том 1. М.Екатеринбург: Академический проект-Деловая книга; 2000;
- Яхно Н. Н., Штульман Д. Р. Болезни нервной системы: Руководство для врачей в 2-х томах. — М.: «Медицина», 2005;
- Коновалова А. Н., Скворцова В. И., Гехт А. Б. Неврология: Национальное руководство / Под ред. Е. И. Гусева. — М.: ГЕОТАР-Медиа, 2009.
Превентивные мероприятия
Определенных профилактических мер по предотвращению психогенных нарушений не существует. Причина в том, что в большинстве случаев нельзя предугадать и предотвратить эмоциональные потрясения и психологические травмы, которые могут спровоцировать болезнь.
Единственное, что можно сделать – следить за состоянием здоровья, что позволит в некоторой степени повысить устойчивость психики в стрессовых ситуациях, а именно:
- соблюдать режим отдыха и избегать эмоциональных и физических перегрузок;
- вести здоровый образ жизни;
- спать не меньше 8 часов в сутки;
- по возможности избегать стрессовых ситуаций и нервного перенапряжения;
- своевременно обращаться за медицинской помощью при нарушениях здоровья.
Когда речь идет о ребенке, необходимо позаботиться о спокойной и комфортной обстановке в семье, избегать бурного выяснения отношений и не применять насилия к ребенку. А при появлении каких-либо отклонений и поведенческих расстройств немедленно обращаться к специалистам.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ: СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
- Стараться с раннего детства не поощрять ребенка к избегающему поведению. Например, если знакомый маме человек спрашивает у ребенка его имя, то не стоит отвечать за него, даже если он прячет лицо и молчит. Иначе малыш привыкнет к тому, что в ситуации возникновения у него стеснения и тревоги мама за него все скажет. Чем чаще это будет повторяться, тем более вероятно, что он вовсе перестанет разговаривать в неуютных для него ситуациях. Лучше сообщить знакомому, что дочь или сын сейчас не готов общаться, но, возможно, удастся сделать это позже.
- Повышать самооценку. Если малыш с детства знает, что он – хороший, что его голос приятно звучит и его никто не ругает за неясность речи, то страдать мутизмом он, скорее всего, не будет. Хорошо, когда его хвалят, поощряют, иногда восхищаются тем, что он делает и говорит. Когда же ребенок с малых лет несколько раз в день слышит: «у тебя слишком громкий голос», «не кричи», «не коверкай слова», «помолчи», «тебя не спрашивали», то со временем он решит, что лучше совсем не разговаривать, чем постоянно быть раскритикованным. Он будет бояться сказать что-то не так, ошибиться или то, что он говорит, окажется неважным.
- Вводить ребенка в общество как можно раньше, чтобы большое количество людей не было для него стрессовой ситуацией. Приводить на детские площадки, встречаться с друзьями, ходить на праздники и кружки, где много людей. Если мутизм уже есть, то поначалу стараться подбирать компании, в которых он комфортно себя чувствует: знакомые дети и взрослые, отсутствие осуждений и насмешек, наличие общих тем для общения. Позже постепенно добавлять менее знакомых сверстников.
- При имеющемся элективном мутизме не стоит ждать, что речь появится сразу в начале лечения. Для этого должно пройти определенное время в зависимости от индивидуальных особенностей течения болезни.
- Оказываясь в новой обстановке или в окружении незнакомых людей, стоит дать немного освоиться, чтобы начать общаться. Не нужно сразу заставлять его разговаривать со всеми, кто к нему обращается, — это может только усугубить его состояние.
КАК СОЗДАТЬ КОМФОРТНУЮ ОБСТАНОВКУ В ШКОЛЕ
- Для того чтобы ребенок с элективным мутизмом хорошо чувствовал себя в школе, обязательно нужно сообщить учителю о его особенностях. Педагог должен знать, что ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к новой атмосфере.
- Попросить учителя не заставлять его отвечать у доски в первое время, включаться в совместные игры и дела. Но со временем, по мере привыкания, можно постепенно включать его в жизнь класса. Сначала предлагать пообщаться и вместе поделать что-то с теми ребятами, к которым он тянется. Потом постепенно подключать и других учеников.
- Спрашивать учебный материал индивидуально или в присутствии очень маленького количества одноклассников, не более 3-4 человек. Позже, если первоклассник смог говорить при них, постепенно добавлять других слушателей. Если же ребенок молчит в присутствии только учителя, то можно договориться записывать устные ответы на видео.
- Оценку знаний и умений первое время лучше проводить по письменным работам.
- Самое главное – учитель должен расположить первоклассника к себе, чтобы он мог ему открываться и доверять. Учитель, практикующий авторитарный стиль общения, вряд ли сможет найти подход к обучающемуся с таким диагнозом.
- Для более быстрого привыкания к одноклассникам, для детей полезно проводить игры на сплочение. Среди них много таких, которые не требуют вербальной коммуникации. Ребенок знакомится с ребятами, контактирует с ними тактильно и физически. В результате они становятся для него тем «кругом людей», с которым он может комфортно находиться и разговаривать.